Ксавье Долана мне советовали долго и упорно. Говорили, что он уникален и неподражаем, снимает свои фильмы так своеобразно и оригинально, как до него ещё никто не снимал. Не скажу, что своей дебютной работой Долан меня поразил, но это, однозначно, лучшее, что было увидено мною за последнее время. Я уверенно могу сказать, что для такого рода фильмов должна быть своего рода небольшая 'подготовка' и хотя бы немного стоит знать о режиссерских наклонностях, что бы не было потом недоумения от присутствия сексуальных сцен гомосексуального характера. И после просмотра ясно одно - не смотря на столь юный возраст Ксавье Долан снимает качественное авторское кино с прекрасным сценарием, атмосферной картинкой и потрясающими саундтреками.
'Я убил свою маму' - это картина о борьбе молодого юноши с самим собой, собственными чувствами и эмоциями. Гиперэмоциональность выливается через край и главному герою некуда её девать, кроме как выплескивать всю ненависть и одновременно любовь, на свою мать. Юбера бесит в собственной матери все: от манеры одеваться, до манеры говорить. Он 'возвышает' себя над ней и не хочет мириться с тем, что его не устраивает. И в тоже время он искренне любит свою маму, пытается как-то к ней подобраться, найти общие ниточки и вновь, как в детстве, быть вместе. Эти два противоречия не умещаются в столь юном подростке и находят выход в постоянных скандалах, истериках и оскорблениях в адрес матери. Он импульсивен и несдержан, но сам в тоже время раним и романтичен.
Как мне показалось эмоции здесь преувеличены, как через призму, но это не выглядит громоздко и не перегружает картину. Всё гармонично и так легко, что фильм смотрится с упоением и каким-то надрывом даже - слишком эмоционально в некоторых моментах.
Оба главных персонажа составляют как бы противовес друг друга. Мы сразу видим на сколько они разные. Мать Юбера - Шанталь - женщина сдержанная, приземленная, без каких-либо стремлений к высокому. Её практическая безэмоциональность характера (за исключением тех моментов, когда она орёт на сына) находит выход в её одежде и обустройстве дома - всё настолько дико, вульгарно и безвкусно, на сколько вообще может быть. Юбер же, наоборот, очень чувственный, поэтичный юноша. Сколько он всего говорит: и хорошего, и плохого; сколько пишет и ещё больше снимает. Он живёт в мире духовного, в мире любви и не видит ничего общего с приземленной матерью.
Конфликт весь в том, что главные герои стоят каждый на своём. Да, они пытаются идти на сближение, но каждый раз срываются в очередной скандал. Мать измучена работой и повседневными проблемами; сын зациклен на себе и собственном мировосприятии, но в конечном итоге кто-то всё же должен будет сделать шаг на встречу другому.
'Я убил свою маму' - это история взаимоотношений матери и сына; история о поиске и понимании собственного Я. Это монолог души. Это крик чувств и разнообразие эмоций.
Ксавье Долан ну очень талантливый, только его дебют многого стоит. Весь фильм с него невозможно оторвать глаз, настолько он естественен. Он не вычурен, в нём всё гармонично - от его вкуса в одежде до чёрных кудрявых волос.
'Я убил свою маму' - лишь название сочинения, не больше. Он ведь даже в подсознании не смог бы даже дотронуться до неё. 16-ти летний Юбер, действительно, немного витает в облаках, а потом резко падает на землю. И его, ну честно, только в нескольких моментах по настоящему становится жалко. Хотя за что его можно жалеть? За таблетки, только после которых он наконец вспоминает о матери? За ложные мысли 'она меня ненавидит!'? Даже и пробовать не стоит.
Долан написал сценарий к этому фильму в 16. Что ж, это сразу можно понять в процессе просмотра. Я не говорю, что фильм плохой, но он и в правду как-будто снят подростком про подростков и для подростков. Но картина продуманная и сделана так, как хотелось режиссёру. А значит, принимайте как есть.
Что-то есть тут общее с Залом Самоубийц. Одинаковые подростки, одинаковые 'королевства' всё их же, подростков. Всё те же разногласия, непонимания, недомолвки с родителями. Я не хочу сравнивать что лучше, просто скажу, что они схожи.
Как правило, в картинах такого рода мало слов, да они и не нужны. Такие фильмы всегда подают холодными, депрессивными, в чем-то даже безысходными. Но разве жизнь большинства подростков не такая в реальной жизни? Проблемы с родителями, отношения со сверстниками, одиночество, наша сексуальная сторона, наши противоречия.. Это не просто кино, это кино про нас.
Мне кажется, каждый когда-либо чувствовал одиночество, некую пустоту. Долану удалось показать и рассмотреть со всех сторон эти чувства. Так давайте же будем ему благодарны и оценим его работу по достоинству.
Истории, без сомнения, суждено повторять себя: в общем-то, выбор у неё небогатый, как и у человека. В 1959 году на фестивале в Каннах пальмовую ветвь получил дебютный фильм Франсуа Трюффо «400 ударов», полвека спустя, в конкурсной программе участвует тоже первая картина Ксавье Долана, которая завоевала приз, в чём прослеживается замечательная преемственность. Некоторые эпизоды в фильме «Я убил свою маму» имеют сходство с работой Трюффо, прямая отсылка, когда ненадолго в кадре появляется постер из фильма «400 ударов».
Молодой канадский режиссёр К. Долан написал сценарий для своего фильма в возрасте шестнадцати лет, часть съёмок финансировал из личного бюджета, исполнил главную роль и признался, что частично сюжет ленты основан на его личной биографии. Удивительно, что при всем малолетстве, автор ощущает трагедию и в довольно обескураживающей форме преподносит её.
А тема вечная, острый конфликт поколений: 16-ий Убер живёт со своей матерью, когда странную напряжённость в воздухе создает болезненная фаза их взаимоотношений. Многочисленные конфликты между матерью и сыном, превратили женщину в серый равнодушный океан со смертельными эмоциональными волнами, нарциссизм Убера становится неизбежным. На этом фоне в жизнь подростка врываются вехи первой любви, наркотиков, поиска своего истинного места в жизни, уникального развития.
Недовольство ребёнка родительской властью и паника взрослого перед ответственностью – вещи одного порядка, и в картине «Я убил свою маму» ощутим этот нематериальный, призрачный сигнал о том, как самые близкие люди могут быть абсурдно далеки друг от друга, но при этом имея один корень страха.
Обычно, фестивальные фильмы губят концептуальные и аналитические знания, но данная картина настолько запредельно искренняя, что в лишнем анализе не нуждается, своей честностью она цепляет надолго.
Мальчик в 16 лет пишет сценарий, основанный на своих сложных отношениях с материю, а в 20 становится режиссером, продюсером и актером в фильме, снятом по этому своему сценарию. На секундочку просто задумайтесь о масштабности сего. Некоторые и в 40-то лет с тонной опыта за плечами не могут параллельно снимать и сниматься, а тут - 20ти летний мальчик.
Который, к слову, выполнил каждую свою задачу в данном фильме так, словно она была единственна. То есть, на высоте, максимально, в фильме 'Я убил свою маму', снятом новым божеством французского кино Ксавье Доланом.
Несмотря на то, что страна-производитель сего шедевра - Канада, да и Ксавье - канадец по гражданству, а француз по происхождению, фильм настолько французский, что иначе и подумать невозможно.
Хочется отметить работу оператора. Эти восхитительные планы, которые он брал, эти акценты, которые он расставлял... просто чудесно. Никаких тебе прыгающих, часто меняющихся кадров, что создало ощущение целостности и спокойствия.
Очень реалистично и убедительно показан конфликт между Матерью и Сыном, собственно, основной конфликт фильма. У каждого, наверное, ни раз бывали припадки злости к собственным родителям, желание обозвать маму нехорошим словом или уйти из дома, чтобы она... как бы так сказать... подумала над своим поведением и дала больше свободы и понимания. Эти метания от 'мам, я тебя люблю!' до 'я тебя ненавижу, тупица!', близки многим, что уж греха таить. Ксавье живет этим в фильме, потому что ему это близко так же, как любому среднестатистическому подростку. Сидела, смотрела и хотелось говорить 'плюсадин' к каждой второй сцене.
В общем-то, такой фильм достоин очень многого, в том числе и стать классикой, назарабатывать наград и признания. Ксавье еще не заявил о своем таланте на весь мир, но очень верю, что сделает это. У него вся жизнь впереди.
На небосклоне зажглась новая звезда, и следующее десятилетие назначило одного из своих фаворитов - канадского мальчишку Ксавье Долана, чью дебютную киноленту прокатили везде, где только можно, и на показ которой люди приходили с табуреточками. 'Я убил свою маму' захватил не только каннское жюри 'Двухнедельника режиссеров' и фестиваль «2morrow3 / завтра», но и простых зрителей, ждущих с нетерпением релиза второй работы Долана 'Воображаемая любовь'.
'Я убил свою маму' нельзя рассматривать в отрыве от самого Ксавье Долана, потому что это не просто авторское кино, это эгоизм без конца и края, но такой впечатляющий и самоуверенный, что невозможно не рукоплескать. Фильм Ксавье Долана, по сценарию Ксавье Долана, на мотив мемуаров Ксавье Долана, в главных ролях с самим Ксавье Доланом и Ксавье Доланом спродюсированный. Набравшись опыта в рекламе, в которой он снимется с четырех лет, режиссер устраивает в кадре настоящий перфоманс имени себя, отчего я искренне рекомендую смотреть фильм только с субтитрами. Переводить его - настоящее преступление, лишение зрителя колоссального удовольствия от французских истеричных диалогов с массой самых разнообразных интонаций: от визга до исповеди, от кокетливости до скоморошничества. Кажется, что Ксавье Долана совсем не волнует насколько смешно это смотрится, главное, что захватывает и погружает в происходящее действо, живо и бодро, а главное очень свежо, несмотря на избитую до полусмерти тему отношений матери и сына, к которой у Долана революционного подхода нет, но есть желание высказаться. Желание, сбивающее все на своем пути.
Мог ли сыграть Юбера Минеля кто-то другой? Конечно, но подмена лишила бы фильм феерии красок, и кому как ни самому автору играть себя. А играть есть что. Характер двойственного чувства, надрывного и не всегда соблюдающего границы. Юбер как любит мать, так и ненавидит. Он не может ее не любить, но его раздражает в ней все, начиная от стиля в одежде, заканчивая обывательскими мыслями. В четыре года родители для нас лучшие друзья и самые близкие люди, но когда мы вырастаем, то осознаем (может быть и не осознаем, кто как), что родителей мы не выбираем. Это единственные люди, от которых нельзя отказаться, кому нельзя не позвонить и сделать вид, что очень занят, ожидая пока от тебя отстанут. И Юбера это очень мучает, в конце концов начинает мучить и мать, которая все больше приходит к выводу, что совсем не знает своего сына, уже такого взрослого и стремящегося в другую страну. Помимо пласта родственных отношений, Долан подчеркивает насколько различны подходы к жизни в его семье, посредственности против интеллегенции, особенные против не очень особенных, а Ксавье Долан, по всей видимости, считает себя очень особенным, что доказывает своими успехами. В фильме же не видно набережной Круазетт и многочисленных призов. Здесь он пока не способен доказать, что к нему надо относиться не так как ко всем, а душа просит именно этого. Мать лишь тогда понимает, что ее сын другой, когда знакомиться с матерью его бойфренда, но и тут реакции, грозящие вырваться из под контроля. Шок, горечь, обида и осознание своей вины, что она ничего не замечала. Критики, твердят, что у фильма недостаточно глубины, но требуется как минимум серьезная внимательность, чтобы оценить резкие перемены в настроении героев и найти мотивировку не всегда адекватных поступков.
Здесь истерика на истерике истерику погоняет, каждый срывается с цепи, даже если до этого был образцом сдержанности. И это опять же сторона личности Ксавье Долана. Динамика фильма такова, что практически каждый диалог Юбера и Шанталь сводится к воплям. Может быть это и перегиб актерской игры и психологичности, но смотрится очень неплохо и держит в напряжении, иногда очень веселит, правда, как я сказал выше, русификация диалогов приведет к тому, что зритель попросту не оценит всего их великолепия. В любом случае есть возможность оценить великолепие картинки. Ведь Ксавье Долан еще и художник, что очень видно в постановке кадров. Лишних или неумелых практически нет, а некоторые сцены разлетелись по соцсетям как видеоарт, в котором люди даже не обращают внимания, что на газетах в краске резвятся двое юношей. Это слишком красиво получилось, чтобы включать ханжество. В отличие от своих коллег, Ксавье не оставляет картинку сырой, разбавляя стильным черно-белым видеодневником, цитатами, наплывающими на экран и располагая актеров по углам кадров. Подобные маленькие находки облагораживают фильм, выделяя его из массы.
Начать нужно с того, что фильм этот был снят в 21 год и относиться к нему нужно именно с этой точки зрения. Если кому-то показать данную картинну ничего не говоря об авторе, цифру 21 никто не назовёт, оно и верно, ведь в голове этого человека уже сформировались стержень, мышление, стиль. и всё это в 21 год.
Идя по сюжету мы видим обычную семью матери и сына и в какой-то момент они оба переходят черту молчания друг к другу и начинается взрыв. Ничего необычного в них нету, сын ничего не рассказывает своё матери о своей жизни вне дома, имея бойфренда - оно и нормально, большая часть детей не разговаривают со своими родителями, что плохо. И перейдя через эту черту, начинается очень душераздирающие зрелище и драма.
Проблема героев, в их большой любви друг к другу, о которой они не могут рассказать и показать, а лишь довольствуются записи на камеру. Это очень личная история и Долан донёс её. Процентов 80 людей, которые смотрели эту картину, переживали эти же эмоции, когда мы не можем поведать о своих эмоциях. В этом и есть смысл данного фильма. Финал тоже не предвещает нам чего=то светлого в дальнейшем, а наоборот, делает паузу перед худшим.
Чертовски жалко, что посмотрел первый фильм Ксавье Долана 'Я убил свою маму' после того, как увидел его новый фильм 'Воображаемые любови'.
Ощущение от фильма... как будто надкусываешь сочное зеленое яблоко с хрустом, так чтоб сок в разные стороны! Кажется, что Долан настолько увлечен идеей своего фильма, что готов использовать любые средства - например, текст на экране напомнил мне Брехта, с его опускающимися надписями. Кстати, социальная тематика в фильме присутствовала, разумеется, на втором плане.
В центре сюжета - Долан. Любит он себя, любит свой нос, свой рот, ушко, тело и настолько себя любит, что заставляет себя любить прямо в кадре. Брызги красок, крики, музыка. Правда в отличии от второго фильма – здесь доминирует фортепьяно.
Сам Долан мечется, бунтует, переходит на крик, который, однако, никто не слышит. Его мать слишком толстокожа...а что ей остается делать? Если абстрагироваться от всех красивых романтических историй мы получаем простую историю одинокой обреченной на бой женщины.
Когда сыну исполнилось 7 лет, она осталась одна. Она работала, выносила и сносила удары судьбы. Как же ей не обрасти панцирем? Так разве можно после этого обвинять ее в том, что в ответ на слова 'я тебя ненавижу' она отвечает 'хорошо, завтра будет телячья вырезка'. Она просто не может по другому. Она стала такой, чтобы выжить.
Тем сильнее проявляется ее взрыв в разговоре со школой, когда директор учебного заведения вдруг решает намекнуть ей на проблемы существования матерью-одиночкой. Отповедь, которой позавидовал бы ее сын. Пожалуй, она ответила директору за все нарекания, которое герой Долана отвешивал ей щедрой горстью.
В тоже время, отлично показаны неосознанные провокации, которые, признаюсь, нередко выбешивали меня. Ужасно, больно, глупо и неловко когда твой собеседник начинает говорить с тобой с позиции взрослого, а потом вдруг делает упрек в том, что твоя позиция недостаточно аргументирована и не рационаьлна. «Да черт бы меня побрал совсем, вы же со мной разговаривает как с ребенком!», - казалось орет персонаж Долана.
Метания, защита подростка показаны в фильме просто восхитительно. Если бы смотрел этот фильм прежде картины 'Воображаемые любови' наверняка долгие кадры замедленной съемки, смещенное кадрирование (кажется это так называется) вызвали бы во мне куда больший восторг.
Фильм поражает своей наивностью и простотой, если не сказать, примитивизмом. Особенно в первой сцене, знакомства Долана с родителями Антонина – парня персонажа Долана. Мать Антонина на раз чувствует запах травки и сладострастно утопает в ласках молодого любовника. Просто - да, примитивно - да. И в этом примитивизме сила!
Фильм - яблоко, фильм - взрыв, фильм - откровенность, переходящая на крик, юношеский максимализм, готовый содрать глотку ради минуты внимания
Я убил свою маму - полубиографический фильм 2009 года, дебют канадского режиссера, 21-летнего Ксавье Долана, в котором он сыграл главную роль, повествует нам о сложных взаимоотношениях матери и ее сына-подростка.
Раньше они были друзьями, но потом все изменилось, и 16-летний Юбер рос, пробовал жизнь, влюблялся и расширял границы своего кругозора без участия матери. Первый сексуальный опыт, камин-аут без его непосредственного участия, интернат, любовь, боль, патологическое неумение любить.
По словам самого режиссера, к этому фильму он написал сценарий как раз в 16 лет.
Фильм заставил все это почувствовать. Те нервы, те истерики.
О фильме с интригующим названием я узнала уже после просмотра прогремевшей нежно-нервной 'Мамочки'. А посмотрела еще пару лет спустя. Но не бойтесь, 'Я убил свою маму' - всего лишь метафора, хоть и хлесткая, как и весь фильм. Правда, фильмом в том смысле слова, в каком это привык понимать зритель, картину назвать сложно, скорее видео-дневник, причем видео-дневник 16-летнего подростка, со всеми вытекающими. Тем не менее фильм (давайте я все таки буду называть его так) приковывает внимание, а значит, есть, с чем разбираться.
Во-первых, стоит смотреть его в оригинале и с субтитрами (для тех, кто, как я, ни слова не понимает по-французски). И это вовсе не для того, чтобы похвастаться тем, что вы смотрите авторское кино не для всех (этих 'не всех' стало так много, что элитарность давно уже сменилась массовостью), а просто потому, что французский действительно красиво звучит, особенно в эмоциональны сценах, которыми фильм напичкан.
Во-вторых, нет необходимости воздавать хвалы Ксавье Долану только за то, что он в 16 лет сам написал сценарий, а в 20 и фильм поставил, и роль главную сыграл. Пушкин еще в лицее начал писать стихи, и что? Молодость не порок и не повод для гордости.
Из вышесказанного вытекает, что, в-третьих, фильм имеет смысл оценивать без скидки на возраст режиссера, и, следовательно, воспринимать тот факт, что он снят как видео-дневник как жанровую принадлежность, а не как неопытность и незрелость создателя.
Теперь об актерах, ибо актерская игра порой может вытащить даже самый затрапезный сценарий.
Долан. Молод, красив, не впервые на экране. Вероятно, играет сам себя, что вполне уместно в автобиографичной ленте. В его герое Юбере больше Эдипова комплекса, чем гомосексуальности, поэтому всем, кому тема сексуальных меньшинств показалась недостаточно раскрытой, советую обратиться к иным картинам. Что касается жалоб на то, что ни одна из затронутых тем в работе так и не была раскрыта, то напоминаю о жанре: это видео-дневник, следите за действием, а не за подтекстом, здесь все на поверхности.
Дорваль. Мама. Образ молодящейся женщины, забывшей, что висячие бантики на ядрено-розовой кофточке и переизбыток загара в ее возрасте уже ни к чему, разведенки без намека на личную жизнь, для которой сын - на самом деле центр Вселенной, ось, вокруг которой она вращается и никак не может сойти с орбиты, а потому так боится потерять связь со своим сыном и власть на ним, Энн Дорваль удался. В 'Мамочке' она снова мама, но уже не такая, хотя вроде бы тема фильма та же и расстановка персонажей аналогична, но все таки это уже другая история, и мадам Дорваль играет иначе.
Клеман. Роль учительницы - роль спасательного круга. Ей предстоит то же в 'Мамочке'. Да, Долан явно любит перетаскивать команду из фильма в фильм и показывать, какими разными они могут быть в одних и тех же образах. И Клеман, как и Дорваль, будет уже другой. Здесь у нее меньше экранного времени, персонаж менее запоминающийся, но герою Долана без такого круга никуда, возможно, поэтому он потом больше разовьет эту тему.
Арно. Любовник, друг. С тем же взглядом на жизнь, с той же любовью к искусству. Еще один спасательный круг. Наиболее далекий человек от образа матери, в которую влюблен главный герой, становится параллельной Вселенной. Органичен, большего не требуется.
Монтаж и санудтрек доставляют эстетическое удовольствие. Крики чаек стали, пожалуй, лучшим закадровым сопровождением. Вставки, иллюстрирующие мысли Юбера, дают лучше понять его эмоциональное состояние. Крупные черно-белые планы, когда видно только часть лица, или, наоборот, в кадре яркое пятно стены и персонаж где-то в уголочке, для многих - претензия на уникальность и потому претензия к режиссеру за нарциссизм. А по мне - просто красиво. Потому что для меня красота - это когда нет ничего лишнего.
Главный герой говорит, что у него по крайней мере есть вкус. Да, вкус у Долана действительно есть.
Наивны зрители, ждущие, что в итоге герой изменится, станет образцово-показательным сыном, и отношения в семье наладятся. Невозможно в 16 лет перестать быть максималистом. Зато через несколько лет можно подрасти, посмотреть на некоторые вещи со стороны и снять другой фильм. Как говорится, кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, а кто в старости не стал консерватором, у того нет головы.
Итак, в сухом остатке получаем красивое автобиографичное полотно, в котором самые эмоциональные сцены полностью перекрываются плотным саундом, замедленная съемка заставляет наслаждаться картинкой, а в общем и целом возникает ощущение подглядывания в замочную скважину за чужой, но какой-то очень знакомой жизнью. Для дебюта очень и очень неплохо.
Фильм увидел в рамках фестиваля современного кино '2morrow3 / завтра'. Причины - был заинтригован описанием, наградами в Каннах и, собственно, самым неожиданным - возрастом режиссёра и исполнителя главной роли. 20 лет.
Эта полуавтобиографичная картина погружает нас в жизнь обыкновенного (с первого взгляда) подростка, Юбера. Его нескончаемые распри с матерью начинаются буквально по любому поводу. Отца нет - ушёл. 'Трус', как выразилась мать. Не самые положительные оценки в школе, дружба с парнем, у которого отношения со своей мамой заставляют Юбера жадно и неуверенно глазеть на всё это. Оказывается, это не просто дружба - это любовь.
Неоднократные бездумные (но так ли это?) и довольно странные с первого взгляда поступки юноши, призванные отрицать одно лишь существование матери ни к чему хорошему в отношениях с ней не приводят. После очередной ссоры и ухода сына из дома на пару дней, мать соединилась с отцом ради одной цели - сломать Юберу жизнь. Естественно, это прячется за помощью в виде отправки в интернат. Или за детской неспособностью выразить свою любовь.
Неприкрытый гомосексуализм, при этом нисколько не выглядящий пошлым или отвратительным, любовь к матери, но не такая как у всех, странные взаимоотношения с учительницей из школы. Одним словом, фильм смотрится на одном дыхании. Нет никакого привкуса фальши - всё естественно, натурально и правдиво. А после середины я и вообще впал в некий транс, сконцентрированный на экране, который не мог разрушить даже мужчина, всё время громогласно и пискливо смеявшийся (вернее, ржавший).
Иными словами, непременно рекомендовано в просмотру. Это как глоток свежего воздуха. Честного и неразбавленного.