We should be able to kill each other. In our minds.
Картина встречает нас эпатажным названием «Я убил свою маму» громко заявляя о себе, вызывая бурный восторг.
Юбер - неугомонный подросток, вечно спорящий со своей матерью. Шанталь и её шестнадцатилетний сын имеют очень схожие характеры, из-за чего у них возникает непрекращающаяся борьба. Они любят друг друга, но не той любовью, не материнской и «сыновьей». Возможно у них есть только привязанность к друг другу, но дальше они уйти не могут, так и держат в оковах. У них нет выхода, но и терпения выдерживать капризы друг друга.?
Юбер обладает творческими навыками и богатым воображением, поэтому мы часто видим вставки, как когда он думает о смерти совей матери и представляет её лежащей в гробу. Он всё время пытается её задеть, хочет сделать больно, но это лишь для того, чтобы она его услышала, но та постоянно забывает о чём он говорил и делает вид, что такого никогда не было. Каждое их общение омрачено, визуально это подчёркивается темнотой, в которой они утопают так, что их почти не видно.
Игра актеров настолько эмоциональная, чуть ли не сумасшедшая, они будто бы срываются цепи, по щелчку пальца закипают изнутри и выдают эту невероятную бешеную экспрессию. Они просто сносят тебя этим.
Крупные черно-белые планы, в которых Ксавье Долан (Юбер) рассуждает на тему их отношений. Когда он говорит о матери, камера стоит очень близко, вырисовывая его чувства к ней. Он не может быть её сыном, но «если кто-то обидит её, он его убьёт», но всё же может «назвать сотню других людей, которых он любит больше». С Шанталь у них только общие кадры, никакой близости между ними не ощущается, они совершенно чужды друг другу.
В большинстве кадр выстроен так, что персонаж находится в нижнем углу, изображает их отчужденность и неприятие.
Слоу-мо и ускорение резко контрастируют.
Симметричные кадры мелких деталей, как бабочки на стене или готовка завтрака сняты эстетично.
Этот фильм выглядит как исповедание, искреннее сердечное признание и как некое наказание собственной матери режиссёра(ведь фильм наполовину автобиагрофичный) тем не менее, вызывает восхищение. Как кто-то в таком раннем возрасте делает столь осознанную и достаточно зрелую картину. Удивительно, действительно вундеркинд.
«Мы любим своих матерей, почти не задумываясь об этом, и не осознаем всей глубины этой любви, пока не расстанемся навсегда…» Ги де Мопассан.
Начать нужно с того, что фильм этот был снят в 21 год и относиться к нему нужно именно с этой точки зрения. Если кому-то показать данную картинну ничего не говоря об авторе, цифру 21 никто не назовёт, оно и верно, ведь в голове этого человека уже сформировались стержень, мышление, стиль. и всё это в 21 год.
Идя по сюжету мы видим обычную семью матери и сына и в какой-то момент они оба переходят черту молчания друг к другу и начинается взрыв. Ничего необычного в них нету, сын ничего не рассказывает своё матери о своей жизни вне дома, имея бойфренда - оно и нормально, большая часть детей не разговаривают со своими родителями, что плохо. И перейдя через эту черту, начинается очень душераздирающие зрелище и драма.
Проблема героев, в их большой любви друг к другу, о которой они не могут рассказать и показать, а лишь довольствуются записи на камеру. Это очень личная история и Долан донёс её. Процентов 80 людей, которые смотрели эту картину, переживали эти же эмоции, когда мы не можем поведать о своих эмоциях. В этом и есть смысл данного фильма. Финал тоже не предвещает нам чего=то светлого в дальнейшем, а наоборот, делает паузу перед худшим.
Некоторые критики пишут, что видят в этом кино смешную комедию, но я этого не понимаю. По-моему, это максимально авторский фильм, передающий исключительно личную драму и переживания. По-моему, в фильме показана самая искренняя трагедия. Пусть и подростковая, но настоящая. В чём проблема? Проблема лишь в том, что это трагедия человека, которого я вряд ли смогу когда-либо понять. Хочется симпатизировать романтичному протагонисту и его простой матери, но мне просто не удаётся. Более того, их переживания вызывают во мне, в первую очередь, не сочувствие, но... отторжение?
Очень тяжело досматривать фильм до конца: местами тоскливо, местами слезливо (не шутка), местами просто неприятно. Но как ни крути, это по-настоящему милое, до дрожи трогательное и просто прекрасное кино. Сценарий написан в 16 лет, как это постоянно повторяется во многочисленных статьях и рецензиях, вундеркиндом, и это всё легко заметно. Заметно, что сценарий написан в 16 лет, и заметно, что автором фильма выступил вундеркинд. Взрослый, сформированный человек никогда не смог бы продемонстрировать мир глазами юнца, и в этом главная уникальность этого кино: Ксавье Долан наглядно продемонстрировал, как выглядит мир глазами трудного подростка. Возьмите любого другого режиссёра, будь то Пон Джун-хо или Уэс Андерсон. Они могут попытаться написать кино о трудных подростках, но это не будет настолько искренним фильмом, насколько искренним фильмом оказался 'Я убил свою маму'.
Актёрская игра абсолютно каждого персонажа вызывает восхищение. Язык не поворачивается критиковать их. Невозможно не признать чувство вкуса и стиль режиссёра. Каждый кадр вызывает желание пересмотреть всю сцену. Каждое произнесённое слово отточено до идеала, вплоть до якобы незначительной усмешки, ухмылки и случайно брошенного взгляда, которые на самом деле имеют огромное значение и постепенно, шаг за шагом помогают зрителю конструировать характер персонажей.
Интересно было представить, что будет с персонажами фильма после титров, и я не хочу показаться нигилистом или просто пессимистом, но, на мой взгляд, у истории Юбера (так зовут протагониста) и Шанталь (так зовут его мать) нет счастливого конца. Хочется верить, но, как мне кажется, счастливая жизнь сложилась только у Ксавье Долана, а не его альтер-эго.
Фильм, как ни скрывай, апеллирует к детству самих зрителей, поэтому восприятие продемонстрированной квебекским гением может быть совершенно полярным. Я не был трудным подростком. У меня всегда были хорошие отношения с родителями. Бунтарские настроения вызывают во мне неприязнь. Этот фильм не про меня и не для меня. Но тем не менее:
До сих пор под впечатлением от шедевра Это всего лишь конец света молодого талантливого режиссера Ксавье Долана, поэтому появилось желание посмотреть все остальные его работы, они все очень разные и очень своеобразные.
Фильм Я убил свою маму, насколько я знаю, был самой первой работой, во время просмотра мне показалось, что режиссер, который еще и в главной роли, играет сам себя, будто это выстраданный фильм.
То ослепительно ярко, то черно-бело, осколки посуды, желтая осень, брызги краски на стене, истеричные крики, очень эмоционально. Мне кажется, французы сами по себе очень эмоциональные, а тут прям на грани. Музыкальное сопровождение подобрано очень удачно, и тоже на грани.
Сюжет не оригинален, проблема отношений матери и сына-подростка. Мне фильм показался однообразным и поэтому немного затянутым, вроде бы одно да потому, но если убрать любой кадр, будет уже не так остро.
Особенно зацепил момент - разговор матери с директором школы по телефону.
Я б не сказала, что в восторге, как от последней работы, может, тема мне уже не так близка, хотя для родителей мы остаемся всегда детьми, отсюда и все проблемы, не могут они воспринимать нас на равных, но о просмотре точно не жалею.
Это был дебютный фильм Ксавье Долана. Обратил внимание Каннский кинофестиваль, обратили внимание и критики с продюссерами. Когда любишь киноискусство и являешься исключительно искренним человеком, тебя любят и чувствуют.
Опираясь на киноведческие справки, можно узнать, что сценарий ленты был написан Доланом в шестнадцать лет и являлся его полубиографией. Лента действительно открыта зрителю, и проблемы главного героя, которого исполняет сам режиссёр, близки его поколению и узнаваемы поколением старших. В фильме есть одна внушительная и обаятельная линия - взаимоотношений матери и сына. Ей кажется, что она понимает своё чадо, и её поступки обоснованы методизмом и общими понятиями о воспитании ребёнка. В нём же бурлит страсть и беспокойство от развивающего опыта жизни и грядущего обретения свободы.
Даже без работы Долана и без его личного отображения понятно, что такое противостояние зачастую патовое и не может быть решено простым примирением и успокоением сторон. У двух самых близких людей всегда противоположное направление. Непонимание, являющееся причиной конфликта, найдёт выход только через общую боль. В этом плане фильм Долана - взрослое и наглядное пособие для семей, чтобы быть открытым и честным друг перед другом, дабы формировать культуру общения и осознать настоящие трудности близкого. Лента являет собой классическое произведение, которое можно назвать семейным не из-за домашней обстановки, милости, простоты и праздника, а по причины затрагивания и обрисовки каждой линии каждого заинтересованного члена семьи.
Конечно, нельзя в связи с этой ленте не упомянуть и ещё одну смежную проблематику - самоидентификацию подростка. Персонаж Долана здесь влюбляется, совершает каминг-аут, ищет собственное жильё отдельно от матери, пробует наркотики, ищет отношение с чужими парнями, пытается сформировать своё направление в жизни. Он органичен в своей роли из-за главной силы актёрского мастерства - прожитию персонажа. Ему не нужно подстраиваться, задача одна - вспоминать то, чем ещё недавно занимался.
Большое спасибо Долану за то, что в тот момент, как он задумал эту картину, он стал искренним.
Истории, без сомнения, суждено повторять себя: в общем-то, выбор у неё небогатый, как и у человека. В 1959 году на фестивале в Каннах пальмовую ветвь получил дебютный фильм Франсуа Трюффо «400 ударов», полвека спустя, в конкурсной программе участвует тоже первая картина Ксавье Долана, которая завоевала приз, в чём прослеживается замечательная преемственность. Некоторые эпизоды в фильме «Я убил свою маму» имеют сходство с работой Трюффо, прямая отсылка, когда ненадолго в кадре появляется постер из фильма «400 ударов».
Молодой канадский режиссёр К. Долан написал сценарий для своего фильма в возрасте шестнадцати лет, часть съёмок финансировал из личного бюджета, исполнил главную роль и признался, что частично сюжет ленты основан на его личной биографии. Удивительно, что при всем малолетстве, автор ощущает трагедию и в довольно обескураживающей форме преподносит её.
А тема вечная, острый конфликт поколений: 16-ий Убер живёт со своей матерью, когда странную напряжённость в воздухе создает болезненная фаза их взаимоотношений. Многочисленные конфликты между матерью и сыном, превратили женщину в серый равнодушный океан со смертельными эмоциональными волнами, нарциссизм Убера становится неизбежным. На этом фоне в жизнь подростка врываются вехи первой любви, наркотиков, поиска своего истинного места в жизни, уникального развития.
Недовольство ребёнка родительской властью и паника взрослого перед ответственностью – вещи одного порядка, и в картине «Я убил свою маму» ощутим этот нематериальный, призрачный сигнал о том, как самые близкие люди могут быть абсурдно далеки друг от друга, но при этом имея один корень страха.
Обычно, фестивальные фильмы губят концептуальные и аналитические знания, но данная картина настолько запредельно искренняя, что в лишнем анализе не нуждается, своей честностью она цепляет надолго.
Довольно интересный фильм с точки зрения человека, который не особо увлекается фестивальным кино, а особенно канадским. Могу сказать от себя, что в свой лист просмотра включила его во многом из-за друзей, которые являются настоящими поклонниками фильмов Долана. И очень часто советовали мне. Могу сказать, что вполне неплохо, и даже местами меня впечатлила эта картина.
Перед нами Юбер, которому 16 лет и которого в собственной матери раздражает всё. Как ест, как говорит, как ведет себя. Но больше всего то, что она не понимает и не пытается сблизиться с сыном. Они существуют как две отдельные Вселенные. Она - приземленная женщина, которой вполне хватает земных радостей в виде сериалов, работы, еды и того, чтобы её оставили в покое. Он - буря эмоций и чувствительности, художник, который пытается найти и выразить себя, с немного инфантильными замашками и поиском себя.
Картина больше о том, что порой в семьях рождаются дети, кардинально отличающиеся от родителей и порой не приемлят тот образ жизни, который те ведут. Они тянутся к искусству, более чувствительно воспринимают окружающий мир и совсем отличаются от людей, привыкших к стандартному образу жизни: работа-дом. Они пытаются выразить себя, найти своё предназначение и не впустить в свою жизнь 'серые' краски, которые каждый день они видят рядом с собой.
Фильм снят в жанре документального кино с привязкой к реальности - это завораживает. Радует, что все актеры выглядят естественно будто это люди, которые живут в своей обстановке и даже не знают, что их снимают. Это подкупает.
Игра актеров на твердом среднем уровне. Долан сыграл очень натуралистично и прекрасно передал эмоции подростка, который пытается вырваться и быть уникальным, а не 'серой массой'. Плюс впечатлил Франсуа Арно, появляющийся на экране не так часто, но вполне эффектно.
Кино под настроение. Кино подходящее для просмотра осенью с чашкой чая. Но пересматривать часто не будешь, так как оставляет глубокое сильное впечатление, которое надо пережить внутри в течении какого-то времени.
Не скрою, что начинала смотреть настроенной скептически: уж больно его нахваливали. Не удержалась. И не пожалела. Понятно, что есть недоработки, которые можно простить из-за молодости режиссёра, но хотелось бы отметить две сцены, которые показались, пожалуй, самыми удачными.
Во-первых, постельная сцена. Она порадовала своим грамотным построением. Можно было бы скатиться в слащавую восторженность, но Долан этого не сделал (и молодец). Достигает он такого эффекта благодаря музыкальному сопровождению, которое, как мне показалось, контрастирует с визуальной составляющей, что создает ироничную дистанцию от происходящего на экране. Ценная находка в 19 лет! Признаюсь, на первых секундах было беспокойство, что она получится вульгарной, однако сделано со вкусом. Точно определить, что такое вкус, наверное, сложно, возможно, чувство меры играет здесь не последнюю роль. А Долан нашёл этот баланс.
Во-вторых, понравился эпизод сразу следующий за постельной сценой, когда Юбер, узнав, что придется ещё год провести в новой школе, закатывает истерику и разбрасывает вещи. Всё действо разворачивается под ту же хулиганскую песню, что звучала в предыдущем эпизоде, то есть ироничная дистанция здесь тоже подразумевается. И, действительно, герой вовремя останавливается, так и не разбив блюдо, и как хороший сын начинает убирать тот бардак, который сам же и создал. Думаю, что этот эпизод, длящийся незначительное время, является яркой и ёмкой метафорой отношений Юбера с матерью: сначала попытка всё разрушить, за которой следует раскаяние и стремление всё исправить.
Нельзя отождествлять героя Долана на экране с Доланом-режиссёром, именно благодаря ироничному отношению автора. Юношеский максимализм, подвергшись художественному осмыслению, уже не столь драматичен. Но вечная проблема пропасти между поколениями от этого остаётся окрашенной в печальные тона, так как в фильме нет ответа на вопрос, как такие разные, но любящие по-своему друг друга люди, как Юбер и его мать, могут жить дальше.
Фильм-произведение искусства. Так бы я охарактеризовала эту картину. Невероятно красивая, душевная и добрая автобиография Ксавье Долана. Изначально фильм меня привлек тем, что главную роль в нем играет сам режиссер. Позже я узнала, что это еще и автобиография, к тому же дебютная. С учетом того, что это первый фильм Ксавье, фильм невероятно красиво снят. Ксавье подошел к фильму как к картине. Он нарисовал его. В фильме множество неброских, но важных деталей, будь то капельки лимона на губах матери Юбера или бабочки на стенах их дома, все это создает полноценный образ и по-своему раскрывает каждого из героев.
Фильм открывает перед нами очень щепетильную и интересную тему. Тему отношений детей и родителей. Есть множество книг, фильмов, направленных по этой же тематике, но ни одни из них еще не показывали все как есть. Этот фильм раскрыл все карты перед зрителем. Не бывает идеальных семей, так же как и не бывает совершенно непонимающих. В каждой семье есть своя дилемма. Ксавье показал жизнь обычного подростка, такого же, как и все. Время от времени фильм заставлял меня улыбаться, несмотря на то, что это драма, а не комедия. Именно эта натуральность меня тронула в этом произведении. Здесь жизнь показана такой, какая она есть, она может быть грустной, веселой, милой, одинокой, все это есть в фильме, он полон эмоций, притом самых разнообразных. Жанр не должен создавать какие-либо рамки для фильма.
Особенно мне нравились размышления Юбера и его матери, то как они относились друг к другу. В один день они нежно говорили, что любят друг друга, а уже на следующий день они друг друга ненавидели. Между ними, несомненно, было недопонимание, то, которое практически всегда возникает между детьми и родителями. Это не означает, что Юбер не любит свою маму, так же как и не означает, что она не любит его. Главная мысль этой картины заключается в том, что мы любим своих матерей, несмотря ни на что, какими бы они не были, потому что они любят нас.
Кино появилось как развлечение, оно влетело поездом в жизнь людей и, начало свою трансформацию. Оно переродилось из развлечения в искусство и философию, позволяя нам применить новое в попытках нахождения ответов на вопросы так нас волнующих.
Неисчерпаемая тема. Тема отцов и детей. Она не теряла своей актуальности никогда: ни сто, ни двести лет назад, ни сейчас. Менялись лишь средства выражения, способы понимания, выяснения.
'Мы любим своих матерей, почти не задумываясь об этом, и не осознаем всей глубины этой любви, пока не расстанемся навсегда' Ги де Мопассан
Этими словами начинается дебютный фильм юного режиссера Ксавье Долана.
О чем же этот фильм?
Синопсис гласит:'16-летний Юбер пытается отстоять независимость и собственное достоинство перед матерью, которую он как любит, так и ненавидит. Мать любит его, но не умеет показывать свои чувства сыну, она замучена работой, страдает от одиночества после того, как муж ушёл из семьи.
Юбера, талантливого художника, раздражает в матери всё: безвкусная одежда, манера есть, неумение разговаривать. А его мать Шанталь не находит в себе силы и не умеет понять проблем юноши. Она не готова признать сына самостоятельным взрослым человеком, выпустить его из-под своей часто излишней опеки.
Друзья, первый сексуальный опыт, одиночество, поиски юношей своего места в жизни — всё остаётся скрытым от матери'.
Исчерпывающе. Но это лишь касаемо сюжета. А ведь фильм завоевал золотую пальмовую ветвь, да к тому же был выставлен на премию 'Оскар' от Канады (не прошел в финал). Что же в нем такого? Режиссура.
Долан рос в среде 'киношников', с детства играл в телевизионных сериалах, впитывал атмосферу. Он явно знал как строятся мизансцены, как строится кадр. Но мы не увидим 'сериальщины' в его работе. Нет. Его фильм пестрит цитатами из режиссеров-мастеров, пестрит до неприличия. Кажется, что он собрал в свой фильм чуть ли не все режиссерские приемы, которые были изобретены со времен появления кино. И это должно было бы раздражать, но - нет. Столь умело, столь четко это вкраплено в фильм. Эти приемы, как восточные пряности: каждая имеет свое место, чтобы придать именно тот вкус блюда, который задумал повар.
Долан сделал историю-дневник, с одной стороны, с другой - попытался показать сторону матери. Не могу сказать, что она открыта полностью. Пожалуй, он дает ей слово раза три-четыре за фильм, слово, которое бы намекнуло на ее внутреннее состояние. Но из всех этих моментов можно уделить внимание только двум: моменту отъезда Юбера, и моменту общения матери с директором по телефону.
Цвет фильма сменяется от желтого, отдающего марокканским теплом и скрежетом песка в глазах, до холодно белого. Это также показывает домашний безвкусный, по мнению героя, 'уют', созданный матерью. Это все ему ненавистно: и вещи, и атмосфера. Он хочет другого. И сбегает от матери раз за разом в дом к своему бойфренду, дом полной противоположности: белый, минималистичный, современный.
Меня этот фильм поразил одним кадром: кадр диалога героя с матерью. Кадр построен так, что они практически отрезаны по краю, еще немного, и нос коснется края кадра, а со стороны затылка очень много пространства-каждому из них есть что скрывать друг от друга. Можно подумать, что это прием драматургии со смыслом, но в последующих диалогах с другими людьми, мы увидим тот же прием. Хотя они понимают друг друга, и близки.
В фильме помимо основной истории с матерью, разворачивается история любви двух парней. Это первая любовь, любовь-дружба, любовь-секс. Они молоды и им хорошо вместе. Их сцены близости сняты скачками, ярко и эмоционально. Жизнь кипит в них.
Но и тут появляется тень матери, которая еще не в курсе предпочтений ее сына...
В целом, фильм стоит того, чтобы его посмотреть, потому что в нем есть все: от юношеского максимализма до намека на эдипов комплекс. Это фильм-взросление. Сам Долан написал сценарий в 17 и сказал, что он автобиографичный. Причин ему не верить нет.
Ксавье Долан открытый гей, ему 27, он молод и красив. Его называют любимчиком Канн и золотым мальчиком. Не знаю как ему это удается, но многие считают его гением.
В 2015 он снял клип на песню Адель 'Hello'. А в 2016 вновь взял пальмовую ветвь в Каннах.