Может и не супер-шедевр (как “Кавказская пленница” или другие фильмы про Шурика), но все равно шедевральная картина от народного режиссера Леонида Гайдая. Кстати, давайте будем честны – одна ведь из последних. Тот же “Спортлото-82” уже не дотягивал до высокой планки Гайдая (просто хорошая комедия на разок, не более). Я уже молчу про откровенно проходные комедии с Харатьяном.
В “Не может быть!” сошлось вообще все – гениальный режиссер (Гайдай) повстречал гениального писателя (Зощенко, в свое время обожал его почитывать). Кто еще мог идеально экранизировать Зощенко? Только Гайдай. Как вы понимаете, перед нами именно комедийный киноальманах. Надо сказать, что Гайдай любил коротенькие зарисовки. “Не может быть!” – далеко не первый киноальманах в его фильмографии (посмотрите “Деловые люди”, например, где он блестяще экранизировал писателя О. Генри).
Состоит “Не может быть!” из трех новелл – “Преступление и наказание”, “Забавное приключение” и “Свадебное происшествие”. Я говорю абсолютно субъективно – самая слабая (если их сравнивать, конечно же, подчеркиваю жирным), положа руку на сердце, все-таки вторая с Олегом Далем (хотя песня про купидона великолепная). Т.е. “Забавное приключение”. Про супружеские измены. Гайдай выстраивает даже не любовный треугольник, а самый настоящий шестиугольник. Тут еще играет прекрасная Крючкова, но концовка явно проигрывает другим новеллам, как ни крути.
А вот “Преступление и наказание” с Пуговкиным и “Свадебное происшествие” с Куравлевым – оставили меня в поросячьем восторге. Обязательно посмотрите. Очень смешно. Очень ярко. За песню “Губит людей не пиво” от Невинного и “Черные подковы” от Филиппова – низкий поклон, это было шикарно, душевно. Первая новелла рассказывает про жену вороватого владельца магазина (во времена НЭПа), которая вместе с братом решила избавиться от имущества, пока мужа увезли на допрос. Вторая же про непутевого жениха, который не может вспомнить, как выглядит его невеста (на своей же свадьбе, а-хи-хи).
Очень крепкий каст. О чем речь, если у Гайдая даже поросенок играет (за которым они носились по двору, а-хи-хи). Уморительный альманах. По поводу атмосферы – местами “Не может быть!” напоминал “12 стульев” того же Гайдая. Да-да, атмосферненько. Сейчас уже так точно никто не снимает. Всем актерам можно выдать по Оскару (Вицин, Светин, Крамаров и др.). Кино, которое обязательно рассмешит! Рекомендую…
Советское кино - это настолько большое, самостоятельное и уникальное явление, что писать о нем объективно довольно сложно. Тем более сложно писать о фильмах, которые прочно вошли в советскую и даже, надо сказать, постсоветскую культуру. 'Не может быть' - из их числа.
Писать сложно, но надо попытаться. Абстрагироваться и посмотреть на этот фильм в качестве нейтрального зрителя, не фаната подобных фильмов по умолчанию, по статусу, по гражданству.
И если смотреть на данный фильм под таким углом, то какие можно сделать выводы и наблюдения. Их достаточно и начать можно с формата.
Этот и большое количество других советских фильмов по визуальному представлению и реализации имеют много общего с театром. Много сцен снято в помещении, декорированном в достаточно минималистичном, но при этом крупном и фактурном формате.
Фильм стилизован под немое кино и события фильма также происходят в эпоху немого кино - 20-е годы 20-го века (примерно).
Несмотря на то, что жанрово фильм значится как комедия - это не комедия. Как и многие, опять же, советские комедии эти фильмы изобличали суровую действительность, высмеивали прямо или косвенно человеческие слабости, пороки, изъяны. При этом делалось это с определенными художественными приемами, переходящими, опять же, из фильма в фильм. Кому-то эти приемы нравятся, кому-то - нет.
Структурно фильм состоит из трех не связанных друг с другом историй. Можно сказать, что этот фильм - фельетон. Не зря периодически зрителю демонстрируются вырезки из журнала 'Крокодил'. Истории эти собирательные и достаточно архетипичные. Каждая из них вскрывает большой культурный социальный пласт общества.
Нельзя не заметить, что сатира авторов достаточно жестокая. Пусть вас не смущают веселые и гротескные персонажи. За ними скрывается скальпель режиссера. Под этими декорациями - суровая рука, обнажающая человека. И ведь нельзя сказать, что этот человек - советский. Прошло время, а ничего и не поменялось. Все то, что изображено в фильме, актуально и сейчас. И не только для нас. Это фильм о вечных проблемах.
Среди художественных особенностей стоит выделить тягу к гротеску, излишнюю эмоциональность и эпатаж. С другой стороны, каждый задействованный в фильме актер - это большая индивидуальность. Величина!
Большое советское кино - это всегда качественный подбор актеров. Тонкий и безжалостный сюжет, доказывающий знание авторами человеческой натуры и советского общества. Архетипичные персонажи.
Советское большое кино - это кино своеобразное. Не каждый его поймет с первого раза. Нужен определенный подход, настроение и состояние души. Нужно фундаментальное понимание человека. А кому-то оно просто нравится. А кто-то от него в восторге. Примерно так. И давайте все-таки узнавать невест на свадьбах!
Михаил Зощенко считается одним из самых известных и популярных сатириков времен Советского Союза. Зачастую его произведения носили аполитичный характер и по большей части высмеивали пороки обычных людей, ведь несмотря на то, кто находится при власти, именно простые обыватели зачастую сами отягощают свою жизнь и делают ошибки, которые потом приходится долго и тяжело исправлять. И вот в 1975 году на экраны вышла антология «Не может быть!», снятая как раз на основе произведений Михаила Зощенко.
Новелла первая. Преступление и наказание
Главным героем этой истории становится заведующий магазином Григорий Иванович Горбушкин, который нажил огромное состояние и богатство, а потому ему точно было, что терять во времена, когда власть в стране взяли Советы. И вот однажды Горбушкина приглашают прийти в соответствующие органы, на что он реагирует предельно болезненно. Горбушкин полагает, что его хотят арестовать, а нажитое имущество коллективизировать и он решает как можно быстрее все распродать и оставить своей супруге средства для дальнейшей жизни. Но не все так будет просто, как думал Горбушкин…
Новелла вторая. Забавное приключение
В этой истории главным героем становится уже актёр Барыгин-Амурский, который живет в коммунальной квартире вместе с женой и тремя сыновьями. Герою уже давно надоели однообразные отношения, которые складываются у него с супругой, а потому он заводит тайную интрижку на стороне и как раз сегодня он вновь хочет встретиться со своей обожаемой Зиной. Однако Барыгин-Амурский не подозревал, что очень скоро его пути пересекутся также и с другими любителями сходить в браке на сторону и это будет очень неожиданная встреча.
Новелла третья. Свадебное происшествие
Обычный парень по имени Володя Завитушкин неожиданно для себя встретил красивую девушку и влюбился. Более того, он готов чуть ли не сразу на ней жениться и когда герой пришел в дом к невесте, то к своей беде не узнает суженую. Все-таки он видел ее зимой на улице и так просто без шубы ее не узнать. И это приводит к череде неожиданных ситуаций, которые внезапно раскрывают Володьке очень многое про его невесту и, возможно, будущею жену.
Как видите, в этих историях есть как небольшие политические намеки, так и семейные разбирательства. По сути, единственное, что связывает фильм и проблемы с законом, а также различные властные мотивы, так это первая новелла. Да и то в ней в первую очередь описывают злоключения откровенного воришки, который решил забрать то, что ему не принадлежит, тогда как рано или поздно отвечать за содеянное придется. И тут неважно, какая власть вокруг установилась, ведь при любой системе за преступлением просто обязано пойти наказание. Во всех же остальных новеллах акцент делается в первую очередь на то, что люди не могут понять, какое счастье у них находится в руках и они сами становятся причиной всех собственных невзгод, что было подано вовсе не драматично, а комедийно и иронично.
«Не может быть!» - это интересна, действительно смешная и поучительная комедия, которая рассуждает о серьезных вещах с улыбкой мягкого сарказма. По моему мнению, фильм даже сейчас продолжает быть очень даже актуальным.
И в жару, и в любой холод советский кинематограф продолжает жить и радовать нас...
Честно говоря, я удивилась, узнав, что у данного фильма есть противники. Но о вкусах не спорят.
Да, в этом фильме, по сути, нет строго хороших людей, хоть кто-то чем-то грешит: кто пьет, кто мздоимствует, кто постоянно крутит романы... Но эти 'негодяи' имеют и положительные стороны, и ты искренне начинаешь, сам того не замечая, им симпатизировать, но между тем и посмеиваешься над ними: над перепуганным насмерть Горбушкиным, над его женой и прочими родственниками, над незадачливым актером Барыгиным-Амурским и любовным многоугольником, который разворачивается в данном кино, над беднягой Завитушкиным, которому 'не то подсовывают' и который не видел невесту более 3 (4!) дней.
Да, эти образы могут и кольнуть, причем заметно: недаром еще в заставке нас предупредят, что будут вилы в бок.
Многие приемы чрезмерны: да, это не тонкий 'английский' юмор, но и не чистый фарс, который бурным потоком льётся из современных фильмов. Тем не менее, несмотря на приемы, изящно высмеиваются многочисленные пороки, которым грешит современное общество: взяточничество, жульничество, 'браки по расчету' и постоянные измены, легкомысленные решения и поверхностное общение, да и много чего. Сама судьба, и, конечно, железная метла сатиры Гайдая, наказывает героев, но не жестоко и беспощадно, а как бы показывая им: вот видишь, до чего людей все это доводит.
Посмотрите, если хотите увидеть, как высмеиваются пороки, как играет плеяда великолепных актеров и от души похохотать над хорошими шутками.
Передышка нужна каждому. Даже такому мастеру своего дела как Гайдай. Сняв подряд три масштабные полнометражные ленты, режиссёр решает вернуться к короткому метру. Бегущее время (шёл уже 1975 год) и накопившийся опыт позволили ему снять три новеллы максимально качественно. Некоторые зрители подмечают, что «Не может быть!» – это не фильм по Зощенко, а характерный фильм Гайдая. Но разве это минус?
Пуговкин, Гребешкова, Невинный – такие актёры плохо сыграть не могут даже при всём желании. Для себя лично я особо отметил здесь Невинного, который до съёмок в «Гостье из будущего» выглядел более динамичным. Сюжет «Преступления и наказания» прост и местами предсказуем, но детали и метко произносимые фразы, которые так и хочется цитировать, делают его гениальным, а актёрская игра только подчёркивает это. Придраться тут просто не к чему! Любопытно, что Гайдай, работая над этой новеллой, решил немного поэкспериментировать с животными: мы видим неудавшуюся кошачью охоту, зрелищную погоню за поросёнком и пару сцен с прочей домашней скотинкой. Подчёркивая то, чего следует избегать любому сценаристу и режиссёру, Гайдай добавил сюда песенку, через которую говорит нам почти буквально: «Губит людей не пиво, губит людей вода!» Мы же все прекрасно понимаем, что за «вода» имеется в виду.
Что может быть забавнее обоюдной супружеской измены? Наверное, только тройная. Сюжет, который «просится» на то, чтобы стать плаксивой мелодрамой, Гайдай тоже подаёт с юмором и в результате «Забавное приключение» затыкает за пояс буквально все мыльные оперы, которые показывались по российскому ТВ первые двадцать постсоветских лет. Большой неожиданностью для меня стало участие здесь Олега Даля. Признаться, пиджак и высокие манеры красят его намного больше, чем старая солдатская форма. Эстетическое удовольствие доставляет присутствие на экране Натальи Селезнёвой, Ларисы Ерёминой и Светланы Крючковой. Гайдай умел красиво показывать среду интеллектуалов, которые не могут и не желают скатываться в дикие разбирательства. Чуток покричат, но и только. Удивительно, как гармонично в такой ансамбль вписывается высокий и грубоватый на вид Михаил Кокшенов. Присутствующее в нескольких сценах напряжение придаёт этой новелле особый, острый привкус.
«Свадебное происшествие» – вот, что следовало бы пустить повторно в российский прокат вместо новых псевдокомедий, которые лишний раз и вспоминать не хочется. Валентина Теличкина, Леонид Куравлёв, Савелий Крамаров и бесподобный Георгий Вицин показали нам знакомое (многим и не понаслышке) торжество и очень неловкое положение, в которое попадает поспешивший с любовным порывом жених. Видя такое наглядное пособие по предусмотрительности, невольно задумываешься о том, уверен ли ты, что сам готов вступить в брак. Это вам не тайное общество – скрыться от возможного позора не выйдет! Параллельно с вызывающей улыбку историей режиссёр весьма увлекательно показывает нам мир 1920-х гг. Уже попробовав в «12 стульях» визуализировать события, отстоящие от современности на длительное время, Гайдай с уверенностью размещает в кадре тщательно подобранные и красивые в своей простоте элементы быта. Это в очередной раз показывает, насколько человек отдавал себя съёмкам.
Сравнивать короткий и полный метр – затея бессмысленная, равно как и выбирать лучшую из короткометражных работ Гайдая. Конечно, если сравнивать «Не может быть!» и «12 стульев», то у последних во многом перевес, но сами по себе «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие» сняты очень хорошо и позитивно выделяются на фоне конкурентов схожей категории.
Ну, что тут можно сказать... Гайдая видно сразу. Один из самых знаковых постановщиков советской эпохи не изменяет своим принципам и стабильно продолжает (на момент 75-го) веселить соотечественников чисто советской, социалистической комедией. И под последним понимается то, что специфика юмора Леонида Иовича всегда была заключена в какие-то наивные рамки (это ни в коем случае не плохо). В конкретном случае, эта наивность подкрепляется «сухостью» всей постановки. Можно, конечно, ссылаться и на вышестоящие инстанции, которые диктовали и культурные аспекты жизни кинематографа того времени. Но вот в «Иване Васильевиче...» или, на пример, в «Бриллиантовой руке», попытки постановщика быть независимым и чуть более смелым чувствовались очень даже. Впоследствии и упомянутые картины стали культовыми вполне заслуженно.
С «Вы не поверите» же совсем иная история. Разбитый на три сатиристических новеллы фильм отсылает зрителя к «Приключениям Шурика», но оставляет в себе уловимый отпечаток той самой «сухости». И проблема тут не в том, что явный подражатель чаплиновской эпохи воспроизводит пантомимы с достаточно великолепными актёрами в других реалиях. Проблема в том, что вся эта сатира на пороки - достаточно поверхностная, в некоторой степени помпезная и безмерно не актуальна в том облике, в котором нам даёт её режиссёр.
Спасают ситуацию, разве что, такие люди как Михаил Пуговкин, Леонид Куравлёв, Георгий Вицин (в финальной новелле ну уж очень хорош) и другие, известные всем лица. Но построенный на одной лишь актёрской игре фильм, больше похож на театральное действие. Может у Зощенко и по-другому всё, но ведь в театр и так сходить можно.
Хотел бы высказаться по новелле 'Забавное приключение'
Я - далеко не поклонник комедий, особенно в классическом понимании. Скорее уж тогда - ненавистник даже. Если понравилось нечто, где в жанре заявлено 'комедия' - всегда означает, что в ней непременно есть еще что-то помимо, собственно, комедии, и юмор приобретает несколько другой угол. Даже бы сказал, такие комедии - не совсем комедии, а порой, если хорошо покопаться - совсем не комедии.
К примеру, новелла 'Забавное приключение' в мини альманахе 'Не может быть'. Учитывая остальное портфолио Олега Даля, задумываешься, а так ли безобиден этот Рыбий Глаз на деле. К примеру, он сумел надраить рожу Клетчатому шкафу, сам при этом ни разу не получив, хотя до этого все время от него бегал. Тем более, Рыбий Глаз намекает на известного пиратского капитана Шарки за авторством Конана Дойля, хорошо известного в СССР, того самого, который однажды ради хохмы забил пленного капитана потопленного судна до смерти винными бутылками, причем это было одно из самых невинных развлечений из того цикла.
Однако, в мире того фильма больше делать нечего, поэтому человек, по сути способный с такой же легкостью убивать как в шутку сшибить в грязь, не нашел здесь лучших злодейств, как сделаться актером-комедиантом, заработать на отдельную квартиру, завести презентабельную жену, не завести детей, и порой развлекаться соблазнением чужих, просто от извращенной скуки. Это уже немного другой юмор, чем просто невольные свингеры.
Итак, в этой комедии Олег Даль в самом прямом смысле играет себя - театрального актера-комедианта, играющего злодеев, который не нашел лучшего злодейства, чем соблазнить чью-то жену, у которой пятеро детей. Причем, у него самого жена помоложе, незатасканная, и даже без детей...
Сюжет заключался в том, что четыре семейные пары махнулись друг с другом аки заправские свингеры, разумеется тайком друг от друга. Все остальные персонажи выбрали в каком-то смысле лучшие варианты, чем у них было (более мужественный / менее помятая / итд), и только персонаж Даля выбрал самую легкую добычу, уступавшую его собственной жене абсолютно по всем параметрам.
Из злодейств, присутствовало сталкивание рогоносца в лужу с трамвая (в то время он даже не знал кто это, просто сделал гадость с незнакомцем смеху ради), и в финале - набил ему же морду за шашни со своей женой, причем уступая по видимым физическим данным.
Тем более, удивлен, что удалось протащить такое в то время.
'Не может быть!' - это комедийная сатира состоящая из трёх новелл, которые просто не могли случится в реальной жизни. Всё это подано остренько и, так сказать, с перчинкой. Во время просмотра тебя будто бьют лицом об асфальт, попутно читая лекции по психологии и философии. Да, Гайдай продемонстрировал на тот момент столь абсурдные ситуации достаточно жёстко.
Конечно, не забывая о своём фирменно-комедийном стиле. Всё это в массе даёт очень хороший фильм, над которым и посмеяться можно, и погрустить. Больше всего понравилась вторая новелла, что полностью в большем соответствует нашей действительности, потом третья, где в открытую показывают тупость человека, и уже в конце первая, самая слабая на мой взгляд в плане юмора и стёба. В целом, приятная для души комедия, имеющая нестандартный для режиссёра подтекст.
Леонид Гайдай - великий советский режиссер, мастер комедийного жанра, знаменитый своими шедеврами как: Операция 'Ы', Кавказская пленница, Бриллиантоваярука, 12 стульев. А также в моем родном городе в Астрахани был снят, тоже один из лучших его фильмов - Не может быть!
Фильм шедевр, у него отличный юмор, хорошо поставленные комичные ситуации, мощный и богатый актерский состав: Михаил Пуговкин, Леонид Куравлёв, Наталья Селезнёва, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, а также сыграли в эпизоде Сергей Филлипов и Наталья Крачковская.
Все снято лампово и уютно, у Гайдая был неповторимый и яркий стиль, который и делал его гениальным и удивительным режиссером. Его фильмы запоминались надолго и очень обогатили советский кинематограф, а также расходились на цитаты.
Фильм состоит из трех новелл и каждая по своему прекрасна. Они раскрывают жизнь того времени, когда зарождался Советский союз. Не может быть! - прекрасная, смешная комедия с превосходной постановкой и профессиональной режиссурой! В целом это хорошая кинокартина, с интересными и уморительными ситуациями, в общем одна из лучших комедий режиссера.
А фраза Георгия Вицина просто гениальна:
'Грубый век. Грубые нравы. Романтизму нет, не дают спокойно выпить человеку, нет прежней красоты!'
Режиссер Леонид Гайдай, почти каждая комедийная картина которого стала зрительским фаворитом и хитом кинопроката (даже с поправкой на абсолютное отсутствие творческой конкуренции), испытал на себе традиционные в СССР для любого гуманиста (что фактически означает несогласие с режимом) гонения со стороны коллег и запрет на профессию (право заниматься которой постановщик вернул, поступившись честью и сняв пусть и художественно не бездарный, но пропагандистский фильм «Трижды воскресший»), из-за едкой сатирической картины «Жених с того света», высмеивающей монолитный бюрократизм всех уровней и обезличенность человека при советском строе. Картина «Не может быть!» поставлена Гайдаем по мотивам рассказов Михаила Зощенко, который также подвергся политически мотивированным нападкам, но имевшим для писателя куда более фатальные последствия.
В своих коротких, стилистически единообразных, мастерски выполненных зарисовках Зощенко преимущественно обращался к предприимчивому обывателю, иногда сочувствуя ему, иногда посмеиваясь над своим героем. Логика исторических событий подсказывает любому, даже самому недальновидному индивиду, что самостоятельный, мыслящий герой пусть и вроде бы легковесных сатирических рассказов не вписывается в идеологическую систему происходившего на территории бывшей Российской Империи после окончания Второй Мировой. «Специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание», - так говорили о Михаиле Зощенко официальные органы, не находя в его произведениях ни пафоса, ни напускного патриотизма.
Леонид Гайдай, обращавшийся до Зощенко к столь же «неблагонадежному» Михаилу, но по фамилии Булгаков, превратив его литературные изыскания в великолепную по форме и содержанию комедию «Иван Васильевич меняет профессию», культовый среди русскоязычной публики фильм, высмеяв при этом вроде бы походя, но очевидно целенаправленно, всю несостоятельность «высокой культуры быта», проводит аналогичные действия и по отношению к выбранным для адаптации рассказам Зощенко. Нельзя сказать, что в «Не может быть!» Гайдай реализует сатирическую составляющую в ее актуальности, так как репрессии к 1975-му году сменились цензурой и фактическая угроза попадания в застенки сменилась опасностью того, что снятый фильм может оказаться на полке в архиве.
Главы «Не может быть!» под названиями «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие», действие коих происходит в 30-х годах 20-го века, объединены темой мещанской хитрости, знакомой любому по классическим произведениям Мольера, и представляют собой столь любимую французским автором комедию положений. Используя формулировку официальных лиц СССР, резюмировать «Не может быть!» можно следующим образом: «Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами».
Героев фильма легко представить в новеллах Ильи Ильфа и Евгения Петрова, они были бы выходцами из Вороньей слободки, с жителями которой у Великого Комбинатора возник конфликт. Иными словами, мелкие мошенники, недалекие обыватели и супруги, ищущие счастья в чужих постелях – галерея «Не может быть!» состоит из незабываемых для зрителя портретов. Этот альманах из трех киноновелл представляет собой декларацию достижения Гайдаем апофеоза профессиональных навыков, когда все награды взяты, суммы бокс-оффисов покорены и мотивацией становится чистое искусство, состоящее по Гайдаю в ярких персонажах и сценах, каждая из которых представляет собой законченный скэтч.
Анализировать «Не может быть!» в частности и фильмографию господина Гайдая в целом очень не просто. Так как, во-первых, режиссер является бесспорным мастером и одним из выдающихся деятелей кинематографии (пусть и не получившим должного признания из-за того, что русский язык не столь распространен как английский и французский). А, во-вторых, настоящую, виртуозную комедию, выстроенную филигранно и, соответственно, производящую на зрителя впечатление абсолютной импровизации, нужно смотреть, а говорить о ней столь же бессмысленно как о музыке.
Скорее в данном случае уместна культурологическая дискуссия о том, что современный российский кинематограф, имея таких корифеев различных жанров как Сергей Эйзенштейн, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Леонид Быков, Марлен Хуциев и других, не менее значительных авторитетов в области искусства, потерпел поражение, разрушение и распад, по причине утраты той старой школы, чей остов состоял из гигантов вроде Всеволода Мейерхольда. И касается это не только режиссерского, но и актерского корпуса. Едва ли можно найти хотя бы одного современно российского актера обладающего малейшими отблесками таланта таких имен из каст-листа «Не может быть!» как Олег Даль, Михаил Пуговкин и Сергей Филиппов. Проще говоря – любая картина Гайдая, в том числе и «Не может быть!», была конкурентоспособна на международном рынке.
Если сравнивать творения Гайдая с современными образцами киноиндустрии, то «Не может быть!», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев» и другие его работы стилистически близки к произведениям Джадда Апатоу. Как и Апатоу, Гайдай чужд высокопарности и философствованиям, он находит поэзию в прозе обыденности и выражает ее не путем выспренних выражений и претензий на высокую эстетику и драму, а помещает смыслы в юмористический контекст, порой доходя до гротеска, но всегда ориентируясь на зрителя и стремится развеселить. Да и не может режиссер, чья фамилия латиницей пишется как «Gayday», не ставить свой целью одарить публику хорошим настроением («gay» - на староанглийском наречии, а не в модернизированном понимании).
«Не может быть!» это комедия, полная не только самостоятельных реприз, очаровательных героев, крылатых фраз и музыкальных номеров, но и настоящий монумент в честь автора литературного первоисточника. Леонид Гайдай и его стиль, остававшийся неизменным на протяжении всей карьеры, поразительным образом гармонирует с написанным Михаилом Зощенко. Как мемуары о Второй Мировой будто специально были изложены для того, чтобы их полвека спустя экранизировал Стивен Спилберг, так и господин Зощенко кажется сочинительствовал, зная о том, что, несмотря на все исторические перипетии, во второй половине 20-го века появится режиссер, что точно и без помарок переложит все идеи и комичные ситуации в формат 16:9.
При всем блеске и бурлеске «Не может быть!» не стоит забывать о далеко не мажорной атмосфере исторических реалий, окружавших писателя. Данный фильм не только повод для смеха над происходящим на экране, но и для рефлексии над определенной эпохой. Выпусник Кэмбриджа Том Роб Смит в своих литературных работах художественно суммировал губительность репрессивной государственно-политической системы не только для свободомыслия и творчества, как его закономерного проявления, но и для критического мышления в принципе. Существовать в предложенных обстоятельства можно исключительно вопреки. Михаил Зощенко жил вопреки, вопреки отвернувшимся коллегам и вчера еще дружелюбным обывателям. Иосиф Сталин издевательски вопрошал насчет Зощенко: «Разве этот дурак, балаганный рассказчик, писака Зощенко может воспитывать?». И с высоты исторической перспективы ответить «отцу народов» можно лишь одно: «Только он и может».