В сатирической драме про обитателей и гостей 'бойкого места' великолепно раскрыта историческая тема нравов и быта в оккупационных закрытых казачьих округах. Артисты хорошо показали жизнь в кулацких домостроевских семьях, где царят произвол и бесправие.
За трагическими судьбами 'островских' героинь скрываются убийства в крепостных общинах на почве ревности и денег, которые покрываются монастырскими властями, не допускающими расследования преступлений, совершенных в отношении славянского населения, особенно женщин, которые являются арабской собственностью купеческих отцов и мужей, имеющих право распоряжаться своими близкими как домашней скотиной и утварью. И занимающихся опричным сбором податей с местных крестьян, вынужденных откупаться от бандитских фискалов живым 'товаром' из дворовой челяди, чтобы не лишиться своего хозяйства и не быть отправленными на каторгу.
Разбогатевшие на грабительских должностях жандармские приказчики, изображающие из себя хозяев-помещиков для обычных жителей, контролируют монопольную кабацкую деятельность, в результате которой происходит социальная деградация. От пьяного насильственного зачатия с регулярными побоями и унижениями рождаются в основном умственно неполноценные дурачки, годящиеся только для черных работ и деревенского веселья.
В персонажах двух соперниц за внимание барина-тирана, показано, какими становятся выданные за 'благородных' выходцев из православных дворянских кланов прилично образованные и воспитанные барышни, превращающиеся за годы такого брачного существования в забитых услужливых горничных, вынужденных мириться с наглыми сожительницами и деловыми партнерами своих супругов-хозяев, которые запросто могут в порыве страсти безнаказанно расправиться со своими законными женами-бесприданницами, просто забив до смерти или отравив по наущению более выгодных пассий и общинных старшин. Как, собственно, и сами, доведенные до отчаяния или обманутые женщины могут отправить на тот свет своих погрязших в разврате и криминале или просто опостылевших благоверных, заручившись 'поддержкой' влиятельных 'поклонников', шантажирующих своих жертв разоблачениями в обмен на выполнение в своих интересах коммерческих обязательств наследницами оставленных капиталов и собственности.
В образе избы-трактира символизирована колониальная русь, где правит 'медвежья' власть звериных обычаев. Сюжет этой «классической» истории перекликается с известными страшилками о мафиозном порядке в духе фильма про таверну 'Ямайка', где также речь идет о пиратской диктатуре, чья сила держится на криминальной основе.