Бен нашел свою стихию. После фильма «Арго» можно без каких-либо колебаний сказать, что Аффлек больше не является одним из подающих надежды молодых режиссеров – он уже полностью состоявшийся художник, настоящий творец. Безукоризненно выстроенный политический триллер подтверждает тот факт, что Бен Аффлек является неистовой силой позади объектива, а его третья режиссерская работа по праву считается одним из главных претендентов на получение заветной золотой статуэтки.
Перед выходом «Арго» некоторые скептически настроенные зрители утверждали, что фильм снят для «промывки мозгов» и с целью показать иранцев дикими, опасными для общества людьми. Это вовсе не так. Бен готовился к экранизации книги Тони Мендеса (агент ЦРУ, которого в фильме играет сам режиссер) не только с технической точки зрения. Как оказалось, история Ближнего Востока была специализацией Аффлека, когда тот еще учился в колледже. С того момента Бен исколесил почти все страны Западной Азии и Северной Африки, пообщался с множеством людей, изучил тонну книг, проводил все свое время с Тони Мендесом, произвел собственные расследования относительно некоторых заложников. Хотел слетать в Иран, но в посольстве его отговорили от этой идеи, поэтому роль Тегерана в киноленте «сыграл» Стамбул. Таким образом, Бен старался как можно сильнее деполитизировать это кино и показать исключительно свою точку зрения на произошедшие события.
По моему мнению, у Бена очень правильный подход в работе с актерами. На съемках он создает такую атмосферу, о которой мечтал сам, когда играл: т.е. дает каждому возможность экспериментировать, чтобы актер мог попробовать всё, что хочет, чтобы открылся поток бессознательного. Собственно, по этой причине в своих фильмах Аффлек выглядит гораздо увереннее и качественнее, как актер, т. к сам решает, что переснять. Но стоит отметить, что все лавры у Бена украли Джон Гудмэн и Алан Аркин. Их перформансы в виде циничной парочки мастодонтов кинобизнеса остры, уместны и настолько повышают градус, что в момент их появления на экране сложно сдержаться от смеха.
Не знаю каким образом, но Бену также очень удачно удалось наладить контакт с внушительной группой массовки в Стамбуле, которой предстояло воплотить беснующуюся толпу возле американского посольства. Эта 10-минутная сцена открывает фильм и так вовлекает в происходящее своей невероятно мощной энергетикой, подкрепленной потрясающе реалистичным звуком, что эффект присутствия не покидал меня до конца сеанса. В этом плане любовь режиссера к съемкам на пленку сыграла ему на руку и придала нужного антуража. Но как бы я не нахваливал работу Аффлека с актерами, единственным минусом «Арго», хоть и небольшим, является та самая шестерка американских дипломатов, из-за которой и начался весь сыр-бор. Эти актеры в некоторых сценах выглядели слегка аморфными и какими-то безучастными. Явно не хватало крупных планов с их живыми эмоциями, страхом перед смертью. Благо ближе к концу они оживились, появилось больше личных моментов и тут же гораздо интереснее стало за ними наблюдать.
При всем при этом, «Арго» делает наиболее совершенным то, что работа Бена, как художника, является проявлением целостного, уникального видения и сопровождается мастерским контролем над всеми элементами производства. Большое удовольствие доставляет продуманная работа над видеорядом. Все склейки идеально стыкуются, плавно переходя от кадра к кадру. Тут вам и аналитический монтаж, и монтаж по мысли, всё, что душе угодно. Неописуемая красота. Это еще более впечатляет, если учесть, что данный проект был первой картиной Аффлека, снимавшейся за пределами его родного Бостона. Если он продолжит развиваться в качестве режиссера в таком же быстром темпе, то очень скоро вступит в ряды гигантов отрасли, следуя по стопам других актеров, которые стали великими режиссерами.
Отличительной особенностью «Арго» является то, что фильм не прибегает к дешевым трюкам и стандартным клише, присущим шпионским триллерам. Здесь нет никаких перестрелок, драк и красочных взрывов. Все волнительные ожидания возникают из последствий того, что может произойти. Присутствует вездесущее чувство саспенса, которое заставляет сердце биться все чаще и чаще. Аффлек по-гроссмейстерски разряжает накаленную обстановку порциями юмора, резко перемещая нас в Голливуд или в штаб-квартиру ЦРУ, где Гудмэн, Аркин и Крэнстон снимают напряжение остроумной сатирой, но что особенно ценно, мы никогда не забываем о чем идет речь – о жизни шести человек.
Безусловно, еще рано советовать Бену расчищать полочку с наградами, чтобы вместить туда свой второй Оскар, но его новый фильм это событие в мире кино, которое ни в коем случае нельзя пропускать.
P.S. Обязательно останьтесь после титров, чтобы оценить какая кропотливая работа была проделана локейшн менеджерами, кастинг директором и художниками по костюмам.
Где-то на середине просмотра я поймал себя на мысли, что готов выйти из зала, потому что больше не могу терпеть это жуткое напряжение. Фильм схватывает с самого начала и с непоколебимостью головореза сжимает сердце холодными тисками. Герои фильма попадают в центр самой свирепой стихии. И имя ей - Человек. Аффлек выливает на зрителя весь гнев безумной толпы. Вот он, истинный ужас, истинный зверь, который не остановится не перед чем.
Костюмы, массовка, пленка, операторская работа - этот коктейль обладает невероятным вкусом, наполняет кровь ужасом, а разум - осознанием беспомощности человека перед неистовством толпы. Удивительно, но при всем при этом в фильме еще есть удачные шутки.
После убийства американского посла в Ливии, после печальной арабской весны фильм получает свою главную фишку - актуальность. Аффлек поднимает вопросы ответственности, морали и политического единства. Последнее, в свою очередь, и делает его актуальным. И если Аффлеку дадут Оскар, то этот Оскар будет дан именно за это.
Единственным минусом, на мой взгляд, является порою ужасная игра самих заложников. Напыщенные и переигранные дискуссии порой вырывали из той реальности, в которую я погрузился. Они играли хорошо только тогда, когда молчали.
Итог: Я советую посмотреть этот фильм каждому, кто хочет увидеть редкое голливудское произведение искусства, максимально объективное и невероятно насыщенное - смотрите, мы видим новую звезду в плеяде гениальных режиссеров.
'10 лет назад Бен Аффлек был просто глянцевым лицом. 5 лет назад - начинающим режиссером. Сегодня он создатель одного из лучших фильмов года.'
Успех режиссёрского дебюта Бена Аффлека многие были склонны считать случаем единичным, намекая на то, что начинающему постановщику просто 'повезло', и вряд ли он в последующих работах достигнет заданной планки. Но Аффлек, с присущими ему спокойствием и целеустремлённостью выпустил вторую картину, ничуть не менее успешную, дав чёткую предпосылку к тому, что мы, возможно, являемся свидетелями становления одного из самых уважаемых режиссёров недалёкого будущего. И вот настало время третьей работы, которая явилась для кинематографиста своеобразным 'экзаменом'; потому как здесь он меняет намеченный ранее курс, и отходит от криминального мира Бостона, столь удачного воссозданного в первых двух фильмах, и представляет высокоточный напряжённый политический триллер, являющейся реконструкцией реальных исторических событий.
Детали тайной операции, о которой рассказывает картина, были рассекречены лишь в 1997 году. Сами же события происходили в период 1979 - 1981, когда американское посольство в Иране подверглось нападению разъярённых граждан, и его сотрудники оказались в заложниках. Однако, перед тем, как посольство было захвачено, шестерым его сотрудникам удалось покинуть здание. И в этом главная проблема - они вынуждены скрываться; если их обнаружат - шансов выжить у них нет, но при этом их обнаружение также может стоить жизням заложникам в посольстве, не говоря уже о канадцах, взявших на себя риск помочь беглецам. Сцена захвата посольства потрясает - без какого-либо перебора в плане визуального насилия в кадре она пропитана невероятным психологическим напряжением, потому как всё происходящее выглядит поразительно реальным и по-настоящему пугающим. Это тот старт, который берёт Аффлек в намерении погрузить зрителя в атмосферу паники и волнения, пронизывающие фильм до последних минут. При этом политическая подноготная здесь не является главным элементом - история интересна прежде всего именно своей эмоциональной составляющей; в первую очередь важен тот факт, что жизни обычных людей находятся в опасности, и сценарий уверенно рисует картину таким образом, чтобы зритель почувствовал, что герои ему не безразличны. Это просто люди, которые, выполняя свою работу, оказались в неудачное время в неудачном месте - от подобного никто не застрахован, независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. И тот ужас, который вселяет разъярённая толпа показан в фильме очень чётко; например, есть сцена, когда фургон, в котором находятся беглецы под прикрытием должен аккуратно проехать сквозь плотную демонстрацию митингующих, с фанатичной злобой и недовольством выкрикивающих свои лозунги. Концентрация напряжения в этот момент зашкаливает - кажется, как будто сам находишься в этом автомобиле, и пытаешься отвлечься от мыслей о страхе расправы. Удивительно, потому как из подобного, не такого уж сложного и увлекательного на первый взгляд сюжета, могла бы получится картина сухая и мало-эмоциональная - но Аффлек как-то ненавязчиво находит нужные струны в душе у зрителя, и без излишних технических ухищрений добивается нагнетания колоссального саспенса. В этом плане фильм поставлен настолько мастерски, что, даже зная наперёд развязку истории, всё равно не можешь избавится от ощущения, что произойти может всё что угодно; и создатели всерьёз заставляют поверить в то, что при одном неверном шаге хрупкое равновесие ситуации может мгновенно разрушиться в любой момент.
Картина увлекает с первых минут, но, бесспорно, на руку этому играет ещё и то, что помимо реалистичности и леденящего кровь напряжения здесь неожиданно много юмора. Причём он как раз там, где и должен быть, то есть искать много иронии в сценах в Тегеране смысла не имеет; фильм ни на секунду не теряет сцепления с реальностью и не отходит от своего главного направления. Но действие у нас разворачивается параллельно ещё и в Голливуде, и где, как не там можно вдоволь по иронизировать над причудами киноиндустрии. Тоже касается и бюрократии в коридорах ЦРУ. Здесь ещё добавляет пикантности факт наличия многих звёзд Голливуда в небольших или вовсе эпизодических ролях. Также нельзя не отметить общий стиль, призванный в полной мере передать атмосферу времени, который не ограничивается лишь костюмами, причёсками и декорациями. С самого начала картина показывает стилизацию под конец семидесятых, что выражается в характерной цветовой гамме с лёгким замутнением изображения, шрифте во вступительных титрах, ну и элегантно добавленными 'царапинами' на плёнке. В последствии, картинка придёт в норму, но такое элегантное начало грамотно задаёт тон необходимой исторической атмосфере.
'Argo' переносит события на экран как можно более достоверно (лишь только ближе к финалу создатели не удержались от соблазна несколько 'приукрасить' действие для большего драматизма), но при этом в полной мере заботится о том, чтобы история не выглядела сухой, а смотрелась с интересом и держала в напряжении. Всё это дополняется чётким выверенным стилем, невероятно уверенной режиссурой и органичными актёрскими работами. При этом, что характерно - фильм не пытается облегчить себе задачу, сознательно 'давя на жалость', также как и не прибегает к эксплуатации привычных жанровых клише. Как результат - небанальный, невероятно напряжённый и увлекательный триллер, который смотрится на одном дыхании.
«Операция «Арго» - на данный момент лучший фильм 2012 года по версии TheGreatCritic, да и не только по моей версии, конечно. Помнится мне, не так давно я писал рецензию под названием «Бен Аффлек: история человека, нашедшего своё призвание» на фильм «Город воров». И я поставил этому фильму 9 из 10 только потому, что надеялся на то, что Бен Аффлек продолжит свою режиссерскую карьеру и сделает ещё более качественный и интересный фильм. И вот спустя 2 года после выхода в свет «Города воров» мои надежды не просто оправдываются, а оправдываются на все 150%. «Операция «Арго» - это цельный, законченный, продуманный до мелочей, я бы даже сказал – идеальный фильм. Неудивительно, что он является главным претендентом на «Оскар» в категории «Лучший фильм» (причем он лидирует абсолютно на всех букмекерских сайтах, на которых процент вероятности его победы оценивается от 20 до 60 процентов).
Что ж, давайте выясним, почему «Операция «Арго» наделала столько шума и получила такое широкое признание.
Для начала хотел бы обратить ваше внимание на некоторые числовые показатели. По версии самых авторитетных интернет-сайтов «Rotten Tomatoes» и «Metacritic», специализирующихся на профессиональной оценке кинолент, оценка данного фильма колеблется от 85 до 96 пунктов. Это означает, что у профессиональных критиков данная картина вызвала дословно «всеобщий восторг». То есть, грубо говоря, зарубежные критики отнеслись к фильму очень положительно. Тем обратим внимание на оценку данного фильма критиками отечественными – на данный момент она составляет 100 пунктов. Без комментариев. Но это всё критики, профессионалы своего дела, у которых свои собственные критерии оценивания. А что же скажут простые зрители? Зрители, пользующиеся западным сайтом IMDb и нашим с вами любимым «Кинопоиском» находят этот фильм очень интересным и выставляют ему крайне высокую суммарную оценку – 8.4. Какой вывод? «Операция «Арго» - это фильм, который понравился всем как критикам, так и простому зрителю, как западу, так и востоку. В общем, вероятность того, что этот фильм понравится именно Вам, очень велика. Но для того, чтобы в этом окончательно убедиться, давайте сделаем небольшой анализ данной киноленты, отметив её некоторые особенности.
1. Удивительное сочетание достоверных исторических фактов и увлекательного сюжета. Данный фильм повествует нам о реальной операции «Арго», проводимой американскими спецслужбами в Иране. Сценаристы в своей работе опирались практически только на достоверные, документально подтвержденные факты. И по итогам этой работы нас по идее должна была ждать пресная документальная картина. Но нет! «Операция «Арго» - это не просто документальный фильм, это очень интересный, увлекательный, можно даже сказать приключенческий документальный фильм. Он сочетает в себе блестящий сюжет, интересных исторических персонажей, исторические факты, а также уместный юмор и ряд серьезных драматических сцен. Не буду останавливаться на сюжете, замечу только, что очень необычен и показывает нам достаточно объективную картину событий, происходивших на ближнем востоке в 1979-1980 годах. На протяжении всего фильма сопереживаешь героям фильма, следишь за происходящим на экране и просто напросто посвящаешься относительно истории ирано-американского конфликта. В общем, блестящий сюжет, достойный самых престижных наград.
2. Блестящая режиссура и точное попадание в эпоху. В начале рецензии я говорил о том, что многие букмекерские сайты предрекают победу этого фильма на «Оскаре». Так вот ставки, сделанные на Бена Аффлека в категории «Лучший режиссер» ещё выше (от 30 до 70 процентов). И это неспроста, ведь Бен блестяще справился с ролью режиссера. Раньше я с некоторой иронией относился к «фильмам одного человека», то есть картинам, в которых роль режиссера, продюсера и актера занимает один человек. Но «Операция «Арго» - это, наверное, исключение из правил и подтверждение изречения о том, что талантливый человек талантлив во всем. Браво Бен Аффлек! Также хотел бы отметить 100-процентоное попадание в эпоху конца 70-х – начала 80-х годов. Все детали соответствую действительности: мода, средства передвижения, прически, очки, политические факты и пр. Хоть можно и увидеть некоторую критику об исторической достоверности (в том числе в разделе «Знаете ли вы, что…» данного сайта), но это лишь мелочные придирки – в основном попадание в эпоху просто замечательное.
3. Яркие актерские работы. Бен Аффлек не менее блестяще справился с актерской игрой. Его персонаж ярок, правдоподобен и очень выразителен. Конечно, «Оскар» за «Лучшую мужскую роль» он вряд ли получит, так как это премия уже «забронирована» Дэниэлом Дэй-Льюисом или Хоакином Фениксом, но номинацию он вполне может получить. Что касается остальных актеров, то они также здорово справились со своими ролями. Особенно хочу похвалить Алана Аркина и Джона Гудмена, которые придали фильму живость и непосредственность. К тому же Алану Аркину я прочу номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль второго плана». (Также ради интереса посмотрите финальные титры – и поразитесь тому, как похожи актеры на людей, которых они играют).
4. Замечательная стилизация и общее оформление. О том, как снимался и как монтировался этот фильм, вы можете узнать на многих информационных сайтах. Так или иначе, но для достижения эффекта «старины» и исторической достоверности создатели ленты потратили немало сил. И их труды не напрасны, ведь атмосфера у фильма просто замечательная, полудокументальная и необычная. Очень радует стилизация под старый фильм и аллюзии на некоторые другие политические фильмы. Также хотел бы похвалить музыкальное сопровождение и работу операторов.
ИТОГ. «Операция «Арго» - на данный момент лучший фильм 2012 года. Возможно, моё мнение изменится после того, как я увижу остальных претендентов на «Оскар» - «Отверженных», «Линкольна», «Мастера» и «Нулевую видимость 30», которые выходят в отечественный прокат с серьёзным запозданием. Так или иначе, «Операция «Арго» от этого хуже не становится. Это блестящий политический триллер, фильм, который производит очень сильное впечатление, удерживает зрительское внимание с первой и до последней секунды и поражает своим вездесущим качеством.
Кому посоветовать этот фильм? Очень многим. Судя по всему, эта лента придется по вкусу очень широкому кругу зрителей. Лично я рекомендую эту ленту всем киноманам, любителям триллеров и приключенческих фильмов, фанатам документального кино, ну и всем тем, кто ценит в фильмах прежде всего глубину и качество. Также можно добавить, что «Операция «Арго» может прийтись по душе ценителям развлекательного кино, так как фильм действительно очень захватывающий и интересный.
Естественно данный фильм заслуживает только высшую оценку, имя «Лучшего фильма 2012 года» и ко всему прочему отправляется в папку «Избранное».
Бена Аффлека, как режиссера, можно отнести к разряду «новичкам везет». Человек, в чьем послужном списке есть обласканные критиками «Прощай, детка, прощай» и «Город воров», могли бы уже запросто войти в историю кинонаград, но имея в багаже немало глупых ролей, нельзя уверенно говорить о встроенном таланте у человека. Помимо прочего, забирая главные роли себе, его можно запросто обвинить в нарциссизме, но, Клинта Иствуда ведь это не сделало плохим постановщиком. Сейчас, Аффлек убедил народ, что ему не «просто повезло». Расправляясь с идеей для фильма с таким пылом и страстью, как Иствуд, он превращает фильм в настоящее произведение. В данном случае, обычного зрителя напугает от работы лишь одно, как бы Аффлек в этом фильме не истратил все свои идеи, энергию и пыл, чтобы в дальнейшем он снимал такие же близкие к безупречности и совершенстве работы, каким и является «Арго».
В своей новой режиссерской работе, Аффлек переходит на еще более не предсказанный уровень, где одним из аккордов выступило его уверенное актерское участие, нежели чем в «Городе воров», чей образ грабителя банков до сих пор расходится у зрителей во мнениях, успешен он, или же спорен. В «Арго» его участие выходит достаточно убедительным. Насколько запоминается его образ занудного, простого разведчика, без ярких черт, мощных высказываний, с полуразвалившимся браком, предпочитая в тишине выпить и закурить лишнюю сигарету, но с очень запоминающимися поступками, будто слизанный с героя детектива «Шпион, выйди вон», с неприметным характером, но сильным профессионализмом. Только у Аффлека шпионский ретро-триллер получился более дерзким, противоречащему здравому смыслу и законам сохранения, но и удивительно интеллектуальным. Он уже сначала погружает зрителя в камерную и страшную атмосферу Ирана в 70-ые (где каждый шорох сильно влияет на повороты), приписывая вдобавок офисные будни ЦРУ и аттракцион по реальной жизни в Голливуде. И вот, из конвейера выходит шпионское, политическое и кинопроизводственное «Арго». Кино умело работает на каждом из уровней, и в самый ответственный миг, когда все три накала сливаются в смесь, на свет выходит совершенное равновесие. Во время горячей развязки кино и вовсе будет напоминать авантюрную и слегка ироничную комедию в стиле друзей Оушена, какую лишь под конец слегка погубил пафос и легкие нестыковки (без них никуда), не уничтожив при этом гладкую и ровную поверхность сценария, что весьма неожиданно.
«Арго» сделал все возможное, чтобы не превратиться в очередной сонный урок истории, полный сложных слов, а также не докатиться до патриотизма и бесчувственного пафоса из излишней драмы (но тут под конец Аффлек не удержался), ну, зато человечной драмы. Лента умудряется стать одновременно понятной и легкой, а также безумно напряженной и не глупой. Зритель будет увлечен четко выраженным, захватывающим стилем сюжетной линии, чтобы просмотр не вышел сухим, подобно серой драме, которой главное рассказать, и плевать в каком виде. Если бы описанные на экране события не были реальными, ни один киношник не смог бы так тонко проработать задумку, чтобы она оставалась одновременно энергичной, и не излишне занудной. Грамотно и продуманно сложив пазлы подтекстов, начиная от раскаленной политической ситуации конца 70-ых, до кинематографического всемогущества, из конвейера выпускается поистине непредсказуемый сценарий, умело использовавший умные посылы, но и также как «в два пальца» расправляющийся с горячей напряженностью экшн-плана. «Арго» близко к документальной безупречности, в нем есть реальные факты, чья зрелищная часть показана в приличной, не «порнографической» форме. Говоря простым языком, кино выжимает максимум из минимума. Если забыть об эмоциональном финале, когда, по сути, смешная операция, висевшая на ниточке от позорного очевидного провала, переходит в успех эмоционального масштаба, «Арго» все ровно грамотно пользуется первоисточником событий.
Бен Аффлек составил «Арго» по вдохновляющему рассказу о героизме, о том, что даже смешные идеи могут обернуться в спасение, но это еще и ошеломляющее развлечение, зритель будет тронут глубоким погружением в атмосферу описанных действий, он будет жить ими. А под атмосферой имеется и режиссура, выполненная в лучшей стилистике 70-ых (причем выполненной без всяких понтов), начиная от ностальгической заставки Warner, заканчивая фирменными по тем временам операторскими планами, зернистостью картинки и абсурдно сочной картинкой. «Арго» - это лучшее доказательство могущественности кинематографа и его жизненно важной значимости, порой в котором «киномании» гораздо больше, чем во всяких комедиях. По сущности, это и есть комедия о том, что мир кино можно использовать и в «ЦРУ-шных» планах, но в итоге выходит серьезнейшая лента оскаровского уровня, зато, к счастью не оскаровского мейнстрима. Что также не может не порадовать, так это отсутствие банального Оскар-шаблона, но присутствие его нужного духа, когда лента заслуживает приз душевно, а не по обязательным составляющим. За это и хочется любить «Арго», после него абсолютно уверенно убеждаешься не в многообещающем режиссере Аффлеке, а в состоявшемся режиссере Аффлеке.
То, что произошло за последние несколько лет с Беном Аффлеком, иначе как чудесной метаморфозой не назовешь. Да, у него на полочке стоит «Оскар» за сценарий к «Умница Уилл Хантинг». Но в противовес этому – какое-то совершенно неприличное количество номинаций на «Золотую малину» и даже несколько экземпляров этой сомнительной кинопремии, а также общее обилие смазливых ролей и туповатых блокбастеров в послужном списке. В общем, относиться серьезно к этому парню получалось далеко не всегда. Но вот в 2007 году вышел его триллер «Прощай, детка, прощай», который хоть и не стал кассовым хитом, но собрал хорошую прессу. Казалось бы «случайно повезло», но следующий фильм - Город воров - не оставил никаких сомнений: Бен Аффлек умеет снимать фильмы. И основанный на реальных событиях фильм «Операция «Арго» только подтверждает этот тезис.
Иран, 1979 год. Беснующаяся толпа берет штурмом американское посольство, требуя от Америки экстрадиции свергнутого шаха. Шестерым работникам посольства удается бежать и найти укрытие в доме канадского посла. Их жизни под угрозой – если беглые американцы будут найдены, им не миновать пыток и публичной казни. Для того чтобы вытащить их, ЦРУ решается провернуть абсолютно безумную операцию: выдать дипломатов за канадских киношников, приехавших в Иран на поиски натуры для съемок фантастического фильма «Арго».
Пожалуй, главная особенность «Арго» - в его реализме и актуальности. История, легшая в основу фильма произошла в конце 70-х – начале 80-х, но могла иметь место и 10, и 5 лет назад. И неизвестно, что нас ждет в завтрашнем выпуске новостей. Революциями, переворотами и гражданскими войнами на Ближнем Востоке давно уже никого не удивить; Америка все так же пытается играть роль всемирного полицейского, наживая тем самым себе врагов. И эмоции и переживания за героев в итоге получается не натужными, напускными, а искренними. Нам не нужны доказательства «основано на реальных событиях». Эти самые «реальные события» можно оценить самому прямо сейчас, стоит включить телевизор или взять в руки газету.
Но далеко не всегда одним лишь реализмом удается так приковать внимание зрителя, как это вышло у Аффлека. Ведь в «Операции «Арго» насущная политическая паранойя стала лишь фоном для кампании по эвакуации заложников, условия которой абсурдны до прекрасного. ЦРУ вступило в симбиоз с Голливудом и претворило в жизнь операцию столь дерзкую, что она могла бы показаться шуткой, если бы на кону не стояли человеческие жизни. Вообще условно фильм можно разделить на две части. В первой половине идет непосредственно подготовка, разрабатывается легенда, изнутри показывается «кухня» спецслужб и голливудское закулисье. За второе, кстати, в «Арго» ответственны Алан Аркин и Джон Гудман, чьи персонажи немного разбавляют общую мрачность фильма, не нарушая при этом его целостности.
Что касается непосредственной кульминации, то это просто квинтэссенция напряжения и саспенса. Герои ходят по краю, то и дело оказываясь под угрозой разоблачения, чем изрядно заставляют зрителя поерзать в кресле. Я готов вам поклясться, что у автора этих строк не раз и не два при просмотре по спине массово пробегали мурашки. При недостатке (если не сказать, при практически полном отсутствии) экшна у Аффлека получился крепкий политический триллер, заставляющий, не отвлекаясь ни на что другое, пристально следить за происходящим на экране. Отдельных слов похвалы Бен заслужил и как актер. Его спец по эвакуациям, усталый агент ЦРУ, готовый брать на себя ответственность за подопечных ему людей, несмотря на приказы свыше – определенно займет почетное место в списке его лучших ролей.
«Операция «Арго» - настоящий шпионский триллер. Без клюквы, без авантюрного флера и пистолетов под подушкой. Все предельно серьезно, но при этом чертовски интересно. Бен Аффлек подошел к делу со всей ответственностью. Кроме того, что сам по себе фильм вышел очень достоверным за счет крепкого сценария, так и работу художников, гримеров, костюмеров нельзя не оценить. Даже пленка, на которую, снималась «Операция «Арго» подверглась определенной обработке для пущей достоверности. Аффлек – режиссер с мозгами и снимает для такого же зрителя, не собираясь поддаваться на веяния мейнстрима (как пример, буквально несколько недель назад он отклонил предложение ставить «Лигу справедливости»). Обвинить его новое творение можно разве что в «проамериканщине», проснувшейся под конец фильма. Но поднимите руку, кто еще не махнул на это рукой? И к тому же, в этот раз янки не спасают планету от очередной инопланетной угрозы или мега-террориста. Они вызволяют своих граждан, оказавшихся в ловушке на другом конце света.
Аффлек-режиссер это одно из главных открытий киноиндустрии последних лет, пожалуй. Спорный актер взял и сел в режиссерское кресло, где тут же произвел фурор. «Прощай, детка, прощай» в свое время меня очень поразила, это не какой-то пустячок для демонстрации профпригодности, а очень даже умное и, не побоюсь этого избитого уже слова, глубокое кино. «Город воров» вышел послабее, но в данном случае дело в очень ярком дебюте, а сама по себе экранизация криминального романа Чака Хогана получилась яркой и запоминающейся. Третий фильм – «Операция «Арго».
Здорово в нем то, что с начальных титров дается беспристрастная установка – Штаты сами виноваты в сложившейся ситуации. И в дальнейшем за Аффлеком не были замечены неуместный в данном случае патриотизм и восхваление нации. Просто констатация фактов, объективная реконструкция событий. Разъяренная толпа в США у него ничем не отличается от разъяренной толпы в Иране. Уже за это кино достойно похвалы.
Также стоит отметить блестящее воссоздание эпохи. Одежда, внешний вид персонажей, окружение – все на высоте. Даже сама пленка, если мне не показалось, стилизована под время действия.
Картину отличают интересные, местами остроумные диалоги. Соль в том, что они касаются как работы ЦРУ, так и кинопроизводства. В последнем случае очень запоминающиеся роли у Джона Гудмена с Аланом Аркином, которых хлебом не корми дай подколоть Голливуд и все, что с ним связано.
Касаемо самой операции, здесь все проработано достаточно неплохо. Большая часть персонажей-заложников раскрыта слабо, но это не портит картину и, возможно, наоборот, подробное представление каждого из них сделало бы фильм излишне затянутым. Конечно, по ходу самой операции создатели не обошлись без клише, но все они работают на кино.
Сам я об операции по освобождению заложников до старта работы над фильмом не слышал, и осознанно не стал ничего по этому поводу читать, дабы обеспечить себе интригу на время просмотра. В результате ощущения непередаваемые. Аффлек мастерски нагнетает обстановку, и последние полчаса я просидел в кресле не шелохнувшись, переживая за героев и гадая, удастся ли им вырваться.
Так что, своим третьим фильмом Бен Аффлек подтвердил свои выдающиеся режиссерские способности и прочно закрепился в моем топе любимых постановщиков. Оскара ему.
Основанный на реальных событиях 32-х летней давности, новый фильм Бена Аффлека, 'Арго', в котором он выступил и продюсером, и режиссёром, и сыграл главную роль, на мой взгляд, превосходное кино, великолепнейший триллер, во время которого действительно сидишь вжавшись в кресло и сжимаешь кулаки так, что ногти впиваются в ладони. Фильм посвящён событиям, связанным со спасением шестерых дипломатов, сумевших бежать из посольства США в Тегеранe во время штурма и захвата посольства иранскими студентами 4 ноября 1979 года и нашедших временное убежище в резиденции Канадского посла Тэйлора. ЦРУ совместно с Канадскими секретными службами разработало остроумнейшую и рискованную операцию по спасению и вывоза шестёрки из Тегерана, из которого, казалось бы и муха вылететь не смогла незамеченной. Фильм посвящён этой операции, долгое время остававшейся засекреченной. Я уверена, что к 'Арго' можно предъявить претензии с точки зрения фактической и исторической достоверности, но я не хочу и не буду этого делать. Фильм - захватывающий и очень своевременный, несмотря на то, что события в нём разворачиваются более 30 лет назад.
Многие годы Бен Аффлек был для меня как бы меньшей составляющей творческого и дружеского союза с Мэттом Деймоном. Мэтт был 'Умницей Мэттом Дэмоном', а Бен - так, красавчик Джильи, и ещё первый слог в словосочетании Беннифер. Я рада признать свою ошибку в отношении Аффлека. Он по-прежнему первый слог в словосочетании Беннифер, правда с другой Дженнифер, и у него - настоящий талант режиссёра с прекрасным видением, уверенной манерой и своим стилем в режиссуре. Бен Аффлек - становится одним из моих любимых американских режиссёров: 'Gone Baby Gone ', 'The Town ', а теперь - 'Аrgо'. Я очень рекомендую этот фильм и не удивлюсь, если в сезон наград 'Арго' и Аффлек будут многократно упомянуты. В фильме много абсолютно первоклассных и незабываемых сцен. В первых же кадрах 'Арго' режиссёр создаёт невыносимое напряжение и эффект присутствия и удерживает их до самого конца. Обратите внимание на поездку героя Аффлека на такси по Тегерану, то, что он видит и КАК это скомпоновано. За одну эту сцену, Аффлек заслуживает режиссёрской номинации. А с каким профессиональным знанием изнанки кино-производства, сделаны Голливудские сцены фильма с двумя прекрасными актёрами Джоном Гудманом и Аланом Аркиным в ролях двух известных деятелей кино, принявших участие в операции по вызволению заложников, находясь в Голливуде. Эти сцены приносят настоящий юмор в драматическую и даже трагическую историю. Финальная часть фильма - чистый Голливуд лучших времён по нагнетанию становящегося немыслимым напряжения, и я говорю это с восхищением, потому что эти сцены зависят не от головокружительных специальных эффектов, но от пульсирующего темпа, психологии персонажей и их взаимодействия, и от прекрасного использования монтажа нескольких сцен, происходящих одновременно в разных, удалённых одна от другой, точках земного шара. Всё. Больше ничего не скажу. В рецензии на этот фильм, чем меньше зритель знает о сюжете, тем лучше. Добавлю, что сам Бен с удлинёнными волосами и бородой - очень хорош в фильме и по ту, и по эту сторону камеры. Браво, Бен!
Я советую обратить внимание на пролог фильма до начала титров. Аффлек зaмечательно 'оживляет' иллюстрации к историческим событиям, приведшим к 'Кризису с американскими заложниками в Иране 1979-1981 гг.', кратким рассказом о которых он начинает фильм. Не покидайте зал или не выключайте фильм после слова Конец. 'Арго' не заканчивается, а ещё несколько минут посвящает эпилогу, сравнивая портреты актёров и их реальных прототипов, и приводит краткое опиcание их дальнейшей судьбы.
Не могу не добавить несколько слов о персонаже Джона Гудмана. Джон Чемберс в действительности был знаменитым Голливудским мастером грима, наиболее известной работой которого являются многочилсенные люди-обезьяны из первого классического фильма с Чарльзом Хестоном а также герои сериала 'Звездный путь'/ (Star Trek). Чемберс был удостоин Оскара за работу над 'Планетой Обезьян'. Это был первый Оскар в категории за выдающуюся работу гримёров. Удивительный, редкий, как я сегодня узнала, был человек, посвятивший свой талант не только созданию масок для кино, но и сумевший помочь с восстановлением лица многим изувеченным во время войны воинам, а также больным раком.
Сейчас, глядя на Бена Аффлека через призму времени, уже даже и не верится, что это именно он каких-то шесть лет назад являл собой всего лишь посредственного, если не сказать больше, актера, в копилке наград которого была разве что совершенно заслуженная 'Золотая малина'. Тем удивительнее было наблюдать его чудесную трансформацию, когда собравшись с силами, Бен не только развил свой безусловный писательский талант(ведь они оба с Дэймоном 'поднялись' за счет совместного авторского труда 'Умницы Уилла Хантинга'), но и смог продемонстрировать как-будто где-то дремлющий в нем артистизм в 'Голливудлэнде', ни сколько не теряясь даже на фоне такого сильного соперника на экране, как Эдриан Броуди.
А далее, в 2007 году, Аффлек выпускает на экраны свой режиссерский дебют, хороший до неприличия, особенно если учитывать, что 'Прощай, детка, прощай' лишь проба пера. Далее шлифовка таланта в более прямолинейном, но все также мастерски поставленным 'Городе воров', и вдруг резкий уход от темы обратной стороны Бостона в... 'Арго'. А что такое 'Арго'? Вероятно, тут Бен демонстрирует в полной мере, что кажется, теперь ему все по плечу. Даже ретро-эстетический триллер с ярко выраженной политической основой. Материал архисложный, даже для опытнейших мэтров, ведь малейшая ошибка в такого рода кино может привести к роковым последствиям. Все-таки как ни крути, но кто из современных зрителей знает об рассказывающемся в сюжете инциденте на территории Ирана, когда сразу несколько американцев оказываются в плену у разъяренных исламистов? И если-бы это была просто банальная операция по спасению, то факты не стоили-бы и экранизации. Ан нет, ведь в далеком 1979 году специалисту ЦРУ Тони Мендесу пришел в голову гениальный план, как спасти шесть человеческих жизней. План, который возможен только в кино - так что решительно невозможно оставить без внимания эту двойную иронию, которой пропитано все действие, а самое главное, что все это никак не вредит правдоподобности воплощаемой на экране реальности, и выглядит вполне уместно в данном контексте.
Ведь Аффлек - умелый манипулятор, и уже отлично знает, как выжать максимум эмоций из своей аудитории. Жанр определяется с первых минут, и надо сказать, что без преувеличения, саспенс зашкаливает, а во второй половине расчетливого повествования фильм и вовсе вжимает своего зрителя в кресло, максимально эффектно играя на нервах, и позволяет выдохнуть лишь после грамотной развязки. Это не значит, что по гамбургскому счету не к чему придраться. Скажем, в первые полчаса лента скатывается в чисто американский пафос, и не обращать на это внимание может лишь соответствующий менталитет, да и сходу выстроить нужный эмоциональный фон не получается. Или на секундочку, переговоры в апартаментах канадского посла, где прятались беглецы, звучали далеко не так увлекательно, как хлесткие диалоги Джона Гудмена и Алана Аркина, играющих тут реально существующих киношников, которые собственно и разработали и довели до нужной фазы историю с псевдо-блокбастером. К слову, об актерских партиях, Бен как минимум неплохо тянет свой образ, в отличие от скажем, его предыдущей работы, где он то и дело терялся на фоне куда более яркого Джереми Реннера. А в 'Арго' такого не случается даже в совместных сценах с саркастичным героем Брайана Крэнстона, игравшего на недосягаемо высоком уровне.
Еще одно точное попадание в яблочко демонстрируют нам костюмеры-декораторы, сумевшие придать нынешнему мейнстриму облик творений скорее, Сиднея Люмета или Алана Дж. Пакуа, что является еще одной игрой в угадайку со зрителем, на что нам всем как-бы намекает ну хотя-бы начальная заставка Братьев Уорнер. К томe-же приятная старомодность невероятно точно передавала атмосферу событий, из которых собственно, и выросла пока что самая зрелая работа автора. Без притворства, без излишнего патриотизма(но чуть-чуть конечно есть), и слава богу, без излишней сентиментальности. Верный материал на 'Оскар', причем сразу в нескольких номинаций, но шансы на триумф, как ни крути, не велики - при всех выходящих на первый план достоинствах, еще есть куда расти.
Первая картина Бена Аффлека моментально стала моей любимой. Многослойность 'Прощай детка, прощай' было невозможно передать словами, огромное количество поворотов сюжета и отменный конец сделали ее восхитительной. Но режиссер не остановился, он выдал еще один жесткий триллер по духу напоминавший 'Схватку' после чего Аффлека постоянно сравнивали с Майлом Манном.
Немного времени прошло с момента выхода 'Города воров' и на экраны вышел третий полнометражный фильм режиссера, основанный на реальных событиях и повествующий о сложной операции по вызволению из Ирана 6 американских граждан.
Просматривая 'Арго' я поражался безумству тех времен. Жители Ирана, совсем не мирной страны, в один прекрасный момент решив, что все американцы шпионы, перестреляли их за решение правительства. Это удивляет хотя бы по той причине, что у них у самих было жестокое правительство, против которого они восстали и жаждали крови, как-будто свержение диктатора уже не победа. И была бы сотня вооруженных до зубов головорезов, да вот нет! Почти вся страна на улицах и жаждет отмщения, за исключением тех, кому все же не чужды сочувствие и благодетель.
Как-бы то не было Аффлек снял еще один крепкий фильм, к которому невозможно придраться, последние двадцать минут, которого вызывают во мне неподдельный страх за героев. Заложники Ирана по сути своей обыкновенные люди, не посвященные в секреты своей страны, их можно легко заменить иным винтиком государственной системы. С самого начала я понял, что кино будет динамичным, но не ожидал каким именно. Всего один человек с тонким расчетом, со знанием пошел против целой страны. Вроде здесь нужна как минимум пара тяжеловесных бойцов, которые раскидают бородатых иранских вояк. Но нет! Только один человек с хромым планом о несуществующем научно-фантастическом фильме 'Арго'. Если бы в начале картины не всплыла надпись о реальных событиях... наверняка я не поверил бы в это. Слишком много случайных совпадений, слишком много везения, слишком часто фортуна улыбалась героям фильма. Однако 'Арго' заставляет верить в хорошее, в то, что из ада можно вырваться, а ведь иначе Иран тех лет назвать было нельзя. Чуть светлее кожа, чуть страннее имя и ты шпион.
Аффлек, снявший лет пять назад восхитительный и на самом деле потрясающий фильм 'Прощай детка, прощая' снова заставил мое сердце выпрыгивать из груди. Он снимает очень реалистично. Что 'Город воров', что 'Операция', все картины выполнены настолько чисто, насколько это возможно и по окончанию просмотра нельзя ни убавить, ни прибавить. Конечно в данной картине не хватает перестрелок и неожиданных развязок со снятием масок а-ля 'Миссия невыполнима', но основано на реальных событиях и вопреки моему мнению, такие картины не всегда выходят скучными и нудными. Бен снял очень хороший фильм, который вызывает интерес всех возрастов и во время просмотра он почти убедил меня в том, что он не из Голливуда.