Экранизировав «Идиота» в 1958 и «Белые ночи» в 1959, Иван Пырьев продолжил работу с произведениями Достоевского и спустя десять лет взялся за работу над кинокартиной «Братья Карамазовы». И у него получился замечательный фильм! Не смотря на то, что Иван Пырьев не смог закончить работу над экранизацией из-за своей смерти, и режиссерами последней серии стали исполнители ролей Дмитрия и Ивана Карамазовых Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, кинокартина получилась целостная и полная. Она удостоилась номинации «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, номинации «Золотой приз» на Московском Международном кинофестивале в 1969 году, а также стал лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран» в 1970 году. Несомненно, появление картины произвело настоящий фурор в мире кино.
Сценарий получился очень близок к роману Достоевского. Конечно, отражение на экране нашли не все эпизоды, даже сюжетные линии, но это обусловлено спецификой кино. Так, отсутствует обсуждение статьи Ивана о церкви и государстве, житие старца Зосимы, поэма о великом инквизиторе, а также все события, связанные со штабс-капитаном Снегиревым и чиновником Перхотиным, и пр.
Если читая роман, сложно сказать однозначно кто же его главный герой, то при просмотре фильма ответ очевиден – это Митя и никто иной. Сюжет фильма выстроен на развитии его взаимоотношений с Грушенькой и отцом, «побочные» линии остаются за пределами киноленты. Митя – наиболее четко прорисованный образ. Но это не значит, что остальные персонажи показаны плохо. Отнюдь. Даже если герой появляется в кадре на несколько минут, как Ракитин, например, он все равно предельно ясно показывает свою сущность. Актерская игра настолько великолепна, что сложно найти какие-то недостатки. Здесь и карамазовская стихийность, и смердяковское презрение, и непостоянство Грушеньки. Полный спектр чувств и эмоций, живо, естественно, и по книге!
Интересен актерский состав. Из опытных актеров был, пожалуй, лишь Михаил Ульянов (Митя Карамазов), на счету которого уже было порядка тридцати фильмов. А остальным же предстояло показать себя позже. Пырьев одним из первых заметил их талант. Это и Кирилл Лавров (Иван Карамазов), и Андрей Мягков (Алеша Карамазов), и Валентин Никулин (Павел Смердяков), и др.
И все это сопровождается отличной музыкой, подкрепляется соответствующими костюмами и декорациями. Вспомнить хотя бы Федора Павловича в его пиджаке оттенка красного в комнате старца Зосимы или его ложе с синими и оранжевыми одеялами, чтобы «не белое, как в больнице» после нападения Мити.
Просто «браво» создателям фильма! Это, наверное, лучшая экранизация русской классики, которую я когда-либо видела. Да и какую вообще можно снять.
В истории кино есть немного экранизаций последнего, как считает большинство литературоведов, лучшего романа Достоевского: одна из них – голливудская, о которой вообще нельзя вести серьезный разговор, вторая – советская, снятая Иваном Пырьевым, о которой и пойдет дальше речь, третья – российская, созданная Юрием Морозом в 2010 году. Будучи фрагментарно знаком с пырьевской экранизацией «Идиота» и высоко ее ценя, все же опасался, что советский режиссер сильно обеднит «Братьев Карамазовых». К счастью, я ошибся. Конечно, прямолинейно христианские фрагменты романа, связанные с фигурой старца Зосимы и его поучениями, были сведены режиссером фактически к нулю, что понятно вследствие цензуры. Однако, что удивительно, такой видный деятель сталинского кино, как Пырьев, все же воспринял христианское послание романа имплицитно, даже сам того часто не понимая.
Особенно это выразилось в том, как были сняты и сыграны эпизоды бесед Ивана и Смердякова (работа Валентина Никулина – стопроцентное попадание в образ: именно таким лично я Смердякова и представлял), безумие Ивана, его беседа с бесом и финальный эпизод в суде. Также не столь сусальным, как ожидалось, получилась фигура Алеши в исполнении Мягкова, который большую часть времени сидит, потупив глаза, но уж когда он говорит, в его интонации и словах чувствуется искренняя энергия Добра. Стоит ли и говорить, что актерский состав – главный козырь фильма. Исполнители прочувствовали Достоевского до своих малейших нервных окончаний (конечно, актрисы играют часто на разрыв аорты, что несколько напрягает, с другой стороны, где вы видели спокойных персонажей Достоевского?)
Пырьев сделал центральной линией своей экранизации полифоничного романа Достоевского, где все важно и равноценно, любовь Дмитрия и Грушеньки, видимо вложив в это много личного: его собственная роковая страсть к молодой Лионелле, его последней жене, была, видимо, тоже для него источником бед и несчастий. Михаил Ульянов играет Дмитрия Карамазова как человека, фактически находящегося на грани безумия, совершающего роковые шаги, бросаемого страстями в огонь и в воду, такая работа потребовала от актера колоссальных эмоциональных сил и, видимо, уничтожила много его нервных клеток. Напротив, Кирилл Лавров в роли резонера-атеиста Ивана большую часть фильма спокоен, но зато в финале он показывает феноменальные перемены в характере и поведении своего персонажа. Столь же органичен и, не побоюсь этого слова, фееричен театральный актер Марк Прудкин в роли Карамазова-отца, появляющийся на киноэкране впервые, что вообще незаметно: кажется, будто он играет свою сотую кинороль.
Как уже было мною отмечено, исполнительницы ролей Грушеньки и Катерины Ивановны выкладываются в фильме Пырьева едва ли не больше, чем мужчины и существуют в кадре фактически на грани истерики, что опять же не мешает правдоподобию, ведь в романах Достоевского, особенно в «Братьях Карамазовых», страсти бушуют и разрывают людей на части. Найти успокоение в Боге даже для послушника Алеши оказывается чрезвычайно сложно, и Андрей Мягков это хорошо почувствовал (правда не помню, есть ли в романе его вопль к небесам). Всю жизнь фактически работавший на идеологический заказ, Пырьев лишь дважды сделал в кино то, что он действительно хотел – и оба фильма стали экранизациями Достоевского.
Фактически четырехчасовой хронометраж и трехсерийный формат пырьевской экранизации «Братьев Карамазовых» позволили режиссеру дотошно, с большим вниманием к тексту, не только к букве, но и к духу его сделать картину, которая поражает воображение и сегодня (прежде всего тех, кто читал роман). Удивительно аутентичная работа художника-постановщика, создавшего замечательные (не ходульные и не фальшивые) интерьеры, погружающие нас в описываемую Достоевским эпоху, тщательный подбор даже эпизодических персонажей, не один из которых не выглядит «ряженым», классическая, незаметная, но от того не становящаяся менее виртуозной работа оператора, внимательного к передаче малейших психологических актерских нюансов вкупе с давящей съемкой замкнутых, клаустрофобных интерьеров – все это вместе со всем, что было перечислено, делает фильм Ивана Пырьева несомненным шедевром, обязательным к просмотру всем читавшим великий роман Достоевского.
Потрясающий Фёдор Михайлович! Потрясающий Пырьев! Потрясающие Ульянов и Лавров!
Если бы я был режиссером, то никогда не осмелился бы экранизировать Достоевского. Но в том-то и состоит неповторимое творческое могущество великих советских режиссеров, что они не боялись браться за постановку фильмов по сложнейшим произведениям русской, да что там русской, мировой литератцры. И посмотрите, что у них получалось: 'Тихий Дон' Герасимова, 'Они сражались за Родину' Бондарчука и, конечно же, 'Братья Карамазовы' Пырьева! А ведь этот перечень можно продолжать очень долго.
Отдельно хочу сказать об Ульянове. Я всегда очень уважал этого выдающегося актёра и всегда считал его очень талантливым. Но только после просмотра этого шедевра понял всё величие этого мастера. Когда видишь его в этом фильме, кажется, что сейчас разлетится экран и он войдет к тебе в комнату. Воплощение в образ на 200%. Я уверен, что если бы Станиславский дожил и увидел его игру в этом фильме, он аплодировал и кричал бы: 'Верю !'
Кирилл Лавров, этот фантастический актёр, который в 17 лет ушел на войну и не получил никакого актёрского образования, не отстает от Ульянова. Этот волшебный дуэт Ульянова и Лаврова просто завораживает.
Обратите внимание на замечательную музыку Шварца, именно музыку, а не жалкое компьютерное убожество, которое вставляют в современные российские и зарубежные фильмы, чтобы поп-корн лучше усваивался.
Кстати, это великое кино хорошо оттеняет слабенький сериал 'Братья Карамазовы' Юрия Мороза, вышедший в 2009. Как говорится, почувствуйте огромную разницу.
Фильм заставляет восторгаться своим уровнем. Не хочу никого обидеть, но я не видел такого ни в Голливудском кино, ни в Европейском. А Вы видели?
Не побоюсь сказать,что фильм гениален. Непросто экранизировать Достоевского, но режиссер и актеры справились со своей задачей а 100%.
Прекрасная постановка, великолепная игра актеров - не зря фильм был признан лучшим телевизионным фильмом 1969 года по оценкам зрителей. Если есть возможность - обязательно посмотрите! Это интеллектуальное наслаждение.
Великолепный фильм! 2 столпа этой картины (Ульянов и Лавров) со своими ролями справились замечательно. Можно долго ковыряться в актёрских огрехах, мол 'Мягков немного неверно передал образ Алексея', но это всё мелочи, к тому же эта роль, на мой взгляд наиболее сложная.
К сожалению (но с другой стороны и к счастью) этот роман сложно перевести в зрительные образы, персонажи настолько многогранны и уникальны, что честь и хвала Пырьеву и его команде за, как я считаю, лучшую экранизацию Карамазовых.
Любителям Достоевского крайне рекомендуется к просмотру.
В Братьях Карамазовых, Федору Достоевскому удалось «расщепить» душу человека, представить каждую ее часть в виде отдельного участника сложного конфликта, которая в совокупности всех членов семьи Карамазовых представляет душу русского человека. Ее свято-звериный характер, изощренно-противоречивый ум и жажду испытать всю низость падения, и соблазн предательства.
Ивану Пырьву удалось экранизировать роман, к тому же на столько замечательно и ярко, что на мой взгляд лучше сделать это невозможно.
Горячего Дмитрия в картине сыграл Михаил Ульянов. Такого порыва, страсти, импульсивности и энергичности я не встречал ни в ком. Вложить душу, погрузиться с головой в роль набирая обороты от кадра к кадру, может далеко не каждый, даже самый талантливый актер. Зритель сочувствует, радуется или гневается вмести с ним. Ульянов просто достоин награды за лучшую мужскую роль.
Роль хладнокровного атеиста Ивана сыграл в фильме не менее талантливый актер Кирилл Лавров и справился с этим просто блестяще. Ему просто начинаешь верить с первых минут фильма, страдаешь и мучаешься вместе с ним, когда видишь его угнетенного своими же размышлениями и переживаниями.
Младшего брата, священнослужителя Алешу сыграл в фильме Андрей Мягков. Очень тяжело представить себе кого-то другого на его месте. Его доброта и чистота, которую он дарит зрителю не может не вызывать эмоций.
Великолепная и обаятельная Грушенька просто влюбляет в себя зрителя на столько сильно, что просто готов поменяться местом с Дмитрием когда того уводят на каторгу, только лишь бы такая женщина была с тобой на протяжении всей жизни. Чувство любви излучаемое Лионеллой Пырьевой просто завораживает.
В целом фильм на столько впивается в сознание, на столько трогает сердце, что просто нахватает слов. Браво!!!