- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Последний фильм Сергея Бондарчука, эпичное произведение продолжительностью в два с половиной часа, экранизация Пушкинской трагедии, фильм, после которого Бондарчук в чём-то повторит судьбу воплощённого им Годунова.
Смутное время, боярские интриги, жестокость и делёж власти, всё это здесь есть, но что-то заставляет смотреть на все эти эпичные исторические драмы через призму снисхождения к годам их производства, оговариваться что фильм-то неплохой, но время его не пощадило.
Так и на этот раз, вслед за 'Агонией' Климова, 'Годунов' оказывается в стане бесповоротно состарившихся фильмов. И вслед за 'Агонией', этот фильм нарекают пророческим, видят в режиссёре провидца, предупреждающего о распаде не Московской Руси и не Российской Империи, а Советского государства.
Сложно принимать близко к сердцу подобные вздохи, но каждому своя правда. Бондарчук после этого фильма подвергся опале от своих коллег, разве что Никита Сергеевич вступился, а не менее эпичный 'Тихий Дон' уже выходил посмертно.
В самом фильме потрясающие костюмы, настолько, что создателям 'Кин-Дза-Дза' в виду дефицита кадров пришлось искать свои на помойках и кроить как придётся, так что можно сказать, что часть успеха и культового статуса фильма Данелии тоже заслуга Бондарчука.
6 из 10
|
прямая ссылка
26 ноября 2019 | 18:05
«- Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мёртвых.» (с)
На пятом, «революционном» съезде советских кинематографистов состоявшимся в 1986 -ом году, известного кинорежиссёра, автора любимых народом картин, лауреата почётной Ленинской премии и премии Оскар – Сергея Фёдоровича Бондарчука не было даже в числе делегатов. Это была довольно сильная и унизительная оплеуха, нанесённая мэтру малоизвестными, по сути в большинстве своём только начинающими киношниками. Но не смотря н на что, автор «Войны и Мира» в тот год был во внимании как отечественной, так западной общественности, ибо выпустил в том же году своё новое кинополотно «Борис Годунов». Это была дорогостоящая, масштабная, костюмированная экранизация знаменитой пушкинской пьесы, которая в своё время неоднократно ставилась как на сцене, так и переносилась на экран, и была даже адаптирована в виде оперы. Постановка Бондарчука отличалась свойственным ему размахом, а так же сильным акцентом на исторические реалии того времени. Ну и разумеется, как обычно у данного режиссёра сильными актёрскими работами. Правда не смотря на красоту визуального ряда картины, занятых в главных ролях звёзд советского кино ( включая самого Бондарчука, впервые за многие годы вернувшегося к исполнению роли ), не на каноническое прочтение классического русского произведения, аналогов которому нет в отечественной литературе, и не на то, что картина в тот год номинировалась на Золотую Пальмовую Ветвь – лента хитом не стала. Зрители воспринимали довольно холодно, а её критика в прессе была весьма сдержанной. Актуальность кинопроизведения тогда мало кому пришла в голову, но время всё расставило по своим местам: путч 91 – ого, трагический финал горбачёвской Перестройки и последующий распад СССР – тогда, в год выхода фильма был ещё где то за горами…
Хотя было бы слишком смело нарекать Бондарчука пророком в своём отечестве, так как вероятно и он сам не мог тогда предположить того, что вскоре случилось на 1/6 суши... Просто пушкинский текст был невероятно актуален тогда, в самый разгар политических, экономических и социальных перемен, которые во второй половине 80-ых буквально терзали Советский Союз своими радикальными методами. Многие этого тогда попросту не поняли, вот и проигнорировали эту, вне всяких сомнений стоящую картину. Другое дело, что у фильма имеются некоторые недостатки, о которых следует говорить отдельно. Но плюсов и творческих удач в «Годунове» больше чем неких недостатков. Главный из которых в дословном переносе на экран замечательного пушкинского текста. Ведь что хорошо воспринимается при чтении, и тогда когда это декламируется на сцене, по разному воспринимается когда подобное демонстрируется в кинофильме претендующим не только на определённое место в истории кино, но и на историческую достоверность. Скажем шекспировский «Гамлет» весьма здорово смотрится как на сцене, так в кино, при условии, что в последнем будет соблюдена некая художественная условность – к примеру чуть театральная манера актёрской игры. В «Борисе Годунове» у Бондарчука этой самой условности нет, все исполнители на оборот стараются играть предельно реалистично, произнося при этом стихотворные фразы. Смотрится это немного дико, правда по прошествии определённого времени сюжет тебя затягивает, и к такой странной подаче материала привыкаешь.
Что же до занятых в главных ролях исполнителях, то абсолютно все сыграли на высоком уровне. Очень точно подобраны по типажу, особенностям актёрской игры, а потому нареканий не вызывают. Александр Соловьёв был тем самым авантюристом Гришкой Отрепьевым, каким виделся при чтении Пушкина: импульсивным, решительным молодым иноком – «расстригой». Анатолий Ромашин подошёл на роль Василия Шуйского, понравился Геннадий Митрофанов в роли юродивого Николки. Анатолий Васильев создал противоречивый образ воеводы Петра Басманова, который против собственной воли, желая сохранить свою жизнь предаёт юного царевича. Последний на фоне прочих, даже эпизодических персонажей вроде попа – выпивохи сыгранного Георгием Бурковым, выглядит несколько простовато. Но это вероятно от того, что играющий его молодой Фёдор Бондарчук был тогда ещё неопытным дебютантом, и только начинал свой путь в кино. В картине очень много второстепенных персонажей, а потому и артистов задействовано не мало. Перечислил же я далеко не всех, лишь самых колоритных и запоминающихся. Главную же роль исполняет сам Сергей Бондарчук, в исполнении которого Борис Годунов – замученный различными терзаньями, болезнями и дворцовыми интригами, старый монарх. Этакая вариация на принца Датского и короля Лира одновременно. Лично мне его манера исполнения роли понравилась, так как помимо государственного деятеля, своей игрой Бондарчук – ст. смог передать ещё и заботливого, чадолюбивого отца. В этом плане выглядит уместным его выбор на роли детей Годунова своих собственных отпрысков. Царевича и царевну сыграли Фёдор и Наталья Бондарчук…
Оператором фильма Бондарчук пригласил стать Вадима Юсова, человека который до этого снимал «Андрея Рублёва» и «Солярис» Тарковского, а с Бондарчуком работал на картине «Они Сражались за Родину». Нужно ли говорить, что этот профессионал не сфальшивил, не подвёл режиссёра, запечатлев на киноплёнку всю постановку как нечто красивое и грандиозное? Думаю нет, ибо это так понятно, стоит только бегло просмотреть кадры из фильма. Также достойна и музыка написанная в качестве саундтрека композитором Вячеславом Овчинниковым, тоже не в первый раз сотрудничавшим с режиссёром… По сути «Борис Годунов» Бондарчука – это последняя масштабная советская историческая постановка, к тому же снятая на паях с Чехословакией, Польшей и Германией ( ФРГ ), которую смогли закончить и выпустить на экран. Именно в те годы над «Ермаком» начинали работать режиссёры Усков и Краснопольский, так же в копирайте с иностранцами. Но их картина затянулась с выходом, и её заканчивали уже в 90-ые, ища деньги на завершение работ по фильму. Нечто подобное в последствии случится и с Сергеем Бондарчуком, когда тот крайне не вовремя приступит к съёмкам «Тихого Дона» - который сможет увидеть свет уже после смерти своего постановщика, наспех доделанный его сыном Фёдором, который в середине нулевых решит по примеру отца податься в режиссуру. Но это будет уже совсем другая история… Словом – у Бондарчука вышла несколько приближённая к жизни экранизация со школьных лет всем знакомой классики, которую можно смело рекомендовать тем ученикам, что ленятся читать Пушкина. Картина однозначно достойная просмотра современного зрителя.
|
прямая ссылка
24 августа 2015 | 20:27
Krimbley
И Николсон кровавый в глазах...
В 1825 году А. С. Пушкин заканчивает трагедию «Борис Годунов». Трагедию новую, небывалую, удивительную. Один из поводов для удивления таков: это невозможно воплотить на сцене. Как осуществить хотя бы такую ремарку: 'Скачут. Полки переходят через границу'?
Что ж, теперь есть вид искусства, способный вместить в себя и кремлёвские палаты, и келью Чудова монастыря, и битву близ Новгорода-Северского, и безмолвствующий народ. Это кино.
Первую экранизацию сделали аж в 1907 году. Лежавший колодой в тени Гришка Отрепьев неожиданно вскакивал, а Пимен его успокаивал, тряся веником накладной бороды.
Прошло без малого 80 лет. В начале перестройки новую версию снял мэтр Сергей Бондарчук. И этот фильм повергает в шок с самых первых сцен.
Столько воды уже утекло, а всё осталось таким же, как в эпоху немого синематографа: тот же средний план, те же ненатуральные парики и то же отсутствие пушкинской атмосферы.
Но – обо всём по порядку.
С какими мыслями Сергей Фёдорович брался за эту работу? Ведь пушкинская трагедия – это не какое-нибудь условное «Ватерлоо». Это настоящая драматургия, которая требует осмысления. Что надо показать? Нарастание слухов (о Самозванце сначала разговаривает лишь несколько человек, а в конце его имя на устах у всей толпы)? Поединок Бориса с судьбой? Извечную тему «Россия – Запад»? У Пушкина есть и то, и другое, и третье и ещё много мотивов, которые можно так или иначе воплотить в кино.
На экране же шевелятся какие-то невыразительные лица, камера по-телевизионному наезжает на кресты и купола... К чему всё это? Зачем всё это? Нет ответа, нет напряжения, нет искры – идёт унылый и довольно топорный пересказ Пушкина. Единственный мотив, который Бондарчук муссирует с особой назойливостью – это мотив преступной власти. Его режиссёр решает не по-пушкински, а по-перестроечному, политикански. В результате во второй серии возникает сцена массовых репрессий, многофигурных колесований и пыток. Фокус в том, что такого не было ни в реальности (вообще-то пытают по одному, а не толпами), ни у Пушкина. «Тебя постигнет злая казнь: Такая казнь, что царь Иван Васильич От ужаса во гробе содрогнется», - говорит Годунов, но угрозы своей он не исполняет. Более того, когда Самозванец спрашивает у пленного, как идут дела в Москве, тот отвечает: «Всё, слава Богу, тихо». Но разве у Бондарчука бывает тихо? Кульминацией темы ужасов сталинизма становится сцена на Лобном месте, где на площадь въезжает телега, гружённая окровавленными политзаключёнными. Ну и финальный намёк – после показа безмолвствуюшего народа на глазах изумлённой публики падает колокол. На что намекает режиссёр-оскароносец, догадайтесь сами.
Внешне фильм блёкл. Снято невыразительно, будто это не экранизация шедевра, а репортаж для новостей. Работа художника вгоняет в ещё большую тоску. Иностранцы, приезжавшие в Московию, диву давались, насколько роскоши царского двора. У Бондарчука же все ходят в каких-то грязных халатах и уродливых шапках. Даже сам царь щеголяет в сиротских одеждах. Иногда, правда, на нём появляется парадный костюм, но и он какой-то странный (бармы застёгиваются не сзади, а спереди). Царевич Феодор шмотками обделён вообще, и весь фильм одет в пижаму. Некоторые моменты просто удивляют: в смету почему-то уложился огромный торт в виде Кремля (его появление крайне сомнительно, ибо торты стали печь в самом удачном случае спустя век), зато совершенно не обеспечен фонтан, возле которого происходит объяснение Марины и Отрепьева. Вся сцена разворачивается на фоне грязного, заросшего тиной пруда.
Хотя такая обстановка лучше всего подходит для такой актёрской игры. Лжедимитрий, к примеру, напрочь лишён обаяния и вообще каких-либо эмоций. Энергичный у Пушкина персонаж здесь превращён в чурку с глазами, периодически открывающую рот и бубнящую монологи на камеру. Столь же печальна актёрская игра всей труппы. Кстати, о кастинге. При таком богатстве персонажей, где есть, что играть, даже в ролях второго плана, актёрский состав «Годунова» поражает своей блёклостью. Ставка сделана на клан Бондарчуков - тут они засветились в полном составе, включая Скобцеву (хозяйка корчмы) и будущего создателя «Обитаемого острова» (решительно заваленная роль царевича). Остальные исполнители подобраны от лукавого: и уже упомянутый невыразительный А. Соловьёв (Самозванец), и А. Ромашин (Шуйский), и Р. Филиппов (патриарх), который является обладателем не только мощного голоса, но и целого шлейфа комических ролей («Будете у нас на Колыме…»).
А как быть с внутренним миром персонажей? Четвёртую серию «Войны и мира» украсило изображение метафизических снов героев. Что-то подобное Бондарчук делает и здесь – конечно, это «мальчики кровавые в глазах». Но… Товарищи, красть грешно. Видения Бориса подчистую слизаны с «Сияния» Стэнли Кубрика (только там возникали две девочки, а тут – один мальчик). Понятно, в СССР этот фильм не показывали, и плагиата никто не приметил – но разве самому мэтру не стыдно воровать? К тому же то, что так органично смотрелось в экранизации Стивена Кинга, в «Борисе Годунове» выглядит грубо и неуместно.
Самый же огорчительный сюрприз этого фильма – батальные сцены, непревзойдённым мастером которых Бондарчук слыл всегда. В «Годунове» мы видим лишь невнятную беготню. Кто кого бьёт, догадаться трудно. Дело усугубляется тем, что по полю брани постоянно носятся взад-вперёд совершенно безоружные люди. Кто это такие, опять-таки неясно. Так и выходит сумбур вместо музыки, и внятен оказывается лишь финал всех битв: пара-тройка статистов, лежащих в нарочито окровавленном снегу. Сами баталии стали худосочнее (со времён «Войны и мира» массовки явно поубавилось), зато выросло количество исторических ляпов (начать с того, что ни одна битва древности не проходила в метель и вечером, как это показывает Бондарчук).
Если «Война и мир» - шедевр, «Ватерлоо» - самоповтор, «Красные колокола» - неудача, то «Борис Годунов» - фильм откровенно плохой. Экранизация уникальной трагедии внешне ничем не отличается от «Демидовых», «России молодой», «Ярослава Мудрого» и прочих унылых псевдоисторических постановок 1980-х годов. Разве что элемент триллера… Так и тот украден.
Немного истории. В год выхода этого фильма произошло тотальное крушение позиций Бондарчука, его с позором прогнали из руководства Союза кинематографистов, а статью, посвящённую этому событию, назвали «Дохлый лев». Самое печальное, что, как ни прискорбна эта ситуация, фильмы позднего Бондарчука не могли, не могут и не смогут защитить своего создателя в глазах зрителей. В том числе, этот фильм.
1 из 10
|
прямая ссылка
14 июня 2010 | 15:19
После того как Сергей Бондарчук снял дилогию Красные колокола, он понял что фильм вышел несколько неудачно (ещё бы первый фильм о Мексиканской революции был не так пафосным, как второй фильм про Октябрьскую революцию, из-за чего дилогия выглядела хуже на фоне предыдущих робот Бондарчука)! И стал тогда Сергей Федорович думать, что же делать! И решил он взяться за пьесу А. С. Пушкина «Борис Годунов»! И он не прогадал!
Экранизация получилась сильной! Восхитительная работа оператора, сценариста и режиссера! Восхитительная актерская игра, особенно это касается самого Сергея Федоровича, который играл самого Годунова! Как хорошо показаны страдания Годунова и России, которую обманул Гришка Отребьев (Лжедмитрий 1)! А когда ты видишь, торт виде московского Кремля на балу у польских вельмож, то ты понимаешь чего хотят поляки от Гришки! А концовка (колокол падает и разбивается) предсказывает не только судьбу России после смерти детей Годунова, но и предсказывает, что станет с С. С. С. Р. через 5 лет! Баталии не так эпичны как обычно, но лучше чем в Красных колоколах и в его сериале Тихий Дон!
А само произведение из-за этой экранизации можно назвать русский « Королем Лирам»! А Пушкина русским Шекспиром!
Одним словом, этот фильм смело можно называть великим! И его можно ставить в один ряд с такими картинами как Судьба человека, Война и мир, Они сражались за родину и мало кому известные фильмы Степь и Ватерлоо (хоть последний не такой эпичный как Война и мир, но все же достойная картина)!
Эх, жалко, что Борис Годунов не последняя картина Сергея Бондарчука! Ибо заканчивать свою карьеру режиссера самой слабой работой (я про его Тихий Дон) грех! Но всё же Борисом Годуновым он доказал, что у него есть порох в пороховницах!
P.S. Этот фильм стал благословением Сергея Фёдоровича для своего сына от треть его брака Федора на служение в киноискусстве!
|
прямая ссылка
24 августа 2013 | 20:16
Зритель С
Фильм-предупреждение великого мастера
Гениальный провидческий фильм великого режиссёра. При просмотре возникает ощущение, что С.Ф. Бондарчук хотел предупредить зрителей о возможном распаде страны и об опасности Смуты, но тогда его предвидения почти никто не понял.
Очень цельное и ясное ощущение текста А.С. Пушкина. Современные актёры уже не смогут сыграть ни Бориса Годунова, ни самозванца, ни отца Мисаила с Варлаамом, ни Василия Шуйского на таком уровне.
Сначала возникает несколько странное впечатление. В кадре - современный Кремль (в XVI-XVII векaх стены Кремля белили), и на кремлёвской стене бояре Воротынский (Вячеслав Бутенко) и Шуйский (Анатолий Ромашин) ведут беседу на вполне современную тему:
Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится;
А там — а там он будет нами править
По-прежнему.
Почему современный Кремль? Почему интонации бояр столь современны и несколько театральны?
Где привычные для фильмов Бондарчука яркость и грандиозность постановки?
Почему всё выглядит так гнетуще-сдержанно?
Мастер знал намного больше, чем рядовой зритель и кинокритики.
Чего не знал - о том догадывался. Он смотрел вперёд и предчувствовал, чем суждено закончиться восьмидесятым годам XX века.
Смута, самозванцы, Семибоярщина, манипуляции настроениями народных масс, иностранные наёмники...
Всё это спустя несколько лет после выхода 'Бориса Годунова' на экраны зрителям довелось увидеть, пережить и почувствовать на собственном опыте.
Тогда фильм производил впечатление очередной кризисной и несовременной работы мастера. Замах-то велик, а вот результат... Зрители ждали более яркой и динамичной картины.
Как оказалось, 'Борис Годунов' - это фильм, который с годами смотрится только лучше. Отменная операторская работа Вадима Юсова, исторические костюмы М.Н. Мерцаловой. Сейчас так уже просто не работают. Как всегда, впечатляюще поставленные батальные и массовые сцены. Вспоминается снятая в те же годы 'Смута' Куросавы.
Да, в фильме есть огрехи. Есть ошибки в интерьерах и исторических костюмах, несмотря на высочайший уровень знаний М.Н. Мерцаловой. Актёры великолепны, но в знаменитой сцене с отцами Мисаилом и Варлаамом возникает ощущение, что режиссёр и Георгий Бурков несколько 'пережимают'.
Скажем честно, не исторические детали и не сцена в корчме на литовской границе - главное в 'Борисе Годунове'.
При просмотре нужно иметь в виду, что перед вами - не развлекательное кино.
Это фильм-предупреждение, фильм-размышление, и он требует от зрителя внимания к тексту А.С. Пушкина.
Ассоциации с событиями 90-х-2000-х годов возникнут неизбежно.
|
прямая ссылка
24 ноября 2019 | 21:53
|
|