- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
psp_67
Сказка о потерянном времени...
Я впервые посмотрел этот фильм еще в советское время подростком. И мне было по настоящему интересно его смотреть. Ведь я очень любил фантастические фильмы. В то время я не пропускал ни одного. Но, взрослея, я мысленно периодически возвращался к этому фильму и к идеям, которые в нем заложены. И с возрастом я понял, что на самом деле - это не столько фантастический фильм, сколько политический памфлет и философская притча вместе взятые. Не считаю этот фильм 'госзаказом'. Подавляющее большинство советских людей было воспитано на социалистических ценностях и поэтому глубоко убежден, что сценарист и режиссер были абсолютно искренни. Да и великий Донатас Банионис во второсортных картинах никогда не снимался. Мало того, для меня идеи, заложенные в этом фильме, не потеряли актуальности. Так как, я думаю, все 'дети совка', к которым я и себя отношу, уже убедились, что бездумное перенесение (и насаждение) западного рационализма и их ценностей на нашу почву губительны для нашей ментальности. Песни Высоцкого очень удачно 'вплелись' в повествование. Но я не отношу себя к тем 'эстетам', которые смотрят этот фильм только из-за его песен. Все приглашенные артисты сыграли там очень хорошо. Старую актерскую школу ни с чем не спутаешь. Особенно когда мы имеем возможность каждый день сравнивать игру 'старой гвардии' с игрой наших молодых 'сериальных' артистов.
На мой взгляд основная идея фильма - это призыв не класть свою жизнь на алтарь ценностей западного общества потребления. И не случайна как бы раздвоенная концовка. Это сейчас так модно... То есть, в случае погони за призрачным счастьем обладания 'великой западной мечтой' (абсолютно лишенной духовности), олицетворением которой в фильме считается возможность проспать в анабиозе несколько десятков лет, мистер Мак-Кинли, в конце концов, попадает как бы в АД. И наоборот, обращение к простым духовным и семейным ценностям приносит главному герою чувство спокойствия, умиротворенности, и, как бы сказали советское время, 'чувство глубокого удовлетворения'.
Так что не идите на поводу у тех, кто пытается 'вбить' нам в головы потребительские ценности. Живите в мире со своей душой. И не теряте времени. За нас наше светлое будущее никто не построит!
10 из 10
|
прямая ссылка
14 августа 2010 | 15:00
Гениальный фильм большого режиссера. Некоторые сцены и фразы выглядят настолько современными, что диву даешся.
Бабочкин в роли 'злого гения' Самуэля Боулдера потрясает воображение так же, как 40 лет назад в роли Чапаева.
Когда пересматриваешь такие фильмы нельзя не заметить одну особенность - раньше 'западная' жизнь была для большинства недоступна, однако у наших актеров получалось сыграть 'их' персонажей так убедительно, как теперь не получается. Когда я смотрел этот фильм еще в детстве у меня была полная иллюзия, что это иностранная картина.
Кстати, Высоцким был написан цикл песен к фильму, однако в кадре звучит только одна.
|
прямая ссылка
26 ноября 2006 | 12:13
Да, фильм относится к периоду холодной войны: было время... Сейчас такие изделия у нас называют госзаказными: в основном показывают, как надо Родину любить... В общем, тогда в любой картине про заграницу характерно было показывать недостатки иной системы, её прогнившую основу, бесперспективность её пути и т.п. Здесь удачно использовались различные произведения художественной, фантастической литературы, которые, как правило, вовсе и не относились к идеологическим работам, а больше тяготели к философским размышлениям о проблемах человечества. Например, произведения Стругацких, Лема, Бредбери...
При просмотре фильма сейчас, у меня абсолютно не возникает ощущения, что это снято про какую-то другую страну. Конечно, тогда - в восьмидесятом, при нашей стабильности и уверенности в завтрашнем дне, сюжет воспринимался мной совершенно иначе (я был мальчишкой): все мы жили ожиданием скорого коммунистического благоденствия. И нами, весьма дико воспринималась через призму пропаганды, жизнь простых людей на западе. Однако, надо признать, что была, и у нас тогда, на волне всеобщей истерии ожидаемого ядерного катаклизма, какая-то тревога.
Ну, ладно, это всё не те рассуждения: по-большому счёту, в фильме не так уж и чувствуется эта политидеология. Фильм, конечно же, не о капитализме, а совсем о другом.
Не знаю как вы, а я в герое узнаю чуточку себя: то же нежелание жениться, нежелание создавать для себя дополнительных проблем, вера в будущее... Точнее не в будущее, здесь я скептик, а желание скорее проскочить день сегодняшний с надеждой, что завтра будет всё лучше, и все неудачи и горести останутся там - во 'вчера'. И ведь не с эгоизмом и трусостью это связано.
Герой, человек, прошедший несколько войн и многое испытавший. Видавший чужие страдания и искренне их переживавший, вряд ли он попадёт под эти определения.
Так в чём же дело? А вот дело-то как раз в его чрезмерной правильности: слишком он ответственно относится к своим поступкам, а жизнь требует в своих действиях определённого иррационализма: надо ввязаться, а потом 'будем как-нибудь выкручиваться'. Нет, он так не хочет. Он ищет решение, постоянно грезя этим прекрасным будущим. И вот, судьба, в лице научного прогресса, даёт ему такую возможность. Вперёд! Ура-а-а!!!… Оп! Стоп!.. Тут, вдруг, возникает парадокс: чтобы получить билет в светлое будущее, он вынужден отступить от своих принципов. За билет в мнимый рай надо заплатить подлостью и преступлением. Он идёт на этот шаг и получает жестокий урок, доводящий его до крайней черты. И... всё же, в месте с этим, он, наконец, получает пропуск в свою мечту... Финал ужасен.
Авторы фильма изменили концовку, чтобы у зрителя не оставалось тягостного ощущения бесперспективности жизни (тоже идеология?). Показав финал, нам как бы говорят, что каждому 'Мак-Кинли' наконец-то надо собрать всё своё мужество и, встав на ноги, идти самостоятельно, в то светлое будущее, о котором ты мечтаешь.
Узнал кто себя? А, ведь, даже реклама с телевизора говорит: 'Живи сегодня!'
P.S.
Помимо этого общего, поверхностного анализа, в фильме ещё множество слоёв. В нём, как в богатом ресурсами месторождении, можно копать и копать. В общем, для любого мыслящего зрителя здесь будет «пищи» на длительное время.
|
прямая ссылка
10 ноября 2009 | 08:00
Очаровательный фильм. Почему-то именно это слово в голове крутится. В нём мне понравилось всё - от первого до последнего кадра. Он так по-советски наивен (не знаю, но мне кажется, некоторая наивность, или, если хотите, неиспорченность присуща советскому кинематографу вообще) - и одновременно серьёзен, без пафоса - и в то же время впечатляет, остаётся в сердце.
Первое, что хотела бы отметить - это маленькая, но яркая роль Высоцкого - без него фильм очень бы обеднел. Всего две его песни - но как они вписались в канву повествования! Я люблю прокручивать заново понравившиеся моменты после просмотра, это усиливает общее положительное впечатление от фильмов. Фрагменты с Высоцким - самое оно для повтора.
Во вторых, и в главных, так сказать, это, конечно, сама история маленького, но честного человека с комплексом неполноценности, прошедшего две войны - страшно за ещё не рожденных детей. Ведь в мире чересчур много насилия, зла, несправедливости - в глазах героя Донатаса Баниониса чувствуется неподдельная печаль и боль оттого, что он не знает, как им помочь - хотя бы двум девчушкам, посылающим с панели воздушные поцелуи под строгим надзором благообразного хозяина ночного заведения. Думаю, в этом один из самых больших камней преткновения для честного мужчины перед женитьбой - как мне содержать жену и будущих детей? Смогу ли я обеспечить им достойную жизнь? И только что-то очень сильное, какие-то действительно судьбоносные переживания способны изменить взгляды сомневающегося человека. Для Мак-Кинли это были минуты, когда он выбрался из-под земли на поверхность через n-е количество лет после долгого сна в сальватории. То, что он увидел, думаю, и перевернуло его жизнь, помогло осознать, что сколько бы зла ни было в мире, добро надо делать сейчас, не откладывая на потом, не убегая от страшной действительности - ведь кто знает, какая это будет действительность в 23-м веке...
Словом, фильм сильный, очень живой, проблемный, игра актёров изумительная - за одних искренне радуешься, как за Пэгги и Джейка, от других воротит, как от гадкого старика, вещающего скрипучим голосом в суде - вот уж поистине неприятный персонаж! И всё, как в жизни - об этом здесь уже писали. Фильм невероятно реалистичен. И потому не утратил до сих пор актуальности, злободневности. Полезен всем-всем.
|
прямая ссылка
24 января 2012 | 19:56
vozlublennya
Бегство мистера Мак-Кинли / Как распорядиться собой джентльмену, уже не годящемуся для линий боевого соприкосновения? Дёшево и умно, собравшись с цветами к какой-никакой невесте, или дорого и глупо, зато ''глухо, глубоко, гигиенично''.
Раньше фильм видела ближе к его развинчивающемуся финалу. Запомнилась зрительная 'тяжесть', усталость от вычурной обстановки. Ещё странноватая, взрывная натянутость поведения всех, кроме искренне терзающегося Мак-Кинли/Баниониса, и проститутки в баре ( оказалось, это Алла Демидова, в отвязном ролевом эксперименте. Интересно, что Алла Демидова с Татьяной Лавровой, которая миссис Перкинс, хорошая жена и мама, жена соседа Мак-Кинли, одного типажа и возраста, но местами их не поменяли. Может, на монологе проститутки 'любовь, знаешь, это чтоб как в омут... это потом,..а начинается счастье с безумия', Демидова 'сломалась' сильней Лавровой).
Заинтересовалась полностью посмотреть сейчас, прочитала источник - повесть Леонида Леонова. Ориентируясь по написанному, фильм меня потряс. Примеры по тексту памфлета, как называл его сам Леонов: совещание атлантических штабов...мобилизация семи офицерских возрастов...коварный старикущий Б...Боулдер, со штатом безотлучных врачей и помощников...постепенное оглашение нового ориентира для всего западообитающего мира прямохонько из ''кормила свободной инициативы и цивилизации...'' Есть даже про пилюли с вегетативным параличом в сочетании с гебефреническим смехом.
Считаю, страшно и потрясающе воспроизведена сцена в доме мисс Шамуэй. Киносценарий тоже принадлежит самому Л. Леонову. Вдруг раздающийся гогот и дальнейший разговор Энн Шамуэй с Мак-Кинли, даже пугает. Пустой дом со всей его роскошной обстановкой, тихая шёлковая спальня, и как же Ангелина Степанова в роли мадам хищна и зловеща. Голос, который обращается, оставляет паузы как в диалоге при личном присутствии, и в любом случае вызывает реакцию у слушающего. Но этот голос уже не ждёт ответа.
Жаль, что в фильме не представлены как в книге, многочисленные компактные вариации 'капсул', 'гигиенических шкатулок', которые как в мебельном магазине, выбирают себе люди среднего и малого достатка.
Я считаю, что сам процесс 'убытия' в иммортальность для 'отъезжающих' психологически оказывается приемлем либо на глазах толпы тех, кто не может себе этого позволить, либо в эйфории своей периферической нервной системы, ощущающей себя в прямом вещании на весь мир. Рассуждая о реальности такой 'возможности', напомню, что и в настоящее время нет умения 'возврата' через длительный промежуток. Да, вам могут 'складировать' даже мозг, отдельно. Это дешевле. И нахваливают эксперимент с полной заменой крови у свиньи солёным спецраствором, охлаждения её тела и т.д. Верно. На 1 час. Животное даже помнило, где миска с водой стояла. Но это через 1 час. Когда доходит до тестов на восстановления сознания, нейробиологи осознают, что это полная утопия. Дальше чем 'подёргивания' конечностей у свиней, спустя всего четыре часа после остановки сердца, пока не идёт.
Отдельно, мне не понравился дублирующий Мак-Кинли/Баниониса голос, не обязательно было Гердта привлекать. Обычно стараются подбирать на озвучание даже внешне чем-то похожих артистов.
Много сокрушающихся из-за малой части баллад Высоцкого в фильме. А мне нравятся эти крупицы. Бесценный мастерский фильм 1975 года погружается в киностратиграфию, он всё глуше, его нужно извлекать, привлекая георазведку политических рельефов.
Насчёт музыкального содержания для подобных фильмов, я тут же вспомнила идею, принадлежащую талантливому автору из современных, 'самописцу бездны', так бы его назвала. Своими словами упомяну очень схематично: у него в повествовании про бесконечно опустевшее пространство, в котором уже нет логически связанной между собой настоящей жизни, и единственный обитатель в архитектурно умершем доме, вроде бы с человеческими подробностями чувств, он видит очередное свечение атмосферы, и в это время распада он крутит ручку настройки старого приёмника, и слушает то пропадающие, то перемешанные музыкальные волны, это когда-то бывшая модной музыка и передачи разных десятилетий на английском и немецком языках. Так и здесь с балладами, мы их слышим, и фильм уже приобрёл уникальную интонацию, акустику фраз. К тому же это материал, спасённый монтажом в том же 1975 г. с оригиналов негативов. Так лучше ощущается ' растворение' очередной эпохи. Я считаю, на сегодня этого вполне хватает.
Интересно, что Леонид Леонов написал повесть как пример про переживания симпатичных и честных обычных людей Запада. Но когда Мак-Кинли упёрто начинает 'прогрызать' тропинку к услуге 'счастья', он становится дико отрицательным персонажем. Может, отсюда разные финалы для МКФ 1975 г. и для киноверсии.
Фильм нисколько не устарел, а элементы авторского образного комизма по известному закону перешли в трагедию.
|
прямая ссылка
23 декабря 2022 | 14:49
Фильм по сути своей является советским ответом западному фильму 'О, счастливчик' наделавшему много шума в стране. Тот-же сатирический памфлет высмеивающий заблуждения и 'прелести' буржуазной жизненной концепции. Та-же закадровая музыка, только уже в исполнении живчика и философа Володи Высоцкого, тот-же главный герой - маленький одинокий человек, словно белка в колесе - в перипетиях жизни. На два с половиной часа погружаешься в светлую яркую сказочную атмосферу середины семидесятых, атмосферу совершенно иную чем сейчас, когда казалось было возможно всё что угодно и мир может подойти по какому-то единственно-правильному пути развития. Но он так никуда и не пошёл, а протоптался на месте десятки лет, проблемы всё те-же и заблуждения всё те-же.
А потому фильм очень современен: он высмеивает вечное цивилизованное лицемерие и меркантильные товарно-денежные взаимоотношения мужчины и женщины: от чего мы когда-то ушли, к тому-же вновь пришли. Убедителен Банионис, окружённый сомном великолепных актёров и актрис в сравнении с которыми современные, в массе весьма бесталанные российские актёры, выглядят бледной тенью. Интересен текст, монологи и диалоги героев к которым есть смысл внимательно прислушаться, что бы узнать что-то новое и важное.
|
23 октября 2016 | 15:42
|
|