А как быть, если прошлое со мной? Если у меня есть память...
'Здравствуй, это я!' - исследующая военное время лента, которая перекликается с другой лентой на данную тему, триумфатором Каннского кинофестиваля 'Летят журавли' 1957 г.
Главный герой картины, которого исполняет молодой Армен Джигарханян, дрейфует тут из настоящего в прошлое и из прошлого в настоящее. Память, воспоминания и то, как человек вплетает в свое 'сегодня' все то, что составляло его 'вчера' - центральная тема этой меланхоличной ленты.
Главный герой и его друг - физики, которые в 1942 году не отправляются на войну, а пытаются составить службу стране, работая в лаборатории и добиваясь прорывных результатов в изучении ядерной энергии. Подруга физика - сержант, которую срочно высылают в другой город. Героям не удается встретиться на прощание. А вскоре девушка погибает...
'Здравствуй, это я' предлагает зрителям нетрадиционную для военных сюжетов историю. На войне погибает не он, а она. Что безусловно случалось в реальности, но осталось мало признанным в кино. Эту ленту можно смело назвать феминисткой. Не случайно тут даже звучат слова о том, что женщинам редко ставят памятники - такой чести удостаиваются практически исключительно мужчины.
Но несмотря на выраженную тему равноправия женщин и мужчин, а также погружение в мир ученых физиков, центральной темой этой картины стала память.
Война заканчивается, время течет, герою советуют оставить прошлое позади, чтобы оно не омрачало радостей настоящего и будущего. А он отвечает: 'А как быть, если прошлое со мной. Если у меня есть память.'
Наша память - это безусловно главная составляющая нашего 'Я'. Мы никто без наших воспоминаний о самих себе и обо всем, что с нами происходило. Но с другой стороны наша память - это тюрьма, в которой мы неминуемо оказываемся. Особенно если в прошлом остались болезненные шрамы военного времени, потеря любимых и словно призрак преследующие нас миражи возможного, которые превратились в невозможное.
Рейтинг 'Здравствуй, это я!' в кинопоиске - 7,6 баллов. Это экзистенциальная лента, пронизанная обыденностью настоящей жизни. Безусловно достойный образчик советского кинематографа.
Первые полтора часа фильмы мы смотрим панегирик армянскому физику-ядерщику, выполненный в характерном для Советского кинематографа 60х годов стиле - с жертвой сюжету за счёт эмоциональной подачи нескольких 'высоко-художественных' сцен. К сожалению, задумка не находит своего носителя - в кадре актёрам не удаётся поддержать других авторов - их игра однообразна, не оставляет эмоционального отклика, уже даже остановил просмотр и удалил фильм с носителя, но прочитав рецензии решил дождаться появления Тереховой.
Актриса в первой же роли заполняет, даже не кадр - наполняет сюжет своим присутствием, давая эмоциональную окраску в лучших традициях кино 60х. Сюжет заблистал от её присутствия, даже не находясь в кадре, а просто являясь уже частью картины актриса дарит эмоцию зрителю - хотя бы уже от ожидания её появления на площадке. Остальные персонажи блекнут на её фоне, какими бы именитыми они доселе не были. И 47 минут с её существованием на экране пробегает быстро и безвозвратно, в отличие от тягучести первых полутора часов.
4 из 10 за первые 90 минут и 8 из 10 за любование Тереховой остаток времени.