К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

На всем белом свете нет таких слов, чтобы описать чувства, которые обуревают меня во время просмотра этого проникновенного и трогательного фильма.

Легкое первоначальное недоверие в сцене танкового противостояния практически сразу же сменяется чистосердечной радостью и беззаботным счастьем героя Владимира Ивашова, простодушного и безхитростного, но сильного духом и сердцем, простого русского солдата Алеши Скворцова, которому выпал 'счастливый билет' свидания с родным домом.

А дальше уже просто сливаешься с его героем буквально в одно целое, в один единый организм и проживаешь вместе с ним эти несколько дней, считая минуты до 'часа пик' и как-то незаметно, как само собой разумеющееся, совершая не менее достойные подвиги, нежели в прямом противостоянии с врагом.

Доброта и милосердие, забота и внимание не только к самым родным и близким, но даже к совершенно незнакомым СОВЕТСКИМ людям - вот именно те 'духовные' скрепы, которые поддерживали наш народ в этой Великой войне. А еще ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

И не нужно никаких постельных сцен, без которых сейчас не обходится практически ни одно кино. Достаточно теплого и нежного взгляда, ласкового прикосновения или легкого пожатия рук, чтобы выразить чувства так, как не выразит самая бурная эротическая фантазия современных горе-режиссеров.

И вот такие мелодраматические моменты и сцены, как совершенно естественно, просто и гениально изобразили в фильме 'Баллада О Солдате' Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко под чутким руководством Григория Чухрая, я готов смотреть и пересматривать вечно (хотя, в принципе, не люблю мелодраму как жанр).

Что еще мне нравится в этой мощной военной кинокартине, что советский режиссер не стал заниматься 'лакировкой' действительности и поэтому можно увидеть здесь и другую, неприглядную сторону людей, всех их слабостей и пороков.

Здесь и великолепная сцена, когда Алеша забирает назад мыло у 'изменницы-жены' и несколько эпизодов, выявляющих натуральное вымогательство и шкурничество 'охранника фуража' (впрочем разбавленных мягким юмором. Но все эти негативные явления выглядят всего лишь ислючением из общих правил и только ярче оттеняют настоящие поступки советских людей. И в заключение, не могу не сказать про мать. Имхо, это одна из самых сильных ролей в фильме 'Баллада О Солдате'.

10 из 10

07 июня 2019 | 12:34
  • тип рецензии:

Мне всегда интересно было увидеть обратную сторону войны. Большинство фильмов, посвященных мировым конфликтам, заостряют свое внимание на фронтовых событиях. 'Баллада о солдате' в основном показывает быт в тылу и в этом смысле является своего рода уникальным полотном.

Сюжет. Во время одного из боев Великой Отечественной войны молодой солдат Алеша Скворцов подбил из противотанкового ружья два немецких танка. Генерал собирается представить его к награде, но боец вместо этого просит дать ему сутки на то, чтобы повидаться с матерью...

Начальная сцена с танком показалась мне немного комичной и нелепой на фоне последующих серьезных происшествий. То танк несется, как легковушка, то пули явно не попадают в напарника Алеши, а он все равно погибает. Если вы привыкли обращать внимание на такие мелочи, то кино может сперва смутить вас. Я же всего лишь прошу дать ему время, потому что уже через несколько минут он с легкостью восстановит свою репутацию. Задумка режиссера была в том, что главный герой на своем пути будет встречать и хороших, и плохих людей. Все прозрачные и понятные вещи через некоторое время уже не будут казаться таковыми. Лента как будто стремится передать простую истину: в любой ситуации важно не терять лицо и оставаться человеком. Кстати, заметил любопытную деталь: персонажи здесь способны пробежать довольно большое расстояние, при этом совершенно не запыхавшись. По крайней мере, нам не показывают их усталость (возможно, так было задумано).

Атмосфера. Картина смотрится замечательно для своих лет. Подумать только, прошло уже больше 60 лет с момента ее выхода. Эффекты с воспоминаниями солдата в поезде и плавная смена кадров не может не понравиться. Алеша и Шура смотрятся вместе невероятно мило, этих персонажей прекрасно удалось раскрыть. Остальные эпизодические роли тоже удались на славу. Также я обязан упомянуть блестящие диалоги, благодаря которым проливается свет на характеры многих попутчиков бойца.

Музыка. Мне понравилось музыкальное сопровождение, но у меня есть претензии к работе со звуком: люди говорят тихо и не всегда внятно, будто стесняясь съемок. Естественно, необходимо делать скидку на год выхода картины.

Итог. Кино отлично показывает непростую жизнь обычных людей в военное время. Алеша Скворцов - некий собирательный образ молодого русского солдата, который слишком быстро повзрослел и стал серьезным не по годам (хотя в душе все еще оставался мальчишкой). Ужасно осознавать тот факт, что война калечила не только тела, но и судьбы людей...

8 из 10

(82%), советую ознакомиться с картиной тем, кто ее еще не видел.

06 мая 2020 | 16:54
  • тип рецензии:

Фильм режиссера-фронтовика Григория Чухрая является одним из советских фильмов 'о войне без войны'. Пронзительная история путешествия Алеши Скворцова в отпуск домой во время войны. По сюжету это, как бы сейчас сказали, классическое роуд-муви. В пути Алеша встречает разных людей, чьи проблемы разрешает. Война тут почти не показана, но она чувствуется практически в каждом кадре. Ну и финал на разрыв. Фильм-реквием по миллионам таких же простых парней, ушедших на фронт и так и не вернувшихся с войны домой.

Интересно, что ведущие роли в картине исполнили актеры-дебютанты. Роль Алеши стала знаковой для Владимира Ивашова. Честный и добросердечный парень стал олицетворением простого русского солдата. А девушку Шуру, встреченную им в пути сыграла юная Жанна Прохоренко.

Вообще, в фильме играет целая россыпь популярных актеров советского кино, большинство из которых были неизвестны в то время. Николай Крючков, Евгений Урбанский, Эльза Леждей, Лев Борисов, Евгений Евстигнеев, Всеволод Санаев, Валентина Телегина и другие.

Фильм был отмечен призами на множестве международных кинопремий и фестивалей. Также он стал первой советской картиной (вместе с фильмом-оперой 'Хованщина') попавшей в номинанты на 'Оскар'.

Фильм, который должен посмотреть каждый.

10 из 10

16 мая 2019 | 09:32
  • тип рецензии:

«Баллада о солдате» - самый известный фильм Г. Чухрая и один и главных советских фильмов о войне, выработавший особую мировоззренческую оптику восприятия Великой Отечественной в нашем кинематографе последующих десятилетий. Главный нововведением «Баллады о солдате» стал перенос зрительского внимания с внешних конфликтов (между противоборствующими сторонами) на внутренние (разворачивающиеся в душах героев). Чухрай одним из первых среди советских режиссеров расширил экранное восприятие той войны – от политического противостояния до нравственного.

Конечно, любой советский военный фильм до появления «Баллады о солдате» также выступал моральным оправданием освободительной борьбы советского народа, прославлял его подвиг и возмущался бесчеловечностью нацистов. В этом смысле военный фильм – это всегда история борьбы между добром и злом. Однако, до выхода фильма Чухрая судьба рядового солдата редко ставилась в центр повествования и раскрывалась перед нами с такой человечностью и теплом.

В таких фильмах, как «Баллада о солдате» война является лишь фоном, необходимым, но второстепенным, в истории простого человека, вступая, не больше не меньше, в полемику с фашистской концепцией «сверхчеловека» (которая, кстати, реанимирована сегодня в массовом кино про «супергероев»). Ницшеанская концепция «сверхчеловека», лежащая в основе нацистской антропологии, является рецепцией языческих представлений о мироздании: надмирного Бога нет, или Он недоступен, значение имеет лишь горизонтальная жизнь, представляющая собой перманентную войну стихий, богов, людей.

В этом смысле любая языческая космогония – это социал-дарвинизм, пронизывающий все уровни бытия, возведенный в превосходную степень Боги, герои, люди сражаются друг с другом не зная жалости, пытаясь обхитрить, обокрасть, уничтожить. Значение в этой войне всех против всех имеет лишь твой частный интерес, здесь никто никому не доверяет, коалиции сил легко модифицируются, бывшие враги становятся временными друзьями. Вплоть до ближайшего предательства кого-либо из них. Закону этой нечеловеческой жестокости подчиняются и боги, и люди.

Ницшеанский «сверхчеловек» - своего рода эманация образа языческого героя, который больше чем человек, этакий полубог (вспомним, что в большинстве мифологических систем герои, тот же Геракл, - дети либо самих богов, либо плод их «любовных» союзов с людьми), соответственно все, что делает человека человеком, воспринимается этим «полубогом» как извне навязанные рамки. Не будем вдаваться в другие аспекты ницшеанской философии – они известны и образуют весьма стройную систему, в основе которой – мизантропия.

Уже христиан первых веков не удивляла кровожадность язычества, ведь им был ясен инфернальный источник его вдохновения, была понятно, почему в глазах жрецов люди – всего лишь биологический материал для жертвоприношений, был понятен корень той ненависти к простому человеку и апологии кастовости, которые всегда делают язычество эзотеричным. Когда языческое мировидение, вкупе с антропологией, оказалось реанимировано в оболочке светской кабинетной теории, его поначалу восприняли как благородный, аристократический бунт против буржуазного омассовления, против посредственности и мещанства (так воспринимали теории Ницше Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Белый). Потребовалось десятилетие нацистского кошмара, чтобы показать миру, кто есть кто.

В ленте Чухрая мы видим диаметрально противоположную картину мира – «маленький человек» защищает свою землю, в его каждодневном подвижническом труде, не имеющим ничего общего со «сверхчеловеческим героизмом», раскрывается подлинное достоинство богоподобной личности. 19-летний рядовой Алеша не ищет подвигов, они сами его находят в будничной реальности повседневного противостояния смерти.

На фронтах Великой Отечественной сражались две картины мира, два способа проживания жизни = христианский и языческий. Христианство предлагает совершенно иное отношение к человеку и миру, чем язычество – оно кладет в основу мироздания не жертвоприношение другого человека во имя твоего личного интереса, а добровольное бескорыстное самопожертвование во имя любви к другому. Сам Бог подает пример такого поведения, воплотившись, пострадав и умерев ради всех, в том числе и тех, кто Его ненавидит.

Путь Христа – это путь кенозиса, предельного Самоумаления, Самоуничижения. Творец мира принимает образ раба, умирая самой позорной смертью, но то, что в глазах Его врагов выглядит поражением, оказывается Его победой. Спаситель неоднократно говорит о самоумалении как пути спасения для любого человека, который просто обязан стать «маленьким», иначе не спасется: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26), «всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя возвысится» (Лк. 18:14), «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15).

На фронтах Великой Отечественной вступили в бой «маленький человек» и «сверхчеловек». Один спасал, другой – губил. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Герой «Баллады о солдате», проходящий долгий, полный опасностей путь, чтобы обнять мать, вскоре разлучится с ней, и уже не встретится в этой жизни. Когда, досмотрев картину до конца, вспоминаешь ее начальные кадры, где лицо тщетно ждущей своего сына матери отмечено печатью, как скорби, так и надежды, в памяти почти что звучит песнопение Великой Пятницы: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи в гробе».

«Баллада о солдате» - это не только галерея чистых лиц, это не только дыхание молодости, жажда любви и жизни, противопоставленная бесчеловечности и смерти, но и притча о человеческом достоинстве, которое в полной мере раскрывается лишь тогда, когда личность отдает себя без остатка, самоумаляется, стесняет свои интересы ради другого, когда становится «маленькой». Именно эти маленькие люди при Божием содействии остановили бесноватых изуверов-сверхлюдей, добротой, любовью и сочувствием победили злобу, ярость и безжалостность.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Фильм Григория Чухрая – баллада о победе «маленького» человека, своим добродетельным крестным самоотвержением повторившим путь Христа и именно потому одолевшим врага в той великой Войне.

31 декабря 2015 | 21:46
  • тип рецензии:

В самом начале фильма закадровый голос обещает нам рассказать историю о солдате, чья мама выходит на дорогу, ведущую в город. Именно по этой дороге должен был однажды вернуться с войны солдат Алёша (Владимир Ивашов). Но этого уже не произойдёт, потому как солдат погиб на войне. Фильм получил признание критиков, был награждён множеством наград и участвовал в конкурсной программе в Каннах.

Подбив два немецких танка, солдат Алёша Скворцов удостаивается награды, но взамен этого он просит генерала отправить его на денёк домой, к матери. Генерал даёт в распоряжение два дня и отдельно ещё пару дней на преодоление дороги туда и обратно. Практически с этого момента и начинается путешествие солдата в родные края. Проблемы поджидают на каждом шагу и не то, что данное на дорогу время в какой-то момент начинает заканчиваться, позже идут в расход и драгоценные часы двух дней, которые можно было бы потратить на пребывание в родном доме.

Фильм не столько про войну, сколько про любовь, а уж потом про взаимоотношения людей на войне. Удивляешься менталитету тамошних бодрых, улыбающихся и добрых солдат, готовых без промедления помочь встреченному на их пути Алёше. И это не смотря на возможные трудности, что возникнут в будущем и на грядущие боевые столкновения с врагом. Лишь немного портит ситуацию банальное появление Шуры (Жанна Прохоренко) в том же вагоне военного эшелона, в котором едет и Алёша, торопясь домой. С этих самых пор начинаются почти что романтические приключения новоявленной пары. Финал картины чуть обескураживает и приводит в недоумение в связи с быстротой происходящего.

8,4 из 10

15 января 2016 | 20:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: