К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я, признаться, огорчен. Не разочарован, нет, расстроен. Очень хотелось, наконец, увидеть открыть для себя это, безусловно, знаковое кино, оценить его по достоинству и полюбить. И не потому, что эта «бесхитростная история… признана одним из лучших кинопроизведений, посвященных Отечественной войне». «Летят журавли» тоже, помнится, преподносились в похожим образом, а толку. Скорее потому, в первую очередь, что «бесхитростная». Просто, понятно, близко и пр. Всей душой, что называется, принимаешь кино и… навсегда уж.

Но, увы, с первых же минут «что-то пошло не так». Пресловутая бесхитростность обернулась едва ли не театральной условностью. Сюжет расстроил своей, если так можно выразиться, непропорциональностью. А неуместный пафос названия ничем в итоге оправдан не был.

Судите сами, фильм начинается с героического поступка – уничтожения главным героем двух вражеских танков. С испугу, по воле случая – не о том речь. К чему, скажите лучше, эта искусственная сцена преследования солдата танком? Для чего она? Поверить в происходящее на экране всё равно невозможно – настолько нереально (ибо нецелесообразно, бессмысленно) это выглядит. Ну не комедия же! Неуместно, честное слово. Тем более, что речь идет о первых минутах фильма, закладывающих основу будущего общего впечатления, восприятия. К сожалению, вынужден констатировать, что «вступление» оказалось явно провальным.

Настолько, что добрый генерал (с перевязанной головой – намек на непосредственное участие в боевых действиях – признак благородства и справедливости) уже не удивляет, равно как и дальнейшее развитие событий: зверь-лейтенант, красивым жестом позволивший двум «попутчикам» путешествовать в едва ли не самом «легковоспламеняемом» вагоне военного эшелона («Только с огнем, ребят, поаккуратнее!» – всего и мер предосторожности), строго наказавший предприимчивого часового, всеобщее замалчивание поведения «верной жены» заботливого солдата, оставившего ради нее отделение без мыла и пр. Всё это настолько несерьезно, что настроение во время просмотра портится с каждой минутой.

Концовка уже ясна: матери ничего не светит, непонятно только, чем закончатся отношения с девушкой – ведь ей уделено столько внимания. Элементарно: ничем. «Выходишь здесь?!.. Ну, будь здорова… Привет!» Спрашивать, зачем нужны были эти крупные планы, трогательная забота и т.п. уже даже не хочется. Бессмысленно. Наверное, так было надо.

Вообще вся эта история чрезвычайно напомнила мне детскую сказку «Мешок яблок». Преследуя вполне конкретную цель (два дня пути (а ведь изначально он за сути собирался уложиться!), два дня дома, два – на обратную дорогу), парень не смог пройти мимо одной чужой беды, затем другой, потом третьей, «пока, наконец, совсем ничего не осталось». Благо нашелся добрый человек (еще бы не нашелся – как бы он выглядел на фоне главного героя!), который под свою ответственность доставил-таки солдата к матери. Свиделись! «Здравствуй и прощай!» Щедро, ничего не скажешь.

В сказке доброта вернулась сторицей – щедро одаренные яблоками «соседи» отблагодарили семью зайца. А вот какова цена недополученных матерью двух дней в обществе сына, которого она больше никогда не увидит, стоили ли они проявленного им в дороге гуманизма, милосердия – большой вопрос. Могло ли быть, поступи он иначе, его поведение признано проявлением эгоизма – еще один, такой же.

Есть над чем подумать, не находите. Может, это и не плохо. В принципе. Но я лично ожидал увидеть другое. Отсюда и эмоции. Отсюда и оценка.

7 из 10

25 октября 2010 | 14:29
  • тип рецензии:

Очень сильный фильм, фильм о войне и о людях которые сражались за Русскую землю. Когда смотришь эту картину, слёзы сами наворачиваются на глаза... Сколько молодых мальчишек остались лежать в сырой земле? Сколько матерей, сошли с ума от горя, так и не дождавшись сыновей с поле боя? Сколько загубленных молодых судеб? Все эти вопросы вызывают ноющую боль в сердцах людей посмотревших эту ленту.

Многие говорят, что во время премьеры за рубежом 1960 году, люди шли на фильм Альфреда Хичкока «Психо», а не на фильм Григория Чухрая… Почему так произошло? Ответ очевиден и прост, Американцы просто не захотели смотреть на боль Русского народа, народа, который победил мирового врага, понеся при этом громадные потери. Зачем им это? ведь всем известно, что именно Американцы выиграли вторую мировую… разве не так?

Но ведь мы с вами знаем истинную правду (пропитанную кровью наших дедов)?! Правду, которую не стереть дешёвой западной пропагандой! Правдой, которая будет вечно напоминать нам, кто на самом деле одержал верх в этой страшной войне! И эта кинокартина лишнее напоминание об этом... Чтоб помнили и не забывали.

Моя оценка 10 из 10 и вечная память героям, которые сражались за нас.

30 июля 2010 | 19:20
  • тип рецензии:

Это очень хорошее кино. Кино, в котором смешиваются радость и слезы, смех и грусть, счастье и боль. В этом фильме молодой солдат представлен нам именно таким, каким он действительно был. Добрым и простым русским парнем, готовым всем и во всем помочь. Порой даже в ущерб себе. Когда его хотят наградить медалью за подвиг, который он совершил, он отказывается, и просит взамен дать пару дней отпуска, чтобы приехать к маме и залатать крышу в её старом доме. В этом и есть эта простота. По пути домой, ему встречаются люди, которым он помогает. Будь то фронтовик, потерявший ногу или мыло, которое он обещал передать жене случайного знакомого. Во всех этих поступках и открывается эта особенная простота обычного советского паренька. Советского солдата. Очень хорошо играют актеры. Вообще такие фильмы приятно смотреть. И в который раз, вспоминая о войне у меня вновь возникает чувство благодарности нашим предкам, которые воевали и жертвовали всем ради нашего с вами счастья и свободы.

9 из 10

23 июня 2010 | 18:12
  • тип рецензии:

Долго тянуть не буду - это один из самых лучших фильмов о войне, который я видел. Здесь нет пафоса, сверхпатриотизма и т.п. Здесь есть отличная история, за развитием которой очень интересно наблюдать.

Фильм, можно сказать, немного парадоксальный. Да, он добрый, чувственный, светлый, красивый... Но ведь фильм о войне! Поначалу это как то в голове не укладывается и воспринимается с чувством непонимания, но постепенно, по мере развития фильма, все становиться на свои места и смотреть фильм довольно легко и приятно, несмотря на то, что картина очень грустная.

Главный плюс фильма в его простоте - простая незатейливая история про простых людей про события, которые могли произойти с каждым. События фильма и люди могут показаться странным образом знакомыми - поэтому, наверное, фильм и полюбили зрители.

Боевые действия, которые хоть и в небольших количествах, но есть в фильме, больше напоминают невероятные комические ситуации, которые могли произойти с бойцами, поэтому эти сцены смотрятся также легко, непринужденно и весело.

Актеры справились со своей задачей отлично - им удалось показать простых людей такими, какие они есть на самом деле.

В фильме нет ничего оригинального - нет необычных режиссерских ходов, нет операторских новаторств, нет масштабных банальных сцен, нет... В общем, можно долго перечислять, чего нет в фильме. Но в фильме есть простой, незатейливая история, которая глубоко задевает чувства - и это главное ее достоинство.

10 из 10

09 июня 2010 | 18:08
  • тип рецензии:

Очень хороший фильм, добрый, светлый чувствами, хоть речь идёт и о войне. Самое интересное в этом фильме - это любовь как ни странно, симпатия. Всё держится на уровне взглядов, прикосновений - здесь нет пошлости или страстных поцелуев, но есть что то большее. То как актёры сыграли влюблённую пару, достойно аплодисментов стоя.

Эта история не имеет какого то захватывающего сюжета - она смотрится легко. Я не сказал бы что этот фильм уж сильно интересный или не интересный, на любителя или не на любителя, это фильм для всех - моё мнение. Каждый должен посмотреть его.

Я рад и горд за это кино, за то что оно отечественное и такое искреннее, и более того заслужило множество наград, даже и за рубежом.

Очень хорошее кино. Моя оценка 10 из 10 в области нейтральности

18 марта 2010 | 17:04
  • тип рецензии:

Алешка Скворцов - радист, умудрившийся 'с испугу' подбить два фашистских танка. Обычный 19-летний деревенский парень. Веселый, отзывчивый, находчивый, смелый, иногда застенчивый и нерешительный. Обычный парень, который заботился о матери. Обычный парень, который хотел починить крышу. Обычный парень, который помогал всем, кто в этом нуждался. Обычный парень, который искренне полюбил обычную девушку Шуру. Обычный парень, который был убит на войне. Обычный парень, чье сердце остановилось навсегда вдали от дома, в деревне 'с нерусским названием'.

В 'Балладе о солдате' практически нет боевых действий. Нет бомбежек, нет перестрелок, нет шпионов, нет партизанов. Только два злополучных подбитых танка и взорванный мост, как символ потерянной связи с родным домом и разрушенного пути в безоблачное будущее. Зато есть люди. Настоящие, открытые, искренние. Люди, в чьих глазах - все их мысли, все их надежды, все их страхи, всё их горе, вся их жизнь. В глазах этих живут все ужасы войны. Не в грохоте взрывов, не в свисте пуль, не в рёве подбитых самолетов, не в гусеничном лязге танков, а в глазах людей. В потерянном взгляде матери, лишившейся сына, в испуганном взгляде девушки, понимающей, что провожает любимого в последний раз, в смиренном взгляде солдата, мужественно отдающего долг Родине.

Именно благодаря настоящим, искренним и ярким персонажам 'Баллада о солдате' является одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Это заслуга не только актеров, блестяще справившихся с ролями, но и режиссера, позволившего зрителю увидеть эту историю простой, понятной и максимально жизненной, прочувствовать каждую судьбу, каждый характер, каждую душу. Это история, каких миллионы. Всего лишь одна из многих в нескончаемом потоке разбитых судеб, прерванных жизней и неутолимого человеческого горя.

Некоторые рецензенты припоминали психологический триллер 'Психо', вышедший на мировые экраны примерно в то же время. Что ж, говоря объективно, Альфред Хичкок - гениальный режиссер, и этот фильм, по моему мнению, является одной из жемчужин мирового кинематографа. Но! Есть такое понятие, как национальное самосознание. И пока оно у нас есть, не стоит даже задаваться вопросом, какому из фильмов отдаст предпочтение отечественный зритель. Ответ, по-моему, очевиден.

10 из 10

24 декабря 2009 | 12:48
  • тип рецензии:

Баллада о Солдате

Этот фильм, повествующий о простом солдате, является лучшим фильмом о Великой Отечественной войне. Наверное, потому, что выйдя спустя неполных 20 лет после окончания войны он всколыхнул в сердцах людей горестные воспоминания о произошедшем. Еще живы матери, недождавшиеся сыновей, еще живы вдовы, не дождавшиеся мужей, еще живы дети, оставшиеся без отцов.

Символичен кадр разрушенного моста. Это мосты между теми, кого разлучила война. Между такими юными мальчишками, как Леша, и их близкими.

Шура для Леши – несбывшаяся мечта. Неслучившаяся любовь.

С матерью он встретится лишь на пару минут, чтобы больше никогда не увидеться.

О том, что случится, говорится голосом за кадром. В кадре в это время одинокая ожидающая мать. Женщина стоит в черных траурных одеждах, но в глазах ее надежда.

8 из 10

25 ноября 2009 | 22:32
  • тип рецензии:

Простой радист Алексей Скворцов во время боя подбивает два немецких танка. Вместо награды он получает несколькодневный отпуск домой. Алёша очень хочет увидеть мать и починить прохудившуюся крышу и поэтому как может, пытается добраться в родное село. Но путь с фронта домой, оказывается не так прост. На пути ему попадаются разные люди – хорошие и плохие, которым Алексей помогает и в итоге попадает домой всего на несколько минут. Обняв мать, он снова возвращается на фронт, откуда уже больше не вернется…

Советские фильмы про Вторую Мировую Войну обычно наполнены сверх патриотизмом и советской идеологией о Великой победе, настолько, что сейчас это называют модным словом – пафос. Надо признать, что как бы это не резало глаза некоторым современным зрителям, но именно такими должны быть кинокартины о войне иначе они бы получились бы пресными и неинтересными. В последнее время стало привычным делом ругать американские фильмы, в которых показывают, что американцы чуть ли не выиграли войну. Но никто не хочет понять, что американцам, на которых в большинстве рассчитаны данные фильмы, будет не интересно смотреть на идеологический пафос чужого государства, поэтому фильм не соберет прокатную кассу, а, следовательно, не принесет прибыли. Этот аспект можно долго обсуждать и спорить по этому поводу, но в данном случае речь не об этом. Фильм Чухрая как раз практически лишен пафоса сражений и идеологии о великой победе советского народа. Простая история о солдате который спешит повидать маму, практически без военных действий, но при этом настолько сильная в эмоциональном плане, что даже не находится подходящих слов для описания чувств которые возникли после просмотра фильма. С самого начала авторы говорят, о том, что Алексей не вернулся с фронта и похоронен на чужбине.

Чухрай не скрывал, что фильм про солдата, снят не только для советского зрителя, но и для зарубежных любителей кино. Умело, обходя подводные камни, Чухрай не скатывается в сентиментальную мелодраму, манипулируя чувствами зрителей, но при этом обрисовывает образы простых людей. Алёша – наивный юноша, который прост и добр. Он не может отказать в помощи незнакомым людям, жертвуя при этом своими интересами. И даже война не искалечила его душу. Чухрай снимал свой фильм не только для современников, но больше для потомков, что бы по прошествии многих лет, зрители воспринимали чистый и светлый образ русского солдата.

Фильм настолько задевает за чувства, что трудно сдержатся в конце от слез. Вот так должен выглядеть настоящий шедевр кинематографа, и не важно в какой стране он снят.

Мне трудно понять людей, которые, наверное, настолько циничны, что считают этот фильм неинтересным. Даже зарубежные критики и киноспециалисты оценили достоинства советского фильма. В итоге он был номинирован на премию американской киноакадемии за лучший оригинальный сценарий, а британская киноакадемия даже сочла его лучшим фильмом года.


10 из 10

09 мая 2009 | 17:59
  • тип рецензии:

Будут плыть в небе радуги,
Будет мир, будут праздники,
И шагнут внуки-правнуки
Дальше нас.
(Р. Рождественский)


1. Поверхностный взгляд.

Что же такого выдающегося в фильме 'Баллада о солдате'? Нет в ней батальных боевых действий. Нет страшных картин передовой линии фронта. Рассказанная в фильме история совсем простенькая, и не блещет изгибами и поворотами сюжета. Во общем нет многих оригинальных решений, которые применяют режиссёры, сценаристы, операторы, актёры - все те люди, создающие кино. Но есть у этого фильма две особенности, сделавшие его неотъемлемой частью русской и советской истории и культуры, частью быта и жизни наших людей.

2. Особенность первая.

В 1959 году, когда советский зритель увидел 'Балладу о солдате', минуло уже почти пятнадцать лет с той поры, как отгремела Великая Отечественная война. И людям, подарившим всему человечеству великую Победу, даже самым молодым, было далеко за тридцать, а их родителям - и того больше. Поседели от возраста многие полководцы - прославленные и не очень - маршалы и генералы, многие из которых занимали уже не военные, а хозяйственные и политические посты. и даже дети полков повзрослели и поступили в разные учебные заведения. И почти все здания и сооружения, разрушенные или исковерканные войной, были восстановлены. Вспахивались и засеивались колхозные поля. Развернулись новые стройки, а счастливые советские люди въезжали в новые квартиры пятиэтажек. И казалось война и горе принесённую ею забылись. Но...

Но бывшие солдаты всё еще ходили в атаку по ночам. И те, кто вернулся в родной дом без ног или с другими увечьями, всё не могли свыкнуться с этим. Многие стали спиваться, а кто-то даже покончил с собой. Поседевшие матери ещё ходили на полустанки и дороги встречать поезда, автобусы и просто попутки, которые привезут им их любимых детей. А люди, знавшие могилы своих родных, приходили на них и рыдали часами, не принимая потери. И даже девушки и юноши лет 20-25 вздрагивали иногда, услышав гром и приняв его за грохот бомбёжек.

'Баллада о солдате' вновь напомнила о войне. Но не о той, которая бесцеремонно и равнодушно уничтожала солдат на фронтах, неторопливо убивала тружеников тыла на полях и у станков, морила голодом ленинградцев, рушила родные дома - войне, которую страшно вспоминать. Этот фильм напомнил о людях, которые навечно ушли на эту войну. Напомнил их светлые лица, их добрые дела, их простые мечты. Напомнил то, что эти люди жили на родной советской земле - любили, трудились, строили счастье своей страны, просто дышали её воздухом и ходили по её бескрайним просторам. Напомнил, чтобы пережить. Пережить и переосмыслить эту войну, осознать, что эти простые, но великие люди отдали свои жизни не затем, чтобы мы опустили руки и утопили горе в стакане, а чтоб мы жили и боролись за счастье - своё и наших потомков.

3. Особенность вторая.

В кинофильме Григория Чухрая о войне нет войны! Точней, нет в ней военных действий. И даже завязка, в которой Алёша подбивает немецкие танки, комична. Лишь напряжённое лицо генерала в исполнении Крючкова выдаёт суровость происходящего. Но кинокартина создаёт иной образ войны, вырисованный может быть более яркими красками, чем безжизненная земля передовой линии фронта, изрытая воронками и окопами, или же каменные лица разведчиков, ведущих невидимую войну в тылу врага.

Угрюмое задумчивое лицо одноногого солдата, боящегося вернуться к жене; поезда, наполненные весёлыми, но усталыми солдатами; толкучий рынок у станции; безучастное к происходящему сено, которое везут лошадям доваторцев и беловцев или других конногвардейцев; растрёпанная советская девушка Шура, у которой из родственников осталась лишь тётка; усталая женщина-шофёр; 'дом' № 7 по улице с идеологически нейтральным названием - Чехова; жена, предавшая своего ещё живого мужа; встревоженное лицо старичка-отца; разбомблённый поезд с эвакуируемыми; усталые женщины-колхозницы с граблями в руках, обступившие Алёшу и жаждущие услышать от него, что их сыночки живы и здоровы - это эхо лишь недавно начавшейся войны, гулко пронёсшееся по бескрайним просторам многострадальной советской земли, это жизнь тыла - второго фронта страны. И хотя только 1941 год, а самое страшное впереди, но война уже искалечила бессчётное количество тел и душ, изуродовала и уничтожила красоты земли - рукотворные и природные...

Парадокс! Но война сближала людей, чтобы... вновь разлучить, разметать их по стране. И не случайно в одном из кадров фильма мы видим разрушенный мост. Это не только данный мост на трассе железной дороги, это - образ всех разрушенных войной мостов, материальных и духовных - между людьми.

4. P.S.

Так почему же американцы пошли на 'Психо' Хичкока, а не на 'Балладу о солдате' Чухрая? Потому что фильм Чухрая - дешёвая пропаганда, а Хичкока - высокоинтеллектуальное авторское кино? А может потому, что они не кормили вшей? Не пухли с голоду? Не хоронили всех своих десятерых сыновей (а было и такое!)? Не работали на полях и заводах по двенадцать часов в сутки? Не горели заживо? Не уходили в партизаны? Не...

10 из 10

06 апреля 2009 | 17:34
  • тип рецензии:

Этот фильм мне напомнил что-то из жанра индийского кино: такие же яркие чувства, много эмоций, много любви, лица, полные искренности и даже наивности. Единственное - в индийском кино не хватает войны, а в советском - замечательного индийского фольклора.

Солдат Алёша - это настоящий классный русский солдат... Он обычный, веселый, иногда даже задорный, нередко застенчивый парень. Несмотря на свои недостатки, он всегда найдет выход из положения, поможет любому в трудной ситуации, не пожалев ни своего драгоценного времени, ни сил. Он способен быть настоящим другом, способен любить по-настоящему, и при этом всем, главное для него - отдать долг своей Родине!

Девушка Шура - настоящая русская девушка... Она красива (в исконно русском понимании красоты), нежна, честна... Чухрай дал понять, что есть русская жена и мать. Не сомневаюсь, что после выхода фильма, в советских школах образ нашей героини стал для всех девочек настоящим идеалом.

Также хочется отметить клёвый военный юмор. Те шутки, которые налету придумывали бравые солдаты, каждого заставят улыбнуться.

Этот фильм не из категории 'на любителя', ибо это - классика. Не просто классика, а классика целого периода истории, послевоенного времени. Однако, несмотря на все достоинства, начну его критику... Ибо фильм мне не понравился.

Премьера по миру фильма была 10 июня 1960, но никто за рубежом на фильм не пошел. Почему? Да потому, что 16 июня 1960 все отправились на премьеру 'Психо' Альфреда Хичкока. И это никак ни повлияло на популярность нашего фильма. А упомянул я об этом только для сравнения. Уже в то время за рубежом, за 'занавесом' выходили фильмы гениальные, умные. А вот 'Баллада о солдате', по моему мнению, таким фильмом не является.

Да простят меня все те, кому этот фильм очень нравится, но это - картина для обывателя, в которой не нужны были ни развернутый сюжет, ни идеальная актерская игра. Однако со своей целью фильм справился прекрасно. Он стал эдаким зарядом позитива, одним из толчков, которые поднимали людей и указывали, в какую сторону двигаться.

Если кто-то еще не видел советского фильма про войну и любовь, то этот нужно смотреть обязательно. Моя же оценка

3 из 10

06 августа 2008 | 17:02
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: