К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я, признаться, огорчен. Не разочарован, нет, расстроен. Очень хотелось, наконец, увидеть открыть для себя это, безусловно, знаковое кино, оценить его по достоинству и полюбить. И не потому, что эта «бесхитростная история… признана одним из лучших кинопроизведений, посвященных Отечественной войне». «Летят журавли» тоже, помнится, преподносились в похожим образом, а толку. Скорее потому, в первую очередь, что «бесхитростная». Просто, понятно, близко и пр. Всей душой, что называется, принимаешь кино и… навсегда уж.

Но, увы, с первых же минут «что-то пошло не так». Пресловутая бесхитростность обернулась едва ли не театральной условностью. Сюжет расстроил своей, если так можно выразиться, непропорциональностью. А неуместный пафос названия ничем в итоге оправдан не был.

Судите сами, фильм начинается с героического поступка – уничтожения главным героем двух вражеских танков. С испугу, по воле случая – не о том речь. К чему, скажите лучше, эта искусственная сцена преследования солдата танком? Для чего она? Поверить в происходящее на экране всё равно невозможно – настолько нереально (ибо нецелесообразно, бессмысленно) это выглядит. Ну не комедия же! Неуместно, честное слово. Тем более, что речь идет о первых минутах фильма, закладывающих основу будущего общего впечатления, восприятия. К сожалению, вынужден констатировать, что «вступление» оказалось явно провальным.

Настолько, что добрый генерал (с перевязанной головой – намек на непосредственное участие в боевых действиях – признак благородства и справедливости) уже не удивляет, равно как и дальнейшее развитие событий: зверь-лейтенант, красивым жестом позволивший двум «попутчикам» путешествовать в едва ли не самом «легковоспламеняемом» вагоне военного эшелона («Только с огнем, ребят, поаккуратнее!» – всего и мер предосторожности), строго наказавший предприимчивого часового, всеобщее замалчивание поведения «верной жены» заботливого солдата, оставившего ради нее отделение без мыла и пр. Всё это настолько несерьезно, что настроение во время просмотра портится с каждой минутой.

Концовка уже ясна: матери ничего не светит, непонятно только, чем закончатся отношения с девушкой – ведь ей уделено столько внимания. Элементарно: ничем. «Выходишь здесь?!.. Ну, будь здорова… Привет!» Спрашивать, зачем нужны были эти крупные планы, трогательная забота и т.п. уже даже не хочется. Бессмысленно. Наверное, так было надо.

Вообще вся эта история чрезвычайно напомнила мне детскую сказку «Мешок яблок». Преследуя вполне конкретную цель (два дня пути (а ведь изначально он за сути собирался уложиться!), два дня дома, два – на обратную дорогу), парень не смог пройти мимо одной чужой беды, затем другой, потом третьей, «пока, наконец, совсем ничего не осталось». Благо нашелся добрый человек (еще бы не нашелся – как бы он выглядел на фоне главного героя!), который под свою ответственность доставил-таки солдата к матери. Свиделись! «Здравствуй и прощай!» Щедро, ничего не скажешь.

В сказке доброта вернулась сторицей – щедро одаренные яблоками «соседи» отблагодарили семью зайца. А вот какова цена недополученных матерью двух дней в обществе сына, которого она больше никогда не увидит, стоили ли они проявленного им в дороге гуманизма, милосердия – большой вопрос. Могло ли быть, поступи он иначе, его поведение признано проявлением эгоизма – еще один, такой же.

Есть над чем подумать, не находите. Может, это и не плохо. В принципе. Но я лично ожидал увидеть другое. Отсюда и эмоции. Отсюда и оценка.

7 из 10

25 октября 2010 | 14:29
  • тип рецензии:

Этот фильм мне напомнил что-то из жанра индийского кино: такие же яркие чувства, много эмоций, много любви, лица, полные искренности и даже наивности. Единственное - в индийском кино не хватает войны, а в советском - замечательного индийского фольклора.

Солдат Алёша - это настоящий классный русский солдат... Он обычный, веселый, иногда даже задорный, нередко застенчивый парень. Несмотря на свои недостатки, он всегда найдет выход из положения, поможет любому в трудной ситуации, не пожалев ни своего драгоценного времени, ни сил. Он способен быть настоящим другом, способен любить по-настоящему, и при этом всем, главное для него - отдать долг своей Родине!

Девушка Шура - настоящая русская девушка... Она красива (в исконно русском понимании красоты), нежна, честна... Чухрай дал понять, что есть русская жена и мать. Не сомневаюсь, что после выхода фильма, в советских школах образ нашей героини стал для всех девочек настоящим идеалом.

Также хочется отметить клёвый военный юмор. Те шутки, которые налету придумывали бравые солдаты, каждого заставят улыбнуться.

Этот фильм не из категории 'на любителя', ибо это - классика. Не просто классика, а классика целого периода истории, послевоенного времени. Однако, несмотря на все достоинства, начну его критику... Ибо фильм мне не понравился.

Премьера по миру фильма была 10 июня 1960, но никто за рубежом на фильм не пошел. Почему? Да потому, что 16 июня 1960 все отправились на премьеру 'Психо' Альфреда Хичкока. И это никак ни повлияло на популярность нашего фильма. А упомянул я об этом только для сравнения. Уже в то время за рубежом, за 'занавесом' выходили фильмы гениальные, умные. А вот 'Баллада о солдате', по моему мнению, таким фильмом не является.

Да простят меня все те, кому этот фильм очень нравится, но это - картина для обывателя, в которой не нужны были ни развернутый сюжет, ни идеальная актерская игра. Однако со своей целью фильм справился прекрасно. Он стал эдаким зарядом позитива, одним из толчков, которые поднимали людей и указывали, в какую сторону двигаться.

Если кто-то еще не видел советского фильма про войну и любовь, то этот нужно смотреть обязательно. Моя же оценка

3 из 10

06 августа 2008 | 17:02
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: