Алешка Скворцов - радист, умудрившийся 'с испугу' подбить два фашистских танка. Обычный 19-летний деревенский парень. Веселый, отзывчивый, находчивый, смелый, иногда застенчивый и нерешительный. Обычный парень, который заботился о матери. Обычный парень, который хотел починить крышу. Обычный парень, который помогал всем, кто в этом нуждался. Обычный парень, который искренне полюбил обычную девушку Шуру. Обычный парень, который был убит на войне. Обычный парень, чье сердце остановилось навсегда вдали от дома, в деревне 'с нерусским названием'.
В 'Балладе о солдате' практически нет боевых действий. Нет бомбежек, нет перестрелок, нет шпионов, нет партизанов. Только два злополучных подбитых танка и взорванный мост, как символ потерянной связи с родным домом и разрушенного пути в безоблачное будущее. Зато есть люди. Настоящие, открытые, искренние. Люди, в чьих глазах - все их мысли, все их надежды, все их страхи, всё их горе, вся их жизнь. В глазах этих живут все ужасы войны. Не в грохоте взрывов, не в свисте пуль, не в рёве подбитых самолетов, не в гусеничном лязге танков, а в глазах людей. В потерянном взгляде матери, лишившейся сына, в испуганном взгляде девушки, понимающей, что провожает любимого в последний раз, в смиренном взгляде солдата, мужественно отдающего долг Родине.
Именно благодаря настоящим, искренним и ярким персонажам 'Баллада о солдате' является одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Это заслуга не только актеров, блестяще справившихся с ролями, но и режиссера, позволившего зрителю увидеть эту историю простой, понятной и максимально жизненной, прочувствовать каждую судьбу, каждый характер, каждую душу. Это история, каких миллионы. Всего лишь одна из многих в нескончаемом потоке разбитых судеб, прерванных жизней и неутолимого человеческого горя.
Некоторые рецензенты припоминали психологический триллер 'Психо', вышедший на мировые экраны примерно в то же время. Что ж, говоря объективно, Альфред Хичкок - гениальный режиссер, и этот фильм, по моему мнению, является одной из жемчужин мирового кинематографа. Но! Есть такое понятие, как национальное самосознание. И пока оно у нас есть, не стоит даже задаваться вопросом, какому из фильмов отдаст предпочтение отечественный зритель. Ответ, по-моему, очевиден.
Советский кинематограф богат подлинными шедеврами военной тематики, пробирающими до глубин души. Война в них пугающе реальна, что, в общем-то не удивительно – большинство людей, занятых в съемках, знали её не понаслышке сами воевали или выживали в тылу. Фальшь в этом вопросе просто не проходила. При всем своем сюжетном разнообразии фильмы о Великой Отечественной войне, за редким исключением, снимались и снимаются по одним общепринятым логичным канонам. Почти всегда это взгляд с передовой линии фронта, либо со стратегически важных безымянных высот, ценою собственных жизней удерживаемых отрядом бойцов. Эпические батальные сцены, сопровождаемые свистом пуль, артобстрелами и взрывами. Почти всегда это нечеловеческая жестокость врага, которой противостоит самопожертвование и героизм. Ода солдату победителю. Чуть особняком в этом ряду стоят фильмы с лирической составляющей, иногда в их жанровых классификаторах почему-то попадается чуждое слово «комедия», мягкая адаптация, которую зрителю проще принять и прочувствовать. «Баллада о солдате» скорее относится к этой категории фильмов, хотя ни о какой комедийности здесь речи быть не может. История возвращения домой девятнадцатилетнего Алёши Скворцова, получившего увольнительную за героический поступок на фронте, является одной из самых глубоких военных кинематографических драм.
Режиссер Григорий Чухрай намеренно отказывается от возвышенного, зачастую пафосного повествования, характерного для многих военных фильмов, предлагая зрителю познать катастрофу той войны не через смерть, кровь и бойню, пробуждающие в зрителе его глубинные биологические страхи, а через осознание ценности жизни. Подлинные ужасы войны смягчены, либо вместе с эпическими батальными сражениями вынесены за пределы кадра, уступив место драме обыкновенного человека. Военные действия в картине представлены несколько гротескной погоней фашистского танка за героем в самом ее начале. Враг в его человеческом обличии вообще отсутствует, а потому становится ещё страшнее.
Трагедия войны отражается в простых историях самого Алёши, удаляющегося от фронта в направлении условно «мирной» жизни, и людей, которые ему на этом пути встречаются. Используемые образы предельно лаконичны, естественны и понятны. Герои картины прежде всего люди. Не патриоты, не солдаты, не жертвы, а люди. С ними и с их судьбами зрителю себя гораздо легче идентифицировать, проще и глубже сопереживать им. В их историях, не обагренных кровью, твердость человеческого духа проявляется не меньше, чем на полях сражений.
Судьба самого Алеши ясна с первых кадров: закадровый голос сразу сообщает, что он похоронен у деревни с нерусским названием и ранней весной чужие люди приносят на его могилу цветы. Это знание накладывает свой отпечаток на восприятие всего происходящего на экране, гипертрофирует зрительские чувства. Ощущение бесперспективности внезапно возникшей первой любви Алеши и девушки Шуры, за которой видится что-то большое и светлое (счастливая семья, дети, дом и благородная старость), добрые и бесхитростные поступки Алёши, меняющие мир к лучшему (сколько он мог бы ещё сделать хорошего за свою жизнь?), обостряют чувство вселенской несправедливости. Осознание катастрофы потерянного будущего миллионов людей накрывает, отзывается щемящей, почти физической болью. Солнечная весенняя погода в кадре её только усиливает. Короткое прощание с матерью в финале, которое ради все той же высшей вселенской справедливости должно было состояться, эмоционально разрывает и высушивает. Катарсис в чистом виде, очищающий и провозглашающий примат жизни над смертью.
Великая Отечественная война, знойное лето 1942 года. На южном направлении у Красной армии дела обстоят неважно – немцы давят и в целом, исход войны все еще неясен. И вот в одном бою совершенно случайно проявил себя 19-летний рядовой связист Алеша Скворцов, который неожиданно для самого себя подбил в одиночку два немецких танка. Парня вызвали к самому генералу и тот пообещал Алешу предоставить к награде… но юнец отважился на дерзость и попросился на денек съездить к маме. И генерал вдруг отпустил солдата ровно на 6 дней – двое суток добраться до дома, двое погостить у мамы (надо ведь крышу починить) и двое суток на обратный путь. Вот только дорога у Алеши окажется не такой быстрой и точно не простой, где ему повстречаются самые разные люди с самыми разными судьбами. А где-то там сына все ждет мама…
Фронтовик Григорий Чухрай за свою жизнь снял с гулькин нос художественных фильмов, однако практически все его постановки отличаются потрясающей качественностью. И именно Чухрай первым среди наших художественных фильмов достучался до киноакадемиков, которые таки выдвинули «Балладу о солдате» на «Оскар» (хотя как по мне, «распечатать» «Оскар» просто обязана была картина Михаила Калатозова «Летят журавли», снятая еще в 1957 году, да и Сергей Бондарчук в 1959 году вышел в прокат с не менее чуткой лентой «Судьба человека»). На современном киносленге американцы назвали бы «Балладу» словосочетанием «роуд муви» (дорожное кино), в котором главный герой проходит миссию от пункта А до пункта Б. Однако для картины Чухрая это было бы слишком циничным определением. «Баллада о солдате», в которой практически нет визуального отображения самой войны, на самом деле наиболее пронзительно и достоверно показывает, что на самом деле представляла собою та война. Дороги, расставания, надежды, разочарования, потери и снова дороги. Русские дороги, бескрайние и одновременно родные. Иногда они сводят людей, иногда разлучают, но никогда не заканчиваются.
И в этой дорожной истории главного героя – простого, но человечного и отзывчивого паренька Алешу, который даже героем стал по недоразумению, окружают такие же простые люди, со своими человеческими проблемами. Солдатик-земляк, уговаривающий передать два куска мыла своей жене. Одноногий ветеран, боящийся вернуться к своей молодой супруге, потому что думает, что калекой он ей уже не нужен. Шкурный солдат-часовой, выманивающий на ровном месте тушенку. Девушка Шура, подумавшая, что ее вообще хотят изнасиловать… И каждому из этого калейдоскопа персонажей Алеша дарит самое ценное, что у него есть в этой жизни – время. И этот парень даже не утешает, а РЕШАЕТ чужие проблемы, впитывает в себя чужое горе и тем самым очищает окружающий мир, даря людям надежду.
А потом будет финал. Финал, который известен уже с самого начала. Это чудовищно сильная по эмоциональному наполнению сцена. Григорий Чухрай за несколько минут вывернул душу зрителя наизнанку.
А еще режиссер открыл советскому кинематографу очень недурственного актера Владимира Ивашова (рядовой Алеша Скворцов), который в 20 лет сыграл в дебюте, пожалуй, лучшую свою роль в карьере. В дальнейшем у него будет еще много ролей, но все пойдет по нисходящей. В этом же фильме очень качественно изобразил одноного ветерана молодой Евгений Урбанский, для которого эта роль стала только второй в кино. Через несколько лет перспективный актер погибнет в возрасте 33 лет на съемках в Узбекистане. У Жанны Прохоренко (играла девушку Шуру) дружба с кинематографом особо не сложится. Особо большой узнаваемости не достигнет и Антонина Максимова, сыгравшая роль мамы Алеши, но без ее кричащей игры в этом фильме такого финала бы точно не получилось. А вот эпизодическую роль генерала здесь отыграл единственная полноценная звезда советского кинематографа Николай Крючков, который к 1959 году давно уже состоялся как большой артист.
Разные фильмы снимали в Советском Союзе, были даже и сильнее, и точно зрелищнее. Но более искреннего и душевного фильма о той Большой Войне найти, пожалуй, не получится. Достойная работа нашего кинематографа.
Лента «Баллада о солдате» поставленная режиссёром Григорием Чухраем, навсегда останется вершиной своего времени. Идёт Великая Отечественная война, на поле боя молодой солдат Алексей Скворцов (Владимир Ивашов) подбивает сразу два танка противника. За совершённый подвиг героя призывают к награде, но Алёша вместо почетного ордена просит дать ему отпуск в родное село, к матери, у которой в доме прохудилась крыша. Получив шесть дней отпуска, юный солдат отправляется в дорогу, где на пути его ждёт череда неожиданных встреч и новых знакомств.
Создатели фильма уводят героя с передовой позиции, разворачивая главные действия в тылу, чтобы показать живую фигуру защитника, заступника, настоящего героя в гражданской жизни. Он искренне и естественно желает помочь каждому: отправить весточку жене сослуживца, помочь инвалиду в семейной жизни и сопроводить девушку-сироту, отправляющуюся в дальний путь. В конце концов, на встречу с матерью у него останется всего несколько минут.
Впечатляет прекрасная актёрская игра Владимира Ивашова, скромно изобразившего юношу в солдатской гимнастерке. В такого героя невозможно не влюбиться, к нему по-настоящему испытываешь тёплое доверие, он обаятелен и неповторим. Алёша Сковрцов стал символом советского народа.
Через призму жизни шести дней одного солдата создатели фильма увековечивают память каждого. Из всех классических военных фильмов «Баллада о солдате» смотрится удивительно легко и оставляет после себя отпечаток света и добра.
Мне всегда интересно было увидеть обратную сторону войны. Большинство фильмов, посвященных мировым конфликтам, заостряют свое внимание на фронтовых событиях. 'Баллада о солдате' в основном показывает быт в тылу и в этом смысле является своего рода уникальным полотном.
Сюжет. Во время одного из боев Великой Отечественной войны молодой солдат Алеша Скворцов подбил из противотанкового ружья два немецких танка. Генерал собирается представить его к награде, но боец вместо этого просит дать ему сутки на то, чтобы повидаться с матерью...
Начальная сцена с танком показалась мне немного комичной и нелепой на фоне последующих серьезных происшествий. То танк несется, как легковушка, то пули явно не попадают в напарника Алеши, а он все равно погибает. Если вы привыкли обращать внимание на такие мелочи, то кино может сперва смутить вас. Я же всего лишь прошу дать ему время, потому что уже через несколько минут он с легкостью восстановит свою репутацию. Задумка режиссера была в том, что главный герой на своем пути будет встречать и хороших, и плохих людей. Все прозрачные и понятные вещи через некоторое время уже не будут казаться таковыми. Лента как будто стремится передать простую истину: в любой ситуации важно не терять лицо и оставаться человеком. Кстати, заметил любопытную деталь: персонажи здесь способны пробежать довольно большое расстояние, при этом совершенно не запыхавшись. По крайней мере, нам не показывают их усталость (возможно, так было задумано).
Атмосфера. Картина смотрится замечательно для своих лет. Подумать только, прошло уже больше 60 лет с момента ее выхода. Эффекты с воспоминаниями солдата в поезде и плавная смена кадров не может не понравиться. Алеша и Шура смотрятся вместе невероятно мило, этих персонажей прекрасно удалось раскрыть. Остальные эпизодические роли тоже удались на славу. Также я обязан упомянуть блестящие диалоги, благодаря которым проливается свет на характеры многих попутчиков бойца.
Музыка. Мне понравилось музыкальное сопровождение, но у меня есть претензии к работе со звуком: люди говорят тихо и не всегда внятно, будто стесняясь съемок. Естественно, необходимо делать скидку на год выхода картины.
Итог. Кино отлично показывает непростую жизнь обычных людей в военное время. Алеша Скворцов - некий собирательный образ молодого русского солдата, который слишком быстро повзрослел и стал серьезным не по годам (хотя в душе все еще оставался мальчишкой). Ужасно осознавать тот факт, что война калечила не только тела, но и судьбы людей...
8 из 10
(82%), советую ознакомиться с картиной тем, кто ее еще не видел.
Подвиг советского народа во Второй мировой войне вечен. Мемуары истории, столпы искусства должны передавать в будущее ту страшную эпопею, дабы она никогда не повторялась. И сколько фильмов ещё увидят люди о сынах и дочерях отечества, в полной мере пытающихся овеять ореолом бессмертного мужества события битв. Но до съёмок таких кинолент ещё необходимо было дожить, проанализировав опыт войны и её последствий. И каков же Григорий Чухрай: режиссёр-фронтовик, чья биография отчасти передалась и главному герою его 'Баллады о солдате', вопреки будущей традиции снимает не помпезное и бравурное кино о чести и отваге защитников родины - вопреки партии в конце концов, ранее в лице Хрущёва критиковавшей калатозовское 'Летят журавли', где также найдётся место любовным страстям. Но, кажется, с такой идеи и надо было начинать чествовать воинов-освободителей: зачем напоминать о жестокости ещё не оправившимся гражданам. Не потребовалось запускать салюты с фанфарами или переносить актёров в декорации выжженных земель, если даже в повести о тыловой стороне Чухрай сумел снять кино, которое решило несколько насущных вопросов сразу, не потеряв чрезвычайного идейного вдохновения. 'Баллада о солдате' - это и сказ об истинном человеческом предназначении, и память о героизме страны, и большая надежда на поколение героев, пускай потерянное.
Здесь и войны-то нет. Трупы и пули остались за кадром, номинальное присутствие стартовой сцены, где Алёша Скворцов из противотанкового ружья подбивает два немецких танка, вообще кажется каким-то потешным, чаплиновским: молодой парень глумится над врагом, как Бензино Напалони над Аденоидом Хинкелем в классическом 'Великом диктаторе'. Когда герой получает отпуск вместо награды, милитаристический настрой ленты падает совершенно. Парню ни к чему побрякушка с профилем вождя, если дома ждёт мать, фронтовой друг также беспокоится о родных, а в вагоне при поездке домой попадается молодая девушка, разжигающая во вчерашнем школьнике ребяческую влюблённость. Мимолётная возможность вернуться в родные края ради искренних человеческих чувств и дел, чтобы потом с новыми силами взяться за защиту родины, превыше всего. Пусть город сослуживца Павлова лежит в руинах, его больному отцу это не будет доставлять дискомфорта - ведь сын жив и отважно сражается с немцами. И дом надо успеть посетить, проведать односельчан, мать должна знать о здравии солдата. После прожитых в страхе месяцев одна лишь такая весть обнадёживает. Ненадолго, поскольку до марша на Берлин ещё воевать и воевать, однако недолгий выдох облегчения всё равно бесценен.
Шесть дней отпуска - естественно немного, причём сам ужас войны никуда не делся. Алёша сталкивается с ним сразу же за окопами. Человеческая бойня ломает, хуже, если психологически. Страх быть ненужным после потери ноги гнетёт Василия - он больше не вернётся обратно, однако и домой он не стремится. Но жена встречает его на вокзале, пробежав весь перрон, таким, какой есть, и Василий уходит в лоно истории со справедливой наградой. Оттого крайне обескураживает фатальная встреча Алёши с супругой-изменщицой Павлова, кто здоров и очень хочет покончить с резнёй. И Лизу можно понять - 'Пойми, мы ещё молоды' - но простить... Простить тяжело ещё молодому и зелёному пареньку. Народ, труженик тыла, также страдает от безысходности и неизвестности. Что ему делать? Девушка выбрала жизнь здесь и сейчас, ибо не выдержала испытания верой и ожиданием. Возможно, рядовой Скворцов понимал это, отчего не устроил самосуд и не выдал с потрохами Лизу отцу Павлова. Но прикованный к кровати старик в окружении детей счастлив слышать о Серёже, значит остальное пусть останется в будущем. Живые люди сами решат свои судьбы, когда война завершится. У Лизы и солдата ещё много времени, тогда как отцу не может быть ничего отрадней доброй вести. Как это понятно герою ленты...
История в фильме не закончилась счастливо: о гибели Алёши сообщилось ещё в начале. Это - потерянные надежды потерянного человека, он больше никогда не встретит Шуру и не вернётся домой, оставшись похороненным в другой стране. А мама будет ждать сыночка на дороге, вглядываясь в горизонт и теша себя несуществующей надеждой. Он не закончил свою одиссею, но остался в памяти безногого солдата, Серёжки Павлова и его отца, девушки-спутницы, ибо война ещё раньше разлучила его с миром навсегда. В их головах Алёша Скворцов запомнится не только героем-освободителем, русским солдатом, но и человеком - простым и не шибко интеллигентным, но добрым и искренним, готовым реализовать себя в качестве героя в жизни. Он всем поможет, всех выслушает, подбодрит и любым поступком докажет: существовать нужно из гуманистических побуждений. Его устами режиссёр приговаривает: 'Не нужна война людям', - что и демонстрирует на протяжении всех полутора часов. И, невзирая на печальный известный финал, вынесенный в начало, Чухрай дарит надежду, передаёт её с теми, кто вернулся с фронта. Не имеет значения, инвалид он или преданный женой, когда он сражался за мир и победил. И главное ещё высказал Степан из того же 'Летят журавли' - в руках вернувшегося поколения и ответственность за сохранение мира. 'Баллада о солдате' на фоне одного только юного радиста Скворцова доказывает преемственность обыкновенной жизни: за бытовой суетой хочешь любить, мечтать, гордиться детьми, бегать по ржаным полям, дарить подарки. И не хочешь убивать. Страна, тяжелее всего пострадавшая в войне, должна это понимать, а время воодушевляющих картин вроде 'Они сражались за родину' и жестокой правды, как в климовском 'Иди и смотри', придёт.
Понимать должна и вся Земля, населённая такими же людьми и тоже ощутившая горечь смерти и разлуки. Григорию Наумовичу Чухраю было важно показать, что русский солдат - это непросто бесстрашный боец, но и человек с большой буквы. Его картина стала во многом показательной на Западе, где русскую культуру и быт не знали хорошо. Но его поэтическое антивоенное высказывание применимо к другим державам, где тоже есть герои - и оно было высоко оценено многочисленными кинопремиями за рубежом, в том числе и BAFTA 1962 года за лучший фильм, чего отечественным фильмам больше не удавалось сделать. Британцы, ярые антикоммунисты, отдали главную награду 'красным' - достойный жест в память о подвиге, казалось бы, врагов по идеологии, который только проецирует тезисы режиссёра в действительность.
Прекрасный, душевный фильм, отлично показывающий нам образ Истинного Русского Солдата.
Несмотря на то, что ты уже с первых минут знаешь его конечную судьбу, всё равно продолжаешь благоговейно переживать за те или иные поступки, которые Алеша (Владимир Ивашов) совершает. Фильм неким образом всё же оставляет тебя в легком страхе за то, что герой может и не успеть, может не суметь добраться, просто не дойдёт до своей цели — и какие же путы спадают в финальной сцене с души, до селе теснящейся в муках.
Действительно. 'Баллада о солдате' — это драма единоличной людской истории в целом, показанная в довольно позитивных, воодушевляющих тонах. Каждый герой здесь живой и несёт свою частицу душевности в общий антураж мирного контингента, призванного на свою погибель нести бремя войны...
Что касается именно технической части картины: как и во многих кинолентах тех времен необычайно порадовала работа со светом, а также операторский труд — планы и виды подбирались с особой тщательностью, ввиду такого старания и хочется сказать Спасибо.
Ну и конечно же сюжет с наполняющими его персонажами, которых мастерски отыгрывает весь актерский состав — не редко я замечаю провисание в четком построении характера, а вот здесь такого нет. Шура (Жанна Прохоренко) — обычная русская девушка, настигнутая войной; мать Алеши (Антонина Максимова) — неимоверно любящая и ждущая своё чадо матушка, горюющая за его судьбу; да сам Алеша — добрый, справедливый, честный, веселый, Истинный Русский Солдат, коему хочется верить и подражать... Кроме курения, конечно. Но ведь у живого существа не может не быть минусов, посему авторы нам так и показывают, что и Алексей — живой.
В общем. Если смотреть на войну со стороны человека, попавшего по ту сторону фронта, а именно туда, где, казалось бы, еще остались какие-то крупицы мирной жизни — то это отличный пример такого видения. Ты проникается этим антуражем и волей-неволей понимаешь и безо всяческих масштабных баталий, что Война — исконное Уничтожение, к которому ни в коем случае не следует прибегать. Так давайте же не будем забывать об этом, особенное в канун такого праздника, как День Победы!
P.S. Мама — самое дорогое, что у нас есть. И об этом также ни при каких обстоятельствах забывать не стоит... Спасибо за внимание.
Без преувеличений, фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате» лучший о Великой Отечественной войне, да и о войне в целом. Самое интересное, что войны как таковой в фильме практически не показано. Весь фильм - это путешествие Алёши домой, к матери. По дорогу он встречает разных персонажей, солдат, людей преклонного возраста, работающих на благо победы, в конце концов девушку, в которую и влюбляется. И каждый из героев проработан глубоко и детально. Это травмированный войной солдат, который не может вернуться к жене, это бойкая старушка-водитель грузовика, чьей стойкости можно только позавидовать. И это неверная жена, которую где-то в глубине души что-то гложет, но она не справляется с собой. Каждый герой, который встречался Алёше по-особому запомнился. Разные люди, разные истории, разные драмы. И все эти 'маленькие' драмы каждого человека объединяет трагедия войны
Сталин как-то сказал знаменитые слова «Одна смерть – это трагедия, миллион смертей - это статистика». По-моему, более циничных слов и не найти. Хотя когда каждый читает или смотрит фильм о какой-нибудь битве, то к цифрам смертей относиться, как просто к статистике. Но редко мы задумываемся, что стоит за этими самыми цифрами. Как раз фильм «Баллада о солдате» пытается показать, что это, смерть каждого из 27 миллионов, которых мы потеряли в годы войны. Тем фильм фронтовика Чухрая и ценнее, чем многие эпопеи с масштабными битвами.
«Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом.» — эти краткие заключительные слова автора в исполнении Юрия Яковлева стали безгранично объемным эпиграфом и ключевой идеей фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате», в которых передана вся горечь и скорбь невосполнимой утраты русского народа, утраты его многомиллионного будущего и нашего великого прошлого, благодаря которому мы сейчас живем, совсем не задумываясь о том, ту ли светлую реальность мы создаем, и стоила ли она таких жертв?!...
Одна из лучших страниц в творчестве режиссера Чухрая и всего мирового кинематографа — «Баллада о солдате» стала чемпионом международного кинопроката и получила 101 международную премию. Фильм — ода светлой памяти погибших в Великой Отечественной войне русских солдат, в образе рядового Алеши Скворцова, с огромным успехом произвел фурор в умах и сердцах зрителей всего мира своей всеохватывающей душевной широтой и человеколюбием. Ведь подвиг Алеши — это подвиг всего нашего народа.
Картина построена в форме баллады, повествующей о маленьком эпизоде из жизни главного героя. Просматривая этот фильм, отснятый на черно-белой пленке и выдержанный в одном строгом стиле, без современных спецэффектов и эксцентрично-эпатажных сцен, просто восхищаешься глубиной режиссерского замысла, его способностью так тепло и проникновенно передавать настроения и образы военной эпохи, характеры, мысли, надежды своих киногероев, начиная с нежного, светлого и печального образа любящей матери, потерявшей единственного сына, которую так трогательно сыграла Антонина Максимова.
Покоряет зрителя и другая актриса — Жанна Прохоренко. Ее юная героиня — веселая, застенчивая и недоверчивая Шура, случайно знакомится с Алешей Скворцовым. И эти короткие драгоценные мгновенья случайной встречи навеки застывают в их юных сердцах первой и единственной любовью.
Не оставляет равнодушным и образ солдата — калеки, в сомнениях и щемящей болью в душе возвращающегося домой. Как примет его жена и нужен ли он ей такой? — всю дорогу задает он себе мучительный вопрос. Такой незавидный герой достается актеру Евгению Урбанскому. И он прекрасно справляется с этой маленькой, но нелегкой ролью, оставляя яркий след в памяти зрителя.
И конечно же, главные лавры достаются молодому студенту ВГИКа Владимиру Ивашову за блестяще сыгранную роль рядового Алеши. Благодаря этой роли он получил мировое признание и несколько международных наград за лучшую игру, а его портреты стали печатать многочисленные зарубежные издания на обложках своих журналов и газет. Это был его триумфальный дебют в кинематографе, куда он стремительно ворвался на гребне ошеломляющего успеха в роли юного сельского паренька, запечатлев собой образ «простого русского солдата», который за свою столь непродолжительную жизнь успел совершить не только военный подвиг, но и множество подвигов мирной жизни, оставив человечеству о себе добрую память. Честно выполнил он свой сыновний долг перед Родиной, но не смог выполнить своего обещания данного матери. Так и звучит для нее в чистом поле высоко над родной землей его мальчишеский голос: «Я вернусь, мама!..»
Красивая история, о том что и в военное время среди бомбежек и смертей, всегда есть место любви, нежности.
Алеша это собирательный образ всех русских солдат, героически пронесших бремя войны. Фильм вызывает гордость за русский народ, за солдат. Особенно это важно сейчас в наше время, когда все чаще появляются нелепые фальсификации о Второй Мировой войне. Конечно, образы утрированы и идеализированы, как и во многих фильмах. Тем не менее, через все эти образы показаны и любовь, и боль, и горечь.
Фильм охватывает короткий период в жизни солдата, во время его отпуска, за который он успевает найти свою любовь и потерять, заскочить на секундочку к матери, и надеяться, что эта встреча с родными не будет последней.
Фильм рассказывает о том как война ломает судьбы и жизни, и как даже в это время люди пытаются жить как раньше не унывать и надеяться. Рассказывает как каждый выбирает свой путь, путь ждать и надеяться или же забывать (как это делает Лиза).
Очень хорошие актеры, особенно хочу отметить Жанну Прохоренко, сыгравшую Шурочку. Очень милая актриса, прекрасно отобразила непростое отношение Шуры к Алеше. Все персонажи очень колоритные, очень сложные с непростыми чувствами, непростыми жизнями.
Особо хочу отметить операторскую работ, прекрасно передает атмосферу фильма.
Фильм смотрится на одном дыхании. Не хочется его разбирать и анализировать, просто хочется верить, что первый поцелуй Шуры и Алеши все-таки состоится, и он найдет ее, что мать снова увидит своего сына, а неверная жена Лиза Павлова все-таки дождется мужа, хочется верить что все ушедшие на фронт солдаты все-таки вернуться в свои дома целыми и невредимыми. Но мы сразу понимаем, что это только кино.