К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

На редкость позитивный фильм сталинской эпохи, который особенно приятно смотреть после колоризации. Отличным решением было развернуть социальный сюжет на просторах крупнейшей реки в европейской России. А также пригласить в фильм Игоря Ильинского – одного из величайших советских комиков.

В первую очередь, однако, «Волга-Волга» примечательна тем, что тут в главной роли снялась Любовь Орлова – настоящий советский секс-символ. Даже деревенский платок на голове не портит её внешность. В основе сюжета лежит очень больная тема бюрократизма, которая, к сожалению, и сейчас актуальна. Таланты рвутся на сцену, но всевозможные искусственные ступени для них оказываются непреодолимы. Но фильм поднимает и ещё одну проблему, весьма острую для Советского Союза: противостояние классического и народного искусства. Стрелка, как почтальонша, конечно, происходит из народной среды, а Алексей (Андрей Тутышкин) ценит Бетховена, Моцарта и других проверенных временем мастеров. При этом оба лагеря наделены артистизмом. Если бы не ленивый бюрократ, то слава пришла бы к ребятам очень быстро.

Фразу, ставшую почти культовой – «Хочется рвать и метать!» – много раз произносит Бывалов, хотя первый раз она раздаётся из уст его ассистентки. Бывалов – ходячая сатира на многих советских начальников, а также переходной мостик к сатире на халтурное кораблестроение и ужасную телефонную связь. Телефоны образца 1938 года сейчас, конечно, вызывают потрясение. Так же как и отсутствие на дорогах автомобилей. Мы видим в одной сцене, как их партию везут в Москву, но в Подмосковье даже заасфальтированных дорог ещё нет. «Волга-Волга» — первый фильм, где можно увидеть Иваньковское водохранилище (Московское море), образованное как раз незадолго до съёмок, а также шлюз на западе будущей Дубны. Когда по сюжету свирепствует гроза, видно, что на фоне вода почти до горизонта. Видимо, в этот момент персонажи как раз плывут по водохранилищу.

Минусами «Волги-Волги» являются запутанный монтаж (иногда персонажи машут проплывающим мимо судам не с той стороны корпуса) и выпячиваемая советская символика. Неизбежные, но обидные следствия 1938 года. Но всё-таки обилие юмора и такая особенность как ломание четвёртой стены оставляют приятные ощущения лёгкости.

8 из 10

15 марта 2023 | 02:14
  • тип рецензии:

Не лишним будет напомнить, что эпоха довоенного советского кинематографа имела значительные векторы развития не только в лентах экспериментальных и исторических, позднее переместившихся в мировое наследие кино, но и в классических романтических музыкальных комедиях. Несомненно, именно заслуга режиссёра Александрова и актрисы Орловой, создавших несколько нестареющих шедевров, обосновала возможность рассмотрения союзного государства как ещё и централизованной ветви кинопроизводства, имеющей не только рассудительную, но и развлекательную ветвь.

Как и «Весёлые ребята», «Волга-Волга» представляет из себя довольно классический, но усложнённый действительностью и фантазией создателей мюзикл, перенасыщенный операторскими приёмами крупных планов и чередования сцен, а также до сих пор поражающий такой незначительной деталью, как озвученные титры. Они даже требуют отдельной остановки – работа над фильмом была не только безумно кропотливой, нужно было показать, что советские картины могут идти в опережение картинам западным, нужно было удивлять – именно это объективное понятие творчества работало в довоенном кинематографе.

Точно такое же объективное понятие творчества сработало и в создании непосредственно сценария к фильму. По истории, завязка была рождена конкретным случаем – встречей режиссёра с девушкой, которой было запрещено отправляться на центральный смотр самодеятельности. Почувствовав наличие сатирической части, высмеивающей бюрократию, получив в качестве локации целый канал, который требовал очередного властного пиар-хода, Григорий Александров создал очередной, патриотичный и сверхмелодичный шедевр.

И об этом также нужно упомянуть отдельно – музыкальные номера здесь до сих пор на устах населения страны, пускай уже и новое поколение остаётся незнакомо с исторической лентой. Равно также остаётся в памяти и острая, едкая пародистская роль исконного комедианта Ильинского, и незатейливый и воздушный образ Любови Орловой, которая не только вновь была символом опережения, но и для внутреннего населения становилась духовной иконой, которая могла собирать вокруг себя преданных жителей бескрайней страны.

Как и всё творческое наследие советских времён, не относящееся к войне, фильм был замешан в массе историй и разбирательств, пользовался благодатью вождя и вместе с его кончиной попадал в опалу, разрывался на цитаты и этими же цитатами попадал под запрет, из любого положения обрастая мифами и легендами. До нас он дошёл уже свободным мюзиклом, полным знакомых с детства песен и мелодий.

17 марта 2017 | 00:14
  • тип рецензии:

Красавцы!

Начальника Управления мелкой кустарной промышленности маленького городка Мелководска, расположенного в 3 000 км от Москвы, вызывают в столицу для участия в Олимпиаде художественной самодеятельности. Он заявляет, что талантов в его городе нет. Тогда весь город объединяется и начинает петь песни. Приходишь в ресторан – а там все повара выплясывают, бежишь к милиционеру, а он тебе мелодию на свистке высвистывает. Бежишь от них по улице – а за тобой все с акробатическими трюками бегут и поют. В общем, попал товарищ Бывалов в дурдом. Пришлось ремонтировать пароход и отправляться в Москву.

Местную почтальоншу, 36-летнюю Любовь Орлову, мужчины проигнорировали. Тогда она пешком отправляется через леса и болота, звонко напевая песни. Потом она находит корабль и начинает гоняться с пароходом. Так, на двух суднах, большая часть населения Мелководска прибывает на Северный речной вокзал Москвы. В конце – песня.

Играют специально чересчур кривляясь, чтобы было видно, что самодеятельность. Капустник. В общем, вот где начинался КВН.

10 мая 2015 | 20:50
  • тип рецензии:

Как гласит легенда, небезызвестный Чарльз Спенсер Чаплин, наслаждаясь лодочной прогулкой в водах бухты Сан-Франциско вместе с заезжим кинематографистом из Советского Союза Григорием Александровым, услышал, как коллега напевает: «Волга-Волга, мать родная, Волга, русская река…». Слова из русской народной песни «Стенька Разин», видимо, на слух пришлись по нраву Чаплину, и он пошутил, что неплохо было бы так назвать фильм. То ли Александров сердобольно последовал совету великого комика, то ли Чаплин просто взял его «на слабо» – так или иначе, именно тогда родился заголовок фильма, которому было суждено стать самой культовой (наряду с «Веселыми ребятами» все того же Александрова) советской музыкальной комедией довоенного периода.

Река Волга как народный символ, подразумевающий широту, величие и богатство Советского Союза, идеально вписывалась в общую концепцию патриотического фильма, – а других режиссер и не снимал. В этом видится довольно ироничная двойственность натуры Александрова. Немало проработав бок о бок с Эйзенштейном, в том числе на съемках известной трилогии о революционной борьбе («Стачка», «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь»), он не понаслышке знал о премудростях большевистско-пропагандистского кино, а создание «Веселых ребят» в 1934 году началось по личному указанию Иосифа Сталина. При всем при этом после официальной трехлетней командировки в США в 1929–1932 годах, преследующей просветительские цели в сфере звукового кино, верный социалистическим идеалам Александров будто бы втихаря от партийных коршунов принял свободолюбивую религию Голливуда. «Волга-Волга», продолжая традиции «Веселых ребят», на первый взгляд так полно передающая беззаботный быт советской глубинки, в красках рисующая культурное разнообразие союзного пролетариата, буквально кишит подсмотренными на Западе художественными приемами, переливается модным бурлескным новаторством развлекательной «джаз-комедии». А главное, несмотря на тонны красных знамен, серпов, молотов, звезд и прочей знакомой атрибутики в декорациях, передает атмосферу, скорее, переливающихся неоновыми огнями Штатов, нежели подлинных страхов и бед Большого террора, прокатившегося по стране волной «ежовщины» именно в те годы, когда над Волгой звенели пробуждающие патриотический дух песни в исполнении Любови Орловой.

Но рядового зрителя не волновало, где съемочная группа позаимствовала те или иные способы постановки трюков, хитрости построения кадра и сюжетные шаблоны. Рядовой зритель получил новую порцию легкого юмора и зажигательных музыкально-танцевальных номеров. Рядовому зрителю показали кино совершенно нового уровня – динамичное, мотивирующее, веселое и яркое – именно тогда, когда успокоить, поднять настроение и возродить уверенность в завтрашнем дне было исключительно важной задачей для всего советского руководства и лично товарища Джугашвили. Рядовой зритель с открытым ртом следил за историей подаренного американцами корабля «Севрюга», который с оркестром на борту чинно рассекает воды великой русской реки, догоняемый суденышком разномастных участников самодеятельности, в едином порыве устремившихся из уездного города Мелководска покорять столичный конкурс. (В истории с пароходом потом тоже найдут политический подтекст, а Александров расскажет легенду о Рузвельте, якобы обидевшемся на слова сопутствующей песенки из фильма – «…но ужасно тихий ход», – намекающей не то на задержки в открытии второго фронта, не то на низкое качество поставок по Ленд-лизу.) Рядовой зритель с восторгом смотрел в рот такой разносторонней Любови Орловой – обаятельной актрисе, талантливой клоунессе, замечательной певице, которая еще и танцует прекрасно, от души смеялся над карикатурным Бахваловым (удачный образ самодовольного бюрократа артист Ильинский впоследствии примерит на своего Огурцова, без которого теперь не обходится телепрограмма ни одного новогоднего вечера). Рядовой зритель наслаждался музыкой Исаака Дунаевского, а догадливый рядовой зритель еще и получал возможность смекнуть, какая-такая Дуня написала ту самую песню, дабы оценить самоиронию выдающегося советского композитора.

Идеология – штука капризная и для творческой натуры может оказаться как камнем преткновения, так и мощным катализатором креативного процесса. Беспрецедентный кинематографический дар Лени Рифеншталь, например, после Второй мировой был подорван тем, что она родилась не в то время и не в том государстве. Александров тоже, в какой-то степени, ходил по лезвию ножа. И потому отрадно осознавать, что тот безграничный позитивный заряд, который закладывал режиссер в свои работы, пересилил все лицемерные, пропагандистские и политиканские подтексты, которые при желании можно в них отыскать. Фильм «Волга-Волга» прошел суровую проверку временем и сохранил статус советской классики, пережив цензорскую урезку 1950-х, когда из фильма были изъяты все упоминания Сталина, «восстановление» 1961 года с поновлением начальных титров, перестроечную антиалкогольную компанию, заставившую подсократить знаменитую песенку Водовоза, а также колоризацию 2009 года. Как и подобает классике, кино разлетелось на цитаты, а фразочка «Аллё, гараж!» вошла в повседневный обиход. Сюжет, простой, как дважды два, всегда превращается в нечто большее, если над фильмом работают люди бесспорно талантливые и самозабвенно отданные своей профессии. И неважно в этом случае, идейный коммунист ты или убежденный носитель капиталистических ценностей.

16 ноября 2013 | 16:22
  • тип рецензии:

Снятый в 1938 году фильм Григория Александрова остается, на мой взгляд, одной из самых известных и ярких музыкальных комедий советской довоенной эпохи. К тому же картина представляет собой результат формирования собственного стиля в отечественном кинематографе тех лет. По моему мнению, на тот момент было два основных направления: демонстрация советской пропаганды правильного образа жизни дружным коллективом, а-ля «Мир, труд, май»; либо историко-биографические экранизации. «Волга-Волга» относится естественно к первому направлению и незатейливо демонстрирует размеренное течении жизни простых людей, казалось бы, не чем не примечательных, если бы не одно но. Конкурс доморощенных талантов, или как это раньше чаще называли - самодеятельность. Нынче это зовется «Минута славы», только исполнители сменились и абсурда добавили для пущего эффекта.

Александров - известный советский режиссер, снявший немалое количество фильмов, которые и по сей день приятно смотреть, и название практически каждого на слуху. Кроме того в начале своей карьеры он помогал Сергею Эйзенштейну в постановке его шедевров. Возможно, это отчасти сыграло роль в формировании собственного стиля Григория Васильевича. Не значит это, что он копирует коллегу. Просто опыт колоссальный довелось получить, а потом уже трансформировать его в особую подачу. Быть может и это стало предпосылкой для этой кинокартины. В итоге, чего у него не отнять, так это легкости в повествовании и задора в действие, которые он переносит на экран. Естественно к этому приложила руку и его жена, известнейшая советская актриса, звезда довоенного кино в нашей стране – Любовь Орлова, исполнившая заглавную роль письмоносцы по прозвищу «Стрелка», которая может солировать и без аккомпанемента, и даже молча.

Любовь Орлова мною весьма почитаемая артистка, актриса с большой буквы, справлялась со своими ролями всегда превосходно. Ее жизненная энергия и лучезарность передается зрителю с первых кадров. Иногда ловишь себя на мысли, что необычно, незнакомо смотрится сие актерство, лукаво как-то. Но впоследствии я решил, что причина такого восприятия не в ней, а в отсутствии таких людей в реальной жизни. В диковинку видеть такое расположение к другим, редко очень бывает. Теперича не то, что давеча. Среди некоторых киноведов бытует мнение, что она довольно шаблонна и проповедовала вышеупомянутую советскую пропаганду. Возможно, это и так. Ну и что в этом такого? Нет не единого момента, когда она вызывает недоверие либо неприязнь. На протяжении всей картины она попросту вселяет радость и веру в лучшее не только окружающим ее героям фильма, но и зрителям. Эта роль, пожалуй, вообще одна из самых ярких в ее карьере.

Говоря об остальных действующих лицах, то их здесь достаточно много и каждый в независимости от времени в кадре чем-то, да выделяется. Самые яркие персонажи (на ум три приходит): Бывалов, начальник непонятно толком чего, который отвечает за всю эту самодеятельность; друг главной героини Алешка и конечно капитан корабля «Севрюга», на котором вся эта компания отправляется в Москву. Все трое отыграли на отлично. Цитируемость этих героев и по сей день очень высокая. Посмотрев этот фильм вы, может быть, услышите знакомые перлы, до этого не подкрепленные оригиналом.

А оригинала хватает. Самобытность некая присутствует во всем. Приятная надо сказать. Путешествие по реке, дружные, не задетые завистью и враждой люди и конечно музыка, настолько легкая и мелодичная, что весь фильм сыгран только по мажорным нотам в скрипичном ключе! Это классика, которая живет, и люди исполнившие роли также живут на экране, и дарят массу положительных эмоций и веру в то, что хороших все-таки больше.

8 из 10

03 августа 2013 | 12:07
  • тип рецензии:

Начальник управления мелкой кустарной промышленности Бывалов мечтает о службе в Москве. Он получает распоряжение подготовить к всесоюзному смотру участников художественной самодеятельности. Бывалов считает, что посылать в Москву некого, несмотря на то, что в городе есть два творческих коллектива. В конце концов каждая группа отправляется по Волге в столицу своим путем. По пути попадая в нелепые и комические ситуации...

'-Алло!Гараж? Заложите кобылу!' (с)

После оглушительного успеха кинокомедии 'Весёлые Ребята', режиссёр Григорий Александров стал ведущим постановщиком мюзиклов в Советском Союзе. В 1936-ом на экраны вышла его новая работа анти-расистская комедия 'Цирк'. Затем, спустя ещё 2 года появилась 'Волга-Волга'. В которой Александров высмеял советскую бюрократию, и в то же время прославил музыкальную самодеятельность. Картина получилась смешной, местами наивной (впрочем как и большинство советских комедий), и подкупающей зрителя своими музыкальными номерами. Главную роль (письмоносицу Дуню) сыграла вновь Любовь Орлова -тогдашняя суперзвезда 'сталинской' эпохи. А её партнёром на съёмочной площадке был маститый театральный комик, отлично зарекомендовавший себя ещё во времена немого кино - Игорь Ильинский ('Процесс о Трёх Миллионах', 'Закройщик из Торжка'). И они составили прекрасную пару. Милая и жизнерадостная Дуня по прозвищу 'Стрелка', которая и пляшет и поёт, и сама сочиняет песни. И угрюмый ворчун товарищ Бывалов- который изначально был против участия его людей в самодеятельном конкурсе народных талантов. Смотреть на их игру, в особенности на игру последнего - без улыбки не получается даже сейчас. Поэтому 'Волга-Волга' прекрасно как музыкальная комедия смотрится и сегодня, причём безо всякой подоплёки. При Хрущёве фильм хотели даже запретить как 'порождение культа личности Вождя', но в итоге из-за народной любви не стали этого делать, ограничившись лишь тем что подвергли её цензуре (вырезали те кадры в которых попали бюсты, статуи и гигантские баннеры со Сталиным)...

Сценарист Николай Эрдман написал лёгкую и без хитростную историю с моралью -'некогда не унывать, делать то что нравиться и рано или поздно успех придёт сам собой'. Как к той же Дуни, когда её песня победила на конкурсе, а не как не могли найти её автора, так как героиня из скромности соврала, сказав что эту песню сочинила её подруга...

'-Был бы автор, а песня найдётся!' (с)

Фильм Александрова по началу ругали критики. Как и раньше обвиняли в дурном вкусе и нелепости. Но когда положительную характеристику комедии выдал сам Сталин, тон статей о картине резко сменился. Фильм стали хвалить и даже выдвинули на соискание государственной ('Сталинской') премии, которую он после и получил. 'Волга-Волга' имела шумный успех в прокате. Продолжив тем самым череду удачных постановок Григория Александрова...

'-Просто хочется рвать и метать!' (с)

Картина полна оптимизма и веры в завтрашний день. Композитор Исаак Дунаевский и поэт Лебедев-Кумач написали прекрасные песни. Кроме впечатляющих ансамблей и хоров, в фильм включено много сольных партий. А артисты играют, что называется весело-на кураже. Особенно всё тот же Ильинский, многие реплики персонажа которого после ушли в народ. Это же совершенные образцы канцелярского стиля: '-Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности', '-Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта', '-Прекратите безобразие', -'Примите у товарища брак, и выдайте ему новый' и др. Ильинский вошёл в образ своего героя, слился с ним! Когда актёра представили Сталину, которому очень понравилась эта комедия, тот сказал артисту: -'Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ, и я бюрократ-мы поймём друг друга. Пойдёмте побеседуем'.

С фильмом связан и такой эпизод. Во время войны в СССР приезжал помощник американского президента Рузвельта. И Сталин провожая гостей передал плёнку с картиной своему иностранному коллеге. Тот посмотрев 'Волгу-Волгу' сперва не понял почему Сталин передал ему именно эту картину. Попросил перевести звучавшие в фильме песни, и услышав слова: 'Америка России подарила пароход, с носа пар, колеса сзади, и ужасно, и ужасно тихий ход', Рузвельт воскликнул -'Я понял! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то что мы до сих пор не открыли второй фронт!'

9 и 10

P.S

Сегодня эту чудесную комедию давно минувшей эпохи социализма, без труда можно обнаружить практически в любом видео-магазине. Не так давно фильм подвергся восстановлению и колоризации. Теперь можно смотреть 'Волгу-Волгу' в цвете!

02 августа 2013 | 17:10
  • тип рецензии:

Добрый, музыкальный, жизнерадостный – разве можем мы подобрать такие эпитеты к современным российским фильмам? Однако ведь снимали же такие ! У нас, в советском союзе. Однако мое поколение благодаря нашим СМИ практически ничего не знает о замечательном советском кинематографе.

Когда мне посоветовали посмотреть фильм «Волга-волга», я поначалу сомневался и долго откладывал просмотр. Но вот в один из свободных вечеров, один уселся смотреть. Поначалу очень непривычно – очень велика разница с современными модными хитами. Потом через некоторое время фильм затягивает, потом не оторваться, а с титрами ощущаешь невероятные позитивные эмоции. Сколько искреннего смеха, любви к людям, к музыке, гордости за свой народ! Если вам знакомы эти чувства, то вы полюбите этот фильм.

Позже я узнал, что «Волга-волга» это любимый фильм Иосифа Виссарионовича Сталина. Еще одна причина, по которой его нужно посмотреть. Поможет понять, что за идеи были у этого человека, какой народ он любил и каким видел будущее.

По-настоящему русский фильм.

10 из 10

07 мая 2013 | 13:55
  • тип рецензии:

Фильм еще довоенных времен давно уже стал классикой советского кинематографа. Жанр 'музыкальная комедия' сейчас практически не снимают. Весьма интересно посмотреть признанную десятилетиями работу подобного рода. Плюс ко всему 'Волга-волга' любимый фильм Сталина, что подогревает интерес к ленте.

Наверное, мало я видел мюзиклов или фильмов 30-х годов, но что меня поразило, так это то, что даже к начальным титрам были специально написаны песни (поётся об актёрах и их ролях). Может ничего сверхъестественного в этом нет, но на моей памяти я впервые вижу подобный приём. Видать он просто устарел со временем. Вот юмор не устарел и по сей день. От души посмеяться вам помогут курьёзные ситуации и диалоги героев.

Блистательная игра актёров. Может сейчас отдаленно и напоминает цирковое представление, но тогда снимали по другим устоям. Особо запоминается Игорь Ильинский в роли Бывалова (а какая символичная фамилия). Что называется от души показал бюрократа и карьериста. Так же веселит дворник, отплясывающий калинку и другие колоритные персонажи.

Кое что о колоризованной версии. Лично я против неё, но смотреть или нет - это, конечно, ваше дело. Но если вы решитесь, то настоятельно рекомендую сперва посмотреть (либо освежить в памяти) оригинальную, черно-белую версию. Ибо оператор работал и подбирал световое освещение с учетом формата того времени. Если смотреть 'разукрашку', то можно неправильно понять как режиссёрскую, так и операторскую задумку. Либо вообще её не увидеть.

Кстати, есть один занятный факт о фильме. В 1942 году Сталин пригласил посла США Гарримана и прибывшего в СССР помощника президента Гарри Гопкинса посмотреть вместе с ним фильм «Волга-Волга». Гостям фильм понравился, и Сталин якобы в знак особого расположения подарил через Гопкинса президенту Рузвельту копию фильма. Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга»: «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», он воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт». По другой версии, Рузвельт подумал, что это намёк на низкое качество поставок по Ленд-лизу.

8 из 10

Классика советского кинематографа. И этим всё сказано!

08 марта 2010 | 15:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: