Если визитной карточкой современного испанского кинематографа по праву считается Педро Альмадовар, а французского - Озон, то итальянцы наконец с гордостью могут похвастаться своей - Ферзаном Озпетеком. От фильма к фильму режиссер совершенствовал свой неповторимый подчерк и своим последним творением 'Холостые выстрелы' заслуживает почётное место в ряду мэтров.
Море положительных эмоций! В картине безупречно всё. Тема камин-аута, могущая многих смутить, здесь подана ненавязчиво деликатно и, хотя является центральной, увлекает не она, а колоритно выписанные персонажи от главных до третьестепенных и перипетии весёлого и в то же время исполненного глубокого смысла сюжета. Кастинг и игра выше всяких похвал, что выделять кого-то просто не хочется. Завораживает 'плывущая' камера оператора и звуковая дорожка, на нюансах передающая настроение момента. А подбор песен - в яблочко!
Что отличает хорошего режиссёра от просто..? Любовь, с которой делается кино и здесь эта любовь Ферзана Озпетека проявляется в каждом кадре.
Фильм рассказывает о большой состоятельной итальянской семье, где два брата — гордость и надежда своего отца, являются гееями, один из которых сделал официальное признание, что разбило сердце отцу.
Сюжет не является сказкой, со счастливым концом, это повествование жизни чопорной итальянской семьи, находящейся в плену традиций, семейных ценностей, или хотябы их видимости. Отец, считающий, что иметь сына гея — позор, а любовницу, чуть ли ни на глазах у собственной жены — нормально; Мать, не обладающая особой чуткостью и пониманием своих сыновей; Тетка, злоупотребляющая алкоголем от всей этой жизни; Бабуля, вечно недовольная своим сыном (главой семейства), но понимающая и принимающая реальность больше остальных членов семьи.
Слишком сухой, поверхностный юмор, не заставляет улыбнуться ни разу. Сочувствия так же, не случается до конца картины.
Если бы не замах режиссера на фильм с глубокой моралью, которую, к сожалению, при всем желании, так и не удалось вытянуть, то, возможно, картина получилась бы посвежее… так — пресновато.
Самое что ни на есть итальянское кино от... Ферзана Эзпетека
Не могу сказать, что являюсь знатоком творчества Ферзана Эзпетека - видел только его первый фильм, 'Хаммам', после которого остались двойственные впечатления: с одной стороны, ощущение некоторой фрагментарности и затянутости, с другой - какое-то грустное, но скорее приятное послевкусие. Поэтому никакого энтузиазма в поисках его следующих фильмов я не испытывал.
Но на днях, совершенно случайно, 'пришлось' посмотреть его последний фильм - особого желания не было в виду определенных сюжетных пикантностей (ожидаемых быть банальными) и факторов, описанных в первом абзаце. Мой скепсис был жестоко обманут, потому что картина 'Ходячее минное поле' (или 'Холостые выстрелы', совсем неподходящий перевод названия, что у наших прокатчиков стало пугающе клиническим синдромом) оказалась, по-моему, настоящим украшением этого киногода.
Не буду останавливаться на сюжете, достаточно стройном, органичном и динамичном - его восприятие будет сильно зависеть от интеллектуально-нравственной позиции зрителя, от его культурного уровня и свободы от предрассудков. Хотел бы отметить те аспекты, которые оставили меня неравнодушным.
Во-первых, это потрясающая атмосфера Италии, в духе славных традиций апеннинского кино времен Феллини, Бертолуччи, Пазолини (в этом году нечто подобное можно было увидеть в 'Баарии' Джузеппе Торнаторе) - эти узкие переулки глухих провинциальных городишек, где сегодня красуются роскошные современные автомобили, звонкие голоса и непередаваемые интонации персонажей, их неиссякаемая энергия источать остроумные сентенции, сплетничать, кричать на всю улицу. Меня это подкупает невероятно.
Во-вторых, это сочные портреты героев картины, и не только главных, но и чуть ли не третьестепенных! Колоритность, завершенность образов, пусть даже в мимолетных эпизодах, придают кружевной комический флёр происходящему, отчего еще забавнее наблюдать за перипетиями этих семейных историй, этот постоянный вынос сора из избы на глазах у зрителей. В русле этих рассуждений даже не хочется специально выделять кого-то из актеров, кроме, пожалуй, исполнительницы роли бабушки - феноменальной Иларии Оккини.
Талантливо прописаны диалоги, сцены-ситуации - узловым моментом многих из них является соседство серьезного с комическим. Прямолинейность, жанровая определенность (а точнее, однобокость) здесь отсутствуют напрочь: вас то поразит глубокая мысль, то осенит улыбка, а то и охватит безудержный смех. Но если и классифицировать фильм как трагикомедию, то беспросветного трагизма вы здесь не найдете - да его и по определению тут не бывает, - но реализация этого на практике часто становится камнем преткновения для режиссеров, вынужденных впадать из одной крайности в другую. Эзпетек решает проблему изящно и вдохновенно: он использует метафорический язык для передачи трагических сюжетных поворотов. Тактично и вкусно!
Ну и конечно, музыка. Блестящая иллюстрация происходящего, полемика с мыслями героев, смех над их действиями, или даже поддержка и поддакивание - это только некоторые из достоинств саундтрека.
Итак, за 13 лет, прошедших после выхода 'Турецких бань', Ферзан Эзпетек проделал громадный путь, став по-настоящему частью итальянской культуры. Его манера снимать обрела цельность, естественность, простоту, исчезли шероховатости и непонятные восточные намеки с самодовольным оттенком национального превосходства (режиссер по происхождению - турок). Вот теперь-то у меня появился интерес к другим его фильмам, надеюсь в ближайшем будущем расширить в этом смысле свой кругозор.
Уроженец Стамбула, снимающий в Италии. Режиссер, подаривший миру «Турецкую баню». Ферзан Озпетек. Думаю, комментарии будут излишни.
«Холостые выстрелы» - его новый подарок человечеству. Очень щедрый и неожиданный подарок. Во время просмотра, а это добрых полтора часа экранного времени, я ловила себя на мысли, что сижу с не покидающей лицо блаженной улыбкой.
В «Холостые выстрелы» невозможно не влюбиться с первого взгляда. Фильм чудо как хорош! Яркий, эмоциональный, экспрессивный, немного сумбурный, динамичный. Как сказка Шахерезады, рассказанная на новый лад. Как сплав из персональных историй одной большой итальянской семьи, переданный по-восточному тонким и вдумчивым рассказчиком. Констатирую факт, что пока ляпаю по клавиатуре, пытаясь хаотичность мыслей направить в нужное русло, снова улыбаюсь. Что это за магия кино такая, которую сотворил Озпетек?! И какое кино на суд зрителей в результате вынес режиссер?
Это фильм о большой итальянской famiglia, переживающей не самые лучшие времена, поскольку наследник макаронной империи признался на досуге, что он гей. И это в ортодоксальном итальянском семействе, с непоколебимыми устоями традиций и с распятием Христа над каждой кроватью в каждой комнате?! Вопросы типа «Как с этим жить дальше?» и «А что люди скажут?» становятся ключевыми, чтобы довести мнительного отца семейства до больничной койки. И чтобы подарить зрителям полтора часа фееричного трагикомичного зрелища.
По старой озпетековской традиции «Холостые выстрелы» вновь на гомосексуальную тему. Что в общем-то немудрено для режиссера, не скрывающего того факта, что он открытый гей. Фильм определенно не для гомофобов. Несмотря на то, что Озпетек ограничился только мужским поцелуем, объятиями и знаковым танцем троицы мускулистых геев под легкую песенку Baccara «Sorry I am a lady». Все остальное остается за пределами зрительской досягаемости. В кадре только тонкие, трепетные и целомудренные отношения. А также много-много итальянской музыки и позитивного настроения.
Персонажи фильма, вплоть до служанки, колоритны все до одного, начиная от трогательной рыжеволосой тетушки-пропойцы и заканчивая престарелой бабулей, этаким фамильным оракулом, глаголящим прописную истину для всех окружающих, слова которой «Если всегда делать то, что хотят другие, то вообще не стоит жить» можно вынести как лейтмотив фильма.
Кино просто изобилует шикарными пейзажами городка Лечче, остроумнейшими диалогами во время семейных застолий под бутылочку красненького и красивыми мужчинами. Хотя из всего присутствующего в фильме великого множества лиц мужского пола, немногие из них традиционной сексуальной ориентации! Таков он, бросающий вызов Ферзан Озпетек!
О чем этот фильм? О свободе в первую очередь. О свободе выбора. Кем быть и какой ориентации. С кем целоваться, спать, жить. В фильме каждый делает свой выбор. Правильный ли, неправильный. Зато свой. Пускай это и будет стоить кому-то жизни.
Одна из лучших мелодрам года - итальянские 'Холостые выстрелы' - выйдет в нашем прокате лишь в феврале, но это не мешает уже сегодня расписаться в безоговорочной любви к этому фильму.
Младший сын благородного и большого семейства Кантоне - чернобровый красавчик Томмасо - приезжает из столичного Рима в отчий дом, что в неаполитанской провинции, где семейный бизнес и патриархальные порядки. Томмасо приезжает с четким желанием рассказать о себе всю правду на торжественном семейном обеде. Правда заключается в том, что вместо экономического, он поступил на литературный и собирается стать писателем, а не помогать отцу в развитии производства. Кроме того, молодой человек решительно настроен совершить камин-аут, поведать всем, что он гей и живет с парнем. Таким образом, он не только будет честен перед семьей, но и надеется на то, что отец отстанет от него с просьбами о возвращении на родину и работе в общем деле. Накануне торжества Томмасо делится своими планами со старшим братом Антонио, который все это время являлся правой рукой взбалмошного отца. Антонио спокойно воспринимает признания своего брата, но явно не в восторге от возможного скандала. На следующий день, за обеденным столом Томассо звонко чеканит ножом о бокал и просит присутствующих выслушать его, но Антонио, совершенно неожиданно, прерывает брата и сам признается в своей гомосексуальности, призывая отца отнестись к этому с пониманием. Взбешенный отец выгоняет старшего сына из дома и тут же валится с сердечным приступом. Обалдевший от такого поворота событий, Томмасо вынужден молчать и сносить дальнейшие гомофобные речи всего семейства (за исключением мудрой бабули и непросыхающей тети), исполнять по бизнесу просьбы отца и даже крутить фальшивый роман с одной местной фурией. Ситуация еще больше выходит из под чьего-либо контроля, когда на пороге дома Кантоне появляется бойфренд Томмасо с целой компанией своих римских друзей, по поведению больше похожих на подруг. Дальше начинается такая альмодоварщина, что не веришь собственным глазам.
Режиссер Ферзан Озпетек, прославившийся 'Турецкой баней' и целым рядом гей-мелодрам, пожалуй, снял, на сегодняшний день, свою лучшую картину. 'Холостые выстрелы' (в оригинале 'Ходячее минное поле') - то самое итальянское кино, какого мы ждем последние пару десятилетий: яркое, бескомпромиссное, до неприличия смешное и лиричное, безгранично светлое и живое. При этом, Озпетек абсолютно избегает скатывания в 'мрачные философские размышления о нелегкой ноше гомосексуалов в современном мире'. Эта картина близка и понятна каждому, эта история не оставит равнодушным любого зрителя, наделенного мозгом и чувством юмора. А, проходящая тонкой красной линией сквозь весь фильм, история любви бабушки, которую иначе как стержневой и не назовешь, на мой взгляд, просто выдающаяся по исполнению. И вроде бы ничего ведь сложного и заумного, - большая семейная заваруха с обыденными проблемами и вполне предсказуемым финалом. А вот поди ж ты и сними так! Тонко, страстно, в альмодоварской динамике новых поворотов и при этом, сохраняя фильм свободным от пошлости. Говорят, сложнее всего рассказывать о самом простом. У Озпетека получилось блестяще и за это, собственно, мои отдельные поклоны. Но, в первую очередь, - за два часа форменного безумия душевных порывов.
После такого кино очень хочется есть, молиться и любить. Короче говоря, - жить. И, желательно, в Италии.
После «Невежественных фей», или же «Феерии непонимания», не то чтобы совсем всерьез, но все же заинтересовалась творчеством Ферзана Озпетека. Название этой картины также сильно отличается от оригинального («Блуждающие мины»), и на этот раз оно совершенно не попадает в цель. Потому что именно оригинальное название как нельзя лучше отражает идею фильма и подходит ему.
Итак, история двух братьев, которые в любой момент могут просто «подорвать» свою семью, представленную прежде всего в лице консервативного отца. Он же, в свою очередь, сидит на минах, сам этого не знает, да и знать не хочет, потому и обманывать его годами не составляет никакого труда. Остальные персонажи тоже «не отстают», но выделить хочется эксцентричную тетю Лучану и, по-настоящему, самого главного человека — бабушку. В этой героине целиком воплотилась одна из идей фильма — улыбаться в лицо беде. Все члены этой семьи и трагичны и комичны одновременно. А легенькая история постоянно балансирует на грани печали и немного нелепого юмора.
Фильм очень ярко акцентирует внимание на том, что в Италии действительно есть, и в немалом объеме. И режиссер турецкого происхождения видит это своими обоими вооруженными глазами. Ведь если заглянуть поглубже, отец семейства переживает потому что сын — гей, далеко не из-за того, что он - гей, а что все в городке узнают об этом, и какой это будет страшный позор для уважаемого человека. Оттуда, как говорится, и растут ноги у проблем этой семьи. Да и у многих других семей, богатых и не очень, и у отдельных личностей, потому что в каждом городишке есть свое всевидящее око, которое не спит, а активно сотрудничает с «сарафанным радио». Для людей, вечно голодных на новости, подобное событие - действительно эффект разорвавшейся мины. Для «главных героев сводки» - от легкой контузии до падения этой самой мины на голову. Отличная иллюстрация этого явления - короткая сцена в магазине, замечательная, совершенно не карикатурная, а именно, очень реалистичная ситуация, когда Лучана вместе с матерью главных героев обмениваются любезностями с давними знакомыми. В жизни это, конечно, порой доставляет немало неприятностей, ну а в кино вызывает улыбку.
В итоге «Феерия непонимания» мне понравилась намного больше «Холостых выстрелов», даже несравнимо. Причина - в персонажах этого фильма. Я выделила бабушку и тетю, остальные герои были как-то не очень выразительны. Если говорить об оформлении, то картинка — приятная, атмосфера - солнечная. Звучит немало неплохой музыки, на этот раз - без турецких мотивов или их было совсем чуть-чуть, что я и не заметила. Но «Феерию непонимания» очень украсила замечательная «Grazie alla vita”, написанная Виолетой Паррой — автором с трагической судьбой, которая этой песней поблагодарила жизнь, за все, что она ей дала. Примечательно что в «Феерии непонимания» она звучит в исполнении Габриэллы Ферри, которая также, как и автор песни, свела счеты с жизнью. Вот такой песни-драмы или «драмы под песню» в «Холостых выстрелах» нет.
Сюжет прост, но в этом как раз его очарование. Приятной получилась концовка. В, казалось бы, неподобающем случае, на лицах вдруг начинают проступать улыбки, медленно, робко, но искренне, создавая ощущения, что, наконец-то, «глупые герои начинают понимать». Мне это даже напомнило улыбку Кабирии, как символ продолжения жизни, но уже какой-то другой, лучшей.
У меня уже сложилось ощущение, что если режиссер Озпетек — кино будет о геях. Но если все же искать проблематику в этом фильме, чего делать мне совсем не хочется, в виду его легкости и непринужденности, то дело - не в геях, а в сплетниках. Все-таки, зло — они.
Режиссера этой картины Ферзана Озпетека называют 'надеждой итальянского кинематографа' и регулярно вручают самые разнообразные фестивальные призы. Вот и эта картина получила специальный приз в Трайбеке и многие призы на Родине. Что сказать. Если Озпетек - надежда, значит с итальянским кинематографом действительно все очень и очень плохо.
Картина - трагикомедия, в которой весь комический эффект достигается противопоставлением традиционных ценностей провинциальной, но состоятельной семьи и двух сыновей-гомосексуалистов, которые и есть те самые 'холостые выстрелы' - потому что и семейное дело они возглавить не хотят и не могут, да и внуков от них вряд ли дождешься. Что касается трагедии, то для меня она очевидна, а для Озпетека при этом - нисколько, что очень чувствуется. Безутешный отец не может пережить известие о том, что его старший сын - гомосексуалист, его даже сваливает инфаркт, правда - легкий. И младшему приходится скрывать свою гомосексуальность, хотя он первым мечтал пойти на каминг-аут, чтобы семья изгнала его с позором - и он мог в Риме жить той жизнью, к которой привык - писать книги и спать со своим другом Марко. Позже в городке Лечче, где разыгрывается трагедия, приезжает 'веселая компания' друзей младшего сына Томазо. И отец снова обманывается - принимает их за 'нормальных' юношей. И опять начинается 'комедия'. 'Прячьте ваших дочек, - говорит он в местном магазине. - Это такие парни. Иначе неизвестно что может получиться' И этот плоский юмор зритель тоже, видимо, должен воспринять. Бедный, бедный отец. Вот кого мне действительно было невероятно жалко. Потому что его переживания - подлинные.
Параллельно нам показывают историю несчастной любви бабушки семейства - ее ностальгические воспоминания о дне замужества. История сделана весьма невнятно, так что непонятно, кто есть кто. Зато ясно, что страсти кипят нешуточные. И сначала она собирается даже застрелиться, направляя пистолет на сердце, но потом некто, видимо - ее брат, отбирает у нее пистолет - и отводит к мужу.
Еще в картине есть вечно поддающая близорукая тетушка, к которой постоянно забирается непонятный 'вор' - видимо, ее любовник. После его ухода она криком кричит: 'Вор, у нас вор!' Опять же - не смешно, а как-то странно... Странный персонаж также некая эксцентричная девушка, связанная с семейством работой на макаронной фабрике. Томазо испытывает к ней непонятные эмоции - девушка гоняет на машине, как лихой гонщик и зачем-то царапает авто какого-то незнакомца ключом. Поскольку режиссер Ферзан Озпетек - открытый бисексуал - можно предположить, что отношения Томазо и девушки намеки на зарождающееся чувство. Но когда приезжает Марко с друзьями, все становится совсем неочевидно. В общем, сюжет - довольно невнятный, к концу превращающийся вообще в какой-то полумистический фарс. Непонятно, у кого из семьи видения... Трактуйте, как хотите.
Довольно посредственное кино, всю идею которого Марко, любовник Томазо, озвучивает в одном диалоге с его матерью: 'Гомосексуализм - это не болезнь. Это просто такое свойство человека. Его нельзя вылечить'. В общем, фильм мне категорически не понравился.
Можно, конечно, еще порассуждать об уникальном золотистом свете, о том, как все снято - в типично итальянской манере желтого камня маленького городка и яркого солнечного дня, о сопровождающей эту драму великолепной музыке (она в самом деле хороша), но на фоне убивающего все сюжета - никак не могу поставить фильму высокую оценку. Он просто ее не заслужил.
Режиссура Ферзана Озпетека стала для меня открытием, даже откровением, после просмотра 'Окно напротив'. Этот фильм оставлял своеобразное длительное послевкусие, что для меня является одной из главных характеристик хорошего кино. Следующим открытием стал 'Сатурн в противофазе'. Повесть о любви и дружбе, жизни и смерти, раскрытая на 100%, какой бы заезжанной не казалась эта тематика. И вот 'Холостые выстрелы'. Улыбка сквозь слезы. Тончайшее чувство юмора. Переплетение историй, эмоций, слухов, иллюзий. Зеркало итальянской души. Пожалуй, один из лучших фильмов виденных мною в последнее время.
Соперничество братьев пронизывает весь фильм. Это и история бабушки и история главного героя. Хотя можно ли сказать, что главным героем является именно Томазо, младший брат, любящий сын, внук, любовник? Главным героем этого фильма является семья. Земля и дерево. Родители и дети.
Мозаика, которую по кусочку складывает режиссер, не забывая заставлять зрителя и смеяться и плакать, в результате оказывается потрясающей красоты картиной. Главное, этот фильм учит жить. Точнее это призыв - живите, живите, не оглядываясь ни на кого, живите, вдыхая и чувствую каждое ускользающее мгновение, бегите, смейтесь, стремитесь к счастью, любите.
Потрясающая работа оператора. Сцены на пляже, история бабушки, сцена перед зеркалом... Музыка, переплетающаяся и сливающаяся с сюжетом в единое целое... В целом вся атмосфера фильма...Именно та встряска, которая так необходима...
Ну наконец-то хороший фильм от Италии! А то я думала, что после Челентано ничего больше эта страна нам не подарит.
Листая каналы, я остановила взгляд на красавце Риккардо Скамарчио, которого я видела в итальянском “Три метра над небом”. Я не могла переключить, ведь он мне ещё тогда очень понравился. А после этого фильма я его ещё и уважаю. За роль гомомсекусала. Не знаю почему, но именно ЛГБТ-тема меня очень волнует. Я стараюсь смотреть как можно больше фильмов об этом. Кто-то скажет, что я помешанная, кто-то – что я лесбиянка, а мне норм. Каждый имеет право на увлечение. Какое бы оно не было.
Так вот. О фильме. Его я посмотрела случайно, но очень рада по этому поводу. Европейское кино особенное. Оно сильно отличается от американского. В нём много национального колорита. Вот и “Холостые выстрелы” из этого разряда. Несмотря на то, что тема, освящённая в фильме, очень серьёзная, картина очень весёлая и солнечная. А как же иначе с этим народом? У них много солнца, поэтому и веселятся. И даже грустные моменты вызывают улыбки. Чем самым напомнил Альмадоварское “Возвращение”.
Вся эта музыка, пляжи, море, забавная компания геев вызывали только позитивные эмоции. А искуссные шутки подняли настроение до максимума. Это определённо не “Три метра над небом”.
“Холостые выстрелы” – чудесная картина о том, как в обществе относятся к людям нетрадиционной ориентации. И в частности как относится к этому семья, как она принимает этот факт. В общем, этот фильм очень порадовал: и тематикой, и подачей.
Жизнь как умение смеяться, когда так хочется плакать
«Не навешивай ярлыка заранее» - думаю, этой заповеди любителям кино стоило бы придерживаться наравне с «Не сотвори себе кумира – Тарантино тоже небезгрешен» и «Не смотри плохое кино – нервные клетки дороже». Но как и в случае с другими хорошими намерениями, это тоже часто оказывается невыполнимым.
Понятия не имею, с чего я взяла, что «Холостые выстрелы» - комедия. Нет, смешных ситуаций, курьезов и шуток полно, но это не тот случай, когда смеешься над ГГ вроде Джима Керри, Адама Сендлера или Роба Шнайдера, подсознательно себя им противопоставляя. Здесь ты смеешься потому что смешно, но с оглядкой – потому что это могло произойти с тобой или твоими родными.
При этом я не хочу сказать, что фильм пропитан серьезной драмой, которую также всерьез надо воспринимать. «Холостые выстрелы» мне показались историей из жизни обычных людей, которых однако очень нелегко согнуть или сломать, потому что у них есть надежный тыл – семья. Несколько человек, каждый немного не в себе, каждый со своими тараканами, но у которых есть нечто общее – каждый из них по-своему, но искренне тебя любит. Настоящая Семья.
Отдельно нужно упомянуть саундтрек. Смесь итальянских и турецких мелодий погружает в атмосферу жаркого юга, темпераментных людей и глубинного позитива.
Это не тот фильм, который производит яркое незабываемое впечатление, но увидевший его, некоторое время бывает как будто погружен в теплое ласковое облако.