Самое что ни на есть итальянское кино от... Ферзана Эзпетека
Не могу сказать, что являюсь знатоком творчества Ферзана Эзпетека - видел только его первый фильм, 'Хаммам', после которого остались двойственные впечатления: с одной стороны, ощущение некоторой фрагментарности и затянутости, с другой - какое-то грустное, но скорее приятное послевкусие. Поэтому никакого энтузиазма в поисках его следующих фильмов я не испытывал.
Но на днях, совершенно случайно, 'пришлось' посмотреть его последний фильм - особого желания не было в виду определенных сюжетных пикантностей (ожидаемых быть банальными) и факторов, описанных в первом абзаце. Мой скепсис был жестоко обманут, потому что картина 'Ходячее минное поле' (или 'Холостые выстрелы', совсем неподходящий перевод названия, что у наших прокатчиков стало пугающе клиническим синдромом) оказалась, по-моему, настоящим украшением этого киногода.
Не буду останавливаться на сюжете, достаточно стройном, органичном и динамичном - его восприятие будет сильно зависеть от интеллектуально-нравственной позиции зрителя, от его культурного уровня и свободы от предрассудков. Хотел бы отметить те аспекты, которые оставили меня неравнодушным.
Во-первых, это потрясающая атмосфера Италии, в духе славных традиций апеннинского кино времен Феллини, Бертолуччи, Пазолини (в этом году нечто подобное можно было увидеть в 'Баарии' Джузеппе Торнаторе) - эти узкие переулки глухих провинциальных городишек, где сегодня красуются роскошные современные автомобили, звонкие голоса и непередаваемые интонации персонажей, их неиссякаемая энергия источать остроумные сентенции, сплетничать, кричать на всю улицу. Меня это подкупает невероятно.
Во-вторых, это сочные портреты героев картины, и не только главных, но и чуть ли не третьестепенных! Колоритность, завершенность образов, пусть даже в мимолетных эпизодах, придают кружевной комический флёр происходящему, отчего еще забавнее наблюдать за перипетиями этих семейных историй, этот постоянный вынос сора из избы на глазах у зрителей. В русле этих рассуждений даже не хочется специально выделять кого-то из актеров, кроме, пожалуй, исполнительницы роли бабушки - феноменальной Иларии Оккини.
Талантливо прописаны диалоги, сцены-ситуации - узловым моментом многих из них является соседство серьезного с комическим. Прямолинейность, жанровая определенность (а точнее, однобокость) здесь отсутствуют напрочь: вас то поразит глубокая мысль, то осенит улыбка, а то и охватит безудержный смех. Но если и классифицировать фильм как трагикомедию, то беспросветного трагизма вы здесь не найдете - да его и по определению тут не бывает, - но реализация этого на практике часто становится камнем преткновения для режиссеров, вынужденных впадать из одной крайности в другую. Эзпетек решает проблему изящно и вдохновенно: он использует метафорический язык для передачи трагических сюжетных поворотов. Тактично и вкусно!
Ну и конечно, музыка. Блестящая иллюстрация происходящего, полемика с мыслями героев, смех над их действиями, или даже поддержка и поддакивание - это только некоторые из достоинств саундтрека.
Итак, за 13 лет, прошедших после выхода 'Турецких бань', Ферзан Эзпетек проделал громадный путь, став по-настоящему частью итальянской культуры. Его манера снимать обрела цельность, естественность, простоту, исчезли шероховатости и непонятные восточные намеки с самодовольным оттенком национального превосходства (режиссер по происхождению - турок). Вот теперь-то у меня появился интерес к другим его фильмам, надеюсь в ближайшем будущем расширить в этом смысле свой кругозор.
Одна из лучших мелодрам года - итальянские 'Холостые выстрелы' - выйдет в нашем прокате лишь в феврале, но это не мешает уже сегодня расписаться в безоговорочной любви к этому фильму.
Младший сын благородного и большого семейства Кантоне - чернобровый красавчик Томмасо - приезжает из столичного Рима в отчий дом, что в неаполитанской провинции, где семейный бизнес и патриархальные порядки. Томмасо приезжает с четким желанием рассказать о себе всю правду на торжественном семейном обеде. Правда заключается в том, что вместо экономического, он поступил на литературный и собирается стать писателем, а не помогать отцу в развитии производства. Кроме того, молодой человек решительно настроен совершить камин-аут, поведать всем, что он гей и живет с парнем. Таким образом, он не только будет честен перед семьей, но и надеется на то, что отец отстанет от него с просьбами о возвращении на родину и работе в общем деле. Накануне торжества Томмасо делится своими планами со старшим братом Антонио, который все это время являлся правой рукой взбалмошного отца. Антонио спокойно воспринимает признания своего брата, но явно не в восторге от возможного скандала. На следующий день, за обеденным столом Томассо звонко чеканит ножом о бокал и просит присутствующих выслушать его, но Антонио, совершенно неожиданно, прерывает брата и сам признается в своей гомосексуальности, призывая отца отнестись к этому с пониманием. Взбешенный отец выгоняет старшего сына из дома и тут же валится с сердечным приступом. Обалдевший от такого поворота событий, Томмасо вынужден молчать и сносить дальнейшие гомофобные речи всего семейства (за исключением мудрой бабули и непросыхающей тети), исполнять по бизнесу просьбы отца и даже крутить фальшивый роман с одной местной фурией. Ситуация еще больше выходит из под чьего-либо контроля, когда на пороге дома Кантоне появляется бойфренд Томмасо с целой компанией своих римских друзей, по поведению больше похожих на подруг. Дальше начинается такая альмодоварщина, что не веришь собственным глазам.
Режиссер Ферзан Озпетек, прославившийся 'Турецкой баней' и целым рядом гей-мелодрам, пожалуй, снял, на сегодняшний день, свою лучшую картину. 'Холостые выстрелы' (в оригинале 'Ходячее минное поле') - то самое итальянское кино, какого мы ждем последние пару десятилетий: яркое, бескомпромиссное, до неприличия смешное и лиричное, безгранично светлое и живое. При этом, Озпетек абсолютно избегает скатывания в 'мрачные философские размышления о нелегкой ноше гомосексуалов в современном мире'. Эта картина близка и понятна каждому, эта история не оставит равнодушным любого зрителя, наделенного мозгом и чувством юмора. А, проходящая тонкой красной линией сквозь весь фильм, история любви бабушки, которую иначе как стержневой и не назовешь, на мой взгляд, просто выдающаяся по исполнению. И вроде бы ничего ведь сложного и заумного, - большая семейная заваруха с обыденными проблемами и вполне предсказуемым финалом. А вот поди ж ты и сними так! Тонко, страстно, в альмодоварской динамике новых поворотов и при этом, сохраняя фильм свободным от пошлости. Говорят, сложнее всего рассказывать о самом простом. У Озпетека получилось блестяще и за это, собственно, мои отдельные поклоны. Но, в первую очередь, - за два часа форменного безумия душевных порывов.
После такого кино очень хочется есть, молиться и любить. Короче говоря, - жить. И, желательно, в Италии.
Итальянский режиссер турецкого происхождения Ферзан Озпетек решил поговорить с обществом начистоту, сняв вольную, почти серьезную комедию о том, что 'если жить так, как говорят другие, то тогда лучше вообще не жить'. Сколько уже снимали фильмов о геях, но зачастую они оказываются лишь для 'тусовки', лишь ей интересные и понятные. 'Холостые выстрелы', напротив, обращены к людям по ту сторону, к тем, для кого камин-аут родственника может приравниваться к его погребению.
Можно было бы утверждать, что эта картина в целом о том, как важно остаться самим собой, но Озпетек иронично и смело высмеивает людские предрассудки, связанные с отношением к гомосексуалам, на примере уважаемой консервативной итальянской семьи, в которой оба сына по нелепой случайности оказываются геями ('холостыми выстрелами'), и для отца признание лишь одного сына становится ударом и навязчивой идеей, будто все в округе прознали об этом позоре. Что же будет, когда, преодолевая скованность и неуверенность, решится открыть правду младший сын Томмасо, на плечи которого неожиданно свалились и все отцовские надежды, и семейный бизнес?
Помимо развивающейся паранойи главы семейства Кантоне и моральных дилемм Антонио и Томмасо, здесь находится место для массы ярких, по-итальянски колоритных персонажей, вырисованных актерами и режиссером с особой тщательностью и любовью. Миллионы мелочей определяют поведение и стервозных дамочек и умудренной опытом бабушки, оказывающейся самой понимающей и либеральной. У них всех есть и личные сложности и небольшая история, будто маленькая фреска дополняющая основной сюжет, но Озпетек старается больше показать их отношение к скандалу. Причем позиции ни у кого изначально не претерпевают изменений. Кто-то оказывается понятливее, а кто-то из-за своей косности оказывается в дураках. Намечается свистопляска, почти бал-маскарад, где каждому будет отведена своя роль, а кто-то из ключевых персонажей появится чуть позже, чтобы все расставить на свои места под развеселые апеннинские мелодии.
В этом сочном, семейном фильме, кажется, все стоит на своих местах и разыгрывается по нотам. В сложносочиненном сценарии на протяжении двух часов не наблюдается ни одного огреха, а красивые, эксцентричные итальянцы не устают радовать взгляд. Пылкая Италия вот-вот влюбит в себя, и едва досмотрев 'Холостые выстрелы', ты помчишься собирать чемоданы в страну, где даже служанка умудряется не теряться на общем фоне кипения жизни. Но все эти мысли навевает темперамент, с которым снята данная картина. Истинно средиземноморский, в духе и Альмодовара, и 'Моей большой греческой свадьбы'.
Кажется, Ферзан Озпетек не боится ничего, и говорит громко и вслух о том, о чем говорить не принято, при этом умудряясь сохранять необходимый такт. Правда у него есть существенное преимущество - 'Холостые выстрелы' способны понравиться исключительно всем, кто будет готов причаститься к занятной, по-своему глубокой и трогательной, но несколько сумбурной истории одной итальянской семьи.
Уроженец Стамбула, снимающий в Италии. Режиссер, подаривший миру «Турецкую баню». Ферзан Озпетек. Думаю, комментарии будут излишни.
«Холостые выстрелы» - его новый подарок человечеству. Очень щедрый и неожиданный подарок. Во время просмотра, а это добрых полтора часа экранного времени, я ловила себя на мысли, что сижу с не покидающей лицо блаженной улыбкой.
В «Холостые выстрелы» невозможно не влюбиться с первого взгляда. Фильм чудо как хорош! Яркий, эмоциональный, экспрессивный, немного сумбурный, динамичный. Как сказка Шахерезады, рассказанная на новый лад. Как сплав из персональных историй одной большой итальянской семьи, переданный по-восточному тонким и вдумчивым рассказчиком. Констатирую факт, что пока ляпаю по клавиатуре, пытаясь хаотичность мыслей направить в нужное русло, снова улыбаюсь. Что это за магия кино такая, которую сотворил Озпетек?! И какое кино на суд зрителей в результате вынес режиссер?
Это фильм о большой итальянской famiglia, переживающей не самые лучшие времена, поскольку наследник макаронной империи признался на досуге, что он гей. И это в ортодоксальном итальянском семействе, с непоколебимыми устоями традиций и с распятием Христа над каждой кроватью в каждой комнате?! Вопросы типа «Как с этим жить дальше?» и «А что люди скажут?» становятся ключевыми, чтобы довести мнительного отца семейства до больничной койки. И чтобы подарить зрителям полтора часа фееричного трагикомичного зрелища.
По старой озпетековской традиции «Холостые выстрелы» вновь на гомосексуальную тему. Что в общем-то немудрено для режиссера, не скрывающего того факта, что он открытый гей. Фильм определенно не для гомофобов. Несмотря на то, что Озпетек ограничился только мужским поцелуем, объятиями и знаковым танцем троицы мускулистых геев под легкую песенку Baccara «Sorry I am a lady». Все остальное остается за пределами зрительской досягаемости. В кадре только тонкие, трепетные и целомудренные отношения. А также много-много итальянской музыки и позитивного настроения.
Персонажи фильма, вплоть до служанки, колоритны все до одного, начиная от трогательной рыжеволосой тетушки-пропойцы и заканчивая престарелой бабулей, этаким фамильным оракулом, глаголящим прописную истину для всех окружающих, слова которой «Если всегда делать то, что хотят другие, то вообще не стоит жить» можно вынести как лейтмотив фильма.
Кино просто изобилует шикарными пейзажами городка Лечче, остроумнейшими диалогами во время семейных застолий под бутылочку красненького и красивыми мужчинами. Хотя из всего присутствующего в фильме великого множества лиц мужского пола, немногие из них традиционной сексуальной ориентации! Таков он, бросающий вызов Ферзан Озпетек!
О чем этот фильм? О свободе в первую очередь. О свободе выбора. Кем быть и какой ориентации. С кем целоваться, спать, жить. В фильме каждый делает свой выбор. Правильный ли, неправильный. Зато свой. Пускай это и будет стоить кому-то жизни.
Режиссура Ферзана Озпетека стала для меня открытием, даже откровением, после просмотра 'Окно напротив'. Этот фильм оставлял своеобразное длительное послевкусие, что для меня является одной из главных характеристик хорошего кино. Следующим открытием стал 'Сатурн в противофазе'. Повесть о любви и дружбе, жизни и смерти, раскрытая на 100%, какой бы заезжанной не казалась эта тематика. И вот 'Холостые выстрелы'. Улыбка сквозь слезы. Тончайшее чувство юмора. Переплетение историй, эмоций, слухов, иллюзий. Зеркало итальянской души. Пожалуй, один из лучших фильмов виденных мною в последнее время.
Соперничество братьев пронизывает весь фильм. Это и история бабушки и история главного героя. Хотя можно ли сказать, что главным героем является именно Томазо, младший брат, любящий сын, внук, любовник? Главным героем этого фильма является семья. Земля и дерево. Родители и дети.
Мозаика, которую по кусочку складывает режиссер, не забывая заставлять зрителя и смеяться и плакать, в результате оказывается потрясающей красоты картиной. Главное, этот фильм учит жить. Точнее это призыв - живите, живите, не оглядываясь ни на кого, живите, вдыхая и чувствую каждое ускользающее мгновение, бегите, смейтесь, стремитесь к счастью, любите.
Потрясающая работа оператора. Сцены на пляже, история бабушки, сцена перед зеркалом... Музыка, переплетающаяся и сливающаяся с сюжетом в единое целое... В целом вся атмосфера фильма...Именно та встряска, которая так необходима...
Данная картина является образчиком классического итальянского кино с манящими пейзажами, узкими улочками, маленькими итальянскими городами, хранящими очаровательное обаяние, безудержным итальянским темпераментом, непоколебимыми традициями. И, по моему мнению, этническая принадлежность режиссера-турка ни в коей мере не отложила отпечатка на эту типичную итальянскую картинку (единственным восточным мотивом в данной картине являются пара турецких композиций, звучащих в фильме). Проблема, которая с одной стороны и по мнению многих является центральной, т.е. гомосексуализм, по сути не является таковой - это лишь крик души автора, открытого гея, который не раз обращался к теме взаимоотношений между мужчинами в своих работах.
На самом деле суть и главная тема фильма - это большая итальянская семья с различными персонажами, каждый из которых уникален, но в то же время каждый из нас может в ком-то из них найти себя.
В картине 'Холостые выстрелы' нет безудержных латиноамериканских страстей, нет убийств, выстрелов и погони. Есть только семья, где на первый взгляд все гладко и хорошо, как у всех, а по сути множество всяких подводных камней, и каждый персонаж является глубоким, завершенным и четко продуманным.
Замечательно, что есть возможность посмотреть сие творение на языке оригинала, потому что только так можно на сто процентов ощутить весь колорит, всю неповторимую атмосферу, все изящество диалогов, тонкость юмора и, конечно же, лучше понять характер каждого персонажа.
Не соглашусь с теми, кто приписал фильму жанр мелодрамы, т. к. зачастую это понятие ассоциируется у нас с чем-то слезливо-плаксивым, и порой даже пошлым, а ничего этого нет в этой киноленте. Но и однозначно определить жанр фильма очень сложно, поэтому назовем его просто Итальянское кино.
Рекомендую посмотреть этот фильм всем любителям итальянского кино, а также всем тем, кто устал от типовых коммерческих фильмов и просто хочет получить свою капельку счастья после просмотра доброго фильма.
Если визитной карточкой современного испанского кинематографа по праву считается Педро Альмадовар, а французского - Озон, то итальянцы наконец с гордостью могут похвастаться своей - Ферзаном Озпетеком. От фильма к фильму режиссер совершенствовал свой неповторимый подчерк и своим последним творением 'Холостые выстрелы' заслуживает почётное место в ряду мэтров.
Море положительных эмоций! В картине безупречно всё. Тема камин-аута, могущая многих смутить, здесь подана ненавязчиво деликатно и, хотя является центральной, увлекает не она, а колоритно выписанные персонажи от главных до третьестепенных и перипетии весёлого и в то же время исполненного глубокого смысла сюжета. Кастинг и игра выше всяких похвал, что выделять кого-то просто не хочется. Завораживает 'плывущая' камера оператора и звуковая дорожка, на нюансах передающая настроение момента. А подбор песен - в яблочко!
Что отличает хорошего режиссёра от просто..? Любовь, с которой делается кино и здесь эта любовь Ферзана Озпетека проявляется в каждом кадре.
Оригинальное название фильма - 'Ходячее минное поле'. Или я еще встречал в других источниках такие варианты как 'блуждающая мина' и 'дрейфующая мина'. Однако в кои-то веки я не виню, а даже похвалю наших отечественных локализаторов за данное ими название 'холостые выстрелы'. Возможно это просто совпадение и прокатчики действовали наобум, но мне кажется именно эти слова отражают дух фильма.
К черту политкорректность! Отбросим маски фальши и лицемерия нынче модно именуемые толерантностью. Я ненавижу и презираю геев! Их количество во всех сферах общественной жизни неуклонно растет и это не может не настараживать. Однако прочитав синопсис данного фильма, я нисколько не смутился, не рассердился из-за очередного фильма про голубых. Скорее напротив, судя по описанию фильм обещал быть невероятно свежим и оригинальным, ироничным и с изрядной долей уместного драматизма - и разве можно пропустить такое кино?!
Провинциальная Италия наших дней. Здесь всё еще сильны консервативные взгляды на жизнь и патриархальные нравы и устои. Именно сюда, к своей семье, приезжает главный герой - Томмасо. Он возвращается после учебы в университете, из Рима, который в отличие от провинции уже затронут прогрессивным либерализмом и богемной свободой. Томмасо хочет раскрыть свою тайну, сообщить 'страшную' новость. Но его опережает родной брат (человек который по сути является полной противоположностью совему брату). Отец в бешенстве, в гневе! Они изгоняет сына из дому, а сам попадает в больницу из-за потрясения. В такой ситуации Томмасо придется повременить со своим откровением. Ему ничего не остается кроме как работать на ненавистной работе и слушать гомофобные речи родственников и соседей. Так начинается эта удивтельная и нетривиальная комедия!
Отцу конечно не позавидуешь: 2 сына и оба геи! Однако и другие члены его большого семейства отличаются поразительной взбаломошенностью. И потому я не оцениваю фильм как нраувочительная комедия о нелегкой доле геев. Идея фильма в другом, но об этом позже.
Фильм буквально наводнен интересными и уникальными персонажами. Все герои: и главные, и второстепенные, и даже эпизодические - невероятно колоритны, обладают потрясающе-непревзойденными характерами. Живые, импульсивные, эмоциональные, страстные - они придают фильму еще больше красок, еще больше буйства, еще больше иронии, еще больше эмоций! Блестящая, искренняя игра актеров лишь еще более подчеркивает их индивидуальность.
Я очень люблю в фильмах детали. Непродолжительные эпизоды, кадры, которые придают фильму особую атмосферу и душу. Сплетни и смех соседей, трапеза Томмасо с сексуальной красоткой, танец друзей на пляже - фильм мог бы и обойтись без этих сцен?! Нет, иначе он бы потерял очень многое.
Сплошных лестных слов заслуживает музыкальное сопровождение фильма. Потрясающая, чувственная, яркая, цепляющая - музыка удачно гармонирует с творящемся на экране, создавая нужное настроение фильму. Оседая на дне мозга, всё что остается после отзвучавших аккордов и нот, так это приятные словно сновидения впечатления.
Ферзан Эзпетек, который насколько мне известно является бисексуалом, очень удачно изображает как представителей нетрадационной ориентации, так и их ярых недоброжелателей и простых обывателей. Автор сознательно эскплуатирует мифы и стереотипы, подчас развенчивая, а порою и укореняя их.
Идея фильма невероятно многранна и глубока. Чтобы добиться счастья надо быть самим собой. И дело касается не только ориентации и сексуальных предпочтений. Но еще и черт характера, вкусов и надежд, желаний. Персонажи нередко говорят очень правильные, мудрые слова. Говорят очень поэтично и возвышенно, но отнюдь не пафосно. Нравоучительный посыл автора удался - и мое отношение к представителям сексуального меньшинства заметно улучшилось. Цитировать слова несмотря на огромное желание я не буду - лучше посмотреть самому. И обязательно без перевода (я хоть и отношусь к дубляжу положительно, но итальянский язык, интонации и страстные эмоции аткеров нельзя озвучить, нельзя удачно перевести, не потеряв души фильма).
Немного портит впечатления концовка фильма. По мне, она получилась излишне хэппи-эндовской, приторно-сладкой. Финал способен разрушить весь посыл создателей. Я знаком с патриархальным укладом жизни. Не тесно, но и не шапочно. И потому могу заявить с твердой уверенностью, что финал фильма не больно правдоподобен.
И все же несмотря на концовку, фильм оставил после себя лишь отличное настроение и приятные впечатления. Моя память хранит воспоминания о самых интересных моментах, и эмоции захлестывают с неувядающей силой. Фильм вызывает подлинное восхищение, смех и даже заставляет задуматься над счастьем и свободой.
Включаю фильм в 50 самых моих любимых кинотворений! Пересматривать буду однозначно!
Новый итальянский фильм режиссера-турка Ферзана Озпетека «Блуждающие мины» легче всего будет представить, как легкую версию ранних работ испанца Педро Альмодовара, также в ироничной форме затрагивавшего гомосексуальные темы и высмеивая отношение к ним общественности. Однако если страсть и секс для молодого испанца стояли на первом месте, то Озпетек подходит к вопросу лишь с социальной стороны, не демонстрируя зрителю отношений, заходящих дальше легкого флирта. Более того, самые убежденные гомосексуалисты у него представлены веселой компанией столичных друзей-метросексуалов, поющих в ванной и носящих обтягивающие наряды, складывая о себе положительное впечатление даже консервативных родственников.
Однажды в семье Кантоне обед прерывает страшное известие: старший сын, оплот и надежда из молодого поколения, наследник общего дела, публично заявляет, что он гей. Отец, приверженец традиционных взглядов, хватается за сердце и изгоняет негодяя из дома, после чего сам, от сильнейшего психологического удара, слегает. Теперь вся его надежда – младший сын, которому он всячески пытается доказать важность роли будущего главы семьи, и, разумеется, больше ничего не желает слышать о всяких гомосексуалистах, порочащих славный род Кантоне. А младший сын, Томмасо, теперь находится в глубоких раздумьях: пытаться ли убедить отца-консерватора, что человек волен выбирать себе жизнь, или же забыть об инциденте. Однако, он прекрасно понимает, что рано или поздно, ему придется вот также ошарашить свою семью новостью, что он, в общем-то… тоже гей. А ведь скоро к ним погостить приедут друзья Томмасо, в которых ничего странного не заметит только слепой. Собственно, на этих занятных противоречиях и расхождениях во взглядах построен весь фильм – яркий, комедийно-романтичный фарс в стиле «однажды, в одной большой семье».
Все герои фильма – персонажи положительные, а атмосфера солнечной итальянской провинции, без слов, говорит о легкости и ненавязчивости этой картины, чего, конечно нельзя сказать для тех зрителей, кто вовсе не приемлет гомосексуализм. Уж чего-чего, а переубеждение точно не цель этой простенькой истории в ярких тонах, замкнутой на одном семействе. Режиссер, к тому же, очень неплохо использовал то обстоятельство, что все герои и события так или иначе находятся исключительно в кругу семьи, и мира за его приделами как будто не существует и вовсе. Поэтому, когда старший брат уходит из дома, даже не совсем ясно, куда именно уходит, да и это не важно, ведь мы прекрасно понимаем, что он вернется. Нет даже малейшего сомнения, что закончится все в высшей степени хорошо, хотя тема трагедийности и проскользнет «под занавес», но окажется настолько естественной, что даже похороны не помешают всему закончиться дружной пляской. Такой вот, этот веселенький фильм.
В последнее время тематика гомосексуализма затрагивается в кинематографе очень часто, да только вот серьезных лент подобного рода раз-два и обчелся. «Холостые выстрелы» (оригинальное название «Блуждающие мины») является фильмом о гомосексуализме с человеческим лицом. Главный герой тут не инфантильно-ранимый гей, шпыняемый обществом, а уверенный в себе образованный юноша.
Быть геем в наши дни – это уже конформизм. (Фредерик Бегбедер. Каникулы в коме.)
Не то комедия, не то драма – итальянская утонченность сочетает в себе изумительный юмор и человеческую трагедию. В центре истории большая семья, ведь именно семейные ценности – основа итальянского общества. Виченцо Кантоне – глава большого семейства и хозяин градообразующей макаронной фабрики. В Лечче фамилия Кантоне пользуется большим уважением, любое происшествие в их доме сразу же становится темой для городских сплетен. Консервативного Виченцо за деловым ужином чуть не хватил удар, когда его старший сын Антонио признался в своей нетрадиционной ориентации. Уважаемый бизнесмен встает перед выбором между любимым сыном и незапятнанной репутацией, и выбор он делает не по зову сердца. А еще более сложные переживания разворачиваются в душе младшего сына Томазо, решившего свою гомосексуальность оставить в тайне. И дело тут не в страхе перед изгнанием из дома, Томазо только это и нужно, парень переживает за здоровье отца и благополучие семьи, огромный бизнес которой не на кого оставить.
Все суета сует и ловля ветра. (Соломон)
Томазо становится той самой «ходячей миной», так как боится любой ошибки, дабы не навлечь подозрения отца. Все дело усугубляется приездом друзей парня, в которых только слепой не разглядит геев. Но так ли слеп Винченцо, или же он просто притворяется, не желая отступаться от принципов, но и страшась потерять второго сына. А вокруг жизнь бьет ключом: супруга главы семейства Стефания пытается сохранить в доме мир, и даже не замечает, ради этого, измены мужа; тётушка Лучана переживает кризис бальзаковского возраста, грезит воспоминаниями о хулиганском прошлом и ночами привечает в своей комнате вора-любовника; мать Винченцо, одна из основательниц фабрики, терзает себя мыслями об ушедшем навсегда прошлом, утерянной любви и холостом выстреле, который уберег её от смерти. Вот такая история в духе Вуди Аллена, приправленная итальянским колоритом.
Мужчина забывший свою семью, не может называться настоящим мужчиной. (Дон Карлеоне, Крестный отец)
Основой фабулы является вопрос выбора. Томазо пытается определиться, что для него важнее, писательская деятельность и свобода отношений, или благополучие семьи, оказавшееся под угрозой. Режиссер Ферзан Эзпетек делает акцент на гармонии отношений с близкими, ради которой стоит жертвовать собственными принципами, или же рвать узы безвозвратно. Причем подобное самопожертвование должно быть обоюдным, а не представлять собой игру в одни ворота. Фильм так же затрагивает тематику поиска места человека в социуме, его призвание и предназначение. На примере жизни своей бабушки, Томазо учится быть собой и не бояться принимать ответственные решения. Он всё еще не может определиться, в чем именно его житейское счастье, не может сделать выбор между своим парнем-интеллектуалом Марко и взбалмошной Альбой, сотрудницей макаронной фабрики.
Само собой разумеется, что подобную пьесу, состоящую в основном из внутренних переживаний героев и тонких диалогов, невозможно было бы воссоздать без талантливой актерской рати. В обойме у Эзпетека нашлось место чуть ли не для всего цвета итальянской кинематографии. Проникновенно исполнили роли братьев Кантоне актеры Риккардо Скамарчио (Томазо) и Алессандро Прециози (Антонио). Им удалось избежать одного из самых распространенных клише фильмов о геях - показной жеманности. Обычные люди, такие же как все остальные, со своими вкусами и манерой поведения, их отличие от остальных мужчин кроется лишь в ориентации. Словно в противовес им ставятся друзья Томазо из Рима, типичные гомосексуалисты в представлении большинства обывателей. Эти образы исполнены не менее мастерски, будто на роли ребят специально подбирали людей с нетрадиционной ориентацией. Невероятно эмоциональной вышла и роль Николь Гримаудо. Её Альба типичный социопат, которому необходима поддержка, дружба и, возможно, любовь. Из всех сцен с её участием больше всего запомнился эпизод, в котором Альба, со спокойствием душевнобольного, уродует автомобиль, припаркованный на её стоянке. Ну и наконец, Илария Оккини в роли бабушки, персонажа, на первый взгляд второстепенного, но существенно влияющего на развитие этой истории. Мудрый взгляд, добродушная улыбка и полные понимания речи – на первый взгляд и не скажешь, что этот человек многое в жизни упустил. Роль мудреца исполнить крайне нелегко, нужно быть либо гениальным актером, либо непосредственно мудрецом. Не суть важно, к первой или второй категории принадлежит Илария, но роль исполнена великолепно.
Фильм лёгок и смотрится на одном дыхании. Классическая, для фильмов последних лет, операторская работа, приятная уху музыка, утонченный итальянский юмор – истинный подарок для поклонников неглупого, но и не излишне перегруженного идеями кинематографа.
Вывод: Фильм о семейных ценностях, мечте и нетрадиционной ориентации без показухи.