Оперность в кино – это «хорошо» или «плохо»? Могут ли острые темы, проверяющие общество на толерантность, стать предметом изображения в кино, не опускаясь на дно пошлости и предрассудков? Насколько модна и востребована современным зрителем трагикомедия? Пытаться отвечать на эти вопросы – значит, писать отдельное большое эссе с претензией на большой охват материала и всесторонний анализ. Здесь же краткая рекомендация к просмотру. «Холостые выстрелы» - одна из неоднозначных работ итальянского режиссера турецкого происхождения Фернана Озпетека. Три вопроса в начале этого текста уже содержат вполне ясную характеристику фильма. Эта драма, безусловно, понравится тем, кто любит много музыки в кино. Любители одновременно посмеяться и посочувствовать главным героям также оценят картину по достоинству. Многим понравится то, как это кино сделано, но совершенно не понравится то, о чем оно. Даже если Вы такой зритель, то не поленитесь и посмотрите «Холостые выстрелы» все равно, хотя бы для того, чтобы составить свое собственное, уникальное мнение о мастерстве Озпетека.
После «Невежественных фей», или же «Феерии непонимания», не то чтобы совсем всерьез, но все же заинтересовалась творчеством Ферзана Озпетека. Название этой картины также сильно отличается от оригинального («Блуждающие мины»), и на этот раз оно совершенно не попадает в цель. Потому что именно оригинальное название как нельзя лучше отражает идею фильма и подходит ему.
Итак, история двух братьев, которые в любой момент могут просто «подорвать» свою семью, представленную прежде всего в лице консервативного отца. Он же, в свою очередь, сидит на минах, сам этого не знает, да и знать не хочет, потому и обманывать его годами не составляет никакого труда. Остальные персонажи тоже «не отстают», но выделить хочется эксцентричную тетю Лучану и, по-настоящему, самого главного человека — бабушку. В этой героине целиком воплотилась одна из идей фильма — улыбаться в лицо беде. Все члены этой семьи и трагичны и комичны одновременно. А легенькая история постоянно балансирует на грани печали и немного нелепого юмора.
Фильм очень ярко акцентирует внимание на том, что в Италии действительно есть, и в немалом объеме. И режиссер турецкого происхождения видит это своими обоими вооруженными глазами. Ведь если заглянуть поглубже, отец семейства переживает потому что сын — гей, далеко не из-за того, что он - гей, а что все в городке узнают об этом, и какой это будет страшный позор для уважаемого человека. Оттуда, как говорится, и растут ноги у проблем этой семьи. Да и у многих других семей, богатых и не очень, и у отдельных личностей, потому что в каждом городишке есть свое всевидящее око, которое не спит, а активно сотрудничает с «сарафанным радио». Для людей, вечно голодных на новости, подобное событие - действительно эффект разорвавшейся мины. Для «главных героев сводки» - от легкой контузии до падения этой самой мины на голову. Отличная иллюстрация этого явления - короткая сцена в магазине, замечательная, совершенно не карикатурная, а именно, очень реалистичная ситуация, когда Лучана вместе с матерью главных героев обмениваются любезностями с давними знакомыми. В жизни это, конечно, порой доставляет немало неприятностей, ну а в кино вызывает улыбку.
В итоге «Феерия непонимания» мне понравилась намного больше «Холостых выстрелов», даже несравнимо. Причина - в персонажах этого фильма. Я выделила бабушку и тетю, остальные герои были как-то не очень выразительны. Если говорить об оформлении, то картинка — приятная, атмосфера - солнечная. Звучит немало неплохой музыки, на этот раз - без турецких мотивов или их было совсем чуть-чуть, что я и не заметила. Но «Феерию непонимания» очень украсила замечательная «Grazie alla vita”, написанная Виолетой Паррой — автором с трагической судьбой, которая этой песней поблагодарила жизнь, за все, что она ей дала. Примечательно что в «Феерии непонимания» она звучит в исполнении Габриэллы Ферри, которая также, как и автор песни, свела счеты с жизнью. Вот такой песни-драмы или «драмы под песню» в «Холостых выстрелах» нет.
Сюжет прост, но в этом как раз его очарование. Приятной получилась концовка. В, казалось бы, неподобающем случае, на лицах вдруг начинают проступать улыбки, медленно, робко, но искренне, создавая ощущения, что, наконец-то, «глупые герои начинают понимать». Мне это даже напомнило улыбку Кабирии, как символ продолжения жизни, но уже какой-то другой, лучшей.
У меня уже сложилось ощущение, что если режиссер Озпетек — кино будет о геях. Но если все же искать проблематику в этом фильме, чего делать мне совсем не хочется, в виду его легкости и непринужденности, то дело - не в геях, а в сплетниках. Все-таки, зло — они.