«Черный принц», СССР, 1973, реж. Анатолий Бобровский
Все три фильма трилогии сделаны интересно и добротно. Сюжетные линии, логика преступлений и логика распутывания преступлений, на мой взгляд, представляет собой советский ответ на французскую детективную литературу. Полковник Зорин чем-то напоминает комиссара Мегрэ в исполнении Жана Габена. Всеволоду Санаеву в роли Зорина, конечно, не хватает импозантности и элегантности Габена, но в этом и состоит специфика советского Мегрэ: простой, мудрый и понимающий.
Во второй части произошло странное ограбление квартиры инженера (который живет на одну зарплату, то есть грабить там собственно и нечего). В отсутствие Зорина дело ведет молодой следователь. Все улики показывают на вроде бы «завязавшего» Тимофея Ямцова. Однако он свою вину отрицает.
Понравилось:
- игра практически всех актеров. Особенно колоритными оказались два персонажа. Перекупщик-спекулянт в исполнении Александра Калягина, который прекрасно сыграл «делового человека»: пушнина, мебель, камешки; и «наследник» купца, старорежимник, которого видно издалека: книги, картины, манеры. В фильме его очень органично сыграл хороший характерный актер Павел Панков. Старорежимник все время тонко провоцирует Зорина («Пришел гегемон и все пошло прахом!»), но полковник, на то он и милиционер, в политику не лезет.
- Концовка в духе опять же французской и английской детективной литературы, когда детектив, расследующий преступление, собирает всех подозреваемых в одной комнате; рассказывает, как было организовано и осуществлено преступление и наконец-то выводит преступника на чистую воду.
Не понравилось:
- Прекрасная песня «Неужели мы заперты в замкнутый круг?» на стихи В. Высоцкого. Хорошая певица В. Толкунова; хорошие музыканты (на стуле сидит и играет на гитаре Вячеслав Добрынин). Но песня явно не из репертуара Толкуновой. Не так ее надо исполнять. И в результате – песня совершенно не слышна, она практически потерялась.
- В данном случае цвет (фильм черно-белый, хотя первая часть трилогии -- цветная) усилил бы впечатление от картины.
По ходу авторы фильма решили и еще ряд идеологических задач.
- Повышение авторитета милиции среди населения. В фильме милиция приезжает на место преступления практически сразу; сразу же обнаруживаются пропажи; сразу же обнаруживаются трупы (а не лежат в лесополосе месяцами).
- Хорошо показана вся бесперспективность уголовного образа жизни. Семейная пара Ямцова и его жены, молодых, но уже отсидевших и ставших на честный жизненный путь, показана, конечно, в типично советском нравоучительном ключе. Но в конце концов, в этом тоже задача кино. Должен же хоть кто-то исправиться и жить обычной человеческой жизнью.
В общем, все как всегда в добротных советских детективах. За игру актеров,
7,5 из 10