Название фильма 'Орел Девятого легиона' передаёт ощущение чего, то очень значимого, непобедимого и несломленного. Для легиона Орёл был важнее жизни. Потеря Орла была равна смерти. И вот Девятого Легион направляется в свой последний поход, где они пропали без вести и лишились свой ценности, Орла. Сын предводителя Девятого легиона решил вернуть честь своему роду и отправился на земли сражений отца.
Но к сожалению наш герой был сильно ранен в бою. Он должен был уйти с честью на покой, но как же его цель? Кто вернёт честь роду? Он не может сражаться с варварами, но нахождение Орла вернёт славу его семьи. И он со своим рабом направляется в самое сердце варваров...
Обычно американцы, снимая исторические фильмы, доносят мало правды до зрителя. Но в этом фильме можно узнать о чести, цели, жизни римлян и наконец узнать, что такое Орёл.
Фильм погружает нас в атмосферу чести и достоинства. В мир бессмертной верности и жестоких сражений. Предлагаю всем приступать к просмотру.
Давно убедилась в том, что чем меньше от фильма ждешь, тем больше в итоге получаешь. 'Орел Девятого легиона' я посмотрела абсолютно случайно (наверное, стоит заметить, что исторические фильмы не мой конёк и смотрю я их довольно редко), но как говорится- дело было вечером, делать было нечего.
Фильм приятно удивил точно переданной атмосферой тех веков. Пейзажи-восхитительная картинка гор, лесов - всё так как должно быть было до нашествия цивилизации. Герои - их общение между собой - раб ли это и его хозяин; солдат и командир; сын и отец - продуманно до мелочей. Хотя стоит признать, что диалоги персонажей предсказуемы и сводятся к весьма простым репликам. Но фильм не страдает от этой 'малословности', наоборот, меньше слов-больше дела. И это на самом деле так: 'Орел Девятого легиона' чисто мужское кино-всевозможные драки, рукопашные бои, перепалки, громкие слова о настоящей мужской дружбе и подтверждение этих слов поступками.
В центре сюжета молодой и отважный центурион, римлянин, преданный своему государству - Маркус Акила (Ченнинг Татум) отец которого стоял во главе девятого легиона, пропавшего много лет назад без вести. Храбрость, смелость и отвага - отличительные черты Маркуса, с которыми он преодолевает все трудности и невзгоды. Найдя верного друга в лице своего раба, идя с ним на смерть-он только укрепляет о себе мнение как о самом смелом и сильном легионере.
Немного бессмысленной кажется возня во круг этого орла, знамени победы: чего они хотят доказать, найдя его. Да и стоит ли вообще что-то доказывать кому бы то ни было, главное, что они выдержали испытание и проверку на доверие.
Кино про настоящих мужчин и для мужчин. Мальчишкам понравится, а девчонки полюбуются на сильный пол.
Девятый легион – это как девятая рота. Пока не сняли фильм, о существовании боевой единицы знали только в узком круге специалистов. Реальная история расформирования легиона неизвестна, специалисты называют три возможных версии. Озвученная в фильме – наименее вероятна, хоть и самая романтичная. В своем романе «Орел девятого легиона» ее использовала Розмери Сатклиф, известная английская писательница, автор множества исторических романов. Именно этот роман и лег в основу одноименного фильма, вышедшего на экраны в этом году.
Примечательно, что годом ранее – в 2010 году – на экраны вышел английский «Центурион». Большой славы он не снискал, но был, по сути, про то же самое. «Центуриона» вообще можно рассматривать как предысторию «Орла девятого легиона», если есть такое желание. Правда, там рассказана история другого героя, никак с Маркусом Аквиллой не связанного. Зато в очередной раз засветилась Ольга Куруленко.
Увы, судьба современного исторического кино – это моделирование гипотетических ситуаций, которые могли бы быть, а могли бы и не быть. «Орел девятого легиона» не стал исключением. Да, возможно, IX Испанский легион пропал именно в Британии, возможно, его символом был орёл. Во главу угла фильма, как и ожидалось, поставлена героическая история молодого человека – сына какого-то там центуриона – желающего очистить имя своей семьи от позора и вернуть Риму символ лучшего его легиона. В конце концов, IX легион был создан не кем-нибудь, а самим Юлием Цезарем.
Нельзя сказать, что фильм отличается зрелищностью и динамизмом, в этом плане «Орел девятого легиона» уступает даже «Последнему легиону». Каждое слово буквально пропитано патетикой. Честь, слава, достоинство, свобода – слышится через одно слово. Эпический пик картины – выход на бой старых легионеров, причем их погибло в бою явно больше, чем пришло сражаться, что особенно удивляет с учетом того, что многие остались живы. Из погибших чести быть сожжённым удостоился лишь один. Остальных выложили ровными рядами вперемешку с врагами. Плюрализм, товарищи…
Фильм буквально разбит на две части. Лучшая – и, к сожалению, меньшая – это начало фильма, где показаны будни римских легионеров на дальних заставах Империи. Каждый день страх, каждый день смерть. Непонятным осталось только одно – зачем Маркус ждал, пока одному из его легионеров отрубят голову, чтобы вмешаться в этот праздник смерти? Вторая часть – это псевдогероический эпос, коих Голливуд наштамповал уже довольно много. И успеет произвести в ближайшем будущем, как минимум, столько же. Относительно неплохо показаны отношения Маркуса и Эска, особенно в той части.
Примечательно, что на этот раз в Голливуде решили обойтись без любовной линии – этот момент единственный, которому можно удивиться за весь фильм. Впрочем, столь харизматичные актеры как Джейми Белл и Ченнинг Татум более популярны у женской аудитории – такой хитрый прием, чтобы к фильму привлечь побольше зрителей.
Что такое Рим? Это республика достигшая небывалого величия? Это империя, которая возвысилась над всем миром? Нет, по крайней мере не так банально. Несомненно Рим - это что-то большее.
Существует легенда о том, как однажды поспорили двое философов-римлян:
— Нас все время упрекают в том, что мы заимствовали культуру, искусство, науки, даже законы. Что роскошь, нас окружающую, мы привезли из других государств. Все, абсолютно все — Египет, Греция, Сирия… Что же создал Рим?
Второй философ немного подумал, потом ответил с гордым достоинством:
— Рим создал самое главное искусство! Рим создал войну!
Рим - это война. Всегда есть враг, всегда есть за что биться. И пока у легиона есть знамя, он не может проиграть войну, ведь знамя олицетворяет Рим, а Рим не умеет проигрывать. Если легион лишается своего знамени, его расформировывают, а как быть если пропал сам легион?
Везде где был орел, мы говорим Рим сделал это.
И вот молодой командир, сын легата командующего тем самым девятым легионом, услышав слух о том, что золотому орлу поклоняется какое-то племя бритов, отправляется в нелегкий путь, по враждебной земле, которая кишит головорезами ненавидящих римлян, да к тому же прихватив раба из того же общества.
Маркус, так зовут этого храброго римлянина, пройдет огонь и воду, побывает в шкуре раба и встанет во главе остатков девятого легиона, этаких дикарей, которых приютили местные племена, некогда дезертиров оставивших орла, но ныне храбрецов с львиными сердцами и желанием вернуть честь, и славу девятому легиону.
Хочется верить...
Фильм весьма неплох, давно ждал и наверное поэтому ожидания мои постоянно росли, но не был удивлен когда они не полностью оправдались. Отличный актерский дуэт, на удивление отличный сюжет, всеми любимого экшена мало, но это даже к лучше т. к. позволяет следить за актерской игрой и тут все отлично, действительно сопереживаешь и погружаешься в античную Британию, действительно верю...
Исторические фильмы нынче стали снимать очень редко. Потому что, жанр действительно очень консервативен и сложный. В связи с чем, попыток снять шедевр много. А достойных конечных результатов действительно мало. Ведь высокую планку “Гладиатора”, по сей день ни одна из лент не может побить. Но в пору “дефицита” подобных фильмов, неожиданно в данном жанре начали творить неожиданные для этого жанра режиссеры. Первым стал Нил Маршал, который снял “Центуриона”. Последовал за ним, один из самых лучших режиссеров современности Кевин МакДональд. Кевин МакДональд один из тех редких режиссеров, который сняв небольшое количество лент, обрёл настоящую популярность благодаря достойной качестве своих лент. Что не скажешь про данную ленту. Назвать её шедевром язык не повернётся. Так что, идеальная оценка картине заключается в выражении “просто хороший фильм”. Безусловно столь батальные и костюмированные ленты снимать очень сложно и Кевину это удалось очень легко. Потому что, он создал некую атмосферу, под влиянием которой, ты начинаешь действительно верить в происходящее на экране. Но этот элемент, создал ощущение что фильм снят под копирку “Центуриона”. Сама картинка и отдельные элементы сюжета, то и дело отсылали меня к этой мысли. Обычно, исторические ленты должны упирать либо на историческую достоверность, либо на зрелищность. Зрелищные моменты тут хоть и имеются в наличии, их действительно мало. А их постановка, ничуть не вызывает заветное выражение “Нифига себе”. Так что, можно смело сказать, что Кевин творил больше по первому правилу. От чего, безусловно фильм выиграл. Потому что, картину было действительно интересно смотреть. А сам процесс просмотра, заключался не только на зрительском внимании. Но и вызывал желание думать и местами действительно охватывал куски из души.
Очень сложно удерживать толерантность и нейтралитет в исторических лентах. Ведь большинство, обязательно склоняется в определенную сторону. От чего, кого то показывают чуть ли не самыми хорошими и благородными. А кого то, как раз наоборот. В данной ленте, безусловно удержан нейтралитет. Но очень многое осталось безусловно за кадром. От чего, та кровавая линейка событий связанных с армией Римской Империи, раскрыта в ленте даже не на половину. Так же, как и всю деятельность Бриттов по защите своего народа. Тоже самое можно отнести и к исторической достоверности ленты. В картине прослеживается приличное количество расхождений от историй. Но если не обращать на это особого внимания и не быть снобом, то сюжет картины действительно впечатляет и интересует. Сюжет выигрывает за счет того, что не представляет собой обычный исторический фильм. Где имеются в наличии обилие батальных сцен в первую очередь. Действия героев имеют сугубо “партизанский” характер. А сам сюжет, больше склоняется к триллеру. Чем он и выигрывает. Редкий случай, когда при обилии болтовни и слепого благородства, фильм действительно смотреть интересно. Даже безусловно достойнейший финал, который возводит тему чести семьи, чуть ли не до ключевой морали ленты.
Чаннинг Татум – актер достаточно не плохой. Безусловно, есть очень удачные роли и не совсем. В данной ленте, можно смело сказать, что образ Командира Легиона явно ему не подходит. Так же, как не подходил образ Крестьянина из “Во Имя Короля” Джейсону Стэтхему. Но не смотря на это, Чаннинг безусловно отыграл очень даже достойно и интересно. Его стандартных отсылок к смазливой внешности и довольной улыбки стало меньше, что дало возможность не отвлекаться от серьезности его игры. Джейми Белл же, уже в который раз демонстрирует превосходную игру и полное перевоплощение в своего персонажа. Игра выше всяческих похвал. А исполнение, просто гениально. Местами, Джейми даже не нужны были слова для раскрытия своего персонажа. Он идеально обходился без них. Но выполнял поставленную перед ним задачу, более чем хорошо. Игру Дональда Сазерленда и Марка Стронга, описывать не стану. Имена этих актеров, говорят сами за себя. А в описание их превосходной игры, не послужат даже все хвалебные игры. Ибо это, надо оценивать самим в процессе просмотра ленты.
Музыка просто великолепная. Композитор Этли Орварссон не перестаёт меня удивлять. Начал он свою карьеру с достаточно электронных работ, которые идеально отражают начальные работы Гарри Грегсона Уильямса. Но теперь, он безусловно не устает радовать новыми открытиями и звучаниями. Еще во “Времени Ведьм” он продемонстрировал великолепную оркестральную музыку. Но если там, она была достаточно жесткой и мрачной, то тут расцвела подобно прекрасному цветку. Музыка безусловно очень красивая, легкая и неописуемо прекрасная. Но при этом, она идеально отражает происходящее на экране и наделяет её, некой чувственностью. Что как раз и требуется от музыки в подобных лентах.
Моя оценка картине
7 из 10
Хороший фильм. Очередная профессиональная работа Кевина МакДональда. Достаточно, что бы быть хорошей лентой, достойной вашего внимания. Но недостаточно, что бы быть шедевром не нуждающимся в рекламе. При отключенном режиме сноба, получите удовольствие. В обратном, смотреть и не решайтесь.
Фильм исторический, но сам по себе не об историческом факте, повествующем о пропавшем девятом римском легионе, а скорее психологическая драма о многообразии чувств, испытываемых людьми в период противостояния миров и культур, в период междоусобиц, войн.
Все повествование в фильме построено на одном человеке. Он центурион одного из римских легионов Марк Флавий Аквиа. Его отец тоже был центурионом знаменитого 9 легиона, не вернувшимся из последнего похода и утратившим символ легиона «Золотого орла». Главный герой бесконечно слушает римских граждан об утраченной римской чести и о том, что его отец виноват в этом. И живет с чувством вины за свой род, ведь отца обвиняют незаслуженно, ведь никто не знает как он погиб, и никто не может утверждать, что он не защищал орла.
Следует отметить, что людям современным, отчасти сложно осознать эти понятия о римской чести. Как то странно выглядит потеря чести, выразившейся в потере символа – пусть и золотого, пусть и весящего 5 кило (не меньше). А факт того, что 5 тысяч легионеров (!!!) пропало в Северной Британии – это как-то мельком, как-то вроде и не существенно, как-то вроде и не проблема для Рима. Вот тебе и римская честь, вот тебе и долг!!!
Вернусь к сюжету. Главный герой вместе со своим рабом-бриттом отправляется на север Британии с целью найти место гибели 9 легиона и отыскать золотого орла, чтобы вернуть его в Рим. Все их путешествие – и составляет основу фильма. Вот в этом-то путешествии и раскрываются в полной мере все человеческие характеры, все чувства в различных жизненных ситуациях.
Так в фильме показаны: честь, долг, смелость, отвага, вера, преданность. И в противовес: боль, страх, отчаяние, жестокость, презрение. И все эти чувства как положительные, так и отрицательные – в какой-то бешеной агонии. На пределе всех имеющихся возможностей.
Честь. Раб Эско не предает своего хозяина. Даже тогда когда возможность такая появляется. Он помнит о чести и делает свой выбор – спасает Марка. Хотя мог бы и не делать этого.
Предательство. Есть и те, кто делает другой выбор. Так оставшиеся в живых легионеры того самого 9 легиона, во время битвы сбежали с поля боя. И жили в Шотландии более 20 лет, помня о предательстве, забыв о Риме, о семье и о долге перед своей страной. Они помнят, что предали всех, кто был с ними в том бою, и 20 лет спустя, говорят о том, что от себя не убежать. От своих поступков - как хороших, так и плохих - не спрятаться. Их не забыть даже по истечении долгого времени.
Спасение чужой жизни. «Поднимите пальцы вверх. Пусть он живет. Он должен жить.» - Марк требует, чтобы римляне не позволили гладиатору убить раба Эско. И толпа действительно меняет решение – все поднимают большие пальцы вверх – раб будет жить!
Жестокость. «Вот что бывает с теми, кто предает клан» - слова одного из сине-белых кочевников перерезающего горло своему брату. А что бывает? Только смерть – пусть даже тебе и десять лет! В голове не укладывается. Ужас. Убить ребенка, якобы предавшего.
Верность своему народу. «Мне ненавистно все чему ты служишь!!!» - слова раба-бритта, обращенные к римскому центуриону Марку. «Вы принесли нам зло. Вы отняли наши земли».
Разрушение идеалов. Марк возвращает орла в Рим и заявляет римским патрициям, что Эско, который сейчас уже свободен, знает о чести и достоинстве больше, чем они все вместе взятые. Тем самым, показывая разрушение веры в римские идеалы.
И так далее.
Отмечу, что всем тем, кого привлекает туманный Альбион – фильм смотреть обязательно. Природа показана во всей красе. Тут и горы, и скалистые спуски и подъемы, долины, хмурые тучи, небо почти нависающее над головой, леса и осенние переливы листвы.
Что касается актерского состава, то Ченнинг Татум в роли центуриона очень органичен. И совсем не задумываешься о том, что это самый парень снимался в «Шаге вперед» и здорово там зажигал.
В общем, добротный фильм с историческим подтекстом. Но все же о людях. Советую смотреть, когда на душе скребут кошки и кажется, что ничего не получается. Воодушевление и мысли о чести и долге будут преследовать еще пару суток.
Прежде всего, не могу не высказать свое уважение режиссеру – из бесконечно подростковой инфантильной книги Розмари Сатклифф он, даже несмотря на детский рейтинг PG-13, сделал мрачное и довольно жесткое кино. Суровые шотландские пейзажи и вечные дожди сыграли свою роль, даже несмотря на то, что многие кровавые эпизоды режиссер намеренно оставляет за кадром. Но они там все равно есть – умирают дети, головы летят с плеч, герои изнемогают от ран, а картинка немного размыта из-за бесконечных туманов. Ну что ж, это уже больше, чем то, на что я мог надеяться. Даже не хочется произносить сакраментальное: «Книга лучше», хотя режиссер и пожертвовал целыми сюжетными линиями для того, чтобы упаковать все в нерезиновые 113 минут.
Из-за этих сценарных кромсаний сильно пострадало начало фильма, получившееся изрядно скомканным и неловким. События сменяют друг друга резко и топорно – вот Марку Аквиле почудился шум, он собрал всех воинов на битву, вот его придавило колесницей, а через кадр он уже за много миль в домике своего дяди. Вот ему дают раба, а уже через пять минут они преданы друг другу навеки. Целые главы, которыми Сатклифф склеивала эти сюжетные ходы, полетели в мусорное ведро. Чуть погодя, когда Аквила с Эской все-таки переходят свой Рубикон, суть Адрианов вал, действие немного выравнивается, хотя сценарист все равно своего пряника не заслужил – уж больно неловко роман перенесен на экран.
Также абсолютно не понравилась постановка битв – сплошное мельтешение, крупные планы и хаос. Если режиссер хотел таким образом перенести зрителя в эпицентр сражения, получилось весьма средненько, а как полноценное зрелище – и того хуже.
Однако сильно ругать фильм при этом не хочется, есть все-таки здесь и плюсы, причем плюсы вполне веские. Во-первых, фильм получился достаточно атмосферным – природные съемки получились просто замечательно, все эти горы, реки, леса, слегка размытые британскими туманами, вся эта влажность, которая буквально сочится через экран… Во-вторых, весьма неплохи актеры. Вот уж не думал, что когда-либо скажу такое про фильм с Чаннингом Татумом в главной роли, однако свою роль здесь он сыграл вполне убедительно. У Сатклифф в книге был эдакий пылкий юноша, однако та трактовка персонажа, которую я увидел в фильме, понравилась мне даже больше. Достойно рядом с ним выглядит Джеми Белл, однако больше всего поразил Тахар Рахим, очень эффектно сыгравший полевого командира «разрисованных» - племени бриттов, которые наносили на кожу синюю краску, из-за чего выглядели как племя отборных зомби. Вообще, эти «разрисованные» – едва ли не лучшее, что есть в фильме. Их ритуалы, их пластика, их харизма сыграли только на руку фильму.
В общем и целом, несмотря на явные недостатки, «Орел девятого легиона» даже скорее понравился. Это не шедевр, но один раз посмотреть вполне можно, особенно если знать, чего ждать. Здесь нет какой-то особенной динамики или красочных сражений, но фильм получился вполне себе атмосферным и смотрибельным.
Уж не знаю как так сложилось, но в книгах и фильмах безмерно популярна история британских легионов времён заката Римской империи. Возможно это связано с англо-саксонским происхождением большинства подобных авторов. Хотя в истории Рима существует немало куда более интересных моментов, которые в большинстве своём слабо освещены в произведениях современных авторов.
Что же мы видим здесь типичную историю превозмогания бравых но малочисленных над островными дикарями. Всё это разбавляется патетическими речами и запредельными дозами пафоса. Ну и главное внезапным пробуждением патриотизма в людях десятки лет назад бросивших Рим и ассимилировавшихся с местным населением.
Плох ли из-за этого фильм? Да в целом нет, скорее он скучный и не запоминающийся. После его просмотра просто не возникает никаких по настоящему ярких эмоций. Может быть дело в самом сюжете, а может и в актёрах упорно не желающих выдавать больше пары эмоций.
При этом саму постановку нужно даже похвалить, при более чем скудном для исторической ленты бюджете, авторы умудряются выдавать очень приличные боевые сцены. Да и костюмы с декорациями не вызывают отторжения, а напротив достаточно точно передают эпоху.
Режиссёр Кевин Макдональд очень старался снять достойное историческое кино, но банальный и скучный сценарий несколько подвёл его.
Фильмов о Древнем Риме со времен 'Последнего Легиона' что-то уже и не припомнится. Поэтому 'Орел Девятого Легиона' - отличная новинка для любителей историко-приключенческих фильмов и особенно для интересующихся Древним Римом. Но придется сразу огорчить их, сказав, что Рима в этом Фильме практически нет. В нем не найти ни одного знаменитого римлянина. В сюжете дается только ссылка на времена Императора Адриана. Никакого величия самого города, ни мощи его военной машины также не увидишь - действие почти целиком происходит в Британии. Батальные сцены, чем всегда так славятся подобные фильмы, уступают не то, что 'Спартаку', но даже 'Королю Артуру' - фильм может похвастаться всего лишь несколькими небольшими стычками.
В 'Орле' часто заметны параллели между Римской Империей и Империей Американской - доблестные римские десантники... Пардон! Легионеры. Несут 'цивилизацию' и 'демократию' на земли жестоких и диких аборигенов.
'Орел' - это в первую очередь хороший приключенческий фильм в отдаленных декорациях Римской Империи. Сюжет его стоит на двух китах. Первый из них - штандарт Девятого Римского Легиона, обладание которым является главной движущей силой сюжета. Второй - взаимоотношение двух главных героев. Актеры, игравшие главных героев, несомненно справились на 'Хорошо' со своими ролями. Встреча главных героев начинается не просто со столкновения двух личносетй, а со столкновения двух миров - римского и британского. Герой Джейми Белла говорит: 'Я ненавижу все, что тебе дорого'. Два патриота, каждому из которых дорого 'свое' испытывают ненависть к 'чужому', выражая тем самым нанависть к их патриотизму - побуждающему центру для каждого из них. Но постепенно эта взаимная ненависть переходит во взаимную симпатию и даже в дружбу - из-за симпатии персонажей к важным человеческим качествам друг друга, проявившейся буквально при первой встрече. Они быстро находят общий мотивирующий центр и действуют уже заодно.
Фильм получился очень патриотичным. Если с внешней стороны Рима было показано мало, то со стороны внутренней, со стороны духа - не может не вызывать восхищения патриотизм и идеализм римлян, благодаря которым и была построена та забытая Великая Империя. Многие патриотические сцены вызывали у меня глубокие эмоции.
Авторы сумели избежать лишней жестокости - крови в фильме было немного. Однако, впервые вижу в фильме убийство детей. Разница между жестокостью варварских племен и 'цивилизованной' жестокостью римлян, показанная авторами для создания положительного облика главного героя также удалась.
Отлично удались авторам 'Орла' и племена дикарей - яростные, беспощадные и неплохо разукрашенные. Похожи они были, правда, больше на ирокезов, чем на бритов - дикость и фанатичность племен отлично дополнена их пугающим внешним обликом для создания образа 'нехороших парней'.
Война жестока и беспощадна. Война - это когда твоя любовь к Родине видоизменяется в ненависть к Родине твоего врага. Но есть общие для каждого человека ценности - долг, честь, верность, храбрость. На их основе можно не просто создать команду для выполнения высшей общей цели, но даже непримиримых врагов сделать друзьями.
Здравствуйте уважаемые киноманы! Для меня как историка по образованию, смотреть исторические фильмы сложно и просто, смешно и грустно одновременно. Мало что удаётся снять соответствующее историзму. Вчера был МакДональд и его 'Орёл'. Это тот фильм идею которого я ждал так долго, а получил в кино только в 2011 году. Я счастлив!
О сюжете: История Марка Аквилы и его компаньона Эски есть ничто иное как переложение на почву пеплума сюжетов фильма 'Враг мой' 1985 года. ' героя с разными взглядами на жизнь, с одним понятием о чести, через весь фильм идут к взаимопониманию и дружбе двух настоящих мужчин, двух ВОИНОВ.
Игра актёров меня впечатлила! Не ожидал от Татума и Белла столь удачного кинодуэта. Марк Стронг как всегда великолепен какую-бы роль ему не предоставилась! Дональд Сазерленд добавляет фильму особую изюминку своим мастерством. Хорошо получились персонажи простых легионеров, сенаторов, и бриттов!
Оформление, грим и локации шикарны! Природа древней Каледонии (как в римское время называлась Шотландия) прекрасна, сурова, таинственна.
Отдельный респект оператору Энтони Дод Мэнтлу за идеальную картинку и манеру съёмки. Эффект присутствия в этом фильме где нет масштабных битв, но есть дух боя и чувства плеча к плечу достойна восхищения!
Я впечатлен. Таких фильмов не хватает умному зрителю в наше время и эта киноработа по моему мнению достойна ТОП-250.