С глубоким уважением к Конфуцию и его деятельности приходится признать, что фильм выдался плохим.
Сев за просмотр данного фильма я ожидал услышать с десяток а то и более самых мудрых его фраз, увидеть где он их сказал, когда написал и так далее.
Понятно что до нашего времени таких сведений возможно нет, тогда нужно было просто показать те уроки, на которых были его ученики.
В фильме вообще не видно почему его так сильно начали уважать, что он такого сделал людям, кого и чему научил.
Многие сцены поразили непредсказуемостью в плохом смысле этого слова. Так я например не понял тот момент когда Кун Цзи (Конфуций) вдруг неожиданно начал плакать в доме у этой красавицы. Слова типа 'не каждый поймёт всю глубину страданий учителя' конечно сильные, но показаны отвратительно, совсем не внушают доверия. Тут больше всего сыграл фактор китайской режиссуры.
Единственное что спасает от низшего бала за этот фильм, так это цель съёмок фильма, как указано в описании: 'История жизни знаменитого китайского мыслителя и философа Конфуция', то есть хотели показать историю его существования, места его обитания и так далее, хотя и на историю его жизни фильм тянет с натяжкой. Поэтому:
Нельзя отрицать, что Китай - это богатая на традиции и историю страна, полная таинственных сказаний и легенд, благородных мудрецов и бесстрашных воинов. История кино помнит немало картин о Китае, которые оставляют в душе эмоции, задают вопрос или просто радуют глаз.
Данный же фильм вряд ли может потянуть до звания исторической драмы, коей жизнь Конфуция безусловно является.
Режиссёр, чьей четвёртой по счету эта работа является, кажется решила, что не нужно 'толкать' зрителя на размышления, вполне достаточно будет показать ему красивые кадры, панорамы природы и схематичное изображение жизни Конфуция.
Чоу Юнь-Фат, он же Конфуций, который уже давно переселился в голливудские и другие коммерческие, необременённые особым смыслом проекты находится в кадре. Его загримировали, одели национальный костюм, приклеили бороду - на этом перевоплощение остановило свой процесс, впрочем, именно для этого фильма подобные усилий как раз хватает. Создатели не ищут душевного отклика зрителей, я не знаю, что это за фильм и какого цель его создания, если она вообще есть, потому что на мой, абсолютно субъективный, взгляд жизнь Конфуция может и должна быть показана по-другому. Это великий философ, мудрый человек и тот, у которого все мы и следующие за нами поколения может учиться.
Просмотр этого фильма можно рассматривать лишь как видео пособие, информирующее о том, что был такой человек Конфуций. Ни с художественной, ни с культурной или исторической точки зрения этот фильм мне не принёс никакой новой информации, что, конечно же, не может не печалить.
Благостный сопливый байопик, напичканный прописными истинами, ходульными персонажами с неестественным поведением (которое сам Кун-цзы не одобрил бы, кстати, за излишнюю эмоциональность и несоответствие ритуалу) и одномерной, плоской фигурой главного героя, напоминающей по степени идеализации культ личности советских вождей, особенно Ленина в Мавзолее.
Много красивых съемок, которые однако портит почти неизменно иллюстративная, чаще всего приторная, музыка.
Фильм, который не дает тебе думать, фильм, где все решено за тебя, как надо и как не надо, кто хорош и кто плох.
Чоу Юн-Фат прекрасный актер, но этот сценарий, такой типично идеологический и политический, даже он не может насытить человеческим содержанием.
Высокобюджетный эпический байопик — за исключением прекрасных начальных титров с разливанием алкоголя в черную керамику, другой древней утварью и текущей водой — оказался разочарованием. Слишком плоско, слишком шаблонно, слишком вылизано, особенно для человека такого масштаба как Конфуций. Красивость вместо красоты на всех уровнях – картинка, музыка, грим, диалоги, постановка сцен, показ чувств. И ходульный, благостный и скучный Конфуций. В целом, по степени стандартизации киноязыка напоминает мангу средней руки.
В сцене первого появления супруги правителя царства Вэй, сложилось стойкое впечатление, что источником вдохновения послужила типа очаровательно непосредственная растрепанная и босая Кира Найтли (рука не поднимается написать Элизабет Беннет) из «Гордости и предубеждения» 2005 года. А ее встреча с Конфуцием один на один — а) женщина с мужчиной и б) официальное лицо столь высокого уровня — воспринималась уже совсем из области буйных фантазий. И, вообще, с какой стати именно она оказывается самым запоминающимся персонажем, а не наставник Кун-цзы или его ученики? Эпизод с Лао-цзы, еще одним наикрутейшим китайским мудрецом, хотя и совсем короткий, таки успел убить меня мультяшностью и мыльностью. Песенка на финальных титрах звучала трогательно, но показалась не то что бы уместной помесью колыбельной и лирической попсы.
Конечно, возможно, все не так ужасно, и это просто идиосинкразия: ну предпочитаю я так называемое «шестое поколение» китайских режиссеров (Цзя Чжанкэ, Чжан Юань, Ван Сяошуай, Хо Цзяньци). А если вам нравятся работы «пятого» (Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу, Фэн Сяоган), к которому относят и Ху Мэй, поставившую 'Конфуция', вполне вероятно, что и этот фильм, по крайней мере, не вызовет неприятных эмоций. Визуально все очень мило и выразительно, коллективные сцены высоко декоративны, одежду, музыкальные инструменты династии Чжоу и интерьеры 5-6 веков до нашей эры тоже приятно посмотреть. Только не принимайте всерьез соус, под которым подан главный герой. Конфуций, право, глубже, им восхищаются, читают его и помнят до сих пор не по велению правительства и не по недоразумению.
Забавно, что моя оценка почти совпала со средним баллом (3,9 – 4084 оценивших) в чисто китайской кинобазе.