- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Фильм, как и обещано в самом начале, посвящен именно женщинам, а точнее, женам декабристов. Поэтому и нет долгих разговоров о судьбе отечества, которые вряд ли были бы интересны кому-либо, кроме историков и документалистов. Но фильм, конечно, о более важном и более вечном - о самопожертвовании.
Если кажется, что все сундуки добра вместе со слугами, которых жены декабристов брали с собой в Сибирь, уменьшают их страдание на фоне животных условий, в которых оказались их мужья, - как будто бы самое важное, как много ты страдаешь - следует понимать, что 'много' не означает 'глубоко'. Весь фильм - это ода решительности русских женщин. Волконская бросает сына ради мужа не потому, что она хочет что-то кому-то доказать, - хотя так думает ее отец, боясь ее отпустить, - а потому что по-другому жить нельзя. И это необходимое спасение всех 'несчастных', ради которого придется бросить всю семью, забыть собственных детей, всю оставшуюся жизнь провести в кандалах на ледяном морозе, - встречается не слезами горя, а слезами радости, 'потому что теперь она [жена] будет ему нужна'.
В определенном смысле, это идея 'Преступления и наказания', только с Соней Мармеладовой в главной роли. Никаких заблудших душ в фильме нет. Все отрицательные персонажи вместе с главной 'свиньей' Николаем I - неисправимые губители России, которые сначала повесят, а потом перекрестятся. Но то, что они верят в свой порядок, установленный богом, так же непоколебимо, как и сами декабристы и декабристки, особо не раскрыто. Да и вообще мало что действительно раскрыто - с полярностями относительно добра и зла в фильме все абсолютно. Кажется, что фильм снят человеком все это пережившим (отца автора арестовали в 30е) и субъективно передающим ощущения от того времени (кстати, в фильме абсолютно все мелочи исторически достоверны).
Конечно, фильм не столько объясняет, сколько показывает вековую тему русской литературы - житие святых. Конечно, многими это будет воспринято слишком поверхностно. Но тут смешались и достоверность истории, и личные переживания, вызванные уже советским временем, так что вышло слишком искренне, чтобы не смотреть.
|
прямая ссылка
01 апреля 2020 | 21:24
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Итак, декабристы. Кто они? Герои? Так ли? Вообще события восстания, или, скажем так, попытки восстания переданы в фильме скомкано и сумбурно, нарушена хронологическая последовательность, здесь коллаж отдельных образов, сцен, персонажей. Имея слабую подготовку по истории, разобраться в деталях невозможно. Но, видимо, это и не было целью фильма.
Т.к. он снимался во времена СССР, трактовка могла быть только в одну сторону. Все декабристы - герои, а Николай I - сам Гитлер во плоти. Василий Ливанов в этой роли устрашающе неприятный тип: нервный, суетливый, крикливый - карикатурный персонаж, недостойный уважения.
Вернемся к декабристам. Их мотивы и стремления переданы тоже весьма поверхностно: абстрактное желание общей свободы и личная неприязнь к Николаю I - это то, что мне запомнилось. Изначально неумелое планирование и плохая организация бунта также была оставлена за скобками, их раскрыли, и на этом все.
В роли декабристов актеры-красавцы того времени, но если по героям Абдулова и Янковского сразу видно, что это просто мальчишки, не до конца осознавшие, во что ввязались, то герои Баталова и Стриженова уже вызывают вопросы. Будучи уже участником заговора посвататься к 18-летней девушке, жениться и зачать ребенка - это поступок мужчины - настоящего героя? Большая любовь? Да они были даже не знакомы до свадьбы!
В общем, мое мнение - никто из мужчин-декабристов даже не задумывался о судьбе своих родных и близких. Позор, потеря состояния, сиротство детей - ни о чем. Ребячество, инфантильность? Без сомнения.
Тем не менее они и их судьба тоже не являются целью фильма, ибо главное тут - концентрированная плаксивая эмоция в чистом виде, очень женская. Не зря в начальных титрах промелькнуло 'Посвящается женщинам России'. Они здесь героини, эти влюбленные жены, бросившие все (некоторые - даже детей) ради того, чтобы отправиться в ссылку к мужьям в глухую Сибирь. Вот это все показано как раз очень качественно и достоверно (хотя местами до оскомины слащаво), и актерские работы прекрасные. 'Он страдает. Значит, я ему нужна' - другое время, другие нравы, возможно, сейчас это в принципе трудно понять - такое упрямое самопожертвование со стороны этих женщин, антифеминизм в абсолюте.
Не хватает в конце хотя бы краткого описания их дальнейшей судьбы, ведь многие выжили и даже дождались амнистии. Но это уже на усмотрение зрителя, стоит ли залезать в Википедию. Еще интересный факт про декабристов, их этапирование в Сибирь началось с печально известного Владимирского тракта, который впоследствии большевики переименовали в 'Шоссе энтузиастов', даже не знаю, ирония это или уже сарказм?
|
прямая ссылка
23 марта 2020 | 17:09
nunna
Оплавляются свечи на старинный паркет. Дождь стекает на плечи серебром эполет.
Был в моей читательской жизни, да и просто в жизни, период увлечения декабризмом... И не последнюю роль здесь сыграл именно фильм В.Мотыля.
Меня не оставлял образ Кондратия Рылеева, воплощенный О.Янковским. И сегодня он меня не оставляет... Баталов - Трубецкой, Костолевский - Анненков, Стриженов - Волконский, Пороховщиков - Пестель... Нет ни одной фальшивой ноты, им веришь, ими восхищаешься. Хочется оказаться там и подсмотреть немножечко за собранием Тайного общества...
Фильм пронизан тем, что называется субъективным началом, и именно оно позволяет нам чувствовать себя соучастником всего происходящего. Однажды посмотрев фильм, навсегда остается ощущение сопричастности.
Я знаю, что сцену, где Полин бежит на какой-то далекой заставе под дождем за телегой, в которой везут Анненкова, режиссер не придумал. Когда в 37-ом его отца арестовали, его мать так встречала мужа на полустанках в надежде на мимолетную встречу.
Мне жаль только одного: в фильме нет истории Александры Муравьевой - жены Никиты Муравьева. Он был одним из ключевых людей в Северном обществе, автор проекта конституции. Совсем юная Муравьева, мать троих детей, получила разрешение ехать в Сибирь. И кстати, послание Пушкина 'Во глубине сибирских руд' и стихи к Пущину отвезла именно она. Пушкин написал их после прощального вечера Волконской в Петербурге, но передать их с ней не смог.
У Ал. Муравьевой в Сибире помимо мужа был еще и родной брат - декабрист Чернышов. Однако Николай I в свойственной ему манере поставил условие: Муравьевой разрешат только свидания с мужем, но не с братом... В Нерчинске она сняла маленький домик, который выбирала очень тщательно - с чердака виден был тюремный двор, только так она могла видеть брата.
В Сибири у Муравьевых родилась дочь, но все трое оставленных дома детей умерли почти подряд. Слабое здоровье Александры очень скоро дало о себе знать - через несколько лет она умерла. Никита, по словам его друзей, стал совершенно седым за одну ночь, которую он провел у тела жены перед похоронами.
Их дочери царь не позволил носить фамилию Муравьева, она стала Никитиной. Ее перевели в одну из школ в европейской части России, однако свидание с родственниками были запрещены...
Александра - хрупкая, отважная, любящая и верная жена, утешительница, любимица декбристов. Никита - умница, патриот в лучшем смысле слова, мягкий и нежный, любящий и любимый муж... Казалось, мир полон чудес и радостей, а жизнь - один большой праздник, но судьба повернулась иначе. Хотя невозможно не восхищаться стойкостью и любовью этих двух людей. Ведь чудесами был полон их путь - любовью и верностью...
|
прямая ссылка
05 июля 2009 | 23:36
|
|