Для постановщика аргентинского происхождения Андреса Мускетти это лишь второй проект в полнометражном игровом кино после отличного дебютирования с «Мамой» в 2013 году, выросшего из одноименной короткометражки 2008 года и имеющего колоссальный коммерческий успех среди рядовых зрителей. И уже сейчас, после выхода повторной экранизации одного из лучших романов Стивена Кинга, можно абсолютно уверенно утверждать, что перед нами подающий в перспективе большие надежды создатель постановок в жанрах хоррор и триллер, и с предвкушением ждать его очередных работ.
«Оно» относится к той категории фильмов ужасов, которые бесспорно качественно пугают, но при этом при просмотре отсутствует чувство дискомфорта, от фильма получаешь самый что ни на есть настоящий «кайф».
Мощный сценарий с сильнейшей литературной основой работает прекрасно, что вкупе с большим количеством качественно, профессионально и местами довольно изобретательно поставленных хоррор-сцен (беспощадное вступление, эпизоды появления Пеннивайза из фотографий и из шкафа в его жилище, а также сцена в подвале дома Билли без малого бесподобны) оставляет у зрителя чувство полной удовлетворенности.
Касаемо актерской игры следует сразу отметить блестящих ребят-актеров: здесь каждый выложился на полную, не переигрывая и не позволяя усомниться ни в одной своей эмоции (особенно хороши чистюля Джек Грейзер и Финн Вулфард со своими отличными шутками не по возрасту). С довольно серьезной и сложной задачей изобразить Пеннивайза как минимум не хуже Тима Карри, исполнившего роль клоуна в культовой ТВ-экранизации 1990 года, молодой актер Билл Скарсгард справился просто блестяще: его персонаж, главный антагонист ленты, оказался одновременно крайне жутким и страшным, и удивительно гипнотическим. Между тем, в фильме зло представлено не только им: жестокие старшеклассники и излишне опекающие или безразличные родители добавляют ленте драматизма.
Единственное, за что фильму можно предъявить незначительную претензию, так это за мелкие провалы в динамике, что, впрочем, было вполне ожидаемо, учитывая довольно большой хронометраж ленты.
Оно – эталонный фильм ужасов: наикрепчайшим образом сделанный, страшный и захватывающий; с сильным сценарием, образцовыми работами молодых актеров, крайне притягательным клоуном-убийцей, прекрасным юмором и интересными операторскими решениями. На настоящий момент это лучший хоррор 2017 года.
Роман Кинга 'Оно' - одна из моих любимых книг, я прочитал ее 'залпом', за ночь и полдня без перерывов на сон и школу, полностью перенесшись в Дерри и путешествуя с его юными жителями по мирам и вселенным их страхов. Моих страхов. Потом я неоднократно возвращался к книге, открывая новые грани кинговского дарования, и был смертельно разочарован экранизацией 1990-го года, написал в свое время на нее гневный обзор, хотя, положа руку на сердце, это был не самый плохой фильм по Кингу.
Новой экранизации я ждал с нетерпением, мечтая, что возьмется кто-нибудь из мэтров - Карпентер, Крейвен, дель Торо. Потом появилось на небосклоне ужасов новое дарование - Джеймс Ван, и я надеялся на него, но в итоге фильм поставил Андрес Мускетти, режиссер небесталанного хоррора 'Мама', мелковатого, однако, по сравнению с масштабами кинговской нетленки. Фильм вызвал широчайший резонанс, собрал фантастические деньги, кто-то мне его взахлеб хвалил, а кто-то отговаривал идти на эту 'дрянь'. Это был хороший знак.
Снять шедевр по этой книге - по-моему, просто невозможно. Как невозможна идеальная экранизация 'Мастера и Маргариты' - мешает огромный объем, многообразие смыслов, мощный бэкграунд, символизм, многотемность, многозадачность и разветвленность (а также запутанность) сюжетных линий, жестокость и насилие при участии детей, скрытый и явный эротизм многих эпизодов, явный фрейдистский подтекст... Ну, и в конце концов, каждый снимает свое кино, читая книгу.
Не все было идеально, да и не могло быть, но Мускетти проделал громадную работу, за что моя ему благодарность. В 'мой фильм' он попал процентов на 70, а там, где не хватало мастерства, брал энтузиазмом, искренностью, горячей любовью к киноговским героям и их миру, собственными страхами. И получилось в итоге честное, красивое, хорошее кино.
Да, Мускетти упускает важное. Прежде всего, теряет ощущение космического лавкрафтовского ужаса, пожалуй, наиболее сильно проявившегося у Кинга именно здесь. В книге злом был не клоун, на которого делается акцент в фильме. Зло было старым, как сама Вселенная, вечным и бесконечным, непобедимым и неиссякаемым. Каждый мог победить лишь свой личный участок зла и ничего не мог сделать с ним вообще. Загнать, забить осязаемого монстра, материализовав в нем свои кошмары, проглотить свой ужас и жить дальше, содрогаясь и ожидая возвращения. Злом был город, каждый его житель, злом был мир, в котором ни бог, ни молитвы, ни дневной свет не могли спасти. Поэтому роман Кинга оставляет ощущение глубокого, сковывающего древнего архиужаса, который, живя в нас от самых прародителей, заставляет придумывать мифы и сказки, чтобы хоть как-то от него избавиться. Он оставляет ощущение липкой безнадеги и холодного тревожного ожидания, страха за будущее и неверие в безопасность окружающего мира.
Этого в фильме нет. Но поддается ли это экранизации вообще? Мускетти все конкретизировал и упаковал. Фильм стал о другом. О том, как надо учиться жить со своими страхами и, встретившись с ними лицом к лицу, давать им отпор. О взрослении - взрослый ведь тем и отличается от ребенка, что внутренне продолжая верить в подкроватного буку, идет и ложится на эту кровать, и не закрывается с головой одеялом при малейшем шорохе, находя логичное объяснение своему ужасу, учится жить с ним и не поддаваться ему. О том, что все страхи и комплексы родом из детства. О наших родителях, исподволь прививающих нам комплексы. О борьбе с внутренними демонами и их внешними проявлениями, о компромиссе с личным Пеннивайзом.
Этого достаточно, чтоб случилось хорошее кино. Правда, я не знаю, как смотреть этот фильм, не прочитав книги. Он снят отчаянным кинголюбом - взахлеб, с извечными 'а потом! а он как! а еще он...', и поэтому получился довольно фрагментарным - уж очень хочется режиссеру рассказать зрителям именно то, что больше всего понравилось ему самому. И поэтому же получился очень искренним, захватывающим и атмосферным. Да, наверное, не таким страшным как мог быть, но жутковато-впечатляющим, человечным и даже трогательным.
Идеально одно - актерский ансамбль. Каждый из юных актеров на своем месте и я давно не видел настолько правдивой детской игры, таких живых эмоций и чувств. Веришь, что каждый из этих детей - особенный, и с каждым из них хочешь дружить. Для любого подобного фильма важна вовлеченность, искупающая многие недостатки. Так вот - меня фильм зацепил, и я был там, с ними, в мерзком Дерри, в их - или в своем собственном, и я был одним из них. Я понимал их и верил каждому их слову. Может быть потому, что во мне тоже живет страх, может потому, что отчасти я прошел когда-то похожий путь или режиссер был просто доверял мне.
Да, взросление по Кингу происходило совсем иначе, и по понятным причинам включать подобное в фильм было бы неразумно. Но к тому моменту, как осознаешь, сколько кинговского потерял фильм, ты уже живешь миром Мускетти. Получается, что это фильм для взрослых детей, для тех, кто до сих пор испытывает трепет, спускаясь в подвал и поднимается из него гораздо быстрее, чем спускается.
Да, антагонист здесь слабоват. И я не про прекрасную игру Скарсгарда - он как раз делает все от него зависящее, в редком труднодостижимом единстве проявляя здесь свои внешние и внутренние данные, актерские амбиции и способность к точному воссозданию инфернального характера. Просто сюжет фильма измельчил Пеннивайза, сделал его практически конкретным маньяком, который может напугать, но в реальную силу которого - вот беда - ну, ни капли не веришь. Благо, Скарсгард не впадает в крайность, кривляясь не больше, чем это надо образу, и все-таки фильму не хватает необходимых обобщений и сверхзадачи, возможно, впрочем, оставляя это на будущее. Пока же авторы копают неглубоко.
Но фильм получился. Я влюбился в этих детей и почувствовал с ними то же родство, что возникло у меня при прочтении романа. Некоторые кадры пробирали до мурашек - вовсе не скримерами, а выразительностью кадра, цветовым решением, актерской правдой или какими-то очень детскими отсылками к классическим фильмам ужасов.
Роб Райнер и Джон Хьюз встречают Фрэнка Дерабонта и Джеймса Вана на этом фильме, сделанном ответственно и с большой любовью, утрачивая где-то Кинга, возможно, но не теряя жизненной правды, поучительности, юмора, атмосферы и социально-драматической состовляющей. Наверное, это скорее трагикомедия о дружбе, единстве и борьбе со злым клоуном, заботливо взрощенном окружающими в каждом из нас, чем фильм ужасов, но все равно - лучшая экранизация Кинга со времен '1408' и 'Мглы'. И, главное, ужасно не терпится узнать, что будет дальше. Вернее - как.
Несмотря на свою явную неудачность в качестве экранизации романа Стивена Кинга, «Оно» Томми Ли Уоллеса приобрело некий флёр культовости. За это, несомненно, стоит благодарить исключительно Тима Карри, создавшего образ, яркий настолько, что затмил и семёрку «неудачников», и главную идею первоисточника. Там, где Кинг писал о страхах, рождаемых сочетанием детского воображения с мрачной реальностью тотального равнодушия взрослых, Уоллес снимал стереотипный низкосортный ужастик с шаблонными бу-эффектами и сценарием сомнительной проработки. Однако на тот момент этого было достаточно, ведь в фильме жил мрачно-обаятельный Пеннивайз, безусловно способный запомниться и прочно обосноваться где-то в глубинах подсознания, периодически навещая зрителей в страшных снах. Возможно, именно поэтому понадобилось больше четверти века, чтобы нашёлся смельчак, не побоявшийся сравнений своего детища со знакомой с детства экранизацией. И вот, спустя, как бы иронично это не звучало, 27 лет, Танцующий клоун снова посетил Дерри. Что ж, кажется, Андрес Мускетти может смело открывать шампанское – его риск удался.
Томми Ли Уоллес очень наглядно продемонстрировал невозможность внятно рассказать всю историю даже за три с лишним часа, так что аргентинский режиссёр целиком сосредоточился только на «детской» части, оставив второе пришествие Пеннивайза до следующего раза, и решение развести два таймлайна первоисточника по разным частям киноверсии, несомненно, пошло фильму на пользу. Тщательность при подборе каста вкупе с точным юмором диалогов заставляет каждого из семёрки «неудачников» раскрыться по-своему, превращая набор условных масок «ботан», «жирдяй», «маменькин сынок», «еврей», «заика», «негр», «девчонка» в компанию отдельных, сильных, с точки зрения проработанности образов, запоминающихся личностей. Впрочем, нельзя сказать, что подобный ход не имел отрицательных последствий – яркость главных героев в сочетании с некоторым однообразием визуальных приёмов при каждом появлении клоуна делают Пеннивайза несколько блёклым. Тиму Карри удалось найти верный баланс между внешним обаянием, под которое так легко могли подпасть маленькие дети, и внушающей безусловный ужас истинной личиной своего персонажа, в то время как герой Билла Скарсгарда стабильно жуток и пугающ в каждом кадре.
Это могло бы сыграть плохую шутку с фильмом в жанре хоррор, однако «Оно» не зря так долго ждал своего режиссёра. Достаточно лишь нескольких точных эпизодов, чтобы понять всю беспросветность существования детей в Дерри. Жёлтый дождевик малыша Джорджи сольётся с мутным дождливым пейзажем серой улицы, когда соседка подойдёт к окну задёрнуть штору. Сумасшедшая мамаша по-прежнему будет душить сына гиперопекой. Сластолюбивый отец - всё так же задумчиво гладить дочку по волосам, обращая внимание лишь на её меняющееся тело, превращающее ещё-девочку в уже-девушку. В этом мирке взрослые окружили себя такой прочной стеной равнодушия и подсознательного эгоизма, что ребёнку не пробиться сквозь неё никакими силами, ведь его просто не замечают. В подобных условиях неудивительно, что все его страхи, от боязни клоунов до ужаса при мысли о взрослении, расцветают пышным цветом и в городок приходит Оно – воплощение безусловного зла и единственный персонаж, действительно интересующийся детьми, пусть и в качестве еды.
Несмотря на неискушённость в профессии, аргентинский режиссёр смог снять ту экранизацию, которую так долго ждали. В век пресыщенности зрителя многочисленными, но довольно однообразными по своей сути паранормальными явлениями, иными сущностями, ожившими предметами интерьера и реинкарнациями дьявола, ежемесячно возникающими на афишах кинотеатров, у Мускетти оказалось достаточно уважения к творчеству Короля Ужаса и чувства юмора, чтобы создать ленту, в которой психологическая драма встречается с подростковой комедией, а хоррор незаметно смешивается с реальностью. Немногочисленные, но стратегически точно расставленные скримеры, иронические оммажи к узнаваемым работам Кинга, ностальгическая бережность отношения к восьмидесятым вкупе с незаметно нагнетаемым саспенсом создают подлинную атмосферу фильма ужасов.
Однажды маленький Джорджи надел желтый дождевик, взял бумажный кораблик, вышел из дома и больше не вернулся. В городке Дерри люди пропадают регулярно, но старший брат мальчика, 11-летний Билл, уверен, что сможет найти малыша, исследуя канализационную систему. Вместо этого Билл и его друзья сталкиваются с могущественным злом, которое принимает форму клоуна и воплощает в жизнь самые ужасные кошмары своих жертв перед тем, как утолить ими свой голод.
Стивен Кинг публично всячески расхваливал вышедшую в начале августа 'Темную башню', но, наверное, сам прекрасно понимал - фильм не получился. По крайней мере, если расценивать его как попытку перенести на большой экран эпичную историю о пути Роланда, которая у писателя растянулась на девять романов, а не просто спекуляцию на известных героях. С Кингом так часто бывает - он является одним из наиболее экранизируемых писателей в истории, но большинство фильмов 'по мотивам' заставляют произнести ненавистную для кинематографистов фразу: 'Книга лучше'. Однако бывают и исключения: культовые книги становятся культовыми фильмами. Так случилось с минисериалом 'Оно' 1990-го года, такая же судьба, скорее всего, ждет и новую версию от Энди Мускьетти. Клоун Пеннивайз вернулся через 27 лет, чтобы снова до чертиков напугать решительно всех, а не только впечатлительных детишек.
У Мускьетти за плечами всего одна работа - 'Мама', хоррор, который хорошо показал себя в прокате, но едва ли выделяется на фоне многочисленных 'Проклятий', 'Астралов' и других современных фильмов ужасов. Скримерами сейчас никого не удивишь, да и к Кингу нужен совсем другой подход. Все-таки большинство историй писателя работают на нескольких уровнях, а за сверхъестественными монстрами скрываются вполне реальные ужасы и проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. И Мускьетти блестяще справляется: бу-моментов в его 'Оно' достаточно, но фильм держится вовсе не на них. 'Оно' - хоррор с крепким сюжетом, который захватывает и нагоняет страх одновременно. Его герои противостоят монстру, и при этом не перестают оставаться детьми, которые ведут себя естественно и непосредственно.
'Оно' не следует книге слово в слово и является достаточно вольной адаптацией, но великолепно передает атмосферу оригинала. Возможно, персонажи и получаются утрированными версиями себя книжных, однако каждый из них - запоминающаяся личность со своим уникальным характером и своими страхами. Из Билла Скарсгарда получился впечатляюще жуткий Пеннивайз, и все же главное сокровище 'Оно' - это дети. Семеро бесподобных подростков не просто сражаются с чудовищем, а еще и самозабвенно отыгрывают историю взросления и борьбы с трудностями, которые ждут ребенка, вот-вот станущего тинейджером.
Клоун - олицетворение древнего зла и всех бед, просыпающееся раз в три десятилетия. В остальное время детям приходится бороться с не менее страшными, но куда более обыденными вещами: унижением и домашним насилием, расизмом и комплексами собственных родителей. 'Оно' - не столько о твари, которая ест детей, сколько о том, как их может травмировать общество. И, конечно, о дружбе, помогающей не сломаться в этом непростом мире.
Мускьетти снял не просто ужастик, и в этом главная ценность 'Оно'. Как и книга Кинга, фильм многослоен, переполнен метафорами и является высказыванием на важные актуальные темы. С другой стороны, его можно воспринимать как банальный хоррор, и едва ли это сделает 'Оно' хуже, ведь Мускьетти умеет пугать изобретательно и действенно. Как ни крути – на этот раз экранизация удалась.
Дамы и господа, свершилось! Слёзные мольбы страждущих были услышаны и удовлетворены положительным ответом. Мы наконец-то получили достойную экранизацию (ещё одну) тов. Короля Стивена. Можно даже сказать (свобода слова как-никак), что она, эта экранизация, безбожно божественна. Такие дела.
Бумажный первоисточник читан в далекой детстве, посему сравнивать фильм с книгой, пожалуй, не стану, а если и стану — то исключительно по обрывистым и замыленным временем воспоминаниям. Основное, что помнится: в городке Дерри шайка малолетних джентльменов с примкнувшей мадемуазелью пубертатного периода противостоит шалостям некоей сущности, нагло именующей себя Пеннивайзом. Пеннивайз любит притворяться клоуном, кушать детей аки Баба-Яга и впадать в спячку на 27 лет. А ещё как матёрый дьявол убедил взрослых в том, что его не существует. Насылаемые им галлюцинации не видно никому, кроме потенциальных жертв. Поэтому детишкам неоткуда ждать помощи, надеяться приходится только на свои силы, а кровожадное канализационное чудище норовит закончить охоту.
Одна из запоминающихся чёрт истории — контраст между беззаботным детством, летними каникулами, играми с друзьями с одной стороны и гнетущим, довлеющим чувством безысходности, страха, ощущения загнанной жертвы с другой. Взрослые не видят Пеннивайза, не верят в него, на тормозах спускают истории о пропавших детях и забывают их со временем. Но те, кто сам едва не стал очередной закуской, они как север — помнят. И лента Андреса Мускетти вполне убедительно передала такую важную особенность. Возможно, даже лучше, чем в книге, за счёт залитой солнцем картинки последнего лета детства.
Неплохо переданы и взаимоотношения внутри «Клуба Неудачников». Финн Вулфард отлично вписался в типаж неунывающего острослова, отличного от его же персонажа из «Очень странных дел». Радует, что сценаристы использовали взрослый рейтинг на всю катушку, насытив подростковые словесные перепалки шутками на грани фола. Зачастую так и общаются между собой подростки, и это явный плюс. Остальные актёры если и не выдают ярких работ в силу возраста, то уж точно не портят кадр топорной игрой.
Одной из главных интриг фильма можно назвать скандинава Скарсгарда в роли Пеннивайза. Сможет ли он переплюнуть эталонную роль Тима Карри. Переплюнуть — пожалуй, нет, а вот составить достойную конкуренцию — более чем. Ожидаем новой волны коулрофобии по итогам проката. Несмотря на дефицит экранного времени, главный монстр нагнетает гнетущую атмосферу успешно. Можно вспомнить слова самого Скарсгарда из интервью, что детей держали подальше от него на съемках — видать, чтобы не травить лишний раз психику. Косвенным свидетельством влияния на неокрепшие умы может послужить тот факт, что сам Пеннивайз редко появляется в одном кадре с детьми — по большей части они взаимодействуют исключительно в диалогах восьмеркой.
Называть новую версию «Оно» образцовым фильмом ужасов я, пожалуй, не стану. История всё-таки не нова, да и сюжеты мне нравятся чуть более мистические. Но вот статуса образцовой экранизацией Стивена Кинга лента Мускетти вполне заслуживает.
Не шутка, что коулрофобия, т.е. страх перед клоунами - это реальное психическое заболевание, вызывающее проблемы с психикой с виду даже у самого спокойного человека. Не в мой век, однако, целое поколение 90-х были покрыты «шрамами» на всю жизнь и обременены фобией, благодаря трехчасовому фильму 1990 года «It», в котором Тим Карри сыграл главную роль клоуна Пеннивайза. Оглядываясь в прошлое, мини-сериал «It» уже кажется не так и ужасающим, а потрясающая версия с рейтингом R режиссера Андреса Мускетти, выходит на экраны как раз вовремя, чтобы новое поколение разработало здоровый страх перед убийственным мужчиной в белой краске с красным шариком в руке. Кто действительно страдает этим расстройством - настоятельно советую фильм пропустить.
Как уже было сказано, это второе исполнение растянутого, 1100-страничного романа Стивена Кинга - первого из которых пугающая особенность, которая имеет несколько страшных моментов, но также имеет теплоту и сердце - странную комбинацию для того, чтобы быть фильмом ужасов. Картина было перенесено с конца 1950-х по 1989 год и фокусируется на семи 13-летних детях, самозваным «Клубом неудачников», которые собираются вместе, чтобы решить проблему исчезновения детей в своем родном городе Дерри, штат Мэн.
Виновник беспокойства - злобная сущность и чудовище, убивающее детей и способное принимать любую физическую форму. Самая узнаваемая – клоун Пеннивайз, который живет в канализационных коллекторах под Дерри и возвращается каждые 27 лет, чтобы «налакомиться» детьми города. Одна из его жертв - младший брат Билла (Джейден Либерер), который безутешен из-за потери своего брата. Вместе со своими друзьями Ричи (Финн Вулфард), Беверли (Софиа Лиллис), Беном (Джереми Рэй Тейлор), Стэном (Уайатт Олефф), Эдди (Джек Грейзер) и Майк (Чоузен Джейкобс), они решили узнать, что произошло с пропавшими детьми и как с ним бороться с этим чудищем.
«It» преуспевает, потому что дети являются абсолютной константой, а режиссер Энди Мускетти, тратит столько времени, чтобы позволить нам узнать детей, как он это делает на ужасающих событиях, которые сподвигают их объединиться и принять меры. Дети не только должны разгадать тайну, но также имеют дело с хулиганами, а в некоторых случаях - жуткими родителями, которые чуть ли не странны, чем сам Пеннивайз.
Ах, Пенни! Какой восхитительный клоун. Его играет Билл Скарсгард - молодой шведский актер, один из семи сыновей Стеллана Скарсгарда. Он олицетворяет злобную привязанность детей к своей обреченности с улыбкой, смехом или «обещаниями сладостей» (на самом деле нет) или того, что он воображает себе. Он упивается возможностью манипулировать своими юными противниками, раскрывая их страхи и поворачивая их против своих охотников.
«Оно» не может избежать некоторых клише жанра, наиболее заметно чрезмерное использование прыжков, в которых Пеннивайз внезапно врывается в сцену, чтобы напугать одного из детей. Это устройство не только быстро устаревает, но и довольно предсказуемо. Страхи быстро, яростно и в цифровой форме усиливаются, когда они могут быть более эффективными, медленно строящими сюрреалистические образы, которые следуют за Пеннивайзом всюду, куда он идет.
Органичны отношения между детьми, несмотря на то, что они характеризуются индивидуальными особенностями - заика, ипохондрик, тяжелый ребенок, черный ребенок с ужасным прошлым, девушка с плохой репутацией. На счет последней. В фильме она представляется как сексуальный объект, на которого зарятся как молодые мальчики, так и взрослые мужчины, являясь при этом жертвой предполагаемого сексуального насилия со стороны ее отца. Эта роль оказывается звездой для талантливой и огненной Софии Лиллис, но, к сожалению, ее персонаж становится девицей, которая нуждается в помощи (плак-плак Шурыгина).
«Оно» - замечательный фильм, но по ходу возникнут вопросы к повествованию, однако молодой актерский состав поможет пройти мимо недостатков фильма. В конечном счете, «It» работает не из-за его сверхъестественных страхов (хотя есть и хорошие прыжки), а из-за персонажей в центре этой истории, где юмор гармонично сочетается с трепетом и наоборот. Скарсгард же дает свою интерпретацию персонажа, и оно займет достойное место в четверти столетия для своего поколения.
P.S: «Оно» - тот редкий пример картины, когда я рад, что ремейк состоялся и фильм, несмотря на некие огрехи, выстрелил. 2017-й мог ознаменоваться катастрофическим годом для адаптаций Стивена Кинга, где были вопросы и перед «Оно», когда кинематографическое одобрение не было мгновенным. Судите сами: «Пеннивайз слишком устарел, чтобы заманить детей!» - воскликнул кто-то на ранних релизах. «Билл Скарсгард будет худшим вариантом, чем Уилл Поултер!» - утверждали другие. «Настоящий детектив» Кэри Фукунага гораздо жестче и лучше преподнес бы материал» - утверждали третьи, когда тот снял с себя режиссерские обязанности. Конечный результат превзошел все ожидания, а имя Кинга восстановлено в лучших традициях. Да и тяжелые грехи «Темной башни» немного искуплены, хоть виноват в этом не ты. Спасибо, Андреас. Какой же это великолепный холодок, чтобы начать осенний сезон.
В моём личном рейтинге лучших книг Стивена Кинга «Оно» – в тройке. Если мы говорим о самых жутких книгах Стивена Кинга, «Оно» для меня – номер один. Роман настолько хорош, что я не решился смотреть одноимённую экранизацию 1990 года. Новая экранизация оказалась слишком большим искушением – и я рискнул.
На Дерри, городок в штате Мэн, обрушивается ливень. Джордж Денбро, пятилетний мальчуган в жёлтом дождевике, бежит по пустынной улице, хохоча и догоняя кружащийся в потоках воды бумажный кораблик. Тот ныряет в канализационный сток, Джордж заглядывает внутрь и видит клоуна. Клоун – это весело, клоун – это цирк, клоун говорит о сахарной вате и пахнет попкорном, клоун говорит: «Мы все тут плаваем, и ты поплывёшь», и мальчик уже как будто не видит жутких жёлтых глаз и длинных острых зубов. Джордж доверчиво тянется за корабликом, и в следующую секунду его, орущего и с вырванной рукой, затягивает в канализацию.
Джордж Денбро – не единственный пропавший ребёнок Дерри. Каждые 27 лет где-то глубоко в недрах просыпается зло и через подземные коллекторы и трубопроводы расползается по городу, меняя формы, питаясь страхом, но не брезгуя и плотью. Новые детские фото с надписью «Missing» клеят прямо поверх старых. Старший брат Джорджа Билл и его школьные друзья закошмарены настолько, что вступают в битву не на жизнь, а на смерть.
Наблюдая за кропотливо воссозданной, без потерь сошедшей с кинговских страниц завязкой, понимаешь, что Андрес Мускетти, режиссёр одного из самых запоминающихся ужастиков последних лет под названием «Мама», решил уважительно отнестись к тексту книги. Подмечая небольшие фактические изменения, такие как перенос действия из 1958-го в 1989-й год, делегирование изучения истории Дерри от взрослого Майка ребёнку Бену, пропавший без вести Джордж (в книге он однозначно мёртв), небольшое несовпадение возрастов и ещё пару мелочей, осознаёшь, что при всём своём уважении Мускетти и его сценаристы попытались преобразовать толстенный 1000-страничный кирпич убористого шрифта в 130-минутный фильм, адаптировав его для современного зрителя и максимально сохранив дух монументального произведения. Давайте разберёмся, удалось ли это команде, один из участников которой, кстати – сценарист Кэри Фукунага, чьё предложение снять сразу два фильма, было отвергнуто ещё в 2015 году не только студией из финансовых соображений, но и родителями юных актёров из-за слишком откровеных сцен.
Конечно же, такой дословной экранизации, как «Побег из Шоушенка», который не роман, а, в общем-то, длинный рассказ, ждать не приходилось. Не уверен, что есть точные рецепты, но Мускетти начал с того, что сразу отрубил полкирпича: фильм освещает только «детскую» часть событий (у Кинга романное время поделено на два Его пробуждения). Но всё равно осталось не меньше 500 страниц.
Как рассказ о любом фильме ужасов не обойдётся без производных слова «атмосфера», так и любой длинный роман Стивена Кинга немыслим без глубоких погружений в истории героев. Своё видение атмосферы погружения предлагали авторы «Очень странных дел» братья Дафферы, но их предложение было отклонено: сериалу – сериалово (пусть это и было блестяще), фильму – фильмово. Отдадим должное Мускетти, который уделяет внимание каждому члену «клуба неудачников», но вынужден идти на уступки хронометражу. И если педоинцест отца Беверли стреляет в любом, даже торопливом и ходульном виде, то нюансы гиперопеки от миссис Каспбрак выудить из фильма трудновато, только крупные мазки. Но, повторюсь, никто не ушёл обиженным – каждый из великолепной семёрки маленьких героев получил свою личную чуточку времени.
Билл Денбро, Бен Хэнском, Эдди Каспбрак, Ричи Тозиер, Стэн Урис, Майк Хэнлон, Беверли Марш. Я читал «Оно» четыре раза и имею преимущество: эти детишки – мои друзья, их имена и истории за 15 лет со времени последнего прочтения романа не выветрились из моей памяти. Как сейчас вижу пунцового толстяка Бена, идущего по классу, с жаром и замиранием сердца шепчущего: «Я люблю Беверли Марш, я люблю Беверли Марш», а потом пишущего романтические хайку. И как же здорово, что команда Мускетти тоже это видела и не забыла.
Детям не хватало только лиц: читая книгу, видишь их, но нечётко, ускользающе, словно во сне. Теперь у меня есть эти лица. Все они удивительно подходят под мои представления, даже чем-то напоминающая Сыроежкина веснушчатая Беверли. Разве что новый Стэн менее черноволосый и более кудрявый, чем мой старый. Дети на пару лет постарше, чем в книге (здесь им по 13-14), но зато играют отлично. Что неудивительно – ведь среди них вскормленный уже упомянутыми Дафферами Финн Вулфард, на него и ориентируются. Финн играет Ричи Тозиера, который боится вместе со всеми, но не забывает отпускать фирменные шуточки (да-да, Кинг не прочь пошутить, вы не знали?).
А что же с ужасами? С этим у Мускетти всё в порядке, «Мамой» клянусь! Оно – это не только Пеннивайз, танцующий клоун. Оно гибко и многолико, Оно обло и озорно, Оно огромно, стозевно и лаяй, Оно управляет всем злом в Дерри, Оно, подобно Солярису, лезет в душу и предлагает вам персональный кошмар. Стивен насыпал Андресу полную песочницу игрушек, и тот наигрался вволю. Заметно, что Мускетти родом из Зловещей долины, но скрипящие, шипящие, дёргающиеся, трясущиеся, складывающиеся-раскладывающиеся самыми неестественными способами субчеловеческие существа – не единственные его козыри. Просто представьте себе по очереди все приёмы и образы фильмов ужасов, начиная с простейшего «Бу». Все или почти все они будут в этом фильме, плюс кровавые волосы, лезущие из раковины (вы же сами их не представили, признайтесь). Страшно ли это? Местами страшно, местами не очень; концентрацией, изобретательностью и фантастичностью хоррор-сцен «Оно» напомнило мне великолепный «Сайлент Хилл».
Если и есть в книге Кинга относительно слабое звено (Стивен, если ты читаешь, имей в виду – это не так), то это концовка. Поэтому я с лёгким сердцем прощаю Андресу полностью переписанный финал, который прямым текстом, буквально буквами, намекает на сиквел, который обещан в случае кассового успеха (а «Оно» уже показал лучший хоррор-старт в истории). В целом я полностью удовлетворён экранизацией, учитывая её формат. У Мускетти получился краткий пересказ романа на единственно возможных средних психологических настройках, но это «Оно» – это оно самое, это именно та история, вернее, её половина. И это тот случай, когда продолжение действительно необходимо. Ждём.
Начну с того, что это - очень и очень хороший хоррор. Не триллер, а именно фильм ужасов. Конечно, он не самый страшный на свете, но нервы треплет от души.
О чем:
Городок Дерри - место очень особенное, там регулярно проияходят жуткие и необъяснимые вещи. В момент, когда зритель погружается в сюжет, Дерри переживает серию похищений: дети пропадают чуть ли не каждую неделю. В центре повествования - простой мальчишка по имени Билл, чей брат пропал прошлой осенью. Он верит, что братишка жив, и очень хочет отыскать его, ведь Джорджи пропал, потому что Билли отпустил его в дождь гулять одного.
С момента пропажи проходит чуть меньше года, Билл старается справиться с потерей, у него есть прекрасные друзья (такие же неудачники, как и он), начинается лето, и пора, казалось бы, подумать о простых детских развлечениях. Но Билл хочет найти ответы.
Вот с поиска ответов и начинается трэш. Точнее, нет. Не так. Мы в самом начале видим, как и куда пропадает Джордж, и мрак, страх и потрясение наваливаются на нас буквально с первых минут.
Почему страшно:
Этот фильм - концентрация разнообразных детских страхов, где всегда есть что-то необъяснимое, неподвластное, и это нечто совершенно недоступно пониманию взрослых.
Мы видим не призраков всяких, не зомби, не ведьм и не демонов, а смесь воплощений самых разнообразных страхов, порой на чей-то взгляд глупых или, наоборот, необычных. И более того: помимо этих образов мы видим, как мощно они воздействуют на подростков, главных героев, как их парализует и как они оказываются вдруг на грани.
Еще страха добавляет абсолютное равнодушие взрослых людей к происходящему. Они настолько безучастны, что создается ощущение, будто их вообще не существует - и они сливаются с декорациями. И тогда детям приходится справляться со страхами и, более того, реальной угрозой самостоятельно. А это один из худших детских страхов: когда рядом нет не то чтобы родных и близких мамы-папы, но и вообще каких угодно взрослых. Хотя хуже такого страха - очевидное равнодушие взрослых, которые просто молча проходят мимо, делая вид, что ничего не происходит.
Ну и добавочка приходит, откуда не ждали: в фильме есть несколько реальных взрослых - это родители главных персонажей, — которые не то чтобы пытаются защитить детей от происходящего: они будто вообще не подозревают, что мелким нужна какая-либо помощь. А помимо этого дети получают немалое количество агрессии, отстраненности и разного рода давления.
Что еще?
Этот фильм на самом деле - портрет скорее не страха, а надежды, ибо он олицетворяет некую бесконечную борьбу со злом - от страха, от бессилия, от того, что проще бороться, чем не бороться. Надежда здесь берется изначально от того, что один неудачник поддерживает другого, и это вырастает в полноценное здоровое взаимодействие, в дружбу, во взаимную защиту.
Сначала это просто шутки и совместные покатушки на велосипедах, затем - попытка защититься от хулиганов, затем - больше,- совместная попытка побороть если не зло, то хотя бы страхи. За этим невероятно интересно наблюдать, потому что полноценная дружба - это вещь ценная и довольно редкая, а дети только на такую и способны.
Именно эта линия на протяжении всей ленты дает надежду на хорошее, положительное завершение. Никто не знает, как будет дальше, но пока есть друзья, есть и шансы...
Фильм вообще разложен на несколько очень непростых и хитро скрученных линий. Это:
- страхи, детские и наши — если перекочевали (а они перекочевали, несомненно!) во взрослую жизнь;
- несколько ярких портретов:
таинственный и несчастный город, вызывающий изначально поддельное ощущение беззаботности;
поколение подростков 1980-х, которые слушают определенную музыку, играют в определенные игры и постоянно всюду гоняют на великах;
равнодушие и давление взрослых - явное, четкое и очень знакомое;
- специфичность классических характеров: ботаник, игроман, лидер, трусишка, ипохондрик, изгой, афроамериканец, (в 80х предрассудков было немерено) — за которыми очень интересно наблюдать.
- особенности школьных 'разборок', прессинг непохожих или неподходящих, агрессия подавляемых (дома и в школе) подростков, сильное влияние стереотипов - и так далее.
В общем, причин смотреть 'Оно' немерено, даже если вы равнодушны к хоррорам, Стивену Кингу и 80-м. Я впечатлена. Фильм заставил меня не только побояться, но и задуматься о многих общечеловеческих вещах.
К вопросам по поводу девятки по 10-балльной шкале, поясняю: редко фильм какого бы то ни было жанра может впечатлить на 10-ку. К тому же, это чисто интуитивная и гиперсубъективная цифра.
Осень только вступила в свои права, жадно полакомившись августом. Листья в сентябре еще не сыпятся стеной, а вечера не так холодны как в предзимье, только сумерки стали заглядывать в дома чуть настойчивее, да улицы пустеют быстрее... Кое-где, после прошедших первых ливней, бурлит темная дождевая вода, скрываясь во тьме канализационных колодцев, да мелькнёт, разве что, бумажный кораблик, отпущенный на волю чьим то младшим братишкой. Лето закончилось. Самое время для таинственных рассказов и страшных историй. Время окунуться в книги Рэя Брэдбери, Говарда Лавкрафта, Стивена Кинга... Или просто сходить на вечерний сеанс долгожданного фильма Андреса Мускетти 'Оно'.
Умение правильно понимать и экранизировать творения Стивена Кинга - редкий дар. Великое множество произведений Короля ужасов пали жертвой бездарных режиссеров, продюсеров и сценаристов. Сам писатель не раз говорил о том, что экранизации его книг не имеют ничего общего с первоначальной задумкой и основной идеей, а культовое 'Сияние' Кубрика до сих пор вызывает у него оскомину. Хотя и сам мастер грешен режиссурой 'Максимального ускорения'. Но если создатели недавней 'Темной башни' забыли лица своих отцов, то Андрес Мускетти помнит не только лицо отца, но и деда с прадедом.
'Оно' - блестящая экранизация знаковой книги чуть ли не за годы. Фильм хватает без предупреждения и забирает в захолустный Дерри. Туда, где ржавеют на летнем солнце старые остовы машин, стучат пробегающие мимо поезда, скучают в тени ветхие домишки, детство кажется бесконечным, а под городом живет абсолютная тьма, крадущая и убивающая детей.
Если, как Бен Хэнском, начнешь открывать для себя Дерри, то можно обнаружить массу интересного: исчезновения поселений, страшные опустошающие пожары, смерти и несчастья... Кажется прав дед Майка и город действительно проклят! Но детство на то и детство! Ведь все знают, что в подвалах обитает что-то очень не хорошее, брошенные дома полны призраков, скрип в прихожей заставляет замереть на месте, а заходя в темную комнату, первым делом нащупывается выключатель...
'Оно' как раз об этом, о детских страхах, о том, как же не хочется взрослеть, когда дружба становится святыней, а первый поцелуй запоминается навсегда.
Мускетти улавливает тончайшие нюансы жуткого романа и идет до самого конца. Атмосферность и реалистичность сочетаются с блестящими актерскими работами, а Билл Скарсгард - несомненная удача, как и Тим Карри в телепостановке 1990 года. Нагло, коварно и завораживающе точно, он заполняет собой киноэкран, рано или поздно претендуя на культ. Не без помощи Хавьера Ботета.
Дождь не может идти вечно, за фасадом домов и равнодушием взрослых, за личиной страхов, фобий, неуверенности и одиночества маячит взрослая жизнь и кто знает куда выведут воды этой реки... 'Оно' - это тьма в коллекторе, кошмарный аттракцион, кораблик для младшего брата, невозможность вернуть умерших, боязнь взросления, хулиганы по соседству, страх под городом. Но также это и сила дружбы, велосипеды, подколы и шутки, Клуб Неудачников, волосы чудесной Беверли Марш, которые 'как огонь в костре января', последний летний вечер, когда понимаешь что - то очень важное, то что останется с тобой навсегда. Даже если откуда-то знаешь, что через 27 лет придется вернуться, потому что Дерри - это вечный недуг, который как паук, затаившись в темноте плетет паутину из страха. И грим клоуна мерещится в подступающих осенних сумерках.
Честно скажу, оригинальный роман Стивена Кинга - 'Оно', я не читал. Так же и не смотрел экранизацию 1990 года, с Тимом Карри в главной роли. Однако, это произведение меня всегда интересовало, так что я с большим интересом, сходил на него в кино и ничуть не пожалел. Теперь обязательно прочитаю роман.
В американском городе Дерри, таинственным образом начинают пропадать дети. В этом замешан клоун Пеннивайз - демоническое создание, которое питается страхами и переживаниями людей.
Я считаю, что экранизация удалась в совершенстве. Сам Стивен Кинг отметил, что фильм ему понравился и что он его изрядно напугал.
Знаете, бывает ощущение, тревоги, постоянного страха ? Так вот они здесь присутствуют. Фильм держит в напряжении с самых первых минут, начиная от мрачной музыки и заканчивая атмосферным тоном картинки.
Хочу отметить потрясающую актерскую игру Билла Скарсгарда. Его мимика, его жесты в образе жуткого клоуна - великолепны. Он одним своим видом заставляет вжиматься в кресло, не говоря уже о его демонической сущности.
Пеннивайз питается страхами. Так вот в картине отлично изображены разные страхи совершенно разных детей. То есть, индивидуальный подход наглядно заметен.
Дети отыгрывают хорошо, во всяком случае, хорошо настолько, насколько позволяют их актерские способности. Читая их интервью, я узнал, что Билл действительно их не на шутку напугал. Вот что значит, вжиться в роль !
Время от времени, страх разбавлялся юмором, исходящим от одного из главных героев. Шутки были ниже пояса, конечно, однако они вполне разряжали обстановку и накал страстей.
Действия ребят иногда были необъяснимы и не поддавались никакой логике. Однако, я могу сослаться на страх и на детский возраст, а так же на их личные проблемы и переживания.
Операторская работа крутая, спецэффекты шикарные. Одна только сцена с кровью в ванной чего стоит ! За картинкой наблюдаешь с удовольствием, глаз не оторвать.
Музыкальное сопровождение очень нагнетающее. Оно очень подходит под действие на экране, заставляя зрителя дрожать от ужаса.
В итоге, мы имеем отличную экранизацию, достаточно пугающую и мрачную, на которую я могу смело порекомендовать сходить в кино, либо в крайнем случае просто посмотреть.