Как это сейчас модно говорить - кино не для всех. Если вы решили просто хорошо провести время - не смотрите этот фильм. Если вы просто устали от три-дэ и супергероев, не смотрите этот фильм, если вы думаете, что сюжет в названии - не смотрите этот фильм, если вы считаете себя вменяемым - не смотрите этот фильм!!!
Вообще можно провести кое-какие параллели между ним и 'Зелёным Слоником'. Время расстрелов и строгих законов прошло. Сейчас работают другие методы, с капиталистическим шакальим законом, где каждый сам себе хозяин и узник собственной души. Всё покупается и продаётся. И всё имеет свою цену. Кто-то моет купола, кто-то так и остался чистить вилкой унитазы, и неизвестно, что страшнее, быть приговорённым, или приговорить себя самому.
Пять бутылок водки на двоих - это безумие, пять бутылок водки на одного - это смерть.
На первый взгляд, кабак не выглядит страшнее гауптвахты, более того, он даже дружелюбен - хозяин и персонал - как одна семья, но итог поражает. Всё имеет свою цену. Абсолютно всё. И за искренней улыбкой кроется ложь, обман, похоть, смерть, да что угодно - все девять кругов ада продают билеты на вход, и цена определена. Грани стираются между жизнью и смертью. Всё можно измерить, измерить монетой. Обратная сторона капитализма? Оборотная сторона свободы?
За видимой мерзостью скрывается ещё более омерзительный смысл. Это дно? Нет. До тотального падения ещё очень далеко, но и той глубины, что показала Светлана Баскова, достаточно вполне, чтоб захлебнуться в собственных экскрементах, почувствовать вкус безысходного рабства в меркантильной машине системы, где всё покупается, всё продаётся, всё можно украсть, и всё имеет свой ценник, и даже смерть нужно заслужить...
Как всегда на высоте. На острие ножа. Ржавого, тупого, с гнилой ручкой, облупившейся краской - ножа, с которого стекают кровь, желчь и сперма кричащей в ужасе реальности.
Интереснейший фильм. 'Зелёный слоник' я пытался смотреть 3 раза, и только в последний раз досмотрел до конца. Впрочем, мне понравилось. Этот фильм я просмотрел сразу весь. Именно в этом фильме Маслаев раскрывается во всей красе. Какая игра! С какой интонацией вылетают отдельные слова контекста, делая его в несколько раз интересней! Что же, перейдём к, непосредственно, основной части. Я не очень хороший критик (точнее, вообще никакой), но, я попробую.
Мычалкин... Интересный персонаж. Я считаю его образом простых людей, серую массу. Они не способны чётко выразить свои мысли, они толком ничего не могут сделать - они не едины. И Баскова лишает данного героя голоса. И именно этих людей стремяться истребить Пахомовы, о которых чуть ниже.
Дилон (негр) - олицетворение иностранцев из развитых стран, которые решили посетить страну, вставшую на правильный путь демократии, и очень скоро просто сходят с ума от реальности происходящего.
Пахомов - олицетворение простого русского эмигранта. В начале пытается что-то втолковать своему народу, потом пытается равняться на Запад и, в конце концов, иммигрировать за границу. Он начинает ненавидить таких, как Мычалкин, безынициативных. Но, ему никогда не удастся за рубежом жить по-настоящему, ведь под слоем шоколада скрывается всё тот же Пахом.
Маслаев - буржуазия. Он владеет этим баром, он получает с него недньги. Из-за окружающего криминала он вынужден топить свои несчастия в алкоголе и, порой, срываться на подчинённых. Когда бандиты забирают всё, а в милицию идти не вариант, ибо будет ещё хуже, таким людям больше ничего не остаётся, как расчитывать на себя. Именно поэтому он пытался избавиться от всех. Это его единственный шанс вырваться. И вот, когда 'крыши' уже нет, он сам не понимает, что становиться таким, как герой Епифанцева, избавляясь от влияния над собой.
Епифанцев. Что сказать, он олицетворяет погибающий преступный мир. Этот мир, сказав пару слдов на последок, уходит в прошлое. И смерть его показана с неким опережением реального времени.
Постоянно меняется время, и иные люди переходят в другие слои. Пахомов пытается стать Дилоном, Маслаев - Епифанцевым, Мычалкин - Пахомовым, а Епифанцев - Мычалкиным. А Дилон... Дилон мечтает избавиться от голосов в голове, он хочет быть Маслаевым, который хоть что-то имеет, которому просто не до них. И стоит забыть о смене, она не кончится никогда, это всегда было, есть и будет.
'Нет у тебя завтра, нет. У тебя только yesterday остался'
До просмотра этого фильма с творчеством Светланы Басковой был знаком только по 'Зелёному слонику'. Узнав про 'Пять бутылок водки' заинтересовался (ещё бы, от режиссера 'самого грязного фильма тысячилетия' всё же), и решил посмотреть. Знаете, я ещё давно не видел таких хороших комедий (да, да, именно комедий, от драмы тут совсем немного), приправленных философскими диалоги и хорошей игрой актёров.
Я искренне смеялся с монологов Маслаева (Саныч), с абсурдности происходящего и с того, в каких отношениях находятся работники бара. Герой Сергея Пахомова разбивает бутылки о голову и рассуждает вслух, Саныч плохо себя чувствует, и из-за этого пьёт коктейли, которые постоянно разбрызгивает, бандит (в лице Владимира Епифанцева) заказывает у владельца бара девственницу, девственника и чтобы он убил его. Происходит что-то невообразимое.
Все актёры в этом фильме сыграли хорошо и были на своих ролях, за что им спасибо, так как просмотр не оставил у меня негативных эмоций.
Светлане Басковой удалось переплюнуть 'Зелёного слоника' по юмористической составляющей, но по сюжету, я считаю, оценочно эти фильмы равны.
В общем и целом, замечая всё, что мне понравилось (сюжет, юмор в картине, актёрская игра) и не понравилось (некоторые ненужные сцены, затянутость и безынтересность последних) ставлю
По мотивам моей предыдущей рецензии написанной несколько лет назад (Суть новой России).
“Зелёный Слоник” – один из немногих поистине гениальных фильмов нового времени. Реально. Без иронии и всего прочего. И для меня он в первую очередь дилогия, потому что фильм “Пять бутылок водки” это логическое продолжение “Зелёного слоника” за авторством тандема Баскова-Мавроматти.
Итак, начнем с названия. В основе фильма лежит число 5. Но что такое эти пять бутылок водки? Как тут писал кто-то: пять бутылок водки это символ алкогольного отравления с летальным исходом. Своеобразная метафора свободы от гнетущей постсоветской реальности, добытой сквозь мучительный процесс гибели от алкогольного отравления. Свободы добытой сквозь сдавливающую головную боль, мучительное головокружение, кровь и рвоту. Поиск и жажда свободы – основная тематика фильма. Ведь именно выпитые “в жало” пять бутылок водки как раз и есть этот летальный исход из мучительной постсоветской реальности торжествующего Кафки.
И кто же такие эти искатели свободы? Они тоже бутылки, сосуды. И это может быть некой отсылкой к каббалистической философии. Но чем же наполнены эти сосуды?
Первая бутылка водки – персонаж Сергея Пахомова.
Как и в “Зелёном слонике” Пахом опять отдувается за весь русский народ. В фильме он символизирует уже постсоветского русского человека. При этом персонаж Пахома скорее уходит корнями к “Руси изначальной”, к язычеству. Так вот. Персонаж Пахома угнетён этим капиталистическим миром. Все его фразы типа: “человек это человек” и “подними себя” можно воспринимать, как робкую попытку разломать реальность Кафки идеями гуманизма и просвещения. Но нет. У него не получается. Более того. Персонаж Пахома в какой-то степени опьянён нарождающимся гламуром (фильм 2002 года тащемта) и желает стать одним из этих победителей, “лаки мэнов”. Может по этому, а может из чисто русского инфантилизма Пахом добыв пять бутылок водки, которые могли освободить его от Кафки, так бездарно теряет свой шанс. Болезнь воли. Виновата наша исконная болезнь воли, навеянная монгольским игом, крепостным правом и советской властью. Он пытается отдать этот дар Мычалкину.
Вторая бутылка водки – персонаж Дениса Васильева.
Мычалкин же символизирует новорожденную Россию. По сути своей он является не просто симулякром, а чем-то в корне несформированным. Некой аберрацией, эдакой реальностью постсоветизма, рогатым зайцем. Из этого и вытекают все признаки Мычалкина как персонажа. Это некий русский Квазимодо, бесконечно униженный юродивый страдалец. Персонаж Пахома передает именно ему дар свободы в лице пяти бутылок водки но. Но. Мычалкин в силу несформированности и тупости не принимает дар пяти бутылок водки, отказываясь от свободы. Что этим хотел передать режиссер? Наверное, это есть намёк на теперешнюю безинтеллектуальную реальность. Но персонаж Мычалкина всё же получает свободу от торжества Кафки от рук Пахома с неким участием красного ведёрка. Это есть прямое указание на то, что реальность постсоветизма может быть преобразована только через грех со стороны народа (Пахома). И это страшный вывод, ребята.
Третья бутылка водки – Дилон.
В предыдущей версии я не останавливался подробно на этом персонаже. А зря. Дилон. “Лаки мэн”. Это есть олицетворение той самой мизерной прослойки людей, которых либо не затронула ужасающая реальность постсоветской России, либо они в ней присутствуют в форме победителей. Следовательно, Дилон физически испытывает ту самую вожделенную для всех свободу и не является искателем пяти бутылок водки. Но. Откуда же возникли его голоса в голове? Что именно он слышит? Муки стоны и плач. Боль и ужас негативной кармы. В его голове говорят убитые в ГУЛАГах, замученные крестьяне, стонут убитые во время коллективизаций, просят хлеба голодные. Вот что он слышит. И вместо борьбы и осмысления он идет к Маслаеву за порцией иллюзий. Вот. Поэтому духовно он всё ещё несвободен. Он все ещё заперт в торжествующем Кафке.
Четвёртая бутылка водки – персонаж Владимира Епифанцева.
Персонаж Владимира Епифанцева не просто бандит. Это некий образ современного Рогожина-Попа Гапона-Махно-Степана Разина. При этом Епифанцев олицетворяет собой Россию 90-стых. И он тоже жаждет свободы, но не через обретение заветных пяти бутылок, а через некое подобие масонского ритуала или античных мистерий. И это именно и играет злую шутку с ним. Персонаж Маслаева. Этот гений зла. Он соглашается провести ритуал после, которого происходит не просто гибель бандита, а некая смена эпохи. Бандитские девяностые уходят на смену реальности корпоративных-гламурных нулевых. И на сцену выходит персонаж Маслаева.
Пятая бутылка водки – персонаж Александра Маслаева.
И вот он. Злой гений реальности. Некий демиург, олицетворяющий нынешнюю капиталистически-корпоративную Россию нулевых персонаж Александра Маслаева. С первого взгляда не разберешь, что именно Маслаев обладает полной властью в реальности торжествующего Кафки. Сначала он кажется обычным начальником-самодуром. Но. Ближе к концу глядя на то, как он ловко справляется со всеми препятствиями, понимаешь, что он и есть истинный хозяин жизни. Более того, именно у него и находятся эта свобода в лице пяти бутылок водки. Именно он хранитель портала из ада постсоветской России. И как же он теряется после того как у него отняли эту власть над реальностью персонаж Пахома. Но и вообще непонятно кто именно украл эти заветные пять бутылок? В этом есть некий своеобразный открытый финал. Я думаю нужно обратить внимание на то, что Маслав сам не пользуется свободой. Не выпивает в жало пять бутылок. Он упивается этой мучительной садисткой реальностью, в которой он главный мучитель. И будет упиваться ей еще очень долго.
Если предыдущая работа Светланы 'Зелёный слоник' показывала зрителю всю суть жизни в тоталитарном строе СССР, то в фильме 'Пять бутылок водки' Баскова заглянула в жизнь новой России нулевых. Время пафоса и гламура, высоких цен на нефть, пафосных речей о вставании с колен. В итоге под весь этот пафос советский человек построил для себя страну звериного капитализма. С одной стороны демократическое и приличное государство, но если поскрести то под кожей этого государства оказывается звериная медвежья шерсть советского человека Зелёного слоника.
Баскова наполнила весь фильм своим фирменным черным стёбом.
Герой Сергея Пахомова олицетворяет собой простого русского человека. Он пронизан завистью, глупостью и общей дремучестью. Он раб. Светлана наполнила сцены с участием Сергея особым черным юмором. Она выстебывает его с ног до головы. По мере действия фильма Пахом из человека превращается в простой мусор (что хорошо показано в сцене с его женитьбой)
Герой Александра Маслаева это новый русский предприниматель. В формации новой России до прихода криминала эти люди получали всё. Маслаев циничен, лицемерен и хитер. То, что этот персонаж по ходу фильма изрыгает из себя рвотные массы это символ его внутренней черноты при том, что это самый приличные внешне персонаж в фильме.
Персонаж Владимира Эпифанцева это бандит. Воплощение звериного русского начала. Этот человек не может ничего создать, в отличие от предпринимателя Маслаева, он может только брать. В какой-то момент когда бандит понимает, что достиг всего. Он сходит с ума от того, что ему нечего хотеть затем он понимает, что ему незачем больше жить.
Мычалкин это своеобразный образ новорожденной России. Светлана создала этого персонажа со всем своим едким цинизмом. Мычалкину трудно вписаться в глобальный мир рыночных отношений так как он дитя плановой экономики. От этого он может только мычать и подтирать. Мычалкину больно, он жертва. То, что с ним сделал персонаж Пахомого не то, чем это является на первый взгляд. Это выше. Это ритуальное убийство русской души в герои Пахомова.
В общем, фильм отличный. Жаль что не все могут его правильно понять.
Третий фильм Светланы Басковой мне показался более цельным бредом, чем предыдущие два, в которых треш убивал все зачатки хоть какой-нибудь более-менее понятной истории.
Мы погружаемся в атмосферу прогнившей забегаловки, наверняка сдуру именующейся рестораном, где работает наш главный герой - уборщик, недовольный жизнью. Он постоянно унижает и, извините, чморит слабоумного немого 'ассистента', жалуется на богатых, а также подлизывается начальнику, который, несмотря на своё положение, ничем не отличается от обычной свиньи. 'Свинья', выпивая коктейль за коктейлем, рассуждает о том, как сложно быть свиньёй в большом бизнесе, что он, мол, и сам готов дать выпить работнику водки, так зачем красть целых пять бутылок? Водку принёс слабоумный уборщику, а дальше всё пошло по... ну вы поняли. Конфликт на поверхности, он даже кое-чем разрешается, но потом в повествование вводят героя Епифанцева, чтобы тот окончательно добил зрителя жестью происходящего. Далее мы не только знакомимся с пьяными порядками забегаловки, но и узнаём, как в ней можно исполнить свои самые извращённые желания. Секс, смерть, водка, безумие - всё сливается в одно большое помойное ведро, которым Баскова щедро поливает свою аудиторию.
По-прежнему, стиль работ Светланы поразительно грязен, отвратителен, убог. Персонажи все как один идиоты, только с разной степенью отклонений. Кто-то любит унижаться, кто-то унижать, кто-то унижаем сам по себе. К счастью, 'Пять бутылок водки' не импонирует шизофреническими монтажными вставками, все сцены упорядочены и причинно-следственная связь между ними адекватна, но что нам хотела донести режиссёр, кроме очередного позыва к рвоте, не представляется ясным. Какие-то эпизоды вызывают нервные смешки, какие-то отбивают всякий аппетит. В целом же фильм показывает ту сторону жизни, закрытую от глаз посторонних, которую не пожелаешь увидеть даже злейшему врагу. Но потуга на реализм на самом деле надуманна: какие бы ужасы ни происходили в реальности, тут это намеренно возводится в абсолют, а никакого отклика в душе не вызывает. Грязь на грязи под грязью в грязи. И спасения нет, потому что Светлана Баскова, оперируя одними и теми же заезженными способами, продолжает эпатировать непонятно кого непонятно зачем, отказываясь останавливаться на пути в бездну. Вы туда тоже хотите? Пейте. Раздевайтесь. Сношайтесь. Убивайте. Тоните в каловых массах. Только, пожалуйста, не называйте это философией или сатирой. Не называйте.
Пять бутылок!!! Пять!!! Ну возьми две… Ну выпей, выпей на работе… Что тебе стоит-то (с) Саныч
После того, как в далёком 1998 году Светлана Баскова сняла один из самых эпичных фильмов в истории мирового кинематографа (говорю на полном серьёзе) стало очевидно, что перепрыгнуть планку, заданную 'Зеленым слоником' в плане адской смеси крайне трудно. И тем не менее, она предприняла такую попытку, сняв '5 бутылок водки'.
На сей раз действие фильма разворачивается в захудалом баре, где работает 3,5 человека, а хозяин в исполнении блистательного Александра Маслаева, которого зовут просто Саныч, не против с утра накатит коктейльчиков, покричать на работников, которых 'вон, на улице можно найти!', а затем и вовсе выписать Пахому премию...
Если попытаться сравнить данный фильм с другими работами Басковой, то можно сказать так, что он не такой авангардистский, как 'Зеленый слоник', но и не настолько уныл, как её последующие работы, где она постепенно стала сдавать свои позиции.
Само собой, у Басковой не отнять таланта выдавать шикарные перлы, которые с лёту могут расходиться на цитаты. Что в 'Зеленом слонике' были шедевральные фразы, которые разлетелись по всему интернету, что в данном фильме. Безусловно, самым красноречивым здесь является Саныч.
'Слушались бы меня, одевались бы как люди, как я! Галстук - итальянский! Пиджак - Латинская Америка! Рубашка - Финляндия! Ботинки - Япония!' (с)
'Где ты видел бабу-то без бороды?! Я без бороды, ты без бороды, а баба с бородой!' (с)
'Идём, идём, идём, идём, идём, идём, да идём, идём, мы уже здесь!' (с)
Список реплик можно продолжать и продолжать, но сейчас хотелось бы сказать пару слов об актерском составе.
Своего рода талисман Басковой - Пахом в данном фильме можно сказать играет самого себя, этакий поехавший, не от мира сего, с глубоким внутренним миром и шикарным музыкальным вкусом, ибо Биттлз это не хухры-мухры.
Владимир Епифанцев на сей раз решил взять на себя роль антигероя, этакую крышу с маниакальными и извращенскими наклонностями. Надо признать, все образы Епифанцева в фильмах Басковой удаются на славу, Пахому зачастую крайне трудно держать планку на ровне с ним.
Но, само собой, конфетка в данном фильме - Александр Маслаев, как я уже и писал раньше. Это его фильм, тут не поспоришь.
Простому зрителю хочется сказать следующее. Если вы не имеете никакого представления о том, кто такая Светлана Баскова, кто такой Пахом, а также считаете 'Зеленый слоник' отвратным, мерзким и убогим фильмом - смело проходите мимо.
А для тех, кто хочет убедиться в том, что никакие голливудские слэшеры, ужасы и триллеры не способны удивить так, как простая русская баба, всё также снимавшая фильмы на любительскую камеру, за 2,5 копейки, наша Светлана Баскова - приятного просмотра!
«Светлана, а я уже Вас знаю!», - так хотлеось прямо заявить режиссеру артхаусного и в чём-то трэшового кино, автора нетленки «Зелёный слоник» и, конечно (в данном случае),«Пять бутылок водки» Светлане Басковой.
Случилось так, что «ЗС» пусть не сразу (я нейтралкой отметился), но покорил моё сердце. Да так, что захотелось ознакомиться со всем творчеством такого незаурядного режиссёра. Думаю, пора оставить в покое картину, что так нашумела, картину про гауптвахту, и перестать хныкать по поводу несоответствия ему всех остальных фильмов Басковой. Заметьте: она – художник! А у художников свой подход ко всему. И образы в большинстве своём собирательные.
«Пять бутылок водки» - третий по счёту фильм, с которым я свёл знакомство. Вторым был «Голова». И не зря я это сказал. В «Голове» было то, что считается циничным, грязным и тривиальным. Но было мало чёрного юмора а-ля «поехавший» и «братишка». В фильме «Пять бутылок водки» случайно или нет, но паритет попытались восстановить. Даже показалось, ну, вот-вот, сейчас дотянется уровнем до «Слоника». Ах, нет, увы.
«Пять бутылок водки» начинается с кражи одним убогим работником этих самых пяти бутылок водки. Сцены почти не выходят за стены бара, где барменом является Саныч – Александр Маслаев. Гадкие сцены находятся очень скоро. У Саныча почти беспрерывная рвота. Бутафорская, конечно, но от этого приятней не становится. Саныча возмутил факт кражи. И по этому поводу идёт большое разглагольствование. Кстати, легко проводятся параллели со всей остальной жизнью в России. Особенно в период её становления после распада Советов. Бар же сразу можно представить как снова собирательный образ.
- Я кормлю их, а они…
Понятно. Пахом – простой рабочий. Такой же, как вор Мычалкин. Денис Васильев исполнил роль глухонемого, кривого и горбатого. Некий «квазимода», но который юродивый и душой тоже. И то, что произошло с Мычалкиным – снова наглядный пример завуалированного показа, что должно происходить с такими людьми. Для тех, кто смотрел, скажу: А всё равно ведь не перевелись и сейчас такие люди, как Мычалкин. Чего уж там… Если даже гоголевские мёртвые душ живут и здравствуют. То такие как Мычалкин тоже будут жить.
Идёт диалог с Пахом. Диалог с глухонемым, конечно, больше напоминает монолог. А Пахом снова представлен как слабый человек, который, кстати, в отличие от Поехавшего в «Слонике» уже огрызается. Кстати, самая забористая сцена – сцена с разбитием бутылки об голову. И, кстати, Мавроматти, заверил, что Сергей Пахомов действительно разбил самую настоящую бутылку себе об голову, что это никакая не декорация – булки в фильмах бывают специальные, которые не из стекла, легко разбиваются. Тут же всё в натуралку. И кровь с головы – тоже настоящая.
Появляется человек, которые крышует бар. Ну, вот он! Владимир Епифанцев. Он привнёс лучик надежды, что фильм сейчас заискриться шутками Братишки. Но угасло быстро. Тут-то я и понял, что пора перестать ждать «Слоника» в других фильмах Басковой. Он делает заказ на три дня: девственницу, девственника и собственную смерть на третий день. Сразу вывод: Баскова как художница показывает зажравшихся сильных мира сего, которые уже попросту бесятся с жиру.
Откровенные сцены не обошли стороной и этот фильм. Но Мавроматти заверил, что всё было не по-настоящему. Сцены с исполнением заказа Крыши – вот небольшая перекличка со «Слоником» (а может, это только мне так хочется). Во всяком случае, больше всего «Пять бутылок водки» походит на «Поехавшую историю в зелёных стенах». Крыша называет во время экзекуции девушку Дездемоной. Пахом при этом наяривает. Кто же будет девственником, я угадал заочно. Осталось посмотреть за исполнением третьего желания… Ай да Баскова… Жаль, но в один ряд с «ЗС» этот фильм тоже не стал.
Картина с самых первых минут начинает производить сильное впечатление. Светлане как всегда удается удается привлекать внимание зрителя противоречивым поведением своих персонажей. Фанатам зеленого слоника на заметку обязательно посмотреть, без положительных эмоций не останетесь, уверяю, так как сам являюсь таковым. Режиссер нам лишний раз доказывает, что для отличного, атмосферного фильма не обязательно иметь в своем распоряжении спецэффекты, декорации, компьютерную графику и трюки для передачи мысли и привлечения зрителя к экрану.
Касательно сюжета: углубляться не стану, в описании достаточно, остальное посмотрите. Скажу, что после просмотра фильма я научился делить людей из реальной жизни по категориям, присваивая им имена персонажей этого фильма. Тут тебе и начальник и 'крыша', молчаливый персонал, буйный персонал, творческая личность и просто умственно отсталый. Согласитесь, если отсечь от каждой личности социальную шелуху, примерно такой список типов людей и получим. Совмести их в одну картину и вуаля - 5 бутылок водки перед нами.
Бар, в котором происходит действие фильма олицетворяет общество, наше с вами общество, в котором мы живем. Только в миллионы раз меньше и без каких либо прекрас, а грубо и жестко существующее, но опять же не бес своих подоплек. Такова уж суть каждого общества, даже самого маленького, без какой либо закулисной игры ну никак, не умеет человек жить иначе.
Если хотите прочувствовать атмосферу переходного состояния России времен начала нулевых, когда казалось бы лихие девяностые остались позади и вот вот начнет налаживаться момент нынешнего бытия, то эта картина прямо таки для вас. Вживитесь в шкуру любого персонажа, представьте свое поведение на его месте и осознание моральной несостоятельности России того времени потоком вольется в ваше сознание. О чем можно говорить, о каком уровне жизни могла идти речь тогда, в то время, когда в обычном баре взаправду происходили такие вещи? Они и сейчас происходят, только в другой форме, может более приукрашенной, с уже наибольшим количеством социальных оттенков, но все-таки происходит, просто мы это не всегда видим, потому что не хотим или нам не хотят показывать.
Желаете открыть для себя самые низменные общественные правды, на которых строится социум и по сей день? Добро пожаловать.
В 1999 году российский режиссер и сценарист Светлана Баскова создала, пожалуй, самый запоминающийся трэш-арт-хаус фильм пост-советского пространства под названием «Зеленый слоник». Так как лента была довольно специфического направления и во всей красе открывала вопросы копрофилии, гомосексуализме и некрофилии в перемешке с диким, но донельзя действенным юмором, «Зеленый слоник» сгинул в небытие. И только эпоха сносящего все границы Интернета вывела это кино на орбиту всеобщей популярности, сделав исполнителей главных ролей - Сергея «Пахом» Пахомова, Александра Маслаева, Владимира Епифанцева и Анатолия Осмоловского просто-таки народными героями и объектами множественных шуток. Честно сказать, при первом просмотре знаменитый фильм Басковой показался мне сумасшествием в чистом виде, однако со временем я, как и тысячи остальных зрителей, рассмотрел в нем свои прелести и теперь уже я воспринимаю «Зеленого слоника», как блестящую черную комедию, каждый просмотр которой является самым настоящим праздником для твердой мужской души. И вполне естественно, что аудитория принялась более детально исследовать фильмографию Светланы Басковой, дабы найти для себя еще один объект для обожания. После «Слоника» режиссер сняла очередной фильм не для всех, который окрестила, как «Пять бутылок водки». Весь основной актерский костяк ее предыдущего фильма вернулся к работе, а Анатолий Осмоловский, знаменитый художник и по совместительству муж Басковой, ограничился технической помощью в процессе создания ленты. Так что были все причины считать, что «Пять бутылок водки» по крайней мере выйдут на уровень «Зеленого слоника» и отменно повеселят нас, сдобрив повествование едкой социальной сатирой. Но, как ни крути, новый фильм в подметки не годится старому. Все зрелище является совершенно необязательным сумбуром, который жутко надоедает уже ближе к середине просмотра. Баскова, конечно же, пробует вернуться к былой форме и вставляет в сюжет несколько совершенно неадекватных сцен и вновь заставляет Пахомова и Епифанцева раздеться догола, однако безликость и серость постановки это не спасает...
Сам же сюжет фильма схематичен. Создатели рассказывают нам историю работников одного из московских баров. Приготовьтесь встретится с хозяином заведения, двумя подсобными рабочими и охраной. Каждый из них привносит в повествование щепотку сумасшествия, от чего фильм кажется затянутым, бессюжетным и попросту ненужным. Хотя любители отборного трэша все равно останутся довольны, выискивая в пустоте высший смысл. Говоря о данной картине все же не стоит налегать на сюжет, а нужно более детально остановится на действующих лицах, которые являются главными в картине без сценария:
Саныч (Александр Маслаев)
Давний соратник Басковой и друг Пахома на этот раз сыграл роль хозяина бара. Своих работников он считает грязью, алкоголь Саныч не выпускает из рук, а единственный человек, которого он боится, это криминальный «охранник». Практически весь фильм Саныч допытывается у всех подряд по поводу пропажи пяти бутылок водки, попутно издеваясь над персоналом и выполняя все прихоти охранника. Периодически произносит философские речи, непропорционально сильно разбавленные пьяным идиотизмом. И в довершении всего, человеческая жизнь для Саныча - ничто. В особенности его наемных рабочих. Цитата: «Пять бутылок! Пять! Ну возьми две… Ну выпей, выпей на работе… Что тебе стоит-то».
Уборщик (Сергей «Пахом» Пахомов)
Звезда каждого фильма Басковой сыграл простого деревенского мужика, которого судьба закинула в столицу, однако осуществить мечты ему никогда не получится, так как его засосала рутина работы у Саныча. Особым интеллектом герой Пахома не блещет, а единственным его другом является глухонемой коллега Мычалкин (Денис Васильев). На их отношениях и строится добрая половина фильма, а описать их можно, как дружбу Герасима и Муму. Пахом теперь играет совершенно по иному и уже не кажется добрым поехавшим, каковым он был в «Зеленом слонике». Теперь он наглый, временами злостный и завистливый ненормальный, сопереживать которому уж точно не хочется. Хотя природное обаяние актера немного сглаживает всю грязь его образа. Цитата: « Вот смотри, Мычалкин. Мычалкин, а у тебя вот есть «завтра»? Обычное завтра… А у тебя его нету, понимаешь… У тебя же «завтра» нету. У тебя только «естердэй» один остался».
Охранник (Владимир Епифанцев)
Владимиру Епифанцеву с его внешностью только и остается, что играть брутальных мужчин. Но Светлана Баскова любой образ способна извратить до неузнаваемости. И если «Братишка» из того же «Зеленого слоника» вызывал чувство радости и смеха, то новый образ Епифанцева отдает форменным маразмом. Его охранник питает неадекватные сексуальные аппетиты и становится главным участником самых гадких, но и в тоже время самых запоминающихся моментов фильма. И немного жаль, что режиссер отодвинула актера на второй план, не дав ему порадовать нас своим диким характером во всей красе. Цитата: «Ну давай, расскажи мне, как ты моешь свою попку».
Отдельно стоит упомянуть оставшихся нескольких персонажей, которые хоть и относительно, но все же влияли на сюжет. Мычалкин Дениса Васильева - это классический образец убогого, чья печальная судьба уже предрешена. Негр-стриптизер в исполнении Диллона Оллойеде страдает приступами депрессии и становится причиной танцев голого Пахома на сцене. Девственница от Марии Болтневой является практически декорацией, с которой герой Епифанцева творит непотребства. Ну и, наконец, дополняет общую картину Девушка-бармен, присутствующая лишь в паре кадров и безмолвно смешивает какие-то коктейли для вечно пьяного Саныча.
В итоге хочу сказать, что «Пять бутылок водки» проигрывают «Зеленому слонику» по всем фронтам. Если вы ожидали увидеть остроумную сатиру, насладится незабываемыми диалогами и восхититься яркими образами самых необычных актеров современности, то, к сожалению, вы обратились не по адресу. Светлана Баскова соорудила перспективный костяк своей же истории, но не смогла довести все свои мысли до необходимой художественной планки. А потому оценивать ее творение позитивно я никак не могу, несмотря даже на то, что именно с «Пяти бутылок водки» началась культовая популярность режиссера по всему СНГ. И, самое главное, смотреть данный фильм все же стоит лишь преданным ценителям «Зеленого слоника», для которых «Пять бутылок водки» станет своеобразным сиквелом полюбившейся истории, несмотря даже на то, что сюжеты фильмов никак не связаны между собой. К сожалению, приятного просмотра я пожелать вам не смогу...