- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Первая серия – интригующая история о необычном романе провинциалки с бывшим партийным боссом государственного масштаба. Смотреть интересно, герои живые, битва характеров, воды и пламени: люди немолодые и опытные, поэтому откровенность – лучшее оружие. В этой серии максимально раскрывается персонаж Тихонова, здесь он «на поле» принимающей стороны, часто чувствует себя не в своей тарелке, но действует привычно по-медвежьи, как барин, которому все должны. Очень яркий образ.
Раскрытие Полищук происходит во второй серии, когда уже она в гостях «на чужом поле», в чужой среде обитания, где ей некомфортно: она покупает свой «счастливый лотерейный билет» и какое-то время зрителям остаётся лишь следить за раскрытием темы «из грязи в князи». Но мало-помалу направление повествования меняется и внезапно на пути нежданного семейного счастья по расчёту встают тени глубокого прошлого, «любовная лодка» попадает в водоворот политических страстей...
Характерно, что героиня Полищук олицетворяет собой простой народ, который ещё только смотрит с большой завистью в окошко блестящих заграничных витрин, и ещё нравственно не испорчен настолько, насколько уже испорчены представители власти и члены их семей. Но богатой жизни тоже хочется, поэтому выбор героини тут очевиден, упускать такой шанс нельзя, хотя и выглядит он почти противоестественно...
С точки зрения человечности отношения главных героев выглядят странно, потому что взрослые люди даже не пытались обсудить между собой конфликтную ситуацию, а каждый по-своему сразу ушли в свою раковину.
Забавной составляющей сюжета являются основанные на законе условности типа «прописки» или очерёдности распределения жилья. С обиходной точки зрения понятно, что это неизбежные барьеры для движения по социальной лестнице, но если движение вверх можно «смазать» апелляцией к авторитету, то движение вниз может упереться в законное «не положено». Это показано как парадокс, перед которым теряется герой Тихонова, привыкший к лёгкости бытия.
«Какашечкой по шву». Незамутнённому зрителю того времени было абсолютно очевидно, что речь шла именно о невинной жертве, т. к. модным политическим трендом перестроечного времени был «кровавый тиран Сталин и миллионы расстрелянных ни за что». Этой тематикой было пропитано всё пространство: пресса, телевидение, кино, разговоры в курилках. Никто тогда ещё не сомневался в правдивости творческих помоев Солженицына, Резуна и им подобных. Лишь со временем тяжёлый морок систематического обмана начал рассеиваться и появились просветы в замутнённом общественном сознании... Но тогда – сомнений не было: назвали невинной жертвой, – значит, невинная жертва.
В сюжете этого кинофильма главная героиня – дочь такой жертвы, девочка пострадала вместе со всей семьёй, и спустя много лет хочет найти какие-нибудь следы. По счастливой случайности (и вопреки здравому смыслу действующих лиц, ЧСХ!) ей это удаётся, она знакомится с уголовным делом своего отца, которого сначала казнили, а спустя время реабилитировали. Характерная деталь: казнили отца в 1952 году, т.е. за год до смерти Сталина, когда он был уже сильно болен, – а это далеко не 37-ой, в котором действительно было много перегибов. Речь идёт о далеко послевоенном времени, когда разрушенная войной страна уже была отстроена заново, и счастливая в целом жизнь была налажена. В таких условиях «политические» уголовные дела заводились не на пустом месте.
С психологической точки зрения акцент в фильме сделан лишь на том, что один из подписантов дела «в глаза не видел» обвиняемого, и потому якобы его подпись была поставлена незаконно. Но, отбросив в сторону эмоции, следует признать, что для определения виновности человека в преступлении совсем не обязательно встречаться с ним лично, нужно изучать материалы уголовного дела и имеющиеся доказательства. Такая возможность у героя фильма точно была, и потому он совсем не обязан был встречаться с подозреваемым для вынесения собственного суждения о его виновности. Другое дело, что по контексту повествования становится понятно, что он особенно и не вникал в дело, а подписал «приговор» не глядя, «потому что так было нужно». Оставим это на совести данного персонажа. Но всё же данный факт никак не подтверждает невиновности обвиняемого (равно как и виновности). Зато благодаря такой психологической уловке у зрителя формируется непоколебимая уверенность, что обвинение – необоснованное, а жертва – невиновная.
Это уголовное дело вообще выглядит довольно мутным, по совокупности многих факторов, если к ним внимательно присмотреться: дело о контрреволюционной деятельности в Министерстве чёрной металлургии, год казни 1952... В указанное время вполне могли действовать функционеры различного уровня во вред государственным интересам, и вполне возможно, что одним из таких деятелей и был отец главной героини. Это сейчас существует такая возможность – поставить кино на паузу и почитать тексты на экране (из которых, впрочем, понято лишь то, что человек был осуждён, а потом реабилитирован). А во времена показа фильма по телевизору это было невозможно, зритель бегло видел какие-то документы и «голосовал сердцем»... Поэтому сомнений о невиновности у зрителя не возникало, плюс, фильм дополнительно выпячивал жестокость и надменность власти на примере отношения к людям со стороны таких, как персонаж Тихонова.
Чуть подробней про уголовное дело (тут не поместилось; где почитать, известно).
Странную роль в истории сыграл генерал КГБ, персонаж Табакова. Он был как бы в стороне от всех перегибов и репрессий (и даже застольную песню не пел вместе с олицетворяющими старый режим генералами). Зрителю косвенно пытались внушить, что чин такого высокого ранга в КГБ мог быть безупречно чистым перед народом, да ещё и с удивлением смотрящим на перегибы прошлых лет. Наивняк какой-то.
Особое. Двухсерийная телеверсия называется «Городские подробности», такое название отображается в титрах.
Вывод. Картина сделана мастерами советской киношколы и с участием наших лучших актёров, поэтому она подкупает неизменно высоким качеством «продукта». Однако, в силу очевидного политического заказа показанная история смердит перестроечно-антисоветским дерьмом, и вся драматургия сводится к плачу над невинными жертвами политических репрессий и к ментальной пропасти между народом и властью. Фильм интересный, но вызывает противоречивые и гадливые чувства.
Фильм запомнился с подросткового возраста, было интересно, решил пересмотреть.
|
прямая ссылка
20 февраля 2023 | 20:59
В название 'Любовь с привилегиями' заложен сарказм и насмешка над главными героями, и наверно над зрителями. Фильм с двойным дном. Кто и кого любит? Да никто. Может ли быть счастье в жизни с продажной женщиной, можно ли купить любовь? Вот в чем вопрос. Главная героиня вызывает отвращение, грязь и мерзость старой бабы вживающейся в роль якобы молодой проститутки отталкивают. Выпал ее звездный час - продать свои жалкие остатки красоты министру СССР который годится ей в отцы. При этом она воображает, что она гораздо моральнее и честнее его. Богатый главный герой женится на бедной женщине за сорок. Он любит спать с ней, пытается относиться честно, устраивает ей праздник в жизни, дает все номенклатурные блага - машина, дача, тряпки, вкусная еда, прислуга. Она же его не любит, использует, называет по имени/отчеству, он для нее папусик. Суть главной героини - урвать чужое и побольше, пользуясь моментом. Она хочет в голодное советское время ездить на мерседесе, жить в центре Москвы в роскошной квартире. Используя связи главного героя требует себе отдельную квартиру в Москве, ничуть не смущаясь встречается в доме главного героя с бывшим любовником. Пьяная сцена с бывшим любовником, пошлые танцы/пляски - это характеристика данная режиссером сущности главной героини (Полищук).
Наверное суть фильма сводится к одному - наблюдение Фрейда за противоречием завышенной самооценки продажной женщины, живущей по расчету, за чужой счет и ее действительной мелкой (бл...) сущностью. Плюс к этому чернуха образа главной героини. Довольно похожа на героиню фильма 'Елена' Звягинцева, где сталкиваются взгляды на жизнь 'быдла' и успешного пожилого мужчины. Главного героя (Тихонова) в какой то момент жалко, он обманут, построить сказку с 'женщиной за деньги' не получается, т. к. у нее нет и не может быть чувств, нет человеческих отношений. Фильм - советский прообраз современных мыльных опер, где за 'серой мышкой' из Тьмутаракани приехавшей в Москву вдруг начинает ухаживать нефтяной король.
|
прямая ссылка
19 октября 2021 | 16:26
В этом фильме, довольно много персонажей, воплощенных талантливыми актерами, однако смотрится он фильмом двух актеров — Любови Полищук и Вячеслава Тихонова. Не знаю, была ли это задумка режиссера или мне попросту так кажется, но лично я считаю, что всю кинематографическую сверхзадачу фильма решают именно они. Причем не тем, что эти два таланта перетягивают одеяло на себя, раздвигая локтями остальные персонажи. Нет, просто они двуединая идея этого вовсе не идеологического фильма. Он вышел на экраны в 1989 году, когда еще не прошла мода на развенчание грузинского национального героя, а по совместительству пахана всех времен и народов. Тогда еще на все лады костерили все, что творили он и его приспешники. Делали это по-разному.
Так немного ранее, в 1987 году, мир увидел грузинский фильм 'Покаяние '. Со всей мощью потуг на философичность, свойственных грузинскому кино, в этом на редкость бестолковом творении действие развивается, будто вне времени. Вроде как без строгого указания на тридцатые годы нашего века. В образе диктатора Варлама Аравидзе можно узнать черты и Гитлера, и Муссолини, и Сталина, и Берии. Три поколения одной семьи расплачиваются за грехи отцов. Когда-то жертвами тоталитарного режима стали Сандро Баратели и его жена. Спустя годы их дочь Кети мстит за родителей… Как? А очень просто – она с упорством достойным лучшего применения периодически эксгумирует его могилу. Видимо таков грузинский народный обычай. Ну да хрен с ним с 'Покаянием ', тем более что там никто ни в чем не покаялся.
В 'Любови с привилегиями ' два главных героя не произнося надрывных монологов и не устраивая экранных истерик внешне очень мягко, но, по сути, чрезвычайно мощно являют зрителям весь ужас того самого ленинизма-сталинизма, что придавил огромную страну. Люди в ней жили внешне по-разному и в разных условиях. Кто-то командовал, кто-то подчинялся, но, по сути, придавлены были все. Впрочем, речь не о том, это мы уже давно знаем.
По поверхности сюжета 'Любовь с привилегиями ' – трогательная мелодрама, история случившейся, но не состоявшейся любви двух очень разных людей, приправленная приметами перестроечного времени.
Немолодая уже, но очень и очень привлекательная женщина – шофер санатория для оздоровления то ли ЦеКовских, то ли СовМиновских 'чинов ' Ирина (выдающаяся роль Полищук) встречает VIP отдыхающего, бывшего высокопоставленного чиновника Константина Гавриловича Кожемякина.
Не менее сильная роль Тихонова, играющего человека положительного, сдержанного и осторожного, ныне он пенсионер, имеющий все привилегии прежнего поста и сохранивший все повадки лица облеченного властью. Они случайно встретились еще раз на танцах, куда тот сбежал от санаторского маразма, – он подошел к ней еще раз. Постепенно между ними развивается роман. Курортный роман перерастает в настоящую любовь. Искренне полюбив, Константин Гаврилович делает Ирине предложение. Они вступают в брак и Ирина переезжает в Москву.
Ирина – бывшая москвичка, оказавшись в родном городе, испытывает некое дежа вю. Она отыскивает дом, в котором она жила со своими родителями. Здесь все напоминает ей о далеком детстве. Мы узнаем, что в конце сороковых годов ее отец был репрессирован, после чего она оказалась в южном городке. Ирина пытается выяснить обстоятельства ареста своего репрессированного отца. Помогает ей в этом генерал КГБ (Олег Табаков), близкий знакомый Кожемякина.
Трагически рано ушедшая из жизни Любовь Полищук сыграла в этом фильме, по-моему, свою лучшую роль. Во всяком случае, наиболее выдающуюся. Не просто так она была за нее удостоена приза зa лучшую жeнcкую poль нa кинoфecтивaлe игpoвых фильмoв вo Флopидe в 1992 гoду.
Любовь Полищук много снималась, но в малых ролях. Во время оно некий чин от советского кинематографа счел внешность Полищук не соответствующей соцреалистическому кино. Вот и не получала она больших ролей, соответствующих ее недюжинному таланту. Потому и видели мы ее в образах ярких, но авантюристичных или отвязных дам, достаточно вспомнить 'Приключения Принца Флоризеля ' или 'Мою морячку '. Наконец-то в 'Любови с привилегиями ' ей досталась подлинно драматическая роль, которую Полищук сыграла с присущим ей талантом сдержанно и изящно, но с таким внутренним накалом души, что ей безоговорочно веришь.
Под стать ей и герой Тихонова, которого мы видим абсолютным продуктом системы – уверенным в себе и своей непогрешимости, убежденным в своей честности исполнителем воли государства, которому он служил всю свою жизнь.
Он вдовец, сын его уже взрослый, живущий собственной жизнью эгоистичный человек. На склоне лет Кожемякина посетила запоздалая, та самая, последняя любовь, которая и может избавить от одиночества на закате жизни. Однако не суждено ей было состояться. Он даже не понимает, что он явился для Ирины воплощением системы, прошедшей тяжелым катком по ее жизни. Виноват ли он? Насколько он виноват в ее трагедии? Не важно. Важно то, что она не может быть с ним вместе. Хотя возможно и любит его ответной любовью.
Вот и встретились два одиночества, которых, однако, развела, как оказалось одна трагедия на двоих. Вот уж воистину, гражданская война идет в нашем Богом забытом обществе на протяжении всей его истории.
|
прямая ссылка
09 декабря 2007 | 23:36
|
|