К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм задаёт зрителю столько вопросов, столько тем поднимает, что на поиск ответов не хватит времени, отведённого на просмотр. С одной стороны, это довольно лёгкая теледрама. С другой – многоплановый, сложный фильм, который нынешние телезрители не смогли бы переварить. Попробуем препарировать ключевые векторы картины.

Поздняя любовь. Это то, что лежит на поверхности. Любовь поздняя и для Кожемякина (ему хорошо за шестьдесят, хотя он бодрится и по-прежнему статен, но аэробика даётся уже с трудом. Явно робеет он и перед «близким общением»), и для Ирины (наглец-зять вообще задаётся вопросом: «чего она выдрючивается? Жизнь прошла, а она всё ещё надеется на чудо». И это притом, что Ирине лишь слегка за сорок). Поэтому завязавшийся романтический узел и необычен, и довольно сложен. Нелегко понять, что движет Кожемякиным – явно не только плотское чувство. Вообще, Вячеслав Тихонов сам по себе выглядит благородно и солидно, и сыгранные им герои кажутся чуть ли не праведниками. Вот и что касается Константина Гаврилыча – кажется, что он впервые после смерти жены решился на какую-то интрижку, и кадрить дам для него внове, оттого столько неумелы, грубы и топорны его ухаживания. Странна мотивация и Ирины. Слабо верится, что ей с первого взгляда понравился этот властолюбивый вельможа. Подруге она говорит о какой-то тоске, ждёт телеграмму. С другой стороны, наверное, и привлёк её Кожемякин своей более высокой пробой, ведь в компании её привычных друзей-собутыльников (простых работяг) он выглядит дико и инородно. Она и сама об этом говорит удивлённым домочадцам, когда заветная телеграмма наконец приходит. Но любовь быстро гаснет, настолько очевиден этот мезальянс.

Власть и простой народ. Фильм снят на закате Советского Союза, в разгул перестройки, расцвет гласности. Былые герои выбраcиваются на обочину, старые идеалы развенчиваются, а новые не успевают вырастать на этой не самой доброй почве. Поэтому сфинксы, которые когда-то сидели на верхушке бюрократической пирамиды и не шевелили ни коготком без того, пока проситель, наглотавшись пудов пыли, не соберёт на бумажке все виды, формы и цвета печатей либо не «подмаслит» невозмутимого и неподвижного властителя, теперь не так смелы. Они тоже стареют, их провожают на почётную пенсию, по сути – изгоняя из рядов элиты, поскольку основная сладость-то – не в оставшихся материальных благах, а в положении, в возможности реально влиять на судьбы, иметь блат. А оно уж точно не остаётся, здесь память коллег бывших всегда коротка.

Конечно, простой работящий пролетарий не любит всю эту номенклатурную клику. Да и она в объятия не лезет, предпочитая восседать на задних сиденьях своих комфортных (пусть и советских) автомобилей и не вникать в нужды населения, у которого даже очередь на телефон измеряется пятилетками. Хочет ли народ стать такой элитой? О, конечно! Как только эта дверка приоткрывается, былая ненависть уходит. Вот и зять, который ещё вчера чуть не плевал в Кожемякина, олицетворявшего для него всю власть, которая отправила в Афганистан его друга (а друг теперь – в чёрной, фломастером нарисованной, рамочке на фотографии), теперь подобострастно звонит ему с намерением выпросить ещё что-нибудь.

Но пропасть по-прежнему велика. И случайный прохожий, наткнувшийся на новый «Рено» Ирины и в сердцах воскликнувший: «Скоро ваше время пройдёт», был неправ. Нескоро, ох, нескоро...

Ответственность за прошлое. Жизнь причудливо тасует колоду, сталкивая лбами людей, чьи судьбы либо когда-то пересекались, либо были чрезвычайно близки к этому. У Кожемякина, как у чиновника, занимавшего один из высочайших постов в стране, много скелетов в шкафу, много тёмных пятен, много груза, который, впрочем, он не воспринимает как груз. Его профессиональный путь начался в суровое, непростое послевоенное время. Действительно, вопросы ставились тогда острее. От согласия-несогласия зависела не карьера, но целая жизнь. Говорить здесь об ответственности очень нелегко. Это-то и пытается донести до Ирины Кожемякин, указывая, что её взгляд – из сегодняшнего времени.

Но сколько таких загубленных жизней было в нашей стране в те донельзя страшные годы, сколько молчаливого согласия породило кровавую волну?.. От последствий мы не оправились и до сих пор. Эмоции Ирины понятны. Они не из того времени, не из сегодняшнего, они вообще не из какого времени, они по всей её жизни стелются. Выбор, стоящий перед ней, непрост. Он в любом случае граничит с моральным компромиссом. Или с попыткой вырасти из собственного отношения к прошлому. Осуждать её не получается. Но и сочувствовать Кожемякину – тоже. Сочувствия-то ему точно и не нужно.

Большое достоинство фильма в том, что он не даёт однозначных ответов на все эти поставленные вопросы. И если зритель вывел однозначные ответы, значит, он невнимательно смотрел кино. Здесь есть много нюансов, меняющих оттенки. Например, зачем всё-таки генерал КГБ после беседы с Кожемякиным так поступил? Действительно ли Кожемякин считал, что любовь можно купить?

Это тоже вопросы, ответы на которые приходят не сразу, не сразу...

9 из 10

17 декабря 2023 | 10:06
  • тип рецензии:

Фильм окунает нас в советское прошлое, перестроечные годы, до которых донеслось эхо сталинских времен, отклики сталинских репрессий и высылок. Встреча двух главных героев - бывшего партийного деятеля Кожемякина (Тихонов) и таксистки-экспедитора Ирины (Полищук) поначалу дает надежду на то, что оба они обрели то, что искали: Ирина - солидного мужа, достаток, уверенность в завтрашнем дне, а Кожемякин - теплоту женщины, ее уважение, отзывчивость. Кожемякин мудр, умен, уверен в себе. Попав в санаторий в несезон, где Ирина - обслуживающий персонал, он теряется, выпадая из привычной среды, встречая горластых передовиков производства. Он привык к комфорту, привык не отвлекаться на бытовые мелочи. Его возмущает, что встречать его на вокзале отправили женщину (но он не делает попытки помочь Ирине), что врач санатория переходит границы субординации, и показывает тому его место, дает отпор шумной и нагловатой работнице, которая досаждала ему приставаниями. Его время прошло, но он еще силен и требует к себе внимания и уважения. Кстати, эти эпизоды, если и были задуманы режиссером как дискредитирующие Кожемякина, в настоящее время смотрятся уже совсем по-другому. Многие нынешние отдыхающие тоже ценят комфорт и хорошее исполнение обязанностей обслуживающим персоналом.

Ирина к своим годам (уже немолодая, но обаятельная женщина, имеющая взрослую замужнюю дочку) как-то ничего в жизни не достигла. И работа ниже среднего - ящики таскать, продукты перевозить. И комнатенка маленькая, где они жмутся с дочкой и ее неработающим мужем-афганцем. С мужем в разводе. И, как признается она дочке, по жизни мужчины у нее - пьянь и рвать, в том числе и муж. Кожемякин привлекает ее возможностью вырваться из ее круга, переселиться в Москву, обрести стабильность в жизни. В провинциальном городке, как искренне убеждена главная героиня, ее ничто не ждет, а вот Москва... Образ Москвы - как венца всех достижений маячит перед Ириной и ее дочкой с непутевым зятем. То ли Эльдорадо, то ли Земля обетованная. Кажется, переедешь туда - и все проблемы решены. Так и хочется задать вопрос: а что ж не сложилось так в жизни? Что ж не получилось создать все тут, рядом? Может, и не в Москве дело, а в самих героях (Ирине, ее дочери и ее муже)

И все было бы прекрасно, все были бы довольны, если не всплыли события далекого прошлого, в которых был замешан Кожемякин.

При всей вроде бы положительности главной героини Ирины (играет Л. Полещук) остается легкое послевкусие досады: зачем все это, кому это нужно, зачем с маниакальным упорством ворошить это? Нынешняя жительница квартиры, из которой в свое время выселили маленькую Ирину с матерью, не хочет думать о том, что ее жилье в темном ореоле репрессий. Она упрекает Ирину: Ходят тут, нечего ходить, прошло все.

Но в Ирину как бес вселился. Не в силах остановиться, она рушит все на своем пути. Фильм заканчивается тем, что Ирина со своими непутевыми дочкой и ее мужем так и жмутся в квартирке, правда, в Москве. Кожемякин остается один. Два небесных тела столкнулись и разошлись на свои орбиты.

Оба героя - и Кожемякин, и Ирина - не однобокие, не черно-белые. Нельзя однозначно Ирину назвать положительной героиней, а Кожемякина - этаким монстром. Оба они разные: то хорошие, то плохие, и оттого живые и реальные. Образ Кожемякина, безусловно, получился достаточно притягательным из-за личного обаяния и профессионализма актера В. Тихонова. И если целью режиссера было 'заклеймить', то как-то не получилось.

Ирина - веселая, обаятельная, и очень старающаяся влиться в круг знакомых мужа, хотя и меряющая картины на жигули и москвичи с запорожцами, чем приводит Кожемякина в потрясение.

Думается, и не могли они быть вместе. Очень уж разные.

А насчет прошлого... Ведь, действительно, что было, то прошло, быльем поросло. 'Не будите спящую собаку'.

06 декабря 2020 | 15:38
  • тип рецензии:

Советский кинематограф за всё время своего существования подарил нам не одно замечательное кино, про которое можно сказать, что оно до сих пор согревает нас своим теплом. 'Мимино', 'Ирония судьбы', '17 мгновений весны' - эти и многие другие фильмы давно стали немеркнущей классикой, о которой нельзя говорить без восхищения. Но на мой взгляд есть такие ленты, которые оказались незаслуженно забытыми, затерявшимися на фоне других всем известных картин. В их числе незабываемый фильм 'Любовь с привилегиями'. Почему же столь интересная, качественная и глубокая лента оказалась на задворках Российской киноимперии?

Ответ на этот вопрос глупо искать на поверхности: в неумелой игре актёров, слабой режиссуре или чём-то подобном. Этим фильм, слава Богу, не может похвастаться. Всеми любимые актёры, такие как Любовь Полищук, Вячеслав Тихонов и Олег Табаков, с невероятным мастерством настоящих мэтров раскрыли образы своих персонажей, что, в принципе, не удивительно, потому как каждый из них идеально подходил для своей роли и своего образа. Тогда в чём же дело? Почему любимцы публики не смогли обеспечить ленте ошеломительный успех? Как мне кажется, люди встретили фильм достаточно сдержанно из-за тех тем и проблем, которые были затронуты авторами. 'Любовь по вертикали - возможно ли это? Так ли всемогуща любовь и может ли она стереть чётко обрисованные в Советском государстве границы между социальными слоями?' - спрашивают у нас создатели картины и сами же, к величайшему нашему сожалению, отрицательно отвечают на оба этих вопроса. Нечасто можно встретить произведение искусства, в котором социальное берёт верх над духовным и возвышенным. Не развеваться знамени любви рядом с красным Советским флагом, партийный аппарат всегда был, есть и будет холодной и ужасной бездушной машиной, подминающей под себя всё живое и прекрасное. Огромная бездна между партийной верхушкой и народом, двойная мораль, вечная несправедливость - всё это предстаёт перед нами во всей своей неприглядности, и особенно кощунственным смотрится то, что в эту трясину советской действительности засосало последнее, во что мог верить наш человек того периода - любовь. 'Вы все и всегда будете зависеть от нас!' - эти слова звучат как ужасный приговор, который никто не был готов услышать с экранов кинозалов, которые всегда служили отдушиной для советских людей.

Но, наверное, авторы фильма были бы совсем уж садистами, если бы не оставили своей героине, а вместе с ней и зрителю надежду на справедливость.'Недолго вам осталось', - роняет нечаянно какой-то прохожий, и действительно, огромные очереди в магазины и разговоры о Перестройке говорят нам о том, именно об этом. Создатели картины утверждают нам, что справедливость есть. Ведь смогла же Ирина спустя столько лет вернуться в родную Москву... Да, возможно, ей пришлось до этого пройти долгий и трудный путь, столкнуться с невероятной несправедливостью и унижением, но всё-таки она вновь обрела утраченный дом, её рана теперь не будет напоминать о себе каждую минуту. Таким образом каждый из нас может рассчитывать, что справедливость восторжествует и жизнь отдаст ему всё то, что было когда-то у него отобрано судьбой.

8 из 10

29 апреля 2015 | 08:50
  • тип рецензии:

Когда я смотрел этот фильм, а было это дай бог памяти, году в 93-м, он назывался 'Городские подробности'.Это остросоциальная драма в которой много всего: от любви до политики. Причём политики не современной, а некий экскурс в историю нашей страны. Но под каким соусом это подано, другой вопрос. А приправа надо сказать весьма отменная: человеческие отношения между просто гражданами и власть имущими. Бывает так, что на мгновение человека ослепляет молния, именуемая у людей вспышкой страсти или влечения, как угодно можно назвать. Некоторые сограждане принимают эту вспышку за любовь. Да, и такое бывает. Но понятие социального статуса ещё никто не отменял, равно как и то, где и как человек воспитывался.

Приезжает на курорт бывший политический деятель, ныне пенсионер, но мужичок ещё ого-го, как выясняется. Партийные функционеры особо не заморачивались на предмет хорошего сервиса, пусть даже уже и не работающие. Пенсию заработал, связи остались и можно спокойно наслаждаться отпущенными деньками, а если ещё и рядом гарна дивчина на 20 лет моложе совсем хорошо. Можно сказать жизнь прожита не зря. Только вот эта гарна дивчина, тоже человек оказывается с душой, со своими проблемами, курящая, ну так что ж, кто сейчас не курит. В то, что героиня Любови Полищук без памяти влюбится в шестидесятилетнего мужчину представляется вряд ли возможным, по крайней мере с большой натяжкой. Тут, как бы это прискорбно не звучало, налицо расчёт и корысть. Фактически негласно между двумя людьми, заключена сделка: товар-деньги-товар. Она ему своё ещё не старое тело, а он ей материально обеспеченную жизнь, да так, чтобы и детишкам её кой-чего перепало. Всё просто и логично. Только одно но: наши герои всерьёз и наверняка думаю, что это формула дюже рабочая. Но как показывает практика и опыт людей в формуле явно ошибочка. Как ты ни крути, а взаимовыгодный обмен не действует, хоть ты тресни. Вот и получаются ссоры, скандалы и прочее, переходящее в откровенную ненависть.

Замечательный дуэт двух русских артистов Вячеслава Тихонова и Любови Полищук. Как будто и не кино вовсе, а реальная жизнь, такая какая она есть, такая какая существует, без пропаганды и прилизанности. За что надо поблагодарить Владимира Кучинского, режиссёра этого замечательного фильма.

10 из 10

24 марта 2014 | 12:08
  • тип рецензии:

Вроде бы нет бурных обвинений, страшных сцен кровавых пыток, подленького шепотка стукача-доносчика... Всё мирно, где-то даже красиво... ЮБК, красотка Любовь Полищук, красивые интерьеры госдачи и шикарной квартиры КГ... Но от этой внешней мирности и красивости становится ещё страшнее, когда думаешь о той эпохе, что человека могли раз! - и вычеркнуть из жизни. Хотя и сейчас тоже могут... УВЫ! Бабушка моего мужа подробно и часто рассказывала мне, как их с дедом в 1947 после десяти лет в лагерях (1937-1947) вдруг в 1948 - по новой замели в Сибирь, на вечное поселение. Это страшно по-настоящему.

Сколько судеб сломали, сколько жизней перемололи! Ради чего? Добро бы ради Мировой революции! Ведь на самом деле - ради собственной безопасности и покоя, ради возможности не беспокоиться о бытовых мелочах, покупать дорогие вещи за копейки в спецраспределителях, принимать приготовленные другими решения... Как и всякое настоящее произведение, этот фильм, как маленькая капелька, отражает всю ту эпоху, весь её ужас.

Но самое ужасное, что с тех пор почти ничего не изменилось, разве что не хватают людей среди ночи.

Фильм оцениваю, конечно же, 10, даже 20 из 10. Очень сильное впечатление, не ослабевающее с течением времени

29 марта 2012 | 15:12
  • тип рецензии:

Сразу оговорюсь: я смотрел полную двухсерийную версию фильма, под названием 'Городские подробности', поэтому что-то может отличаться от того, что видели другие. Итак, начнём по-порядку.

СССР. Мир господ и мир холопов. Мы наблюдаем роман барина и крепостной. 'Золушку' в стиле перестроечного реализма. При всей своей наивности и неоригинальности, такая фабула здесь более чем уместна, т. к. задачей авторов было именно столкнуть лбами два таких близких и таких далёких мира. Честно говоря, я ожидал, что фильм окажется чернухой, и был приятно удивлён, что он ею не оказался, хотя и здесь по-своему предостаточно правдорубства. Это настоящая, полнокровная панорама эпохи, - сравниться с ней может разве что 'Чича' Виталия Мельникова. Впрочем - вру; здесь всё куда шире, ибо в 'Любви с привилегиями' охвачено два страта общества, в то время как в 'Чиче' - только один, пролетарский.

Объём исследовательской и художественной работы, проделанной авторами фильма поражает воображение. Особенно поражает тот факт, что работа над лентой велась ещё в эпоху социализма, когда ещё были живы старые запреты. И вот, мы видим всю подноготную партийной жизни на фоне изумительно ностальгических деталей пролетарского быта. Страницы из дела осуждённого НКВД, показываемые крупным планом не отличимы от настоящих. Кухонные разговоры, коньяк стаканами, чёрная рамочка фломастером на армейском фото, кулуары власти и ордена, иномарки и чёрные волги, оторванные телефонные трубки, очереди в вино-водочные отделы - это невозможно передать словами, это нужно видеть. Нужно было видеть.

К сожалению, кроме достоинств, в фильме многовато и недостатков (которые, тем не менее, не помешали мне поставить ему оценку 10/10): средненькая операторская работа, не слишком удачная музыка, посредственная работа звукооператора (имеются даже явные рассинхроны), игра Полищук и, особенно, Шукшиной, на фоне филигранного мастерства Тихонова всё-таки слегка провисает. Потом огрехи в сценарии: все пролетарии показаны, грубо говоря, алкашами и проститутками, а многие черты поведения великого Кожемякина кажутся перебором. С другой стороны, переборы простительны - без них фильм лишился бы той остроты и той протестности, которая, собственно, и являлась ярчайшим признаком той эпохи.

Помимо уже упомянутого здесь 'Чичи', могу порекомендовать к просмотру ещё 'Кодекс бесчестия' Всеволода Шиловского, 'Фонтан' Юрия Мамина и 'Облако-рай' Николая Досталя; если соединить вместе все пять фильмов, то получится настоящая энциклопедия эпохи заката социализма.

17 ноября 2011 | 22:45
  • тип рецензии:

Для ярых ценителей отечественных постановок «Любовь с привилегиями» – фильм добротный, качественно снятый и т.д., но в нём не каждый человек сможет распознать главный чётко обозначенный смысловой стержень. Одним может показаться, что кинематографисты, работавшие над этой картиной, хотели просто снять интересный фильм без особой смысловой нагрузки, другие могут увидеть в этом фильме какие-нибудь глубокофилософские идеи, а третьи вообще не поймут, о чём говорит эта лента.

Итак, поначалу в фильме весьма обособленно переплетаются три направления: амурные похождения, тоска по родному городу и фатальная зависимость простых русских людей от их алчных и тщеславных правителей.

Странная любовь к пожилому чиновнику Кожемякину растаяла после того, как главная героиня узнала, что он когда-то принимал посредственное участие в несправедливом наказании её отца...

Ностальгия Ирины немного удовлетворяется, когда она среди московского архитектурного засилья наконец-таки находит свой родной дворик. А после получения вожделенной и заслуженной квартиры душа полностью успокаивается...

А в самом конце фильма зритель и Ирина в очередной раз убеждаются в прописной истине: люди – всего лишь пешки в руках могущественных властных структур...

В общем, как видно из этого скудненького анализа, все негативные и позитивные переживания, постигшие главную героиню – это, оказывается, не что иное, как своеобразная плата за квартиру в родном городе, о которой она, по всей видимости, мечтала всю свою жизнь. Все сюжетные перипетии ведут именно к этому счастливому в материальном отношении финалу, который закрепляется (или дополняется) меткой и для некоторых крайне неприятной фразой Вячеслава Тихонова, адресованной в первую очередь ни в чём не повинным зрителям. В конечном итоге, главные идеи этого фильма можно выразить двумя распространёнными фразами - 'где родился, там и пригодился' и 'за всё нужно платить'...

9 из 10

04 января 2010 | 16:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: