К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Живет в ныне уже не существующем городе Ленинграде красивая женщина Маргарита с нелегкой женской судьбой. Воспитывает дочь, разменивает квартиру, сама делает ремонт, работает без выходных... И как все женщины мечтает о большой любви. В её жизни были увлечения, драмы, разочарования... Бросала она, бросали её. А того настоящего, на всю жизнь, не было. И вот появляется ОН - Гаврилов - лучший механик пароходства, отличный друг, настоящий мужчина, воплощение той самой мечты. Он - рыцарь без страха и упрёка, и за женщину заступится, и наглости не стерпит, и за честь свою и дамы своей постоит. Идеальный мужчина! И вот Маргариту и Гаврилова охватывает страстное чувство, которое благополучно приводит влюблённых к дверям ЗАГСа. Назначен день бракосочетания. 'Несмотря на девятибальный шторм', жених должен в день прибытия из рейса встретить невесту у ЗАГСа. Невеста вместе с родственниками и друзьями прибывает вовремя,а вот жених запаздывает. Вот собственно и вся предыстория фильма, и это-то как раз в фильме не показано. А показан в фильме один день ожидания влюбленной женщины.

Людмила Гурченко идеально создана для этой роли. Будучи сама необыкновенной женщиной, ей нужен необыкновенный партнёр. И таким партнёром является Лев Гаврилов, человек, которого на протяжении всего фильма мы не видим, о нём лишь только говорят и сравнивают с другими. Всегда в пользу Гаврилова. Под конец уже кажется, что такого мужчины просто нет, его не существует в природе, Маргарита выдумала его себе. Разочарование в любимом, боль, неверие в предательство, отчаяние - все эти чувства поочередно приходят к героине Людмилы Гурченко, но она, как и сама актриса, сильная женщина, способная 'спрятать слезы от посторонних', не подать вида, что ей плохо и на вопрос о свадьбе ответить: 'Всё хокей'. Она будет танцевать и веселиться изо всех сил, пряча за улыбкой гримасу боли.

Фильм на мой взгляд - шедевр, тонкий, деликатный, чувственный... Сейчас так не снимают: просто, без спецэффектов, без какого-то громкого сюжета и практически без главного героя на экране. Режиссеру Петру Тодоровскому низкий поклон за эту чудную историю, за его мастерство, за его понимание женской сущности...

Каждый эпизод фильма неповторим и полон своим обаянием. Радует в фильме звёздный состав советского кинематографа: от Гурченко и Шакурова, до Евстигнеева и Светина. Музыка фильма - это воплощение осени человеческой жизни: бывают и солнечные, и дождливые дни, и плакать хочется, и веселиться без оглядки...

10 из 10

19 июня 2009 | 15:23
  • тип рецензии:

Очень тонкий и психологически точный фильм. По нему, пожалуй, можно составлять список требований к будущей любимой женщине, я имею ввиду безошибочный список требований. Просто в героине Гурченко самое необходимое: реальный ум, самостоятельность, настоящее мужество (в фильме видно как эта сила работает), жизненный опыт. И, как часто бывает, героиня Гурченко всё-таки одинока. Ох, как же глупы эти мужчины! Впрочем, не всё так плохо.

Помимо главных личностей в фильме еще много мелких сценок. 'Присутствует' не только список требований к НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЕ, есть и список требований к НАСТОЯЩЕМУ МУЖЧИНЕ. Есть и такой контекст, что мужчины хорошими не бывают, мужчины бывают только своими. Наблюдательному и начитанному глазу будет, где развернуться: маленькая энциклопедия жизни.

15 ноября 2009 | 17:08
  • тип рецензии:

В самый любимый советский праздник, международный женский день, 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма Петра Тодоровского ' Любимая женщина механика Гаврилова.'

Этот день для премьеры был выбран не случайно, ведь картина эта - о женском счастье.

И о хрупкой, выстраданной, казалось бы, несбыточной, но все же сбывшейся мечте о нем. А фильмы с таким безусловно счастливым концом можно пересчитать по пальцам.

Героиня фильма - уставшая от одиночества женщина, как говорят французы, 'элегантного возраста '.

Рита объективно все про себя понимает: ' 38 -это все. Последняя попытка.'

Тем не менее, размениваться она не намерена: ' Я, скорее, повешусь, чем буду жить с нелюбимым человеком, и приспосабливаться, как вы все'.

Прекрасно исполнившая свою роль Людмила Гурченко рассказывала о своей работе над фильмом: ' Мне нравилась эта роль тем, что давала возможность играть не словами, а проживать все тоже самое внутри.

Картина о любви. Вся - от и до. Бывают картины, где любовь -элемент роли. А эта - от и до.

Даже не нужно говорить о сюжете -женщина ждет любимого человека в течение полутора часов..Что у меня общего с ней ? Каждая женщина хочет быть любимой, и желает любить. А вот как они достигают этого -очень много путей..Что мне близко -что эта женщина УВИДЕЛА И ПОЛЮБИЛА ! Ей не важно кто он, откуда, какое у него положение. Никаких рациональных вещей нет, вот он зашел, и она понимает: все, что было до него, это не то. Знаете, как гениальная Фаина Раневская говорила в 'Весне ': ' и это ничтожество я почти любила..' И вот когда появляется любовь, которую она так долго ждала, все остальное отлетает на второй план ! Моя героиня старалась до конца быть гордой, и не подавать вида, в трагедии выйти в жанр комедии, веселиться там, где невозможно.

Загнав свое горе глубоко - глубоко, я иду в роскошном золотистом костюме, рядом со своей подругой. Мы идем начинать новую жизнь ! Да ! Иду, как ' графиня из Гонконга ' ! Так называется фильма Чарли Чаплина, где главную роль исполнила Софи Лорен. Я глубоко уверена, что любая женщина может быть такой, окружи ее лаской, вниманием, одень в красивый, элегантный наряд.

Это и была моя цель. Цель ! Потому-что на следующий день после предательства Гаврилова героиня увянет, превратится опять в ту серую мышку, какой она была, пока к ней не пришла долгожданная любовь и вера в Гаврилова.'

Фильм рождался непросто, в бесконечных спорах между режиссером и актрисой над образами главных героев, которые каждый из них трактовал по-своему. Поэтому и возникали разногласия. Гурченко, хотя эта роль была написана специально ' на нее ', долго не могла нащупать суть своей героини, принять ее такой, какой она виделась Петру Тодоровскому - «красивая и независимая, которая постоянно фонтанирует». А ее Рита была совсем другой..

Режиссеру казалось, что Гурченко играет излишне драматично, а это все же комедия, а ей ничего смешного в том, что женщина оказывается обманутой, не виделось. Актриса сетовала: 'Ну зачем я так глубоко влезаю в роль! Да черт с ней, в конце концов, с этой сжатой спиной! Да живи и работай полегче!'

Но по-другому она не умела, да и не хотела, не могла.

Гурченко также отстояла и свой вариант конца картины. В изначально задуманном сценаристом Сергеем Бодровым финале Гаврилов должен был появиться весь в бинтах, с загипсованной ногой, и перевязанной рукой, из которой торчит букетик цветов. К фотоателье его подвозят санитары на инвалидной коляске, ведь накануне он пострадал, вступившись за женщину.

Вот как об этом вспоминала Людмила Марковна: ' Вначале, пока вплотную не вошла в роль, такой финал у меня сопротивлений не вызывал. А потом, с каждым съемочным днем, внутри все больше и больше накатывал протест. Ждешь-ждешь, ищешь-ищешь какого-то необыкновенного, ни на кого не похожего, отвергаешь троих вполне приличных «товарищей»... И вдруг появляется герой в инвалидной коляске, весь перебитый и в гипсе. Сейчас все решится – или я повезу инвалидную коляску, которая стоит на углу.

Или ко мне вырвется из милицейской машины самый лучший на свете, тот единственный, который тоже прошел свой ад за эти длинные сутки.

Интересно, как созревает актер к действию.

Заходили скулы, побелело лицо, глаза стали прозрачными, нервно постукивают пальцы по стеклу машины, бумажка, скомканная в тугой шарик, щелчком летит на другую сторону тротуара – точный жест Гаврилова...Это значит, баба его ждет... можно сказать... мечется. Красивая баба... Это... нет, ребята, что-то это... тут должен быть... да нет, она ждет настоящего мужика, моряка, который сам черт, не дьявол... и что? Ей вывозят на тачке какое-то фуфло, замотанное в какую-то хламиду? Нет, ребята, не пойдет... Мне кажется, Шакуров сыграл в трех минутах все! Он появился на экране таким, каким ждали его зрители. Таким, какого ждала и любила Рита.'

Весь фильм главный герой не произносит ни слова. Но ведь главные слова он уже сказал, в первый же день их знакомства: ' Вы женщина, о которой я мечтал всю жизнь. '

В знакомом всем финале картины появляется ничем особенно не примечательный, невысокий, вообщем, отнюдь не мачо, но так лучезарно улыбающийся человек, что сразу становится понятно - на сей раз это, действительно, Гаврилов ! Такого мужчину можно прождать что там сутки, всю жизнь !

Несмотря на все съемочные трудности, картина получилась атмосферная, совсем не советская.

Персонажи фильма были действительно узнаваемыми, живыми, из плоти и крови, людьми. Наверно, поэтому фильм до сих пор любят и пересматривают..

Ведь что главное в кино ? Найти отклик в душе у зрителя. И, как утверждает замечательная Людмила Гурченко:

'Хоть ненадолго, но растревожить друг друга.

Что я и сделала.'

18 марта 2016 | 15:57
  • тип рецензии:

В те далёкие советские времена, когда деревья были большими, а все телевизионные каналы имели точкой схождения программу 'Время', у зрителей было ровно две возможности просмотра идейно верных или просто душевных отечественных картин - несколько лет проката на широком экране (некоторые ленты можно было увидеть на периферии и десяток лет спустя) и периодические демонстрации по телевизору после вышеупомянутой точки схождения (изредка и по праздником даже до). 'Любимая женщина механика Гаврилова' имела спокойную прокатную судьбу. На полку класть семейную мелодраму никто не собирался, с завидной регулярностью неуклюжее название появлялось и на страницах телевизионных программ.

Однако народным фильм Петра Тодоровского не стал, в отличие от похожих по сути 'Москва слезам не верит', 'Зимняя вишня' или 'Служебный роман'. Более того, даже среди шеренги менее хитовых картин, вроде 'Одиноким предоставляется общежитие' или 'Выйти замуж за капитана', 'Любимая женщина' оттеснена куда-то в сторонку, на краешек. Хотя и критики лирику одиночества не трамбовали, и зрители в охотку шли на известных актеров.

Да и вечная тема женского романа обречена находить сопереживающие чуткие души зрительниц. Неуклонно приближающаяся к сорокалетнему перевалу Маргарита нашла свой идеал - разбитного корабельного механика. Все краски мира стали проявляться сквозь сфумато по фамилии Гаврилов. День регистрации брака наступил, модные туфельки и роскошное платье приобретены, близкие в ресторане заказывают осетрину. Идеал почему-то задерживается...

К сожалению, собрав крепкий актерский состав, создатели фильма не смогли прописать им возможности для полноценной игры. Роль дядюшки натирает шею Евгению Евстигнееву как колючий воротничок накрахмаленной сорочки. Михаил Светин не может вырваться из образа опереточного приложения к главной героине. Сергей Шакуров получил всего лишь дежурную двухминутку для хеппи-энда.

Лишь Людмила Гурченко окунулась в свой бенефис. Крупные планы, не по-советски стильные наряды, претензионные прически, возможность блеснуть в танцевальных ритмах, спектр предлагаемых эмоций - мечта любой актрисы. И таким роскошным шансом Людмила Гурченко воспользовалась по полной. Однако было одно существенное 'но'. Звезда советского кино была весьма неоднозначной личностью. Ей никак не удавалось стереть этакую манерность, присущей бывшему провинциалу, старающегося быть коренным аристократом седьмого колена. Людмила Марковна и в жизни была холодной душевно, особенно с близкими людьми. Проблемы с мужьями и детьми не могли не отразиться и в облике. Поэтому лучше всего актрисе удавались типажи Раисы Захаровны ('Любовь и голуби') и Людмилы Пашковой ('Моя морячка') - самодостаточность и запрограммированное одиночество.

Будь на месте Гурченко другая актриса, например, Ирина Алферова или Ирина Купченко, героиня бы в людском восприятии потеряла бы в строгой элегантности, но выиграла бы в душевности. Ведь даже сентиментальная сцена долгожданной встречи с любимым была сыграна очень старательно, но по-театральному академически. Кстати, товарищ механик, столь заочно возносимый в фильме, меня не впечатлил. Не знаю, как с женской точки зрения, но с мужской - он ненадежный. Сегодня будет драться за незнакомую девушку, завтра увлечется в порту стройной мулаткой. Вряд ли Гаврилов способен оценить силу удара, который он нанес Маргарите своим задержанием. Женщина послабее могла бы и повеситься от депрессии. Или ещё какую-нибудь глупость совершить, вроде брака назло. А вот не такие эффектные, но по человечески добрые персонажи Светина или Шиловского обречены быть вечными 'друзьями'. Они же не Гавриловы!

Многие женщины несчастны в личной жизни. И самое печальное, что, как правило, виноваты в этом сами, отчаянно стремясь за сотворенными кумирами. Боюсь, что и этот фильм прекрасная половина восприняла как исполнение мечты о принце и алых парусах. Что брак моряка дальнего плавания и официантки избежит подводных рифов и будет лирически бесконечным. Хотя жизнь любит разбивать такие утлые лодочки о суровый быт.

27 августа 2012 | 20:16
  • тип рецензии:

К 10 часам утра 38-летняя Рита подъезжает к ЗАГСу. Она выходит замуж за механика Гаврилова. Счастливейший день в жизни. Но минуты бегут, а Гаврилов всё не появляется. Нет его через час, через два, через четыре... Он просто не пришёл. Но Рита не отходит далеко от ЗАГСа, так как всё ещё надеется, что Гаврилов появится. За несколько часов она успеет помочь молодожёнам, купит японский эмалированный таз, пойдет за утешением к безнадежно влюбленному в неё Паше, прогуляется по городу с подругой и даже познакомится с непризнанным талантом, которого только что бросила четвёртая жена. И каждую минуту Рита будет думать о Гаврилове, неказистом на вид мужичке, за которым чувствуешь себя как за каменной стеной. Известно, что когда-то у него был роман с француженкой. И когда корабль покидал Марсель, механик

приказал привязать себя к койке, а потом два дня выл. Зритель увидит Гаврилова только в финальной сцене. Он не скажет ни слова, однако всем сразу станет ясно: Гаврилов действительно мужчина мечты, умеющий любить и уважать женщину.

Что мне особенно нравится в советских фильмах, так это то, что герои в них - наиобыкновеннейшие люди. Вот так взяли и выдернули из круговерти жизни. И любимая женщина механика самая простая дама с внешностью Людмилы Гурченко. Да и все остальные девоньки: ни тебе чувственных губ, скул, длиннющих ресниц, бюста 3 размера, пафосных фраз, поз, сексуальных нарядов и прочих атрибутов современных красавиц. Ничего не имеет значения. Любви достоин каждый из нас. И встретить её можно в любом возрасте. И оказаться счастливым тоже в любой момент жизни.

Особенного внимания в фильме заслуживают отношения Риты и её дочери. Они говорят на равных, не боятся чувств, не скрывают их, знают границы друг друга и берегут их. Рита сама сильная, свободная и смелая, и свою Таньку воспитала такой же.

В общем, есть чему поучиться современным родителям.

Наверное, в прошлой жизни мне пришлось побывать советским человеком, потому как я очень остро чувствую атмосферу, которая передается в фильмах той эпохи. Почувствовать её можно, а вот описать нельзя. Только смотреть.

17 декабря 2017 | 18:11
  • тип рецензии:

Про сюжет. В течение всего фильма сохранялась мощнейшая интрига в отношении таинственного закадрового Гаврилова; сжавшаяся к финалу пружина интриги мощно выстрелила потрясающей молчаливой сценой встречи страдающих любовников, сценой неуклюжей и необычайно романтичной одновременно. Готовое блюдо хеппи энда с твёрдой уверенностью, что всё теперь будет хорошо.

Фильм больше похож на рекламу виртуальных сценических образов Риты и Гаврилова: она — отчаянно влюблённая, сильная и красивая, но по иронии судьбы очень страдающая от одиночества, он — мачо-бунтарь, нравственно безупречный богатырь и пылкий любовник, мечта любой женщины. Не влюбиться в этаких экранных милашек невозможно, и поэтому их история несколько страдает обречённостью на успех.

Сюжет фильма вобрал в себя энергетику морской романтики, где моряк загранплаваний мог отчаянно влюбиться в запретную (для того времени) иностранку, где служба на флоте могла угрожать семейному счастью молодой семьи, и т.д. Это также мощный смысловой посыл всему рабочему классу, ведь очаровательный Гаврилов — к тому же ещё и «лучший механик на флоте»! Далее, он вершитель правосудия над хулиганами, и в этом был недвусмысленный нравственный посыл молодёжи. Одновременно фильм высмеивал мелочное тщеславие проходимцев от культуры, снисходительно-брезгливо указывал на людей-футляров, и даже мимоходом покритиковал недостатки советской распределительной системы. Но главное здесь — это мелодрама, где за ширмой различных мелких событий отчётливо нарисовались контуры человеческих страданий о неразделённой любви и тоски по высоким отношениям. Довольно разноплановый и положительной заряженный сюжет, сжатый рамками одного дня.

Мне очень не понравился фоновый эпизод с «украденной» грузинами невестой. Трагикомичная ситуация, жалкая и омерзительная одновременно! Жених, судя по всему, ни в чём не виноват, но его всё равно выставили на посмешище от лица главной героини. (Подлая ж ты! — так тебе и надо, что у тебя самой сегодня не сложилось!..)

Прекрасное евстигнеевское: «Ты кто?!» — так выпукло нарисовало в одной этой короткой фразе всю беспомощность, бессмысленность и пошлость «гения» из «творческой богемы». Прекрасный момент!

Про героев. Лев Гаврилов — безмолвный рыцарь этой истории, этот Лев — точно не проходимец, этот Лев — достойный и благородный носитель своего царственного имени. Благодаря такой серьёзной подготовке зрителя, последняя сцена получилась очень торжественной и трогательной. Какая удивительная и одновременно проницательная роль!!! Образ Гаврилова не вызывает сомнений в своей безупречности, чего я не могу сказать о героине Гурченко (о ней ниже).

В лице дочери-старшеклассницы хорошо показана дуга героя, чего нельзя здесь сказать почти ни о ком другом (разве что подруга Люся тоже совершила некий очистительный «возврат на свою блевотину»). Пронзительная сцена, когда девочка сквозь витрину глядела на мать и пыталась до неё докричаться, а та в исступлённом танце уже пребывала в состоянии «пустилась во все тяжкие»…

Особая роль отведена персонажу Паши. По фильму он словно антипод Гаврилова (применительно к понятиям Риты о прекрасном). Но он отнюдь не плохой человек, он тоже хороший, только очень непохожий на него. Гаврилов — словно воплощение бури и жажды к жизни, Паша — воплощение мелкого мещанства и тихого семейного счастья; Гаврилов — дерзко устанавливал новые правила и заставлял им подчиняться, Паша — покорно плыл по течению. Перед Ритой стоял трудный выбор: продолжить ждать «у моря погоды» или согласиться на тёплое пашино болото. Другого выбора словно бы и не было… (По правде, это была ложная альтернатива). Этот мнимый нравственный выбор авторы фильма поставили и перед зрителем: он вместе с Ритой должен выбрать «бурю» и отвергнуть «болото»… Однако Рита правильно ему сказала, что она очень плохой человек, с чем я не могу не согласиться. Женщина с такими выдающимися данными не смогла до 38 лет найти себе подходящую пару, и в отчаянии видела только один вариант перед собой: Паша, которым же сама брезговала, и ненавидела его глубоко в душе. Недаром одним своим капризом (про бритьё) она сразу подчеркнула, кто будет в доме главным; плюс, эта сакральная пашина жертва — тарелочка, над которой Рита лишь снисходительно улыбнулась… Здесь непростая нравственная проблема, но зрителя вслед за Ритой — заставили Пашей брезговать! В конце он намеренно был выставлен робкой тенью на фоне чужого праздника жизни, и зрители уже облегчённо забыли, что Пашу, — невинного застенчивого добряка, — только что «переехал бульдозер»; его использовали и отбросили, словно никому уже не нужное резиновое изделие…

Хорошо, что главную роль сыграла Людмила Гурченко, — сыграла очень проникновенно и с душой. Половина всех глубинных смыслов картины была передана одной лишь мимикой актрисы. Талантище! С другой стороны, 38-летняя героиня в исполнении 46-летней актрисы… Можно подумать, никакая другая более подходящего возраста не справилась бы. Несмотря на отчаянную прижизненную гонку Гурченко за «молодостью», её возраст здесь всё же заметен.

Про Риту уже отчасти высказался, и повторюсь: она мне неприятна. Это прямая противоположность моего идеала женщины, достойной настоящего семейного счастья: коварная интриганка, эпатажная гуляка, хулиганка и сорвиголова… Мир твоему праху, Людмила, ты была гениальной актрисой!

Минусы. Это могло легко ускользнуть от внимания за множеством слов о нелёгкой жизни матери-одиночки, за маской страданий от внезапной обиды, но мне сильно резанул слух диалог в парикмахерской между Ритой и подругой: «Я скорей повешусь, чем буду жить с нелюбимым человеком, — приспосабливаться, как вы все». В сущности, произошло нравственное покушение со стороны подруги на чужое семейное счастье: не имея собственного, эта «разведёнка» взялась огульно критиковать чужие семьи, и вместо поддержки устроенной в личном плане подруги, вызвала её на опасное откровение. Ах, какая подлость, в первую очередь, по отношению к семье своей подруги!!!

Вывод. Фильм прекрасен и непрост. Отличное советское кино. Наконец-то посмотрел.

9 из 10

03 ноября 2019 | 17:25
  • тип рецензии:

Безусловно. Вдохновенно. Задорно. Нередко самые простые сюжеты дат возможность для глубокого и обстоятельного раскрытия характеров. Мало ли причин у достигшего среднего возраста мужчины, все еще позиционирущего себя, как лихого моряка-механика, не приходить в ЗАГС? Его избранница переживает втору молодость и так мечтает о замужестве. Для Гурченко тут открывается возможность делать все, что она пожелает. Ей можно и фиглярствовать, и грустить, и гримасничать, и переигрывать... Все это идет в зачет, ибо ее героиня попросту не может принять произошедшее. Как ей все это осмыслить?

Она бросается из крайности в крайность и стремится найти себя. Наигранная улыбка и полные печали и недоумения глаза. В этом есть своя правда и она, уверен, привлекает зрителя к этой ленте и сейчас, по прошествии более, чем сорока лет.

Оживающие перспективы центра Одессы, хитрый взгляд Евстигнеева, самая короткая главная роль Сергея Шакурова, появляющегося в кадре на несколько мгновений. Ненужный для сюжета, но по своему вдохновенный визит героев в Оперный театр. Поцелуй и нежные прикосновения через оконное стекло. Наивный подросток, пытающийся устроить личную жизнь матери. Рыбный день в ресторане. Все эти моменты складываются в целостное жизнеутверждающее стихотворение. Тодоровский, кажется, верил в лучшее. И лента пронизана этой верой.

В таком случае, даже самые простые и незатейливые решения принимаются доброжелательно и надолго.

7 из 10

12 мая 2024 | 13:23
  • тип рецензии:

Просматривая уникальные шедевры последнего настоящего советского кино, для себя подмечаю, что тема дефицита пронизывает всё – от «Мимино до Москвы слезам не верю». И как у Райкина старшего, где «пусть будет изобилие, пусть всё будет, но пусть чего-то, но не хватает» – с возрастом понимаешь по другому: чего действительно не хватало, что ещё берёт за душу и небанально держит в своих объятиях. И в большинстве своем, как ни странно, на какое-то чудесно-малое время этим стала материализация чувственных идей. Да-да, и это в той самой стране «материалистического атеизма», между прочим. Что же касаемо форм, то здесь заявлено олицетворение новой эпохи – разведёночка с прицепом в ожидании перманентно удаляющегося идеала. И хорошо что Гаврилов просто даже тупо «нашёлся», прежде чем раствориться в Марселе, или скажем в Гамбурге. В первый раз концовка прям удивила; а её музыка в качестве семпла ещё сгодится во французской «Belle du Seigneur».

22 апреля 2023 | 18:02
  • тип рецензии:

'Я тут опишу вам некоторые из проблем, с которыми сталкиваются женщины и мужчины, которым уже за 30, но причин их появления не укажу и не подскажу рецептов их решения. Я ведь следующий в ногу со временем реалист-прозаик. Примерно в середине хронометража я оторву вас от реальности, превратив вроде бы вполне серьёзный поначалу фильм в бутафорию и псевдомеллодрамный фарс' - сказал режиссёр первым зрителям, узревшим данную ленту. (щщютка).

Данное произведение - бесцельная трагикомедия, в красках рассказывающая о кризисе общественных отношений в СССР, который через 5-7 лет после выхода данного фильма под попустительством (иногда под покровительством) ЦК начнёт рвать страну на 15 частей.

Отношение большинства героев картины к построению семьи заключено в фразе: 'А что, может быть у нас что и получится...'. Трехминутное вкрапление артхауса почти под конец вообще ни к чему и выглядит издевательски - прямо-таки инферно времён позднего Союза. Единственный цельный персонаж со старта фильма - Слава: и то оказывается женат, т.е. ходит налево. Людмила Марковна, что в 'Полётах во сне и наяву', что здесь играет одного персонажа - хорошо украшенную и одетую светскую даму с бардаком в личной жизни. Такое впечатление, что кино создавалось такими же по темпераменту людьми для подобных тем, о неурядицах которых идёт повествование. Ни на какие вопросы картина не отвечает; людям, в независимости от степени устроенности их личной жизни и наличия головы на плечах эта лента ничего, кроме краткосрочного всплеска эмоций, дать не способна.

А что до Тодоровского - через 8 лет он снимает 'прогрессивную' и 'правдивую' 'Интердевочку', запуская окончательно колесо разврата и беззакония на отечественных телеэкранах.

Появившийся для очистки совести (со стороны режиссёра) Шакуров сути фильма не меняет.

Красочно, звучно, умело, но - пусто...

6 из 10

14 июня 2015 | 17:13
  • тип рецензии:

Неожиданно глубокий и многослойный фильм. Вышел на это кино я, благодаря фильму «Киногерой: Век русской мистификации» о советской Золушке и её трансформациях, повлиявших на трансформацию всей страны. Повлиявших больше, чем отобразивших.

Золушка Маргарита из фильма – на вершине (личной, карьерной, социальной). Но вершина всегда эквивалентна провалу – дело лишь в точке наблюдения. В фильме нет собственно золушачества, как в «Москве слезам не верит» - все шаги Маргариты к самореализации оставлены за кадром. Она состоявшаяся женщина, имеющая работу, достаток, квартиру, «рождённую для себя» подрастающую дочку. Таких на изломе СССР были миллионы. Они нарожали миллионы самореализационных детей (бэби-бум 1980-х), которые вообще не были прикреплены ни к роду, ни к племени – похлеще, чем их мамаши, вырвавшиеся из всяких Нижнеудинсков. «Нам так хорошо вместе!» - эта фраза, как и социальная вершина Маргариты, готова в любой миг превратиться в мрачную впадину. Все эти самореализационные дети, вытесненные за стекло, под проливной дождь «реальной жизни», потом в клочья разорвали и СССР, и всех тех, кто им попался под руку уже на их личном пути «самореализации», и теперь продолжают упорно добивать самих себя.

Маргарита танцует сама с собой, одинокая в толпе. Её улыбка легко превращается в оскал, её юная утончённость – в старушечью засушенность. Она даже с долгожданным Гавриловым может быть только на расстоянии изолирующего стекла – не ближе. Как и со своей дочкой. Маргарита полностью замкнута в себе самой – высшее достижение социалистического строительства. (А судьба Гаврилова уже предрешена – это люди в погонах.)

Маргарита смотрит на иные лица, на иные судьбы. Она и завидует им, и презирает. Ей и больно, и спокойно. Такой узнаваемый образ их, их – наших мам, породивших ненужное поколение 1980-х. Они старательно пестовали свой образ, свои манеры, чтобы всё было «как у людей» а в случае Маргариты – выше и утончённее. Что получили? Самое страшное наказание за своё золушачье отщепенство – НАС!

В фильме отлично показаны разные мужские типажи – настоящая коллекция. Фильм – как альмодоваровские «Женщины на грани нервного срыва», только наизнанку. Советский. Союз окончательно угнездился на своём крохотном пространственно-временном шестке. И суть этой победы, в которую не верили ни Троцкий, ни Врангель, ни Гитлер – в них, в этих обобществлённых золушках, отринувших кабалу мужа, семьи, рода, народа. Они делали имя, делали судьбу, делали карьеру, создавали очаги нового матриархата – того, который теперь навечно придавил тут нас всех своим старушечьим параличом. Любая империя строится на женщинах – они есть способ осёдлости мужчин. Советские женщины были выдраны из исконных инстанций Духа, Крови и Почвы и превращены в деятелей коммунистической Идеи. Когда же идея мировой революции иссякла, они так и остались болтаться в испорченном заводами воздухе – ни то ни сё. Бездарные жёны, самовлюблённые любовницы, неумелые шлюхи. Ни к одному из этих вековечных призваний не способны, вечно одинокие в толпе Маргариты. Стремящиеся к тому, что им не нужно и старающиеся наслаждаться тем, что их убивает.

Выжили только самые худшие из этой породы – те, кто, кривя тем, что у женщин вместо души, всё-таки обженили на себе типовых Паш. Они ещё живы – одурманивают себя бесконечно неправдоподобными сериалами, намекающими на неправдоподобную красоту их искривлённых жизней. Лишь бы не видеть своих подросших домашних питомцев, потративших свои жизнёшки на истеричное самодоказательство существования посредством легализованного каннибалистического учреждения, с которым такие нелёгкие отношения были у Маргариты, - семьи.

7 из 10

20 марта 2015 | 16:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: