Солнечный и яркий фильм, полный испанского колорита, с головой погружает в быт приморского города.
Самое интересное в фильме - эмоциональные качели, в которых крутится персонаж Хосе Гарсия, пытаясь завлечь в свой ресторан Сальвадора Дали. Именно на этом фоне главный герой, в исполнении Ивана Массаге, творит свою кулинарную революцию, а другие персонажи - просто творят всякие безумства
В этом смысле очень забавно, что в фильме Сальвадор Дали, известный своим и экстравагантным видом, и поступками, ведет себя подчеркнуто спокойно, размеренно, в то время, как под влиянием и его искусства, и личности, окружающие люди совершают разнообразные безрассудные поступки
В итоге, получился приятный и очень испанский фильм от большого фаната и исследователя знаменитого художника
За вуалью фанатической и доходящей до абсурда погони за единственным и неповторимым С. Дали мы видим зарисовки, большими мазками, из жизни работников ресторана на берегу моря. Отличное противопоставление проработанным в деталях картинам великого сюрреалиста.
Кто же эти персонажи: неугомонный владелец ресторана, непризнанный шеф-новатор из мишленовского ресторана и его брат-коллега в пацифистских манифестациях, из-за которых они вообще оказались в этом маленьком городке и... многие другие, не менее фактурные герои.
Еда, любовь, хиппи, полиция, море… одним словом Испания с иногда нетипичными для неё примесями: сюжетная линия с хиппи хотя и не имеет прямого отношения к ресторану, зато с сотрудники ресторана любят проводить время с хиппи. Представьте смесь испанской вальяжности, настроение любителей сиесты с ещё более беспечными и неподдающимися законам земных пространственно-временных рамок. Такой дух не оставит никого равнодушным!
Главная интрига: язык оригинала. С. Дали отлично владел как французским, так и испанским. Создатели приняли решение взять лучшее от каждого из этих языков: половина фильма на #francais, а другая — на #espanol. Кстати, такое «соседство» лишний раз подчеркивает контраст субличностей, в зависимости от выбранного для коммуникации языка.
На первый взгляд простая комедия, на поверку оказавшееся очень крепкой драматической работой
При просмотре кажется, что это очень простая история с лейтмотивом «стремись к мечте и всё будет» с единственной нестандартной фишкой в той части, что привычный образ главного героя разделен между двумя персонажами, где повару досталось стремление к осознанному желанию, а хозяину ресторана к неосознанному.
Если в части осознанного всё более-менее понятно, разве что можно придраться к изобретению молекулярной кухни в 70х, но как художественная условность событие не противоречит формальной логике, да и фильм даже не пытается, как принято в таких случаях набивать себе цену, прикрываясь плашкой «снято по мотивам реальных событий».
Что же касается неосознанного желания, тут честно говоря не сразу понял истинный авторский замысел. Дело в том, что если бы у автора сценария и по совместительству режиссера ленты не было бы двух доков, посвященных творчеству Дали, что явно говорит, о том что человек в теме разбирается, то смотря ленту в сферическом вакууме, да и еще без попыток понять, в чем смысл задумки разделения образа главного героя, то может показаться, что автор истории сам понятия не имеет в чем заключается суть творчества Дали.
Дело в том, что хозяин ресторана назначив себе кумиром Дали, смог в сильно искаженном виде воспринять только внешние атрибуты его творчества, превратив эпатаж в китч, а сюрреализм в гротескный хаос. При этом в самой ленте нет никаких подсказок, касательно того правильно ли он или нет понял кумира, из-за чего понять авторских замысел возможно, только при условии базового понимания сути творчества маэстро и как следствие, понимания того в чем он расходится с субъективным восприятием хозяина ресторана.
Если это понимание есть, то 2 параллельно развивающиеся истории причудливо переплетаясь объединяются в великолепную экранизацию природы творчества маэстро, в которой сюжетная арка повара показывает насколько нетривиальным мышлением надо обладать, хотя бы банально увидеть потенциал там, куда до тебя никто даже не думал смотреть, а арка хозяина ресторана показывает отношение простых обывателей к подобному творчеству. Это сейчас много лет спустя творчество Дали разжевано так, что 10-ти летний ребенок при желании уже сможет сформулировать идею более-менее грамотно и осознано, а вот современники в большинстве своем видели его творчество приблизительно как показано тут – с одной стороны вроде ярко, оригинально и интересно, но с другой, т. к. ничего подобного ранее не существовало, а пояснительная бригада еще не подъехала, то сформулировать, что это и тем более, как работает, простым смертным было практически нереально, из-за чего каждый фанат наделял базовое творчество понятными себе элементами, и то, как заканчивается эта сюжетная арка, – это хрестоматия драматургии. Хозяин ресторана так в итоге и не смог понять природу творчества своего кумира, но смог примириться с собой и когда он осуществил свое неосознанное желание, проведение подарило ему и исполнение осознанного, но в несколько видоизмененном виде.
Резюмируя – за фасадом легкой комедии тут скрывается неожиданно серьезная и очень хорошо проработанная драма, которую можно заметить только если знать куда смотреть и в этой части она отлично перекликается с сутью творчества Дали, которое без подсказок так же сложно правильно (насколько это возможно) понять.