Солнечный и яркий фильм, полный испанского колорита, с головой погружает в быт приморского города.
Самое интересное в фильме - эмоциональные качели, в которых крутится персонаж Хосе Гарсия, пытаясь завлечь в свой ресторан Сальвадора Дали. Именно на этом фоне главный герой, в исполнении Ивана Массаге, творит свою кулинарную революцию, а другие персонажи - просто творят всякие безумства
В этом смысле очень забавно, что в фильме Сальвадор Дали, известный своим и экстравагантным видом, и поступками, ведет себя подчеркнуто спокойно, размеренно, в то время, как под влиянием и его искусства, и личности, окружающие люди совершают разнообразные безрассудные поступки
В итоге, получился приятный и очень испанский фильм от большого фаната и исследователя знаменитого художника
За вуалью фанатической и доходящей до абсурда погони за единственным и неповторимым С. Дали мы видим зарисовки, большими мазками, из жизни работников ресторана на берегу моря. Отличное противопоставление проработанным в деталях картинам великого сюрреалиста.
Кто же эти персонажи: неугомонный владелец ресторана, непризнанный шеф-новатор из мишленовского ресторана и его брат-коллега в пацифистских манифестациях, из-за которых они вообще оказались в этом маленьком городке и... многие другие, не менее фактурные герои.
Еда, любовь, хиппи, полиция, море… одним словом Испания с иногда нетипичными для неё примесями: сюжетная линия с хиппи хотя и не имеет прямого отношения к ресторану, зато с сотрудники ресторана любят проводить время с хиппи. Представьте смесь испанской вальяжности, настроение любителей сиесты с ещё более беспечными и неподдающимися законам земных пространственно-временных рамок. Такой дух не оставит никого равнодушным!
Главная интрига: язык оригинала. С. Дали отлично владел как французским, так и испанским. Создатели приняли решение взять лучшее от каждого из этих языков: половина фильма на #francais, а другая — на #espanol. Кстати, такое «соседство» лишний раз подчеркивает контраст субличностей, в зависимости от выбранного для коммуникации языка.
На первый взгляд простая комедия, на поверку оказавшееся очень крепкой драматической работой
При просмотре кажется, что это очень простая история с лейтмотивом «стремись к мечте и всё будет» с единственной нестандартной фишкой в той части, что привычный образ главного героя разделен между двумя персонажами, где повару досталось стремление к осознанному желанию, а хозяину ресторана к неосознанному.
Если в части осознанного всё более-менее понятно, разве что можно придраться к изобретению молекулярной кухни в 70х, но как художественная условность событие не противоречит формальной логике, да и фильм даже не пытается, как принято в таких случаях набивать себе цену, прикрываясь плашкой «снято по мотивам реальных событий».
Что же касается неосознанного желания, тут честно говоря не сразу понял истинный авторский замысел. Дело в том, что если бы у автора сценария и по совместительству режиссера ленты не было бы двух доков, посвященных творчеству Дали, что явно говорит, о том что человек в теме разбирается, то смотря ленту в сферическом вакууме, да и еще без попыток понять, в чем смысл задумки разделения образа главного героя, то может показаться, что автор истории сам понятия не имеет в чем заключается суть творчества Дали.
Дело в том, что хозяин ресторана назначив себе кумиром Дали, смог в сильно искаженном виде воспринять только внешние атрибуты его творчества, превратив эпатаж в китч, а сюрреализм в гротескный хаос. При этом в самой ленте нет никаких подсказок, касательно того правильно ли он или нет понял кумира, из-за чего понять авторских замысел возможно, только при условии базового понимания сути творчества маэстро и как следствие, понимания того в чем он расходится с субъективным восприятием хозяина ресторана.
Если это понимание есть, то 2 параллельно развивающиеся истории причудливо переплетаясь объединяются в великолепную экранизацию природы творчества маэстро, в которой сюжетная арка повара показывает насколько нетривиальным мышлением надо обладать, хотя бы банально увидеть потенциал там, куда до тебя никто даже не думал смотреть, а арка хозяина ресторана показывает отношение простых обывателей к подобному творчеству. Это сейчас много лет спустя творчество Дали разжевано так, что 10-ти летний ребенок при желании уже сможет сформулировать идею более-менее грамотно и осознано, а вот современники в большинстве своем видели его творчество приблизительно как показано тут – с одной стороны вроде ярко, оригинально и интересно, но с другой, т. к. ничего подобного ранее не существовало, а пояснительная бригада еще не подъехала, то сформулировать, что это и тем более, как работает, простым смертным было практически нереально, из-за чего каждый фанат наделял базовое творчество понятными себе элементами, и то, как заканчивается эта сюжетная арка, – это хрестоматия драматургии. Хозяин ресторана так в итоге и не смог понять природу творчества своего кумира, но смог примириться с собой и когда он осуществил свое неосознанное желание, проведение подарило ему и исполнение осознанного, но в несколько видоизмененном виде.
Резюмируя – за фасадом легкой комедии тут скрывается неожиданно серьезная и очень хорошо проработанная драма, которую можно заметить только если знать куда смотреть и в этой части она отлично перекликается с сутью творчества Дали, которое без подсказок так же сложно правильно (насколько это возможно) понять.
Кулинарные и околокулинарные фильмы в 2023 году – словно грибы после дождя; казалось бы, уже собрали все в корзинку просмотров, ан нет, вот ещё один на испанской земле притаился. Вроде бы совсем недавно, в январе, баски ругали каталонскую кухню (комедия «Битва шефов»), и тут же в июне в российском прокате – ответ последних в практически безжанровой вещице «В ожидании Дали» режиссёра и сосценариста Давида Пужоля (не путать с Пуйолем, ибо написание фамилий разное), который, такое ощущение, кроме Сальвадора Дали ничем в этой жизни не интересуется – достаточно пробежаться взглядом по его фильмографии.
Конечно, можно бы было сделать серьёзный вид, вооружится правильными словечками и в духе рецензентов «Литературной газеты» и «7дней. ру» приняться рассуждать о том, что новая художественная работа Пужоля «говорит на сложные темы, затрагивая и природу творчества, и религиозную составляющую всякого культа личности, включая политику», «является признанием в любви к испанскому художнику» и тому подобное, но, к сожалению, объективно не получается. Более того, в попытке кратко поведать о чём данный фильм, приходишь к выводу, что ни о чём! И уж совершенно точно, не о Дали и его творчестве, которые здесь скорее эксплуатируются в угоду вымышленному сценарию, чем являются конечной целью авторов.
Два брата-повара бегут из Барселоны последних лет правления Франко (время действия фильма – 1974 год) в Кадакес (провинция Жирона), где волею судьбы обосновался уже сделавший имя и известный во всём мире сюрреалист Сальвадор Дали. Экспрессивный хозяин местного не слишком популярного ресторанчика пытается безуспешно заманить в своё заведение прославленного художника, для чего постоянно докучает его супруге Гале, персональному водителю, да и всем остальным в округе. Рядом бродят продажные полицейские и тупоголовые хиппи, одна из которых – Леся якобы родом из Крыма (и это в 1974 году во франкистской Испании, тогда как на другой стороне Европы – «железный занавес» СССР, ну-ну). Попутно не слишком симпатичная (неужели нельзя было выбрать артистку поприятнее?), но слишком большого о себя мнения дочь хозяина ресторана пытается решить с кем ей спать веселее – с бывшим бойфрендом из общества хиппарей или с заезжим старшим братом-поваром, который якобы талантлив не меньше Дали в своём кулинарном деле, и который со временем становится шефом в ресторане её отца. Причём делает это довольно «обыденным» для испанцев способом – изменяя первому со вторым непосредственно во время свадьбы. Как она пояснила потом, наверное, лучше бы было раньше сказать парню, что не любит его… Да уж, наверное, стоило бы. И где-то невидимо в сторонке от всей этой дурацкой возни и кутерьмы прогуливается великий и ужасный Сальвадор Дали, создавая острую интригу почти двухчасового хронометража – заглянет он всё-таки на огонёк или нет? Само собой сарказм к описанию данного сюжета прилагается.
Поверхностный стиль изложения, нераскрытые должным образом и не вызывающие симпатию герои, невнятная идея и расползающийся по швам сценарий… в принципе, перечислять можно долго, но смысл будет один: «Esperando a Dali» – ещё один фильм с Пиренеев, который не оставляет после своего просмотра хоть каких-нибудь положительных впечатлений. Увы, но испанское кино в последние годы не радует (за редким исключением). Остаётся только надеяться, что что-то изменится в будущем, хотя, честно говоря, предпосылок для этого немного. Впрочем, это уже тема для отдельного обсуждения.
Что же мы имеем по итогу просмотра испанского свежачка «В ожидании Дали»? Имеем мы очевидное подражание Кустурице, которое не вытянули в конце. К огромному сожалению. При наличии очень колоритного и яркого главного героя (папа-владелец ресторана, это просто жемчужина данной картины), парочки прикольных второстепенных в придачу, великолепных пейзажей Средиземноморья и весьма неплохой идеи, авторы умудрились запороть концовку так, что послевкусие от картины осталось крайне неприятным. Я сейчас не про самый-самый финал, хотя и к нему имеются определённые вопросики, а про просто отвратительную сцену свадьбы, откровенно изгадившую всё предыдущее положительное впечатление от фильма.
Второй минус картины в том, что в нём очень неровные актёрские работы. На фоне искромётного Хосе Гарсии два других главных героя – братья-повара смотрятся, скажем так, блёкленько. Ну и здесь крайне специфичный подбор женских персонажей – брезгливо-надменная Гала, со всеми присутствующими разговаривающая исключительно через губу, феерически неприятная внешне главная героиня (видимо в Испании сейчас совсем всё плохо с симпатичными актрисами, если первую красавицу у них исполняет ЭТО), ну и вишенкой на торте – затесавшаяся среди испанских хиппи русская барышня, родившаяся в Крыму (!, это в 74-м то году во франкистской Испании, вы серьёзно?). Про молекулярную кухню (опять же в 74-м году!) я вообще молчу. В общем жаль, потенциал у ленты был огромный, но… не смогли.