Пристань в предрассветной тишине. Укутавшись от холодного, влажного ветра, Ребекка то и дело оборачивается. Он обещал проводить. Не считая деда, Томми единственный дорогой ей человек и друг на этом побережье. Еще миг и паром отчалит, а в памяти на долгие годы останутся озаренные рассветными лучами дедушка, гигантская статуя моржа и... он, друг детства, так и не пришедший попрощаться. Девочку ждет далекая и загадочная Япония, уехав в которую, она, вероятнее всего, так и не узнает, в чем заключалась «задумка» друга, упомянутая им накануне.
Детская дружба... Взрослые чаще всего не воспринимают её всерьез, но иной раз такая связь намного сильнее, чем может казаться, особенно, если этот друг один единственный. Именно такая, почти детская привязанность и пара вопросов, заждавшихся ответов, спустя несколько лет уже повзрослевшую Ребекку снова приводят в прибрежный город её детства, в город, в котором из её родных никого не осталось, в котором её никто не ждет. Да это и не важно, ведь этот городок пропитан её воспоминаниями о крепкой дружбе и печальном, неопределенном моменте расставания, он пропитан воспоминаниями о Томми.
Дружба, ставшая любовью, трагическая и глупая смерть одного из влюбленных, а после иногда вполне обоснованные, иногда весьма странные поступки страдающего из-за потери — всё это уже было и не раз. Но все эти избитые сюжетные ходы в фильме «Чрево» являются лишь канвой, на которой вырисовывается огромная драма, а, может быть, даже трагедия одной маленькой женщины, которая, не смирившись с потерей, пошла ва-банк, положив на кон самое ценное, что есть у человека, - время. Благо в недалеком будущем наука преуспела в клонировании, доступном каждому желающему. Отчаянный поступок по-доброму глупой женщины, со всей свойственной ей импульсивностью, нету смысла осуждать — не впервой. А вот «слепой» расчет не без примеси эгоизма — ещё как! На что она рассчитывала? Что клонирует, выносит, родит и вырастит такого же Томми? Причем не Томми-друга, а Томми-любимого. Что он об этом никогда не узнает, что о нём никогда не узнают? В конце концов, какого отношения к себе она ждала?
Но даже учитывая список запоздалых вопросов, Ребекке, в удивительном исполнении Евы Грин, невозможно не сопереживать, заведомо зная, что её участь предрешена. Её безрассудная любовь сыграла с ней злую шутку, а заодно и с любимой «копией». Взгляд Ребекки, выносившей и родившей «нового» Томми, отнюдь не материнский, и даже не дружеский. Этот взор, скользящий по взрослеющему мальчику, переполнен спокойным внешне и сжигающим изнутри вожделением. Она растит не сына, а объект своего желания и однажды оборвавшихся мечтаний, но вслух так никогда этого и не признает.
Но ставка проиграна, и времени уже не вернуть. Бесконечно длинные ночи в мучительном одиночестве женщина коротает со своим преданным спутником, бессонницей. Её сознание, как плотоядный червь, уже давно подтачивает мысль, что любимый ею Томми не принадлежит ей, да и не принадлежал никогда. А в соседней комнате, за тонкой стенкой, очередная юная и ненасытная зазноба делит ложе с ее любимым. И пока Ребекка из последних сил пытается играть в «сыночки-матери», а Томми в упор не замечает очевидной фальши, тайна всё больше начинает выпирать, трещит по швам, норовит выбраться наконец из заточения в многолетнем молчании, сорвав «розовые очки» с псевдоматери и разув глаза псевдосыну. Несколько минут, чтобы наконец-то испытать желаемое, и лишь миг, чтобы осознать... Так кто же ты, Ребекка? Ты не мать, не любимая и даже не друг, ты всего лишь «чрево», обеспечившее жизнь мужчине, которому никогда не стать твоим.
« – Куда ты – туда и я.
– Нет, ты со мной не поедешь. –
Значит, и ты не поедешь.»
Любить так, чтобы весь мир существовал только в отдельно взятом человеке. Решаясь на смелые поступки и жестокие жертвы, принимая даже ненависть за награду, – лишь бы любимый человек оставался рядом. Венгерский режиссер Бенедек Флигауф ведет свое повествование в противоречивом фильме «Чрево» отчаянным слогом, в котором воедино сливаются бездушная хладнокровность и обжигающий кипяток страсти.
Первая англоязычная работа Флигауфа, рассказывающая футуристическую историю любви, похожа на безумный крик. Однако, этот крик не может прорваться через сковывающий его панцирь. Очень медленно и невыносимо профессионально выстраивает автор одну сцену за другой. Каждая из них – красивый умный кадр, снятый не случайно, но обдуманный и обработанный с особой хирургической скрупулезностью. Холодными мокрыми красками разливает режиссер-художник настоящее море необычного и неожиданного конфликта. Это море мятежно – и переплыть его без слез для зрителя вряд ли удастся.
… Влюбившись в одногодку Тома, семилетняя Ребекка вынуждена расстаться с ним и уехать с матерью в Токио. Спустя двенадцать лет девушка возвращается в прибрежный городок, чтобы снова быть с любимым человеком. Но из-за нелепой случайности Том погибает. Ребекка, ставшая косвенной причиной его гибели и смятенная от этого синтезом чувства вины и нереализованной любви, решается на смелый шаг: клонировать Тома, самостоятельно выносив и родив его. Девушка даже подумать не может, какую цену ей придется заплатить за этот поступок…
Текстовая гладкая структура сюжета «Чрева» очень похожа на манеру письма английской писательницы-фантаста Дорис Лессинг. Схожесть проявляется еще и в том, что фильм, в котором конфликт возникает исключительно из-за того, что события происходят в будущем, где клонирование человека – это, пусть и презираемая многими, но все-таки повседневность, исследует трагедию личности, но не посвящает нас в особенности и специфику новых технологий. Все то, чего достигли ученые, все то, к чему пришел из-за этого мир, – остается за кадром. Перед нами – женщина, которая решила вернуть к жизни любимого человека, и любимый ею человек, который и знает не знает, какую тайну хранит его «мать», и какие чувства она к нему испытывает.
Фильм снят без единого спецэффекта, но с беспощадными крупными планами и великолепными операторскими находками. Безжизненность и хладнокровность вдруг пощечиной сменяются сжигающим сердце пылом самых удивительных оттенков жестокости, нежности, отчаяния. Застывшая, словно замерзшая собака уступит место очаровательно крякающей игрушке динозавра, которая будет закопана буквально живьем. От улитки, которая видела вокруг себя только травинки, но так и не попала с Ребеккой в Токио, потому что Том проспал и не пришел ее проводить – осталась лишь одна раковина. А записка от Тома, которую Ребекка случайно обнаружила уже после смерти любимого, гласила: «Я буду ждать тебя столько, сколько придется».
«Чрево» – это фильм, который останется в вашей памяти. В некотором плане, это своего рода бенефис актрисы Евы Грин, исполнившей роль Ребекки. В определенной степени, мы имеем дело с экспериментом, происходящем на авторском, визуальном, повествовательном и структурном планах. У Бенедека Флигауфа получилось удивительно женское кино, в котором столкнулись бесконечная любовь с материнским инстинктом, а преданность встретилась лицом к лицу с извращением, как моральным, так и физическим.
И удивительное – «Чрево», рассказывающее нам историю трагическую, этически неоднозначную, заканчивается загоревшимся в темноте огоньком. Неслучайно, на жалобы маленького Тома, постоянно умирающего в компьютерной игре, Ребекка просто и мудро заметит: «А ты попробуй еще».
…Девушка на велосипеде проезжает мимо статуи моржа на пристани и белых заборчиков. Она останавливается, эта девушка в вязаной шапке, и начинает говорить с висящей рыбацкой курткой, с которой вода обильно стекает в серо-голубой таз. Ей отвечает мама мальчика, который был готов ждать девочку столько, сколько потребуется.
Теперь вы понимаете, что вас ждет.
Если вы встретили тут спичечный коробок, то в нем нет спичек, из которых можно высечь пламя, лишь засушенные временем улитки и записочки.
Нордическая лента основана на фрейдистских и футурологических мотивах. Клонирование само по себе имеет моральную проблематику, но в данную ситуацию добавлен еще и двойственный ролевой компонент. Главная героиня становится матерью любимого человека, рожденного наново. По шокирующему порогу эта арт-хаусная картина явно не доходит до «Антихриста» Ларса фон Триера, где на отшибе цивилизации исследуются опасная сущность женщины и говорящие звери, от чего страдает Уиллем Дефо и некоторые зрители.
Это медитативное, ракурсное кино. Такое, как фотографичный «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» Стивена Шейнберга. Ржавая лодка, на которой сидят разнотемпераментные дети, похожа на надкусанную, начавшую гнить грушу. Если что-то уже случилось, то это повторится. Так или иначе, возможно, в причудливых формах. Будь то человек, или его чувства, или его привычки. Колесница на спичечном коробке. У Ребекки в исполнении Евы Грин чувственность пробуждается очень рано, но редко когда проявляется. Все эмоции застывают у нее в глазах. 9-летняя Ребекка долго сидит в ванне. Она будет сидеть так и через 12 лет. Спустя еще 7 лет она сидит там с голым мальчиком, декламирующим ей стихи. Иногда она оборачивается медленнее, чем надо, и плачет морем.
«Я не знаю, кто я. Я не знаю, кто ты,» — говорит Томми, сыгранный Мэттом Смитом. Томми, который не чурается выражать собственные чувства. Пусть все повторяется, но каждый раз это происходит иначе. Причина, по которой ничего нельзя вернуть.
Фотографии в альбоме заканчиваются. Остаются пустые страницы, пустые воспоминания и море. Прилив-отлив. Холодный гребень волны. Другие двое будут бежать в синих куртках по ветру побережья.
У людей на фотографиях и видео нет возраста, они всегда будут такими, какими там запечатлены. Какими мы их помним.
Да, это классический арт-хаус. И это шикарный арт-хаус!
Завораживающий фильм! Захватывающий и погружающий в себя. И дело тут не в сюжете, хотя он и оригинален, но об этом позже... Режиссерская работа - просто на высоте. В фильме очень мало слов и диалогов - смысл и эмоции доносятся только посредством визуализации и звукового фона. Я давно не видела подобного. Такое ощущение, что воспринимаешь то что видишь на другом уровне - такой своеобразный '5d'-эффект...
Относительно сюжета... Это сложная тема. Неоднозначная. Спорная. Но клонирование будет - пусть не через пять или десять лет, но через четверть века - точно. Но для меня суть фильма даже не в этом. Главное, что пытается спросить у зрителя автор - где есть ГРАНЬ? Именно спросить - потому что ответ у каждого свой. Где грань в любви, где в самопожертвовании, где в науке. Почему любящая девушка решила пойти на отчаянный шаг и родить погибшего возлюбленного, а его мать была против этого и уговаривала отпустить? Кто из них любит его сильнее..?
Это не 'Шестой день', где клон появляется мгновенно в том же состоянии, как перед смертью. Это долгий путь нового человека. И тот Томми, который родился в результате клонирования не мог стать тем Томми, который нелепо погиб в автокатастрофе. '...Нет одинаковых перьев...и одинаковых снежинок'
Согласна со всеми ранее писавшими рецензии - фильм будет воспринят не всеми. В него нужно нырнуть и погрузиться, тогда он пройдет... иначе вы увидите только ржавые лодки, странных девочек и мертвых улиток...
После прочтения синопсиса, казалось бы, между этим фильмом и зрителем больше не остается никаких секретов – все ясно от начала до конца. Кроме того, лично меня, несмотря на желание его увидеть, все же терзали сомнения: тема клонирования, часто и давно встречающаяся в кино, продолжает вызывать у меня легкие мурашки, не говоря уже о более чем явном намеке на инцест. Тем не менее, любопытство и Ева Грин сделали свое дело.
Фильм, как и многих, поразил меня своей неповторимой и леденящей душу атмосферой, пасмурной красотой морского пейзажа, шумом моря в качестве музыкального сопровождения. Но «Чрево» привлекает не только внешними признаками. Каким-то образом эта гулкая тишина, нарушаемая лишь приливами и отливами волн, предельно подчеркивает и заставляет полностью погрузиться в происходящее на экране.
И можно практически осязать: трогательную привязанность маленькой девочки к своему веснушчатому приятелю; молчаливую решимость взрослой девушки, принимающей самое главное решение в своей жизни; обреченную уверенность зрелой женщины в своей правоте.
Возродить погибшего возлюбленного любой ценой, пусть даже в образе собственного сына – мысль эта - кощунственна, и никак укладывается в голове. Но решение это главная героиня принимает, не колеблясь, и не вдаваясь в вопросы морали и здравого смысла. Это - единственно возможное продолжение ее существования и она с готовностью подчиняет свою жизнь этому заранее обреченному предприятию. Дать ему снова жизнь – в ее силах, а остальное для нее не имеет значение.
По структуре своей, весь фильм здесь держится на игре главной героини, и Ева Грин в роли Ребекки показывает высокий класс. За минимумом реплик, в ее глазах можно прочитать весь широкий диапазон чувств, которые она испытывает к единственному человеку в своей жизни: одновременно и свою преступную любовь, и тотальное самопожертвование, страх будущего и обреченность настоящего.
Фильм из тех, что оставляют после себя ту пустоту, которая постепенно наполняется мыслями и вопросами, на которых трудно найти ответы.
Он чем-то чужд мне, мой сын, которого я ждала, как ждут любимого…
Strange he is, my son, whom I have awaited like a lover… - D.H. Lawrence
Что делать, если вы любите кого-то настолько сильно, что мысль о существовании без него причиняет физическую боль? Как поступить, если все вокруг говорят принять это и двигаться дальше, а жизнь дает шанс вернуть этого человека?
А ведь на самом деле помимо открытых возможностей клонирования, наша жизнь ничем не отличается от вашей. Со стороны, наверное, скорее покажется, что это не будущее, а альтернативная реальность. Но пусть клонирование и доступно для всех, оно по-прежнему не полностью принято обществом. В мире есть аббревиатура – NIMBY («not in my back yard»), что дословно означает «только не на моем заднем дворе» и относится к ситуациям, когда люди, кажется, не имеют ничего против какого-то явления, но предпочитают, чтобы на их жизни оно никак не влияло. Так и здесь – казалось бы, никто не осуждает такой выбор, но при этом матери прямо говорят, что не хотят, чтобы их дети «сталкивались с этими вещами лично».
Да, можно долго спорить об этичности репродуктивного клонирования. Можно рассуждать о копировании генотипов и фенотипов. Можно убеждать себя в том, что всё равно это будет немного другой человек – с несколько иными чертами лица, голосом, с другим ветвлением кровеносных сосудов и Бог весть чего еще. А можно не спорить, не рассуждать, не сомневаться. Можно просто вцепиться зубами в появившуюся возможность, дать себе еще один шанс на счастье.
Я встретила любовь всей своей жизни, Томми, когда в совсем юном возрасте приехала на лето к своему деду. Мы с Томми провели вместе несколько пасмурных и дождливых месяцев, и, поклявшись друг другу в вечной любви, расстались. Я уехала с матерью в Токио, чтобы жить на 72 этаже, и тогда это казалось лишь очередным увлекательным путешествием.
Когда я вернулась, мы сразу узнали друг друга. Мы просто посмотрели друг другу в глаза, и поняли всё без слов, несмотря на то, что прошли долгие 12 лет. Казалось бы, ожидание было не напрасным, но наш роман был недолгим, потому что в него вмешался случай. Оглядываясь сейчас назад, понимаешь, как нелепо и глупо всё произошло. Мы были разлучены, как казалось сначала, навсегда, но я не могла смириться с этим, и решила воспользоваться той возможностью, которую подкинула мне жизнь. Когда-то Дэвид Герберт Лоуренс писал о матери как о той, кто, потеряв любовь своей жизни, долго ждала этому человеку замену, но в итоге отдала всю нежность своему сыну. Так и я стала матерью для того, кто должен был заменить мне человека, которого я любила больше жизни.
Я не хотела уезжать оттуда. Почему? Просто эти места напоминали мне о моем потерянном Томми. А еще они как нельзя лучше соответствовали некой атмосфере моей меланхоличной любви к нему. Очень много воды – постоянный дождь и безграничный океан. Много неба. Много открытого пространства. Серый и синий цвет. И тишина. Редкие и часто ничего не значащие бытовые разговоры. Окружающая действительность была больше похожа на сон, чем на реальность. Иногда мне кажется, что другого мира я не знала никогда.
И весь этот мир оказался не так идеален, как я того ждала. Мой Томми рос, в то время как я неумолимо старела. Со временем он стал точной копией человека, которого я любила. И от того особенно тяжело было принять то, что это не Он, и что в жизни моего сына тоже появится женщина. Иногда я забывалась в общении с ним. Я так скучала по своему прошлому, так страдала и была сломлена внутри, что ситуация выходила из-под контроля. Я сражалась одновременно с не находящей выхода сексуальностью и душившей меня тоской, понимая при этом, что не чувствую от него отторжения моих эмоций и чувств.
Никто не знает, как и когда этому был бы положен конец, но произошло то, что заставило меня открыть правду. И если вы понимаете, что почти невозможно сказать ребенку, что он приемный, попробуйте понять, сколько мужества требуется, чтобы открыть гораздо более шокирующую правду, которая приведет к неизбежной развязке.
Нужно поместить себя в центр моей истории, поставить себя на моё место, чтобы прочувствовать и попытаться понять. Потому что со стороны получится только осуждать. Это не очередная вариация мифа об Эдипе, это неловкая жизненная ситуация, соприкоснувшись с которой, комфортно себя чувствовать у вас вряд получится.
До просмотра этого фильма я была обеими руками за клонирование, и мне казалось странным, что у нас приостановили работу по разработке процесса копирования людей. Ведь что может быть лучше, чем вернуть любимого человека.
И тут, посмотрев этот фильм, я совершенно четко осознала, что главная проблема тут - этическая.
Вправе ли мы менять предначертанную богом судьбу, если человек умер, не лучше ли оставить все так, как есть, и не бередить раны?
Главное героине-Ребекке (Еве Грин) предстоит нелегкий выбор, ведь она решила клонировать горячо любимого человека, для того, чтобы всегда быть вместе с ним. Парадоксальность ситуации заключается в том, что она вынашивает, рожает и воспитывает этого клона, то есть фактически она становится матерью своего возлюбленного. Ребекка изо всех сил старается проявлять к нему лишь материнские чувства, но ее с силой тянет к нему. Ей трудно противиться этому чувству. Особенно сложно становится Ребекке, когда Томми (Мэтт Смит) взрослеет и становится тем, кого она потеряла, он встречает Монику (Ханну Мюррей). И они начинают жить втроем.
Такая ситуация невыносима для Ребекки. Как мать она понимает, что не может вечно держать сына подле себя, но как любящая женщина она не хочет отпускать мужчину, ради которого она пошла на такие жертвы.
Такой выбор не под силу каждому.
Я думаю, Бенедек Флигауф пытается донести до нас одну мысль: призраки умерших людей не должны преследовать нас всю жизнь, если кто-то умирает, он должен жить в наших сердцах и не нужно гнаться за призрачной мечтой его вернуть.
Люблю фильмы после которых не хочется говорить, хочется размышлять...ощущать.
Когда заканчивается фильм, отводишь глаза от экрана, выпадаешь из этой картинки, и постепенно, заново осознаешь, кто ты, где ты...
Фильм, один из таких, в которые погружаешься с головой...
Благодаря сюжету, благодаря операторской работе, игре актёров создаётся какая-то своя атмосфера.
И шум моря, вместа OST'а на заднем плане, на который не обращаешь внимание, но который воспринимается подсознанием.
Ева Грин (Ребекка) бесподобно перевоплощается из молодой женщины в мать-одиночку, живущую со взрослым сыном, в одиноко стоящем на берегу, доме.
Кстати, сам дом, стоящих не на земле, на свях, как-будто висит в воздухе, он на мой взгляд отражает главных героев, которые живут в своих собственных мирах как-будто бы тоже на сваях...
стереотипы которые мешают принять, воспринять этот фильм...
Тема клонирования своего любимого человека, воспитывать ребёнка щекотлива, но Бенедек Флигауф, сумел не заходить за грань, фильм НЕ неприятен.
стереотипы консерватизма в фильме...
Разговор с этими молодыми мамашами, не воспринимающие клонов, и готовые не боятся этим разрушать этим жизнь детей...
Фильм поражаюший, нет ни единого лишнего кадра, ни единого лишнего слова в диалогах, монологах героев, но от этого нет ощущения пустоты, нет ощущения недосказанности...
Я даже не знаю, не стоит пересказывать его, его нужно посмотреть таким, каков он есть, не стоит читать то, каким его воспринял кто-то другой...
Среагировала лишь на название 'Чрево': не читала рецензии, не знала, кто в ролях, никогда не видела рекламу, никто не рекомендовал, не была под воздействием трейлера, и, несмотря на такой просмотр с «чистого листа», отмечая ту самую затянутость, о которой прочла позднее, ни разу не захотела выключить (смотрела глубокой ночью).
Именно в этом фильме уместно такое количество тишины, волн, пустоты, одиночества, минимума общения, так как они полно передают бесконечность терпения, жертвенность, глубину тайны, с которой трудно жить, но и поделиться ею невозможно.
Фильм произвёл впечатление тем, с какой стороны раскрыта тема Клонирования. Кажется, после просмотра этой картины уже можно однозначно утверждать, нужно оно или нет.
Не понравилось только то, как подобрали актёров, исполняющих роль маленького Томаса и взрослого, отрезвляет их внешнее несходство, даже немного раздражает.
Несмотря на отсутствие эротических сцен, ощущение секса в фильме много, при чём, которому приходится поддаваться, одновременно сопротивляясь.
Концовка предсказуема, но именно такой её и ждала (имею в виду, я именно хотела посмотреть определённую сцену).
Сам фильм является риторическим вопросом. Рекомендую просмотр далеко не всем, и даже избранным – в определённое время суток.
«Твори, что ты желаешь, да будет то Законом» Алистер Кроули
Тема клонирования довольно часто появляется в кино, каждый раз находя разное прочтение, от таких драм как «Луна 2112» и «Клон возвращается домой», до фантастик и боевиков как «Остров», «6-ой день», ect. Все эти фильмы, объединенные лишь общей темой, но такие разные по сути, у меня всегда имеют оглушительный успех. Даже и не знаю, либо все эти фильмы действительно хороши, либо все что связано с клонами хорошо для меня?!
Но. Тут речь пойдет о совершенно конкретном фильме. Удивительном. Меня он действительно удивил, потому что перед просмотром я наткнулась на множество довольно прохладных отзывов и, по правде сказать, приготовилась увидеть что-то весьма сомнительное. И, после просмотра, еще раз убедилась, что в выборе фильма стоит полагаться лишь на свое чутье и какую-то внутреннюю тягу к просмотру (ну и на стоящие рецензии).
«Чрево» еще с начальных титров пообещало мне оказаться хорошим фильмом, ну а на конечных титрах, я уже точно знала, что фильм хорош. Да, его не станешь рекомендовать к просмотру всем подряд, но если вы тот, кто полюбил «Принцессу и Воина» Тыквера и «Тайную жизнь слов» Изабель Койшет, или вам нравится «101 Рейкьявик» с «Корабельными новостями», то возможно, вы полюбите и «Чрево». Палитра, темп, сюжет, пейзажи, диалоги – все в этом фильме органично. Он продуман. Сбалансирован. Каждый кадр на своем месте, режиссер явно знал, каким именно должен быть его фильм. И актеры великолепны. Говоря актеры, я, прежде всего, имею ввиду Еву Грин. Другую актрису я там просто не вижу. Она настолько органично вплетена в историю, что без ее хрупких плеч, тонких пальцев и синих-синих глаз, я бы, вероятно, просто не поверила в происходящее. Героиня в этом фильме вообще сорвала максимум моих восторгов. Ее образ, ход ее мыслей и поступков, очень импонирует. Это не мечущийся, терзаемый сомнениями персонаж, а цельная храбрая героиня, какой только и может быть героиня в Истории о любви. Весь фильм она, несмотря на зримое присутствие своего возлюбленного, сражается и живет в одиночку. И этот дом на берегу, как маяк на конце света, лишь подчеркивает и углубляет ее изолированность. И какую-то святость. Ведь сказано у Блейка: «Все живое свято». Каждый поступок – священнодействие. Ребекка сотворила ради любви не мир целиком, а его составные части. Клон или нет, какая разница, если он тут, рядом, живой. «Разве можно желать большего?». Да, Они, и тот и другая уже не такие, какими Они были или когда либо намеревались стать. Но это уже больше чем ничего.
Еще раз повторюсь, что «Чрево» удивительный фильм. Интригующий. Эротичный. Смотрите его в одиночестве. Это удовольствие из тех, которые лучше не делить.