Этот замечательный сериал является бесценным подарком для любителя по-настоящему мудрых и трогательных историй, увлекающих в свой собственный волшебный мир старых чехословацких сказок, дарящих неописуемое зрительское удовольствие детям и взрослым. Делает проект особенным тот факт, что в постановке участвовал целый ряд актёров и актрис из различных стран мира, радуя действительно талантливыми лицедеями, создавшими колоритные образы. Но и это не всё, ведь пред нами даже не столько сказка, а сколько сказочная экранизация «страшной» книжной классики, умело вобравшая в себя охапку фундаментальных жанровых архетипов, кажется уже вечно живущих на страницах и экране. Поразительным образом автор гармонично совместил воедино готических детищ Мэри Шелли и Брэма Стокера с народным фольклором, превратив общий результат в чудесный рассказ, где будет немножечко страшно, невероятно весело, местами грустно, предельно захватывающе и очень душевно, собственно, как и в реальной жизни, где добро неделимо от зла, ведь иначе не обретёшь мудрость, верных друзей и настоящую любовь.
Всё начинается с неунывающего мальчишки Макса, удравшего из бродячего цирка, где сиротке жилось нелегко. Очутившись во Франкенштейново, попав в угрюмый замок, населённый чудовищами и духами, он окажется свидетелем дивных вещей, например, созданием бароном своего легендарного Монстра. В это самое время в гости приезжает тётя Франкенштейна, чья широкая душа, чуткий подход к каждому и дружелюбие сумеет сплотить заколдованных страшилищ вместе, которые на самом деле одиноки и по-своему несчастны, а ещё очень комичны.
Да, посмеяться тут можно будет вдоволь! Уж очень яркое прочтение персонажей получилось, что собраны под одной крышей для массы курьёзных ситуаций. Скажем, граф Дракула, представленный аристократичным Ферди Мэйном, может легко оказаться радиолюбителем со спрятанными антеннами в плаще, ведь летает высоко и ловит разные сигналы, а ещё всё время незадачливо кусается, ломая зубы. Эдди Константин, сыгравший Водяного, получился милым добряком, страдающим от любви выпить, из-за чего частенько пускается в авантюры. Дух огня Сепп похож на фокусника с нескончаемым запасом пиротехнических трюков, Игорь – забавный дряхлый старичок, Монстр – неуклюжий великан…
Только смех смехом, а неподдельно подкупает фильм другой стороной чудищ, закладывая в них свои драмы и дилеммы, когда оборотень изучает астрологию, музицирует и извечно борется со звериной натурой, в итоге приходя к неожиданному, но единственно правильному умозаключению, что лучше быть счастливым волком, чем несчастным человеком. Бродящая не живой и не мёртвой Эржебет Батори не случайно напоминает белый фантом, способный растворяться в воздухе, будто её тут ничто не держит, ведь у неё есть своя собственная трагедия, опять-таки изумительным образом облагородившая предмет для зрительских усмешек – проклятого Игоря. Да и само создание Франкенштейна, прозванное Альберт, проходит стадию показательных метаморфоз от гротескного вида искусственного человека с доверчивой душой ребёнка, чьё необузданное рвение наломает много дров, до настоящего мужчины, открывшего чувство любви, сотворившее истинное чудо, преобразившее чудище до неузнаваемости. Тут особенно хороша его невеста Клара, сыгранная Барбарой Де Росси, чьи глаза так чисты и глубоки на экране, тонко передавшая девичью отвагу идти за голосом огромного сердца вопреки меркантильному расчёту. Само собой, не стоит забывать про неугомонную тётушку – Вивека Линдфорс – напоминающую вечно странствующую цыганку с душой нараспашку, носящую в себе бездонный колодец теплоты и внимания, дарящих их каждому за неимением кого-то особенного рядом. В её компании всегда весело и уютно одновременно.
Двоякий подход к страшилищам выписывает неглупый конфликт меж ними и простыми горожанами. Люди здесь зачастую олицетворяют закостенелость мысли, страшное мракобесие, неспособность мечтать и верить в чудеса, словно они только сонно существуют мертвецами в пивной, боясь всего нового и светлого. Жители замка Франкенштейна представляют, пускай несчастных, потешных, когда-то натворивших бед, но искренне живых внутри существ, приветствующих прогресс науки и мысли, находящихся в ладах с природой, умеющих помогать друг другу и радоваться удачам друзей.
Сериал пролетает буквально незаметно, всё время заставляя ждать очередные эпизоды-приключения в сказочно-страшном городке, увлекая насыщенным развитием дел и раскрытием характеров героев, с которыми так грустно расставаться в финале под постоянную песенку о страшилищах, ведь им очень сложно не сопереживать или удержаться от общего смеха. Если Вам нравятся подлинно добрые сказки, рассказывающие о главных вещах в жизни, о дружбе, любви и взаимопомощи, а также очень любите всех этих книжно-классических монстров, то обязательно загляните во Франкенштейново, заселившись туда вместе с чуткой тётушкой и отважным сироткой Максом, насладившись волшебным путешествием в семь серий.
Посвящаю Ире в её день рождения!