До развала Союза оставалось совсем чуть-чуть… 89-й год… Времена той самой перестройки, а пока еще советские режиссеры продолжали снимать пока ещё советские фильмы с пока ещё советскими актерами…
Но, несмотря на всю еще советскость, в воздухе витало «новым временем». Вот и в «Криминальном квартете» несложно заметить такие словечки, как трахаться, педераст, продажные менты, задница, частный бизнес – которые чужды чистоплотным исконно советским фильмам.
«Криминальный квартет» по большому и счету и получился чем-то средним между детективом, сделанным in Russia и боевиком, произведенным in USSR. А лично для меня он напомнил французские детективы с Бельмондо (нечто похожее снималось с Жан-Полем и не раз) и Ван-Даммом (великолепное карате от… Караченцова).
Впервые фильм увидел давненько, да и то его концовку. Но скажу честно, она меня приятно удивила: мало того, что довольно бойкая и остросюжетная, так еще и в главных ролях в образах русских Делонов сплошь да звезды! И Караченцов, и Щербаков, и Стеклов, и Еремин! И все главные, и все герои!
…Не знаю как для вас, а для меня те факты оказались убедительным аргументом, чтобы пускай спустя и несколько лет, но все-таки увидеть из-за чего собственно и возник весь сыр-бор с кражей мальчика.
История такова…
Омская обувная фабрика выпустила нехилую партию бракованного товара. И все бы ничего, да только технология французская и товар стоит, соответственно по-французски, даже бракованный. Несложно догадаться, что разницу от продажи бракованной обуви по французской цене, владельцы фабрики клали в свой карман, а это порядка 200 тысяч советских рублей, что, сами понимаете, на то время о-го-го! Делом занялась прокуратора в лице Семена Портного, и все бы вроде шло по маслу, но сына прокурора Портного внезапно похитили именно те самые «обувщики», которым он преградил дорогу к незаконной прибыли. На продажных ментов полагаться нельзя, а значит выход у прокурора один – действовать самому. И вот… бодрый квартет в лице Марата Муханова (опытный капитан милиции и лидер квартета), его помощника и коллеги Сараева (самый активный драчун), корреспондента Ларина (человек, конечно, смышленый, но не самого неробкого десятка) и самого Портного – взялся за поиск похищенного сына прокурора.
На кону – голова ни в чем не повинного мальчика, а еще и справедливость, за которую четверо бывших детдомовцев борются долгие годы на своих работах.
Караченцев (Муханов) – лицо самое узнаваемое и уважаемое, это факт. Но тем не менее, какое же приятное ощущение оставляет он после всей своей крутости в детективе (а-ля озвученный им же не единожды коллега Жан-Поль), а также после всех боевых приемов и боев. Супер! Щербаков (Сараев) далеко от него не отстает и, не взирая на то, что сейчас он более известен как комедийный актер, но тогда он давал жару преступникам не хуже Караченцова. Стеклов (Портной) – звезда российских фильмов и сериалов начала нулевых. Еремин (Ларин) – известный актер, но более известный как актер дубляжа (в фильме он а-ля Делон). Также присутствует еще несколько известных личностей, таких как Клюев, Фарада, Прыгунов, Спиридонов.
Фильм – абсолютно прост! И понятен тоже! И несмотря на то, что он детектив русский, по крутости и остросюжетности абсолютно не уступает тем же французским или американским аналогам. Отмечу отдельно боевые сцены (вот уж где гордость наконец-то за наших берет!). Смотреть можно, а любителям детективов и просто добротных советских фильмов тем более.
Отличное кино. И, действительно, настоящий квартет на экране. Чрезвычайно яркие актёрские работы, выделить среди которых какую-то одну особенно почти невозможно – настолько классно герои смотрятся вместе, образуя единое целое. И всё же приз личных симпатий я отдаю Б. Щербакову. Пожалуй, это самая запоминающаяся серьёзная роль в карьере актёра. Во всяком случае для меня он в первую очередь именно Сараев из «Криминального квартета». Браво!
Непременно стоит отметить и исполнителей пусть и небольших по объему, но тоже весьма заметных отрицательных ролей: Б. Клюева, В. Спиридонова, И. Ясуловича. Согласитесь, настоящие герои заслуживают и достойных противников: тем напряженнее борьба, тем ценнее победа.
Что касается общего впечатления от просмотра, хочется отметить удивительное сочетание некоей торжественности, благородства («Если это не сделаем мы, этого не сделает никто»), юмора («Что-то потерял дорогой? Я же говорил, хоть талон возьми») и, в то же время, трагичности и даже обречённости в каком-то смысле («Прокурор города назначен прокурором области»). В результате мы имеем абсолютно серьёзный, местами жёсткий и суровый фильм, который, тем не менее, смотрится с огромным удовольствием и интересом.
Ну а украшение картины – вне всякого сомнения, диалоги. Это, определённо, один из тех фильмов, которые вмиг расходятся на цитаты. Одно только появление в кадре героя И. Ясуловича чего стоит. Неподражаемо! Ну и, конечно, каждый «сольный номер» в исполнении Б. Щербакова – это что-то. Не зря же начальник говорит: «Я твой костоломовский почерк уже по сводке узнаю!» Впрочем, тут едва ли не каждый из героев успевает блеснуть не только профессиональным мастерством, но и остроумием. Говорю же: квартет!
Отличный финал – просто образец для подражания, на мой взгляд. Выигранная битва («Витёк, можно, Витёк!») и тут же недвусмысленный намёк на продолжение (если не сказать начало) войны. Плюс грамотно подобранное музыкальное сопровождение. Исчерпывающе. Уж насколько мне нравится «Я объявляю Вам войну», но там именно этого элемента, как ни крути, недостаёт. Отсюда ощущение наивности и т.п. «Криминальный квартет», что и говорить, кино более реалистичное. Отсюда, я полагаю, и разница в оценках. В данном случае – безоговорочные
Фильм смотреть исключительно поколению конца 80-х начала 90-х годов, что бы вспомнить житие - бытие тех времен (очереди в магазинах, продажа спиртного после 11.00 и т.д. и, конечно же, так называемый 'рекет'). Очень порадовало наличие постсоветского юмора и отдельно игру несравненного Щербакова.
Одна из лучших кинокартин, снятых на стыке двух российских эпох. Безусловно, захватывающий героический фильм, берущий интригующим сюжетом, великолепным звёздным составом, чётко подчёркнутой атмосферой драматического приключенческого боевика, что говорит о высококачественной режиссуре, и что особенно примечательно - тонким и всегда попадающим в десятку юмором.
Четверо друзей - Марат Муханов (Караченцов), Пётр Сараев (Щербаков), Семен Портной (Стеклов) и Николай Ларин (Еремин) дружат уже 25 лет, вместе выросли в одном детдоме, вместе обучились криминалистике и все как один готовы пойти на всё ради друзей.
Николай Караченцов - просто неотразим в этой роли. Самое настоящее открытие Караченцова в жанре боевика. Лидер четвёрки, превосходный тактик, мастерски владеющий техникой рукопашного боя. Помимо этого, руководя действиями четвёрки, умеющий выдать фразу, над которой смеёшься не меньше, чем над шутками Сарая:
'Ты что, сумасшедший? Ты мне червонец суёшь?!'
'Что-то потерял, дорогой?.. Я ж говорил, хоть талон возьми.'
'Значит так, до 15:00 посёшь его ты... Да-да, милый, да. А дальше - я.'
'Тут тонкая работа требуется - бить наверняка, за собой никого не оставлять.'
Борис 'Сарай' Щербаков - главная пробивная и ударная сила коллектива. Всегда идёт напролом, выносит безотказно. Но кроме прочего, именно он является юморным центром практически в каждой сцене. Играет неподражаемо. Чего только стоят:
'Вот твой пиндос, ты посмотри, шо он сделал...'
'Ну ты чего так рано привёл-то?' (сцена подстроенных пыток в камере)
' - Сарай, вылови его!, - Ну конечно...'
Владимир Стеклов - самый эмоциональный герой из четвёрки, что объяснимо сюжетом - переживания, связаные с похищением его сына.
Владимир Еремин - самый молодой герой среди остальных, который, обладая задатками неплохого детектива, глядя на остальных, тоже очень хочет проявить себя в рукопашной, даже держа в руках пистолет, но ему это никак не удаётся:
' - САРАЙ!!!, - Цел? Оружие в руках надо держать!, - Да кто тебя звал?!'
Однако вместо этого, именно ему удаётся вычислить место, где скрываются преступники, и найти в нужный момент для выкупа немыслимую сумму в 30000 рублей.
Также хочется выделить игру Вани Мурадханова, очень пронзительно сыгравшего в финальной сцене.
В общем и целом - фильм о настоящей мужской дружбе, который каждому стоит посмотреть хотя бы раз.
На стыке двух эпох, уходящей советской и замаячившей на горизонте российской, наш кинематограф впал в ступор. По стране, словно грибы после дождя, сотнями, тысячами стихийно организовывались видеоточки, где крутили лучшие образчики Голливуда. Очереди в кинотеатры редели день ото дня, а на телевидении стали появляться первые частные телеканалы, также демонстрировавшие преимущественно американские фильмы.
Отечественное кино, потеряв государственную поддержку, оказалось один на один с колоссальным конкурентом в лице Home Video. Нет, советскую классику не предали забвению, но снимать новое кино в такой обстановке было крайне рискованно. Напуганный валом чернухи в перестроечном кинематографе (одни только «Маленькая Вера» и «Меня зовут Арлекино» чего стоят), зритель махнул рукой на киношные страсти и пересел на иглу домашнего видео. Маститые классики, вроде Гайдая или Рязанова, так и не смогли «перестроиться», а их жалкие попытки угнаться за стремительно меняющейся атмосферой в стране, вызывали уныние. Нужны были новые идеи, новые герои, свежие, актуальные сюжеты, способные заинтересовать публику.
Как мы уже знаем, по сути, ничего не вышло. Наше кино обвалилось по всем статьям и до сих пор ползает на коленях, хотя на них стоит уже уверенно. А тогда, в конце восьмидесятых – начале девяностых, редкие «птицы» долетали до проката. Да так, чтобы их до сих пор помнили и любили. Одним из таких фильмов стал еще советский боевик «Криминальный квартет» Александра Муратова.
… Четверо воспитанников детдома дружат домами и семьями вот уже 25 лет. Судьба их не раскидала по «широкой и родной», все они остались жить и работать в родном Загорске, однако каждый выбрал себе стезю по способностям. Муханов, он же «Муха» (Николай Караченцов) и Сараев по прозвищу «Сарай» (Борис Щербаков) пошли служить в милицию. Их товарищ Семен Портной (Владимир Стеклов) окончил институт и доработался до должности помощника прокурора города. А тщедушный, но пытливый умом Коля «Ларь» Ларин (Владимир Еремин) подался в журналисты.
Дружба познается в беде. Когда Портной начал расследовать дело о крупной партии брака на местной обувной фабрике, он и понятия не имел, что нечаянно залез в змеиное логово. Рутинная проверка обернулась для следователя личной трагедией: в попытке скрыть масштабные хищения на предприятии, его владельцы, повязанные с уголовниками, похищают сына Портного. В качестве выкупа они требуют спустить расследование на тормозах, угрожая расправиться с мальчиком, если Семен заявит в милицию или будет упорствовать. Но убитый горем отец не стал набирать номер 02, а обратился за помощью к своим друзьям.
Проблема в том, что речь идет не о похищении курицы, когда надобно просто отреагировать. На кону стоит жизнь ребенка, следовательно, действовать надо быстро и скрытно. Вопрос в том, кто именно стоит за этим дерзким поступком? Круг подозреваемых слишком велик, а времени у четверки сыщиков катастрофически мало. Однако похитители сами спешат уничтожить улики и слишком уверены в своей безнаказанности. Они совершают ошибку за ошибкой, медленно, но верно превращаясь из хищников в жертв собственной жадности…
Есть тенденция путать двух Александров Муратовых. Первый, тот, что бывший муж Киры Муратовой и режиссер экранизации Вайнеров «Гонки по вертикали», родился в Харькове. Второй, коренной петербуржец, женат на певице Веронике Долиной и начал снимать кино в конце семидесятых. Среди его работ – детектив «Таможня», лента по книге Пикуля «Моонзунд», боевик с Певцовым «По прозвищу “Зверь» и, наконец, «Криминальный квартет». Родственных связей эти два кинодеятеля не имеют и их творческие пути ни разу не пересекались.
Так уж вышло, что из длинной фильмографии Муратова, а режиссер снимает кино и по сей день, я видел только «Криминальный квартет». И даже популярный в массах экшн «По прозвищу “Зверь» обошел меня стороной. Это я к тому говорю, что далеко идущих выводов о творческом росте Муратова-режиссера сделать не смогу, для меня он до сих пор остается лишь автором одного из лучших перестроечных фильмов.
Борис Гиллер, автор сценария «Криминального квартета», все грамотно рассчитал. Страна порядком подустала от вскрытия «гнойников». Что ни фильм, то покаяние, переоценка прошлого или демонстрация безрадостного настоящего. Бравые чекисты и кристально честные милиционеры резко трансформировались в продажных ментов. Понятные и в чем-то даже милые сердцу советского зрителя фальшивомонетчики, растратчики государственной казны, уголовники и бандиты уступили место коррумпированным чиновникам, проституткам, наркоманам, «ворам в законе» и мафиози. Чернуха лилась с экрана мощным, неуправляемым потоком, компенсируя все годы «застоя» и «розового очковтирательства».
Стране срочно требовались герои. Не какие-то мифические богатыри, и не рефлексирующие мачо в лосинах, а нормальные мужики, из плоти и крови, способные создать хотя бы видимость борьбы со всей этой нечистью, выползавшей из-под каждого куста. Да, герои «Криминального квартета» не идеальны. «Сарай» любит помахать кулаками и искренне считает, что добрым словом и пистолетом можно достичь всего. А его коллега Муханов форсит на «девятке» (первое появление ВАЗ 2109 на советском экране) и без тени сомнения превышает свои полномочия, ибо свято уверен, что маленькая ложь не повредит. Не говоря уже о репортере Ларине, у которого есть связи везде, в том числе и в неблагонадежных слоях населения. Но это реальные люди и их поступки не вызывают у зрителя отторжения.
Караченцов, Щербаков, Стеклов и Еремин – это новейшее воплощение «четырех мушкетеров». Один за всех и все за одного, а вместо скрещенных шпаг – ритуальное «ударим по рукам». Дружба, у которой нет фраз «не могу» или «не хочу». Если надо, то надо. И пулю за товарища словить, и карьерой пожертвовать, и на личную жизнь – наплевать. В этой команде нет запасных игроков, только яркие звезды. И блестящий Караченцов на пике своей формы, и хулиганистый Щербаков, и мозговитый Еремин, и даже принципиальный Стеклов.
Забавно, что помимо вышеуказанных актеров, в картине заняты и другие замечательные исполнители, но все на ролях неприглядных. Семен Фарада в образе мелкого стукача. Игорь Ясулович в роли мерзопакостного жулика, пытающегося нажиться на чужом горе. Олег Анофриев – так и вовсе член бандитской шайки, а Лев Прыгунов, как всегда, играет настоящего злодея. Эпизодические персонажи, но все такие запоминающиеся. Что и говорить, советская школа.
Безусловно, «Криминальный квартет» – это не шедевр на все времена, и даже не новое слово в жанре. Просто удачно и, главное, вовремя снятый фильм, где есть «все то, благодаря чему, мы, несмотря ни на что». А для поколения восьмидесятых – еще и повод для ностальгии по временам, когда милиция была милицией, Караченцов был неимоверно крут, а заслуженный артист РФ Еремин вещал в живую, а не дублировал заокеанских звезд, вроде Пачино, Рурка и Де Ниро.
Четверо старых друзей, спаянных совместным взрослением в детдоме, занимаются борьбой с преступностью в родном городе. У каждого свой участок борьбы, но общие идеалы, преданность дружбе и решимость вступать в схватки со злом.
Однако в один не прекрасный день один из четвёрки лично соприкасается не просто со злом, а с его более ужасным и масштабным видом, который соответствует веяниям современности. И он обращается за помощью не в правоохранительные органы, а к друзьям…
« Криминальный квартет»- гибрид боевика, криминального фильма, драмы о мужской дружбе и капли драмы советской производственной.
Фильм очень скучен, поскольку сюжет не столько напряжён и захватывающ, сколько только претендует на это. Каждый из участников компании хорош, но все вместе они не могут замаскировать скуку, которая традиционно разлита в советской атмосфере картины.
Поэтому в « Криминальном квартете» любопытным и ценным становится отнюдь не фабула и воспевание крепкой мужской спайки.
Любопытно здесь, пожалуй, то, что над фильмом реет тень легендарного педагога, чьи принципы воспитания, видимо, применялись в родном детдоме наших героев, носящем имя великого воспитателя. Их компания - идеальный результат применения заветов Антона Семёновича Макаренко на практике. Коллектив порядочных людей, который решает проблемы совместно, каждый участник которого обладает яркой индивидуальностью, проявляющейся в рамках общей задачи.
На преданность идеям Макаренко указывает то, что следователь Портной сделал сына двойным тёзкой автора « Педагогической поэмы».
А по- настоящему ценным здесь является то, что одну из второстепенных ролей играет Игорь Николаевич Ясулович который, как всегда, превосходен. Его Шакалов не может вытянуть фильм, лишь потому, что появляется только в паре эпизодов. И в то же время комковатый позднесоветский блин стоит смотреть уже только ради его персонажа.
В детстве, начитавшись всякой чепухи о подвигах советских милиционеров, я на полном серьезе собирался пойти в следователи. Тому способствовало все - героические книжки, фильмы и вполне нормальное к этому отношение родителей. Первый камень из фундамента этих намерений был выбит, когда я наблюдал 'спецоперацию' местного отделения милиции по выдворению их нашего подвала какого-то бродяги. Арсенал средств, лексика и целесообразность меня сильно впечатлили и я впервые задумался - что за милиция-то у нас такая.
Затем я посмотрел 'Криминальный квартет'. Время в конце 80-х было сложное, на экранах бегали голые маленькие Веры, в подворотнях вовсю крутили боевики с неувядаемым ван Даммом, но это все было какое-то взрослое и неосязаемое, а милицейский боевик - это же я прекрасно знаю, сколько раз смотрел, когда для страны, для советского народа так нужно броситься под поезд или прийти к немцам самому, сказать, что это я поджег чертов курятник.
Первое время я вообще ничего не мог понять. Кто эти люди? Милиция? А почему они так странно себя ведут, так в моем представлении должны были себя вести те, кого милиция ловит. Вопрос о методах впервые появился в моем сознании, действительно, может ли ассенизатор не быть пропитан продуктами жизнедеятельности, киллер сохранить чистую невинную душу, а милиционер не стать преступником? Ответ очевиден.
Фильм, конечно, убивает этим желтым деревом советских учреждений, но фильм хорош. Всякие там эксперименты с боевыми искусствами суперкаратиста Караченцева, конечно, не стоит воспринимать всерьез. Личность Бориса Щербакова, помощника Караченцева по фильму, в тот момент тоже уже приобрела яркую сатирическую окраску, но фильм вполне убедителен. Тема похищения ребенка не оставит равнодушным, ребенок, кстати, невероятно гармоничен, где вообще такого нашли, а папу его играет Стеклов, это действительно хороший актер.
Второстепенные роли, которые я так люблю, порою удивительны, порою уморительны. Жуликоватый завскладом Фарада, уродливый служащий Ясулович, трусливый мафиозо Анофриев. В общем, смотрите сами, если хотите. Если не хотите, то передавайте привет теще, дочке, внучке, постовому на перекрестке. Милиционером, как вы понимаете, я не стал и в следующей жизни тоже туда не собираюсь.
Последние выстрелы советского кино или Уходящие советские мушкетёры.
Четверо друзей ещё с детдома и профессии выбрали схожие: журналистика на криминальных сюжетах, ментура и прокуратура... Новое дело о хищениях на обувной фабрике становится угрозой для сына одного из них - приходится и дело крутить, и уши не показывать, чтобы сохранить жизнь мальчика.
Детектив - всё-таки основная специализация Александра Муратова, хотя его предыдущий (и лучший в фильмографии) фильм - это историческая драма о первой мировой и революции Моонзунд (по роману Пикуля).
Но Криминальный квартет - это уже не столько детектив, сколько боевик, хотя всё ещё советский, но притом и перестроечный. И многие приметы перестройки налицо - и модное аляповатое каратэ, правда, чуть более реалистичное, чем в гонконгских фильмах, и чернушные элементы типа мафии и киднеппинга, и забытая на советском экране (если не брать истерны и фильмы о войне) стрельба... Но есть и существенные отличия.
Муратов предпочитает почти не трогать, вернее, не акцентировать внимание на модных в то время темах критики бюрократов, допуская лишь некоторые сомнения в прокуроре города, да купание в бассейне взяточника и совсем не критикуя, а вроде даже оправдывая сомнительные методы милиции. Поэтому самым колоритным персонажем, в чём-то народным героем, становится вроде даже твердолобый, невоздержанный, устанавливающий справедливость огнём и мечом, а вернее кулаком и пистолетом Сарай (Щербаков). Пожалуй, он более, чем остальные персонажи, создаёт контраст советской реальности. Главный 'мафиози' (Вадим Спиридонов, почему-то ставший едва ли не штатным негодяем позднесоветского кино) - человек с университетским дипломом с отличием, знанием языков и твердой волей, водящий дружбу с 'отцами города' (ещё одно и последнее упоминание коррупции). А на другой стороне - некий Володя, бич (бывший интеллигентный человек) из кафе, пьяница, для которого тюрьма - санаторий ЦК партии. По-своему, и тот, и другой ответственности избегают, а вот Петя Сараев - специалист 'такого уровня'... Такие вот парадоксы советской действительности.
Конечно, это ещё и о том, что в когда-то безопасную советскую среду проникло аглицкое слово киднеппинг... Или только в кино? Наверное, нет, коли режиссёр придает повествованию документальный характер, завершая фильм справками о судьбе героев.
И не подумайте, что 'квартет' - нудятина. Юмора тоже хватает - и Щербаков, и Караченцов, отчасти и Ерёмин, и пара второстепенных персонажей (Фарада, Ясулович, Назаров) добавляют обаяния картине, которая только по некотором размышлении оставляет темноватый осадок, лишённый цельности (да и ляпы в нескольких местах хорошо видны, включая не совсем понятную, особенно нынешнему зрителю, аферу обувной фабрики), но в ряде деталей отражающих не только свое время, но и что-то из капиталистического сегодня, которое неведомым образом проросло из социалистического вчера...
Режиссер Александр Муратов в 80х уже снимал про преступления и 'нечистых на руку', и это была довольная статичная и вязкая картина 'Гонки по вертикали' (1983). Но 'Криминальный квартет' для 89-го года был снят им настолько бесподобно, качественно и остросюжетно, что стало понятно, режиссер активно продолжает совершенствовать свой талант. А пригласив изумительный состав актеров, даже на самые маленькие роли, он вновь заслужил одобрительного взгляда и порцию аплодисментов. Актеры первой величины! Знакомые и всем известные лица начисто перекрывают мелкие ляпы и несущественные недочеты фильма, а закрученный сценарий держит в напряжении от начала до конца.
На моей памяти очень и очень скудный список добротных фильмов до 90-го года профессионально снятых криминальных детективных боевиков с элементами триллера и драмы.
Квартет Муратовым был придуман идеально. Четыре главные роли были великолепны. Каждый был явно на своем месте и гармонировал с общей картинкой. И из этой подобранной четверки никто не выпал. Делая на экране общее и необходимое дело, они с потрохами купили зрителя за счет взаимодействия, показательной взаимовыручки, их нерушимой давней дружбы, человеческими качествами. Также хочется отметить композитора, музыкальное оформление было интересным. Фильм о справедливости, его торжестве, чести и достоинстве. Годился и годится до сих пор для широких масс телезрителей всех возрастов.
Четыре таланта плюс режиссер-постановщик и получаем оценку
Уроки мастерства - или приговор 'современному' детективу..
Писать рецензии на 'средние' фильмы на мой взгляд гораздо труднее, чем на шедевры, или откровенный провал. С одной стороны хвалить особо нечего - актёры честно отработали гонорар, но и выше головы не прыгнули, сценарий - 1001 версия разборок хороших 'копов' против плохих разбойников, и неважно что по здравому размышлению методы благородных героев ничуть не лучше бандитских. В общем типичный 'советский' детектив, с приметами нового времени в виде киднепинга, и связки бандитов с коррумпированными чиновниками. Казалось что времени 'Криминальному квартету', и другим подобным ему фильмам отмерено год или два, с учётом что реальная обстановка на улицах нашей страны начала 90-х, превзошла самые невероятные киносценарии.
Но на дворе уже 2013 год, и не проходит и месяца, чтобы 'Криминальный квартет' не мелькнул по одному из бесчисленного множества каналов. И тут в самое время задаться вопросом - а в чём секрет этого фильма?
Мне кажется ответ прост - на фоне нынешних 'ментовских' сериалов, с их героями - одиночками, забывшими само слово дружба; решающими дела исключительно за 'бабло', и выбросивших на 'свалку истории' такие понятия как профессионализм, и честь - фильм Александра Муратова возвышается одиноким лермонтовским утёсом. Дополняют всё это актёры, даже играющие роли второго плана - ещё не успевшие растратить талант на съёмки в рекламе, и антрепризе. И всё это за смешные по нынешним временам деньги.
8 из 10
P.S. В общем 'Криминальному квартету' суждена ещё долгая жизнь на наших экранах - до тех пор пока наши современные режиссёры мнящие себя не иначе как вторыми Феллини, или на худой случай Тарантинами, и умеющие осваивать миллионые бюджеты, не научатся снимать такие вот 'средние' фильмы.