К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эта картина так не похожа на многочисленные штампованные советские детективы. Достаточно уже того, что повествование будет вестись от человека весьма и весьма неоднозначного. Молодой мужчина обладает многомиллионной коллекцией древностей, преимущественно православных святынь. И это в советское время...

А по другую сторону - не просто 'правильный сыщик', а истинный интеллектуал, полковник милиции. Этот мужчина готов спорить с руководством, внимательно анализировать ситуацию и... рисковать. Ну разве может сотрудник милиции помочь девушке с абортом? Да и разве в те годы всерьез показывали, как милиция работает с агентурой? А если речь идет о девушке, которая оказывается любовницей обоих преступников?

В очередной раз Олег Борисов на экране раскрывает понятие 'смелость' в мирной жизни. Его герой практически всю ленту проводит в темных очках. Он скрывает от всех свои эмоции, но не стесняется действовать, принимать неудобные решения.

Не менее интересен и сам объект преступления. Это не просто культурные ценности, а небольшой образ Богоматери - Панагия, уводящая нас к православию. Что продолжают и виды православной Москвы: Новодевичий монастырь, Спасо-Андроников монастырь, храм Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе.

Наверное поэтому знаковой и трогательно возвышенной выглядит интимная беседа Ирины Азер и Эдуарда Марцевича на фоне золотых куполов. Когда они развернутся и взявшись за руки пойдут в направлении храма создается неожиданное впечатление их духовного сближения... Совсем другие эмоции будут у этой пары на Крымском мосту.

Если первая половина картины представляет собой весьма изящное блуждание впотьмах, ни персонажи, ни зрители не могут толком разобраться в закрученной преступной интриге, то вторая часть добавляет остроты. Авторы не станут церемониться с персонажами и покажут насколько жестоки и опасны преступники в сокрытии следов. Каждый шаг героев будет таить в себе опасность для них самих.

8 из 10

02 февраля 2024 | 14:06
  • тип рецензии:

Как и все советские детективы, «Кража» волей-неволей отражает идеологию исчезнувшей страны. А поскольку идеология эта полна странностей, но и фильмы соответствующие.

Немного удивляет (особенно в наши дни), что музейные работники в «Краже» — сплошь молодые и успешные люди. По крайней мере, на карьеру они пожаловаться точно не могут. Режиссёру, видать, очень хотелось показать тогдашние сливки общества, поэтому музейная жизнь подверглась романтизации, что в принципе понятно. Пошаговое раскрытие преступления, связанного с похищением ценного экспоната, представлено в «Краже» в целом убедительно и способно заинтересовать зрителей. Преступники, жертвы обстоятельств, умный детектив и его глупый коллега — почти стандартный набор любого детектива. Но хотя персонажи ведут себя естественно, одна деталь всё-таки вызывает усмешку — главный герой постоянно ходит в очках. Солнечных, как может показаться, но в финале второй серии выясняется, что очки обычные. Всё потому, что в 1970 году в СССР всё ещё нередко снимали чёрно-белые фильмы. По какой причине именно для этого фильма выбрали монохромную плёнку — непонятно.

Более серьёзным недостатком, который отражает проблему всего советского кинематографа, является полное отсутствие не только сексуальных сцен, но даже сцен с поцелуями. А ведь конкретно в «Краже» они необходимы, поскольку тут целых два любовных конфликта. Без явной сексуальности история выглядит кастрированной. Это тем более обидно потому, что в фильме снялись довольно симпатичные актрисы, в числе которых Ирина Азер. Несмотря на то, что фильм изо всех сил старается быть политически нейтральным, тут всё-таки есть момент, который портит всё: в случайно начавшемся разговоре про шпионаж внезапно раздаётся фраза про разведку, «которой надо гордиться». Всё, это точка невозврата: после таких слов фильм уже ничто не спасает. Уже и грубоватый коллега детектива начинает восприниматься по-другому, в более негативном свете.

Есть тут и ещё одна проблема, которая тоже является бичом всего советского кинематографа — неумение показывать качественные убийства. О том, что два второстепенных персонажа во второй серии погибают, вы сначала можете и не догадаться, поскольку из-за неудачной работы оператора всё самое важное остаётся за кадром. И это в фильме, где острые ощущения необходимы, как воздух!

Слишком сухой фильм, который не состоянии спрятать от зрителей неправильную морализаторскую подоплёку.

5 из 10

28 февраля 2023 | 01:58
  • тип рецензии:

Блестящая первая серия обнажает противоречивый внутренний мир милиционеров 50-х годов: только вчера они вырывали ногти «врагам народа» в подвалах Лубянки, а теперь вынуждены приспосабливаться к весенним хрущёвским веяниям и сопливому гуманизму. Ох, как руки-то чешутся вмазать подследственному сапожищем под дых и смачно плюнуть в харю, ан нет, уже нельзя.

Впрочем, во второй серии режиссёр соскакивает с этой острой темы, и повествование сваливается в сюрреалистический детективный бред на троечку.

20 декабря 2018 | 12:46
  • тип рецензии:

Старое, давно забытое кино, как зеркало, отражатель эпохи, в которой жили, чувствовали, любили, ненавидели и прощали, почти что философская притча, которую в те времена могли и не выпустить на экран, (но выпустили и показали) уж слишком показано все человечно, без примеси так любимой всеми властями пропаганды, как исподволь вскрытый нарыв, но мягко, нежно, почти что любя показывающий все пороки человека и все слабости его.

Почти что зарубежная лента, в которой так много не свойственного общепринятому отечественному кино.

Неподражаемый Олег Борисов в роли полковника милиции - Орефьева Георгия Кузьмича, всегда стильного, загадочного, всегда одетого «с иголочки» и не снимаемых темных очках, словно вырвавшийся из будущего некий тайный агент какого-нибудь зарубежного Дэвида Линча с рассуждениями, вместо быстрых действий, с сомнениями вместо непреложных фактов, думающий, чувствующий, рассуждающий интуитивно продвигающийся к истине, в отличие от коллег своих «рубящих с плеча и горяча».

- У меня до Вас другие начальники были не такие как вы, а Вы, как это сказать…
- Белая ворона?! – повернулся к своему помощнику Орефьев.

Мощное, стильное, интересное, и очень даже современное чёрно-белое кино.

14 марта 2016 | 18:14
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: