Когда сегодня культурное телевидение показывает передачу о советском кино, можно услышать об ужасных 'производственных фильмах', которые в смутное для свободных художников время непонятно зачем требовала снимать непонятная партия, а эти самые художники вывернулись и выдали на радость зрителю что-то совершенно не похожее на 'соцреализм'. И рецензию захотелось написать для того, чтобы за эти фильмы заступиться.
Данная картина, вероятно, наиболее характерный образец позднесоветской производственной драмы, и именно этим, как я полагаю, обусловлена её низкая популярность. Вообще, такие фильмы в момент их появления популярностью не пользовались, что есть выражение негативных тенденций в обществе - жизнь позднесоветских людей была для их самих слишком предсказуемой, и потому не стоящей большого внимания. Но, поскольку стройки строились и планы выполнялись, появлялось и соответствующее кино, которое стало возможным в полной мере оценить лишь 'благодаря' возврату к капитализму, ведь разница с каждым годом ощущается всё сильнее.
Можно сколько угодно говорить, про 'заказ', но почти любое кино, независимо от желания автора, будет отражать время своего создания. Это не обязательно значит, что в жизни так и было, но значит то, что об этом были такие представления. Строится очередной (постоянное строительство чего-нибудь самого-самого советских людей уже не сильно удивляло) завод-гигант со следующими составляющими: стержневая линия в виде дихотомии хороший\плохой начальник, аскетизм строителей, интернационал, задорная идейно-гитарная молодёжь, мудрый рабочий (Маркарян-Джигарханян), проходящая где-то рядом любовь. Причём последнее обстоятельство выражено весьма необычно - хороший начальник вкрашился в молодую женщину. Связи между этими элементами исследовать особо не хочется - они, вероятно, составлены в Госплане, согласованы Госстроем и министром автомобильной промышленности. Но даже будь последние слова не сарказмом, я всё равно не соглашусь с тем, что такой фильм заведомо лживый.
Как бы то ни было, мы видим много живых людей, которым в чём-то можно и позавидовать (тогда, как героям рязановского 'Гаража', например, вовсе даже не позавидуешь). Шутка ли - своими руками здесь и сейчас создавать свою страну и свою жизнь, что, безусловно, было. Понятно, что в те времена уже далеко не везде в Союзе, и не везде с таким настроением. Фильм, как это ни смешно, весьма мажорный для 1980-го, когда было уже немало советского грустного экзистенциализма, а сами Набережные Челны в ближайшем будущем наводняться жуткой уличной жестокостью подростков. Но всё же как здорово смотреть на эту ситуацию: раз нужен нам автозавод, он будет, обязательно будет! Будут широкие проспекты, будут аллеи деревьев, ведь у нас (то есть, у них, которые из 1980-го) всё для этого есть. Как не позавидуешь шагающим на демонстрации людям, которые, наверное, верили, что количество сошедших с конвейера 'КамАЗов' рано или поздно перейдёт в качество.
А какова 'основная' песня фильма! Хочется порой, назло новостям о коррупции, провалах импортозамещения и низком росте ВВП завопить: 'Мы-ы-ы выбира-а-аем круты-ы-ые дороги!'. И споём ещё когда-нибудь.
8 из 10