Многие сравнивают трели снегиря со скрипом металла…
Сходив на кино Гай Риччи «Переводчик», был замечен тизер фильма «Снегирь»- реж. Хлебников, я, как раз, была с сыном 19 лет и мы оба решили — стоит посмотреть его, так как зрительно принято повествование о взрослении подростков -мальчишек.
Вышли оба, после просмотра, с кинотеатра под очень тяжелом гнетом..
Итак, двое подростков, еще не мужчин, но и не мальчиков устраиваются на судно «Снегирь» для заработка. Два друга, по-своему похожи и непохожи по нраву, получают с натягом одобрение команды пройти курс «Морских волчат». На «Снегире» уже слаженная разношёрстная команда мужиков в разных ипостасях: шута -Юры, бывалого -Гены, Деда -молчаливого и мудрого и прочих моряков, которые пытаются прокормить себя, своих семей и т.д. с помощью улова рыбы. Все они команда, несмотря на подколы, кулаки и взгляды из-подлобья. Они злые, не поспоришь, но отчаянные в спасении друг друга и разного сорта «викингов» на их «корытах».
Интереснее, двое парней - два Асисяя — Никита и Максим. Оба стараются на палубе как могут, но тут возникает резонанс для зрителей в их геометрии мира - Никита не старается произвести впечатление на морских волков, пребывая в своем ровном течение жизни — принимает душ, как хочет, расходуя пресную воду, не понимая, что 15 мужиков в очереди - тоже помыться; не ест морковку в супе, потому что не любит, при этом напрягая повара, получает словесную оплеуху от него; может сострить взрослому, не понимая, что станет врагом, так как будет расценен как неуважительный асисяй; критикует распитие спиртного, на что уже напрягается самый душевный и правильный персонаж Робака и многое другое. Никита с независимым характером, не железным, еще мягким, как пластилин, но уже с каким-то подростковым неотесанным стрежнем, где чувствуется отсутствие отца в его жизни, поэтому присутствует неумение выстраивать диалог с мужиками. Максим же в первый день испытаний на палубе не справившись с делом, сильно переживает, что мужики им недовольны, на что получает недоумение Никиты, что это нормально для их дебюта и даже не стоит париться, несмотря на это, Максим все же очень старается произвести о себе хорошее впечатление. А далее, происходит режиссерская магия, происходит постепенный конфликт между подростками и всей командой, очевидно-неуловимый: у одного из парней ДР и команда решает его побаловать с другом- 'замутить' шашлычки, выпить, побалагурить, а далее выдается информация, которая драматично обесценивает всю команду морских «волчар»... И тут вся команда, как с цепи сорвалась, кто-то высказался, кто-то собрал стопки и ушел на кухню, в общем, одиночество для одного из парней.
Вопрос о разрыве между поколениями тяжело обсуждать, он всегда драматичен по-своему и одинаково несчастен. Все становится в позицию игнора и злых шуток, например, с зубаткой в душе, где мне как матери было тяжело наблюдать за парнем, раненным рыбой, молча перевязывающим обычным носком израненную ступню, даже не применив антисептика. Потом травля, опять одиночество, слова «Простите» на категоричное «нет», опять игнор и даже слезы на палубе. А потом кульминация, которая заставила меня схватиться за лицо ладонями...
Вывод: Мир жесток и спасение нас в адаптации ситуаций жизни, это и есть эволюция наших душ, но порой надо уметь проявлять милосердие к 13-19-летним, с их пубертатным возрастом и неотесанностью, своим мягким и добрым словом взрослого и мудростью опытного.
Благодарю режиссера за эмоции, артистов-за профессионализм.
Это добротное кино о школе жизни, где тебя не просто оставляют на второй год или дают возможность пересдать экзамен в резервный день...
Поскольку не встречал ни одной недовольной рецензии, только писки и визги про 'лучший фильм года', сосредоточусь на недостатках (что, кстати, не отменяет вероятности отсутствия достойных конкурентов в 2023м).
Абсолютно и бескомпромиссно чудовищный звук. Половину слов, если герои не орут, разобрать нельзя. Уже через пару минут после того, как надоело прибавлять громкость, включил титры — благо прокатчики заморочились их добавить (но не всегда вычитать). Ещё и морская тематика, угадать часть слов невозможно. Как это смотрели люди в кино — загадка. С учётом потраченного времени (и денег!) на компьютерную графику непонятно, почему сэкономили на чистовой переозвучке. Морские шумы так и так можно наложить.
С бесштативной камерой тоже перебор, все эти 'ручные восьмёрки', когда в диалоге объектив мечется между участниками, это все очень атмосферно, но крайне небрежно. Вместо погружения зрителя может укачать. А горизонт и без того шатается.
К сценарию тоже вопросики, точнее, к балансу между героями, что ли. Понятно, что есть основной квадрат, двое юных, двое зрелых. Но есть и ещё 11 человек! Часть, конечно, играет фон, максимум гыгыкает тупым шуточкам других, но часть явно задумана как объемные герои. Тем более что и играть из позвали людей узнаваемых — по крайней мере, узнаваемых теми, кто смотрит много отечественного кино. И вот этого самого объема хватило не всем. Капитан и старпом — получились, а героям Михаила Кремера (Серёга) и Евгения Сытого (Дед) материала не хватило. Особенно обидно с учётом того, что Сытого не стало в марте 22го, это одна из последних его работ.
Ну и всё, пожалуй. Судно кайф, конфликт удался, основные герои получились, шторм вообще 10/10, если не считать, что в который раз получили иллюстрацию на тему вреда демократии, когда каждый лепит, что хочет, забив на капитана болт. Но это, как обычно, не нарочно.
Это одновременно и драма, исследующая ту самую 'загадочность русской души', и фильм-катастрофа с настоящими экшн событиями в финале. На данный момент картина заключает в себе одно из наиболее четких и реалистичных отражений нынешних людей. Самых обычных людей - глупых и грубых, отчаявшихся, простодушных, забытых, мечтающих, потерянных, простодушных.
Конечно, Борис Хлебников не думал ловить и изображать совершенно случайные человеческие характеры, хотя все люди так или иначе переживали подобные смешения чувств и внутренние противоречия, или терялись, не в силах совладать со своими эмоциями, и хотели просто исчезнуть. А еще здесь нет однозначного главного героя, многие действующие персонажи представлены в одинаковом объеме и занимают почти равное экранное пространство, связанные общей незамысловатой целью и запертые в одном нестабильном, качающемся на волнах пространстве.
Итак,
петербургское холодное лето, наше время. Студенты мореходного училища Макс и Никита отправляются работать на рыболовецком судне. На первый взгляд безопасное и дружелюбное, написанное на борту название «Снегирь» оказывается совершенно противоположным суровому быту, который ожидает парней на воде. Огрубевшие мужики с кислыми лицами неохотно принимают их в свою компанию. И именно на этот холодный, замкнутый коллектив зрителю стоит обратить свое внимание.
Здесь будет представлена хоть и маленькая, но предельно достоверная галерея русских мужских характеров. Это современные морские волки, с очерствевшими от соленого ветра лицами, несгибаемые снаружи и опустошенные внутри. Их внутренний мир обветрился и заржавел, как борты «Снегиря». В окружении морских вод, на изматывающей работе с постоянной опасностью, они озабочены только заработком от рыбного улова, так что ради него на пару часиков незаконно сплавать в Норвегию - плевое дело.
Но деревянная бесчувственность и ограниченность интересов конечно еще не самая большая их проблема и далеко не высшая точка драмы. Постепенно пренебрежительно-холодное отношение к одному из прибывших молодых людей перерастает в настоящую травлю с бесконечными издевательствами. Напомню: речь идет о поведении взрослых мужиков.
Конечно, это фильм об извечном конфликте двух поколений, о том, как взрослые пытаются научить младших жить и о том, что они этого не умеют. И с развитием этой идеи напряжение на судне увеличивается, побуждая с нарастающей тревогой смотреть за происходящим все более внимательно. Но внезапный несчастный случай, обрывая все нити, перекрывает дыхание и заставляет зрителя буквально замереть, уставившись на экран.
Причем кульминация еще не наступала. Только теперь - разыгрывается 10-бальный шторм, который топит последние надежды на простую, человеческую, тихую скорбь по жертве трагической случайности. В отчаянной борьбе с соленой стихией окончательно смываются любые ориентиры, и спасение утопающих иностранных коллег уже никак не получается воспринимать как акт нравственности и благородства.
Стоит сразу сказать, что я не видел другие картины режиссёра Бориса Хлебникова, но после «Снегиря» явно появился стимул ознакомиться с творчеством. Кино завораживает своей простотой и дает развлечься
Завязка проста: к привычному экипажу присоединяются 2 новичка из мореходки. И первая половина фильма спокойно и где-то даже монотонно рассказывает про жизнь экипажа и их неприятие пополнения, ведь они ничего не знают, их нужно всему учить, на что у команды нет ни времени, ни сил. Морская болезнь, грязный гальюн и токсичные манеры сурового мужского братства тут важнее острых сюжетных поворотов, которых особо и нет по началу. Может даже показаться, что вся картина будет построена по принципу показа жизни простых моряков. Не статичная, а (возможно) ручная камера, показанный корабль, каюты и другие помещения на нем, а также чуть ли не дословно изученный быт и работа команды не заставляют сомневаться в происходящем на экране и убеждают в представлении суровых моряков.
Однако такого тут не случилось. Вторая часть, разворачивающаяся почти полностью во время шторма просто невероятна. Ставки повышаются, напряжение почти мгновенно возрастает, сначала происходит некоторое событие, но времени на передышку не хватает, ведь скоро шторм и нужно готовиться, чтобы корабль не перевернуло.
Из всей банды, к которым присоединяются новички, ещё не забил на все кажется только Геннадий в исполнении Александра Робака. Остальные при распределении обязанностей всячески от них открещиваются, и так работы невпроворот, ещё и стажёрам надо объяснять то, что для остальных понятно уже по-моему на каком-то генетическом уровне. Хоть Геннадий и кажется жестоким, но всё же он не отворачивается и помогает молодым, хоть и бывает груб. У него 2 дочери, а общий язык с ними он найти не может, и, открыв бутылку (хоть на корабле и запрещено пить) пытается хотя бы у молодых узнать, что с дочками не так, почему же они ему, отцу, ничего не рассказывают. Не понимая, чего от него ждут, герой Никита (Макар Хлебников) выносит вердикт: «Они тупо выросли. Но, может, им к психологу надо?» В этот момент налаживающиеся мосты между поколениями начинают рушиться, избалованные, эгоцентричные, инфантильные дети никогда не поймут бывалых моряков, которые отдали морю десятки лет.
Технически все тоже на высоком уровне, актёры не выбиваются из образов, а наблюдать даже за рутиной не надоедает. И конечно сам шторм, как он поставлен, снят — просто фантастика. Вроде его рисовали графикой, но это совершенно не выбивается и вкупе с общей постановкой, без шуток, создаётся ощущение присутствия вместе с командой во время бушующего шторма. Но то, как фильм заканчивается, говорит, что даже после прожитых подвигов и приключений никаких выводов большинство героев не сделают и будут жить, как жили.
По итогу получилось отличное кино, довольно подробно показывающее и быт моряков, и масштабный и невероятно снятый шторм и работу команды даже в таких условиях, и не забывающее про вечную тему «отцов и детей».
Собираясь на отечественный фильм подобной тематики, я, как человек работавший в море, ожидал гиперболизированных стереотипов про суровых русских моряков, посылающих друг друга через слово и не просыхающих от бесконечных запасов водки, постоянного унижения молодых кадетов, глупых шуток про жизнь без женщин и огромного количества технических ошибок и неточностей.
Да, здесь есть суровые постоянно употребляющие моряки, но показаны они не как кучка алкоголиков, а как гармонично сочетающийся коллектив, в котором есть и положительные и отрицательные персонажи. Некоторые вызывают отвращение, некоторые - сочувствие, некоторые - злость. Картина позволяет прочувствовать практически каждого из них, несмотря на то, что предысторий их жизни никаких нет. Зрителю остается только догадываться о том, что и какие события сформировали тот или иной тип личности персонажа, и это прекрасно. Мозг нагружен мыслительной активностью при просмотре. А этого, порой, так не хватает в нашем кинематографе. Отдельно хочется отметить, как показана субординация в коллективе. Некоторые опасные и неоднозначные решения капитана не провоцируют серьезных пререканий или перепалок, что не всегда встречается даже на практике.
Унижение и притеснение молодых всегда было, есть и будет. И флот не исключение. Главная идея фильма и заключается в вопросе отношений поколений, но показанные сцены не утопают в грубости, насилии и низостях. Они уместны по контексту и по культурному восприятию. И в то же время уравновешены некоторыми проникновенными моментами, наполняя картину гармоничностью.
Шутки присутствуют, но они обоснованы оторванностью людей от жизни, оправданы той гнетущей обстановкой, которая показана в фильме и в целом воспринимаются, как 'нормальные' для людей, выполняющих такой непростой труд.
Фильм соответствует жанру. Прекрасная драматическая идея пронизывает зрителя и заставляет задуматься о простых человеческих радостях, которых некоторые лишены по долгу своей службы.
Особо хочется отметить высокого уровня спецэффекты и операторскую работу, цветопередачу и работу со светом.
Некоторым начало фильма может показаться затянутым и скучным, но стоит набраться немного терпения, и зрителям представляется остросюжетный экшн, в котором находится место и для радостей и для слез и для трагедии человеческих судеб.
Я очень позитивно отношусь к 'Аритмии' Хлебникова, и поэтому просмотр 'Снегиря' был вопросом времени. На самом деле, смотивировали меня подвинуть очередь кинопоказа мои коллеги, ибо уже посмотрели. Мне тоже есть, что написать по этому произведению.
Случился парадокс. На протяжении всего хронометража мне казалось, что это от и до религиозное кино, вольно пересказывающее Новый Завет, но третий акт все 'заруинил', и на выходе мы получили просто остро-социальную драму о конфликте поколений а-ля 'Отцы и дети'. Да, с такой управляющей идеей кино стало намного проще, чем могло бы быть, но от этого оно не стало хуже. Хлебников в привычной своей манере показывает страну, в которой мы живем: бухающее и 'дегроидное' общество, где сплошь и рядом быдло-мужланы, жажда наживы и жизненное кредо 'моя хата с краю, ничего не знаю'. В очередной раз выдалось злое кино на злобу дня, хоть и проспонсировано оно было Минкультом, куда еще и Абрамович залетел со своими финансами. Хотя, это неудивительно, если следить за нашим кинематографом последние 23 года: локальная повестка соблюдена и не шелохнется.
Мне нравится, скорее, не смысловая нагрузка, а форма данного кино: очень круто снято и смонтировано, что нельзя сказать о всратом саунд-дизайне, где центральный канал с речью настолько тихо играет, что порой ничерта не разобрать, что говорят люди. Поначалу я думал, что, все-таки, открытое море, корабль, друг друга люди плохо слышат, и это соответствует сеттингу, но на середине фильма это реально начало бесить. При этом я могу с уверенностью похвалить актерскую игру. Робак и Трибунцев - мое почтение.
'Снегирь' - это актуальное не только в разрезе времени, но и в принципе, кино. Противопоставление поколений Х и Z вкупе с интересными мыслями а-ля 'Мы сами убиваем своих детей'. Ведь действительно. Макар Хлебников - одно из действующих лиц картины - сын режиссера, и Борис в прямом смысле наводит на интересный дискурс: 'Так что более действенно: кнут или пряник?'. Извечная проблематика 'потерянных поколений дебилов', которую мы постоянно слышим от своих родителей, а они слышали от своих, где те слышали от своих, в итоге которой все равно остается многоточие.
Фактически, Наталья Мещанинова и Борис Хлебников повторили фабульную конструкцию легендарного советского «Экипажа». В первой части картины зритель знакомится с членами команды, узнает о привычках, стиле жизни, сложных взаимоотношениях внутри коллектива. А затем все эти «мирные» коллизии поверяются форс-мажором. Катастрофа в небесах - в «Экипаже», 10-балльный морской шторм в «Снегире». Знатоки кино укажут на то, что и «Экипаж» в свое время наследовал структуру сценария американской картины «Приключения „Посейдона“». И с американским предшественником визуально „Снегирь“ - ближе. И там, и там катастрофа происходит в море. Но, если для американцев важнее были индивидуальные особенности психики персонажей, то для лент отечественных в центре внимания социальные роли, место человека в общественной иерархии.
Александр Митта почти полвека назад разочаровал многих своих поклонников, сделав акцент на зрелищной составляющей. Было даже подозрение, что из антагонистов в «Гори, гори, моя звезда» он выбрал путь продолжения своего пути в кинематографе не высокого служения искусству Искремаса или художника Федора, а конъюнктурщика Пашки, которому все равно, что происходит на родине - главное, чтобы зрители деньги несли. Бориса Хлебникова киноаттрацион под названием» Страшный шторм» спас от вступления на опасную дорогу российского киномессианства. В одной из последних своих работ - в сериале, который так и назывался: «Шторм», режиссер в создании мира, насквозь пропитанного коррупцией, кумовством, воровством, достиг таких пиковых вершин в правде характеров и подробностях быта, что очень сильно рисковал пойти вслед за Андреем Звягинцевым, который в «Левиафане» и «Нелюбви» во многом пожертвовал художественной и смысловой логикой ради пафоса обличения. Как итог: «Нелюбовь», где художественная ткань искусственно натягивалась на каркас 'активной гражданской позиции» и трещала по всем швам. А, самое главное - эти фильмы оказались 'про них», а не «про нас».
Жуткий шторм, жизни, которые висят на волоске, страх и подсознательное понимание, что только сообща можно спастись, очень подробно-бытово снятый аттракцион, с минимальной компьютерной обработкой, позволили Хлебникову к социальному сигналу «SOS» добавить чистейшую экзистенцию, уведя картину с орбиты «российской чернухи». Хотя поначалу все начиналось именно так. Появление на рыболовецком сейнере, больше похожем на ржавое корыто, двух юных практикантов из мореходки, как лакмус позволяет построить, конечно же, модель общества. Поколенческий конфликт, который лежит на поверхности, тут же обогащается конфликтами из серии «российский 'авось' против российского же 'как бы чего не вышло». Сомнительный опыт против романтических мечтаний. Мужская сдержанная холодность против безграничной широты русской души. И, непременное, родное отечественное пьянство без границ, как способ убежать в мир иллюзий от свинцовой мерзости быта.
Борис Хлебников - один из лучших мастеров в нашем кино в создании актерских ансамблей. Это было всегда. И в «Снегире» это только подтвердилось. В его ранних картинах Александр Яценко, Григорий Робак, Евгений Сытый, Максим Лагашкин появлялись как удивительно знакомые типажи из серии то ли сантехник из ЖЭКа, то ли утомленный алкоголем житель соседнего подъезда. Тогда это удавалось во многом за счет того, что лица этих актеров были непримелькавшимися. В «Снегире» Робак, Сытый, да еще и Тимофей Трибунцев появляются как звезды отечественного кино. Но при этом, эффект узнавания звезды гаснет к 5-й минуте. Мимика, характерные жесты, словечки, интонации настолько гармоничны между собой, настолько попадают в народный типаж, что, кажется даже запах рыбы, смешанный с ароматом солярки и машинного масла, исходящий от их маек, в зале можно почувствовать.
Этот эффект умножается еще и на среду обитания. Алишер Хамидходжаев, зажатый в тесноту кают, узость коридоров и не самую широкую палубу, создает вот этот образ человеческой скученности на фоне безбрежности пространства. Конечно, исключительно мужской коллектив, втиснутый в ржавую консервную банку - это модель то ли казармы, то ли тюрьмы. Плоские шутки и розыгрыши, навязчивость, громкость, дешевые понты — все это есть в модели общества «Снегиря». Как есть и забота, и специфическое, но все же наставничество, самоотверженность придурков и героизм брехунов. Жить в этой компании - наказание Божье. Но и спасти могут только эти маргиналы. Вот ведь какую объемную и правдивую конструкцию соорудили Мещанинова с Хлебниковым.
«Снегирь» не из тех фильмов, которые в трудную минуту дают ложные надежды. Ничем хорошим эта история не закончится. Заштормило всех. И соседей — норвежцев, тоже тянет в пучину. И тоже на спасение никто не спешит. И индивидуальный метод противостоять стихии обречен. И компания, вместе с которой борешься за живучесть, не самая приятная. Но ведь другой -то и нет! Наверное, самое главное качество режиссера Бориса Хлебникова и заключается в этой мудрости. И он в очередной раз снял болезненную и травматичную картину. Про нас. И он — тоже в этом экипаже.
Отечественный вариант конвергенции массового и элитарного кино
Наконец-то после работы на телевидении и спустя шесть лет после триумфа «Аритмии» Борис Хлебников вернулся к полнометражному кино. К сожалению, нельзя сказать, что вольная, переместившая сюжет спустя три десятилетия от времени действия вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» прогремела в прокате, но для поклонников Хлебникова «Снегирь» не остался незамеченным. В первую очередь, конечно, впечатляет аутентичность происходящего на экране и естественность существования актеров, полностью сросшихся с мужественными образами бывалых рыбаков (прежде всего, конечно, поражают Робак и Трибунцев). Также и молодые артисты Олег Савостюк и Макар Хлебников (сын режиссера) чрезвычайно органичны, играя молодых новичков, по ходу сюжета обучающихся не простому рыболовецкому ремеслу. Роман довольно жесткого писателя (конкретно этот не читал, но впечатлили «Верный Руслан» и «Генерал и его армия») Хлебников сделал в меру юморным (часто не без вульгарности, но таков изображаемый контингент), в меру трагичным.
Удивительно, но судя по видеоряду, постановщик и его команда кульминацию картины снимали в реальный шторм (то есть то, что мы видим в итоге – не студийная реконструкция), такого не позволял себя даже Вольфганг Петерсен в ленте «Идеальный шторм» с Джорджем Клуни, а это именно тот аналог, который вспоминается в первую очередь при просмотре «Снегиря». Однако, главное здесь не спецэффекты, а конфликт поколений, токсично-мачистских и слабых характеров, психологическая дуэль часто несовместимых людей. По сути дела Хлебникову удалось совместить в своей новой картине сюжет и поэтику «Аритмии», как производственного кино, и «Свободного плавания», как фильма о молодежи. Поначалу не сочувствуешь никому: рыбаки слишком грубы и маскулинны, а молодые люди изнеженны и неприспособленны к жизни и тому, чтобы быть мужчинами.
Однако, прежде всего «Снегирь» - своего рода история воспитания, взросления и мужания, достигающая пика в сцене шторма, когда от всех героев требуется исключительного напряжения всех своих способностей и умений, чтобы помочь друг другу. Еще раз отмечу, что с технической, режиссерской и актерской точек зрения эпизод шторма впечатляет: что пришлось пережить съемочной группе и такому опытному оператору, как Алишер Хамидходжаев, чтобы в итоге выдать такой высококлассный результат, можно только догадываться. Не раскрывая сюжетные перипетии «Снегиря» и романа Владимова, если зритель его еще не читал, а фильм Хлебникова еще не смотрел, могу только сказать, что прихотливость фабулы и яркая человеческая фактура поразят вас. Уже после «Аритмии» стало ясно, что Хлебников и его сценаристка Наталья Мещанинова (дебютировавшая в режиссуре, говорят, неплохой картиной «Сердце мира») могут дать фору самым махровым артхаусным режиссерам России по степени увлекательности и сердечной теплоты своих картин.
В отличие, например, от Сокурова и Звягинцева, Хлебников снимает максимально доступное массам зрительское кино, но делает свое дело на таком, безусловно, высоком профессиональном уровне, что это мешает поместить его работы в ряд коммерческих картин. «Аритмия» из-за того, что гармонично совмещала историю любви с буднями врачей скорой помощи, как-то особо трогала экзистенциальной достоверностью изображаемого материала. «Снегирь» же – почти всецело производственное кино, однако, и человеческим драмам в нем есть, пусть и небольшое, но место. К глубочайшему сожалению зрителей, из-за специфики съемок на судне в открытом море, многие реплики героев сливаются с гулом, но самое важное, мы все же услышим. Подводя итоги, можно смело утверждать, что в случае «Снегиря» мы имеем дело с качественной работой всех участников съемочного процесса, стопроцентной жизненностью рассказанной истории, полным вживанием актеров в свои роли и не менее полным погружением зрителя в происходящее, а что это как не признаки хорошего кино?!
Единственное, чего - пожалуй - не хватает лучшему на пока что фильму Хлебникова и Мещаниновой, это - строчки в титрах: автор идеи - А. М. Горький (пьеса 'На дне'). И это не прикол и не спойлер - рыболовный траулер 'Снегирь', хоть и не вполне благополучно, но в родную гавань вернулся. Потому что то, что мы видим в течение 2-х часов на экране, это - бытописание дна жизни так же, как в пьесе А. М. И так же как у Горького, это отнюдь не про нищих, разбойников и проституток - акула жизни пожирает их много раньше. Это - про настоящие сильные характеры не обязательно (и далеко не вполне) хороших людей, для которых ощущение себя живыми обусловлено наличием того страшного давления, которое отделяет их от тёплых монотонных будней мелководья, где сладко плещется планктон-обыватель. Весь экипаж 'Снегиря' - от капитана до штатного кока, включая записного клоуна (кстати, блистательному Тимофею Трибунцеву -50!) - состоит из таких вот личностей на суше не бедствующих, но жизнью на суше жизнь не считающих, и с этой суши от жизни бегущих (впрочем, как и от самих себя тоже).
Но в фильме траулер и его экипаж - лишь место и обстоятельства, в которые попадают на практику два принципиально разных курсанта мореходки. Результаты этой практики будут для них и естественными и парадоксальными одновременно: одного экипаж сразу и безоговорочно признает своим по признакам ментальной и классовой близости, а второго по тем же самым признакам отвергнет вчистую. Но впоследствии - уже по критерию силы характера - первый проявит неспособность в этом экипаже остаться. В то время как про второго - домысливая уже после просмотра - станет понятно, что его удел жизни - именно такое вот 'дно', на котором со временем он мог бы смотреться вполне себе гармонично. Впрочем, он тоже не закрепится в экипаже - Судьба отведёт.
И фильм именно про это. - Про то, что общество - уже окаменев в своём расслоении - теперь начинает ломаться, и осколки уносятся во враждебные, чужие слои. Вот почему, заявленная в фильме драма, столь естественно переходит в трагедию.
P.S. Надеюсь, в городах-миллионниках этот сильный, глубокий и мастерски сделанный фильм соберёт достойную кассу. Но мы с двумя товарищами по кинофилии смотрели 'Снегирь' в гордом одиночестве на единственном и ночном сеансе.
На мой взгляд, «Снегирь» - это драма о человеческом социуме. В фильме в качестве группы людей выбрана команда рыболовецкого траулера. Чисто для усиления визуального воздействия на зрителей: виды открытого моря, шторм, буря. А в принципе, подобная история могла бы произойти в любом ограниченном какими-либо внешними факторами коллективе. Например, в шахте, на необитаемом острове, в поисковой экспедиции геологов. Главное здесь – показанная система взаимоотношений людей, когда коллектив является той основой, той силой, которая исторгает всё, что не укладывается в существующие рамки. А если кто-то этого не понимает, то ему не поздоровится.
Два совсем «зелёных» парня после первого курса «мореходки» направлены для прохождения практики на небольшое рыболовецкое судно «Снегирь». Команда траулера, который отправляется на очередной промысловый лов рыбы, встречает их, мягко говоря, недружелюбно: свалившиеся на голову юнцы им даром не нужны, надо заниматься своим делом, а тут учи, показывай, объясняй.
Студентов Никиту и Максима, которых моряки «Снегиря» сразу окрестили «асисяями», играют Макар Хлебников (сын режиссёра фильма Бориса Хлебникова) и Олег Савостюк. Этих молодых актёров я раньше не видела на экране, а из знакомых артистов в фильме снимались Александр Робак и Тимофей Трибунцев. Робак играет матроса Геннадия - такого неформального лидера мужского коллектива, которого порой с иронией, но уважительно зовут «отец Геннадий». Понятно, что на траулере есть и капитан (довольно «мутный», неприятный тип) и старпом (боязливый и осторожный, от которого здесь мало что зависит). Трибунцева в последнее время я вижу в кино, в основном, в двух амплуа – это или пришибленный тихоня-неудачник, или нервный и дёрганный «бесёныш». Вот и в «Снегире» его персонаж матрос Юрок, он же Юрец - такой не всегда адекватный злой «клоун», от которого не знаешь, что ожидать. Вообще же вся команда судна: матросы и кок выглядят устрашающе и похожи скорее на уголовников-рецидивистов, а не на мореходов. И вот к совместной работе и жизни с такими людьми Никите и Максиму предстоит приспособиться. И тут оказывается, что парни совсем по-разному себя ведут. Максим (О. Савостюк) – целеустремлённый, быстро соображающий, понимающий и принимающий установленные правила коллектива и нормы сосуществования. А Никита (М. Хлебников) – малоприспособленный к условиям, в которых оказался, индифферентный, безразличный к процессу и результату работы, бездумно демонстрирующий пренебрежение к нормам общежития. По фильму непонятно, являются ли ребята друзьями или они просто однокурсники, оказавшиеся вместе на практике, но постепенно они начинают отдаляться друг от друга, и появляется чувство, что Максим «сдаёт» товарища, хотя делает это без какого-либо злого умысла. Своеобразной точкой невозврата в их отношениях становится празднование на корабле дня рождения Никиты, на котором Максим случайно сообщает команде о причинах, по которым тот оказался в море. Ну а дальше события начинают нанизываться одно на другое, приводя к трагедии.
Шторм, в который попадает траулер - это как ещё одна глава в книге об испытаниях, свалившихся на главных героев и возможность показать, что среди персонажей фильма нет однозначно хороших и плохих людей. В каждом из них намешано всего: и чёрного, и белого. Жестокость и равнодушие уживаются с человечностью и отзывчивостью, авантюризм, самоуправство и разгильдяйство со слаженностью в работе, мужеством и своеобразным кодексом чести.
Финал картины можно считать в какой-то мере открытым, потому что, в любом случае, кого-то больше, кого-то меньше, но произошедшее изменило всех и им теперь с этим жить.
Из ролей я бы отметила актёрские работы А. Робака и О. Савостюка.
Фильм интересный и поучительный, я рекомендую его к просмотру.