Как человек, имевший отношение к коммерческому флоту, речному и морскому ('рыбаков' не знаю), смотрел весьма скептически. Судно в хлам убитое, сам таких вживую не встречал. Хотя видел весьма старенькие пароходики, но даже на них, всё было сильно-сильно приличнее, чем здесь. Погуглил, ё-маё, и правда есть такие убитые суденышки. Как вообще такие судна проходят регистр перед выходом в море? Видимо все же проходят.
Вот уж воистину значит, говорят люди: 'На рыбаках ходят, либо те, у кого совсем припекло, либо совсем 'конченные' морские романтики. В общем, та еще работёнка у людей. Здесь коснулись темы, местами даже отозвалось.
По самому фильму. Не могу понять, вроде и показана суровая правда жизни, а в то же время есть ощущение, что переиграна где-то она. Есть какое-то ощущение не завершенности что-ли или просто реально не возможно в хронометраж фильма впихнуть, целое. Чувствуется, что авторы хотели как-то это сделать, но не вышло у них на мой взгляд. Здесь, либо сериал надо было делать, либо меньший охват проблем и морской жизни брать.
Рыбалка «в сетях у соседа» вполне в духе и допускаю такое. Кэпов – авантюристов, встречал. Шторм в десять баллов и думать про то, как спасти еще кого-то? Ну не знаю. Там вроде у самого уже ничего толком не управляется, и у капитана голова болит за свое судно, свою жизни и жизнь команды. В меньше балльные шторма северных широт Обской губы, встречал и видел, как бросаются капитаны помогать друг-другу. Как борта разносит в хлам, тоже видел, так что история вполне в духе нашего героя капитана, который уже нам показан, как авантюрист вполне себе привыкший рисковать. Так что, здесь для достоверности баллов бы убрали, то наверное вопросов бы не возникло. В целом операция по спасению показана, и как люди себя ведут в ней, тоже. Говорю так, потому, что сам и участвовал и видел как бывает, но не в десять баллов. Или же «Осетра-то урежь, а я свечи задую».
Всем, кто любит про море и пароходы, смотреть конечно, каждый найдёт свое в нём, что-то. Кроме красивой картинки. Вот её точно не будет.
В общем, я бы и сериал посмотрел на такую тему. Там историй выше крыши можно вставить и снимать-снимать.
Идея - связать морских волков с молодыми ребятами - очень интересно обыграна
Режиссёр Борис Хлебников известен по нашумевшему проекту «Почка» (2021-...). Значит драма будет жёсткой. Не просто жёсткой, а с наукой про жизнь на море. Рыбаки и море — это как человек и рубашка. На рыболовецкое судно приходят двое молодых ребят — Максим (его играет Савостюк) и Никита (его играет Макар Хлебников). Эта практика для ребят из мореходки станет настоящей школой жизни. Сама идея «связать морских волков с молодыми ребятами» очень интересно обыграна. В этом и есть ключ конфликта - молодость и опыт. Актёр Александр Робак в фильме играет опытного моряка по кличке «отец». Костяк команды рыболовецкого судна «Снегирь» проверяет на жёсткость характер молодых ребят, которых сразу прозвали «Асисяи». Режиссёр Хлебников хорошо изобразил кампанию хмурых моряков. В фильме всплывает философия молодых людей - «делать по-приколу». Эта философия сталкивается с характерами морских волков, для которых море — это всё, это жизнь. Рыболовы-моряки рыщут в море для большого улова, а молодым людям — Максу и Никите — всё по-приколу.
Это шикарная драма. Режиссёр Хлебников сталкивает молодость с пофигизмом против опытности и круговой порукой. Опыт и молодость — что задумал режиссёр в сюжете? А задумал он драматическую линию, где каждый момент жизни — это урок для человека. Меня потряс сюжет. Я в полном восторге от кульминации фильма. От создателя «Почки» (2021-...) надо ждать мощной кульминации. Мораль проста: «Море не прощает пофигизма и расхлябанности». Весь фильм проглатывается, как кусок чёрного хлеба с солью. Мне понравилось, что режиссёр из команды делает банду морских бродяг. Разные судьбы, разные цели — и всё это переплелось на одном судне. Режиссёр Хлебников вводит в сюжет подвиг, провал, пофигизм, круговую поруку и морскую жизнь.
Что такое морская жизнь? Это философия морского бродяги, который в море за команду, а на суше сам по себе. Это драма с кульминацией понятной ни только морским волкам, но и простым гражданам с суши. Меня захватил сюжет. Я просто, как зачарованный, смотрел столкновение пофигизма и опытности.
Актёр Александр Робак уже играл опытного бойца в фильме «Однажды в пустыне» (2022). В нём есть равнодушие профессионала его героев с желанием передать опыт молодым и неопытным птенцам.
Можете кидать в меня камни, кирпичи и булыжники, но не люблю я Хлебникова. Всеобщий восторг от «Аритмии» я тоже не разделила, хотя уважаю авторское кино и к российскому кинопроизводству скептически не отношусь. Но Хлебников как, впрочем, и Звягинцев на меня нагоняет только уныние, а никак не преклонение перед талантом. Мне не понятна эта модная псевдо документальность, с отсутствием саундреков, стабилизаторов на камеры и !сюжета!. Люди смотрят кино, чтобы испытать эмоции, чтобы отвлечься от бытовухи, чтобы узнать что-то новое или банально отдохнуть, но здесь нам преподносят ту же уныло-чернушную бытовуху, приправленную сереньким цветокором и «органичненьким» произношением текста, из-за чего половина слов непонятна (без шуток, «Снегиря» смотрели на русском с русскими субтитрами). Я не говорю, что кино должно развлекать, но кино должно нести эмоцию, более сильную, чем мы испытываем в обычной жизни.
Но поговорим уже о «Снегире». Я не поленилась и нашла первоисточник, книгу «Три минуты молчания», и пробежалась глазами. И о чудо, там есть сюжет. И главный герой. и даже его изменения. Но, видимо, Хлебникову очень хотелось снять в главной роли своего сына, поэтому от книги остался только шторм и спасение иностранцев. По итогу, сначала пол фильма я ждала завязку, потом оставила эти надежды, и ждала, что произойдет хоть что-нибудь. Что-нибудь произошло. И что дальше-то? Ни одно событие не влияет ни на фильм, ни на героев. По факту, фильм непонятно про что. 2 часа нам уныло и архи документально показывают жизнь бомжеподобных юродивых рыбаков, на этом и заканчиваем. Документалка была бы гораздо интереснее.
Что хочу отметить, это хотя бы не «кринж». Мне как обывателю, не знакомому с выходом в море, все показалось очень правдоподобно, без вылизанных костюмов и стрёмных спецэффектов. Так что в эту атмосферу корабля верилось без проблем. Актеры тоже были органичны в этом жанре и образах, но персонажи не раскрыты, не ясна их мотивация, с ними не происходит изменений, так что мы им не сопереживаем вообще. Но, как минимум, это не отвратное кино. Но и не классное, на мой взгляд.
Что мы имеем в итоге.
Недодраму-недокатастрофу, без героев, которым можно сопереживать, без сюжета, без внятной темы, зато с «суровой реальностью», которую мы и так в телеграмме тоннами читаем.
Фильм о морском рыбопромысле, где пахнет реальностью, но не во всём...
В далёком 2015-м году я, будучи курсантом Морской Академии города Мурманск, проходил плавательную практику на рыболовном судне типа БАТ (большой автономный траулер). Поэтому фильм мне был особо интересен, учитывая, что всё это я видел воочию, своими глазами, а во время просмотра прочувствовал всё, будто бы сам был свидетелем всего происходящего. Так ли оно было на самом деле? Не совсем, поэтому постараюсь объяснить, отчего и почему...
Хорошо передана атмосфера замкнутого пространства маленького судёнышка, характеры персонажей и их отношения между собой. Я не работал в море на МРТ (малый рыболовный траулер), на котором и происходит действие фильма, но работал в достаточно известной в узком кругу мурманских моряков одной компании, известной очень маленькими зарплатами, отвратительным обеспечением, убогими проржавевшими судами и свинским отношением к рядовому составу. А брали туда в основном студентов без опыта, алкашей и тех, кого не брали в нормальные конторы. И то, в моём случае условия были получше, так как работа на МРТ - это сущий ад. Вахтовый режим 12 через 12 (12 часов работы / 12 часов отдыха, и так на протяжении всего рейса), работает весь экипаж, за исключением капитана, старпома и старшего механика (те несут ходовую вахту на навигационном мостике и в машинном отделении соответственно) — сначала на постановке и выборке трала, потом на самой «фабрике», где выловленную рыбу нужно выпотрошить, обезглавить и вырезать филе, а после упакованную в ящики продукцию нужно уложить и закрепить в трюме (ха-ха, закрепить, но об этом чуть позже). Добавьте к этому не самые комфортные условия проживания (их вы можете сами оценить по фильму),одни и те же лица в ограниченном пространстве судна, когда вокруг только лишь море, и вы получите психотип старых рыбаков, которые каторжно работают в море уже не первый десяток лет, бухают в свободное время, а в море идут только потому, что уже привыкли, и на берегу им делать нечего.
Я со всеми этими персонажами, можно сказать, был лично знаком, поэтому мне не нужно было раскрывать их предыстории, мотивации и характеры. Мне было проще их понять, но не рядовому зрителю, ровным счётом ничего не сведущему в данной сфере. А это не в плюс самой картине.
Меня точно так же в первом рейсе учили жизни такие же бесхребетные уроды, предел мечтаний которых была бутылка водки и такая же синяя, как и они, бабёнка для удовлетворения плотских утех. Это в порядке вещей для данного судёнышка, но не для всего торгового и рыбопромыслового флота.
Массовый же зритель может сделать отнюдь не такие выводы, ведь фильм снят не для моряков, а для всех. И вот эти «все» и могут посчитать, что в море работают сплошь алкаши и аморальные личности, и вот такая вот у них жизнь хреновая, — что не является истиной, поэтому — неприятно-с...
Но, несмотря на все эти аспекты, мне было интересно смотреть на само повествование, если бы не одно НО.
Такое ощущение, что фильм снимали люди, знающие, что существует рыболовный промысел в море, но которые даже не удосужились проконсультироваться с настоящими моряками. Ибо это ж надо умудриться показать столь колоссальное количество допущений, упущений и пренебрежений всех правил техники безопасности, которых в реальной жизни быть просто не может, особенно когда моряки не первый раз в море. И каждые две минуты моя левая рука ставила фильм на паузу, а правая тянулась к лицу, чтобы разбить его в припадке неудержимого фэйспалма.
Да ёмаё, элементарно — бывалые моряки должны были с первых минут нахождения на палубе вновь прибывших салабонов выщеголять тех по всем параметрам ТБ, а не кидать их на постановку трала, не объяснив, что такое стропа и гак, и как они взаимодействуют. Ведь правила ТБ написаны кровью везде, а тем более в море. Мне с первого дня объяснили (хотя это и так очевидно), почему категорически запрещено стоять под натяжением груза, стрелы или конца, и как этот груз может размазать человека по палубе. Здесь же сами бывалые моряки превращаются в идиотов, пускающих всё на авось и пренебрегающих всей логикой и здравым смыслом, что и приводит к совершенно не радужным последствиям.
Или же работа в трюме при температуре минус 20-30, в попавшей в него ледяной воде Баренцева моря (а то либо Баренцево, либо Норвежское море, ибо по сюжету рядом территориальные воды Норвегии), которая летом не поднимается выше 9 градусов — это прям верх абсурда. Сами подумайте, в течение какого времени человеческий организм получит максимальное переохлаждение и превратится в мороженную треску, которую они, простите, что? Не закрепили в трюме, зная о приближающемся шторме? Понимая, что незакреплённый груз будет болтаться во все стороны во время качки, что может привести к дополнительному крену? Серьёзно? Это точно фильм про бывалых моряков, а не про практикантов, которые первый раз в море вышли? Но создатели данного фильма решили, что для полноты картины всем действующим лицам нужно набухаться. До состояния нестояния. Может, они и хотели показать столь нелицеприятное общество, и в море пьют, действительно пьют практически все, но ни один здравый моряк, даже если он синий чёрт, бухающий 24/7, никогда не будет бухать в такой шторм до состояния овоща, чтобы вповалку лежать в салоне. Думаю, не надо объяснять, почему, и чем чревато такое состояние палубной команды, когда в любой момент могут объявить аврал.
И таких допущений и алогичного поведения бесчисленное множество, отчего появляется нестерпимое желание пожать создателям шею...
Как итог — данная картина, а именно образы и персонажи, понятна людям, понимающим специфику работы в море в условиях, показанных в фильме, может оказаться непонятной рядовому зрителю, который может сделать не совсем верные выводы. При этом профессиональные нюансы, невидимые глазу обычных людей, максимально попраны и нелогичны, что является плевком в душу людям, работающим или работавшим в море и понимающим весь абсурд происходящего.
Борис Хлебников громко заявил о себе еще 20 лет назад, когда выпустил вместе с Алексеем Попогребским свой 'Коктебель'. А широкая публика особо полюбила его после выхода 'Аритмии' в 2017 г. И вот после выхода нескольких сериальных лент, на экраны вышел новый полнометражный фильм - 'Снегирь'.
'Снегирь' 2023 г. - это мужская и морская история. Она основана на романе Георгия Владимова 'Три минуты молчания' и рассказывает о команде, отправившейся в море на рыболовном траулере.
Помимо основных бывалых членов команды, к ним присоединяются двое юных студентов. Ожидаемо зрителям предлагают наблюдать за притиркой молодых людей к чуждым и довольно суровым условиям и правилам, бытующим на судне.
Производственные драмы, которые погружают зрителей в будни какой-то неизведанной и редко оказывающейся в объективе камер реальности, очень легко завораживают зрителей. 'Снегирь' не стал исключением - наблюдать за жизнью команды на полуржавом рыболовном судне действительно увлекательно и интересно. К тому же Борис Хлебников мастерски создал на экране мир, в реальность которого легко поверить.
'Снегирь' предлагает зрителям красивую картину, интересных героев, необычный рыболовный мир, зрелищный шторм, юмор и драму. Не удивительно, что многие зрители высоко оценили эту ленту (в Кинопоиске у нее 7,1 балл). Однако, если задаться вопросом о чем именно был этот фильм, то его очарование быстро спадет.
Борис Хлебников, также как это было с 'Аритмией', снял максимально нейтральное кино, которое просто демонстрирует героев в похожих на реальность обстоятельствах, но не дает ни героям, ни обстоятельствам никакой оценки. Это просто нейтральная демонстрация, никак не подталкивающая зрителей к той или оценке увиденного.
Вот есть такие вот мужики - не хорошие и не плохие. Живущие по излюбленной российской общественной присказке 'правила существуют, чтобы их нарушать'. Они их нарушают. Постоянно. Где-то это служит во благо, где-то оборачивается трагедией. Но... Жизнь такая, все так делают...
Создатели фильма это равнодушно констатируют. А зрители это просто смотрят. И зрителям это нравится. Они узнают в этой установке нарушать правила самих себя и свое окружение. Отсутствие в фильме яркой осуждающей позиции такого расклада вещей служит во благо - зрители не ощущают, что их критикуют, зато наоборот им предлагают глубокомысленно порассуждать и поспорить об увиденном.
'Снегирь' - безусловно достойный просмотра фильм. Это высококачественное российское кино, которое довольно ярко отражает современное состояние общества. Тотальное равнодушие, нейтральность, изоляционизм, поляризация, приспособленчество, ложь, игнорирование законов и выживание как образ жизни... И все это оправдано и возведено в норму.
Посещение премьеры фильма 'Снегирь' режиссера Бориса Хлебникова стало для меня приятным открытием, и я нисколько не пожалел о своем выборе. Фильм действительно классный и заслуживает честной оценки 8 из 10. Режиссер не подкачал и представил качественную драму.
Начало фильма, в стиле 'Курьера' Шахназарова, было приятной и теплой комедией, сочетающей смешной юмор разных поколений. Нас знакомят с главным героями - двумя молодыми парнями. Не знаю, почему в синопсисе их обозначили как блогеров, в то время как эти парни просто выпускники морского училища и, теперь, ищут в жизни себя дальше, отправляясь в первый реальный рейс, где сталкиваются со множеством трудностей и сомнений. Затем история плавно переходит в драматическое русло, в некоторых моментах напоминая 'Про уродов и людей' той же студии. С накалом драмы и, буквально, накаляется атмосфера вокруг, бушует и разбивает все вокруг как и буря вокруг так и сам экипаж бушует вокруг, что приводит к довольно серьезным последствиям...
Конфликт поколений и различие взглядов на мир здесь прекрасно прописаны. В то же время, фильм затрагивает базовые проблемы нашего общества, такие как отсутствие чувства солидарности, пофигизм и расчет на авось.
Технически фильм также впечатляет. Почувствовал, словно сам находился в море. Рекомендую смотреть его именно в кинотеатре, чтобы полностью ощутить этот опыт. Нельзя не отметить работу съемочной группы, которая создала потрясающую атмосферу и передала аутентичность морской среды, её непостоянство и безжалостность к ошибкам. Актеры, в свою очередь, великолепно справились со своими ролями и создали очень убедительные образы. Молодые парни, тоже сыграли очень и очень достойно. И это придает фильму еще большую правдивость. В фильме нет никаких дешевых спецэффектов или излишнего пафоса, что только добавляет ему реализма.
Фильм 'Снегирь' взывает множество вопросов, а ответ предлагается искать самому зрителю. Однако, в целом картина выстроена логично и завершается полноценно. Это цельная и качественная работа, которая обращает внимание на актуальные проблемы общества и подталкивает нас к нормальному, человеческом диалогу между поколениями и большей ответственности.
Отдельное спасибо СТВ за такой интересный проект. Я искренне надеюсь, что студия продолжит радовать нас подобными фильмами в будущем.
'Снегирь' - производственная драма о токсичном мужском общества, где нет места сочувствию, жалости и состраданию
У Бориса Хлебникова ловко получается один фокус. Из фильма в фильм. Режиссер классно вторгается в пространство русского характера. Тихо, не так грязно и тревожно как Балабанов, но ощущение после - точно не чище. Тот самый фонтриеровский камень под подошвой, который зритель должен чувствовать весь хронометраж фильма, если он, конечно же, хороший.
Новые герои Хлебникова - команда на рыболовном судне, состоящая из характеров, которые мы интуитивно и безошибочно узнаем из российской действительности. Капитан - авантюрный романтик-пофигист, слушающий в рубке попсу 90-х и ценящий улов больше людей. Его помощник - 'как бы чего не случилось', но в реальности неспособный взять на себя хоть какую-то ответственность. Местный шут в исполнении Трибунцева - живущий на 'авось прокатит' непредсказуемый юродивый, у которого от доброго слова до 'в почку заточку' отделяют доли секунд. Боцман (стереотипная роль Робака), вроде мужик порядочный и даже заботливый, но совсем не желающий слушать всех, кто думает иначе. Даже своих дочек-подростков он не понимает, 'ну вот чего им не хватает, деньги есть, дом есть, жрачка есть'.
В это почти армейское пространство, закрытое и совсем забывшее про зачатки эмпатии, вторгаются два 'асисяя' - студенты-первокуры с питерской мореходки. Для них вояж в открытое море - развлечение, испытание себя, в конце концов, возможность заработать на алл-инклюзив в Таиланде. Парни слушают другую музыку, поправляют бывалых, ржут над их первобытным и архаичным взаимодействием. Более гибкий Максим - адаптируется, хоть и на минималках, более упрямый Никита - изгой и объект мужицкого буллинга.
Хлебников - большой мастер аккуратно ставить камеру и направлять объектив в чужие души. Герой Яценко в 'Аритмии' настолько казался парнем с соседнего подъезда, которого и вроде бы жалко, хотя и жалеть-то особо не стоит, что, по сути, рушилась четвертая стена. В 'Снегире' - таких героев много, ими наполнен фильм. Проживший еще с десяток годков, но за это время лишь приобрётший новые травмы, новые комплексы. И это очень метко. Ведь нет в нашей стране более закомплексованного человека, чем взрослый 45-летний мужик.
'Снегирь' крайне хорош тем, как глубоко проникает в смысл человеческого ущербности советского и во многоv российского человека. Ведь какой бы нb была хорошей или плохой система, судить ее проще всего по итоговым продуктам. Хлебников не просто фиксирует душевный застой, он нарочито подчеркивает его постоянную воспроизводимость. Работяги на судне готовы жертвовать собой и совершать подвиг - спасать в страшный шторм незнакомых норвегов. А после чудесных образцов отваги и иррациональной храбрости 'герои' сидят и ржут над спасенными, выстебывая, что те даже на русском калякать не могут.
Здесь ровным счетом ничего не стоит жизнь. Она точно дешевле трески. Лучше всего об отношении к человеку в 'Снегире' говорит финальное видео героя Трибунцева. Вирусное и веселое. Приговор этим людям и этому обществу.
В какой-то мере 'Снегирь' с его посылом - авторское высказывание и о дне сегодняшнем. О способных на подвиг ради чужого, но не замечающего свое уродство, свою глухоту по отношению к ближнему. В конце концов, это фильм о неспособности понять другого. О глухонемой любви. Отцы не понимают детей. Дети не дают шанс отцам. Первые хотят, чтобы новое поколение доделало то, что они сами не смогли. Достроило, долетело, дожило.
В этой вечной долбежке головой об стену Россия остается пространством нелюбви. Звягинцев сказал об этом в лоб. Хлебников замаскировал под фильм-катастрофу. Наверное, для того, чтобы заманить в кино тех, о ком снимал. Наверное, для того, чтобы наконец-то достучаться в эту потрескавшуюся, но такую прочную дверь
Снегирь - характерная для Хлебникова картина с потрясающим финалом.
Съемки происходящего во время шторма легко могут конкурировать с дорогим Голливудским блокбастером. Увидеть такую операторскую работу в российском авторском кино было неожиданностью.
Персонажи хоть и яркие все вместе, но по отдельности не вызывают интереса. Ты чувствуешь общую ущербность, бессмысленность жизни, мерзость характеров этих людей, но ничего по отношению к ним не испытываешь, хочется просто про них забыть, не смотреть.
Может именно этого эффекта и добивался режиссер?
Даже случившаяся трагедия с Никитой никак на них не влияет. Здесь не будет раскаяния, прощения, только трусость и глупость низшего пролетариата, подчеркнутая привычной реалистичностью Хлебникова. Случилось и случилось, работаем дальше.
Вся спасательная операция, кажется, нужна была только для того, что бы Юрец смог показать новым людям свои идиотские видео и поиздеваться над иностранцами русским матом, после чего спокойно жить дальше, поверив, что в этой самой жизни произошло нечто интересное.
Подвиг с целью дать существованию смысл на несколько часов.
Чему может научить подобное общество молодые умы? Если отличаешься, то выход у тебя только один.
В этом контексте возникает вопрос: почему решили не раскрывать тему с норвежцами? Такое чувство, что целые куски вырезали.
О том, что подросткам (и тем более детям) опасно быть в мужском коллективе, если нет опекающего взрослого...
Мужской быт суров и зачастую токсичен, здесь у каждого второго/третьего в голове бардак или хаос.
И воспитательный процесс взросления, пущенный на самотек, предсказуемо приводит к мрачному финалу.
Но в итоге все не такое черное - ровно те же самые мужчины, чудом выживая в стихии - приходят на помощь и геройски спасают экипаж тонущего рядом судна.
Склонные к риску, саморазрушению, агрессии, принятию неправильных решений - эти же качества, которые привели к трагедии - приводят и к подвигу, в некотором роде уравновешивая баланс.
«Жизненно» – первое слово, которое приходит на ум после просмотра фильма Бориса Хлебников «Снегирь». Видимо, режиссёр «Аритмии» набил уже руку настолько, что может теперь выдавать острые социальные драма пачками; по крайней мере, новинка про моряков по своему качеству показалась ничем не хуже уже упомянутой положительно воспринятой и критиками и зрителями более ранней работы о нелёгких буднях скорой помощи. В качестве сравнения тут же вспоминается «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и в частности – центральная сцена трагедии в туристическом автобусе, ибо Хлебников, как и именитый мексиканец, также становится в своём фильме на путь исключительного наблюдателя, не дающего ровным счётом никаких оценок тем драматическим событиями, которые разворачиваются буквально за секунду и практически на ровном месте, не встаёт на сторону кого-либо из героев и не приукрашивает сюжет. И да, если вы ещё не догадались, трагедия здесь – это отнюдь не шторм, показанный в трейлере.
Восприятие «Снегиря» – сродни документальному кино. Как будто наблюдаешь скрытой камерой за реальной жизнью, текущей своим чередом на ржавом рыболовном траулере где-то не просторах северных морей. Настолько точна режиссура, настолько правдоподобны актёры в своих образах. Сразу скажу, что фильм стал бенефисом для Александра Робака и Тимофея Трибунцева, настолько эти опытные артисты попали в свои роли, что если бы не знал их по предыдущим работам, вполне бы мог подумать, что они и правда настоящие моряки, которых уговорили сняться для большого экрана. Остальная команда тоже не подкачала; каждый, словно влитой, на своём месте, включая и парочку молодых актёров Макара Хлебникова (сын режиссёра) и Олега Савостюка. Как тут в очередной раз не запротоколировать избитый постулат о том, что российской кино (также как и ранее советское) – прежде всего игровое кино, где актёрская работа стоит превыше всего и в основе всего, а уже потом идут три кита в виде режиссуры, оформления и сценария.
Кстати, о сценарии. «Снегирь» — это неточная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания». Видавший виды рыболовный траулер «Снегирь» отправляется в море на очередной улов, принимая в порту двух практикантов из мореходного училища – Никиту и Максима. Поначалу парням кажется всё несерьёзным и не стоящим внимания. Смешные неуклюжие дядьки на палубе, которые непонятно чего требуют, неинтересная и неопасная рутинная работа, мало смахивающая на приключенческие романы, да и просто смертельная скука. Всё меняет трагический случай и дальнейшие действия команды корабля, попадающего в шторм… В фильме хорошо показан мужской коллектив в замкнутом пространстве, законы «дедовщины», отношения к новичкам, непонимание старшего и младшего поколений. Отлично проработаны и раскрыты главные персонажи, а также нравы и сама сущность данной деятельности. Конечно, у любителя-рецензента нет возможности иметь под рукой профессионального консультанта на любой случай жизни, зато есть друзья, работающие в той или иной сфере. И применительно к «Снегирю» на вопрос «на самом ли деле всё так, как показано в фильме» друзья моряки и речники отвечают: «действительно так». Стоит ли сомневаться в их словах? Мне кажется, нет.
Минусы же я поставил за следующее. Очередной российский фильм, где работники беспардонно бухают на рабочем месте (ну давайте хотя бы вспомним киноленты прошлых лет про космонавтов и подводников, чтобы понимать, откуда ветер дует), с лёгким флёром стереотипной отечественной чернухи. Ну и плохой звук на запись диалогов (неуд звукорежиссёру и его команде), когда зажёванные слова и даже фразы не способно нивелировать даже существенно повышение звука на проигрывателе/телевизоре, что всяко не есть норма для релиза 2023 года. В остальном же – всё уверенно и без соплей. Справедливости от жесткого мира ждать не стоит, даже если её и кто-то обещал. Поистине жизненная зарисовка получилась у Хлебникова…