А всё так хорошо начиналось... И действительно, старый Юниверсальский хоррор 'Мумия' 1932 года себя давно изжил вместе с концепциями и способами запугать. Отсюда приветствуется стремление авторов вольно интерпретировать классику при съёмках ремейка картины, изначально задуманной также ужастиком, но впоследствии переделанной в приключенческий боевик. Студия не сработалась с несколькими влиятельнейшими режиссёрами поколения - Уэсом Крейвеном, Джорджем Ромеро - и в конце концов пригласила Стивена Соммерса, который по-настоящему хотел ставить 'Мумию'. Он пришёл со своими концепциями и задумками, пустился в производство. В итоге же 'Мумия-1999' вышла эдаким блокбастером в песках, младшим братом 'Индианы Джонса', если обращать внимание на первые впечатления. В самом деле, фильм шикарно смотрится и сейчас, пусть и не превосходя время визуальными качествами, но как минимум выкладываясь на 80 миллионов долларов бюджетных денег сполна. Кажется, постановка и спасла кино: не будь у него роскошных песчаных бурь, масштабных боевых сцен и жутковатой мумии с выверенной мимикой, оно бы вообще не было интересным.
Хотя режиссёр явно старался преподнести фильм особенным. Поначалу у него получалось: 'Мумия' стартовала с отсылки на древнейшую историю гибели Имхотепа. Да, она явно надумана, однако впечатляет - она выглядит, как настоящая страшная сказка, старинная легенда, окутанная мистикой и романтикой авантюризма, которому содействуют и главные герои, искатели Хамунаптры, города мёртвых. Казалось бы, у фильма есть предостаточно потенциала, чтобы попробовать рассказать свою версию известного проклятия фараонов. Не просто ж так действие начинается в 1923-м, спустя год после вскрытия гробницы Тутанхамона, что повлекло за собой череду необъяснимых трагических смертей абсолютно всех участников экспедиции. Задел создателей под фэнтези мог при адекватности избежать критики. Получилось, в общем-то, ни шатко, ни валко - и не бред зацикленный, и не достояние сценарного мастерства. История размеренно представляется самым обыкновенным блокбастером, не имеющим к Древнему Египту никакого отношения, как и к жизни тоже.
И было б оно так нормально, но конечное творение Соммерса на деле - абсолютно казуальное. Творение, слепо следующее в угоду Голливуду типичному, ориентированному не на впечатление публики, а на её развлечение. Творение, где зачастую преобладает откровенный абсурдизм и недалёкость логики повествования. Главный герой Рик О'Коннелл легко, беззаботно живёт на просторах африканской страны, причём неважно, какие обстоятельства ему сопутствуют. Он то выживет после атаки целого легиона противников, то за считанные минуты до казни будет вульгарно шутить в сторону незнакомых людей, то дерзко порычит на мумифицированное чудовище. О'Коннелл предстаёт романтизированным героем - смелым, наглым и вообще таким, какого бы стопроцентно полюбили зрители. Да и внешне Брендан Фрэйзер далеко не урод, отлично соответствует образу, как и все актёры в принципе. К кастингу вообще невозможно придраться, вот настолько каждый уверенно подходит под типаж персонажа. Облагораживание главного героя здесь закончилось очень плохо. Прокол в том, что, несмотря на достоинства, Рик всё равно придурковат. Однако, многие остальные спутники ради пресловутой американской подачки юмора буквально унижены. Они - предатели, трусы, алчные сволочи, нарциссы, идиоты. Получается так, что эти египтяне и евреи - рабы и клоуны, а мы, американцы, истинно великая нация. И даже женщинам досталось, героиню Рэйчел Вайс за пол однажды оскорбят так, что в наши дни сулило бы волнения.
О'Коннелл и его свита следуют к Хамунаптре, а по пути сами себе создают нереальные передряги - всё ради зрелищности, надо же как-то заполнить хронометраж. Преобладающее действие проходит, будто по проторенной дорожке, герои в любом случае добиваются целей. И неважно, что они зачастую ходят по лезвию, всё равно одни противники оказываются тупыми до обалдения, а другие отвернутся в нужный момент. Да, получается зрелищно, но почему же так примитивно? Соответствующие объяснения - их нет, всё проходит по наитию судьбы. Проблема в том, что даже с действиями всё максимально не оригинально и затёрто ранними фильмами в духе того же Индианы Джонса, только ещё и не связано логически. Но кое-что необычное всё-таки нашлось. Но не стоит этому радоваться. Просто в 'Мумии' интересное фэнтезийное начало было перевалено в сумасбродный сыр-бор... из-за женщины... И это не тот случай, когда есть место разумной мелодраме. Во-первых, мелодрама-то началась в условиях заштампованности, где герои по сути не будут знать друг друга, но любовь победит. Во-вторых, как же глубоко падает глобальность фильма; в центре внимания - женщина, хотя минуту назад были страсть к приключениям, к богатствам и банально к спасению собственных шкур от нечисти из гробницы, которая также бунтует из-за женщины! К чему тогда такой пафос вроде повсеместного вырезания населения, причастного и непричастного? К чему отсылки на проклятие фараонов? Тварь-то, значит, не причинит миру вреда, а зачем преподносится сущим злом, охраняется тысячелетиями? Очевидно также, что сумма экшна и недоразвитой мелодрамы не привлечёт сопутствующей эмоциональности, а кино на её теряет окончательно всю серьёзность.
Да и зачаточно фильм вызывает вопросы. Возможно, стоило сделать его ужастиком. Тогда бы он точно подходил под кассовое кино понятийно и не оказался столь противоречивым. К мелодраме у 'Мумии' и не было смысла подходить, это же не кино уровня 'Касабланки' или трилогии 'Три цвета'. Под формой хоррора фильм оказался бы верен для поклонника и для киностудии Universal Pictures, начинавшей как раз такими сериалами. То, что Борис Карлофф из классической картины выглядит гораздо страшнее и жутче без всякой компьютерной графики, нежели Имхотеп Соммерса, даже немного расстраивает. А из-за дурацкого юмора в отношении существа, оно ментально перестаёт быть угрозой и вообще не может по-настоящему напугать. Герой Фрэйзера его нисколечко не боится и убегает от него, словно катается на карусели. 'Плевать, что страх наступает, зато задорно!' - передаётся через экран. Какой тут Тутанхамон...
Не хочется верить, что Стивен Соммерс не уважал зрителя своего фильма. Уж лучше, если он просто не имел таланта или опыта для постановки столь масштабного полотна. Ведь сюжетные дыры и нелепые каноны жанра увидит любой, не все же будут довольствоваться впечатляющей техникой и динамикой повествования. К сожалению, в дальнейшем режиссёр так и не преодолел барьер профессионализма, снимая фильмы похожего образца. А 'Мумия' его получила огромную кассу в прокате (более 415 миллионов долларов), скорее, благодаря великому имени франшизы, отложенному в умах людей ещё из детства с помощью культуры. Но всё равно фильм заслуживает внимания, по крайней мере потому, что и не портит представлений о блокбастерном кино. Он интересен и впечатляющ. Стоило лишь подумать над сценарием, сделать его привлекательным, а не по-подростковому наивным.
Начну с того, что фильм 'Мумия' я смотрела еще на кассетах, когда была ребенком. И сейчас я как никогда понимаю насколько взгляды меняются с годами. Когда мне было лет 10-11 я просто обожала этот фильм. Мало того он меня не плохо так пугал. Но сейчас, спустя 7 лет, я полностью поменяла свое мнение об этом фильме.
Фильм, как заявляют создатели, в основном относится к жанрам: фэнтези, приключения и боевик. Так оно и есть. При этом в 'Мумии' присутствует не малое количество комедийных сцен, которые меня заставили улыбнуться (советую смотреть оригинальную озвучку). Но была пара моментов, где сцена должна внушать страх, но вместо этого получалась какая-то комедия. Шутки это круто, как сказал Гальцев (не точная цитата) заставить плакать легче, чем заставить смеяться, но всего в меру.
От юмора до тупизма - один шаг. Смех смехом, но уважаемые читатели, как бы вы сильно не любили этот фильм, согласитесь, что в нем масса глупых и я бы даже сказала тупых моментов. Я понимаю, что картина имеет юмористическую направленность, но такого рода шутки не смешные, а скорее раздражающие.
В детстве самым пугающим объектом всего фильма были скарабеи! Хотя думаю все их боялись. Очень классная задумка! Хочу отметить, что злодей, как камень. Дали бы ему текста побольше, что ли, а то как-то странно. Злодей есть, а что-то ничего не делает и не говорит, кроме пары фраз на древнеегипетском. Хотя нет, он еще визжал и раскрывал рот, как на приеме у лора.
Герой получились не плохие. О'Коннел мне напомнил некую смесь Агента 007 и Индиана Джонса. Брендана Фрейзера я мало где встречала, но конкретно в этом фильме он меня немного подбешивал. Особенно своей любовью к оружию. Стреляет, стреляет и опять стреляет. Иви сыграна отлично, претензий нет. Ее братец тоже весьма забавен.
Чем этот фильм раздражал, так это просто неимоверным везением главных героев! Только они попадают в безвыходную ситуацию, как появляется, прям по волшебству, решение всех проблем. Конечно, без этого бы кино не получилось, но напряжения не хватает в подобных сценах.
Напоследок еще кое-что. Как, черт меня дери, можно было вырезать такие красивые буковки на внутренней стороне саркофага в момент, когда тебя пожирают плотоядные жуки? Я не придираюсь, просто это такие вещи, за которые у некоторых зрителей цепляется глаз.
Вообщем, мое мнение такого, что Стивен Соммерс и его команда больше заботились об эстетике. Чтобы все было красивенько, премиленько. Однако и обещанное они выполняют. Вот вам драки, любовь, шутки и так далее. Фильм, как мне кажется, чисто для ничего не делающих людей, стремящихся занять себя. Не думаю, что буду его пересматривать...
На Земле - Матушке наверное нет такого человека, который бы не знал, что за фильм следует после того, как заставка Universal Pictures превращается в Солнце. Вы догадались? Это фильм “Мумия”, а если быть точнее, то ремейк фильма “Мумия” тридцатых годов.
Начало фильма открывает всю суть того, что будет происходить на экране, а именно завораживающий своей зрелищностью и сюжетом классный блокбастер.
Кинофильм сделал популярными очень много актеров, которые снялись в проекте, например Рейчел Вайс, Брендана Фрейзера и Одета Фера.
Если брать ремейк тридцатых годов, то там сюжет был более простым, ну а тут Стивен Соммерс создал свою собственную вселенную и решил не отходить от нее ни на шаг, композитор Джери Голдсмит передал фильму ту музыкальную атмосферу, которая могла погрузить зрителя в суть происходящего на экране еще глубже.
Для тех, кто не знает сюжет вкратце, проклятая много веков назад мумия жреца оказывается разбужена искателями приключений археологами, которые являются главными героями фильма, каждый со своей харизмой.
Отметим спецэффекты фильма. Они по своей сути сделаны так хорошо, что со времени выхода фильма и по сей день почти не “стареют”.
Игра актеров на должном уровне. Каждый старается на максимум своих способностей.
Фильм длится почти два часа, но эти два часа пролетят как воробей, который какнул на дерево.
Происходящее на экране хоть иногда и кажется абсурдным бредом, но это только потому, что это фильм - фантазия, фильм, мистика и фильм – комедия, одним словом-блокбастер.
Подводя итог, хочется сказать несколько вещей про каждую деталь фильма.
Актеры: им можно сопереживать.
Спецэффекты: на максимальном уровне возможностей девяностых годов.
Юмор: на протяжении фильма и до его конца он есть.
Сюжет: простой, не приторный, интересный.
Музыкальное сопровождение: атмосферное и приятное на слух.
Можно ли пересматривать фильм много раз? Даже больше трех раз, он того стоит.
Итог: отличный блокбастер, практически для любой аудитории, которая любит приключения и сказки.
Хочу сказать не столько о самом фильме, сколько об эмоциях, которые он вызвал. Смотрела его еще в детстве. Был моим любимым фильмом тогда. Да и сейчас наверное тоже один из любимых. Но вот недавно пересматривала его. И почему-то в конце фильма стало очень грустно. Все как положено в таких фильмах вот герои, вот - злодеи, а вот и хэппи-энд. Но глядя на сюжет и вообще историю в целом становится грустно от какой-то несправедливости в этой жизни. Ведь главные герои боролись с порождением собственного зла. А с чего все началось. С рабовладельчества. С неравенства и несправедливости. Когда у царя было много наложниц, то есть рабынь, которых он эксплуатировал помимо их воли. Конечно, это не совсем правильно в такие фильмы докапываться. У них все должно лежать на поверхности и никакого такого смысла не нести. Но это уже второй фильм, который я смотрю и который меня расстраивает. Потому что вроде бы главные герои молодцы, якобы какое-то абстрактное зло уничтожили. А на самом деле просто были такие же люди когда-то, которые пострадали из-за жестокости мира и несправедливости. А их превратили потом в монстров.
Начнем, пожалуй, с истории. Формально «Мумия» является одноименным ремейком фильма 1932 года (с Борисом Карлоффом в главной роли), но по духу, да и по сюжету общего у этих фильмов практически ничего нет. «Мумия» Соммерса – это высокобюджетный парад-аттракцион, в котором очень много «Индианы Джонса», слегка «Зловещих мертвецов» (но очень слегка – фильм рассчитан на малолеток, а потому никакого жесткача выше рейтингаPG-13 здесь нет) и именно кассовый успех этого фильма в дальнейшем породил такой феномен, как «Пираты Карибского моря».
А ведь изначально проект планировалось запускать со скромным бюджетом (ни о каких 80 миллионах и речи не шло), а в режиссеры метились и Сэм Рэйми, и Уэс Крэйвен, и Клайв Баркер и даже вечный лузер режиссерского цеха Мик Харрис. Но лучшую концепцию по зарабатыванию бабла предоставил Стивен Соммерс (нам он известен в первую очередь «Ван Хельсингом» и бездарнейшим «Подъемом с глубины»), и молодого мужика (в 1998, когда снимался фильм, ему только стукнуло 37) утвердили. Ну и процесс пошел… Массовки, каскадеры, гигантские декорации, съемки в Марокко и Египте, дорогостоящие спецэффекты, в общем, Соммерс на потеху юной публики развернулся на полную. И скажу, что касается красивой картинки, Соммерс профессионал высшей категории, придираться особо здесь не к чему. Но вот в других моментах киношка… Во-первых, Брендан Фрейзер это даже не пол Харрисона Форда. Его персонаж, искатель-приключений-на-свою-задницу-англичанин Ричард О’Коннэлл больше похож на полудурка, нежели на «рыцаря плаща и шпаги». А ведь на его фоне другие персонажи должны выглядеть еще смешнее, представьте теперь, какое кривляние идет весь фильм. Во-вторых, переходим к этому самому кривлянию, которое в «Мумии», по-видимому, должно играть роль здорового юмора. Черт, или это уже у меня крыша съехала и я воспринимаю только черный юмор, но шутки и гэги в «Мумии», которые идут нескончаемым потоком, мне кажутся невероятно дебилоидными и плоскими. (Быть может это и есть тот самый тургеневский «разрыв поколений», хотя здесь больше интеллектуальный разрыв – умные люди во время просмотра «Мумии» мало найдут для себя смешного и веселого).
И, наконец, сюжет. Давным-давно (приблизительно в 27 веке до нашей эры) жил себе фараон, но постигла его обида жгучая – любимая девица фараона Анук Су Намун загуляла на стороне с верховным сановником Имхотепом. Дальше шекспировская трагедия – Анук Су Намун себя умерщвляет, а Имхотепа жестко мумифицируют заживо, но он обещал вернуться. И возвращается как раз к 1923 году. Не прошло и три тысячелетия, а Египет уже стал колонией Англии и здесь, в песках Сахары промышляют всевозможные джентльмены, среди которых выделяется своей подвижностью и дуростью Ричард О’Коннэл. Здесь же на раскопках шатается леди и просто знатный египтолог Эвелин Карнахан (Рейчел Вайс). Вскоре парочка познакомится и даже влюбится друг в друга, а тут и древний друг Имхотеп нарисуется…
Первый раз фильм смотрела очень давно, но с самого первого просмотра 'Мумия' стоит у меня в верхних строчках личного хит-парада.
Снова Египет. Снова мумия.
Казалось бы, ну сколько еще можно снимать всякие ужастики про проклятых мумий.
Но нет, Соммерс не промахнулся на этот раз. Обаятельный, тогда еще неизвестный Брендон Фрэйзер и Арнольд Вослоу справились с ролями на 100%, в прочем и остальные актеры гармонично вписались в картину.
Не пошлый, легкий юмор, чередующийся с довольно мрачными сценами отличает 'Мумию' Соммерса от других.
Каждый раз, когда по телевизору показывают 'Мумию', вся семья собирается у экрана и даже моя мама не говорит свою обычную фразу: 'Ну сколько можно смотреть этот фильм'.
Только благодаря отличной игре и интересному сюжету можно было бы поставить восьмерку, но всё же этот фильм заслуженно получает десятку - команда выложилась по полной.
Снять образцовый блокбастер, на самом деле, дело не намного более легкое, чем снять концептуальный арт-хаус. А, возможно, и более сложное. Все-таки аудитория интеллектуального кино по определению уже ее же у кино зрелищного, да и критерии оценки в первом случае куда субъективнее. Потому, если снимаешь блокбастер, будь добр, не дай зрителю уснуть (от недостатка ли экшн-сцен, или сюжетных поворотов).
К чему это я... К тому, что 'Мумия' и есть тот самый почти образцовый блокбастер. Само действие разворачивается в декорациях древнего (и не очень) Египта. Есть в этом что-то мистическое и загадочное, само по себе зачаровывающее зрителя, а сюжет со злодейскими ожившими мумиями, хоть и стар как мир, но до сих пор себя оправдывает, тем более, что в данном случае история мумий даже в некоторой степени трагична: любофф как-никак.
Но держится это кино не только на сюжете, который в подобных фильмах, прямо скажем, не гамлетовский, и даже не на спецэффетках, которые при достаточных денежных вливаниях со стороны продюсеров проблем не составляют, а во многом и на актерском составе. Актерам 'Мумии' удалось избежать самого страшного греха современного блокбастера - пафоса. То есть он, конечно, есть (куда уж без него), но все спасение мира подается в настолько ироничном ключе, что совесть не дает упрекнуть в развешивании эпической клюквы на экране.
Кстати, вполне приятственны не только и даже не столько главные персонажи, которые спасут мир (а вы как думали?) и укатят навстречу восходящему солнцу, но и персонажи второстепенные, чья задача не дать зрителю заснуть до момента спасения мира. Тут все, начиная от брата главной героини и добровольного помощника воскресшего жреца до суровых воинов пустыни, харАктерные и живые, а это для экшна немалый бонус.
Ну и как дополнительное развлечение для людей, знакомых с историей древнего Египта, немало ляпов и бредовостей, которые тоже небезынтересно вылавливать в потоке псевдоисторического экшна.
В общем, если весь Индиана Джонс уже пересмотрен, а душа просит приключений, то 'Мумия' - выбор оптимальный.
Фильм хороший, но не более того. Если Стивен Соммерс ставил задачу снять зрелищный приключенческий фильм без тени мысли и какой-либо философии и еще при этом 'срубить' хороший гонорар, то справился он на все 100.
Сюжет фильма немного 'вымучен', и если проводить параллели с пресловутым 'Индианой Джонсом', то 'Мумия' здесь более, чем явно, проигрывает. Если там все сюжетные ходы очень тонко и тщательно выверены и каждый отдельный эпизод самодостаточен, то в 'Мумии' сюжетные линии не имеют законченности, а местами просто наслаиваются друг на друга: ну вот надо было им совершенно случайно найти карту, а затем и ее обладателя (Фрэйзер), которого, кстати, совершенно случайно чуть не повесили в каирской тюрьме.
Затем, отправиться в Хамунаптру, случайно найти Книгу Мертвых и случайно произнести заклинание, которое оживило Имхотепа. Странно только, что меджаи-воины Бога не могли всего этого предвидеть и помешать этому.
Ну да, Бог с ним, с сюжетом. Печальнее другое: в отдельных местах фильм смотрится, как откровенный стеб над жанром не только приключенческого фильма, но и боевика. Ощущение такое, что Соммерс сам хохотал вовсю на съемках сего творения. Кстати, в 'Мумии-2' он переплюнул сам себя, постебавшись не только над жанром, но и над своей же 'Мумией' (Ну как тут не вспомнить Сэма Рэйми с его 'Зловещими мертвецами'!) Чего только стоит фраза Фрэйзера в финале картины: 'Что случилось? Да ничего - все, как обычно: мумии, пигмеи, здоровенные жуки.'
При всем сказанном, нив коем случае не хочу кидать камни в этот фильм. Хотя бы потому, что люблю приключенческие картины, которыми нас так редко балуют.
Фильм захватывающий, очень динамичный и красочный, с замечательным юмором (местами черным). Смотрится на одном дыхании благодаря не только красивой картинке, но и очень 'живым' персонажам: особенно можно отметить Рика, Эви, Имхотепа и 'мелкого пакостника' Бенни (действительно, все актеры на своих местах).
С технической точки зрения, это, конечно, не шедевр и визуальная концепция фильма оставляет желать лучшего, но можно отметить хорошую работу оператора, органичные спецэффекты, отличную музыку и неплохой звук.