Фильм 'Карьера Димы Горина', выпущенный в 1961 году, представляет собой яркий пример того, как советская кинематография использовалась для формирования образа идеального гражданина и работника. Советские власти, посредством таких фильмов, стремились воспитывать новое поколение, которое с готовностью будет служить стране, работать на благо общества и радоваться своему вкладу в коллективный труд. На первый взгляд, это комедия о молодом бухгалтере, который волею судьбы оказывается на строительстве гидроэлектростанции, но на более глубоком уровне фильм служит инструментом пропаганды, который транслирует важные для советской идеологии установки.
Одним из ключевых элементов фильма является контраст между бюрократами и рабочими. Дима Горин, главный герой, олицетворяет собой типичного молодого чиновника — он робок, неуверен, его жизнь скучна и ограничена рамками офиса. Внешность героев, представляющих бюрократию, также преднамеренно подчеркивает их отрицательные качества. Они изображены некрасивыми, зачастую толстыми, со стереотипной внешностью, подчеркивающей их оторванность от реальной жизни. Их мир — это мир бумаг и приказов, где отсутствует истинная энергия и творческий порыв.
В противоположность этому, рабочие на строительстве гидроэлектростанции выглядят как воплощение идеала советского гражданина. Молодые, стройные, энергичные и дружные, они представляют собой коллектив людей, которые готовы работать в суровых условиях ради великой цели. Они не жалуются на трудности, и их работа воспринимается не как тяжкое бремя, а как подвиг, приносящий радость и удовлетворение. Этот контраст подчеркивает идею о том, что настоящая жизнь, полная смысла и радости, — это жизнь на стройке, в труде на благо общества, а не в скучном офисе за счетами.
Советская власть использовала подобные образы для того, чтобы внушить зрителям мысль о том, что работа на производстве, участие в крупных проектах, таких как строительство ГЭС, — это путь к личному счастью и признанию. Мелкие чиновники, изображенные как обрюзгшие и недалекие люди, символизировали бессмысленность существования вне контекста коллективного труда. Рабочие, напротив, выглядели как герои своего времени, чьи усилия приносят реальную пользу обществу. Молодежь, смотрящая этот фильм, должна была видеть в рабочих образец для подражания, а жизнь, полную физического труда и простого счастья, — как правильный выбор для себя.
Фильм также четко транслирует идею о том, что коллективизм важнее индивидуализма. Герой Горин, начинавший как чиновник, постепенно превращается в настоящего рабочего, становясь частью коллектива. Его личное преображение — это пример того, как человек может найти свое место в обществе, отказавшись от личных амбиций в пользу общего дела. Это послание было крайне важным для советской пропаганды, стремящейся убедить молодежь в том, что их счастье — в труде на благо страны и народа.
Таким образом, 'Карьера Димы Горина' — это не просто комедия, а тонкий инструмент идеологического влияния. Он учит молодое поколение, что жизнь рабочего — это путь к истинному счастью и уважению, тогда как мелкие чиновники и бюрократы — это антиподы, лишенные энергии и настоящего смысла жизни. Советская власть, используя кинематограф как средство пропаганды, стремилась воспитывать поколение, готовое служить и работать на благо государства, считая это высшей наградой и целью своей жизни.
В то время, пока жизнь мелкого столичного клерка начинает поблёскивать новыми карьерными лучиками, обещая ему свежий прилив мелкого мещанского счастья, где-то далеко, на необъятных просторах страны, куётся большое счастье большой страны рабочих и крестьян. Лишь благодаря курьёзному стечению обстоятельств, вчерашний повелитель счётов, очертя голову, бросается в кипучую рабочую жизнь, – с огнём в глазах и с топором в руке!..
Создатели фильма умело показали «тяжёлые роды» человека труда: в тесном мужском коллективе, иногда под колкими насмешками, в изнурительных физических нагрузках, в непривлекательных бытовых условиях, в суровом климате – мягкотелый интеллигент-одиночка начал формироваться как полноценная общественная личность.
Режиссёр очень нежно поступил со зрителями, потому что, несмотря на все особенности главного героя, смог продемонстрировать максимально комфортное его вхождение в жёсткий мужской коллектив. Это показано как назидание низовым руководителям – быть внимательными и чуткими с подчинёнными, прощать им неизбежные первые ошибки, помогать в психологической адаптации. Также и со стороны коллектива показана подчёркнуто сдержанная реакция на неприятное поведение главного героя, категорически неприемлемое в подобных ситуациях. К сожалению, многие такие эпизоды не получили надлежащего раскрытия и финализации, но задумка авторов была не в психологическом взбадривании зрителя, а лишь широкими мазками показать контраст между жизнью ТОЙ и ЭТОЙ, и как нелепо может выглядеть человек в непривычных ситуациях. Так сказать, добрым молодцам урок – хотя бы на отрицательных примерах показать, как делать не надо.
В фильме присутствует добротный мужской юмор, но всё-таки взвешенный и сдержанный, чтобы не травмировать чувствительного «широкого зрителя», – это вам не «Full Metal Jacket», нам тут такое не надо.
Лирическая линия сюжета очень нежная, почти воздушная, ненавязчивая и очень обаятельная. Добавлен даже элемент «боевого оленизма».
Особое. По сюжету несколько неказисто выражена мотивация героя, в неё почти не верится, т. к. трудно представить себе, чтобы даже очень неадекватный человек внезапно принял такое серьёзное судьбоносное решение. Отчасти герой доказал впоследствии, что он тоже имеет свой внутренний стержень и характер, но в момент принятия решения это было неочевидно. Однако же и это можно взять за образец мужского характера: твёрдо принимать решения, и неуклонно следовать к поставленной цели.
Не уверен, что Александр Демьяненко был лучшим вариантом на эту роль, но справился он на отлично.
Вывод. Производственная комедия с лёгким юмором, лёгкой лиричностью, и с правильным тяжеловесным общегосударственным смыслом. Образец правильного мотивирующего кинофильма. Не шедевр, но посмотреть можно смело.
Даже не знаю, с чего начать. Начну с хорошего. Честь и хвала Леониду Гайдаю, сумевшему в актёре, который снимается в подобных фильмах, разглядеть такой колоссальный потенциал. Теперь про кино...
Персонажи прописаны гротескно или даже карикатурно. Карикатурный интеллигент, карикатурные рабочие, карикатурные непонятно кто - все остальные. Да, Демьяненко даже такое сыграл добросовестно, так что образ получился чудовищной силы. Как был плаксой и амёбой, так и остался. Всё ему нипочём. Хоть небо на землю упади.
Что хотели показать авторы - осталось неясным. Если интеллигента, проникшегося романтикой труда на свежем воздухе, то - не получилось. Никаких перемен в характере не происходит, как был безруким нытиком, таким и остался. Остальные персонажи тоже картонные, вроде ходят, что-то говорят, а живых людей за ними не чувствуешь. Юмора нет. Смотреть на амёбу не интересно, хотя в некоторых моментах вроде бы должно быть смешно, но снято так умело, что не вызывает даже улыбки. Единственное, в чём персонаж вроде бы преуспел, это в своей деятельности в сберкассе, и то, нам показывают его там две минуты и за них он успевает облажаться по-царски - переплатить клиенту на кругленькую сумму. За что его собирались повышать - решительно непонятно. Как непонятна и так называемая «любовная линия». Какая-то бригадирша, кто она, что она, чем выделяется среди остальных - авторам лень рассказывать. Где её умудрился заприметить плакса, с чего вдруг прикипел? Тоже - додумайте сами. Нет, так-то понятно, что ему, как чемпиону мира по удушению кожаного змея, любая женщина в диковинку, но как-то слишком это мелко. Да и чемпиона такого тоже можно смешно показать, например, как в 'Маске' с Джимом Керри. А здесь, похоже, авторы и сами не определились, снимают ли они комедию, киноповесть или производственное кино. Вот, кстати, производство показано довольно неплохо, даже атмосферно. А всё, что касается характеров, взаимоотношений - очень и очень слабое. Кто-то увидел, как Демьяненко втихаря хомячит общую еду - пофиг. То есть сакцентировали на этом внимание и никак это потом не выстрелило. Кто-то отказался сверхурочно работать - всем чихать. Как, видимо, и авторам на сам фильм и на зрителей. Критики в своё время ругали фильм и, чаще всего, по делу. Единственное, не соглашусь насчёт песни про снег. Нет, она не вульгарная, она просто бессодержательная, как и сам фильм. Что-то вроде 'Ту-лу-ла, ту-лу-ла, ту-ту-ту-лу-ла ветром в голову надуло ла-ла-ла-а...'. Очень. Очень слабо.
Смотреть рекомендовал бы только скучающим по советской действительности (точнее, по действительности, как её показывали в советском кино) и фанатам Александра Демьяненко. Только учитывать, что здешнему его герою до персонажа фильмов Гайдая как до Луны пешком.
Перспективный карьерист Дима Горин работает финансистом гострудсберкасс. Однажды он выдаёт лишние деньги, берёт отпуск без сохранения заработной платы, едет за свой счёт в тайгу, чтобы найти строителя, которому он переплатил, вернуть недостачу.
В тайге с работягами домашний московский мальчик пробует спирт, встречает разбитную бригадиршу Галю, валяется ночью в сугробах. В общем, познаёт воздух свободы от взрослых, как он есть. И неважно, что на строительстве ЛЭП «Сибирь — Урал» нет никаких условий, живут в общем бараке, едят из одного котла, моются в тазу, если вода осталась, а за окном морозы минус сорок да бураны, а летом злющие комары размером с колибри. Главное – атмосфера. И наш герой устраивается в строительную бригаду разнорабочим. Очень просто отказаться от хорошей работы, комфорта и сменить городскую квартиру на домик в глухомани. Было бы желание. Почитайте о Гаутаме Будде.
Преображение мужчины. Из безрукого маменькиного сынка, который ни пилу не умеет держать, ни костёр не может поддержать, чтобы горел, парень превращается в самостоятельного человека, способного выживать в экстремальных условиях. Тайга закаляет, но не облагораживает. Очки перекочёвывают с носа во внутренний карман телогрейки, руки грубеют, спина в рельефе мышц. Вот они, советские бодибилдеры. Специальная диета – макароны, тушёнка и концентрат. Расчёт БЖУ ещё не изобрели.
У 23-летннего Владимира Высоцкого второстепенная роль одного из рабочих бригады. Прекрасен как рассвет, конечно. Глазами стреляет, харизма переливается через край. Молодой, здоровый, задорный. Женщин зажимает, житейскую мудрость демонстрирует. Хорошая роль.
Тёплое, искреннее кино. Наполненное журчанием рек и запахом хвои.
Впервые решилась написать отзыв по фильму. Возможно потому, что получив приятные эмоции от просмотра и заглянув в рецензии, увидела, что многие из них очень негативные и острые, как хлыст. А мне показалось, что фильм очень неплохой и заслуживает, может и не топа в рейтинге, но. ..внимания, это точно.
Сначала о минусах. Да, фильм 61 года, и многие моменты этим определены. Немного агитки, но не так чтобы ока зашкаливала. Немного наива.
Но много плюсов.
Если перевести на современный лад, то фильм про человека, который на определенном, уже высоком уровне жизни, имея многие блага и карьерные перспективы, вдруг, вопреки течению и воле родственников, отказывается от этого всего ради любви и тяжелого труда, когда результат этого труда, это не просто работа в офисе 8 на 7, а работа в тяжелых условиях, в глубине Сибири. В общем, про дауншфтинг и про поиск себя.
Лично я получила море приятных и позитивных впечатлений. Приятного просмотра!
Решив более подробно ознакомиться с фильмографией Высоцкого, наткнулся на этот фильм. В жанре он значится как комедия и я наивно полагал, что он будет чем-то похож на полюбившиеся 'Девчата', 'Весна на Заречной улице' и др. Но, уважаемые киноманы, это какой-то советский стеб и безжалостная агитка, честное комсомольское. Причем почти с первых и до последних кадров. И на логическую составляющую сюжета режиссерам было по ходу глубоко наплевать. Все должны видимо по их замыслу принимать как данное - и то, что выкроенная из журналов 'женщина - мечта поэта' оказалась как две капли воды похожа на главную героиню, и то, что она сразу же по уши втюрилась в 'интеллигента' без всякой видимой причины, абсолютно не зная его морального облика, и то, что не глядя на всевозможные косяки главного героя его все-таки оставляют в бригаде, и т.д., и т.п. Одним словом, столько 'роялей в кустах' я еще не видел ни в одном советском фильме. И все это напоказ, нарочито, выпукло, гротескно, грубо на манер лубка, так что к концу просмотра более-менее серьезному зрителю становилось бы жутко. Хорошо, что я не отношусь к их числу и уже ближе к середине просмотра воспринимал эту советскую пропагандистскую агитку как прикольный стеб и даже трэш...
- Так это ж тебе не у тёти! Слюни вытирать некому...
Вспомнив про замечательный фильм советского периода 'Карьера Димы Горина', решил написать про него рецензию.
Зайдя на страницу с фильмом, увидел, как мало на данный момент написано про него рецензий. Удивительно. Есть даже и отрицательные, прочитав которые, быстро понял, что написаны они, скорее всего, современным поколением 'потребления'. Ну да ладно...
Итак о фильме: Данная картина является моей любимой, и не потому что я вырос в советское время, и трава раньше была зеленее и небо голубее, а потому что этот фильм прежде всего про любовь, про человеческие отношения и про взаимоподдержку. Смотря этот фильм, приходят ассоциации с фильмами 'Девчата', 'Алёшкина любовь'.
В фильме имеется замечательнейшая игра отличного и немного недооценённого актёра Александра Демьяненко, смотря на которого, совершенно не вспоминаешь про его знаменитого 'Шурика'. Он идеально воспроизвёл 'недотёпу-ботаника', вышедшего, как сейчас модно говорить, из 'зоны комфорта'.
Прекрасна и актриса Татьяна Конюхова, которая выглядит женственно и по-боевому задорно. Она очень подходит на роль 'дамы сердца', в которую невозможно не влюбиться. Несмотря на её первоначальный рабочий вид.
В картине также присутствует и молодой, начинающий на то время актёр Владимир Высоцкий - весельчак-водитель - будущий знаменитый сыщик Жеглов.
В фильме отлично показаны тёплые личные взаимоотношения главных героев. Хорошо подана идея дружбы и доверия в рабочем коллективе.
Фильм смотрится очень легко, 'залпом', без каких-либо значимых сценарных перекосов и логических ляпов. Все основные герои (да и не только они) колоритные, яркие и запоминающиеся.
В картине множество остроумных и юморных цитат, которые вошли в мой личный лексикон. Видно, что сценаристы хорошо отработали диалоги.
Тут некоторые 'умники' критикуют фильм за идеологию. Типа, это 'агитка', нужно всем вкалывать, лес валить, строить коммунизм, а не сидеть в тёплом кабинете.
Лично я какого-то сильного влияния идеологии в этом фильме не вижу. Тут же не говорится про Ленина, Сталина, коммунизм и партию. Наоборот, чувствуется свобода. А то что рабочие ставят линию электропередач, это что - посягательство на свободу и разум человека? Да, фильм как бы восхваляет труд, коллективность и критично относится к эгоизму. Но всё это подано аккуратно, логично и с юмором, чего у этого фильма не отнять. Было бы очень странно, если в картине приветствовались бы лень и крайнее собственничество.
В конце-концов главный герой остался в тайге не по воле партии или любви к труду и коммунизму, а из-за любви к женщине, которая, по своему жизненному опыту знаю, может сподвигнуть на многое.
И ещё, дорогие критики коммунизма, если вы смотрели фильм до конца, то в закадровом тексте с долей юмора говорится, что Горин, если захочет, может вернуться к своей финансовой деятельности и даже стать министром финансов. Вот тебе и агитка коммунизма.
Даже через несколько десятков лет фильм смотрится свежо, интересно с не устаревающим юмором.
Фильм ставлю в свою личную фильмотеку с обязательным периодическим просмотром для поднятия хорошего настроения
Тщательно отслеживая сюжет, пытаешься найти хотя бы крупицу доброты, искренности, заинтересованности, побеждающей людей идти друг другу на встречу. Людей равных друг другу, охваченных единой идеей, верой в лучшее. В конце концов друзей.
С точки зрения физического труда, история о работе трудового коллектива показана в киноленте жизненно.
Но, на протяжении всего фильма не покидала мысль, что нет здесь любви, дружбы, есть понятие 'стадо'. Если ты не куришь и не пьешь, то ты не такой, как другие. Сперва прилюдно осмеять напившегося впервые человека, а потом уж и над чувствами вдоволь посмеяться. А в чем собственно заключается смысл такого юмора?
Если у тебя иная профессия, взгляд на жизнь, то принимать тебя тоже не спешат и не станут. Да и коллектив уже сложился.
Общество невоспитанных людей с издевками и понятными только местным людям шуточками. Живут без мечты, идеи, двигаясь, куда направят, куда скажут вышестоящие лица. Островитяне.
Неужели стать мужчиной или женщиной в глазах общества, означает лишится желания жить, так как хочется, а не так, как говорят другие?
Горин, поменял одно нелюбимое дело на другое. Причина тому - любовь, точнее подобие любви. В любые времена существовали подобные Ромео. Однако, управлялся с бумагами он лучше и перспектив было больше. Но вот незадача, встретил девушку с 'обложки', которую сам склеил.
Тема любви не раскрыта. А надо ли было ее вообще раскрывать? Может в том и была задумка непонятной цели, непонятной любви.
В фильме 'Алешкина любовь', показаны чувства, переживания главного героя. И его переживаниям верится. А здесь, пустое метание Горина. Его побег от самого себя в удручающее общество низшего духовно слоя. Попытка отвязаться от тети, которая ухаживала за ним, беспокоилась и оберегала. Как главный герой высказался о ней?
Его неудачная попытка влиться в коллектив и быть, как все. Ради кого? Его стремительное желание, доказать коллективу чего он стоит. Ради чего?
В довершении, Горин превращается в одного из них: замкнутого, курящего депрессивного человека, наконец понятного местными аборигенами и принятого в круги своя.
Драматично показана легкомысленная бригада выживающая в суровых условиях. Не покидало ощущение, что все они движутся к какому-то фатальному концу.
Многие считают, что Александр Демьяненко - актер одной роли. Но это не совсем так. Скорее, актер одного образа - очкарика-интеллигента. Только если у Гайдая такой очкарик обаятелен, то в 'Карьере Димы Горина' - это индивидуалист и карьерист... Вроде как две стороны одной интеллигентской медали. Правда, это относится только к первой половине фильма. Герой к финалу все-таки перерождается, осознав значимость общественного перед личным. Точнее, соединив личное (любовь к девушке Гале Березке) и общественное (комсомол и сибирскую стройку). Да и сюжет построен на движении героев друг к другу - через трудовой подвиг к личному счастью.
Но все же осадочек от 'карьеристского' начала остался, ведь явленный в нем Дима Горин - персонаж гораздо более типичный, чем Шурик, для советского кино. Для позитивного образа рабочего всегда требовался некий контраст. И Горин - как раз такой.
Что такое позитивный образ рабочего? Это коллективное начало, простота в быту и обращении, открытость... Что является к ней контрастом? Индивидуальное начало, закрытость (вплоть до тумбочки с замком, над которой довольно зло пошутили члены бригады), скаредность, костюм на фоне расстегнутых рубашек и пальто на фоне ватников... Ну и отношение к труду - рабочему и интеллигентному.
Впрочем, фильм мог преследовать целью отнюдь не клеймение работников умственного труда, а оправдание труда простого, для которого не требуется, может быть, образования, но требуются сильные руки и особое отношение к труду. Это и предстояло понять Горину. Собственно, это и происходит.
Есть ли в этом элемент пропаганды? Не то слово! Недаром фильм начинается и заканчивается темой комсомола. Но все же есть здесь и романтика тайги, и молодость, и 'шестидесятничество', и светлейшая музыка Андрея Эшпая (знаменитая 'А снег идет' - суперхит того времени). А собратьями просматриваются и 'Девчата', и 'Высота' и даже 'Я шагаю по Москве'. Роднит фильмы их лиричность. Но 'Карьера Димы Горина' скорее забыта, нежели стоит вровень с означенными шедеврами - тут и Шурик Демьяненко подвел (обаяние не того уровня), и некоторая шаблонность героев и ситуаций, и ощутимая нехватка юмора, а в сравнении с 'Высотой' явно недостает монументальности и драматизма. И все же дух времени, пусть и без яркости, фильм передает. А это немало.
Начало 60-х – время новых технических достижений, внедрение оных во все уголки нашей с вами необъятной Родины. Это время космоса. Страна оправилась от войны, пережила смену власти и начинала очень активно строить коммунизм. Необходимо было привлекать для этого молодежь. Как? Помимо материальных стимулов (а они, я думаю, были не такие уж большие), государство активно стало продвигать рекламу с помощью кинематографа. Советский союз вообще просто мастер пиара, реклама и агитации. Никто и никогда с ними не сравнится. А что? Это действует! И в качестве плюсов нам показывают романтику, любовь, палатки, «туманы и запах тайги»…
«Карьера Димы Горина» - это типичная агитационная картина. Общий слоган следующий: «Стране не нужны экономисты, ей нужны электрики» (касательно данной картины, разумеется). Не хочишь – заставим, не можешь – научим. Вот такие короткие ёмкие пастулаты крепко заседают в людском мозге. Советы в этом знали толк.
Итак, Дмитрий Горин. Хотя для меня он навсегда останется Шуриком. Александр Демьяненко - это как раз актер одной роли. Но какой!!! Ну да не об этом речь. Работник сберкассы, который вот-вот должен получить повышение. Из интеллигентной семьи, знающий языки и умеющий четко делать свое дело - считать деньги. Голос за кадром (далее ГЗК), описывающий его, очень иронично и язвительно отзывается о нем, говоря о «снисходительности и добродушии людей, которые чувствуют себя начальниками». Волею случая и начальства Дима оказывается на строительстве линий электропередач в Сибири, узнает люд рабочий, влюбляется в здешнюю девушку Галю, остается работать и в конце они счастливы вместе и ГЗК гордо сообщает нам о том, что Дима понял чуть ли не смысл жизни, теперь он счастлив и что все теперь очень хорошо.
Галя Березка. Эта девушка далека от тургеневских идеалов. Она простая русская баба. Вот честно, другого слова и не подберу. Она смеется над робостью Димы, над его неумением и интеллигентностью. Если надо, водки стакан для сугрева махнет или дерево завалит, если надо. Ее не смутить мужицкими разговорами, более того, она вполне может их продолжить. В то время как мне кажется, это был такой вот идеал русской женщины, на которую стоило всем равняться.
Бригада Дробота. Ого… Звучит как сериал на НТВ, да?! Ох, времена… Дробовчане (назовем их так) похожи все как на подбор: мускулистые, веселые, задорные, улыбающиеся комсомольцы. Мне даже выделить некого. Даже Высоцкий растворился среди них… Был, правда, один, который отказался работать без выходных, но и его авторы фильма осудили за это и заставили вернуться. На самом деле, я не уверен, что они читали Лермонтова или знают денежную теорию Маркса. Зато они лихо валят лес, пристают (невинно так, черт возьми) к девкам.
Мне абсолютно не понравилось как вся бригада покатывалась со смеху над впервые попробовшему водку Димой Гориным. Конечно, что за мужик раз водку не пьет? И еще в ходе становления частью бригады Дима берет у товарища початый бычок и докуривает его. Это тоже один из атрибутов рабочего и не надо этого стесняться, посчитали авторы. А еще упоминается коммунна, в которой все деньги – общие. Общак. Для Димы, человека с финансовым образованием, это просто дико, но против ветра кое-что делать очень неудобно и тяжело. Также отмечу утреннюю гимнастику в финансовом заведении, которую делали от директора до простого экономиста. Сейчас это по меньшей мере странно, а раньше было в порядке вещей.
Делая выводы скажу, что не люблю фильмы а-ля «По заказу от…» в данном случае партии. Так как не люблю искусственно навязываемое мне мнение о том что хорошо или плохо. Тем не менее, даже такое кино намного лучше, чем «Авраам Линкольн – охотник на вампиров». Итого: