К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Последний киношедевр Татьяны Лиозновой буквально соткан из парадоксов. «Карнавал» способен в двух пограничных сценах смотреться как задорная комедия, высмеивающая простодушие провинциалки, и как суровая драма о многообразии преград, возникающих на пути среднестатистической покорительницы российской столицы. Иронично, что двумя годами ранее в «Москве слезам не верит» героиня Ирины Муравьёвой словно охотница наметанным глазам высматривала цель, чтобы затем совершить один точный выстрел и забрать добычу. В «Карнавале» эта же актриса просто перебирается из одного зазеркалья в другое. Первое тщательно выстраивала одинокая мать-неудачница с замашками манипулятора – только бы не позволить дочери упорхнуть в прекрасную даль и забыть про неё. Второе зазеркалье встретило Нину Соломатину в актовом зале, где заседала приёмная комиссия театрального училища. Безжалостный отказ педагогов – и вот наивная девчонка остаётся наедине со своими заблуждениями. Один удар судьбы, ещё, третий, четвёртый – Москва демонстрирует хищный оскал большого города, в котором тебя никто не ждёт, не пожалеет, не утешит и не приласкает. Путь к спасению вроде бы очевиден – назад, к матери, желательно бы с малышом в подоле, чтобы по всем пунктам повторить судьбу, но есть и альтернатива – в ней ещё больше испытаний, боли и тягот, зато остаётся шанс на исполнение мечты.

Лиознова признавалась, что вспоминала тяжело болевшую мать, когда создавала образ Нины. Возможно, как раз желанием сработать на контрасте с ней самой, задумчивой и в глубине души страшно одинокой, и объясняется выбор энергичной, темпераментной 31-летней к тому времени Муравьёвой. На съёмках в «Москве…» Меньшова Ирина доказала фантастическое умение перевоплощаться из юной бойкой девчонки в помятую жизнью женщину. В «Карнавале» актриса столь же ловко проделала обратный трюк, и если в начале фильма, где действие разворачивается в родной провинции, её потуги вызывают смех, то, как только комиссия захлопывает перед ней дверь, улыбкам уже не место. Героиня ни на минуту не перестаёт грезить о сцене, мечтать о цветах, аплодисментах и овациях, но ей приходится жить, выживать и бороться. На протяжении фильма Нину окружают вредные люди: завистливая подружка Галка, глухая к её желаниям мать, подло бросивший её отец, ещё более подлый красавец-сердцеед Никита. По иронии судьбы, самым порядочным и заботливым человеком в жизни девушки становится цыганка Карма, представительница этноса, к которому питают инстинктивную неприязнь миллионы людей. Но удивлять – так удивлять, рассудила Лиознова. Одних игр с жанровой принадлежностью фильма мало.

Музыка в «Карнавале» самостийно присутствует и в отрыве от событий ленты, однако каждый артистический номер, будь то фантазии Нины на сцене, или легендарный шлягер «Позвони мне, позвони» – все они исполнены как крик души девчонки, которой пришлось экстренно взрослеть. Вот несуразная барышня в косынке метёт листву и попутно работает над речью, набрав полный рот орехов. А вот она же, в тёмном платье, подчёркивающим гармоничную фигуру, сверкает с вокальным номером. Да, вместо Муравьёвой пела Жанна Рождественская, но мощь очарования героини в этой сцене такова, что не остаётся ни тени сомнений – Москва падёт к её ногам, просто надо подождать. И помучиться, конечно. На проблемы и разочарования Татьяна Лиознова расщедрилась, как не прилетало ни одному из персонажей её ранее выпущенных фильмов, а у режиссёра за спиной уже были «Семнадцать мгновений весны». А всё потому, что реальная жизнь пострашнее пережитой грусти Нюры из «Трёх тополей на Плющихе», и она коварнее производственных проблем Лёни Шиндина из «Мы, нижеподписавшиеся». Нина не решает задач государственной важности, как Штирлиц, но так и опыта у неё кот наплакал, приходится набивать шишки за каждым углом. Героиня так незаметно превращается из неудачливой абитуриентки в закалённую невзгодами горожанку, что ни один педагог бы с умным видом не рассказал.

Да и ни к чему лишние слова, когда есть плёнка и целых два с половиной часа экранного времени. Татьяну Лиознову никто не ограничивал, не бил по рукам и не одёргивал. Сама стойко, уверенно и вместе с тем быстро провела Нину Соломатину по ухабам закулисья, научив базовым приёмам выживания. Да, в фильме хоть и крупными мазками, но столь же выпукло показаны другие герои – Юрий Яковлев в амплуа совестливого негодяя, Клара Лучко в роли его стервозной супруги, Александр Абдулов в самом типичном своём образе плейбоя. Задний план у «Карнавала» на зависть любым другим лентам, эксплуатирующим тему Золушки в большом городе. Тем не менее главная звезда одна, и её сыграла Ирина Муравьёва. Актриса на постоянном надрыве исполняет основную часть сцен, и потому так обжигают остальные эпизоды, где Нина разговаривает тихо и спокойно, вгоняя в краску провинившегося собеседника. Героиня всего за полгода проделала путь, на который при более счастливом раскладе у других может уйти лет пять, и это путь не столько к сцене, сколько к познанию собственной природы. «Всё равно счастливой стану!» – гордо поёт героиня, и разрази гром каждого, кто посмел бы усомниться. Кино, как и любое другое искусство, по определению Оскара Уайльда бесполезно, но конкретно «Карнавал» учит, действительно учит, как идти к счастью, идти за мечтой и побеждать.

20 сентября 2023 | 18:33
  • тип рецензии:

Провинциалка Нина верит в то, что её малая родина - 'просто деревня', и нет в ней никакой жизни. А вот там, в Москве, вот там-то тебе всё как в зарубежных кинокартинах! Фортуна подбрасывает ей шанс, и Нина оказывается в Москве. Но нашей Золушке там не найти ни принца, ни трона, ни хрустальной туфельки... Зато найдёт богатый жизненный опыт, который ни за какие монетки не купишь и ни в какой пантомиме не подсмотришь.

Фильм этот философский. Там есть элементы драмы, комедии, мюзикла, но философия на первом месте. Ведь, если подумать, все 'синяки да шишки' Нина получает от того, что 'поспешила' с решением. Ей бы повзрослеть да поумнеть, а там уже и столицу покорять. Вот и дошла до этого своим умом, и приехала туда, где тебя ждут на самом деле. Но то время не было потрачено впустую - Нина приобрела опыт, и теперь на старые грабли не наступит. И мечта её сбывается в конце оттого, что Нина будет 'расти над собой' и действовать более рационально.

Да, жизнь это не сплошной 'бал-карнавал', каким мы его себе представляем. Но это и не серая и мрачная рутина. Это что-то посередине. Так что, друзья, давайте не отчаиваться и будем благодарить свою Судьбу за победы и поражения, взлёты и падения. Мы ведь растем над собой из-за них.

Да, фильм с грустинкой, это не веселая комедия в духе Гайдая. Но если что-то в жизни не заладилось, посмотрите. А потом включите ещё какой-нибудь добрый советский фильм.

Советский кинематограф - он вечный.

9 из 10

10 сентября 2023 | 14:45
  • тип рецензии:

В год моего рождения вышел на экраны, пожалуй, самый потрясающий фильм сссроветской эры.

А потрясающ он прежде всего своей неподдельной лиричностью - которая в мировом киноискусстве невозможная редкость и практически показатель гения. Ведь обычно когда хотят нагнать райской лирики, наводят адского пафоса...

Кстати, именно так вышло и в данном случае - кто не читал Лиознову - расскажу. Повесть, положенную в основу фильма, она как наставник предложила для учебной постановки своим подопечным - режессёрятам. Угадайте, что они понакалякали... Правильно - его. Целую бочку того самого неприличного ууу-пафоса... И тогда г-жа мэтр на них от души плюнула и решила самостоятельно сделать за них их домашнее задание. Потому что сама не заметила, до чего зацепилась и вдохновилась... И потому что - как она сказала - они были не способны... Мало кто способен...

...История Нины только кажется биографией сугубо-советской провинциальной девочки-безотцовщины, мечтающей о дефицитных шмотках и триумфе в московских кардебалетах.

На самом же деле перед нами очень-очень вечная и очень-очень закулисная быль о суперчеловеке, который еще не сформировался.

Мы привыкли читать о великих, когда они уже велики. Как жил-был Толстой Лев, когда писал 'Войну и мир' и что подвигло Булгакова Михаила на создание 'Мастера и Маргариты'?...

Но что они делали и чем дышали маленькими Лёвой и Мишенькой?... Как и почему прорвались в наши глаза и уши?... Вот об этом история про молодую и непосредственную рыжую Ниночку. А может, и Танечку... Лиознову...

До сих пор не умолкают споры - мечта или реальность финальное выступление героини?.. Отвечаю однозначно - если Мечта - фильм бессмысленнен и вреден. Т. к. тогда он не вдохновение и руководство к действию - ищите и обрящете! - дерзай-дщерь и прочие-прочие не-бойся-я-стобой - а банальная чернуха, призванная доказать позорной доярке, что дальше коровьего вымени ей дороги не будет - хоть из кожи вон вылези...

Но ради этого не нужно было сколачивать съёмочную группу...

И, естественно, фильм о другом. Он - о нынешнем. О прошлом и грядущем.

О том, что любая веснушчатая деревенщина может и должна пробиться на олимп мира - если Господь изволил пошутить, и ей, а не прирождённой княгине со связями в Кремле, подарил Талант.

О том, что когда земля уходит из-под ног и тебе негде даже переночевать-перезимовать...

Когда любимый захлопывает перед тобой дверь...

Когда ты дворник... нянька... домработница и мусорщик...

Всё равно оставайся в аллегорической Столице и не вздумай отступать!

ВСЕ без исключения добиваются того, чего по-настоящему ХОТЯТ!

Кто долго и последовательно во всю глотку орёт небу 'ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ!' - тому обязательно рано или поздно с неба перезванивают.

...Но чтобы приковылять к этой небесной вершине с достоинством - не сломаться и не зазвездиться - непременно надо пройти, к сожалению, горькие пустыни нищеты, нелюбви и одиночества... Не случайно же в конце картины Нина поёт - 'Спасибо, Жизнь (читаем, Бог) за то, что Ты меня жалеть не стала!...'

Как раз-таки доярок Жизнь-Бог обыкновенно и жалеет. Пестует и бережёт от печалей...

Пророков же исторически принято нещадно пороть.

Зато и награда в их ведро наливается несравненно жирнее парного коровьего молока.

Без вариантов, 11 из 10

13 апреля 2019 | 02:13
  • тип рецензии:

Бывают моменты, что берёшь читаешь одну и туже книгу в разном возрасте и понимаешь, что раньше всё было по другому, как-то не так. Находишь много нового. Не даром говорят, что надо перечитывать все произведения спустя какой-то промежуток времени. Так же происходит и с кино. Когда смотришь впервые, испытываешь одни ощущения, а с каждым последующим просмотром каждый раз возникают всё новые и новые ощущения. И это радует. Фильм 'Карнавал' один из моих любимых советских фильмов! Местами хочется смеяться до слёз, а порой плачешь навзрыд. Фильм о том, как рушатся мечты и жизнь заставляет главную героиню окунуться в суровую реальность. Ничего и никогда не даётся даром, для того, чтобы чего то достичь, нужно работать, работать и ещё раз работать, прилагать сумасшедшие усилия. Обожала этот фильм с первого просмотра. Люблю его и по сей день. Конечно я видела в нём себя. Свою мечту. Сколько нас вообще таких, кто хотел рвануть в Москву, чтоб стать звездой. Мечта любой девчонки. Вечная тема. И вечная тема, что Москва сломает даже самого сильного.

'Карнавал' - один из тех фильмов, под которые, можно сказать, проходит моя жизнь. Что-то в нём есть созвучное с моей натурой... Особенно в образе главной героини - Нины Соломатиной (Ирина Муравьёва). Весь сюжет вертится в основном вокруг неё. Хотя он заезжен до банальности - провинциалка едет покорять Москву, поступать в театральный вуз. Сколько таких отчаянных было и сколько будет... Нину ничуть не смущают её дефекты речи (южное 'гэканье'), её немного эксцентричная манера поведения - она всегда идёт напролом! Её не все понимают и не принимают в театральный вуз - но девушка не опускает рук! Нина готова на всё - хоть нянечкой подрабатывать, хоть костюмером, лишь бы осуществить мечту. Жизнь её - безумный карнавал: песни, танцы и новые знакомства... Но разочарования, порой очень горькие, тоже не обходят её стороной.

И всё это под прекрасную музыку Максима Дунаевского. Где-то весёлая, но больше лиричная - ведь судьба главной героини не так проста. И, самое главное, очень добрая, как и сам фильм. А уж про главную песню оттуда ('Позвони мне, позвони') и говорить нечего, она сидит в моей голове практически с самого детства и навсегда останется со мной.

Фильм этот пересматривала неоднократно. Мне нравятся такие фильмы из СССР. Они содержат те проблемы, которые существуют и по сей день, и будут существовать в дальнейшем, как в круговороте. Любовь и разочарование, достижение мечты, наивность, избавление от иллюзий. Сюжет фильма раскрывает историю о том, как провинциальная выпускница школы Нина Соломатина мечтала стать артисткой, не имея у себя никаких талантов ('Голос, как у трубы иерихонской', - как отзывалась о ней мать). Но дочь уезжает с отцом в Москву и пытается пробиться на сцену, преодолевая разного рода трудности, наивно влюбляется и разочаровывается, понимая, что жизнь - не сказка.

Удивил тот факт, что роль выпускницы Ирина Муравьёва сыграла в возрасте 32 лет! В фильме немало и смешных сценок. Когда его смотришь, невольно окунаешься в обстановку фильма, и путешествуешь вместе с главной героиней по столице и ощущаешь её проблемы. Как-то само собой это получается, и каждый просмотр, своего рода погружение в прошлое. Любовная линия это просто шедевр. Нина в любовь просто с головой нырнула. Со всей своей безбашенностью. Накрутила, накуролесила. Однако как она потом вышла из ситуации. С гордостью, с достоинством. Разве ей было не больно? Конечно больно. Но об этом не узнал никто. Герой Абдулова порадовал. Редкостная скотина, но как он бежал за ней следом, как он слабости поддался. Значит не всё равно ему. И слова сказанные ему Ниной. Эту сцену надо просто в рамочку всем женщинам на стену повесить. В этом диалоге вся женская мудрость.

Для семейного просмотра очень рекомендую, это не просто фильм. Это кладезь. И именно ещё и потому, что он так прост, наивен, как героиня. А потом бьёт по голове реальностью.

10 из 10

26 января 2018 | 07:48
  • тип рецензии:

Если взглянуть на этот поздний лиозновский шедевр свежим, не замыленным нежностями и мгновениями взглядом, то настойчиво шокирует в нём одно, всё остальное затмевающее, с треском и кровью рвущее самый забубённый, самый архетипичный и самый повсестранно обэкраненный шаблон: создатели фильма о витальной, гикающей, гэкающей, гакающей, но двадцатидюймовой бронёй чистейшей пробы наива обшитой провинциалочке, приехавшей жизнерадостно и непременно артисткой вешаться Москве на разжиревшую шею - совершенно откровенно не хотят, чтоб у неё получилось. Не хотят чисто технически, сценарно, ничем не подтверждая провинциалкина таланта, а вместе с талантом - и прав на Москву, но и не делая Москву перед ней виноватой, не крадя у неё деньги из лифчика, не выманивая из рук её багажа с домашненькими курями и поросёночком, не разводя лохушку в напёрстки, не оплодотворяя её байстрючком столичного, властной мамой выхоленного хлыщонка.

Москва, некогда огромный странноприимный дом (в России всяк бездомный, мы все к тебе придём) равнодушно, аккуратно, не задевая особенно-то, но оперативно смыкается перед непосредственно вздёрнутым конопатым носом, и эта нерусская, не нашей культурой закодированная герметичность трактуется с полным и даже сочувственным пониманием: тесно в Москве, тесно и хлопотно, и запутанно-семейственно на кишащих мёртвыми прописанными душами и сытно пахнущих сдобными пирогами квадратных метрах. Своих бы пристроить - подросших, балованных, половозрелых, квартирно, а не чувственно нуждающихся, одеть бы в ливайсы, поступить бы во ВГИК, приписать, прописать, расписать - и развести, ежели забрезжит где иная жилплощадная перспектива. Чужие здесь не ходят, а потому они должны быть выведены за скобки - не по боязни, что взгрызутся в паркеты выстраданных хрущевок, а больше по их полной неуместности - и без них шумно, суетливо и тошно.

Вообще появление 'Карнавала' в восьмидесятые-усатые-хвостатые и полосатые (трамваи дребезжат бесплатные-летят снежинки аккуратные), - хронологически совпало с самой многочисленной волной взросления детей московской творческой интеллигенции и первым массовым осознанием конечности и невозобновляемости столичного сладкого жизненного ресурса, а оттого несколько истерическим, паническим огораживанием расросшегося за Стромынку, Марьину Рощу и Сокол междусобоя. Застрахованная собственной бездетностью Лиознова передала эту настороженную хищь, эту замкадную, не скрываемую перед хищью растерянность тем убедительнее, что выбранная ею на главную роль Ирина Муравьева была едва ли не единственной из актрис своего поколения настоящей москвичкой, более того, именно за прописку и взятой в театральную студию при Детском Театре. А потому играла Муравьева без боли, без надрыва, без выплёскивания на экран реминисценций собственной неустроенности - не себя играла, но чужую, постороннюю. А у Отечества, согласно Гандлевскому, нет посторонних, нет, и всё тут, и дышится так - кружит ночь из семейства вороньих, расстояния свищут в кулак. Не вдоль по Питерской, как у Фроси Бурлаковой, последней из тех, у кого получилось. А прочь от Москвы с заклинанием сквозь сжатые зубы - всё равно счастливой стану, всё равно счастливой стану, даже если без тебя.

03 июня 2017 | 00:22
  • тип рецензии:

Фильм, совершенно мною не понимаемый в детстве и юности. И просто взявший в плен при просмотре уже в зрелом возрасте. Начало жизни, мечты, фантазии, все впереди... Кажется, весь мир может быть у твоих ног. Наивная провинциалка приехала покорять Москву. Распространенная история. В фильмах она часта заканчивается хэппи-эндом, особенно в американских. В этом же кино показана жизнь как она есть. Без прикрас, без сказочных историй про золушек и выигрышей в лотерею с шансами один на миллион.

Девочка проходит всевозможные испытания. Знакомится с отцом, которого она заочно ненавидела. Сцена на вокзале:

- Папка, папка родненький, ты приезжай, не забывай, я все таки дочка твоя. Папка, папка! Ой что я говорю, Михаил Осипович! - мне кажется никого не может оставить равнодушным. Настолько блистательно сыграла ее Ирина Муравьева. В результате этих испытаний, она многое переосмысливает. Даже не так, она что-то начинает понимать в этой жизни, набирается опыта, который, как известно, не бывает положительными или отрицательным, он просто - опыт.

В картине замечательно прописаны все образы. Помимо главной героини, это ее возлюбленный Никита (красавчик Александра Абдулов), не самый серьезный сын очень серьезных родителей. Отец Михаил Соломатин, которого сыграл Юрий Яковлев, талантливый неспокойный человек (герой, а не актер). Прекрасен и Ремизов в исполнении Александра Михайлова. Их поступки, как хорошие, так и не очень, понятны и оправданы обстоятельствами, нет в них искусственности, которой часто грешат для создания пущего художественного эффекта. Именно из настоящести фильма вытекает и финал его. Героиня находит нечто большее, чем слава, карьера и прочие эфемерные ценности, она находит себя...

10 из 10

31 октября 2015 | 16:47
  • тип рецензии:

Фильм 'Карнавал', который хоть и не входит в топ лучших советских фильмов, тем не менее, полюбился зрителям. То ли их подкупила история 'советской Золушки' (которая так и осталась Золушкой), то ли вспомнился другой фильм, со схожей завязкой (я говорю о картине 'Приходите завтра'), то ли очаровала Ирина Муравьёва... Честно говоря, не знаю, но для меня 'Карнавал' стал картиной, просмотр которой вызывает сожаление о потраченном времени и даже оставляет неприятный осадок. Попробую объяснить почему.

Во-первых, хоть это и не главная причина, фильм утомляет. Хронометраж просто поразительный, особенно если смотришь две серии без каких-либо перерывов. К тому же, на мой взгляд, начало слишком растянуто, а конец, напротив, скомкан. У меня сложилось ощущение неясности и недосказанности. Как уже упоминали, танцевальные и музыкальные номера выглядят нелепо. Это действительно так, и не знаю, кого уж здесь обвинить: безжалостные 80-е годы, 'брежневский застой' или создателей фильма. Современный зритель это навряд ли оценит, но тот, кто помнит советское прошлое, может и всплакнёт, вспоминая 'Голубые огоньки', медведей на роликах и пр., и пр.

Во-вторых, игра Ирины Муравьёвой меня абсолютно не убедила. Оставим за кадром, что возраст героини и возраст актрисы не совпадают. Бог с ним... Но, простите, какая из Муравьёвой 'деревенская простушка'? Это выглядело настолько неестественно и нелепо, что аж зубы сводило.

Начну с того, что её говор, перенасыщенный 'хгэ', 'о', излишняя голосистость нисколько не похож на говор тех, кто родился и жил в деревне. Это был так искусственно, что для меня Муравьёва именно играла, но никак не жила своей ролью. В общем, простота напоказ.

К тому же, следуя логике, можно предположить, что Нина, жившая в деревне, а значит и занимающаяся хозяйством, должна быть если не трудолюбивой, то работящей и умелой. В фильме же нам показывают эпизоды, где героиня Муравьёвой выглядит как медведь на роликах: то споткнётся, то упадёт, то запутается в сумках и авоськах. Может, создатели пытались показать комедийную сторону фильма... Что ж, получилось не смешно, а глупо и нелогично.

И, конечно, мне не совсем ясна цель Нины приезда в Москву. Вроде бы как она приехала поступать в театральный институт, вроде как талантливая, вроде как 'темперамент есть'. Но почему-то 'деревенская простушка', который всё по плечу (она же ведь в клубах выступала!), теряется перед приёмной комиссией и вместо того, чтобы показать всю прелесть своего деревенского говора, свою индивидуальность, она читает стихотворение, 'заезжанное' на всех вступительных испытаниях. Я, конечно, понимаю, кто бы ей там, в деревне, объяснил, как надо держаться перед приёмной комиссией, но даже после своего провала она не стала работать над собой, хотя, казалось бы, мечтает... Нина занимается тем, что устраивает танцы, ищет Карму (которая, впрочем, плюет на неё) и крутит роман с Абдуловым, который заканчивается таким же провалом, как и её поступление. Единственное 'спасибо' за сцену ревности от Муравьёвой и драку с новой пассией героя Абдулова. Вот это было по-бабски! По-деревенски!.. А в остальном: нелепость и, как бы это грубо не звучало, показуха.

И в-третьих, я уважаю и люблю советское кино, но этот фильм... Он получился неестественный и фальшивый. И дело здесь даже ни в актёрской игре, ни в сюжете, ни в несостыковках... Это была попытка показать, как рушатся мечты, как город ломает простую и наивную девушку, казалось бы, хорошая история, которую никогда не устанут смотреть зрители. Однако получилась надуманная драма.

4 из 10.

30 июля 2015 | 10:05
  • тип рецензии:

Если в тесте про соотнесение личности с геометрической фигурой я всегда идентифицировала себя как круг, то Нина Соломатина, главная героиня «Карнавала», – это безоговорочный зигзаг. А сам фильм – торжество зигзагов, возведённых в абсолют, закрученных в серпантиновые кольца и изрезанных на карнавальное конфетти…

Я никогда не смогу сформулировать однозначно, о чём эта картина. Об инициации? О наивных мечтах провинциалки стать знаменитой актрисой? О шишках и синяках, набив которые, ты постигнешь великую правду жизни и научишься ценить то, что имеешь? Наверняка знаю одно: лишь тот, кто, как героиня Ирины Муравьёвой, родился в заштатном городишке, где «ни одной незнакомой рожи – бандиты, и те знакомые», поймёт её стремление попасть в придуманную сказку. В «прекрасное далёко», которое манит слепящими карнавальными красками и нешуточными страстями с экрана кинотеатра «Горизонт» и о котором завистливо выдыхается вслух: «О господи! Ведь где-то же есть жизнь…»

Не каждый из нас в силах идти к достижению поставленной цели с неослабевающим энтузиазмом. Напористый боевой танк в «Карнавале» олицетворяет собой Нина Соломатина. Зажигательная, неунывающая, бедовая. Способная заявиться с тремя полуживыми тюльпанами в чужую семью без лишних рефлексий и церемоний, зато со словами: «Я ж Нина. Дочка его. Из Оханска…» Мимоходом вопрошающая: «Где у вас здесь театральное какое-нибудь?» Гадающая самой натуральной цыганке и с лёту готовая отправиться хоть на покорение Москвы, хоть прямиком в табор. Ничего-никого не видящая и не слышащая (даже удава), проваливающаяся в параллельную реальность при виде медведя на роликах в Мюзик-холле или госэкзамена по танцу. Нина, к которой и звёздный час-то нагрянет по иронии судьбы тогда, когда у мишки-транссексуала (Кузя отчего-то предпочитает выступать в красном платье) случится приступ диареи. Но «Карнавал» не был бы комедией с лирическим окрасом, если бы образ главной героини выбили только на аверсе монеты 1981-го года выпуска, позабыв о многочисленных изгибах противоречивого Нининого характера. Та же самая Нина восприимчива к постижению новой информации. Не растеряла детский дар удивляться и говорить то, что думает. Умеет растворяться в любви и дружбе и не чурается самой непрезентабельной работы. Её дворничиха с метлой в руках и орехами во рту, оттачивающая «фефекты фикции» скороговорками, реабилитировала данную профессию в моих глазах до такой степени, что в детстве я мечтала стать не космонавтом или врачом, а подметать улицы.

«Карнавал» – это фейерверк и по содержанию, и по форме. Это смех сквозь слёзы и песни вопреки прозе жизни. Это гимн простому советскому человеку, чьи беды и радости заключены в реалии из деревянных паркетных полов, спектра услуг фирмы «Заря», школьной самодеятельности, пирожков на морозе, восторга от полученной на 16-ом этаже квартиры и духовного единения при переезде всей коммунальной братии, давно ставшей семьёй…

Хвала случайности, дарующей инсайты, за то, что на глаза Татьяне Лиозновой попался скромный рассказик Анны Родионовой и зацепил её. Хвала отваге режиссёра, не побоявшейся слухов о тиражировании образа и замечаний о перетекании Муравьёвой из роли Людмилы Свиридовой в Нину Соломатину. Хвала дерзновенному таланту Ирины Муравьёвой, сыгравшей 17-летнюю в свои за тридцать так, что её искристые глазищи, гиперактивность и заразительный смех превратились в хрестоматийный перечень примет для изображения девушек-выпускниц. Хвала фантазии тех, кто поработал с текстом сценария, подарив зрителям россыпь юмора. Например, скороговорки в виде имён-отчеств героев картины: Вадим Артурович, Жозефина Викторовна и - венец творения! - Евдоксия Ардалионовна!

Вообще я бы выдала коллективу, работавшему над фильмом, комплект контрабандных «Оскаров». После написания музыки к «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Карнавалу» Дунаевский-младший с чистой совестью мог бы оглохнуть, как Бетховен: свой вклад в искусство он определённо внёс. Ибо в «Карнавале» две вишенки на торте: один из первых видеоклипов в советском телевизионном пространстве на песню «Позвони мне, позвони!..» и цирковое выступление на роликах а-ля Фанни Брайс из «Смешной девчонки». Художники по костюмам и постановщики танцевальных номеров разделили вдохновение своих коллег. Постепенно минимизируемые наряды на танцовщицах, двигающихся под аккорды отчаянно-гипнотического призыва, в Стране Советов того периода выглядели не менее революционно, чем трансляция стриптиз-шоу из кабаре «Crazy Horse»! Спонтанный дуэт однофамильцев Рождественских сделал песни из картины нетленными хитами. Не уверена, кто такой(такая) Л. Гомберг, фигурирующий(ая) в титрах как мастер по причёскам, но сия загадочная личность – гений! Два хвостика в дополнение к синему пластмассовому обручу, копна кудрей, как у Анжелы Дэвис, кокетливые косички с вплетёнными бусинками, а после – куцый сиротский хвостик наглядно демонстрируют зрителям жизненные вехи Нины.

«Нигде и никогда, ни в одном городе мира звёзды не светят так ярко и пленительно, как в городе детства». Нигде и никогда, ни в одном фильме мира звёзды не светят так ярко и пленительно, как в «Карнавале». Ирина Муравьёва, Александр Абдулов, Клара Лучко, Юрий Яковлев, Екатерина Жемчужная, Александр Михайлов… их здесь хватит на целый Млечный путь! Хотя Ирина Муравьёва не любит видеть себя на экране, являясь полной противоположностью своим героиням в реальной жизни, её Нина Соломатина – солнечный луч комедийного таланта. Что до актёрского дуэта Муравьёвой и Абдулова, то это кинематографическое чудо. Настолько непостижимое и вместе с тем знаменательное, что будет повторено позже в картине «Самая обаятельная и привлекательная». Стройный, холёный мальчик-мажор, он же любимец дам, и фактурная, 48-го размера, берущая за живое непринуждённостью и бешеной позитивной энергетикой девица, не владеющая «московским диалектом». Пара, играющая на контрасте, провоцирует бурную химическую реакцию с гаммой чувств от любопытства до сопереживания. Как эффектен их рассветный танец в опустевшей после завершения «гулянки» квартире! И совсем другой танец дома у Никиты, в комнате с тревожными фиолетовыми стенами, на одной из которых висит его фото. «Насобачилась, артистка?» Без восхищения, что в родном Оханске вкладывала в последнее слово местная старушка, делясь сокровенным с козой Белкой. Звучащее оскорблением…

За что я люблю «Карнавал»? Видит Бог, я сама стараюсь это осмыслить. Понять, почему Татьяна Лиознова загнала в мою грудь занозу не с помощью триумфа интеллигентного Тихонова, а посредством экзальтированной Ирины Муравьёвой в этой по-чеховски смешной и трогательной, местами безумной, а местами реалистичнейшей истории с открытым финалом…

Как бы то ни было, когда от неистового ритма современной жизни, от постоянных усушки-утряски и разбазаривания себя в круглогодичном марафоне под названием Жизнь сбиваются мои внутренние настройки, я пересматриваю «Карнавал». Мой камертон – это Нина Соломатина. Моя заветная цель – её умение оставаться собой. Моё послание жизни – произносимая её устами, немного пафосная стихотворная благодарность:

Спасибо, жизнь, что я перед тобой в долгу,
за прошлую и завтрашнюю силу.
За всё, что я ещё успею и смогу,
спасибо, жизнь, воистину спасибо!..

30 июня 2015 | 10:18
  • тип рецензии:

Этот советский, музыкальный фильм, лично для меня, всегда будет в списке любимых советских подарков. Данное в то же время и милое, и трогательное кино режиссера Татьяны Лиозновой уносит в историю, которая старая как мир. Мы видим чистую и добрую провинциалку, приехавшую в столицу для того, чтобы стать актрисой. Ее девичье грезы и мечты быстро рухнули, и она поведала суровую реальность. Девушка работала где могла (убирала, готовила, выполняла поручения), и в это время все время представляла, как поет или танцует на сцене…

Музыкальный фильм вроде бы и комичный, но в тоже время драматичный. Показан он в приятной атмосфере и с замечательными актерами. У этого фильма много замечательных песен, интересных танцев, и конечно самое главное это юмор кинокартины. Фильм поставлен жизненно и правдоподобно, поэтому его и приятно смотреть.

Потрясающая Ирина Муравьева в этой музыкальной трагикомедии исполнила одну из своих лучших ролей. Она замечательная актриса. Играет всегда с душой, и ее нельзя не полюбить. Сцены с ее участием все заслуживают повторного просмотра. Ее героиня этой истории полна такой мощи и силы духа, что заслуживает несомненно уважения. Таких историй о провинциалок, пытающихся покорить Москву много, но эта безусловно моя любимая. На вторых ролях приняли участие такие замечательные советские актеры с большой буквы, как Юрий Яковлев, Александр Абдулов, Клара Лучко и Александр Михайлов. Особенно хочу выделить Екатерину Жемчужную. Ее цыганка была просто шикарной и сыгранной с душой.

«Карнавал» - советская, музыкальная трагикомедия 1981 года. Это кино наделено сильным обаянием и чем-то добрым и светлым. Со временем его хочется пересматривать и пересматривать. Я люблю «Карнавал», и всем новым поколениям его к просмотру рекомендую!

Спасибо!

«Позвони мне, позвони

Позвони мне, ради бога

Через время протяни

Голос тихий и глубокий

Звёзды тают над Москвой

Может, я забыла гордость

Как хочу я слышать голос

Как хочу я слышать голос

Долгожданный голос твой
»

28 мая 2015 | 10:16
  • тип рецензии:

Карнавал - художественный фильм режиссера Татьяны Лиозновой, музыкальная комедия. Школьница-выпускница из провинции приезжает в Москву поступать в театральный ВУЗ. С первого раза у нее это не получается, но она остается в Москве, не теряя надежды поступить в следующем году. А пока она готовится к будущим экзаменам. Пытается заработать себе на жизнь то дворником, то костюмершей, то домработницей. Знакомится с разными людьми, влюбляется и разочаровывается. Возвращается в свой родной город, говоря маме, что все теперь умеет и нигде не пропадет.

Фильм, несомненно о мечте и, самое главное, о жизни. О том, что мечты не всегда имеют свойство сбываться. Пожалуй, это и к лучшему. Фильм учит благодарить жизнь за все, за каждый прожитый день, за неудачи и удачи, за потери и приобретения.

Фильм снят потрясающе, сюжетная линия очень ярко раскрывает духовный и чувственный мир героини. Очень хорошо показано противостояние интересной, яркой воображаемой жизни Нины Соломатиной и серой, жестокой реальности. Шикарный саундтрек играет не последнюю роль на протяжении всего фильма.

Фильм актуален для зрителя любого пола и возраста, но лично я бы показывала его в старшей школе, выпускникам. Фильм поможет опуститься с небес на землю, рационально оценить свои силы и выбрать для себя более реальную профессию на будущее. Но опять же, фильм учит и тому, что не стоит отчаиваться, если что-то не получилось. Не получилось сейчас, получится потом.

Самое главное, не переставайте мечтать. Именно мечты помогают нам двигаться дальше даже в самые тяжелые времена. Не бойтесь ошибаться, не бойтесь учиться, не бойтесь жить! Разрушение воздушных замков неизбежно для всех, но кто вам мешает построить новые.

10 из 10

24 мая 2015 | 16:27
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: