К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эту ленту следует сравнивать вовсе не с литературным первоисточником. Нет. Лучше сопоставьте ее с более ранним фильмом Венгерова - 'Кортик'. Опять мужество идущее родом из детства. Опять расследование преступлений прошлого. Опять страстность в делах и любовь к жизни у главного героя.

Смотря 'Два капитана' восхищаешься внутренней свободой подростка, который смело идет напролом. Правду он ценит выше социального авторитета. Слова Сани обличающие уважаемого ученого к сожалению ничем не подтверждены. А обвинения слишком серьезны, но парень уверен в себе, в правде. Венгеров отмечает в таком поведении ростки будущего героизма. И в этом с ним можно поспорить, но тот задор с которым все подается зрителю не оставляет и единого шанса. Венгеров убеждает нас в правоте его героев.

Многое в этой ленте задает и актерская работа Александра Михайлова. Его воодушевленность, готовность к действию увлекает и очаровывает. Да и сложно отделить Саньку Григорьева от Александра Михайлова. Уже одной сценой в ресторане он расставляет все, показывая и широту характера, и умение противостоять интригам.

На мой вкус весьма удачно предложена и галерея женских образов. Балерина Ольга Заботкина идеально 'попадает' в роль Кати Татариновой. Ей в этом фильме отведено не так много значимых сцен, но как можно не верить воссоединением героев после долгой разлуки? Венгеров показывает совершенно будничную ситуацию задавая актерам качественно иной, относящий нас к 'Одиссее' Гомера, контекст.

Не стану раскрывать деталей романа, но у Каверина судьбы и характеры Кати и ее матери в некотором роде пересекаются и повторяются. Катя получает сходные испытания, но в отличие от матери, в полной мере противостоит им. В связи с этим нельзя не выделить и актрису Инну Кондратьеву, прекрасно сыгравшую роль вдовы капитана Татаринова. Кажется, что у нее в ленте было всего несколько появлений, но они запомнились уверенной игрой. При этом, нельзя не заметить и некоторое неуловимое сходство между Кондратьевой и Заботкиной. Кстати, Инна Кондратьева чуть позже блеснет у Венгерова в его 'Балтийском небе'.

Размышляя о женских образах не могу не заметить, что как и книга, этот фильм был необычайно популярен в свои годы. Он показывал нам сильных людей, проходящих очень непростые испытания. Эти испытания касались в том числе и женщин. И Катя Татаринова, и ее мать были вынуждены остаться без мужчин, но несмотря на многие нюансы они задавали планку верности. И Венгеров выделил это. Потому так резка Катя с Ромашкой, который игриво спрашивает у нее, что она будет делать, если он напьется. Ответ отрывист - выгоню.

Десятилетием позже на экраны вышел другой фильм о войне - 'Летят журавли'. И в схожей ситуации героиня уже вела себя совсем иначе. Полагаю, что в этом моменте Калатозов дискутировал как раз с 'Двумя капитанами'.

Признаюсь, что при первом просмотре этой ленты я был удивлен. Картина не содержит каких-либо значимых технических недостатков. Основные линии книги переданы. Раскрыты и любовная, и героическая линии, тем более, что действие растягивается на десятилетия. Картина точно лучше многих известных западных военных лент. Тем удивительнее не только некоторое забвение вокруг этой ленты, но и то, что неплохой мини-сериал, снятый в семидесятые, многими зрителями превозносится как нечто гениальное будто перечеркивая выдающийся фильм Владимира Венгерова. А между тем, картина совсем не выглядит устаревшей в 21 веке - ни в техническом плане, ни уж, тем более, в смысловом

10 из 10

27 февраля 2024 | 12:21
  • тип рецензии:

В далеком 1955 году один из наиболее любимых школьниками приключенческих романов получил свое первое экранное воплощение. Эта изобилующая невероятной насыщенностью сюжета история когда-то покоряла сердца миллионов советских юношей и девушек, побуждая их стремиться к искренним и чистым поступкам, к сияющему где-то вдалеке идеалу, к смелости и отваге, которыми руководствовались наши герои – Саня Григорьев и Катя Татаринова.

С высоты разделяющего нас времени можно говорить о том, что современному зрителю фильм покажется очередной доброй и наивной сказкой, нарушающей все известные нам законы логики, что никто сейчас в здравом уме и не поверит в безумное предприятие Саши Григорьева, а в жизнеспособность самих персонажей – тем более. Но и при том обстоятельстве, что наше поколение было воспитано не на романах Каверина, не на фильмах Венгерова, мы осознаем искренность того посыла, который заложен в «Двух капитанах».

С этой картиной разумнее всего знакомиться в средней школе, когда мы только нащупываем ту тонкую грань, разделяющую добро и зло, героизм и трусость, правду и ложь. Продолжительность ее составляет всего полтора часа, и эти быстро сменяющие друг друга события не дадут заскучать. Кроме того, фильм насыщен красками, а внешнюю яркость ему придает еще и выразительная игра Александра Михайлова (Саня Григорьев) и Ольги Заботкиной (Катя Татаринова). Особенно эффектным показался и Евгений Лебедев, с блеском сыгравший роль отрицательного Ромашова. Удивительно, что при всей сжатости и предельной краткости киносюжета, создателям удалось сохранить центральные и ключевые для осознания идейной стороны романа эпизоды. Заслуга в этом, очевидно, лежит на самом Вениамине Александровиче, содействовавшем создателям в написании сценария.

Мы можем рассуждать о том, что вышедший на экраны спустя несколько десятков лет мини-сериал Евгения Карелова более полно и глубоко раскрывает все сюжетные линии и повороты за семь с лишним часов хронометража. Но преимущество первой экранизации в том, что за предельно короткое время она даст общее представление о художественном мире романа. Так, именно эти «Два капитана» смогут подтолкнуть юного зрителя к переходу в разряд юного читателя, с неуемным интересом следящего за всеми злоключениями наших героев.

09 апреля 2017 | 23:09
  • тип рецензии:

Волей судьбы юноша попадает в семью не вернувшегося из полярной экспедиции капитана. Ему удаётся разгадает тайну гибели путешественников.

«Два капитана» - настольная книга и одна из самых любимых советских подростков. Несмотря на огрехи в сюжете и некоторое присутствие идеологии (ну как же без нее, если книга вышла в 1944 году), роман интересный, захватывающий, местами смешной, местами щемящий и пронзительный – один из лучших в приключенческой и любовной литературе. Перед создателями фильма была сложнейшая задача перенести на экран огромный роман. Помимо того, чтобы сохранить сюжет нужно подобрать героев и передать дух произведения, ведь критика к нему будет более, чем строгая и требовательная.

Получилось не все. Передать множество сюжетных линий, все перипетии многочисленных героев просто нереально, когда времени всего полтора часа. Некоторые эпизоды получились нелогичны и не связанные друг с другом. Подбор героев тоже удачным не назовешь. Но главный злодей получился! Леонид Галлис просто бриллиант фильма. Фильм захватывает, героям сопереживаешь, берет за душу встреча влюбленных после разлуки – плюсы все-таки перевешивают минусы. Фильм не забыт, любим и будем надеется, что и последующие поколения будут также зачитываться романом и их идеалы будут такие же чистые, как и у героев фильма.

7 из 10

03 августа 2015 | 00:11
  • тип рецензии:

Помнится мне, что в детстве я начинал читать книгу Каверина, по которой и снято это кино, но почему-то особого удовольствия от неё не получил. И даже не дочитал до конца. Может быть, стоит попробовать прочитать её снова, так как кино мне понравилось.

Конечно, с точки зрения техники, кино особенно ничем не балует. Правда на то время побаловать то было нечем. И поэтому огромное значение тут играет само произведение, по которому снято кино. По правде сказать, фильм довольно сжат, многое упущено. Но, зато он не надоедает, как, например, книга.

Эта история о любви, честности и доблести. Вот честность и доблесть здесь играют чуть ли не главные роли, незаметно отодвигая значение любви на второй план. Здесь сталкиваются главный герой, который представлен, на мой взгляд, как чересчур положительный персонаж ( лично у меня вызывающий некоторое отвращение) и его полнейший антипод, который является жалкой, скользкой и неприятной личностью.

Конечно же, добро побеждает и справедливость, а также честность и доблесть восторжествуют.

Хорошее кино для детей, которое рождает желание прочитать произведение, по которому оно снято.

7 из 10

16 июля 2012 | 19:38
  • тип рецензии:

Замечательную книгу Вениамина Каверина, которая и стала основой для одноимённого фильма, я прочитала лет 10 назад. И она сразу стала одним из моих любимых произведений.

К своему стыду признаюсь, что о существовании фильма 'Два капитана' я узнала только в этом, 2011, году. И, естественно, скачала и посмотрела.

Сказать, что кино понравилось - значит не сказать ничего! Вся картина пропитана добром, честностью, отвагой и любовью. Как и в большинстве 'старых', несовременных фильмов в нём присутствует какой-то незримый дух, который идёт со зрителем на протяжении всего просмотра и после оставляет ощущение победы добра над злом, чести над бесчестием, любви над подлостью.

Также нельзя оставить без внимания блестящих актёров киноленты. Правда в самом начале фильма мне казалось, что Саню Григорьева должен играть совершенно другой по типажу человек. Но потом я поняла, что ошибалась...

Всё очень органично в этой кинокартине и, глядя на актёров, понимаешь, что такое настоящий талант!

Хочется подражать, быть похожими на героев, которые стремятся к достижению своей цели и идут до конца, которые совершают искренние поступки и всегда отвечают за свои слова, которые всей душой любят и несут это чувство через всю жизнь.

'Бороться и искать, найти и не сдаваться!'

9 из 10

Фильм советую смотреть всем и в обязательном порядке. Это шедевр отечественного кинематографа!

15 августа 2011 | 10:30
  • тип рецензии:

Честно говоря, слышать приходилось, что помимо многосерийного фильма «Два капитана» есть еще какая-то версия – более ранняя, но видеть ее не доводилось. На помощь в очередной раз пришел канал 'Культура'.

Я, признаться, ожидал увидеть черно-белое кино, а оно оказалось «очень даже» цветным и вообще приятно удивило во многих отношениях.

Во-первых, грамотное и достаточно аккуратное отношение к первоисточнику – весьма, что и говорить, объемной книге. Опять же, держа в уме многосерийный вариант, я с опаской ждал того, как будут резать, а это было неизбежно, столь благодатный материал. И могу сказать, что очень даже толково! Сохранить основные сюжетные линии, драматургию, так сказать, и передать всю глубину произведения – это дорогого стоит. В этом плане я порадовался.

Также отметил про себя, что очень удачно подобраны актеры. На мой личный вкус, лишь главный герой немного выпадает из общей «палитры» – всё-таки хочется видеть в такой роли человека с более эффектной внешностью, более мужественного, волевого и пр. В этом плане авторы более поздней версии сработали лучше. А в остальном – очень даже ничего. Самое главное, что типажи те же самые, в чем, надо полагать, немалая заслуга принадлежит и собственно автору произведения, создавшему столь яркие образы.

Одним словом, картина мне, в принципе, понравилась – даже не ожидал. Хорошо бы сейчас – по горячим следам – посмотреть и фильм 77 года – сравнить впечатления. Думается, всё же, ему я бы поставил чуть более высокую оценку – там и хронометраж больше соответствует масштабу положенного в основу литературного произведения, и музыка запоминающаяся, и просто как-то ближе он, роднее, что ли. Может, просто потому, что его я посмотрел раньше. Не суть.

Фильм В. Венгерова можно назвать вполне удачной экранизацией и оценить по достоинству

8 из 10

18 августа 2009 | 14:43
  • тип рецензии:

'Два капитана', - это постановка, экранизация одноименного романа Вениамина Каверина о мальчике Саше Григорьеве, который в самом детстве нашёл старую почтовую сумку с недоставленными письмами и узнал о пропавшей экспедиции капитана Татаринова на Северный полюс. Это история мальчика, который решил добиться правды, во что бы то ни стало узнать, раздобыть её, и помочь родственникам пропавших в этой опасной экспедиции.

Трогательная, интересная и очень увлекательная история о силе любви, стремлении к исполнению некорыстных, а общеполезных целей, действий во благо другим и силе человеческого характера, убеждениях и победе правды. Сперва прочитав книгу, впоследствии, - посмотрев и сам фильм, я на всю жизнь запомнил этот содержательный, броский и очень лаконичный лозунг, сопровождавший зрителя буквально всю картину, - 'Бороться и искать, найти и не сдаваться!' Очень стоящий для размышления, достойный принятия и как личного девиза, этот лозунг поистине раскрывает и сам смысл, и стремление человека к чему-либо.

Привлекательный, запоминающийся и очень интригующий сюжет фильма к самой развязке его будет настолько непредсказуем, но ожидаем и трепетен для зрителя, что кто-нибудь да и пустит слезу оттого, что не сделать этого попросту невозможно ввиду происходящих событий. С виду, простая, реалистичная история, которая сможет заинтересовать не каждого, но, при более детальном и подробном рассмотрении, - перед зрителем никакая не серота, нудность и неинтересность, - 'Два капитана', на самом деле, способен дать фору, без труда потягаться и со многими современными картинами, не говоря уже об отечественном кинематографе нашего времени. Данный фильм, - классика, настоящий шедевр и обязательный к просмотру людей всех возрастов, предпочтений, интересов и убеждений, фильм.

Каждый раз, когда мне удаётся или просто выпадает такая возможность, я непременно бегу к телевизору и включаю прекрасно известный, но такой желанный к просмотру фильм, время от времени который стремишься посмотреть и никогда о нём не забывать в силу его содержательности, актуальности и человечности. 'Два капитана', - что повесть, что и сам фильм, смотрятся и читаются на одном дыхании, не успеваешь и заметить, как дошёл уже и до взросления главного героя, осуществления его давней мечты о становлении лётчиком, о стремлении помочь семье пропавшего без вести капитана Татаринова; наблюдаешь за дальнейшим ходом развития событий и просто отключаешься от внешнего мира, целиком и полностью погружаясь в ту атмосферу, где не стесняешься эмоций, чувств и душевных проявлений.

Повторюсь, но этот фильм действительно стоит просмотра, даже неоднократного просмотра, ибо это не пустое времяпровождение, а то, к чему стремится каждый зритель, - поистине затрагивающий, шедевральный и масштабно интересный фильм, смотреть и пересматривать который желаешь не один раз. Что же, у каждого человека, заинтересовавшегося данной темой и содержанием, на мой взгляд, просто должно возникнуть чувство, что он не сможет пройти мимо, а обязательно должен предаться просмотру сего приметного и волнующего фильма.

Напоследок хотелось бы отметить, что зритель уж точно не пожалеет от просмотренного и увиденного на экране, нет, он попросту влюбится в данную ленту и пожелает это каждому, кто действительно ценит и уважает достойные, интересные и содержательные фильмы. Более того, у зрителя появится непреодолимое желание ознакомиться и с одноименным романом Вениамина Каверина, по которому и сняли данную картину. Что же, Дорогие друзья, на мой взгляд, приведено достаточно доводов и убеждений, зачем и почему нужно смотреть этот фильм. И если Вы действительно не равнодушны ко всему вышесказанному, милости просим, - вперёд, к покорению льдов Арктики и проверки уже давно испытанного и известного многим ценителям данного фильма лозунга, - 'Бороться и искать, найти и не сдаваться!'

20 апреля 2009 | 05:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: