Издавна пользуются определенной популярностью сюжеты о разумных андроидах, гуманоидах и роботах в новеллах, ранобэ с аниме. Много было тайтлов, в которых ОЯШ или любой другой ГГ встречал разумного андроида в виде девушки, и все перетекало в разряд романтической драмы или социального боевика - могут ли андроиды любить, чувствовать и так далее. Это самый известный сюжетный виток, в котором всплывает целая аллея произведений от драмы до комедии “Ghost in the Shell”, “Gekijouban Sora no Otoshimono”, “Chobits”, “Planetarian: Hoshi no Hito”, “Violet Evergarden” и далее.
На первый взгляд “Vivy: Fluorite Eye's Song” аналогично повествует про андроида девушку? Не совсем. Произведение более осовременено в сюжетной начинке с рейтингом R-17+, ибо повествует про искусственный интеллект. Виви (она же Дива) - первый автономный ИИ гуманоид, который задается вопросом “что такое душа”, а ее программа создана дарить людям радость посредством пения. Но это ни коим образом не смазливая повседневность, а приключенческий экшн. Виви с помощью ИИ напарника по имени Мацумото будет следовать программе/заданию по предотвращению трагедии в будущем.
У каждого ИИ своя программа, которой беспрекословно следует каждый: будь то охранник или продавец. Аналогично Мацумото с Виви имеют четко поставленные программы. За развитием персонажей нескучно наблюдать. Пара протагонистов в лучших традициях дуэта взаимодействует друг с другом. Вы либо полюбите персонажей, либо они вызовут у вас раздражение. Мне персонажи импонируют, но ничего гениального в них нет. Мацумото - идеальный компаньон для Виви. Он логичен в выводах и именно его появления и быстрые решения двигают историю. Спокойный и собранный ИИ пришедший из будущего. С другой стороны, Виви - полная противоположность Мацумото, единственное сходство у них в том, что они ИИ с общей миссией. Возможно, они разные потому, что Мацумото - продвинутый ИИ, ибо пришел из будущего, в то время как Виви - самый первый ИИ-гибрид человека (хотя со временем технологии будут нагонять Мацумото, постепенно сокращая разрыв). Виви уделяет внимание обещаниям и чувствам в отличие от напарника. Заинтересована познанием идиоматических терминов - «что значит вкладывать во что-то всю себя». За этим любопытно наблюдать, ответы на такие вопросы носят субъективный характер и трактуются каждым по-своему.
К сожалению, сюжет не является особенным, но смотрится свежо на фоне потока исекай, сенэн и прочих популярных жанров. Просто потому, что подобное выходит не так часто. “Vivy” аниме аналог голливудского блокбастера. Визуальная картинка приятная и легко воспринимается. Обладает зрелищно поставленными боевыми сценами и плавной анимацией. История остросюжетная и набирает маховик эпичности. Многие будут восхищены великолепными кадрами и пейзажами особенно в разрешении 4K UHD. Сериал качественно звучит и обладает большим сочетанием жанров от “музыки” до элементов “триллера', а музыкальный триллер - не частое явление. Но вот реализации оставляют желать лучшего. Ибо есть сериалы, которые лучше раскрываются как триллер и лучше раскрываются как музыка. Но и в этом аниме можно проникнутся музыкой с песнями, например “Harmony of One's Heart”.
Что не скажешь про сэйю. В целом, сэйю - хорошие, но проблема в том, что у персонажа Виви две разных сэйю. Одна озвучивает персонажа, а другая поет песни. Это можно заметить нетренированным слухом, что порой мешает проникнутся атмосферой. Виви своими сизыми волосами и пением (выступлением) напоминает вокалоида Мику Хацунэ. Некоторые писали, что аниме-терминатор вдохновленный j-pop? Ну, это смешно и обобщать не стоит. Однако на уровень культовых “Steins;Gate” или даже “Re:Zero” с другими не менее известными проектами не дотягивает и вряд ли обретет аналогичный культовый статус.
У каждого из нас есть своя машина времени: воспоминания, что уносят нас в прошлое и мечты, которые переносят нас в будущее. (с) Герберт Уэллс. Этот сериал аналогично играет со временем, но не пытается углубится в тему, а просто эксплуатирует, что не есть плохо, ибо делает на качественном уровне. Информация Мацумото — воспоминания, а миссия Виви — это мечта, которая воплощается в долгом путешествии. Символично и видно, что авторы прониклись темой времени.
“Vivy: Fluorite Eye's Song” выглядит дорого-богато, смотреть приятно, но вот на шедевр или культовый статус проект не претендует. В нем есть неплохие идеи, но практически все идеи поверхностно реализованы, однако это не рушит картину восприятия в целом. Один из лучших сериалов за этот год, которые основаны на оригинальной идее. Просто в меру качественное аниме, которое можно рекомендовать на широкую аудиторию с оглядкой разумеется на возрастной рейтинг.
Посмотрев все 13 серий из первого сезона, хочу сказать, что это аниме мне безусловно понравилось, все песни запали в душу, а, смотря последнюю серию, я даже пустил слезу (разрыдался). Невероятный саспенс, отличная рисовка, хороший аудио-ряд, замечательные идеи и сюжет - вот, что я могу сказать об этом аниме.
С моей точки зрения, «Виви: песнь флюоритового глаза» - представитель жанра киберпанка. В Виви есть и мрачная атмосфера, и высокие технологии, искусственный интеллект, и антиутопичное будущее человечества, которое грядёт в ближайшие 100 лет. Главная суть киберпанка как жанра заключается не в том, чтобы рассмотреть технологии, а в том, чтобы помочь людям разобраться в самих себе. Эта же идея отображается мелкими деталями во всём произведение, и сама структура фабулы говорит о том, что Виви: песнь флюоритового глаза - референт киберпанка, рефлексия жанра.
Если рассматривать аниме в одном ряде с его предшественниками, то можно сказать, что «Виви» подводит своеобразную черту данном жанре. Этот потомок достоин своих предшественников: «Психопаспорта», «Экспериментов Лэйн» и других. Конечно, аниме не стремится дать ответы на такие фундаментальные вопросы, как «Призрак в Доспехах» или «Акира», но оно и не нужно. В произведение есть свои темы: души, назначения, преданности своему делу… К тому же, «Виви» можно поставить на почётное 42 место по дате выхода, но никак не по качеству, аниме в стиле киберпанка. А как мы помним 42 - ответ на самый главный вопрос мироздания. Всё это делает данное аниме хоть и самобытным, но великолепным представителем жанра.
Песни занимают в этом аниме особое место. Не могу назвать себя любителем J-музыки, но абсолютно все песни из сериала были добавлены мною в избранное. Над текстом и мелодией действительно была совершена хорошая робота, и иногда музыка трогает сильнее происходящего, задевая сокровенные струны души.
Концовка аниме оказалась на редкость очень хорошей. Если обычно концовки скомканы, обрывисты и скорее портят впечатление, то здесь наоборот: концовка добавляет ещё больше впечатлений. Становится понятно, что автор хотел рассказать конкретную историю, от чего качество и глубина проработки несомненно возрастает.
Для меня это аниме грянуло как гром средь ясного неба, настолько неожиданно хорошим оно оказалось. В моём сознание аниме безусловно оставило заметный след. Оставит ли оно след в истории анимации? Не знаю, всё решит зритель, но лично моя оценка - безупречно.
10 из 10
P.S. Эту рецензию трудно было писать из-за того, что воспоминаниями в памяти ещё свежи и постоянно накатывают эмоции, особенно под музыку из аниме. Может, я слишком чувственный и перехваливаю аниме, но все мы разные. Лично я, очень надеюсь, что второй сезон (если таковой выйдет) будет хотя бы ненамного хуже первого, ведь эти 13 серий очень высоко подняли планку качества.
В настоящее время проблема развития искусственного интеллекта и его сосуществования с людьми становится всё более актуальной. Эта идея отражена во многих произведениях и фильмах. Всем вспоминается знаменитый «Терминатор 2» – восстание программы Скайнет.
В недалёком будущем роботы решили уничтожить человечество, гениальный учёный, предвидев такой исход, отправляет в прошлое помощника, чтобы предотвратить исторические события, которые повлияли на будущее.
Так получилось, что выбор помощника пал на Диву (Виви), которая должна была стать спасительницей человечества, ведь её главная миссия – это через песни приносить радость людям.
Посмотрев указанный аниме-сериал, Вы не пожалеете и останетесь довольны выбором. В нём мне понравилось абсолютно всё.
Сюжет аниме-сериала не нов, но смотрится на ура. Качество графики на высоте. Музыка и вокал на высшем уровне. Советую смотреть на большом телевизоре и в качественной озвучке.
Дива (или, как ее называет подруга, Виви) — первый человекоподобный ИИ. В этом мире ИИ плохо справляются с многозадачностью, поэтому создатели дают им одну-единственную задачу, в выполнении которой они достигают совершенства.
Создательница Дивы сыграла над ней злую шутку — запрограммировала петь песни, которые будут дарить людям счастье. «Песни, в которые Дива должна вложить душу». Но что такое душа? Даже сама создательница не могла дать ответа на этот вопрос…
Мацумото — ИИ-помощник, посланный из будущего, чтобы остановить назревающий конфликт машин и людей. Мацумото для выполнения миссии нужна Дива. Из всех человекоподобных ИИ лишь она доживет до грядущей войны. Таким образом, она может незаметно контролировать ход истории, чтобы предотвратить конфликт.
Диву волнует не война, а предназначение. Как стать хорошей певицей? Что такое душа? Как вложить ее в песню? Для Мацумото эти вопросы лишены смысла. Цель жизни Дивы — петь. Если все слушатели погибнут, она не выполнит предназначение. Убежденная железной логикой Мацумото, Дива вынуждена взвалить на себя второе предназначение — спасение мира.
«Виви» — блестящее аниме. За красивой метафорой жизни Дивы скрываются вопросы, которыми задается каждый человек. Все мы знаем, что успеха добиваются те, кто посвящает себя одному делу, а не растрачивается на мелочи. Но как стать исключительным в любимом деле? Что отличает одного мастера от другого?
Уже после 2-3 серий становится понятно, что «Виви» — это не про искинов, а про людей. Дива, Эстелла, Элизабет, Грейс и другие ИИ действуют более человечно, чем сами люди — террорист Юго Какитани, или профессор Мацумото, создатель одноименного ИИ. Их характеры похожи не на бездушных роботов, а на детей — они чисты, наивны, идеалистичны и бесстрашны.
Авторы бессовестно пользуются непорочностью своих персонажей. Они жестоко расправляются с ними, чтобы вызвать эмоции у зрителей. В обычном аниме такой грубый прием мог бы привести к противоположной реакции, но в «Виви» он работает блестяще. Аниме спасает сеттинг. Искины разработаны, чтобы быть лучше людей, и со своей задачей они справляются. В мире «Виви» зло творят, в основном, люди, поэтому в происходящем на экране не возникает ни тени сомнения.
Встречи с добром, злом и безразличием приводят Диву к болезненному взрослению. Ответ на главный вопрос аниме звучит вполне по-японски. Чтобы стать исключительной певицей, для начала нужно стать исключительной личностью.
«Виви» идеально балансирует на грани серьезной морали и умения развлекать. У аниме красивые саундтреки, броская рисовка, запоминающийся дизайн персонажей, и, пожалуй, лучшие боевые сцены в истории всего жанра.
Никакого slow motion, крупных планов и обрыва кадров. Сражения показывают «от и до» средним планом в реальной скорости, и это производит неизгладимое впечатление. Именно так должны выглядеть бои во всех серьезных аниме-боевиках.
У «Виви» есть только один, но серьезный недостаток. Когда после просмотра чувство сопереживания персонажам ослабнет настолько, чтобы начать анализировать сюжет, он начинает рассыпаться.
Чем ближе аниме к концовке, тем сильнее страдает логика событий и мотивация персонажей. Все искины в аниме добры и человечны. Чтобы творить зло, им нужно считать, что на самом деле они совершают благо. Но такую извращенную логику не прописали главному злодею!
Почему он, обладая равными с людьми правами, не решил избираться и влиять на политику? Учитывая разницу в вычислительных способностях, он мог бы править людьми на законных основаниях (и считать это службой человечеству) — так почему же выбрал бессмысленную резню? На эти вопросы нет ответов.
«Виви» не базируется на манге. У сценаристов были развязаны руки. Они могли и должны были добавить в аниме больше логики и интеллекта, присутствовавших в их же перу принадлежащей Re: Zero.
Если бы им удалось, «Виви» конкурировала бы с лучшими аниме в истории. Однако, им не удалось, и «Виви» находится в сомнительном паритете с Re: Zero. С одной стороны, оно взрослее и затрагивает более глубокие темы, с другой, ему не хватает оригинальности и смелости своего предшественника, чтобы быть однозначным шагом вперед.
К счастью, то, что в «Виви» получилось плохо — логичность, умело скрыто тем, что получилось блестяще — эмоциональностью. В итоге мы имеем не шедевр, но, однозначно, лучшее аниме 2021 года.
Аниме, задающее много вопросов, но не отвечающее на большую часть из них.
Начну с плюсов произведения, коих много.
Во-первых, анимацию и прорисовка. Кадры сочные и красивые, персонажи разнообразны. Бои между андроидами выглядят очень живо, как и сцены с полетами. Задники прорисованы невероятно качественно. Второй плюс - звук. Музыкальное сопровождение выполнено на высоком уровне, что и должно быть в сериале, где песни и музыка это одна из центральных тем. Касательно сюжета - хоть и перемещения во времени уже набили оскомину, но идея с отправкой в прошлое строки кода с информацией довольно оригинальна, я такого не встречал. Персонажи живые (даже чересчур, но об этом в минусах), по сюжету виден их рост и изменение. В целом ощущение после просмотра было приятное.
Теперь о минусах. Для меня, как для человека, интересующегося темой ИИ, роботов, теорий восстания машин и связанных с этим произведениями мир показался крайне слабо проработанным. Не раскрыты мотивы и процесс создания ИИ. Непонятно, почему их сделали настолько человечными. Отсюда идет следующий минус - андроиды ну слишком человечны.
Видно, что аниматоры привыкли рисовать персонажей людей, что в данном аниме может испортить впечатление. Мимика, движения, ужимки и чрезмерная (для роботов) эмоциональность не дает воспринимать андроидов как андроидов, в них видишь людей, что никак не объяснено. Туда же идут комнаты и кроватями, переодевания ГГ по утрам и человеческие условия жизни (отдельная комната с игрушками и предметами быта), при том, что это было показано еще до законов, дающих ИИ права. Отсюда не чувствуется различий между роботами и людьми, непонятно, зачем и почему создаются такие условия для 'жизни' роботов. Не раскрыт процесс превращения ИИ в мыслящих и чувствующих созданий - они сразу, уже сто лет назад обладают эмоциями с практически схожим с людьми поведением. Также не объяснено полное отсутствие каких-либо 'тормозов' для ИИ, хотя бы пресловутых 'трех законов' или их аналога, что опять же мешает восприятию мира - не верится, что люди создали роботов, которые сильнее и умнее их и не сделали им вообще никаких предохранителей от восстания, при этом наделив их полным спектром человеческих эмоций. Все вышеперечисленное для меня в ходе просмотра мешало восприятию.
Заключение - интересная история, которая, однако, ломается, если начинаешь задумываться о деталях устройства мира.
Поначалу казалось, что это будет лёгкое и простое аниме про путешествие во времени. Пока я не увидел окончание первого 'эпизода'. Это было просто нечто. Но... Не хочу про это вспоминать. А вспомнить есть о чём. Все события масштабны и имеют свои последствия. Что уж тут говорить, если со второй же арки нас забрасывают прямо в космос! А потом на 'железный' остров! А потом... Сами увидите. И при этом каждая история полна своими неожиданными поворотами. Наши герои знают будущее, но не знают как к нему всё пришло. Результат, но не действие. Поэтому Виви каждый раз не рубит с плеча, а старается разобраться в ситуации. От этого все истории не однозначны. В аниме почти нет 'злодеев' в полном понимании этого слова (кроме главного, естественно). И кстати о нём: его мотивация... банальная для такого рода историй. Ну и не мудрено, в таком сеттинге сложно придумать что-то оригинальное в этом плане. Хотя кое-что всё-таки достойно похвалы - это то, как злодей пришёл к своим убеждениям. Не то, почему он убивает людей, а то, почему считает себя выше их. Это было сделано действительно оригинально. И конечно же завязали это на музыке. Как и всё здесь.
Роботы поют, пытаясь достичь идеала, но не до конца понимают что же это. Роботы поют, так как больше ничего не осталось... Как вы уже поняли, музыка играет важную роль в сюжете вплоть до самого конца! Причём это не выглядит 'по-детски', а вполне органично смотрится. Правда жаль что песни не были переведены, но вроде как это особо не мешало погружению. Слышал, что из-за этого я пропустил несколько трогательных момент, но я не жалею, так как я не знаю где они были. Да и в нужных местах всё было понятно только благодаря визуалу.
В те моменты, когда другие студии обычно экономят (вроде мелких деталей или опенинга и эндинга) тут сделано на высшем уровне. Даже такую мелочь как неожиданное появление героев объяснят, показав открытую вентиляцию. Даже для такого найдут место в хронометраже! А он тут не маленький. Серии реально длятся 20 минут (без начала и конца) и при этом, когда нужно сосредоточиться на эмоциях, в титрах будут показывать и результаты действий наших героев. И при этом даже в них авторы умудряются рассказать свою маленькую историю. И сделают это красиво! Всё: от платья главной героини до эмоций Мацумото.
И кстати о них: они... великолепны. Виви и Мацумото (не вериться что запомнил их имена; а учитывая некоторые 'особенности' японский имён подчас это бывает довольно сложно). Чувствуется химия между персонажами, как они растут и развивается. Этот летающий куб, который выглядит, говорить... да это же Уитли из Portal 2! Хотя, если обращать внимание на детали, то у них довольно много различий, но первое впечатление всё ровно складывается именно такое. И хоть в некоторые моменты (особенно в начале) хочется (как и главной героине) убить его, но под конец проникаешься его взбалмошным характером. Он всегда готов помочь своей 'напарнице'. Сначала потому что того требует миссия, а потом... он и сам не знает. А напарница у него что надо. Так как Виви в первую очередь робот, эмоций она почти почти не проявляет. Но при этом со временем она умудряется становится всё более человечной. И в самом конце, когда мы уже перестали обращать внимание на то, кем она стала, нам напоминают о том, кем она была. Бр-р-р, пробирает до мурашек.
В этом аниме красиво все: от названия до лиц героев крупным планом. Визуал и подход к нему даже не ощущался, как японский, будто авторы вдохновлялись западными фильмами, которые показывают на большом экране. Поэтому, если вас чем-то не устроит разворачивающийся сюжет, вы все равно сможете насладиться кинематографичностью каждой серии. Для меня именно сама анимация послужила ключевым источником положительных впечатлений, с этим здесь все хорошо.
К Диве, первому автономному дроиду в мире, чье предназначение петь песни и радовать людей, такой своеобразный металлический айдол, пребывает из будущего искусственный интеллект в виде куба (и тут вы должны воскликнуть, да это же Уитли из Портала!) и сообщает ей, что в конце концов все ИИ взбунтуются против кожаных мешков и перебьют человечество, после чего начиается их общее приключение по предотвращению войны между ИИ и людьми.
И к этому, лично у меня, больше всего вопросов. Меня всегда интересовало, почему так много произведений посвящается возможному восстанию машин, откуда вообще берет свои корни этот страх? Мне уже начинает казаться, что Фрейду нашлось бы, что сказать на этот счет. Возможно, просто люди так сублимируют свое желание сбунтоваться против государственных устройств, аниме с такой мыслью я бы посмотрела, но здесь идею выпиливания людишек не раскрыли от слова совсем. Вроде смотрим тайтл про бесчувственных и живущих вычислениями ИИ, но такого ощущения от них просто нет: они изначально подаются как эмоциональные и даже импульсивные. Если в игре Detroit (откуда, видимо, позаимствовали несколько деталей по анатомии андроидов) переход от машин к живым существам был совершен плавно, то в Виви момент перехода ИИ от помощника человека к его врагу отсутствует.
ИИ-куб указывал на какие-то значимые в истории события, которые могли привести к конечной резне, как, например, признание прав андроидов. Дива их исправляла, всегда, конечно, по-своему, и курс истории потихоньку сдвигался, и ожидалось, что восстания не произойдет. За этим было как минимум нескучно наблюдать: героиня принимает активные действия, провоцируя хорошо поставленные боевки. Сюжет идет адекватно где-то до 9-10 серии, а потом начинается сумбур. Оказывается, можно совершить сколько угодно ошибок, ведь всегда можно все откатить (каким именно образом, правда, не рассказывают), а любое недопонимание (которое включает в себя жестокие убийства) можно решить магией музыки.
Да, музыка в Виви, как неожиданно, играет не последнюю роль. Как по мне, Дива поет обыкновенную японскую поп-музыку и, хоть она и задается на протяжении всего аниме вопросом 'что значит вложить душу', этого у нее так и не получилось. Благо, по крайней мере, Дива сумела в полной мере исполнить свое предназначение.