К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эльдар Александрович Рязанов - это один из самых успешных, знаменитых и гениальных режиссеров-комедиографов советского кинематографа, стоящий наравне с такими классиками жанра как Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Григорий Александров.

Он начал свою кинокарьеру со второй половины 50-х годов XX века, снимая по началу короткометражки под руководством Ивана Пырьева. Уже первый его полнометражный фильм 'Карнавальная ночь' 1957 года стал для советских зрителей эталоном в комедийном жанре, а самому режиссеру дал путевку в большое кино.

Эльдар Рязанов снял, по современным меркам, не очень большое количество фильмов (в его фильмографии их меньше сорока). Однако, он смог поработать практически со всеми ведущими актерами и актрисами советского периода, снимал свои фильмы во всех десятилетиях второй половины XX века, захватив и наше время. К его фильмам можно относится по-разному; можно восхищаться его манерой съемки, можно думать, что многие его полотна сейчас уже не актуальны как раньше. Но относиться к его работам с безразличием просто невозможно.

В 1964 году Рязанов снимает свой седьмой полнометражный фильм, сатирическую комедию под названием 'Дайте жалобную книгу'. Сценарий написали известные драматурги Александр Галич и Борис Ласкин (очень, между прочим, знаменитый и уважаемый поэт во время Великой Отечественной войны). Также внушителен в картине и задействованный актерский состав: здесь и Олег Борисов, и Рина Зеленая, и Георгий Вицин с Анатолием Папановым, и даже Никулин с Моргуновым, сидя в ресторане, неизменно выпивают.

По сюжету, московский ресторан 'Одуванчик' - не самое лучшее место для досуга простых советских граждан. Здесь плохо все, начиная с отвратительной и несъедобной еды, и заканчивая хамским отношением к посетителям со стороны персонала. И все бы ничего, но однажды клиентом становится журналист Никитин, пришедший в злополучное место со своими друзьями и попавший, по вине ресторанных работников, в милицию. Он пишет разгромный фельетон в газете, пропесочив директора заведения, молодую и неопытную Татьяну Шумову (эту роль в фильме исполнила молодая и еще никому на тот момент не известная Лариса Голубкина), в которую незамедлительно влюбляется и решает помочь ей переоборудовать ресторан в современное молодежное кафе.

У меня лично очень неоднозначное отношение к данному фильму. Любовь к сатире в советское время была огромна (вспомнить хотя бы киножурнал 'Фитиль' или монологи Аркадия Райкина, высмеивающие современную действительность)). И именно эта сатирическая подоплека мешает фильму остаться в веках, т. к. он практически теряет свою актуальность и злободневность.

И все же фильм не плох! Песни в исполнении Ларисы Мондрус и Рины Зеленой и плеяда гениальных актеров частично спасают фильм, переключая внимание с советской бытовухи на более возвышенный уровень.

8 из 10

11 апреля 2011 | 21:47
  • тип рецензии:

В последнее время в обществе много разговоров о журналистике, о профессиональной этике и вообще о возможностях и роли этой сферы. Главный антипример в этих дискуссиях – советский период, когда существовала жесткая цензура со стороны государства. Да, политические (особенно внутриполитические) темы были закрыты, но многие социальные вопросы решались через прессу настолько эффективно, что центральные издания сегодня могут только позавидовать влиянию, которое в то время имела какая-нибудь областная газета.

Возможно, такое вступление покажется слишком пафосным к разговору о легкой комедии «Дайте жалобную книгу», но все, что делал Эльдар Рязанов, даже в начале своей карьеры, несет яркий сатирический подтекст. Поэтому этот фильм 1965 года не так прост, как кажется на первый взгляд.

История про ресторан «Одуванчик», который за хамство персонала, грязь и невкусную еду разносит в своей статье молодой журналист Никитин (Олег Борисов), только кажется лирической комедией о неравнодушных к своему делу людях и любовном треугольнике между директором ресторана Татьяной (Лариса Голубкина), Кондаковым (Анатолий Кузнецов) и непосредственно Никитиным. То история о каком-то бескрайнем хамстве, которое у нас в сфере услуг было есть и будет, кажется, всегда. И о свойственной некоторым из нас социальной ответственности, которая проявляется несмотря ни на что. Эльдар Рязанов безошибочно находит эту уязвимую точку российской жизни и под видом шутки, берется за ее изучение.

Возможно, в момент создания фильма эта проблема еще не ощущалась столь острой, но это не значит, что ее не существовало. Потому что даже если не каждый мог позволить себе поход в ресторан, то на ярмарку за покупками ходили все – и официант (Анатолий Папанов), и продавец (Юрий Никулин) здесь являются знаками сложившейся системы пренебрежения и хамства. На этом фоне молодой и не обремененный грузом привычных общественных отношений журналист Юрий Никитин становится символом нового взгляда, в котором человек прежде всего. Легкая оттепельная нота фильма «Дайте жалобную книгу» - заслуга блистательного Олега Борисова, который исполнил свою роль настолько иронично и элегантно, что не влюбиться в этот персонаж никак не удастся. Ему удалось эту сатирическую историю в духе карикатур журнала «Крокодил» превратить в очень человеческую историю – именно через приближение своего персонажа к зрителю.

Режиссер вновь проявил себя мастером по подбору команды: сценарий написали Александр Галич («Верные друзья», «На семи ветрах») и Борис Ласкин («Карнавальная ночь»), операторами были приглашены Анатолий Мукасей («Берегись автомобиля», «Чучело») и Владимир Нахабцев («Тот самый Мюнхгаузен», «Служебный роман»). Не уступает по своей силе и актерский состав: это и уже упомянутые и в то время еще совсем молодые Лариса Голубкина, Олег Борисов, Анатолий Кузнецов, и знаменитое в то время трио – Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, и такие мастера как Николай Крючков, Анатолий Папанов, Рина Зеленая, и сыгравшие в эпизодах Юрий Белов, Микаэла Дроздовская, Михаил Пуговкин, Александр Леньков.

«Дайте жалобную книгу» был снят Рязановым между «Гусарской балладой» и «Берегись автомобиля», и возможно, занимает более скромное место в фильмографии режиссера, но остается по-прежнему актуальной даже несмотря на такое нелепое название для ресторана как «Одуванчик».

Возвращаясь к разговору о журналистской профессии, хочется вновь обратиться к образу Юрия Никитина – значимым дополнением его портрета становится эпизод командировки в поисках сюжетов для публикаций. Фоном здесь выбрана «Песня корреспондентов» в исполнении Владимира Трошина, особым украшением которой являются слова: «Мы встречались с облаками на Эльбрусе, жизнь такая, в общем, в нашем вкусе». Этот эпизод – лирический рассказ о том, что журналист всегда на переднем крае, даже если решает не глобальные вопросы, а вполне себе локальные. Как, например, хамство в отдельно взятом ресторане.

26 июня 2019 | 22:31
  • тип рецензии:

Заинтересовавшись творчеством Рязанова, решил посмотреть этот фильм. В целом, остался доволен.

Фильм имеет хоть и не слишком интересный, но все же любопытный сюжет. Хамство обслуживающего персонала- давняя проблема, и тут мы можем посмотреть на нее 'изнутри'. Любовная линия преподнесена мягко и изящно.

Игра актеров- вполне нормально, хотя запомнились только Борисов(удивительно изящный и обаятельный персонаж получился), Папанов, Зеленая и знаменитая троица.

Юмор- не так, чтобы очень смешно, но все же забавно. Самые смешные моменты связаны с переустройством ресторана и опять же 'гайдаевской троицей'.

Музыка- обычная. Хотя песня 'Добрый вечер, а что это значит?' очень красива.

Крылатые фразы- а вот их почти нет. Разве что 'Начальство нужно знать в лицо!'

Ну а целом- хороший, милый, забавный фильм. К шедеврам уж точно не относится, но вполне заслуживает

7 из 10

25 апреля 2014 | 15:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: