К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В основе этого печального и довольно тяжёлого фильма лежит рассказ Максима Горького 'Супруги Орловы' 1897г., неоднократно подвергавшийся значительной авторской правке. Повествует он о печальной и позорной практике российской жизни, которую в наши дни называют 'домашним насилием', а 100 лет назад именовали несколько иначе: 'Бьёт, - значит, любит'.

Проследить историю этого нелицеприятного для российского мужика высказывания, довольно непросто, потому что поиски истоков всегда упираются в Послание св. ап. Павла к Ефесянам: '... да убоится жена мужа своего...'. При этом подавляющее большинство даже не знает, что переводчик текста имел в виду нечто иное под славянским глаголом 'боятися' - чтить, уважать, заботиться. В этом легко убедиться, если дочитать текст до конца: 'Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа'(5.33) Но как это часто бывает, человек с радостью принимает лишь то, что его интересует прежде всего. И вот из Божьей заповеди '...люби свою жену, как самого себя...' вырастает деспот под лозунгом '... да убоится жена мужа своего'!

Я остановился на этом вопросе столь подробно именно по причине того, что фильм - отражение самого распространённого и варварского представления о 'любви' между супругами. Весь ужас положения Матрёны Орловой, которую исключительно правдоподобно сыграла замечательная актриса Нина Русланова, заключается в том, что она искренне верит в справедливость этой дикой поговорки 'Бьёт, - значит, любит'. Поэтому после побоев безропотно дожидается мужа-изверга из кабака.

А что же сам 'глава семьи' Григорий Орлов? После очередной драки он вдохновенно рассуждает о чём-то несбыточном, а на законное предложение жены перестать пьянствовать и начать откладывать заработанное, лишь отмахивается: 'Не о том ты!.. Понимаешь, хочется мне отличиться!..' И когда в городе вспыхивает эпидемия холеры, у Григория, действительно, появляется возможность отличиться. И это сразу поднимает его в глазах зрителя, особенно, когда он предлагает Матрёне работать вместе с ним.

Как это ни удивительно, но тяжёлая работа в холерном бараке, оказывается самым счастливым временем для них обоих. Смотришь на эту пару и радуешься. А тут ещё и доктор образованный, и студент-медик, который так вдохновенно рассказывает о человеческой свободе... К сожалению, идиллия быстро заканчивается. Опять - пьянство. Опять - побои. Но недолгая жизнь бок-о-бок со смертью уже изменила Матрёну, поэтому она, наконец-то, противостоит мужу-тирану. И финальные кадры, (которые не совсем по рассказу) очень ярко показывают, что даже из зловонного подвала, где жила Матрёна, даже из адова круга, которым была почти вся её семейная жизнь, - есть выход! Эту сцену оператор Вячеслав Егоров показал очень красиво.

И в заключении. Жизнь - она у всех разная. Но у неё есть одно объединяющее всех людей свойство - она даётся лишь однажды. Поэтому не нужно её тратить на таких, как Григорий Орлов. Не стоят они того.

НЕ СТОЯТ!..

14 декабря 2013 | 14:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: