- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
YgrekK
Псевдоисторическая поделка...
В последнее время стало практически общим местом снимать разные псевдоисторические фильмы, в которых неискушенной аудитории предлагаются размышления авторов на темы, так или иначе связанные с делами давно минувших дней. Все раскладывается по полочкам, очень доступно объясняется и выводится мораль. Все неудобные факты замалчиваются или искажаются, удобные часто преувеличиваются, добавляется «перчик» в виде прозрачных аналогий с современностью – и вот блюдо готово. Данный фильм из этой категории.
Натяжки или откровенное искажение встречаются в этом фильме на каждом шагу. Меня сразу же насторожило заявление, что Рим, якобы, рухнул через 800 лет после его основания. Да, оно не критично для восприятия фильма, но хочется отослать авторов к справочникам учить матчасть, а потом уже заявлять что-то в камеру.
Поскольку детальный разбор ляпов, искажений и передергиваний явно в рамки рецензии не поместится, я просто предложу зрителям подумать над некоторыми вопросами. В 5 веке нашей эры Византия была, без всякого сомнения, наиболее развитым и культурным государством. Пока остальные европейцы, за редким исключением, бегали в шкурах по лесам и разграбляли бывшие римские провинции, в Византии существовала развитая наука, культура, медицина и т.д. Все это она унаследовала от великой Римской Империи. Даже сама территория, на которой располагалось государство, была обильно полита кровью легионеров Эмилия Павла и Сципиона Азиатского, Суллы и Лукулла, Помпея и Цезаря, которые присоединили ее к Римскому миру. Так образовался синтез римской военной мощи и эллинистической культуры, равного которому не было еще очень долго. Когда Римская империя, так и не приспособившись к своим размерам, распалась пополам, именно Византия, т.е. Восточная империя, получила наиболее богатые земли, благодаря чему и сумела отбить натиск варваров.
Как же так получилось, что, имея такое превосходство на старте своей истории, Византия шаг за шагом утратила его, а затем и вовсе пала под внешней агрессией? Возможно, здесь не стоит делить византийских исторических деятелей на «патриотов» и «западников», относя к первым все симпатичные автору фигуры, а ко вторым – несимпатичные? Возможно, стоит приглядеться к тому, как принимались решения в Византии и как – в Европе, какой механизм работал четче, правильнее и давал меньше сбоев, вне зависимости от личности первых лиц государства? История показала, что европейская цивилизация выжила, а византийская – нет. И не стоит кивать здесь на дураков-императоров и злонамеренную и слишком независимую знать. Идиотов, транжир и слабаков на европейских тронах было ничуть не меньше, а феодалы уж точно не были менее независимы, чем в Византии, но европейцы постоянно усиливались, а византийцы слабели.
И вот вместо взвешенного анализа этого, безо всякого сомнения интереснейшего исторического вопроса, зрителям предлагают насквозь конъюнктурную, политизированную и исторически неточную (мягко говоря!) интерпретацию византийской истории. Чего стоит хотя бы внимание к вопросам поиска преемника (а фильм вышел, напомню, в 2008 году, начало медведевского срока). Здесь тоже позволю себе небольшое отступление, что все использовавшиеся в Византии механизмы смены власти (наследование от отца к сыну, от брата к брату, усыновление императором подходящего на его взгляд кандидата в преемники, военные перевороты, отравления, убийства и прочее) были не один раз опробованы еще в Римской империи. Не стоило бы акцентировать на этом внимание, если бы не смена президента в России…
В общем, за пропагандистский и антиисторический характер фильма:
3 из 10
|
прямая ссылка
10 сентября 2014 | 22:50
Belonogy
Кто в клетке зачат - тот по клетке плачет, и с ужасом я понял, что люблю ту клетку, где меня за сетку прячут, и звероферму - родину мою 'Монолог голубого песца на аляскинской звероферме'
Любопытно все-таки наблюдать за тем, как подобная имперская пропаганда 2008 года приносит свои плоды в виде новых войн нашей «федерации» с соседями, легитимируя подобные злодеяния великой целью и верой.
Исходя из тех посылов в демонстрации 'византийских' реалий, становится ясно, что лейтмотивом «урока» будет нагнетание истерического страха перед ужасным Западом и восхваление прелестей вертикали власти, бюрократии и уникальной духовности, но обо всем по порядку.
Главные герои предстают в заведомо искаженном и упрощенном образе. Михаил III был далеко не бездарным правителем. Арабские источники о нем отзываются, как об активном, часто успешном полководце, хотя он был якобы склонен сорить деньгами, в его правление стабилизировалась экономика и с каждым годом увеличивались государственные доходы, окончательно побеждена иконоборческая ересь, что привело к возрождению в изобразительном искусстве (называет ли нам рассказчик Тихон хоть три имени великих художников или писателей?). Империя добилась больших успехов во внутренней организации и религиозной сплоченности, что было жизненно важно в противостоянии с халифатом Аббасидов. Важно и то, что при Михаиле Болгария превратилась в верного религиозного и культурного спутника Византии. Однако басилея убил «хороший» Василий, летописцы которого смешали с грязью и вычеркнули все достижения последнего правителя Аморейской династии.
Кардинал Виссарион, которого нам представляют как олигарха, был одним из выдающихся ученых - гуманистов XV века, способствовал пробуждению в Европе интереса к древнегреческому языку и культуре, основал в Риме академию, посвящённую изучению наследия Платона.
Лука Нотара будучи мегадуксом отважно защищал столицу при последнем штурме, вместо того, чтобы сбежать в Европу, где у него хранились сбережения в генуэзском банке Св. Георгия. Его старшие сыновья пали в бою, младший был казнен вместе с Лукой за то, что последний отказался передать своего мальчика в гарем Мехмеда.
«Византия всегда была жестко централизованным бюрократическим государством, и это было отнюдь не ее слабостью, а напротив, ее исторической силой».
«Конечно же, в Византии были и очень сильные императоры. Таким был, например, Василий. Он в первую очередь жестко выстроил вертикаль власти».
«…Провинция все больше нищает. Постепенно в ней острее стали проявляться центробежные тенденции».
Может, централизация не является таким уж великим благом (особенно для федерации)?
«Империя простиралась от Гибралтара до Евфрата и Аравии. В Византии было около 1000 городов – почти столько же, сколько в современной России»
В таком состоянии (6 век н. э.) нам зафиксировали страну вплоть до ее уничтожения турками, чтобы губительнее смотрелось влияние гнилого Запада и актуальнее были бы сравнения с современной Россией.
В негативном контексте говорят про реформу армии — это совсем незнамо что, ибо стратиотское ополчение набирали в ранне - и средневизантийский период, когда крестьян было много, а в XIV веке толком никого не осталось, потому и появилась профессиональная армия.
Варварский Запад завистливо и алчно взирал, мечтая об одном: захватить и ограбить, ограбить и захватить.
Безусловно, в 10-12 веках и близко не пахнет никакими западными ценностями, но в 1215 году в Англии принимается Magna Charta, Великая хартия вольностей, а в 1265 году созывается парламент с палатой общин - для простолюдинов. Вот и начинается бурное развитие. Фаустианское христианство создавало конкуренцию светских и церковных властей.
В фильме не раз повторяют, что крестоносцы разграбили Константинополь, который после этого сотни лет не мог оправиться. Самое интересное то, что и первый их поход, и последующие заказали византийские басилевсы, являвшиеся основной организующей силой: как минимум 5 Алексеев из династии Комнинов и Ангелов. Кому-то нужна была помощь в борьбе против арабов, сельджуков, кому-то — скинуть предыдущего претендента и занять его место. Заключались оферты, брались обязательства по оплате подобных авантюр. Но – не платили. Ко всему этому добавились воспоминания о резне латинян в Константинополе в 1182 году, когда 60 тысяч католиков были уничтожены, тысячи выживших были проданы в рабство не кому-нибудь, а туркам. В результате лиходействующие крестоносцы «тоже, признаться, не отличавшиеся в то время изысканным воспитанием», отправились за долгами, разграбили по пути к Византии абсолютно «католический» город Задар, а потом уже захватили Царьград и облупливали это золотое яичко в счет старых договоренностей.
«Новая уния в какой-то уже совсем безумной надежде на помощь Запада, подписанная во Флоренции, ничего не изменила. А для самих византийцев это был новый моральный удар огромной силы».
«Запад вынес свой приговор: все это должно быть уничтожено».
«Мстительная ненависть Запада к Византии и к ее преемникам, совершенно необъяснимая даже для них самих, на каком-то глубочайшем генетическом уровне».
Батюшки-светы, почему Запад после Унии мечтал об уничтожении Византии? Наоборот, василевсов с должным почтением и сочувствием принимали при западных дворах и посылали объединенные европейские войска на выручку — только уж больно сильны были оттоманы. Вот демонстрируют курящего на травке в Стамбуле молодого турка и говорят, что султан, захвативший Новый Рим, был такого же возраста, «совсем еще мальчишка» и действительно понятно, что взять с турок нечего.
«Приближался роковой 1453 год».
«Обещанной помощи из Европы, конечно же, так и не пришло».
Вообще-то в 1444 г. полным разгромом европейцев закончился последний в истории крестовый поход на Варну, а в 1337-1453 гг. шла Столетняя война. В фильме нет ничего о том, что венецианцы, генуэзцы, каталонцы, провансальцы, анконцы и др. пришли на помощь. Папа Николай V еще с того момента, как из Константинополя пришло роковое известие, рассылал свои послания, призывая к активным действиям. 30 сентября 1453 г. он разослал всем западным государям буллу с объявлением Крестового похода. Каждому государю предписывалось пролить кровь за святое дело, однако ничего не получилось. Фридрих был беден и бессилен, не обладал действительной властью над германскими князьями; ни с политической, ни с финансовой точки зрения не мог участвовать. Король Франции Карл VII был занят восстановлением страны после долгой войны. Англии, которая пострадала от Столетней войны даже больше Франции, турки казались еще более отдаленной проблемой. Король Генрих VI не мог сделать ничего, поскольку только что лишился рассудка, страна погружалась в хаос войн Алой и Белой розы. Арагонский король Альфонс, удовлетворился тем, что осуществил несколько оборонительных мероприятий. Он был стар и хотел только сохранить свою гегемонию в Италии. У венгерского короля Владислава были плохие отношения со своим командующим армией, а без него и без союзников он не мог отважиться на какое-либо предприятие.
Сдается мне, если и дальше будут извлекаться подобные агитпроповские «уроки», то Россия вновь и вновь будет с грохотом чебурахаться, раскалываясь на куски, которые снова судорожно будет собирать, засыпая пресловутый «алтарь победы» горой трупов своих и чужих, как это было с николаевской, сталинской и как это может произойти с медленно, но уверенно оскаливающейся путинской «базилией».
|
прямая ссылка
01 июля 2014 | 04:58
Яркое, стильное и по-нашему душевное православное фэнтези! Содержательная сторона этого кинца не особо важна - она лишь подспорье для благовидной идеологии. Поэтому я решил лишь очертить целевую аудиторию для подобной 'фольк-хистори':
Для тех, кто знает историю в рамках советского и постсоветского школьного образования. Для тех, в ком жива память о славном советском прошлом. Для тех, кому надоел царящий медиа-олигархический хаос, устранимый только Батей и колючей проволокой (как состоянием ума). Для тех, кто настойчиво пытается сублимировать провал своей личной жизни посредством погружения в благозвучные традициобразные образы и штампы. Для тех, кто не признаёт «искусства ради искусства» и считает, что культуротворчество непременно должно быть идейно-ориентированным. Для тех, кто верит, что в медиакратическую эпоху, чтобы стать православным, не нужно забирать детей из детсада, жену с работы, уходить на землю, создавать общину и т.д. — достаточно создать православные сайты, православные рок-группы, православные ночные клубы, а как венец — православную президентскую монархию (слава ей!). Для тех, кто считает, что манипуляция сознанием ради благих побуждений и благородна, и благотворна. Для тех, кто верит в Православного Царя как Искупителя, Спасителя, Катехона, Миротворца и т.д. — в рамках модернистского неоправославия ('никонианства») XVII-XVIII вв. (ничего, что пишу римскими цифрами, ещё умеете их читать?). Для тех, кто Империю боготворит, то есть считает, что синодальная Церковь (застолбившая за собой бренд «православие»), и светская Империя с богозаменяющим (боговытесняющим?) государем тождественны друг другу. Для тех, кто верит, сидя в железобетоне за монитором, в единство особо освящённого Русского Народа. Для тех, кто считает СССР особой редакцией Византии, а Сталина — преемником базилевсов (державостроителем!). Для тех, кто против «права народов на самоопределение»: сиди у своей кормушки и мастери спокойно табуретки. Покормят как-нибудь, но вовремя. Для тех, кто, не зная истории, не знает о претензиях иных стран на византийские духовные амбиции. Для тех, кто легко распрощался с марксистскими бреднями про рабовладельческий строй, феодализм и «азиатский тип хозяйствования». Для тех, кто считает всё происшедшее после 1913 года недоразумением и происками врагов; для тех, кто хочет реанимировать Державу, какой она была до «жыдовского заговора».
Всем прочим смотреть не нужно: не доросли. У них нет в кармане Бога.
Слава России — Евразии — Пятому Риму — Новой Византии — Другому Израилю — Настоящей Европе — Истинной Ктулхуании!
3 из 10
|
прямая ссылка
30 марта 2014 | 12:55
|
|