Первая попытка создать классического супергероя в России
В 2009 году супергеройское кино только-только набирало популярность. Год назад зрители увидели два диаметрально противоположных взгляда на этот жанр — 'Железного человека' и 'Тёмного рыцаря', и их заинтересованность в различного рода борцах с преступностью возрастала. Разумеется, в России тоже понимали новую тенденцию и своё видение идеального защитника слабых не заставило себя ждать. Речь идёт конечно же о 'Чёрной молнии'. Но было ли это видение 'своим'? И почему выход 'молнии' не поставил отечественную супергероику на поток? Давайте разбираться вместе.
Безусловно, и до выхода 'Чёрной Молнии' отечественная киноиндустрия затрагивала тему необычных людей. Но это были проекты лишь косвенно связанные с супергеройским жанром ('Индиго', 'Меченосец'). Другая группа проектов создавалась на базе тезиса: 'Богатырь = супергерой' и всячески задействовала сказочные мотивы в своих историях (цикл мультфильмов 'Три богатыря'). 'Молния' же стала именно супергероикой в прямом смысле этого слова, сделанной по тем же методичкам, что и западные кинокомиксы. Да и за основу создатели взяли уже классического 'Человека-паука' Сэма Рэйми. Если вы в этом сомневаетесь, просто пересмотрите обе ленты, понимание об их идентичности придёт к вам практически моментально. Многие скажут плагиат, но я всё же предпочту назвать это адаптацией. Делать что-то впервые всегда сложно, и это логично обращаться к образчикам жанра. Всё же авторы 'молнии' сделали своего супергероя достаточно своеобразным.
'Пилот летающей 'Волги', — таким предстал перед зрителями первый отечественный супергерой. Дима Майков — обычный парень, мечтающий иметь свой собственный автомобиль, чтобы покорить сердце однокурсницы Насти. К несчастью для юноши, его друг-мажор Максим тоже имеет виды на девушку, что только усиливает желание Дмитрия как можно скорее заработать денег. С появлением Виктора Вержбицкого на экране сразу же становится ясно, кто здесь антагонист. К тому моменту он, пожалуй, стал уже лицом зла в отечественной киноиндустрии ('Ночной дозор', 'Дневной дозор', 'На игре'). Смерть близкого родственника (так называемый 'Эффект дяди Бена') как мотивация к героическим поступкам присутствует. Итак, все клише на местах, но чего-то всё-таки не хватает. Местного колорита. Налёта духа отечественной фантастики. Для этого идеально подходит группа советских учёных, занимающихся секретным проектом. К слову, и актёры их играют именитые: Юозас Будрайтис, Валерий Золотухин и несравненная Екатерина Васильева. Появление последних так и будоражит в мозгу воспоминания о знаменитых 'Чародеях'.
Неслучайно первый русский супергерой не обладает никакими сверхспособностями. Авторы изначально решили сделать его максимально приближённым к зрителю. Поэтому его геройства совершаются посредством необычного гаджета, в нашем случае летающей «Волги». Марка автомобиля тоже была выбрана не случайно. Создатели в различных интервью много раз подчёркивали, что «молния» должна была быть автомобилем именно русской марки. «Волга» же по их мнению является идеальным воплощением истории России. Кроме того, по словам режиссёров, они консультировались с учёными, которым предложили пофантазировать на тему летающих машин. В результате дискуссии предпочтение было отдано именно «ГАЗ-21», в частности из-за особенностей его конструкции. Мне показался интересным также следующий момент в фильме. Ни для кого не секрет, что враг-антипод в супергеройском кино – это наиболее часто употребляемое клише. Для сравнения, этим приёмом сегодня очень часто грешит MCU: Железный человек – Железный Торговец, Халк – Мерзость, Человек-муравей – Жёлтый шершень и т.д. и т.п. В «Чёрной молнии» антиподом «Волги» выступает «Mercedes-Benz». И вот мне интересно, создатели целенаправленно сделали противостояние отечественной и иностранной машин, или же это просто совпадение. В любом случае, отголоски «холодной войны» я немного ощутил.
Для того чтобы повысить интерес рядового зрителя к новому витку отечественной фантастики, картина обзавелась привязкой к Новому году. И это решение было действительно верным. Лёгкий тон повествования фильма вкупе с праздничным настроением позволили 'молнии' окупиться и даже задуматься создателям о продолжении. Однако лента получает смешанные отзывы. В основном её критикуют за копирку Запада и навязчивый продакт-плейсмент, которым традиционно страдают все проекты Тимура Бекмамбетова.
Итак, фильм выходит на экраны, собирает неплохую кассу, авторы обещают франшизу. Но дело так и не сдвигается с мёртвой точки, и классическая супергероика буквально умирает в отечественной индустрии. Всё это приводит к её воскрешению в 2017 году и получению хэдшота от Сарика Андреасяна. Мне довольно обидно за 'Чёрную молнию', так как это кино в разы лучше, чем непонятная поделка 'Защитники'. Разговоры о американском ремейке тоже постепенно сошли на нет. В результате мы имеем обособленный предновогодний фантастический фильм, который на сегодня помнят только хардкорные фанаты супергероики или отечественной фантастики.
Что же по итогу? Первый опыт супергеройского кино в России был очень даже неплохим, но сильное копирование Запада всё же не пошло картине на пользу. Она не стала франшизой (возможно из-за вышедших годом позже «Ёлок»), хотя и содержала в себе неплохую идею. Тем не менее, в истории отечественной киносупергероики «Чёрная Молния» так и останется первопроходцем.
Если бы я посмотрела этот фильм совсем недавно, то я бы поставила отрицательную рецензию. Но я посмотрела его в детстве, тогда я пересматривала его множество раз, не замечая минусов. Я могла бы ненавидеть этот фильм, но, к сожалению, мне мешает моя ностальгия.
В детстве я обожала смотреть фильмы о Человеке Пауке, поэтому ещё тогда я увидела в «Чёрной Молнии» много схожего. Мотивация главного героя помогать людям, его друг, его девушка и ещё много всего было стянуто с Человека Паука. Даже то, как главный герой добился успеха на работе. Суперсилу поменяли на летающую машину, а действие перенесли в Москву, вот и все различия.
Зато фильм создаёт новогоднее настроение. Наверное, в детстве мне нравилось думать, что существует «Новогодний Человек Паук», поэтому я так любила этот фильм. Но не сейчас.
Надеюсь, российские режиссёры когда-нибудь научатся делать свои хорошие и оригинальные сценарии. Ведь сейчас для них самое главное — заработать деньги на своём фильме, стараться сделать фильм хорошим — не главное. И это печально.
На самом деле, не самое плохое кино, кино, которое хочется пересматривать. Милое, доброе. Будет получше всякого бреда с черным юмором без смысла.
Мне кажется, если бы этот фильм сняли не в России, то отзывы были бы получше. А почему? Потому что 'искушенный русский зритель' привык к тому, что отечественный кинематограф снимает ужасные фильмы. И именно по этой причине, зачастую не самые плохие киноленты попадают в разряд 'О Боже, как такое можно было снять'. И это обидно. Люди хотят только критиковать наше кино, не замечая хорошего. Что же, удачи.
Но вернёмся к фильму. Создать абсолютно сценарий в наше время, когда переснято уже всё, что можно, практически нереально. Конечно, некоторые сцены мы могли бы видеть в других фильмах. Сколько их создано о супергероях. Да, это не лазающий по стенам человек в латексном костюме, но всё же, ничем не хуже. Обычный парень, ничем не примечательный, вдруг становится обладателем совершенно обычного, на первый взгляд, автомобиля. Ну, а дальше вы знаете. Много раз можно было встретить такое, но какая-то магия присутствует в фильме. Российскому кинематографу нужен такой фильм. Есть смысл в фильме, что довольно-таки сейчас встречается редко.
Всегда актуальные проблемы: денег, власти, будущего, любви и т.д.
Неплохая игра актёров, хорошие актёры. Неплохое качество видео, звука.
Да, можно было бы предъявить претензию сценаристу за то, что это всё было, но это было бы очень глупо. Да, это не голливудский фильм, но он тоже очень неплохой.
Не знаю как вам, но у меня после просмотра осталось хорошее чувство, что, в принципе, нормально после такого фильма. Поэтому, мне кажется, что он до семёрочки дотягивает.
7 из 10
P.S. Насколько я понимаю, люди вместо того, чтобы прочитать рецензии, отзывы, просто нажимают на кнопку 'нет', если они положительные
P.S.S. Если человеком-пауком не всем захотелось стать, то кто бы отказался полетать на таком автомобиле?)
Во-первых, доброго времени суток всем тем, кто читает мою, возможно, не очень интересную и не самую грамотную рецензию. Но все же мне захотелось оставить свое мнение об этом фильме.
Вступление
Насколько я знаю, русский кинематограф никогда особо меня не воодушевлял и не производил фактически никакого впечатления. После просмотра 'душераздирающих' фильмов отечественного производства (не считая шедевров времен СССР) мне хотелось просто-напросто вернуть потерянный час мой жизни. Я начинала задумываться о том, как много я могла бы сделать за этот драгоценный час, который у меня отняли таких грубым способом.
Основная мысль
Думаю, многие из нас знают знаменитого супергероя Человека Паука или Питер Паркера. Я сама лично очень любила его в детстве. Если вспомнить сюжет истории Паркера, то становится ясно, что сценарий к картине 'Черная молния' был полнейшим плагиатом этой самой истории.
Только в данном сюжете дядя Бен превращается в отца главного героя, Мери Джейн становится Настей, Питер Паркер оборачивается Димой (т. е. главным героем), а 'летающая волга' суперспособностью нашего героя. И мотив для свершения добрых деяний тот же. Обидно конечно, но это факт.
Черная молния - картина достойная уважения. Ведь наш уважаемый кинематограф редко снимает поистине достойные фильмы. Большая часть из картин отечественного производства вызывает у меня чувство досады, но не эта. Если бы только сценарий не был слизан с Человека Паука...
Возможно это мало, но мне сказать по этому поводу больше нечего...
Моя оценка к данной картине: 4 из 10, но поскольку фильм получился интересным и приятным, тогда +1.
Уже всем стало заметно, что вокруг Тимура Бекмамбетова, в последнее время самого известного кинематографиста постсоветского пространства, затмившего даже самого гуру Никиту Михалкова, образовался целый конгломерат режиссёров, которые раз за разом берутся за постановку новых лент, в которых участвуют самые популярные актёры, а их ленты привержены крупномасштабным рекламным акциям, что близки по духу раскрутке настоящих блокбастеров.
Первой ласточкой для данных утверждений является картина 'Чёрная молния', этакий наш ответ комикс-супергероям при экранизациях их в Голливуде. Летающий автомобиль, парнишка за его рулём, ставший кумиром и защитником для слабых, для тех, кто попал в беду. Даже героическая песня от победителя конкурса Евровидение Александра Рыбака, выходца из Белоруссии, навевала мысли про тщательно подготовленный фундамент для ажиотажа вокруг 'Чёрной молнии', а также зарождала мысли, что фильм не окажется чем-то несуразным, как это, к сожалению, в последнее время происходит с отечественными фильмами.
Уже после того, как я посмотрел 'Чёрную молнию', то условно разделил её на две неравных части. Первой стал стартовый отрезок фильма, где ощущалось качество и отличие фильма от дёшево снятых мыльных опер различных жанровых направлений. И здесь затеплилась надежда, казалось, что вот оно, свершилось, наконец-то настоящий героический блокбастер вышел отечественного кинопроизводства! Но эйфория очень быстро сошла на нет, когда 'Чёрная молния' постепенно начала превращаться в откровенный плагиат известнейшего героя на страницах американских комиксов.
Не буду рассказывать какие моменты повлияли на это решение, что 'Чёрная молния' второй частью идёт по стопам голливудского 'собрата', но те, кто знакомы с 'Человеком-пауком' сразу же узнают фрагменты выдуманной биографии его героя, которые так легко перекочевали в 'Чёрную молнию'. Честно говоря, стало даже обидно, что нашим сценаристам оказалось не под силу создать что-то своё, что-то оригинальное, что-то схожее на наш менталитет. А ведь вначале даже задумка про старую 'Волгу-21' не казалась глупой, а потом же эта же идея показалась какой-то напыщенной, словно нам насильно пытались впихнуть, что 'Чёрная молния' - это от кончиков волос продукт отечественного производства.
Но бальзамом на сердце льётся то, что актёры в фильме не подвели. Сразу же отмечу Сергея Гармаша, которому роль мудрого, заботливого, но сурового отца просто к лицу, было приятно наблюдать за ним, да и слушать его изречения вполне можно было наматывать на ус. Виктору Вержбицкому не в первый раз играть антагонистов, каждый раз ему это удаётся и 'Чёрная молния' не исключение. Появятся Валерий Золотухин, Екатерина Васильева, Михаил Ефремов, сыгравшие мимолётные роли, но мы-то их знаем, помним и любим, отчего лёгкая улыбка может заиграть на губах. Да и молодые Григорий Добрыгин и Екатерина Вилкова выглядели вполне достойно для главных ролей.
Если бы не пресловутый плагиат, то 'Чёрная молния' могла бы претендовать на что-то большее, хорошо и зрелищно по российским меркам снятый фильм с отличными актёрами оказался сметённым дубляжом чисто американской истории...
По одной из первых фраз «Алмазы будут моими» уже понятно, что «Чёрная молния» – очередная жалкая пародия на Голливуд. Возможно, это было бы не так, если Бекмамбетов был не только продюсером, но и режиссёром, ведь он, пожалуй, единственный русский режиссёр, способный снимать качественные боевики по голливудскому образцу, причём они не вызывают взрывы хохота, в отличие от, допустим, «Параграфа 78» (6) или этой же злополучной «Чёрной молнии».
Ребята-создатели насмотрелись американской фантастики и пришли к выводу – у России тоже должен быть свой супер-герой, не хуже заграничных. Понахватали из «Бетмена» (5,5-6,5) и «Назад в будущее» (10) несколько интересных моментов и создали очередной кино-выкидыш. Даже историю с убийством близкого человека, всколыхнувшим обострённое чувство вершения справедливости, не постеснялись взять из «Человека паука» (6,5-7).
Я уже не раз говорил – не идут американские шаблоны русскому кино – наши боевики должны быть другими, равняться в этом плане нужно скорее на Советский Союз, чем на Америку. Но, увы, мы в данном проекте «Чёрная молния» видим сугубо американские традиции: спаситель с героическим взглядом в капюшоне, девушка (ну куда ж без неё, так то), даже злодейский смех! Многим этот фильм именно как комедию стоит расценивать.
И если в летающую машину можно ещё как-то поверить, то у меня совершенно не укладывается в голове термин «нано-катализатор» в совместимости с советскими лабораториями 30-тилетней давности (приставка «нано» сама по себе как-то была, мне кажется, не очень популярной в то время и звучит уж слишком современно). Фальши много: это и актёрская игра и некоторые сюжетные линии (например, грубая ненастоящая любовная драма среди трёх учёных-изобретателей).
И при всём при этом – в принципе, фильм смотреть интересно. Картина совершенно проходная, но годится, чтобы занять свободное время чем-то бессмысленным.
субъективно – так себе (3,5); объективно – нормально (6).
Не раз приходилось читать в отзывах, что это, мол, наш ответ Супермену. Но создатели 'Черной молнии' ненавязчиво предлагают другую ассоциацию: в одном из эпизодов Дима-супергерой читает сестренке 'Конька-Горбунка'. Действительно, чем не русская народная сказка? От американского блокбастера отличие вот в чем: янки рассказывают историю, но при этом не учат жить. Максимум - делают это исподволь, на уровне символов. Прущее напролом морализаторство - чисто русская черта. И даже в 2009 году 'философские дискуссии' и социальный бэкграунд вдоль и поперек исполосовали отечественный блокбастер, подобному тому, как чудо-'Волга' расчертила московское небо.
Наивность новорусского фольклора умиляет - нано-катализатор можно брать голыми руками, на дне Москва-реки разговаривать по телефону... Я не в претензии: кесарю - кесарево, сказке - сказково. Я даже приветствую то, что в картину, как в винегрет, запихнули кучу побочных мотивов. В конце концов, винегрет тоже национальное кушанье. Что касается псевдонаучной лапши, то оригинальная идея, положенная на социально-исторические реалии, выглядит, как ни крути, занимательно. Дэн Браун эксплуатирует историю Церкви, наши умельцы взялись за советскую науку - здесь тоже много темных пятен. Единственное, на что можно им пенять - немного самоиронии было бы нелишне.
Но куда более серьезные претензии связаны у меня с другим. Внешне жизнь Москвы конца 2000-х воссоздана в 'Черной молнии' достоверней некуда (черт с ним, с продакт плэйсментом: это, конечно, свинство, но он тоже содействует созданию антуража). Но на этот каркас накладываются примитивные, 'табуреточные' представления о жизни. Структура образов, мотивов - как дважды-два: если бизнесмен - значит гадкий и бездушный; если хочешь завоевать девушку - отведи ее в ресторан покруче. Я понимаю, что у нас большинство граждан привыкло мыслить стереотипами. Но ведь их лучше б разрушать, чем цементировать... В итоге психологическая часть картины напоминает старую компьютерную 2Д игрушку: в ней, возможно, и есть свой шарм, но, как только ее осваиваешь, она сразу надоедает.
Тем не менее, есть за что похвалить. Очень крепкий монтаж - ни одной выпадающей сцены, бодрая поступь на протяжении всех 100 минут действа. Не подкачала 'старая гвардия' - Золотухин, Вержбицкий, Гармаш держат марку. Научились-таки наши делать массовое кино, от которого хочется хотя бы не плеваться, а посмеиваться в кулачок. Уже хорошо. Продолжение наверняка последует - и, надо сказать, оно вызывает интерес.
А в целом - лучшей новогодней премьеры и не придумаешь. Да, куранты тоже бьют безыскусно - но, главное, доступно. И сердцу отрадно. А, кроме того, Новый год традиционно время сказок. И винегрета.
Все мы помним, как, практически, два года тому назад нашумела фантастическая лента Отечественного производства под названием - 'Черная молния'.И все мы помним, что фильм вызвал неимоверное количество споров. Одни называли этот фильм главным событием года, и едва ли не лучшим фильмом Отечественного производства за последние несколько лет, а другие утверждали, что картина простая пустышка, абсолютно не заслуживающая зрительского внимания. Вот и я помню, как в пред-новогодний период, посетил ближайший в нашем городе уютненький кинотеатр, дабы получить сове собственное, независимое мнение.
По окончанию просмотра, я вышел каким-то растерянным. Первый Российский фильм о супер-герое, лично у меня, смог вызвать лишь противоречивые чувства. С одной стороны, я получил все то, ради чего пошел в кинотеатр: наличие каких-никаких спецэффектов, запоминающийся и далеко не самый плохой саунтдрек, и в конце-концов, замечательный актерский ансамбль. Казалось бы, в фильме есть абсолютно все те элементы, которые просто необходимы для такого рода фильмов и которые, абсолютно уверенно подтверждают его жанр. С другой стороны, фильм получился настолько дешевым, вторичным и весьма нереализованным, что у меня, неоднократно, появлялось желание, просто встать и уйти с уютненького кинозала кинотеатра. Но, по каким-либо не понятным причинам, мне все-таки удалось досмотреть этот фильм до конца.
Тоже самое могу сказать и про актерский ансамбль. Понабрали знакомых лиц, вот только непонятно зачем. Практически никто, слышите, никто не запомнился мне в этом фильме. Неплох, разве что великий кино-злодей всех времен и народов, в лице неподражаемого Виктора Вержбицкого,который, собственно, и спасает этот фильм от полного провала. Нет, серьезно, трудно представить какого-либо другого актера, который мог бы его с уверенностью заменить. Главный герой, в исполнении некого Григория Добрыгина,не вызвал абсолютно никаких эмоций. Могу отметить, разве что Екатерину Вилкову,исполнительница роли Насти, девушки главного героя. В этом фильме, актриса сыграла довольно-таки неплохо, хотя в некоторых моментах, она заметно переигрывала.
Вывод:
'Чёрная молния' - неплохой фантастический экшен-фильм, но, как следствие, очередной, неудавшийся 'закос' под Голливуд. Фильм явно недоработанный, недоделанный в некоторых местах. И если бы создатели чуть-чуть поработали над сюжетом, то картина, возможно, имела бы колоссальный успех. Но на деле, имеем захватывающий, и в тоже время, посредственный художественный фильм, с абсолютно нелогичным повествованием событий. В фильме слишком много ляпов, проколов и минусов, благодаря которым, портится общее впечатление от этого фильма. Но тем не менее, посмотреть этот фильм, все-таки стоит, хотя бы ради того, чтобы просто хорошо отдохнуть у экрана телевизора, забыв на полтора часа про свои проблемы и неурядицы. Лично мне, фильм понравился, но желание в скором времени его пересмотреть, явно отпадает.
5 из 10
Все вы, наверняка, уже заметили неоднократное сходство данного фильма с легендарным 'Человеком-пауком',что ж, я вообщем то тоже. Хочется сказать одно - уважаемые сценаристы, в следующий раз, не поленитесь, и придумайте в конце-концов свой собственный сюжет. Ок!?
'Чёрная молния' - первый в своём роде проект Тимура Бекмамбетова, рассчитанный преимущественно на молодёжную аудиторию. Преуспевающий режиссёр откровенно поэкспериментировал над новой лентой. Рядовому зрителю бросалась в глаза вычурная компиляция голливудских сюжетных линий и западные сценарные наработки, вложенные в прозаическую российскую среду. Картина стала яркой иллюстрацией режиссёрской манеры, сотканной в образе типично «голливудского» блокбастера.
У актёров, исполнявших главные роли (Димы и Насти), явно не хватает опыта игры тинейджеров в фантастических фильмах. Воспитанные на отечественных комедиях и мелодрамах, Григорий Добрыгин и Екатерина Вилкова отлично сыграли студенческую пару («любовный треугольник» с неизменным драматическим оттенком в этом им явно подсобил). Но полноценное вживание в образ молодых людей им всё же не удалось: актёрам надо прибавлять в эксцентричности поведения (иначе говоря, демонстративном максимализме) и юношеской скованности в действиях – устоявшейся атрибуции современной молодёжи на экране. Соответствие классической сюжетной линии состояло только в том, что романтическая идиллия пары установилась только после всех пройденных героями испытаний.
Семейная трагедия создала для Димы Майкова мотивацию, воздвигнувшую героя на олимпийские высоты размышлений о смысле жизни. Возникновение героического пафоса и навет человеческой солидарности в единодушном порыве заставляют зрителя сопереживать «Чёрной молнии», занимать его позицию в вопросе морального выбора. Поучительный драматизм судьбы Майкова резко контрастирует с безжизненной манией величия, собранной в жажде наживы Виктора Купцова. Герой Виктора Вержбицкого избрал за правило жестокие принципы экономического выживания, тесно граничащего с личностной деградацией. Диме удалось избежать этой участи — во многом благодаря Анастасии Светловой, открывшей ему глаза на гиблую природу денежного «чревоугодия».
Роль второго плана в исполнении Михаила Ефремова потрясающе вписалась в концепцию фильма. Российская традиция «алкогольного юмора», как оказалось, не потеряла своей актуальности до сих пор. Сетовать на специфическую черту национального менталитета не отказался и Тимур Бекмамбетов. Сюжетный приём с комичным «перевоспитанием» пьянствующего бродяги всегда оказывает благотворное эмоциональное воздействие на зрителя. В этой связи отдельных хвалебных отзывов заслуживают авторы сценария, разбавивших идейно серьёзную ленту иронично-брезгливым юмором героя М. Ефремова.
Авторитетный состав актёров, сыгравших в картине умудрённых опытом исследователей, сделал всё от них зависящее – раскрыл историю возникновения сюжетной опоры (образа-машины), увенчал претворение разрушительной идеи корыстного и властолюбивого магната и обеспечил главному герою выход из безнадёжного положения в финальной битве. В картине сухого научного бытования проплыла тема давней любви, сыгравшей важную роль в сюжетной препозиции, но немного запоздавшей в динамике событий. Предотвращением бедствия горстка отважных исследователей не ограничивается: в довершение «рассказа в рассказе» они ещё скажут своё веское слово – уже в сиквеле. Там же новые свершения ждут «Чёрную молнию»…
Размышления о «Черной молнии» и не только... Когда на просторах родины, пускай и на чужие деньги, снимаются фильмы о молодых героях – это всегда интересно. С грустью вспоминаешь, что наше кино как никогда нуждается в ярких, современных персонажах, новых идолах, если хотите, коими в свое время были герои Баталова, Рыбникова, Тихонова и других талантливейших актеров советской школы кино. Понимаешь, что сегодня все, что выжало из себя российское кинопроизводство и при этом то, что нашло сочувствие в зрительских сердцах – это преступники разных мастей, «одноразовые» романтики из тех, что забываются через неделю, да простые быки, пускай иногда и с «поэтической» изюминкой а-ля Данила Багров из «Брата».
«Черная молния» фильм как раз о молодых, и что самое важное именно героях, вполне себе очеловеченных и прилаженных к российской действительности, однако геройство здесь, если и не уродливое, то уж его «силиконовая» красота точно искусственная и бесполезная.
Студент МГУ Дима Майков получает от папы на день рождения старенькую «Волгу-21», кстати отличного состояния, но это обстоятельство все равно не красит впечатлений амбициозного студента, засматривающегося на «Мерседесы». Машина оказывается результатом эксперимента группы советских ученых, которые зарядили агрегат нано-катализатором, способным поднимать ее в воздух и вообще выделывать такое, что и Бэтмобилю не снилось. В свою очередь за машиной охотится властолюбивый бизнесмен, которому она в общем то ни к чему, его интересует только мощь катализатора, при помощи которой он рассчитывает пробурить отверстие к залежам алмазов, что находятся прямо под Москвой, при этом городу уцелеть не удастся…
Кстати за сценарий авторов можно лишь поблагодарить, фильм кажется патриотичным, стоит упомянуть лишь воздушный бой «Мерседеса» и «Волги-21» прямо на Красной площади. Герои картины однобоки и глупы, но при этом ярко очерчены и не лишены обаяния. Здесь правда стоит оговориться и сделать исключение в случае с героиней Екатерины Вилковой, выступившей в роли молоденькой провинциальной шлюхи с миловидным лицом. Спецэффекты, виды Москвы, оригинальные попсовые композиции и прочие изыски кинематографистов безусловно радуют и даже традиционные рекламные выкрутасы почти не раздражают. Наше мейнстримовое производство наконец то уцепилось трехколесной телегой за голливудский поезд и снова доказало, что тиснуть чужого нам на раз-два.
Однако смысла, кроме как коммерческой выгоды, в этих затеях искать не приходится, его просто нет. «Черная молния» ставшая в итоге первым российским фильмом про супергероев еще в сценарной заявке вовсе никому ненужная картина. К счастью или нет, в нашей стране нет культуры комиксов, сумасшедшей мании на героев с невероятными возможностями. Зато все это точно есть в Голливуде, и местные производители кино с радостью поставляют во все уголки земного шара лучшее, что удается создать на этом благодатном материале. И это лучшее завораживает снова и снова. Наиболее популярные герои американских комиксов давно справили полувековой юбилей, их образ – культ, противопоставить которому нечего. Да и стоит ли!? Это главный вопрос, который напрашивается в связи с выходом «Черной молнии».
Нужны ли нашему кино такие фильмы, учитывая прозябание в других жанрах, вспоминая, что настоящего отечественного кино – нет! Речь не идет о фестивальных проектах, независимых художниках или о уже бесчисленных «комедиях», «боевиках» и прочих, страдающих той же «голливудской заразой». Нет отечественного кино, фильмов о судьбах, смешных и не очень, трогательных, порой абсурдных, но всегда таких знакомых и родных.
«Черная молния» это своего рода местечковый «Аватар» Кэмерона, действительно качественный продукт, правда, только для экранов СНГ при удачном стечении обстоятельств и с поправкой о ненужности. Бекмамбетову, который выступил вдохновителем проекта, все томления русской души об отсутствии родных мотивов наверняка по барабану. После псевдоуспеха галлюциногенных «Дозоров», ему удалось безнаказанно испохабить знаковый фильм «Ирония судьбы» и преспокойно уехать в Голливуд, а теперь в ранге мэтра навязывать в нашем кинопроизводстве свою волю, от которой несет дешевой американщиной.
Неужели для того, чтобы проложить путь к зрительским сердцам необходимо снимать копир с голливудских блокбастеров!? Здесь как никогда уместно фривольное заявление одного из российских политиков, выкрикнувшего: «Лучше быть головой мухи, чем жопой слона». Отличное знание индустрии, тонкое чутье, голливудская кинематография вот уже почти сто лет занимает лидирующее положение в мировом кино, причем абсолютно заслуженно, это бесспорно. Но у нас ведь было свое кино, неповторимое и такое нужное, но только оно было (!), и надежд на его возрождение в ближайшее время все меньше.
Отдавая дань уважения за труды, стоит отметить, что «Черная молния» фильм конечно достойный и смотрительный, мастерски сделанный продукт для экранов огромный страны, на которых катастрофически не хватает альтернативы, возможности выбирать. Да, союзные времена не вернуть, индустрия кино изменилась навсегда, но можно хотя бы попытаться не отмахиваться от пластов бытовых тем, которые близки нам сегодня, вкладывать свои силы и стремления в фильмы, рассказывающие о настоящем. И кто сказал, что успеха на этом поприще добиться нельзя!? В 1978-м году, казалось бы простую и до жути наивную историю Эльдара Рязанова «Служебный роман» посмотрели почти 60 миллионов зрителей, а в 1980-м году фильм «Москва слезам не верит» увидели свыше 80 миллионов. На картину «Черная молния» пришло чуть больше 3 миллионов зрителей, при затратах на рекламную кампанию в 7 миллионов долларов и «братской» поддержки со стороны первого канала. В нашей стране, где столь популярен клич Нерона «Хлеба и зрелищ», кажется со вторым все хорошо, а вот хлеба, простите, не хватает...