Скульптор Лиззи (Мишель Уильямс) пытается найти время для создания работ для своей персональной выставки, с трудом балансируя между скучной работой в колледже искусств, раздражающими успехами коллег, семьей со странностями, отсутствием горячей воды в доме, одновременно ухаживая за раненным голубем и борясь с вечно голодным котом.
Понять, что перед нами фильм Келли Райхардт можно с первых кадров, которые на протяжении четырех с лишним минут мучительно долго показывают однообразные акварели художницы. Келли Райхардт, на протяжении тридцати лет работающая в стиле минимализма и реализма ничуть себе не изменяет в новом фильме и зрителя, знакомому с ее творчеством это вовсе не смутит. Зрителю, мало знакомому с фильмами Райхардт это покажется изнурительным, как и весь фильм, в котором мало, что происходит, но все же из любопытства захочется остаться и понаблюдать за стенаниями сутулой, неразговорчивой, а иногда пассивно-агрессивной Лиззи, у которой слишком много забот, отвлекающих ее от искусства, которое она с упорством творит в добровольном заточении в темном гараже своего дома.
Как и в своих предыдущих фильмах Райхардт фокусируется на ничем не примечательной героине, которой обычно нет места в современном кинематографе, только если с ней не происходит что-то излишне драматическое, в корне меняющее ее жизнь. И хотя, героиня Мишель Уильямс вероятно хочет большего для себя, это мало заметно, ведь она избегает лишних слов и любезностей и болезненно реагирует на внешние раздражители, даже если ее пытаются похвалить и предложить помощь. Режиссер не романтизирует ее борьбу, а лишь показывает серые будни человека, одиноко пытающегося протоптать себе дорожку в этом враждебном мире, даже цветовая гамма фильма подобрана так, чтобы усилить серость этих будней в жизни несчастной девушки. Лиззи неохотно открывается зрителю, почти ничего не известно о ее жизни, все происходит здесь и сейчас, без привязки к прошлому и будущему.
Несмотря на вялотекущий сюжет в фильме все же присутствует некий саспенс. Кажется, что история катится к трагической развязке, ведь для этого есть все составляющие – нарастающая нервозность Лиззи из-за невозможности принять горячий душ у себя дома, чудаковатые друзья отца, вызывающие тревогу у Лиззи, да и ее брат начинает вести себя, мягко говоря, странно, но все интригующие развязки, которые зритель придумает у себя в голове останутся неудовлетворенными. Режиссер оставляет за зрителем возможность самому разобраться с концовкой фильма, не давая никаких пояснений. Мы провели неделю с Лиззи, следуя за ней повсюду, пока она готовилась к выставке и, собственно говоря, это все. Можно искать глубокий смысл в символичности голубя в этом фильме и многие наверняка его найдут, а можно принять фильм как наблюдение за жизнью ничем не отличающегося от нас обычного человека.
Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 2022 году. Изначально фильм задумывался как повествование о канадской художнице Эмили Карр, которая дабы не нуждаться в финансах и больше времени посвящать творчеству стала владелицей пансионата. В итоге, уход за пансионатом занял все ее свободное время, и она почти полностью перестала рисовать. Режиссер отказалась от задумки в пользу более абстрактной идеи, оставив намек на оригинальную идею в лице подруги Лиззи Джо (Хонг Чау). Фильм, как и предыдущие работы режиссера сняты в штате Орегон на небольшой бюджет, статичной камерой, преимущественно длинными кадрами, с минимальными диалогами и малозначительными действиями, дающие зрителю время для размышлений. Это четвертая коллаборация Уильямс и Райхардт, которые работали вместе на «Венди и Люси», «Обход Мика» и «Несколько женщин». Американская художница и скульптор Синтия Лахти создала 20 скульптур для фильма и любезно предоставила акварели и рисунки для монтажа в первой сцене фильма.
Фильм Келли Райхардт, который называют лучшим в списках 2023 года
В начале декабря начали появляться списки лучших фильмов прошедшего года от всевозможных изданий. Довольно неожиданно в десятке лучших можно наблюдать фильм Келли Райхардт 'Появление' (Showing Up). Например, фильм есть в списке Rolling Stone, Esquire, The New York Times, Vanity Fair и др.
При этом можно уверенно утверждать, что большинству зрителей этот фильм не понравится. Более того, оставит с повисшим вопросом что вообще он рассказал.
'Появление' - это история скульптора, роль которой исполняет Мишель Уильямс. Девушка готовится к выставке, параллельно работает администратором в художественном центре. Там же работает ее мать. Живет она в части дома, который принадлежит другой художнице.
И в разности их характеров зрители ожидают увидеть некий конфликт. Наша героиня тихая, не общительная и даже в целом печальная. Ее соседка наоборот полна энергии и оптимизма. Наша героиня делает малюсенькие скульптуры, которые нужно внимательно рассматривать. А ее соседка экспрессивно создает огроменные работы.
Катализатором конфликта вроде как должна стать вода. У нашей героини уже несколько дней нет теплой воды - сломался водонагреватель. А хозяйка дома, которая тоже готовится к выставке своих работ, все время обещает, что займется этой проблемой позже.
Но... Ожидаемого конфликта так и не случится. Пройдет выставка одной героини, затем второй. А зрители осознают, что просто наблюдали будни обычного творческого человека. Человека, который вовсе не является известным и признанным. И наверное никогда славу не получит. Человека, который что-то создает в перерывах между скучной офисной работой и взаимоотношениях с далеко не идеальными членами семьи.
Фильм завершится тем, что несостоявшиеся участницы конфликта будут идти рядом вперед... И зрителям станет ясно, что они вовсе не такие уж разные. Они просто живут обыденной жизнью и творят. Никто из них не злодей, никто не герой. Никто не талант, никто не особенный...
Келли Райхард - одна из самых ярких представительниц авторского американского кино. Ее фильмы неизменно получают восторженные отзывы горстки критиков, но никогда не имеют широкой популярности. Так что ее 'Появление' - это во многом история самой Райхардт. История человека, который занимается творчеством и изначально знает, что это творчество будет увидено лишь небольшой группой людей, а многими не понято и не принято.
В фильме есть диалог, когда мать героини говорит об особенном таланте, а она явно не принимает эту идею и отвечает, что многие люди талантливы... И наверное именно это является главной идеей 'Появления' - человек может не выглядеть как великий творец, может работать в офисе, может быть никому не известен. Но это вовсе не значит, что у него нет творческого начала и права на свое искусство...
В Rotten Tomatoes у этого фильма 88 % от критиков и всего 46 % от зрителей. Это очень показательные цифры - 'Появление' не для широкой публики. Он для тех, кто хочет искать в новом фильме Келли Райхардт смыслы. Посмотрите его и вы - вполне возможно для вашего внутреннего творца эта героиня и эта история окажутся созвучны и понятны.
Фильм Келли Райхардт с первых минут обещал скучное времяпрепровождение, но с каждой минутой завлекал меня в историю главной героини.
Искусство живет кинофильме в такой концентрированной форме, что становится дурно. Разнообразные его виды: от скульптуры до станковой живописи не покидают экран ни на секунду.
Органична игра Мишель Уильямс, которая растворилась в роли Лиззи, в ее жестах, походке и убегающем взгляде. Ее игра не сбавляет обороты со времен «Фабельманов». Как жаль, что ей не достался Оскар.
Кроме того, мировое внимание заслуженно привлекает к себе Хонг Чау, актриса второго плана. Роль в «Ките» положила начало ее актерскому рождению.
«Появление» заставляет о многом задуматься. «Показывает, а не рассказывает».
Вместе с Лиззи зритель наслаждается творческим воздухом, заворожен движением свободного самовыражения. Режиссер при этом временами сжимает легкие, изображая на экране цену творчества через борьбу главной героини: выгорание, одиночество, неудовлетворенность собой, даже нотки безумия проскальзывают на заднем плане, во дворце разума ее брата.
Неспособность зрителя насладиться жизнью, показанной на экране, полностью соответствует состоянию главной героини. Бессонные ночи, одиночество среди товарищей по ремеслу, невозможность полноценного общения с семьей, мысли об отсутствии собственного таланта не дают краскам войти в мир Лиззи. В таких условиях хочется только одного - закрыть глаза и ничего не видеть.
В фильме раскрывается конфликт художника и мира: чтобы творить, необходимо выжить в реальном мире. Быть в нем. Появляться там, где не хочешь быть, общаться с теми, с кем не желаешь. Ведь когда-нибудь, может быть, труд принесет плоды. Это требует невообразимых усилий.
Во время подготовки к выставке не покидала мысль о том, что скульптуры главной героини, являются лишь символом искусства, означающим без означаемого. Мы любуемся симулякром и оттого не получаем эстетического наслаждения. Кажется, что в каждом творении, показанном в фильме, отсутствует душа.
На смену искусству пришла индустрия, главной целью которой является непрекращающееся производство. Художнику ничего не остается, как создавать копии копий, без намека на сон и отдых, популярность и удовлетворение. Пока избранная группа ценителей не нарекут твою продукцию стоящей.
Однако в момент выставки скульптуры ожили, преобразились, будто в них незаметно вложили что-то прекрасное. Вероятно, в этом и состоит творческий процесс.
В общем и целом плеяда факторов, начиная от актерской игры, замечательной атмосферы и заканчивая вызовом к мысли о месте творчества в современной жизни, побуждает меня положительно оценить указанный фильм.