-Ну вы то может быть с Венеры, но я не с Марса, чтобы давать Вам ручку, чтобы Вы ею написали, что я Вам ее не дала..
Изначально лента должна была быть совершенно другой. Должно было быть больше сказочной мистики. Каждый раз когда в действиях героев происходило нечто неприятное должны были показываться тролли. Я думаю, что именно у Данелии вполне могло бы получиться создать нечто на стыке драмы, сказки, иронии. Но вся эта линия была вырезана. Возможно недостаточный успех «Слезы капали» стал поводом для куда более смелого в творческих экспериментах кинофильма «Кин-дза-дза».
В конечной версии «Слезы капали» - грустная история о мужчине на грани нервного срыва. Он совершает шаг за шагом ряд необдуманных резких поступков. Скандалит, уходит из дома, ставит ультиматумы... Неспроста образ веревки с петлей будет его преследовать до тех пор, пока он не попробует уйти из этого мира. Просто так. От эмоциональной неустойчивости.
Лента в чем-то повторяет недавние успехи Данелии. Тут, как и в «Осенним марафоне» будет семейный конфликт, но герой не скатится до измен. Тут, как и в «Афоне» будет много инфантильного эгоизма, который и не за свои интересы, и против коллектива. Неспроста в финал ленты перекочует образ телеги, запряженной лошадью — одна из самых ярких метафор в «Афоне». Однако в этой сцене все пошло несколько дальше. На повозке не простой груз — одинокий рояль. А это уже парафраз к «Пяти легким пьесам» Боба Рэфелсона. Помните как вдохновенно Джек Николсон играл на рояле в грузовике? Позже с этим фильмом Данелия проведет пересечения и в ленте «Кин-дза-дза». Но об этом в соответствующей рецензии.
Но вернемся к «Слезы капали». Тут ровно такая же структура «дорожного трагикомического фильма» с множеством абсурдных ситуаций, как и в «Мимино», «Кин-дза-дза», «Паспорте». Тут Вам и одиноко стоящая в поле телефонная будка, и спор с продавщицей, которая отказалась продавать ручку, и разбитый лед на озере, и споры с руководителем... Тут многое решает визуал и филигранные цитаты, гениальная музыка Гии Канчели и фантастическая «Чикита-чикита-чикита-чикита-ча»...
Васину снятся странные человечки на фоне волшебного зеркала... Васин просыпается и смотрит на пустой стол с недоеденным батоном и флакон с таблетками. «Запорожец», берущий разгон и утопающий в луже... Все это идеальные по своей точности и проникновенности образы. В силу своей простоты и универсальности они доступны всем. А участие безусловного любимца публики Евгения Леонова в главной роли должно было сделать ленту очередным хитом Данелия. Но не сложилось.
Конечно лента получилась слишком мрачной, для баланса недоставало комических моментов. Впрочем, и этому есть объяснение. Данелия признавался, что фильм делали в непростой для него жизненный момент
«Слёзы капали» – «убойный» фильм, который лично я не могу смотреть без «взрыва мозга». Так как это даже не разряда «сам такой», а из серии – «Это ж я, Господи!!!»
Могу предположить, что авторы картины даже не осознавали до конца, насколько глубоко «в точку» показали бытие обывателя. Судя по обозначенному жанру (трагикомедия) и схеме сюжета (притча-полусказка), как и всегда в советском кинематографе, все причастные «шифруются» за андерсеновскими мотивами и «хотят сказать» – это всего лишь аллегории, не имеющие никакого отношения к реальной жизни советского человека, но при определённом векторе развития… В общем, «всё показанное нами – домыслы и фантазии», но, «в случае чего, мы вас предупреждали». Как говорится, «и нашим, и вашим», ибо «искусство не должно гасить последние надежды и иллюзии».
Сквозная линия фильма – резкое и бесповоротное осознание главным героем в исполнении Евгения Леонова неприглядной правды – вся его жизнь служила исключительно для реализации «хотелок» от самых близких и родных до самых дальних знакомых-незнакомых. Говоря проще, его «использовали» все и вся, но вот до момента прозрения «ни сном, ни духом».
И далее в моей голове возникают три принципиальных разночтения.
1. Как это могло случиться с человеком лишь на шестом десятке лет? (Я к аналогичному выводу пришёл учась в 4-ом классе!!!) Да ещё достигшим относительно солидного рабочего поста!!! (В реале, как правило, происходит с точностью до наоборот – карьеру «делают», «используя» подручных.)
2. Какие-то уж малоразмерные и/или вовсе пустяковые виды «использования». (В реале всё намного суровее и серьёзнее.)
3. «Взбунтовавшегося» пытаются возвратить в «мирное русло» чуть ли ни нянькаясь с ним. (В реале пытающегося выйти из под контроля «гасят» жёстко и мгновенно. И это вовсе не на «зоне», как в боевиках канала Рен-ТВ, а в среде обычного «мирного населения». Я по собственному опыту знаю, о чём говорю!!!)
И это не претензии!
В противном случае надо было делать не художественный фильм и даже не документальный, а один кадр с надписью «Game over» и идти вешаться на первом попавшемся суку. (Что, собственно говоря, и попытается сделать главный персонаж.)
Фильм действительно задаёт «неподъёмный» вопрос: «Как могло такое случиться, что человек жизнь прожил, а ему ничего хорошего и не вспомнить???» Вот только в наивно-детском ключе с экивоком в сторону осколка «кривого зеркала».
Вот прямо как лично у меня.
Включаешь телевизор или радио, а там по 20 раз на дню выступления людей с восхитительным задором и энергией глаголющие, чуть ли не брызгая слюной, о невероятном счастье учиться, работать и жить.
Я же, вспоминая родную школу, извлекаю из памяти её туалет, где меня разве что убить не могли, да и то «бабушка надвое сказала».
На работе (процесс добывания хлеба насущного ещё никто не отменял!) у меня одна-единственная цель – не попасть в который раз под раздачу «подарков» теми, кто может это делать просто ради того, чтобы в компашке таких же, как они, было над чем смачно поржать вечерком на кухоньке, распивая вкуснейший кофий из чашечки фарфорового сервиза с неизменным оттопыриванием мизинчика на руке и мня из себя новых, никем не подконтрольных, феодалов XXI века.
В жизни, чтобы «заслужить» «нейтралитет» окружающих меня в прямом и переносном смысле слова, я вынужден играть роли «клоуна» и «вечного донора». Иначе, как говорится, «Минздрав предупреждает!».
А слёзы капали и капают…
P.S. Безусловно, не стоит воспринимать написанное как нагнетание страха – это сугубо личное «отражение реальности, данной нам в ощущениях». И я искренне, от всей души, верю в то, что у вас, друзья мои, всё совершенно иначе.
Только посмотрев этот фильм, я по-настоящему понял, что такое «трагикомедия». Невозможно удержаться от смеха, когда Васин вопит в закрытую дверь «очковтиратели!». Невозможно сдержать слёзы, когда понимаешь, что это кричит человек, только что пытавшийся повеситься на бракованном крюке от люстры, проданной во время войны.
Мастер грустных комедий Данелия, мне кажется, превзошёл самого себя. При всей (на деле – мнимой) сказочности фильм совершенно жизненный. Сколько нас таких ходит с ледяными осколками в глазах. Сколько нас таких ожесточилось и сеет пустоцветия злобы, прикрывающейся правдорубством. Этот нездоровый цинизм проник буквально в поры нашего общества.
С одной стороны, ведь почти всё, что Васин говорит окружающим – справедливо, это недовольство, сомнения, недомолвки, копившиеся долгое время. Его «окружают не люди, а мыши», он прекрасно понимает их нутро – но в обычной жизни он добр и отзывчив, и все привыкли этим пользоваться. С другой – ну а разве стоит выплёскивание душевного дна на близких и сослуживцев тёплых и дружеских отношений с ними? Впрочем, понять это можно, наверное, только поплакав. Ведь слёзы льются из глаз человека, когда их открывают. Когда спадают шоры и заслоны. Когда мир предстаёт перед тобой в обнажённом виде.
В этом, как мне кажется, ещё один, не совсем очевидный смысл фильма – в конечности жизни и в периодических экзистенциальных кризисах. Ведь сколько лет Васин вот так вот ездил на трамвае домой, где встречал жену, невестку и сына, а также внучку. Сколько лет он ходил на работу, где решал вопросы коммунального хозяйства. Рутина нередко иссушает жизнь человека. Хотя осколок льда в глазу – едва ли лучшее средство для обновления жизни. Скорее – побочный эффект этой рутины.
Дальше пойдут банальности и общие места. 1) Таких добрых фильмов больше не снимают. 2) Евгений Павлович Леонов – безмерно гениален. 3) Этот фильм – профилактика заледенения души, а потому обязателен к просмотру.
А как аккуратно вплетены в драматическую канву смешные нити. Они и не смешные собственно, они по-настоящему трагокомичны. Неожиданные возгласы Васина, резкие перемены его настроения, нелепые жесты (вроде внезапного угона лошадиной повозки с фортепиано) удивительно удачно дополняют сюжет.
Небольшое предисловие – очень давно один злой волшебник смастерил зеркало, в котором все доброе исчезало, а злое напротив отражалось и выглядело еще хуже. Ученики злого волшебника таскали это зеркало по всей Земле, а потом они захотели добраться до неба, но зеркало выпало из их рук и разбилось на несколько кусков…
Павел Иванович Васин был счастливым человеком. У него была отличная работа и любящая семья. Были друзья, и вроде бы все было хорошо. Однажды Павел Иванович ехал с работы домой и в его глаз попал осколок волшебного зеркала. Он пришел домой и поругался со всеми. Он пришел на работу и разругался со всеми. Он больше не хотел жить, а его слезы Оля капали…
Великий режиссер Георгий Данелия снимал свою грустную сказку, когда ему было очень плохо. Когда я увидел этот фильм в самый первый раз, то я просто не верил, что его снял режиссер фильма “Афоня”. Просто фильм “Слезы капали” выделяется из всех фильмов Георгия Данелия. Это очень тяжелый и очень мрачный фильм. Актер Евгений Леонов часто играл комедийные роли, но в этом фильме у него очень сильная драматическая роль.
Конечно, можно называть этот фильм сказкой и уговаривать себя, что у главного героя все будет хорошо. А ведь если приглядеться, то эта история может случиться даже сейчас с абсолютно любым человеком. И дело тут даже не в волшебном зеркале, а в самой жизни. Иногда мы уходим в себя от всех проблем или начинаем срываться на своих родных. Я очень хорошо понимаю главного героя, и этот фильм я считаю одним из лучших фильмов всех времен.
Это самый горький фильм Георгия Данелия. Такие фильмы снимаются один раз в миллион лет. Я настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм всем тем, кто устал от этой жизни. Иногда в жизни нужно просто поплакать, и может быть все измениться в лучшую сторону. Великий фильм от великого режиссера. Я всегда плачу, когда смотрю этот фильм.
'Слезы капали' удивительное данелиевское кино, ироничное, но становящееся в финале поэтической метафорой, чуть ли не по-советски религиозной, основной объект в финале — храм. Режиссерская хитрость в фильме в том, что экзистенциальный кризис подается в социальной 'запаковке', герой начинает разносить мир вокруг себя низачем, ни по какой причине, но когда он рушит мир, и он начинает трещать по швам, миллион причин срыва героя становятся понятны, — настолько кругом гнилой советский ад, где даже ручку купить невозможно, а проехать автомобилю рессоры мешают. Но фильм не становится социальным, а герой остается космическим бунтарем. И конечно какой достоверный мечущийся и разный Леонов! Страна, о которой речь, не могла не исчезнуть с лица земли через девять лет. Хотя она в фильме и милая, и уютно-смешная, и данелиевская.
Непревзойденная игра Великого артиста Леонова. Видишь знакомого Леонова, понимаешь, что это он, артист, что он играет и что его игра - не правда. Но не можешь узнать его. Леонов не кричит навзрыд, не делает голосом интонационные прыжки, он даже вовсе не использует мимику - его лицо каменно неизменяемо! Но из ничего, из тихой монотонной интонации Леонов необъяснимо создает совершенно новый незнакомый персонаж, который ты не встречал у него ранее. Познавать новизну этого персонажа - невыразимое удовольствие.
Может ли кто еще так сыграть ядовитую смесь шизофрении и беснования? Может ли кто еще так ненавязчиво показать тот внутренний Ад, который нечаянно в виде мелкого и едва заметного невинного зернышка засеивается в душу, распространяется в ней и поглощает ее всю без остатка, а затем вырывается наружу и превращает жизнь всех окружающих в Невыносимость и отвращение? (Предложим в качестве ремейка сыграть эту роль нашим современным 'гениям' - Безруковым, Петровым и т.п. - Подозреваю, что провалят они этот экзамен!).
Такую высокую притчу, или 'грустную сказку' по определению авторов, можно создать только в тоталитарном обществе: для этого нужно говорить вполголоса, иносказательно, используя язык сюрреализма и ширму сказочности.
Грустная Советская Сказка - возможно ли представить себе сочетание этих слов?
Наше современное 'свободное' общество импотентно уже даже в том, чтобы осознать глубину тех духовных вопросов, которые неброско задает эта шикарная картина. Кто виноват в искажении героя до неузнаваемости, до противоположности? Среда или он сам? - Получается, что виноват герой, который не в состоянии остановиться под воздействием поселившегося в нем зла! А нечистота общества производна от его внутренней мерзости и нечистоты, внешне облаченных в праведность, в непоколебимую борьбу за справедливость.
'Слезы капали' - так называется фильм. Когда смотришь его, увлеченный невероятной игрой, невольно забываешь про это название. Думаешь только о том, что если добрый человек превратился в зверя, то должно же быть какое-то волшебное средство, которое позволит ему вернуться в первоначальное состояние. И ждешь с нетерпением этого возвращения! В конце неожиданно происходит перерождение героя, дошедшего до предела своего безумия, накинувшего на шею веревку и прыгнувшего на ней в смерть. Но смерть его не приняла, ведь это слишком банально для Сказки! Тогда он идет топиться в покрывшемся тонким льдом озере. После вторичного неудачного самоубийства герой вдруг возвращается в себя. Я не успел заметить, что встряхнуло его для Воскресения после неудачной смерти. Внучка, с которой герой разговаривает по телефону (телефон оказывается на берегу озера по законам сюрреализма также правдоподобно, как и пианино на телеге, в которую запряжена лошадь), словно с другого света, с другой планеты, из утраченного РАЯ, пророчествует, что для исцеления нужны слезы. Но герой сообщает, что уже омыл себя ими. Я по невниманию не заметил с первого раза его слез. Специально пересмотрел этот фрагмент и только со второго раза понял, что причиной этих живительных внутренних капель стал пустяк - подобный тому, что стал причиной его смертельной болезни, - он заплакал от того, что озеро слишком мелкое, и он не может в нем утопиться. Глупая слеза исцеляет блудного деда и он возвращается в себя.
Но сколько еще нужно сделать добрых дел, чтобы покрыть ими все то зло, которым он заполонил всю свою жизнь, изгнав себя из жизни всех своих ближних!
Найдутся ли у него для этого силы?
Найдутся! Ведь нашлись они неожиданно для того, чтобы сыграть на пианино бетховенскую сонату в ответ на казалось бы невыполнимую просьбу случайного встречного!
Вечная память всем скромным гениям, создавшим этот изящный шедевр.
Жанр - Данелия. Малоизвестный шедервальный фильм великого режиссёра.
Когда я увидела этот фильм в первый раз – три года назад, – помню, это было потрясение. И в первую очередь потому, что ТАКИМ Евгения Леонова, хорошо знакомого, любимого, доброго «дядю Женю-Винни-Пуха», я ещё не видела.
Может быть, это самый грустный фильм Леонова. И самый грустный и философский фильм Г. Данелии. Вполне оправдывающий своё название: «грустная сказка». Хотя мне он больше напомнил сказку-притчу, которыми нас радовал в своё время, Евгений Шварц. Очень похожий жанр сатирической притчи-аллегории с трагикомическим подтекстом. Фильм, так и не дошедший, по сути, к зрителю, выпущенный унизительным «вторым экраном».
От сказки здесь андерсеновский зачин о кривом зеркале, осколки которого когда-то разлетелись по белу свету. И кому из людей попадал в глаз осколок такого зеркала, тот сразу начинал видеть всё в чёрном цвете. Всё, что раньше нравилось ему, теперь вызывало отвращение. Всё, что раньше восхищало, теперь казалось гадким и безобразным.
Таким Каем в нашей реальной, «теперешней» жизни и оказывается герой Леонова - Павел Иванович Васин. Всё было как всегда – ехал себе в трамвае, и тут вдруг соринка в глаз попала, а это и не соринка вовсе. И сразу меняется герой – взгляд его (как же хорошо передаёт это Евгений Павлович!). И сразу люди в трамвае становятся настолько мерзкими, что герой даже не может ехать дальше вместе с ними – требует остановить трамвай прямо посреди какого-то пустыря.
Дома... Всё, что раньше было белым, ладно, не белым – серым, - теперь исключительно чёрного цвета. Жена, которая сочиняет какие-то подхалимские стишки и диктует их битый час по телефону (Ия Саввина), сын, слушающий бесконечное «думц-думц-думц» (он считает это музыкой), а уж невестка Люся (Александра Яковлева) и подавно – жадная, наглая, зовёт его «папа», а сама только и мечтает, чтобы он ей квартиру купил.
А на работе? Все сплошь – подлизы, эгоисты, лодыри, только и ждут, как бы начальника своего подсидеть и гадость ему сделать. Новый Васин – это вам не старый Васин. Он высказывается и предъявляет, он скандалит и оскорбляет, он выводит на чистую воду и выказывает полную принципиальность и несгибаемость. Бежит из дома Люся, обижается жена, коллеги на работе массово пишут заявления об уходе. И только маленькая внучка Машка плачет: «Паша, мне тебя жалко...». Дети всегда более зоркие, чем взрослые. По крайней мере, у Андерсена было так: именно маленький мальчик первый сказал: «А король-то голый». Машенька, любя дедушку любым - и добрым, и недобрым, - тоже видит то, чего не замечают другие. Что их Каю-Васину очень-очень плохо. Другие видят его злость, но не видят того, что человек «на грани», что человеку уже очень хочется умереть...
Павел Иванович, бывший храбрый фронтовик, словно ищет смерти – он специально провоцирует грозного старика с ружьём, защищающего от сноса свой гараж (замечательный эпизод Бориса Андреева) – «Стреляй, дядя Коля, а я, может, тебе спасибо скажу». В голых осенних унылых ветвях всё мерещится ему петля... А вспоминается – не плохое, вспоминается, как они с внучкой поют: «Капли падают на крышу – дождь грибной идёт...». И от этих воспоминаний повеситься хочется ещё сильнее...
Все убегают от Васина, оставив его в полном одиночестве. И даже смерть бежит от него. И неожиданно на самом «краю» – придёт к нему спасение. Кая спасла Герда, растопив лёд в его сердце своими горячими слезами. Васина спасает современная Герда – смешная сотрудница Васина, Соловьёва (Ольга Машная). Не раздумывая, бросится она за ним в ледяную воду – не потому что влюблена, просто потому что – он же человек, жалко... Чужое добро, полученное в ответ на зло (Васин-то Соловьёву обидел, очень несправедливо с ней обошёлся), – это добро совершает «обыкновенное чудо». Потрясённый Васин в первый раз заплачет, и ненавистный осколок «кривого зеркала» уйдёт наконец из его глаза и души. Только в сказке сразу изменился и мир вокруг. А здесь... Зла столько, что его все помнят. И не прощают. А может, осколок был не один? А может, у всех у нас такие ледяные осколки внутри сидят?
Чудесный фильм, немного грустный, немного сказочный… Один из любимых эпизодов фильма - это выражение лица Евгения Леонова от попадания осколка в глаз. А в самом конце, когда звучала «Лунная соната», у меня у самой - слёзы капали… Я очень люблю философские фильмы Данелии. Что с лучилось с мальчиком Каем из «Снежной королевы», знают многие. А вот, что может произойти с реальным человеком, если он позволит «заморозить своё сердце», - очень талантливо показано в этом фильме.
В конце фильма Васин оказывается в странной компании. Рядом с ним не близкие и друзья, а люди в общем-то случайные и чужие – промокшая Соловьёва, нервный, сварливый музыкант (Лев Перфилов) и алкоголик-грузчик (Борислав Брондуков). А ещё есть лошадь и пианино. И «Лунная соната». Которая вдруг превращается в их с Машкой песенку про тёплый грибной дождь: «Капли падают на крышу – дождь грибной идёт...».
И случайные люди замирают рядом, вдруг соприкоснувшись душами. И такое единение, такое родство – между ними, чужими, не знавшими друг друга, – словно они одни на целом свете.
Одни, как в самом начале – в начале сотворения мира. Когда зеркало было ещё целым…
Первая часть дилогии, снятая, примерно, за год до знаменитой притчи о попадании советских людей в полную киндзадзу в чужой галактике.
Роль в «Слёзы капали» в 1982 году стала прощальной для суперзвезды советского кино Бориса Андреева.
А ещё это великолепное, хоть и очень взрослое, отражение «Королевства кривых зеркал» через 20 лет — блик советского полнометражного цветного художественного фильма-сказки Киностудии имени М. Горького. Его в 1963 году выдал зрителям режиссёр Александр Роу, экранизировав одноимённую повесть Виталия Губарева.
Сюжет напоминает что-то из Андерсена: злая нелюдь создаёт зеркало-исказитель. Всяк, кто смотрит в него, всё видит испорченным. Существо возгордилось и понесло зеркало на небеса, да получило от Бога нахлобучку. Зеркало разбилось, осколки разлетелись. Кому осколок тролльского зеркала попадёт в глаз, тот всё видит и понимает искажённым, злится и зло распространяет всюду, где может...
Фильм кажется первой частью дилогии или преамбулой к прекрасной кинопритче или антиутопии «Кин-дза-дза!», поскольку мы в эту как бы галактику уже попали всей страной, хоть галактика у нас и всё та же. Только образ жизни и обстоятельства стали киндзадзовыми.
А в фильме «Слёзы капали» на виду полный реализм, только совсем капельку злой сказочной магии. И главное: злобу можно выплакать и снова стать собой.
Наверное, это самый непопулярный фильм Георгия Данелия. Все знают и любят «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза», но многие ли видели «Слёзы капали» даже сейчас, когда всё что угодно есть в свободном доступе? А в советское время и подавно: ленту сначала «положили на полку», потом всё-таки выпустили в прокат, но «вторым экраном», т.е. только на периферии и только на утренних сеансах.
Фильм не понравился никому, ни начальству, ни критикам, ни зрителям. И этому есть довольно очевидные причины. Данелия всегда отличался острым, точным социологическим анализом, но смягчал его доброй иронией и некоторой долей симпатии к своим героям, чем облегчал зрителю восприятие в целом безрадостной картины. Но здесь этого нет. В начальных титрах стоит определение «грустная сказка», но это намеренное лукавство, издевательская обманка, поскольку грусть подразумевает этакую лирическую меланхолию, эмоцию сродни ностальгии, обладающую определенной степенью «приятности». А здесь никакой грусти нет, а есть только беспощадный и совсем неутешительный диагноз.
В прологе говорится, что гл. герою в глаз попал осколок разбитого зеркала, из-за чего он начал видеть окружающее в искажённом свете, замечать только всё плохое. Но, если смотреть правде в глаза, то зритель видит, что он прав, что всё так и есть, что так мы и живём, и осколок этот введён лишь для отвода глаз. А видеть своё отражение в «кривом зеркале» злой сатиры — зрелище крайне неприятное. Новый, незамутненный взгляд на социальную реальность, делает жизнь героя невыносимой, а тот в свою очередь портит жизнь всем своим близким, знакомым и малознакомым людям. Он совершает самый тяжкий «грех» — нарушает негласный общественный договор, определённые социальные табу на то, что нельзя говорить и как нельзя поступать, а такое не прощается никогда и нигде.
По первоначальной задумке, ближе к финалу герой уже впадает в форменную паранойю и кончает жизнь самоубийством. Но в таком виде фильм наверняка зарубили бы уже на стадии сценария, поэтому, в угоду цензуре, концовку слегка смягчили, постаравшись, однако, избежать [выглядевшего бы совсем уж диким в данном случае], хэппи-энда. Авторы картины уже тогда, в 82 г., видели, куда «наш паровоз вперёд летит», и не испытывали ни малейших иллюзий ни насчёт тех, кто был у руля, ни насчёт тех, кто ставил палки в колёса.
Шедевр позднесоветского кинематографа, отвергшего и Андрея Тарковского, и Сергея Параджанова, и Алексея Германа. Фильм, из которого появятся Рой Андерссон, Вейко Ыунпуу и другие северные европейцы, стремящиеся противопоставить что-то шведскому колоссу Бергмана. В повседневном фиксирующие катастрофу. В личном предсказывающие крушение общественного.
Многочисленные технические недостатки картины с лихвой перекрываются поразительной образностью (из одного вступления к фильму растет Сергей Соловьев). Непревзойденный Евгений Леонов в роли Васина, Ваныча, Павла Ивановича, Паши, «Хомячка» вязнет в ворохе дел, в еще-чуть-чуть-и-феллиниевой рабочей возне и сутолоке будней.
Закадровый голос в начале объясняет поведение героя через сказочный сюжет, который позже отразится в разговоре с внучкой Машенькой, но это лишь предлог, попытка избежать обвинений в декадансе, в буржуазном экзистенциализме. «Жить невмоготу» - это избыток жизни, который невозможно вынести: потому Васин и плещется в обыденности, потому его «дела» и выглядят шизотипическими.
Собственно, «сказочность», трижды проявляющаяся в линии героя, вполне укладывается в некий клинический диагноз, который можно было бы поставить Васину. Но, отходя от образа галлюцинирующего пенсионера (заботы о котором берет на себя карательная психиатрия в лице героини Нины Руслановой радушной Дины), замечаешь: вся суета укладывается в логику номадизма. Трансверсаль ризомы. Трансгрессия. Одновременно децентрация желания и избыток движения.
С точки зрения трансцендентального эмпиризма Жиля Делёза, поведение персонажа не просто логично в концентрических кругах: (ОБЩЕ(раб(семья)ота)СТВО), - но имманентно этой системе. И именно ей, системе, ставится диагноз. 1982 год. Режиссер «Я шагаю по Москве», «Джентльменов удачи», «Афони» и «Мимино» предлагает бескомпромиссно жесткий взгляд на действительность. «Осенний марафон» как переход к драме от комедии, а «Слезы капали» уже предварение жуткой антиутопии, сделавшей режиссера легендарным.