К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Главный персонаж фильма Васин начинает видеть окружающих и окружающее без романтичного флера, от этого он всем хамит, портит отношения с окружающими, рвет социальные связи и в конце концов приходит к суициду. Трагикомедия времен позднего застоя. Какое время - такие и комедии.

Вообще это вариация на тему 'Снежной Королевы', что в начале фильма демонстриуется сказочными кадрами в стилистике любимого режиссера советских режиссеров Феллини. Герою в глаз попадает осколок волшебного зеркала, что, как мы помним, искажает окружающее, показывает карикатуру на него.

Фишка в том, что Андерсен сперва описал милые семейные отношения и теплые вечера, а какие окружающие в 'Слёзы капали' на самом деле - остается только догадываться. Честно говоря, охотно верится, что невестка Васина в исполнении Александры Яковлевой, актрисы огромного отрицательного обаяния, действительно вышла замуж за трехкомнатную квартиру тестя-начальника. А какой грандиозный скандал она устроила на работе героя? Не похоже на 'Обидели беззащитную няшу'. Жену Васина мы видим только висящей на телефоне, видимо, во время исполнения профсоюзного задания, выдумывающей неискрение бессмысленные словеса - и это продолжается невыносимо долго. Может, она милая и заботливая жена. Может быть. Играет ее Ия Саввина, которая чудо как хороша в ролях холодных жестких дам.

А уж что творится, когда герой выходит за пределы квартиры... При этом он, по тем временам, очень успешен - руководящая должность, служебная машина, трехкомнатная квартира на пятерых. Но чтобы считаться хорошим человеком, он должен позволять остальным нарушать правила - к примеру, отмечать свадьбу в незаселенном доме (потому что больше негде) и мерить брюки в служебное время (вспоминается Людмила Прокофьевна, которая, когда была одинокая и злая, требовала в рабочее время работать, а не внаглую интересоваться сапогами, стерва такая).

Герой в пенсионном возрасте носит кличку Хомячок и нужен близким, только пока на нем можно ездить.

Повторяемая по кругу одна и та же мелодия делает просмотр совсем невыносимым.

07 декабря 2020 | 00:18
  • тип рецензии:

Сюжетная условность о злом волшебнике и его зеркале, разбившимся на множество осколков не должна нас обманывать и уводить в сторону фантастики, сказки. Не так уж невероятно для взрослого человека, возвращающегося со службы стать 'злым' без помощи осколка чудесного зеркала, попавшего в глаз, осознать себя обездоленным и потребовать от самого себя и для себя - правды.

Главный герой этой характерной повести, чиновник Васин, осенним вечером вернулся домой с особым настроением. Под начальные титры он, сидя в трамвае, думал о чем-то своем, нам недоступном, пейзаж намеренно блеклый и даже бесцветный к этому располагал. Когда же переступил порог своей квартиры - правда начала выходить наружу. Волны 'злого волшебства' омыли домашних, ночью - прохожих, работницу гостиницы, интуриста (особенно понравившийся момент) и только недоуменно расступились перед нелепым героем как всегда неподражаемого Брондукова, который ловко воспитывал жену. Позднее сила обличения и злости столкнулась с советским бытом, породила несколько проходных сатирических случаев и пришла к идее саморазрушения.

Эффектный и сильный сюжет (вызывает только один вопрос: Данелия осознанно на эту роль выбрал 'добряка' по амплуа Евгения Леонова или просто сделал ставку на его мастерство и универсальность), сдобренный условностью с волшебным прологом и эпилогом, производит сильное впечатление. Чиновник Васин, как конь Атиллы, прикасаясь, губит всё вокруг, хотя использует такой сомнительный яд как неприглядная правда. Где-то он перегибает палку, где-то наслаждается страданиями людей, но по сути он в рамках формального поведения. К концу сам собой возникает вопрос: сколько человек может вынести истин, насколько крепким окажется под этим натиском и, наконец, насколько в обществе и в общении многое держится на мелкой и крупной лжи, на условности, на взимообязательствах. Эта круговая порука, сокрушаемая одним из членов общества, даёт сбой только до поры. Придя в себя она просто исторгает из себя 'слабое звено' и главный герой остается в одиночестве. Он становится настолько сильным, что объединяет весь свой круг общения на почве страха и ненависти к себе и создает впечатление собственной невменяемости. В этом месте он сближается с героем 'Записок из подполья'.

Но авторы не планировали живописать трагедию и, изрядно попугав зрителя, дали шанс герою выправить ситуацию, испытать катарсис и начать жизнь заново.

Несколько странным решением выглядит выбор актера на главную роль. Либо Данелия нарочно стремился 'сдобрить' центрального персонажа общей положительной харизмой Леонова, либо просто понадеялся на его выдающийся профессионализм. Теперь кажется, что не столь примелькавшийся (в комедиях и комедийных амплуа) актер мог бы обогатить образ, придать ему большую жесткость (сыграв на руку развязке) и держать зрителя в большем неведении относительно перспектив главного героя.

8 из 10

17 ноября 2013 | 02:39
  • тип рецензии:

Слова могут ранить гораздо больнее, чем острие кухонного ножа. Прописная истина, не теряющая своей актуальности с плавным течением реки времени. Фильм Георгия Данелии 'Слезы капали' о силе. Но не только слова, а и о силе ненависти, саморазрушения и последующей санации. Безусловно, такое творчество очень нехарактерно для Георгия Николаевича, и дело тут даже не в глубине подхода ( ведь даже самые легкие его фильмы всегда несли в себе мудрую авторскую мысль), а в той форме, в которой эта самая мысль подается. Мрачные гротескные аллюзии, тесным строем вышагивающие по бездорожью окружающего пространства, соединяются с нарочито гипетрофированными образами простых людей из советской эпохи. Чуть позже Данелия снял 'Кин-дза-дза!', эксплуатировавшую похожие приемы, но со своей сатирической направленностью, получив гораздо большее признание у зрителей.

Данелия очень тесно переплетает свой фильм со сказкой, добиваясь этим удивительных результатов. Главной видимой причиной всех бед становится осколок стекла из разбившегося волшебного зеркала, попавший в глаз Павлу Ивановичу Васину, заставляя его видеть во всех людях самое плохое. Почему осколок стекла стал лишь образом, превращающим фильм в грустную сказку? Потому что на его месте могло быть что угодно - заключение врача со сроком оставшихся на этой Земле дней, прихватившее сердце, нагрубивший контролёр, заноза в пальце... Достигнуть конгруэнтности в нашем мире невозможно - именно из-за этого в фильме почти нет однозначно положительных взрослых персонажей. Герой Евгения Леонова, по сути, прав в части ( может даже большей) своих претензий к окружающим, да вот только кому нужна эта правота, когда он остается бродить по опустевшей квартире в дырявых домашних тапочках.. Будучи тихим человеком, он не позволяет себе физического насилия, разрушая всё исключительно словом... Невестка когда-то просила помочь с отдельным жильем? Вспомнить и съязвить. Кто-то просит подсобить? Только с корыстными намерениями, значит, просит. Случайный прохожий бросил взгляд? Хочет сглазить или насмехается. Мир уже перестает быть цветным калейдоскопом, перестает быть даже черно-белым, а становится сплошной черной полосой раскаленного вонючего битума, с ужасающей монотонностью раскатываемого равнодушным катком.

Сценарий, написанный самим Данелия, Киром Булычевым, и известным драматургом Александром Володиным, кстати, уже работавшим с Георгием Николаевичем в 'Осеннем марафоне', словно многослойный пирог таит в себе множество сюрпризов. Символы, образы, мелькающие на экране заставляют вспоминать то о Достоевском, то о библейских мотивах окончательного очищения водой и самопожертвования, то о разрушающей силе правды, поданной с личностной точки зрения. Даже в завораживающе-психоделическом музыкальном сопровождении, созданном постоянным композитором Данелии Гией Канчели, лейтмотивом становится флейта - музыкальный инструмент, как никакой другой часто упоминавшийся в связи с языческими жертвоприношениями. Пронзительная, резкая, эта музыка вместе с прерывистым стуком сердца словно создает над фильмом какую-то ауру обреченности, развеиваемую лишь Лунной сонатой Бетховена...

Роль Павла Николаевича Васина нужно было прожить. Евгений Леонов это сделал. Фантастическая игра лицом, стремительно бьющая по нервам уже при первой трансформации из добродушного отца семейства в озлобленного деспота. Опущенные уголки губ, борозда, пролегшая на лбу, нахмуренные кустистые брови, редкая улыбка, больше похожая на звериный оскал. Это действительно не выглядит комичной имитацией зла ( как изначально задумывалось в тех же Джентльменах Удачи), это полное актерское перевоплощение, уместившееся в рамки нескольких минут. Темный человек, плюшевый медвежонок с повадками Рендалла Флэгга, сознательно разрушающий все вокруг. Образ Васина настолько многогранен, что его действительно трудно понять. Ему и сочувствуешь, его осуждаешь, но к нему трудно остаться равнодушным. Леонов проживает эту роль каждую секунду хронометража фильма, заставляя верить. Верить себе. Верить истории.

'Слёзы капали' оставляет очень своеобразное послевкусие недосказанности. О том, что хотел сказать Данелия хочется думать, и хочется понять. Понять, чтобы одним прекрасным днем не обнаружить себя в пустой квартире с сказочным осколком зеркала в глазу..

16 ноября 2012 | 04:32
  • тип рецензии:

Пожалуй, самый нетипичный и неоднозначный фильм Георгия Данелия. За основу взята фабула сказки Андерсена 'Снежная королева'. А уж потом Булычев, Володин и Данелия написали сценарий картины.

Вкратце о сюжете: Злой волшебник смастерил зеркало, в котором всё доброе исчезало, а всё плохое принимало ещё более безобразные формы. Ученики волшебника - тролли таскали зеркало по всей земле, будучи убеждёнными, что только в нём можно увидеть людей такими, какие они есть на самом деле. В конце концов, зеркало они разбили и его осколки разлетелись по белу свету. И, конечно же, кому такой осколок попадал в глаз - начинал видеть во всём только дурное. Такая трагедия постигла главного героя фильма - товарища Васина. Прежде добрый и отзывчивый, он становится злобным, грубым и циничным. Пал Палыч Васин начинает рубить правду-матку всем в глаза, ругается с семьёй, увольняется с работы... Идёт на принцип там, где это совершенно не нужно... Пытается, в итоге, свести счёты с жизнью... А ведь для того, чтоб всё встало на свои места, нужно просто поплакать!

Сам Данелия называет своё творение 'тревожным, нервным и мрачным фильмом. И невероятно трудным по режиссуре'.

Действительно, несмотря на небольшое наличие скорее трагикомических, чем комических моментов, во время просмотра испытываешь какое-то тяжкое ощущение. Прямо безысходностью какой-то веет. Такой эффект достигается не без помощи музыки и шумов (шаги и что-то вроде биения сердца). Музыка Канчели до безобразия проста и (парадокс!) гениальна. Всю душу вынет!

Актёрский состав очень сильный: Леонов, Саввина, Русланова, Толубеев, Гребешкова, Машная, Яковлева (которая, как выяснилось, Аасмяэ)... Евгений Леонов в роли товарища Васина - это что-то, скажу я вам. Такого взгляда, полного печали, тоски и ещё бог знает чего мог добиться только Леонов. Просто невероятно!

Резюме: с моей точки зрения, тяжеловатый и грустный фильм-сказка. Сказка-притча. Чувствуется, что для режиссёра она очень много значит. Посмотреть стоит. Хотя бы ради Леоновских глаз. Всё ж таки полезно иногда поплакать!

7 из 10

09 ноября 2009 | 17:08
  • тип рецензии:

Друзей теряют только раз
И, след теряя, не находят.
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днем,
Он все равно от вас уходит.
Давайте же его вернем,
Поговорим и стол накроем.
Весь дом вверх дном перевернем
И праздник для него устроим...

(Геннадий Шпаликов)


«Слезы капали». Как заявлено в титрах грустная сказка. Что можно сказать об этом фильме, кроме того, что это один из самых неизвестных фильмов известного советского режиссера, создателя нескольких народных хитов вроде «Афони», «Кин-дза-дза!» или «Мимино». Но мою голову не покидает вопрос: «что все-таки я увидел?». То ли это самая жесткая критика советского общества, что мне довелось видеть в фильмах, снятых во время Союза (заметьте, 1982 год – о Перестройке даже речь не идет). То ли это наглядное пособие: «как поломать собственную судьбу за одни сутки». А может это жестокая притча, ведающая нам о том, что нельзя в людях видеть только плохое или о том, что любой человек есть соединение плохих и хороших качеств, отделить которые друг от друга не представляется возможным. А может это самая грустная комедия, в которой заключенная вселенская, словно реквием по человечеству, грусть. Но единственное, в чем я практически не сомневаюсь, так это то, что это самая лучшая роль народного актера и «талисмана» режиссера Евгения Леонова. Не знаю, честно говоря, ответов на все поставленные вопросы, но ощущение того, что я увидел фильм, снятый на грани гениальности.

В основе сюжета лежит одноименный рассказ Кира Булычёва. Легенда гласит, что когда-то злой волшебник Тролль смастерил зеркало, в котором все доброе и хорошее исчезало, а все плохое, напротив, бросалось в глаза и выглядело еще отвратительнее. Но зеркало выпало из рук его учеников, упало на землю и разбилось. Зеркало разлетелось на бесчисленное множество осколков. И осколки разлетелись по белу свету. Тот, кому такой осколок попадал в глаз, начинал видеть во всем только дурное. И жить ему становилось тошно…

Саундтрек композитора Гии Канчели погружает своими мелодиями в атмосферу грусти и печали. А уж что творит на экране Евгений Леонов и передать-то сложно. Смотришь на этого человека, и такая тоска накатывает, что хоть голову в петлю. Вот он бегает из точки в точку по своему району – рубит правду-матку каждому в глаза, потом оглянется назад – а там разруха повсюду, и поневоле думаешь: а нужна ли кому-то в нашем мире та самая правда в чистом виде? Вот то то же…

А еще совсем немного юмора, от которого нет, не смеешься, скорее, горько ухмыляешься и сюрреалистичные вставки, которые возможно будет в расширенном виде понаблюдать через четыре года в куда более известном «Кин-дза-дза», трагикомичный герой Брондукова, сцена повешения, вчистую уделывающая самого Кустурицу, трагедия закончившего жизнь самоубийством Гены Шпаликова, чей стих в фильме напевает сам Данелия, конная повозка с пианино «на борту» и обжигающие своей правдивостью и точностью попадания в цель фразы головного героя – все это тонкие нотки картины, которую сам Федерико Феллини называл любимой среди фильмов Данелии. Мне же остается разве скромно поддакнуть классику…

05 февраля 2009 | 02:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: