К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Трёхчасовой постхоррор подошёл к концу. Неоновые лампы неторопливо осветили пространство, по огромному экрану от пола к потолку поползли титры. К финалу кинозал будто предстал моргом: могильный холод, мертвецкая тишина, полуживые зрители и послевкусие метафизической смерти. Режиссёр фильма добился радикального эффекта, как и было задумано.

С восьмого места в пятом ряду я провожала взглядом уползающие с экрана имена и сказала вслух единственное, что крутилось на языке: «Звездец, а не фильм».

Звездец, а не фильм. Вот уж точно. Только матом.

Со мной согласились присутствующие в зале. Нас осталось четверо. Были ещё двое, но не вытерпели тяжести сюжета и покинули чат где-то на первой половине фильма.

Поди пойми: фразой, произнесённой вслух, я выразила восхищение или сожаление, что не купила билет на что-нибудь другое в прокате? А что подразумевали соседи по рядам, согласившись с высказыванием? Да что вообще беспрерывно происходило на экране три часа?

Это был хаос, господа. Психоз. Безумие глазами героя — больного человека по имени Бо, который боится всего на свете. И после просмотра, безусловно, пищи для размышлений осталось достаточно.

Итак, по порядку.

Покупая билет на фильм «Все страхи Бо» (Beau Is Afraid), я подозревала, что лицезреть новую картину от режиссёра «Солнцестояния» мало кто захочет.

Что и говорить, если на третий день премьеры билеты были доступны вообще на любые места? Во всех кинотеатрах. В поле перекати-поле и то — живее. Этот грустный факт утверждал: либо все киноманы люто отмечали майские праздники, либо фильм совсем уж на любителя.

Так оно, собственно, и оказалось. Тяжеловатой вышла картина Ари Астера, но тяжесть — не значит слабость.

К фильму приписывают ужасы, драму и комедию. Всё сразу. Но по существу это один из самых сюрреалистичных, трагикомичных и абсурдных постхорроров без кровькишкираспи***асило, без туалетного юмора и банальностей, без поворотов, которые предугадываешь ещё до похода в кино.

Здесь всё серьёзно. Как в тех странных фильмах и сериалах, после которых ещё час тупишь в стену и не понимаешь, что это вообще было. Типа «Треугольника», «Тьмы», «1899», «Мамы!», «Солнцестояния», «Врага», «Мэнди» и прочих аналогов.

По фильму (без спойлеров).

Бо — сын очень богатой женщины. Он вырос в условиях постоянной опеки. Ощущая угрозу во всём на свете, стал отчаянным панофобом и невротиком. Боролся со своими переживаниями, пил лекарства, а потом случилось непредвиденное... и началось. Понеслось по полной, успевай догонять.

Этот фильм о поступках людей, угнетенных чувством вины, страхами, гиперопекой, равнодушием, насилием и бедами с башкой. Помножив всё на большие деньги и матриархат, Ари Астер поведал нам историю токсичной семьи, которая погрязла в ядовитой паутине из тайн и обид и вышла за пределы разумного. Между делом он потрогал за причинные места второстепенных персонажей, к слову, не менее интересных.

Рекомендации к просмотру.

Если вы психотерапевт — возьмите блокнот и карандаш, от первой до последней сцены следите за состоянием Бо и абсурдом вокруг. Фабула бреда наведёт на интересные заключения.

Если вы писатель или сценарист — тоже фиксируйте заметки. Следите за нарастанием сюжета, напряжением, контрастами, воспоминаниями, художественными образами и зеркальными сценами, а главное — твистами. Вы зацепите приёмы или идею для своих работ, точно говорю.

Если вы любитель ужасов, чёрного юмора, трэша или боевиков, то не смотрите «Все страхи Бо». Фильм больше похож на артхаус, смешанный с тёмными жанрами кино. Пожалев, вы покинете кинотеатр раньше и с ностальгией посмотрите на плакат четвёртого Джона Уика. А если смотреть планируете по завершении проката — наверняка нажмёте «стоп» и выберете фильм более подходящий.

Но если вы любитель пситриллеров, интеллектуальных хорроров и сюжетов, после которых можно словить ступор и своеобразно преисполниться — смело смотрите фильм. Без блокнотов, карандашей, попкорна и колы. Без друзей, которые хотят мяса (отправьте их в соседний зал на просмотр «Проклятия Лиззи Борден» или порекомендуйте «Судную ночь»). Расположитесь поудобнее в кресле. Наслаждайтесь. Вы ничего не поймёте, но понимать и не нужно. Ари Астер размозжит вам голову, и вам, вероятно, это понравится.

Фанаты «Джокера» 2019 г. также будут рады вновь увидеть Феникса в отбитой роли (правда, он неплохо так раздобрел) и услышать озвучку Андрея Вальца — голоса русского Артура Флека. Лично я кайфанула.

9 из 10. Балл снимаю за растянутую середину фильма, которая задерживает развитие основного сюжета и чутка выматывает зрителя.

08 мая 2023 | 11:35
  • тип рецензии:

Мне очень нравится психологическое кино. Поэтому нравится и Ари Астер, который является для меня в первую очередь психологическим режиссёром. Определённая доля хоррора в его творчестве служит на мой взгляд лишь острой краеугольной монетой, раскрывающей персонажей.

Фильм крайне иммерсивный. Вовлекает он уже с первых кадров.

Понимаю, что сценарий наверняка полон метафор и символизма, но мне не всегда удаётся их считывать и не нравится если кино не работает без их понимания. Здесь мне целиком хватило своего ощущения от фильма.

Если всё же поговорить о смыслах, для меня фильм является гротеском на жизнь тревожного человека. Главная фигура — мать выступает неким судьёй, мерилом, как в целом и заложено в нас бессознательно. Весь путь фильма - это путешествие к ней, к её принятию, которое, к сожалению, не будет достигнуто. Зародыш собственного голоса, самоуважения будет сброшен на сырые камни и так и никогда не проявится на свет.

Фильм вызывает много тревоги. И отлично передаёт состояние травмированности. Появившийся в творчестве Ари Астера юмор не даёт проваливаться в бездну этой травмированности, выстраивает дистанцию, отрезвляет и даёт силы на новые пике.

Передача состояний, кстати, одна из сильных сторон этого кино. Утрированность и сюрреализм отлично выполняют эту задачу.

Нельзя не отметить операторскую работу: говорящую и драйвовую. Она является главным конвейером для передачи состояний и создаёт ту самую иммерсивность.

Соединяя вместе все звенья, мы получаем американские горки, которые за 3 часа проносят нас по самым извилистым поворотам и спускам. Они проносят нас то очень быстро, то очень медленно, заезжая в удивительные и неизведанные доселе локации, заставляя то пристально наблюдать, то унося на дикой скорости прочь.

22 мая 2023 | 21:48
  • тип рецензии:

Могу сказать однозначно – ваш психотерапевт напишет рецензию гораздо лучше.

Режиссер умело жонглирует учебником по психологии взросления, заворачивая историю road movie. Некоторые страхи Бо знакомы буквально каждому из детства, другие же (висящий над ванной мужик) удивляют, они искусно вписаны в нескончаемую вереницу событий. Если, например, Гаспар Ноэ всеми силами пытается шокировать зрителя, то здесь мы видим иную стратегию: Ари Астер наполняет историю полным абсурдом и порой необъяснимым хаосом, который происходит на экране. Фильм больше понравится любителям фильмов в стиле Дэвида Линча, нежели ценителям абсолютно понятных историй. Хотя, надо признать, иногда режиссер прибегает к весьма прямолинейным высказываниям, объясняющим все происходящее внутри главного персонажа взаимоотношениями с матерью и отсутствием секса. Но и здесь не обходится без издевательски сделанных и высмеивающих самих себя сцен. Мы буквально начинаем быть соавторами этой истории, жалея и поддерживая Бо, наблюдая за ним как все сидящие зрители в зале, которые в конце концов расходятся.

Что касается формы, то здесь Ари Астер не стесняется в приемах. С командой проекта он буквально собрал все фантазии в мыслимые и немыслимые выразительные приемы. Порой ты не понимаешь, смотришь ли ты театральную постановку, анимацию или же это какой-то экстравагантный «перформанс», а самое главное, что это отлично работает на все то, что происходит с главным героем.

Мы понимаем или не понимаем, что происходит? Нам смешно или нам грустно? Мы боимся выйти на улицу вместе с героем или же хотим, чтобы он наконец купил бутылку воды, чтобы запить свои галлюциногенные таблетки? Все это еще раз подчеркивает насколько умело сделана эта трагикомедия. 3 часа медитативной картинки, которая одновременно тянется тянется тянется бесконечностью, но и награждает нас неожиданными поворотами. Это и есть настоящее искусство КИНО, которое невозможно воплотить в жизнь иными способами. Равнодушных не будет!

07 мая 2023 | 06:57
  • тип рецензии:

Я придумывал этот фильм десять лет. Он эпичный. Гигантский. В каждой детали заключено множество других деталей. Представьте, что десятилетнего ребёнка накачали антидепрессантами и отправили за покупками – такой здесь вайб. Мне хотелось, чтобы после сеанса ощущалось, что вы прожили целую жизнь и стали другим человеком.

Я чувствую большую ответственность снять нечто невероятное. Это как еврейская версия «Властелина колец», только его (героя) путешествие – домой к маме. Я хочу, чтобы вы испытали, каково это – быть неудачником.

© Ари Астер


Долгожданный выход в свет «Всех страхов Бо» сравним с пущенной в космос пулей, разросшейся при столкновении со стратосферой до размеров шаттла. Всё началось со скромной короткометражки 2011 года – тренировочного «набивания руки» в жанре клаустрофобного психологического триллера. В то время Астер вряд ли подозревал, какой безумный и стремительный путь в карьере ему предстоит, но упорно разрабатывал новые сюжеты и авторские приёмы.

2023 год. На экранах – действующий Джокер планеты Хоакин Феникс, променявший психопатию на ипохондрию и кучу разномастных фобий. В кинозалах – зрители, далеко не все готовые к трёхчасовому «грузилову»: увольте, не они ли ещё вчера с радостью протирали штанишки, вкушая длиннючие «марвеловские» блокбастеры последних лет, и не им ли за сутки удаётся влить в себя целый сезон какого-нибудь залихватского сериала? Но Ари умудряется сделать так, что даже самые стойкие синефилы после просмотра чувствуют себя достигшими вершины Эвереста, покуда боль и травмы стираются в пыль перед бесконечностью открывшихся горизонтов, чересчур широких для их одномоментной фиксации.

Перед нами – мультижанровая чёрная трагикомедия с элементами хоррора, театральной сказки, приключенческого боевика и тяжёлой экзистенциальной драмы, отсылающей то к фрейдизму, то к юнгианству, то в дальние дали подсознательных вселенных. Также картину можно назвать зубодробительным сновидческим эпосом с обилием метафор и гротескного юмора или, если хотите, своеобразным учебником по психоанализу, иллюстрирующим симптомы и последствия целого ряда терминов: генерализированное тревожное расстройство, нарциссизм и нарциссическая травма, психологический инцест, ОКР, ПТСР, гиперопека, паранойя, абьюз, газлайтинг и так далее. Ещё это крайне обстоятельное эссе на основе предыдущих работ, детально связывающее их в один громадный клубок – от короткого до полного метра.

Помимо мотивов крохотного «Бо», послужившего основой, здесь мы вновь, как когда-то в «Мюнхгаузене» и «Типа», погружаемся в ад удушливой взаимосвязи с мамочкой. Вновь, как в «ПЧТ действительно работает» и «Голове черепахи», отводим особое внимание мужскому достоинству. Вновь, как в «Солнцестоянии», послушно просовываем ручки в кандалы созависимости. Вновь, как в «Реинкарнации», перешагивая через исчезающие от роковой случайности головы, сталкиваемся с тем, что поколениями в генеалогическом древе управляют коварные женщины, предопределяя судьбу потомков, а мужчины рано или поздно приносятся в жертву. И вновь, как везде да сразу, переживаем очередную семейную трагедию, ибо семья – главная причина изобилия бед, происходящих с человеком, лишающимся субъектной сепарации и патологически неспособным к автономности. Не говоря уже о том, что предстаёт в финале: почерк режиссёра меняет лишь окрас чернил, оставляя те же самые постоянные величины в крепко выстроенной системе. Ари плевать, хочешь ли ты добра, справедливости, катарсиса, логичной метаморфозы в характере и/или сценарии – главное, чтобы диагноз был точно поставлен, хотя ещё один пациент умер на операционном столе. Да, его органы лежат вперемешку, разодранные швы теряются под пластом из сплошного заворота кишок, а башка, согласно общеизвестным маньяческим традициям, насажена на пенис – но кого будет волновать жертва во имя науки, если болезнь найдена и скрупулёзно записана в словари, а опухоль, её сопровождавшая, добавлена в бесценную коллекцию экспонатов личной кунсткамеры?

Впрочем, особо возмущённые нашлись как среди критиков, так среди зрителей: радикальные методы воздействия не убедили их в том, что фильм, следующий законам сна, аляповато стирающего границы между галлюциногенным трипом и стандартным ночным кошмаром, должен сводиться к постулату, соревнующемуся в простоте с шажком доисторической амёбы. Мол, наши поведенческие бзики целиком и полностью произрастают из заложенных в детстве программ, и виной всему не божественное провидение или личная инициатива (читай: безынициативность), а межличностно-родственная травма дисконнекта, раздутая автором из мухи в слона. Что ж, если вы не любвеобильны к подобной трактовке, то, конечно, препарирование материала скорее вас разочарует, нежели обрадует.

Однако смелости и самоотверженности в издевательстве над разумом любого готового к пытке поклонника синефильских экспериментов Астеру явно не занимать. «Все страхи Бо» условно можно разделить на четыре части. В первой вы кубарем провалитесь в бытовые триггеры, панические атаки, ипохондрическую свистопляску – целый срез ужасов, коими пичкает современного обывателя полный опасностей мир. Во второй вас ухватит за горло параноидальная разница мотиваций и взглядов в межчеловеческом общении: тот момент, когда доверительный дискурс постепенно обязан превратиться в горящую кроваво-алым неоном вывеску «НЕ ДОВЕРЯЙ НИКОМУ». На смену придёт вымученная, но оправданная передышка – прямое соприкосновение с гармоничным социумом и окружающим пространством. Тут вас полюбят и примут как своего, позволив через творческий акт предаться сладкой грёзе о том, каково быть бесстрашным и найти проекцию собственной жизни достойной альтернативой книжным легендам о путниках и рыцарях, сумевших однажды покинуть прошлое и обрести себя в полной мере, невзирая на ворох сопутствующих лишений. Наконец, последняя часть, замыкающая повествование в круг пожирающей хвост змеи, сотрёт мечту в прах, столкнув с локомотивом реальности и досконально объяснив происхождение фобий героя, а также вынеся общий вердикт наиболее бескомпромиссным способом из всех возможных. Астеру всё равно, что вам больно, что вас тошнит, что вы в смятении. Ему, опять-таки, важнее диагноз, нежели забота о состоянии. Несогласных просим удалиться.

В некотором смысле это действительно жестоко и напоминает законсервированный во времени подростковый протест, подкреплённый сугубо личными мотивами, отчего есть риск воспринять высказывание как душную тираду, изложенную на разных языках бесконечно зудящим речитативом. Но то, насколько профессионально само изложение, то, какими необычными инструментами препарирован исследуемый пациент, то, с чем присвоенным, упакованным в багаж впечатлений выходит мозг из индивидуальной пыточной, значительно перевешивает побочный эффект сбитой из-под ног земли – конечно, если вам хоть немного важно испытать данное ощущение вопреки щепетильности к теплично взращенной зоне комфорта.

«Все страхи Бо» – явно не кино, что прожуётся вместе с попкорном и легко переварится в желудке, хотя заглавная смысловая подоплёка окажется до боли простой, но многослойная, неистовая инсталляция её развёрнутости, доверху переполненная дополнительными коллизиями и аллюзиями, эпическим кубарем расколошматит сознание в щепки. И всё же путешествие не пройдёт даром, даже если природа ужаса, согласно Фрейду – когда родной дом становится чужим, а уютное обнаруживает в себе жуткое.

Значит, так надо. Значит, это – Ари Астер.


9 из 10

29 мая 2023 | 09:19
  • тип рецензии:

С выходом этого фильма мой кредит доверия к режиссеру Ари Астеру («Солнцестояние», «Реинкарнация») достиг запредельного уровня. Третий шедевр к ряду — это сильно!

Режиссер поместил главного героя Хоакина Феникса, законченного ипохондрика, который и так боится всего на свете, в гипертрофированный мир, наполненный опасностями, неловкими и стрессовыми ситуациями, токсичностью, манипуляциями, абьюзом и насилием всех мастей. Это смотрится одновременно смешно, абсурдно и жутко — фильм выпустит из вас целый спектр сменяющих друг друга эмоций. Главная цель героя — добраться до дома матери в другой город, но учитывая обилие ужасных вещей, происходящих вокруг, совершить это путешествие будет ужасно сложно, больно, отвратительно (и умопомрачительно сюрреалистично).

Может показаться, что фильм излишне затянут со своим трехчасовым хронометражем, однако изначально Ари думал даже о 5-часовой картине. К счастью всех неусидчивых история довольно четко поделена на разные этапы путешествия Бо, которые будто делятся на серии. Но проблема для зрителя может таиться не только в долгой истории: нагромождение странных событий в фильме в какой-то момент может утомить, кого-то собьет с толку жанровая вакханалия, а кому-то просто будет тяжело смотреть на мир глазами человека с массой психических расстройств — в этом случае восприятие картины будет искажено, а процесс просмотра окажется мучительным.

Техническая же сторона фильма безупречна, как и игра Хоакина, в принципе этим всё сказано. К слову, это самый дорогой проект студии А24.

«Все страхи Бо» — это бред гениального сумасшедшего в модном свитшоте и зияющей дырой в груди, с поющей на фоне Мэрайей Кэри, абсолютно уникальное произведение, которое, как и предыдущие картины режиссера, я бы не стал советовать зрителю, далекому от экспериментального кино и арт-хауса. Для остальных фильм с большой вероятностью окажется настоящей находкой!

PS: У режиссера уже прослеживаются свои визитные карточки, так что кто-нибудь обязательно останется без головы или упадёт на большой камень с высоты.

23 июня 2023 | 13:20
  • тип рецензии:

Данный фильм, достаточно, сложно определить к какому-то конкретному жанру, ибо тут есть все: комедия, а именно черный юмор, который здесь преобладает; хоррор; драма с элементами психоанализа; анимация. На мой взгляд, в том числе, он этим ценен и уникален.

Несомненно, это непредсказуемый фильм, потому что стоит отвлечься лишь на минуту, события могут повернуться неожиданным образом, поэтому, приняв решение смотреть это кино, необходимо полноценно погрузиться в процесс, дабы не потерять линию повествования (а она здесь важна!). 'Все страхи Бо' - это путешествие главного героя во внешнем мире. При этом режиссер не ставит цель - напугать своего зрителя. Напротив - он совместно предлагает постепенно разобраться в страхах Бо (главного героя).

Первое подтверждение, что этот фильм - комедия, это Бо - главный герой, который:

- одинокий, рассеянный мужчина;

- живущий в неблагоприятном районе;

- достаток которого составляют пособия и, возможно, средства от матери;

- страдающий тревожностью;

- неспособный принять самостоятельные решения;

- выросший без отца;

- та и в целом ипохондрик. А если соединить вышеперечисленные черты героя с происходящими событиями в фильме, то кроме черного юмора, юмора висельника подобрать другое описания мне не удается. Но нужно сказать, что юмор гиперболизированный, абсурдный, который, порой, достаточно сложно воспринимать.

Далее элементы хоррора проявляются уже во второй половине картины, где главный герой все чаще и чаще 'тонет' в пучинах своего безумия, а зрителю все сложнее и сложнее наблюдать за происходящим, не испытывая никаких чувств к герою.

Вторая причина, чем ценен этот фильм, а также почему, он относится, помимо прочего, еще к психологической драме - это конфликт детей и родителей, а именно как 40-летний мужчина с трудом сепарируется от деспотичной матери. Трагические события в начале фильма побуждают главного героя в первые за 40 лет выйти из своей зоны комфорта, которые и позволяют ему разобраться со своей жизнью: осознать, что он травмирован, понять, кто его отец, какая его мать, откуда идут корни его поведения и тех самых страхов и т.д. Да, такое необычное путешествие героя то во внешнем мире, то по закоулкам его разума и снов.

Не буду врать, такое разнообразное и литературное 'роад-муви' порой сбивало меня с толку и я завала вопрос: 'Где реальность? Где фантазии героя?', поскольку визуальными стилями данный фильм тоже богат. Чего стоит спектакль в лесу, почти как короткометражный фильм с анимацией; или повествование от первого лица и ракурсы, представляя нам будто бы это классическая RPG.

Если подытожить, то фильм, несомненно, рекомендую к просмотру, даже пусть и единичному, для ознакомления. Да, он тяжелый, переживательный, след каких-либо эмоций и впечатлений он оставит у любого своего зрителя.

27 июля 2023 | 14:15
  • тип рецензии:

Режиссер Ари Астер («Реинкарнация», «Солнцестояние») представляет зрителю сюрреалистическое, одновременно смешное и кошмарное трехчасовое путешествие по разуму психически нездорового инфантильного мужчины средних лет по имени Бо (Хоакин Феникс), чья попытка вернуться домой, чтобы навестить мать, оборачивается адской одиссеей, состоящей из непрекращающейся тревоги и удушающего чувства вины.

Астер откладывал съёмки этого фильма более десяти лет. После окончания учебы в AFI Conservatory в 2011 году он снял шестиминутную короткометражку под названием «Бо» с чернокожим актером Билли Майо в главной роли, главный посыл которой был, как вы отнесетесь к тому, что ключи от вашей квартиры находятся в руках у незнакомца? «Бо» уже давно не найти на просторах интернета, но первые сцены из «Все страхи Бо» почти полностью повторяют сцены из короткометражки, за исключением появления опоссума в ночи и недоброго ключника, который торжествует на свалке из украденных ключей. Это абсурдная короткометражка берет общий для горожан страх, а именно вторжение внешнего хаоса в личное пространство и превращает его в базу для комедии, находящейся на грани ужаса.

Условно фильм можно поделить на четыре главы, каждая из которых постепенно проникает в потаенные уголки сознания зрителя, вскрывает глубоко укоренившиеся страхи перед тривиальными вещами и погружает в мировоззрение Бо. Время течет неровно, дни сливаются воедино – сложно уловить хронологию событий. На фоне присутствует постоянный гудящий шум, вызывая беспокойство и дискомфорт в той же степени, что и в «Реинкарнации». Во второстепенных персонажей заложена некая хитрость, они ведут себя неестественно и со скрытыми мотивами. Реальность сливается с иллюзиями, создавая дезориентирующее впечатление от просмотра.

Герой Хоакина Феникса как герой Филипа Сеймура Хоффмана в «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, в котором директор театра Кейден Котар, находясь в творческом кризисе пытается поставить пьесу, но его крайняя приверженность реализму начинает стирать границы между вымыслом и реальностью. Временами кажется, что зритель наблюдает за очередным «Шоу Трумана» Питера Уира в котором герой Джима Керри обнаруживает, что живет ненастоящей жизнью, все друзья оказываются нанятыми актерами, а мир вокруг – декорациями или «Догвиллем» Ларса фон Триера, где героиня Николь Кидман оказывается в заточении в городке, в котором искала спасения. Весь фильм не покидает чувство тревоги, которое может быть сопоставлено с тревогой, которую испытывал зритель в фильме «мама!» Даррена Аронофски, когда обезумевшая толпа с остервенением растерзывала новорожденного младенца. Существование человека в этих фильмах, как и во «Всех страхах Бо» рассматривается под микроскопом, поддающееся осуждению и поиску недостатков.

Бо Вассерман — квинтэссенция главного героя фильмов Астера, едва справляющегося с адским пейзажем за пределами кажущегося безопасного жилища. Район в центре города, где живет Бо, полон насилия и безумия – люди дерутся посреди улицы, бегают с ножами, угрожают спрыгнуть со зданий, вокруг лежат трупы. Эти кадры превосходно изображают нездоровый грустный мир, пожирающий себя заживо средь бела дня и не только Бо стоит бояться, но и зрителю тоже.

«Все страхи Бо» — самый долгожданный и сложный фильм Астера, который вероятно перезрел, дожидаясь своего появления на свет. Это плотно упакованная фрейдистская драма об Эдиповом комплексе, которая одновременно завораживает и заставляет скучать. Несмотря на обилие локаций, великолепие режиссерских замыслов и операторских решений самыми занимательными кадрами фильма оказываются ничем не примечательные крупные планы Хоакина Феникса, телефонные звонки матери и его внутренние переживания, которые актер пропускает через себя и передает зрителю. В фильме спрятано много скрытых смыслов, которые являются ключом к разгадке замысла режиссера, но которые можно сразу не заметить. И хотя еще раз пересматривать фильм длинною в три часа кажется сомнительным удовольствием, все же взглянув на фильм под другим углом, он заиграет абсолютно новыми красками.

18 июня 2023 | 11:25
  • тип рецензии:

Большинство сюжетов уже давно придуманы, а сценаристы и режиссеры лишь находят новые варианты интересно преподнести зрителю старые вопросы, которые зритель, возможно, сам себе задает не первый год. Думаю, именно этим определяется, понравится определенному человеку фильм или нет.

Для меня кино до сих пор остается интеллектуальным развлечение. Но для большинства - это структурирование времени. Немногочисленные режиссеры, не оставляющие надежду заставить овощей думать, а не с отвисшей челюстью пялиться на движущиеся картинки, вынуждены играть по правилам рынка. А правила гласят: чтобы зритель отморозился и проявил хоть какие-то чувства, его нужно, мягко выражаясь, поразить.

Поразить? Да не вопрос: вот вам материализованные страхи клинического параноика. После всемирной эпопеи с коронавирусом, глупо спрашивать, кто его выпустил из психиатрической лечебницы. Нет это не торжество инклюзивности. Это обычный гротеск. Это типа суперсилы какого-нибудь Халка. Только гротеск существует в реальности, а не только в воображении инфантильного подростка 30+.

Гротеск позволил Ари Астеру собрать в одном кадре все страхи нет, не Бо, а среднестатистического обывателя. Думаю, любой наберет здесь пяток другой в личную обойму. Но часть мы даже страхами не считаем! Как не считаем предосудительным значительную часть причин, спровоцировавших эти страхи.

«Все страхи Бо», наверное, что-то типа современного варианта «Божественной комедии» (кто-нибудь еще помнит, что это такое?). И это действительно комедия. Хотя поначалу, кроме самого режиссера, в лучших традициях пранкеров, подсовывающего зрителю одну зашкварную шутку за другой, не смеется никто.

А зрителю приходится признавать, что несмотря на весь абсурд и фантасмагорию - это реально. Да ведь так и есть! Ну может чуть чуть перегнул, но так и есть.

Странный фильм получился у Ари Астера. Думаю, на хайпе и из-за безумного видеоряда его посмотрят многие. Ну по крайней мере попробуют. Многие никому не признаются, что сделали это, так как есть в этом что-то постыднее аккаунта на Pornhub. Сумасшествие заразно, вы не знали? Только передается оно не воздушно-капельным путем, а вербально: от родителей - детям, от начальников - подчиненным, от... да при любом контакте мы делимся своим безумием. Как им поделился с нами Ари Астер.

10 июля 2023 | 21:03
  • тип рецензии:

Cегодня будет шок, космос и взрыв мозга, ни одна из 180 минут которого не была лишней.

Скорее всего, через какое-то время до человечества дойдет, что это кино-гениально.

Я посмотрел это больше 2-x недель назад, а отойти не могу до сих пор: с начала этого года, покамест, «Бо» остается самым сильным кинопереживанием и сваять его могли только создатель «Солнцестояния» и исполнитель роли Джокера. То, что вышло у этого тандема сильно параллелится с самим «Джокером» и является отличным учебным пособием почти по каждому из известных науке психических расстройств.

Итак: Бо живет в городе, улицы которого кишат сумасшедшими (хотя для меня, старого эмигранта, это показалось обычным днем в Нью-Йорке) и боится выходить на улицу.

У него сложные отношения с матерью, неприязнь к соседям и зависимость от антидепрессантов. Причина проста: улицы кишат сумасшедшими, по городу бегает неуловимый Джек-потрошитель, под окнами постоянно кого-то мочат, а полиция опаснее самих преступников.

Текст ниже будет для психиатров.

Давно, коллеги, меня ничего так не сотрясало, даже собственные пациенты. Этот фильм- продолжительный шок, снятый изнутри психиатрической лечебницы, из которой, спасая свои жизни, сбежали врачи; калейдоскоп из осколков воспоминаний и травм, поднимающий сложнейшие экзистенциальные вопросы, психодрама, которой вы не просили и терапевтический процесс, на который вы не подписывались.

Гамбургер из жизни смерти с котлетой из детских комплексов под соусом из метафор, оценить глубину которых вряд получится, если вам хоть сколько-нибудь меньше сорока.

В какой-то момент, сознание прекращает сопротивляться и просто сдается, заколдованное формулой «Шоу Трумана», если оно что-то для вас значило.

26 мая 2023 | 19:24
  • тип рецензии:

На операционном столе лежит воображение, покрытое жанровым саваном хоррора. ОНО подключено к киноэкрану. Экран пульсируют, дергается и постепенно выводит инфернальные картины из внутренней жизни Бо Вассермана. Визуализация фобий и страхов увлекательна. Особенно, когда пародирующий ужас гонит многострадального Иова на край безумия – и далеко за его пределы. Преодолевая путь лишений и смертельно опасных испытаний, Бо ни на йоту не мужает. Он – антигерой, Эдип с болезненно набухшими яйцами, не подглядывающий в замочную скважину сексуальности; он – крайне впечатлительный медиум страха, пропускающий все через зрителя, когда последний зажат между психо- и киносеансом. Это действительно трехчасовой симбиоз с опутывающими щупальцами вины – такое можно лишь разрубить.

Режиссер Ари Астер выступил Франкенштейном, сотворив на первый взгляд безобидного монстра, который, однако, напрочь не осознает свою обиду на мир и ежедневно подавляемую агрессию. Бо удивительно живуч. Несмотря на покалеченное тело Хоакина Феникса и заметную боль, которую он испытывает от всего направленного против него насилия, он снова и снова выживает, толкаемый к новым рубежам психодрамы. Астер отдает дань двум увлечениям Голливуда: психоанализу и «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла, чей анализ мифологем и архетипов лег в основу целого метода сценарного мастерства. С тех пор бесчисленное количество историй было написано по лекалам «пути героя». Это особенно заметно в эзотерическом эпизоде, в котором Бо примыкает к «сиротам леса», и под влиянием направляемой медитации переживает, кажется, единственный момент счастья.

На сегодняшний день Астер снял свой самый «смешной» и иронический фильм. Формально это фильм ужасов, зашедший в гости к другому жанру. И вот тут дверь открывает обезглавленная мать, то бишь драма утраты, и запускает обильно наслоенный торт в зрительское лицо. Почему? Потому что главный ингредиент пародия. Как будто Астер вышел на перекур-рефлексию, чтобы посмотреть на жанр хоррора со стороны. Интересно в каком направлении режиссер будет двигаться дальше. В предыдущей своей работе «Солнцестояние» он уже проявил изощренный черный юмор (вспомнить лишь пламенный финал с бывшим, зашитым в шкуру медведя). Первый час просмотра буквально обрушивается на кинозал градом находчивых (и не очень) образов психотического ужаса. Но каким бы приторным ни был вышезапущенный торт на лице зрителя, на десерт оставлен главный ужас Бо, его персональный бугимен.

Гипертрофированный ужас

Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Сердцевина ужаса смахивает на очередную пародию, в этот раз – на фрейдизм. В момент наивысшего гротеска я вспомнил эпизод из «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» Вуди Аллена. Когда огромный шар в виде монструозный груди накатывает на Аллена. Это его смертельный бой, его личный дракон, который нужно умертвить. Ведь страхи уходят корнями в детство. Следовательно, они инфантильны, не зрелы. Встретившись лицом к лицу с главным кошмаром Бо, иной зритель, наверно, досадно сплюнул и махнул рукой на весь этот фильм. Это же просто раздутое фрейдистское бобо! Где зрелый ужас?

Фрейдизм в представлении обывателя подобен двоичному коду со своими цифрами 0 и 1 – лишь с той разницей, что на их месте оказываются влагалища и фаллосы. Казалось бы, это предсказуемо закодированный мир, но в случае Бо эта матрица не разгадана, а значит уже разинула пасть, чтобы поглотить вечно гонимого странника. Властная мать Бо является каноничным драконом, с которым нужно разобраться. Она глава влиятельной компании и заботливо обставила своего Бо целым миром: когда главному герою из «Шоу Трумана» снятся страшные сны, то в них он видит Бо.

Темпоритм фильма живет постоянными переходами от трагического к смехотворному и наоборот. Режиссер умело дергает за веревочки клише, чередуя их с весьма оригинальными визуальными решениями. Сильные контрасты безусловно делают этот хоррор эффектным – а вот тонкую и искусную игру регистров, которая вызывает в смотрящем противоречивые чувства, исполнить намного сложнее. На мой взгляд эта игра Астеру удается местами, но в иной драматургический момент веревочки рвутся. Фигура Бо иносказательна, словно гигантский шатер, под которым находят укрытие все запуганные жизнью со своими страхами и нерешенными проблемами, перед тем как на них обрушивается ярость небес или элементарно враждебная повседневность. Множество раз мы видели, как герой принимал вызов, терпел неудачи, выносил из этого урок и снова отправлялся в бой, чтобы одержать победу. Иову в потрепанной маске Эдипа дан мнимый шанс на победу – на самом деле он благословлен на поражение.

17 мая 2023 | 00:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: