К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Собрались как-то в баре Чарли Кауффман, Ларс Фон Триер и Даррен Аронофски и... и покусали молодого Ари Астера.

Ари Астер триумфально ворвался в списки самых значимых режиссеров современности благодаря огромному успеху его хоррора 'Реинкарнация' в 2018 г. Спустя год он снял созвучный хоррор о людях, оказавшихся в лапах опасной секты 'Солнцестояние' и еще больше закрепил свой звездный статус.

Прошло 4 года и Ари Астер выпустил свой новый вроде как хоррор, но на этот раз смешанный с комедией - 'Все страхи Бо'. И он оказался просто страшно, смехотворно плохим. Размазанная на 3 часа история о тревожном мужичке, который переживает череду каких-то нелепых сюрреалистичных приключений. А главная тема всего этого 'пиршества' - это взаимоотношения мужчины с его матерью. Мол взрослеть и брать ответственность за свою жизнь страшно, тем более что современный мир - это полное безумие. А в отношении любящей матери невозможно не испытывать чувство вины - она то любит тебя больше, чем ты ее. Да к тому же своей любовью так сильно душит, что иногда хочется задушить ее в ответ. Но вовсе не любовью, а руками...

При желании в 'Все страхи Бо' можно накопать кучу всяких разных тем, метафор и аллюзий. Но лучше его вообще не смотреть.

Когда Ари Астера журналисты спрашивали о чем его фильм, он честно говорил: Писал во время самоизоляции, времени было куча. Это про мои страхи, а еще про универсальные страхи людей. У меня не было четкой идеи - я просто погрузился в этот выдуманный мир с необычными героями и абсурдными событиями, поплавал в нем и теперь предлагаю поплавать в нем зрителям.

Именно так. Этот фильм - сублимация. И больше ничто.

Но любое авторское кино - это сублимация. Скажите вы и будите правы! Вот только и артхаус легко делится на две кардинально отличающиеся группы. Первая группа - это фильмы, которые режиссеры снимают сами для себя, лишь изредка или вообще не вспоминая о том, что их 'продукт' потом будут смотреть зрители. Вторая группа - это фильмы, которые режиссеры снимают для зрителей. Да, они сублимируют по полной. Да, они абсолютно не следуют принятым стандартам повествования и визуального воплощения, а наоборот всячески их низвергают. Но все же делают кино с целью не себя удовлетворить, а с целью удовлетворить зрителя.

Ари Астеру уже поставили памятник и включили в очень тесный круг режиссеров 'авторского мейнстрима'. Ему дали деньги и полную свободу действий. Сегодня, когда киноиндустрия переживает кризис, Голливуд ищет новые голоса, новых авторов и новые необычные фильмы. Чтобы выйти из кризиса должно появиться что-то новое и очень мощное. Именно поэтому в последние годы мы один за другим видим подобные очень авторские, но очень плохие фильмы. Оказалось, что мало кто в условиях продюсерской свободы способен держать себя в узде и снимать кино для зрителей, а не для самих себя.

Такое кино продолжают хвалить, выискивать смыслы и высказывать восторги смелости и амбициозности авторов. Памятники ведь уже воздвигнуты...

Всерьез сидеть и анализировать что в подобных фильмах показано и что это значит, когда даже сам автор понятия не имеет что наснимал и даже не напрягается чтобы понять смысл собственного творчества - занятие действительно для избранных. Возможно даже увлекательное, но к кинематографу и киноискусству имеющее лишь косвенное отношение.

26 июня 2023 | 07:16
  • тип рецензии:

С выходом этого фильма мой кредит доверия к режиссеру Ари Астеру («Солнцестояние», «Реинкарнация») достиг запредельного уровня. Третий шедевр к ряду — это сильно!

Режиссер поместил главного героя Хоакина Феникса, законченного ипохондрика, который и так боится всего на свете, в гипертрофированный мир, наполненный опасностями, неловкими и стрессовыми ситуациями, токсичностью, манипуляциями, абьюзом и насилием всех мастей. Это смотрится одновременно смешно, абсурдно и жутко — фильм выпустит из вас целый спектр сменяющих друг друга эмоций. Главная цель героя — добраться до дома матери в другой город, но учитывая обилие ужасных вещей, происходящих вокруг, совершить это путешествие будет ужасно сложно, больно, отвратительно (и умопомрачительно сюрреалистично).

Может показаться, что фильм излишне затянут со своим трехчасовым хронометражем, однако изначально Ари думал даже о 5-часовой картине. К счастью всех неусидчивых история довольно четко поделена на разные этапы путешествия Бо, которые будто делятся на серии. Но проблема для зрителя может таиться не только в долгой истории: нагромождение странных событий в фильме в какой-то момент может утомить, кого-то собьет с толку жанровая вакханалия, а кому-то просто будет тяжело смотреть на мир глазами человека с массой психических расстройств — в этом случае восприятие картины будет искажено, а процесс просмотра окажется мучительным.

Техническая же сторона фильма безупречна, как и игра Хоакина, в принципе этим всё сказано. К слову, это самый дорогой проект студии А24.

«Все страхи Бо» — это бред гениального сумасшедшего в модном свитшоте и зияющей дырой в груди, с поющей на фоне Мэрайей Кэри, абсолютно уникальное произведение, которое, как и предыдущие картины режиссера, я бы не стал советовать зрителю, далекому от экспериментального кино и арт-хауса. Для остальных фильм с большой вероятностью окажется настоящей находкой!

PS: У режиссера уже прослеживаются свои визитные карточки, так что кто-нибудь обязательно останется без головы или упадёт на большой камень с высоты.

23 июня 2023 | 13:20
  • тип рецензии:

Довольно в фантазийной форме Арт Астер рассказал о том, как страхи, сформированные в детстве, например, байки о лезвии в еде, чтобы отучить ребенка от сладкого, о больном сердце, чтобы оградить ребёночка от половой жизни, никуда не исчезают после отрочества, а наоборот получают свое развитие во взрослой жизни. Вместе с тем, стоит отдать должное внешнему, безумному миру, существующему за окном квартиры Бо, этот мир напоминает знаменитые компьютерные игры с элементами урбанистической жестокости (Grand Theft Auto), но с сохранением фрагментов из пародии и комедии. Он же доводит детских фобии главного героя до предельного уровня. В итоге герой инфантилен, страдает синдромом и в целом испытывает серьезные проблемы по ментальной части.

Герой замкнулся в своих страхах, они сформировали вокруг него кафкианский мир. Как в «Процессе» Бо был всегда окружен объективными препятствиями и в конце встречает такой же конец, каким завершил свой мучительный путь Йозеф К.

Думаю, что Бо, после принятых ультрасовременных таблеток, все время провел во сне (квартира и сам город, дом «приемных родителей», лес, пригород с гробом и амфитеатр), возможно он все-таки доберется до своей мамы, которая не является такой ужасной.

19 июня 2023 | 17:50
  • тип рецензии:

Режиссер Ари Астер («Реинкарнация», «Солнцестояние») представляет зрителю сюрреалистическое, одновременно смешное и кошмарное трехчасовое путешествие по разуму психически нездорового инфантильного мужчины средних лет по имени Бо (Хоакин Феникс), чья попытка вернуться домой, чтобы навестить мать, оборачивается адской одиссеей, состоящей из непрекращающейся тревоги и удушающего чувства вины.

Астер откладывал съёмки этого фильма более десяти лет. После окончания учебы в AFI Conservatory в 2011 году он снял шестиминутную короткометражку под названием «Бо» с чернокожим актером Билли Майо в главной роли, главный посыл которой был, как вы отнесетесь к тому, что ключи от вашей квартиры находятся в руках у незнакомца? «Бо» уже давно не найти на просторах интернета, но первые сцены из «Все страхи Бо» почти полностью повторяют сцены из короткометражки, за исключением появления опоссума в ночи и недоброго ключника, который торжествует на свалке из украденных ключей. Это абсурдная короткометражка берет общий для горожан страх, а именно вторжение внешнего хаоса в личное пространство и превращает его в базу для комедии, находящейся на грани ужаса.

Условно фильм можно поделить на четыре главы, каждая из которых постепенно проникает в потаенные уголки сознания зрителя, вскрывает глубоко укоренившиеся страхи перед тривиальными вещами и погружает в мировоззрение Бо. Время течет неровно, дни сливаются воедино – сложно уловить хронологию событий. На фоне присутствует постоянный гудящий шум, вызывая беспокойство и дискомфорт в той же степени, что и в «Реинкарнации». Во второстепенных персонажей заложена некая хитрость, они ведут себя неестественно и со скрытыми мотивами. Реальность сливается с иллюзиями, создавая дезориентирующее впечатление от просмотра.

Герой Хоакина Феникса как герой Филипа Сеймура Хоффмана в «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, в котором директор театра Кейден Котар, находясь в творческом кризисе пытается поставить пьесу, но его крайняя приверженность реализму начинает стирать границы между вымыслом и реальностью. Временами кажется, что зритель наблюдает за очередным «Шоу Трумана» Питера Уира в котором герой Джима Керри обнаруживает, что живет ненастоящей жизнью, все друзья оказываются нанятыми актерами, а мир вокруг – декорациями или «Догвиллем» Ларса фон Триера, где героиня Николь Кидман оказывается в заточении в городке, в котором искала спасения. Весь фильм не покидает чувство тревоги, которое может быть сопоставлено с тревогой, которую испытывал зритель в фильме «мама!» Даррена Аронофски, когда обезумевшая толпа с остервенением растерзывала новорожденного младенца. Существование человека в этих фильмах, как и во «Всех страхах Бо» рассматривается под микроскопом, поддающееся осуждению и поиску недостатков.

Бо Вассерман — квинтэссенция главного героя фильмов Астера, едва справляющегося с адским пейзажем за пределами кажущегося безопасного жилища. Район в центре города, где живет Бо, полон насилия и безумия – люди дерутся посреди улицы, бегают с ножами, угрожают спрыгнуть со зданий, вокруг лежат трупы. Эти кадры превосходно изображают нездоровый грустный мир, пожирающий себя заживо средь бела дня и не только Бо стоит бояться, но и зрителю тоже.

«Все страхи Бо» — самый долгожданный и сложный фильм Астера, который вероятно перезрел, дожидаясь своего появления на свет. Это плотно упакованная фрейдистская драма об Эдиповом комплексе, которая одновременно завораживает и заставляет скучать. Несмотря на обилие локаций, великолепие режиссерских замыслов и операторских решений самыми занимательными кадрами фильма оказываются ничем не примечательные крупные планы Хоакина Феникса, телефонные звонки матери и его внутренние переживания, которые актер пропускает через себя и передает зрителю. В фильме спрятано много скрытых смыслов, которые являются ключом к разгадке замысла режиссера, но которые можно сразу не заметить. И хотя еще раз пересматривать фильм длинною в три часа кажется сомнительным удовольствием, все же взглянув на фильм под другим углом, он заиграет абсолютно новыми красками.

18 июня 2023 | 11:25
  • тип рецензии:

А шуму то было. Вообще отношусь насторожено к титулам вроде Новый гений, Шедевр и т.д. данные тому или иному современному режиссеру и его картине современной публикой. Все страхи Бо - такой безобидный зверек, когда ему угрожает опасность и он попросту разоблачен, резко меняет окрас или выпускает иглы и начинает шипеть, тем самым заявляя о себе как об особенной, но такой агрессивной ленте. Подумайте дважды и начните наконец-то сомневаться в том, что нужно продолжать род. Ведь все гниет и тлеет. А вдруг твой ребенок, как тот прыгун с высотки, будет доведен этим миром до такой состояния. У него тоже была мама, у него тоже, наверное, была первая любовь.

Но обязательно надо сделать из простой идеи нечто коварное и злое. Это кино духовно не возвышает, а лишь сильнее прибивает тебя к земле. И сразу вспоминаешь Биберкопфа: Уж лучше родиться каким-то животным, нежели жить человеком. Астер ненавидит людей, и это очевидно. Поначалу мне Бо был симпатичен. Я также спасался от шумных соседей, затыкая пальцами уши. И по сей день боюсь выходить из дома. Роль матери в жизни Бо неоднозначна, но он не исключение. Это гнетущее ощущение то ли благодарности, то ли сомнения в матери. Ее красивая ложь, что сын особенный и должен найти себе особенную даму. И эта ее строгость, из-за которой в том числе и слетела крыша у Бо. Матери, как и отца, как будто и не существовало. Мать так вообще безымянная, без головы. Фундамент человека со всеми его расстройствами и бзиками закладывается в детстве. Тема действительно новая.

А все проблемы от небезобидного Cum. Какова вероятность, что сын Астера станет режиссером и пустит своего паука в более темные углы. Один мудрый человек говорил: лучше сразу в могилу, чем в больницу. Отчего Бо так боится умирать, ведь постоянно вскрикивает, думая о смерти. Первая любовь и первая ложь матери. Все в одной лодке небытия .Солдаты с нарушенной психикой, странная семейная парочка, стервозные подростки. Это прям вынесенный за пределы ринга бой между Марком Твеном и Фицджеральдом. Только этот бой заканчивается ничьей. Ибо для смерти, нет разницы, у кого забирать жизнь. У человека, который прожил жизнь от старости до молодости и наоборот. Где ты был отец? Давая новую жизнь, ты уже ее обрекаешь на страдания. Злой фильм. Но в конце фильм, как и положено, окажется разводом. Берегите своих близких, особенно матерей.

17 июня 2023 | 00:46
  • тип рецензии:

В российском прокате стартовала новая лента с Хоакином Фениксом, от режиссера 'Реинкарнации' и 'Солнцестояния'. Три часа безумия, психоделическая одиссея, театр одного актера. До этого я думала, что самые сложные рецензии уже написаны, но этот фильм просто растоптал меня в пух и прах, полностью уничтожив мои ожидания. 10 лет режиссёр вынашивал идею этого фильма и воплотил её во что-то невообразимое, уму непостижимое. Не в последнюю очередь, своей оригинальностью фильм обязан студии А24, которая после некоторых удачных работ, дала Ари Астеру полную свободу творчества и тот снял 'Бо'.

Фильм заслуживает по-настоящему глубокого анализа от корки до корки. Философия, психология, жизнь, Фрейд, Юнг, Софокл, 'Властелин колец', тут будет все, просто всё, и ты не можешь даже сказать, что это было как-то занудно или несуразно. В ответ на вопрос: 'понравился ли тебе фильм?' Ты многозначительно простонешь и скажешь: 'скорее да, чем нет'. И эта фраза будет полностью отражать всю составляющую, всю подноготную и всю философию фильма.

Как забавно и комично бы это не звучало, но весь фильм это сплошной комичный роуд-муви, хоррор и комедия в одном флаконе. Мы с героем будет путешествовать по различным локациям и преодолевать разные испытания, чем-то все происходящее будет напоминать фильмы-приключения, где герой весь фильм стремится к своей цели (прям как Фродо во «Властелине колец»). Но только, увы, Бо совсем не герой и все это будет похоже, скорее, на путешествие в ночных кошмарах. Звучит просто, не правда ли? Понятно и достаточно логично.

На самом деле, понять что происходит будет не самой простой задачей, очень рекомендую перед просмотром ознакомиться с творчеством Фрейда, хотя бы статьей на википедии. Эти знания немного помогут вам с просмотром фильма и его осознанием. Потому что если попытаться понять фильм 'в лоб', как 'драму' или 'комедию', то голова явно может треснуть от всей происходящей несуразицы. А Бо это не фильм на 1,5 часа, ему этого мало, вы проведёте перед экраном почти 3 часа, пытаясь понять, что до вас хотят донести. А пытаться придется долго, потому что Бо это не фильм, где вам в лоб будут говорить банальные истины. Здесь вообще не будет ничего 'в лоб', каждую часть фильма вам придется расшифровывать и интерпретировать сообразно вашей эрудиции.

Не каждый готов провести пол рабочего дня перед экраном в кинотеатре, проживая жизнь героя буквально от самого рождения до смерти в неочевидной, фрейдистской интерпретации. Но, как говорится, хронометража бояться - в кинотеатры не ходить.

Читая мою рецензию и миллион прочих, вы можете задаться вопросом: 'а о чем же всё-таки фильм?'. И обнаружите, что никто не говорит прямо о чем сюжет. Это происходит из-за достаточно сложной структуры фильма и невозможности его буквальной интерпретации. Здесь есть всё! Во всех пониманиях всё! Внутренние демоны, пожирающие страхи, восприятие жизни в эпоху перегруженности информацией, отношения с авторитарной матерью. Скажем так, он обо всем, что вас беспокоит в кабинете у психотерапевта. Поиск смыслов в такого рода фильмах, это такое же благодатное занятие, как толкование снов по методичке из 90-х годов в мягкой обложке. Поэтому оставим смысл за скобками и поговорим о других составляющих.

ХОАКИН ФЕНИКС - это просто что-то нереальное, от него просто не оторвать взгляд, он держит тебя и твой рассудок в заточении, он шикарен в каждом своём поступке, жесте, мимике и эмоциях. Ни один актер, мне кажется, не отдавал столько, сколько Хоакин отдал этому фильму, он здесь просто великолепен. В этом фильме в принципе больше нет главных персонажей, он здесь один, он весь фильм держит и несёт на своих плечах, это бенефис одного актера, эти три часа только его.

Я много говорю о фильме, потому что это произведение действительно можно обсуждать часами и находить все новое и новое, но и помимо этого он также технически прекрасен, каждый акт детально проработан и логически выстроен, локации всегда такие разные и наполненные, камера порой хватает такие моменты и делает такие фюзеляжи, что уму не постижимо.

Картинка очень красивая, если можно так сказать. Даже цвет картинки, он такой разный и многогранный, просто кайф. Но вы явно не придете за этим в этот фильм, для наслаждения картинкой есть другие, более подходящие картины.

В целом, многим фильм может совершенно не зайти, не каждый готов заглянуть в себя, в свои страхи и проблемы, как это сделал Бо и это нормально. Также очевидно, что не каждый готов тратить свои силы и время на расшифровку всего, что он увидел. Это явно не для всех и это не хорошо и не плохо, это как есть.

Если вы все-таки смелый и находчивый, то наверное вам стоит знать только две вещи, во-первых, это фильм про парня по имени Бо, и, во-вторых, это странно, оскорбительно, чертовски смешно и чертовски запутанно. Трехчасовая оговорочка по Фрейду, во главе со всевозможными неврозами и комплексами.

Поэтому отправившись в это увлекательное путешествие вместе с Бо, вы можете быть также жестоко разочарованы, как и сам Бо на каждом этапе своего нескончаемого пути. Понравится вам этот аттракцион или нет, зависит только от силы вашего вестибулярного аппарата и готовности посмотреть своим страхам в глаза. И думаю этот прекрасный пассаж, надо закончить фразой которую сказал Ари Астер на своём одном интервью: «Если ты родился человеком, это уже хоррор». Похлопаем ему за это.

01 июня 2023 | 17:53
  • тип рецензии:

Для тех из вас, кто читает только пару первых предложений и оценку напишу следующее - вы не видели никогда и ничего даже отдалённо похожего на Все страхи Бо. Для искушённых синефилов, считающих, что их уже ничем нельзя удивить - вы не видели никогда и ничего даже отдалённо похожего на Все страхи Бо. А причина тому достаточно проста - этот фильм сам не знает, что он из себя представляет, формируя противоречивые ощущения, кочующие от просто-наспросто каши до, так называемого, 'beautiful mess'.

- В чём же главная сила этого фильма?
- Ари Астер - режиссёр.
- И что же он срежиссировал?
- Спектакль.

Начнём, что называется, с одёжки, потрясающе представленной художником-постановщиком, оператором и, естественно Ари Астером-режиссёром. Более чем уверен, что по итогам этого года картина сумеет стать, если не самой, то одной из самых креативных и впечатляющих в визуальном плане (а это сильное заявление учитывая то, какие фильмы нас ждут в оставшиеся 7 месяцев постепенно уползающего года). Интересные лонгшоты, как максимально простые в своём исполнении и работающие на напряжённость ситуации, так и задействующие целые улицы статистов, невероятно приковывают глаз к чудаковатой истории и позволяют ей бить именно по тем точкам, которые необходимы для успеха полотна.

Визуальный стиль Астера, впечатляющий ещё во время выхода Солнцестояния, получает здесь невероятное развитие в специально отведённые 20-25 минут хронометража, происходящих в импровизированном театре (в чём можно увидеть аллюзию и на сам фильм вв принципе), оторвать глаз от которых, лично мне, было невозможно, ввиду интереснейшего исполнения окружающего главного героя мира и нарочитой гиперболизацией всего, что попадает в объектив камеры (опять-таки аллюзия).

Стоит замолвить словечко и за Хоакина Феникса, играющего, кто бы мог подумать, психически нестабильного человека и делающего это, кажется, с каждым разом всё лучше и лучше...однозначно один из самых ярких перформансов этого года.

Так в чём же главная проблема этого фильма?

- Ари Астер-сценарист.
- И чего же он боится?
- Редактуры.

Да, вряд ли вы найдёте человека, способного провести психологический анализ персонажа через настолько странную сюжетную линию, но... стоило ли оно того? Фильму абсолютно не обязательно было идти 3 часа, это не монументальный байопик и не пеплум, да и не способен он удивлять на протяжении всего хронометража. Две трети картины представляют нам достаточно линейную историю, демонстрируемую в низком темпе и не особо старающуюся тебя завлечь, в которой форма абсолютно перевешивает содержание (отличающееся, опять-таки, чудовищной гиперболизацией всего происходящего, словно фильм был написан не опытным сценаристом, а новичком, пытающимся бросить вызов сторителлингу). И ведь действительно, это работа не (уже) прославленного новатора хорроров-это работа новичка Ари, его первый сценарий, подобного которому мы ещё не видели и вряд-ли увидим в дальнейшем. Это пьеса творца с большой буквы, его театр, да, со своими проблемами, где-то пол назойливо скрепит и отвлекает от повествования, а где-то и отвлекать особо не от чего, зато невероятно красивые декорации, которые сами переключают на себя внимание и за это я готов аплодировать Астеру, он настоящий, я уверен, любая другая студия заставила бы его порезать фильм, обрезать концы и тогда, возможно, он получился бы ровнее, но студия А24-ровно такие же творцы, доказывающие свою любовь к искусству на протяжении многих лет и пусть большинство их фильмов не идеально, вычурно, вызывающе и неуместно, но они всё же живые, а для меня, как для зрителя, это важно.

...но... стоило ли оно того? Для меня-однозначно да, это невероятный опыт, который придётся по вкусу далеко не каждому, но...разве он обязан всем нравится?

30 мая 2023 | 01:08
  • тип рецензии:

Я придумывал этот фильм десять лет. Он эпичный. Гигантский. В каждой детали заключено множество других деталей. Представьте, что десятилетнего ребёнка накачали антидепрессантами и отправили за покупками – такой здесь вайб. Мне хотелось, чтобы после сеанса ощущалось, что вы прожили целую жизнь и стали другим человеком.

Я чувствую большую ответственность снять нечто невероятное. Это как еврейская версия «Властелина колец», только его (героя) путешествие – домой к маме. Я хочу, чтобы вы испытали, каково это – быть неудачником.

© Ари Астер


Долгожданный выход в свет «Всех страхов Бо» сравним с пущенной в космос пулей, разросшейся при столкновении со стратосферой до размеров шаттла. Всё началось со скромной короткометражки 2011 года – тренировочного «набивания руки» в жанре клаустрофобного психологического триллера. В то время Астер вряд ли подозревал, какой безумный и стремительный путь в карьере ему предстоит, но упорно разрабатывал новые сюжеты и авторские приёмы.

2023 год. На экранах – действующий Джокер планеты Хоакин Феникс, променявший психопатию на ипохондрию и кучу разномастных фобий. В кинозалах – зрители, далеко не все готовые к трёхчасовому «грузилову»: увольте, не они ли ещё вчера с радостью протирали штанишки, вкушая длиннючие «марвеловские» блокбастеры последних лет, и не им ли за сутки удаётся влить в себя целый сезон какого-нибудь залихватского сериала? Но Ари умудряется сделать так, что даже самые стойкие синефилы после просмотра чувствуют себя достигшими вершины Эвереста, покуда боль и травмы стираются в пыль перед бесконечностью открывшихся горизонтов, чересчур широких для их одномоментной фиксации.

Перед нами – мультижанровая чёрная трагикомедия с элементами хоррора, театральной сказки, приключенческого боевика и тяжёлой экзистенциальной драмы, отсылающей то к фрейдизму, то к юнгианству, то в дальние дали подсознательных вселенных. Также картину можно назвать зубодробительным сновидческим эпосом с обилием метафор и гротескного юмора или, если хотите, своеобразным учебником по психоанализу, иллюстрирующим симптомы и последствия целого ряда терминов: генерализированное тревожное расстройство, нарциссизм и нарциссическая травма, психологический инцест, ОКР, ПТСР, гиперопека, паранойя, абьюз, газлайтинг и так далее. Ещё это крайне обстоятельное эссе на основе предыдущих работ, детально связывающее их в один громадный клубок – от короткого до полного метра.

Помимо мотивов крохотного «Бо», послужившего основой, здесь мы вновь, как когда-то в «Мюнхгаузене» и «Типа», погружаемся в ад удушливой взаимосвязи с мамочкой. Вновь, как в «ПЧТ действительно работает» и «Голове черепахи», отводим особое внимание мужскому достоинству. Вновь, как в «Солнцестоянии», послушно просовываем ручки в кандалы созависимости. Вновь, как в «Реинкарнации», перешагивая через исчезающие от роковой случайности головы, сталкиваемся с тем, что поколениями в генеалогическом древе управляют коварные женщины, предопределяя судьбу потомков, а мужчины рано или поздно приносятся в жертву. И вновь, как везде да сразу, переживаем очередную семейную трагедию, ибо семья – главная причина изобилия бед, происходящих с человеком, лишающимся субъектной сепарации и патологически неспособным к автономности. Не говоря уже о том, что предстаёт в финале: почерк режиссёра меняет лишь окрас чернил, оставляя те же самые постоянные величины в крепко выстроенной системе. Ари плевать, хочешь ли ты добра, справедливости, катарсиса, логичной метаморфозы в характере и/или сценарии – главное, чтобы диагноз был точно поставлен, хотя ещё один пациент умер на операционном столе. Да, его органы лежат вперемешку, разодранные швы теряются под пластом из сплошного заворота кишок, а башка, согласно общеизвестным маньяческим традициям, насажена на пенис – но кого будет волновать жертва во имя науки, если болезнь найдена и скрупулёзно записана в словари, а опухоль, её сопровождавшая, добавлена в бесценную коллекцию экспонатов личной кунсткамеры?

Впрочем, особо возмущённые нашлись как среди критиков, так среди зрителей: радикальные методы воздействия не убедили их в том, что фильм, следующий законам сна, аляповато стирающего границы между галлюциногенным трипом и стандартным ночным кошмаром, должен сводиться к постулату, соревнующемуся в простоте с шажком доисторической амёбы. Мол, наши поведенческие бзики целиком и полностью произрастают из заложенных в детстве программ, и виной всему не божественное провидение или личная инициатива (читай: безынициативность), а межличностно-родственная травма дисконнекта, раздутая автором из мухи в слона. Что ж, если вы не любвеобильны к подобной трактовке, то, конечно, препарирование материала скорее вас разочарует, нежели обрадует.

Однако смелости и самоотверженности в издевательстве над разумом любого готового к пытке поклонника синефильских экспериментов Астеру явно не занимать. «Все страхи Бо» условно можно разделить на четыре части. В первой вы кубарем провалитесь в бытовые триггеры, панические атаки, ипохондрическую свистопляску – целый срез ужасов, коими пичкает современного обывателя полный опасностей мир. Во второй вас ухватит за горло параноидальная разница мотиваций и взглядов в межчеловеческом общении: тот момент, когда доверительный дискурс постепенно обязан превратиться в горящую кроваво-алым неоном вывеску «НЕ ДОВЕРЯЙ НИКОМУ». На смену придёт вымученная, но оправданная передышка – прямое соприкосновение с гармоничным социумом и окружающим пространством. Тут вас полюбят и примут как своего, позволив через творческий акт предаться сладкой грёзе о том, каково быть бесстрашным и найти проекцию собственной жизни достойной альтернативой книжным легендам о путниках и рыцарях, сумевших однажды покинуть прошлое и обрести себя в полной мере, невзирая на ворох сопутствующих лишений. Наконец, последняя часть, замыкающая повествование в круг пожирающей хвост змеи, сотрёт мечту в прах, столкнув с локомотивом реальности и досконально объяснив происхождение фобий героя, а также вынеся общий вердикт наиболее бескомпромиссным способом из всех возможных. Астеру всё равно, что вам больно, что вас тошнит, что вы в смятении. Ему, опять-таки, важнее диагноз, нежели забота о состоянии. Несогласных просим удалиться.

В некотором смысле это действительно жестоко и напоминает законсервированный во времени подростковый протест, подкреплённый сугубо личными мотивами, отчего есть риск воспринять высказывание как душную тираду, изложенную на разных языках бесконечно зудящим речитативом. Но то, насколько профессионально само изложение, то, какими необычными инструментами препарирован исследуемый пациент, то, с чем присвоенным, упакованным в багаж впечатлений выходит мозг из индивидуальной пыточной, значительно перевешивает побочный эффект сбитой из-под ног земли – конечно, если вам хоть немного важно испытать данное ощущение вопреки щепетильности к теплично взращенной зоне комфорта.

«Все страхи Бо» – явно не кино, что прожуётся вместе с попкорном и легко переварится в желудке, хотя заглавная смысловая подоплёка окажется до боли простой, но многослойная, неистовая инсталляция её развёрнутости, доверху переполненная дополнительными коллизиями и аллюзиями, эпическим кубарем расколошматит сознание в щепки. И всё же путешествие не пройдёт даром, даже если природа ужаса, согласно Фрейду – когда родной дом становится чужим, а уютное обнаруживает в себе жуткое.

Значит, так надо. Значит, это – Ари Астер.


9 из 10

29 мая 2023 | 09:19
  • тип рецензии:

Бо боится. Судя по фильму, боится Бо многого, если не всего на свете. Хотя каким-то образом точно не побоялся жить в одиночестве в серой и унылой квартире на энном этаже не менее унылого многоквартирного дома. Зато мужчина всё-таки боится в лишний раз покинуть свою затхлую норку, лишь бы не оказаться в потоке нахлынувшего страха. Вообще, если возникают вопросы относительно того, где же в этой третьей полнометражной работе Ари Астера потерялся заявленный в списке жанров хоррор, то он как раз отлично проявил себя в сегменте о попытках Бо покинуть мрачное жилище и сегменте о долгожданном прибытии в материнский дом после причудливых приключений.

Так уж получилось, что каждый новый человек, родившийся на территории планеты Земля рано или поздно сталкивается с бесчисленным количеством человеческих страхов. Как это обычно бывает, найдется основная группа страхов, которая будет безжалостно пугать гуманоида до полного изнеможения. Но умные представители расы в модных очках с качественной оправой начнут утверждать, что какой бы вид страха ни встретился, его с точностью до миллиметров можно победить в безжалостной и энергозатратной схватке. В лучших традициях боевиков, его можно временно оглушить, с трудом придушить, потрясающе убить или вообще от него на время убежать, спрятаться.

Сосед из квартиры напротив, мелкие насекомые, волосы на лобке, гроза, изнасилование, армия, гнев родителя, двойка по профильному предмету, соитие без презерватива, чувство остаться одному (-ой), потеря работы, землетрясение, смерть. Вам не кажется, что мы все живём на планете под названием Страх? Из поколения в поколение передается некий код боязни всего на свете, отчего может сложиться ошибочное суждение о том, что люди тогда застряли в вечном порочном круге, из которого не выбраться. Но снова и снова появляются люди, какими-то известными им способами победившие этого страшного врага, на которых потом с восхищением и трепетом смотрят собратья.

В то же время эти победители тоже начинают бояться, например, растраты богатства, отъезда детей, потери популярности. Выходит, суждение в предыдущем абзаце не является ошибочным. Боится и будет бояться каждый человек, всего и вся, по мере взросления и до конца жизни. Следовательно, Ари Астер наверняка нарисовал своё полотно под впечатлением от этой аксиомы. Не сбежать, не спрятаться и не запереться в четырёх бетонных стенах. А ежели отважиться выйти в свет и пустить в роуд-муви, одиссею, в путь воина, то впереди ожидает тотальный кошмар из неуравновешенной семейки, свихнувшегося спецназовца, бродячей театральной труппы, дома.

'Все страхи Бо' мы посмотрели ещё две недели назад на огромном экране мультиплекса. И вот сейчас за написанием этого текста понимаем, что фильм явно не для одного раза. В нём есть гротеск, что только сильнее привлекает. Из-за него зритель понимает, что творящееся на экране явно имеет условный характер, поскольку затюканный Бо мог и выдумать всё в своей голове. В конце концов, нам показывали, как он спит в квартире перед отлётом к маме. Тогда и обыграть всё в таком ключе довольно соблазнительно. Мол, 'Все страхи Бо во сне'. А вы помните, почему мы видим сны? Как жить, когда страхи попадаются на глаза во время бодрствования и когда спим. Режиссёр знает.

Отрадно, что Андрей Зайцев снова дублировал Хоакина Феникса. Обалденно подходящий голос.

28 мая 2023 | 20:20
  • тип рецензии:

Cегодня будет шок, космос и взрыв мозга, ни одна из 180 минут которого не была лишней.

Скорее всего, через какое-то время до человечества дойдет, что это кино-гениально.

Я посмотрел это больше 2-x недель назад, а отойти не могу до сих пор: с начала этого года, покамест, «Бо» остается самым сильным кинопереживанием и сваять его могли только создатель «Солнцестояния» и исполнитель роли Джокера. То, что вышло у этого тандема сильно параллелится с самим «Джокером» и является отличным учебным пособием почти по каждому из известных науке психических расстройств.

Итак: Бо живет в городе, улицы которого кишат сумасшедшими (хотя для меня, старого эмигранта, это показалось обычным днем в Нью-Йорке) и боится выходить на улицу.

У него сложные отношения с матерью, неприязнь к соседям и зависимость от антидепрессантов. Причина проста: улицы кишат сумасшедшими, по городу бегает неуловимый Джек-потрошитель, под окнами постоянно кого-то мочат, а полиция опаснее самих преступников.

Текст ниже будет для психиатров.

Давно, коллеги, меня ничего так не сотрясало, даже собственные пациенты. Этот фильм- продолжительный шок, снятый изнутри психиатрической лечебницы, из которой, спасая свои жизни, сбежали врачи; калейдоскоп из осколков воспоминаний и травм, поднимающий сложнейшие экзистенциальные вопросы, психодрама, которой вы не просили и терапевтический процесс, на который вы не подписывались.

Гамбургер из жизни смерти с котлетой из детских комплексов под соусом из метафор, оценить глубину которых вряд получится, если вам хоть сколько-нибудь меньше сорока.

В какой-то момент, сознание прекращает сопротивляться и просто сдается, заколдованное формулой «Шоу Трумана», если оно что-то для вас значило.

26 мая 2023 | 19:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: