«Когда сижу я ночью одиноко
И образы святые в тишине
Так из души я вывожу глубоко,
И звонкий стих звучит чудесно мне,—
Я счастлив! мне уж никого не надо.
Весь мир во мне! Создание души
Самой душе есть лучшая отрада,
И так его лелею я в тиши...»
Николай Огарев
Тусклые и мрачно-серые оттенки тюремных сводов отражаются в опустошенном взгляде их измученного узника. Десять лет под грифом политзаключенного проведенные здесь, оставили глубокий рубец на его судьбе. Она попросту исковеркана, уничтожена, как и его здоровье. Он поплатился за свои взгляды и теперь возвращается домой. Но тот ли это дом, который был прежде. Время, казалось бы, не коснувшееся этого тихого места, все же неумолимо шло. Все меняется для одинокого путника, бредущего по знакомой осенней дороге.
«Осень», став дебютным фильмом Озджана Элпера, предстает вызовом, пусть и завуалированным. Сильный, но скрытый посыл. Происходящее звучит тихим и скорбным отголоском событий рубежа нового тысячелетия происходивших в Турции. Для многих из местных жителей те годы остались самыми тяжелыми, а для кого-то и вовсе стали последними. Но будучи погруженной в сферу потаенных смыслов, картина все же не акцентирует внимание только на социальной проблеме. Фильм не спеша рассказывает о судьбах простых людей, в том числе и тех, кто был перемолот жерновами системы благодаря своей вере во всеобщую справедливость.
Все эти жизни и события мелькают в памяти одного человека, то всплывая архивными отрывками хроники, а иной раз, отражаясь во взгляде, сквозь пелену, подобно той, которая окутала величественные горы, на склонах которых разбросаны маленькие домишки родной деревеньки главного героя.
Сильнейший визуальный смысл заключен в картинке на экране. Элперу удалось обезопасить свое творение. В том случае если подобная история покажется кому-то инородной, он, тем не менее, не сможет не признать красоты происходящего. На побережье черного моря, не такого, которое нам известно. Здесь оно предстает живописным, не тронутым цивилизацией уголком, словно целый мир, в котором растворяется меланхоличный Юсуф. Казалось бы, только старуха-мать, словно маяк прежнего существования, дождавшаяся его из заключения, связывает его с реальным миром. У него нет больше родных, а прежние друзья контрастируют с ним своей внутренней энергией. Он бродит по знакомым вроде бы местам, на фоне лесистых гор, пытаясь адаптироваться к этой новой забытой жизни.
Теплая, вольная осень сменяется зимой. Тем временем в этом удаленном уголке на пути Юсуфа появляется еще один человек, со своей историей. Ее зовут Эка. Отчужденная странница, без дома и опоры, она стала в какой-то мере родственной для него душой. Это выглядит не как любовная линия, подобная многим. Они словно две соломинки в водовороте жизни, которые не дают друг другу сгинуть в безвестности. Морской прибой вновь и вновь встречает их на пристани, будто смывая волной былое. Кто знает, что было бы встреться они раньше.
Будучи воплощением всех экзистенциальных смыслов, главный герой выглядит еще более изолированным и самобытным. Это придает повествованию особый колорит и глубину. Есть и спорные моменты в образной изобразительности. Вкрапления русской тематики, в виде фильмов и музыки, не вполне ясны. Разве что исходить из поэтичной лирики Чехова. Отрывки его произведений мелькают в некоторых моментах. Персонаж будто дополняется тяжеловесными и проникновенными чертами, которые раскрывают его мир, такой одинокий и утерянный. А грустные и чувственные мелодии фортепиано пронизывают его действия на фоне блужданий неприкаянной души.
Действие, сопровождающееся и этнической музыкой, так под стать подобранной, плавно подходит к концу. Одинокий человек в окружении собственных мыслей и воспоминаний не вписывается в рамки все также идущей жизни, независимо от его желания. Печальный взгляд в окно, где простирается панорама горного края турецкой деревеньки. Маленькие фигурки людей толпятся на склоне. Еще одна жизнь оборвалась…